Научная статья на тему 'ИМУЩЕСТВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ'

ИМУЩЕСТВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ТЕРРИТОРИИ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синенко Ольга Андреевна, Домников Алексей Юрьевич

Статья посвящена исследованию фискальных механизмов регулирования имущественного налогообложения на территориях с особым экономическим статусом. Целью данной работы является анализ специфики имущественных налогов, оценка величины и структуры предоставляемых налоговых преференций, а также выявление трендов имущественного налогообложения юридических лиц в рамках территорий с особым экономическим статусом. В работе исследованы особенности имущественного налогообложения в рамках данных территорий как в России, так и в зарубежных странах. Сделан вывод о применении налоговых преференций по имущественным налогам в зарубежной практике в основном к высокотехнологичным компаниям на особых территориях. Проведен анализ налоговых преференций по имущественным налогам в России, предоставленным резидентам за период функционирования особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, Свободного порта Владивосток. Отмечено, что в России принятые в последнее время налоговые преференции создают условия для стимулирования компаний к инвестициям в высокотехнологичное развитие и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синенко Ольга Андреевна, Домников Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTY TAXATION OF COMPANIES IN TERRITORIES WITH A SPECIAL ECONOMIC STATUS

The article is devoted to the study of fiscal mechanisms of regulation of property taxation in the territories with a special economic status. The purpose of this work is to analyze the specifics of property taxes, to assess the value and structure of tax preferences provided, as well as to identify trends in property taxation of companies within the territories with a special economic status. The paper explores the features of property taxation within these territories both in Russia and in foreign countries. It is concluded that in foreign practice tax preferences on property taxes are applied mainly to high-tech companies in special territories. The article analyzes the tax preferences for property taxes in Russia granted to the residents for the period of functioning of special economic zones, territories of advanced socio-economic development and the Free Port of Vladivostok.

Текст научной работы на тему «ИМУЩЕСТВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ»

ПРЕФЕРЕНЦИИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-74-85 [7

Имущественное налогообложение юридических лиц на территориях с особым экономическим статусом

Ольга Андреевна Синенко

E-mail: sinenko.oa@dvfu.ru, ORCID: 0000-0001-7497-9475 Дальневосточный федеральный университет, Владивосток 690922, Российская Федерация Алексей Юрьевич Домников

E-mail: domnikov@e1.ru, ORCID: 0000-0002-6260-9423 Уральский федеральный университет, Екатеринбург 620002, Российская Федерация

Аннотация

Статья посвящена исследованию фискальных механизмов регулирования имущественного налогообложения на территориях с особым экономическим статусом. Целью данной работы является анализ специфики имущественных налогов, оценка величины и структуры предоставляемых налоговых преференций, а также выявление трендов имущественного налогообложения юридических лиц в рамках территорий с особым экономическим статусом. В работе исследованы особенности имущественного налогообложения в рамках данных территорий как в России, так и в зарубежных странах. Сделан вывод о применении налоговых преференций по имущественным налогам в зарубежной практике в основном к высокотехнологичным компаниям на особых территориях. Проведен анализ налоговых преференций по имущественным налогам в России, предоставленным резидентам за период функционирования особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, Свободного порта Владивосток. Отмечено, что в России принятые в последнее время налоговые преференции создают условия для стимулирования компаний к инвестициям в высокотехнологичное развитие и сокращения негативного воздействия на окружающую среду.

Ключевые слова: имущественные налоги, налоговые льготы, территории с особым экономическим статусом

JEL: H20, H21, H25

Для цитирования: Синенко О. А., Домников А. Ю. Имущественное налогообложение юридических лиц на территориях с особым экономическим статусом // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 3. С. 74-85. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-74-85.

© Синенко О. А., Домников А. Ю., 2022

https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-74-85

Property Taxation of Companies in Territories With a Special Economic Status

Olga A. Sinenko1, Alexey Yu. Domnikov2

1 Far Eastern Federal University, Vladivostok 690922, Russian Federation

2 Ural Federal University, Yekaterinburg 620002, Russian Federation

1 sinenko.oa@dvfu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7497-9475

2 domnikov@e1.ru, https://orcid.org/0000-0002-6260-9423

Abstract

The article is devoted to the study of fiscal mechanisms of regulation of property taxation in the territories with a special economic status. The purpose of this work is to analyze the specifics of property taxes, to assess the value and structure of tax preferences provided, as well as to identify trends in property taxation of companies within the territories with a special economic status. The paper explores the features of property taxation within these territories both in Russia and in foreign countries. It is concluded that in foreign practice tax preferences on property taxes are applied mainly to high-tech companies in special territories. The article analyzes the tax preferences for property taxes in Russia granted to the residents for the period of functioning of special economic zones, territories of advanced socio-economic development and the Free Port of Vladivostok.

Keywords: property taxes, tax incentives, territories with special economic status

JEL: H20, H21, H25

For citation: Sinenko O.A., Domnikov A.Yu. (2022). Property Taxation of Companies in Territories With a Special Economic Status. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 3, pp. 74-85 (In Russ.). https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-74-85.

© Sinenko O.A., Domnikov A.Yu., 2022

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие более 110 стран провозгласили пересмотр направлений развития промышленной политики с целью не только создания новых рабочих мест и стимулирования роста производительности в ключевых секторах промышленности, но и реагирования на множество современных вызовов, участия в технологической революции и достижения целей устойчивого развития1. Территории с особым экономическим статусом как инструмент промышленной политики, основанный на привлечении прямых иностранных инвестиций, продолжают распространяться и диверсифицироваться по всему миру [Narula et al., 2019]. В настоящее время насчитывается более 5400 территорий с особым экономическим статусом почти в 150 странах мира и еще сотни находятся в стадии планирования [Liu, 2021]. При этом данные территории являются причиной усиления конкуренции за инвестиции между странами и регионами, способствуя концентрации и кластеризации высокотехнологичных отраслей. В последние годы наблюдается взрывной рост высокотехнологичных территорий с особым экономическим статусом. Так, по данным Министерства науки и технологий КНР, общий ВВП 169 национальных высокотехнологичных зон превысил 10,2 трлн юаней, что составляет примерно 12,4 % национального ВВП.

1 World Investment Report 2019 - Special Economic Zones / UNCTAD, 2019. URL https://unctad.org/ webflyer/world-investment-report-2019.

Половина общих инвестиций китайских компаний в НИОКР приходится на высокотехнологичные зоны, в которых создано 36,4 % функционирующих в стране высокотехнологичных компаний. 218 национальных зон экономического и технологического развития КНР в 2019 г. внесли вклад в общий ВВП в размере 10,5 трлн юаней (1,57 трлн долл. США), а также импортировали и экспортировали товаров и услуг на сумму 6,4 трлн юаней (0,96 трлн долл.), что составило 20,2 % от общего объема импорта и экспорта Китая. При этом в данные зоны в 2019 г. было направлено 54,76 млрд долл. США иностранных инвестиций, что составляет 22 % от всего объема прямых иностранных инвестиций в КНР [Wang, 2021]. Таким образом, актуальность исследования обуславливается необходимостью оценки зарубежного опыта в части применения льготного налогообложения имущества на территориях с особым экономическим статусом и анализа использования существующих инструментов налоговой поддержки в рамках российских территорий с особым экономическим статусом.

ФИСКАЛЬНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ НАЛОГАМ НА ТЕРРИТОРИЯХ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Территории с особым экономическим статусом как один из механизмов промышленного развития действуют в большинстве стран. В работе [Frick et al., 2019] отмечено, что в последние годы развивающиеся страны проявляют высокую активность в этом направлении: особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются с целью увеличения экспорта, диверсификации экономики и роста рабочих мест. Y. Song с соавторами обосновали роль особых зон Китая как ключевого механизма привлечения иностранных инвестиций [Song et al., 2020]. В исследовании [Chaisse et al., 2020] особые экономические зоны охарактеризованы как эффективный инструмент для привлечения иностранных инвестиций, но отмечено, что налоговые льготы, применяемые в ОЭЗ, могут привести к уклонению от уплаты налогов и появлению налоговой конкуренции между государствами. Работа P. Cikowicz и других обосновывает, что стабильность и предсказуемость налоговых преференций более значимы для развития ОЭЗ, чем величина налоговых освобождений [Cikowicz et al., 2021].

В рамках территорий с особым экономическим статусом предоставляется широкая линейка фискальных преференций по имущественным налогам. В частности, в КНР к имущественным налогам относятся: налог на недвижимость, налог на операции с имуществом, налог на транспортные средства и суда, городской налог на землепользование, налог на прирост стоимости земли2. Налог на недвижимость в КНР зависит от стоимости зданий, его базовая ставка составляет 1,2 %, но местные органы власти в особых зонах обычно предлагают снижение налога от 10 до 30 %3.

Для компаний инновационного кластера «Иннополис» в Республике Корея предусмотрены льготы по имущественным налогам, в частности освобождение от уплаты налога на приобретение имущества в полном объеме на 15 лет, льготы по уплате налога на недвижимость в размере 100 % в течение первых семи лет и 50 % — в последующие три года4. Компании с иностранными инвестициями и высокотехнологичные организации, являющиеся в Республике Корея резидентами зон иностранных инвестиций или свободных экономических зон, могут воспользоваться освобождением от уплаты налога на приобретение

2 Foreign Investment Guide of the People's Republic of China. / Ministry of Commerce of the People's Republic of China, 2021. URL: http://images.mofcom.gov.cn/wzs/202112/20211207180940579.pdf.

3 China, People's Republic of Corporate — Other taxes / PwC, 2021. URL https://taxsummaries.pwc.com/ peoples-republic-of-china/corporate/other-taxes.

4 The R&D innovation cluster of the Republic of Korea / Innopolis, 2021. URL https://www.innopolis.or.kr/ eng; Investment Incentives/ Busan-Jinhae Free Economic Zone Authority, 2021. URL: https://www.bjfez.go.kr/ eng_old/00301/00303. web.

имущества и налога на недвижимость в течение 15 лет. В рамках зон развития и продвижения венчурного бизнеса для резидентов предусмотрено сокращение данных налогов на 37,5 %5.

В индустриальных парках Малайзии предусмотрены налоговые льготы по имущественным налогам для компаний, входящих в кластер образования и цифрового развития, — освобождение от гербового сбора на землю или здание, приобретенное в рамках одобренного проекта6.

Вьетнам в сотрудничестве с UNIDO с 2014 г. развивает экопромышленные парки, направленные на внедрение чистых и низкоуглеродных технологий, повышение эффективности использования воды и внедрение управления химическими отходами7. Резиденты индустриальных парков во Вьетнаме освобождаются в полном объеме от уплаты налога на пользование землей в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации распространены четыре вида территорий с особым экономическим статусом8 (рис. 1).

За период функционирования с 2006 по 2021 г. в России в особых экономических зонах (ОЭЗ) зарегистрировано 929 резидентов, из которых более 140 компаний — с участием иностранного капитала из 42 стран. Общий объем вложенных инвестиций — более 632,3 млрд руб., было создано более 48 тыс. рабочих мест, уплачено порядка 229,7 млрд руб. налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов9.

Рисунок 1

Классификация территорий с особым экономическим статусом в Российской Федерации / Classification of territories with a special economic status created in the Russian Federation

Источник: составлено авторами на основании федеральных законов / Source: compiled by the authors based on the federal laws.

5 Taxation — Local Tax/ Invest Korea, 2021. URL: https://www.investkorea.org/ik-en/cntnts/i-390/web.do.

6 ECER Incentive Packages. URL: https://www.ecerdc.com.my/investment-opportunity/ecer-an-ideal-investment-destination/generous-investment-incentive-packages/ecer-incentive-packages.

7 World investment report 2020. International production beyond the pandemic / UNCTAD, 2020. URL: https:// unctad.org/webflyer/world-investment-report-2020.

8 Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (в ред. от 13.07.2020) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) «О Свободном порте Владивосток»; Федеральный закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ (в ред. от 26.11.2019) «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

9 Особые экономические зоны / Министерство экономического развития Российской Федерации. 2021. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/ osobye_ekonomicheskie_zony/.

В отношении имущественных налогов льготы для резидентов особых экономических зон в основном синхронизованы на федеральном уровне. Льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу носят абсолютный характер: в общем виде в пределах определенного периода резиденты не уплачивают данные налоговые платежи, за редкими исключениями. В соответствии с п. 17 ст. 381 Налогового кодекса РФ (НК РФ), налоговый режим ОЭЗ подразумевает освобождение от уплаты налога на имущество организаций на десятилетний период начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества. Для применения льготы имущество резидента должно быть создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории особой экономической зоны, располагаться и использоваться на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ [Синенко и др., 2018]. При этом в рамках ОЭЗ Калининградской области налоговые льготы по налогу на имущество организаций имеют особенности, в частности резиденты уплачивают налог по ставке 0 % в течение шести календарных лет начиная со дня включения организации в реестр резидентов ОЭЗ. В период с седьмого по 12-й календарный год налог на имущество организаций уплачивается по ставке вдвое меньше стандартной10.

Особенности предоставления налоговых льгот по транспортному налогу резидентам особых экономических зон представлены в табл. 1. Глава 28 Налогового кодекса РФ не предусматривает предоставление налоговых льгот по транспортному налогу для резидентов ОЭЗ на федеральном уровне. Субъекты РФ самостоятельно определяют срок предоставления налоговой льготы по транспортному налогу и объекты налогообложения, подлежащие освобождению.

Таблица 1

Практики применения налоговых льгот по транспортному налогу для резидентов особых экономических зон России / Practices of tax incentives for transport tax for residents of special economic zones in Russia

Наименование ОЭЗ Содержание льготы Срок действия Нормативно-правовой акт

ТВТ «Томск» Освобождение В течение десяти лет начиная с месяца регистрации в качестве резидента Закон Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ (ред. от 29.11.2019)

«Иннополис» Освобождение В течение десяти лет с момента постановки транспортного средства на учет Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 г. № 24-ЗРТ (ред. от 28.04.2021)

«Титановая долина» Освобождение В течение 11 лет с года, в котором транспортное средство зарегистрировано на резидента Закон Свердловской области от 15.06.2011 № 41 (ред. от 17.11.2021)

ППТ «Калуга» Освобождение в отношении грузовых автомобилей и других самоходных транспортных средств, машин и механизмов В течение десяти лет с момента регистрации транспортного средства после получения статуса резидента Закон Калужской области от 26.11.2002 № 156-ОЗ (ред. от 26.11.2020)

ТВТ «Исток» ППТ «Ступино квадрат» ТВТ «Дубна» Освобождение, кроме автомобилей легковых, водных и воздушных транспортных средств В течение пяти лет начиная с месяца регистрации транспортного средства Закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004ЮЗ (ред. от 29.11.2021)

Источник: составлено авторами/ Source: compiled by the authors.

10 Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/document/901963297.

В соответствии со ст. 395 НК РФ в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, резиденты имеют право на получение освобождения от уплаты земельного налога. Для судостроительных организаций — резидентов промышленно-производ-ственных ОЭЗ период действия преференции составляет десять лет с даты регистрации в качестве резидента, для остальных — пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. За период функционирования особых экономических зон в РФ налоговые льготы по налогу на имущество организаций составили 26,9 млрд руб., по земельному налогу — 7,9 млрд руб.11 (рис. 2). Отдельно учет предоставленных сумм налоговых льгот по транспортному налогу для резидентов ОЭЗ не осуществляется ФНС, в связи с чем провести анализ по данному виду налоговых льгот не представляется возможным.

Рисунок 2

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу, предоставленные в особых экономических зонах за 2015-2021 гг., млн руб. / Tax incentives for corporate property tax and land tax granted in special economic zones for 2015-2021, million rubles

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Пониженные ставки налога на имущество организаций для резидентов ОЭЗ в Калининградской области, млн руб.

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций для резидентов ОЭЗ четырех типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные, портовые, млн руб.

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций для управляющих компаний ОЭЗ, млн руб.

, Освобождение от уплаты налога на имущество организаций для судостроительных организаций — резидентов ОЭЗ, тип — промышленно-производственная, млн руб.

Освобождение от налогообложения земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ Калининградской области, ОЭЗ Магаданской области, ОЭЗ четырех типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные, портовые, млн руб.

Источник: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов / Source: The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 308390).

11 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_308390/.

Свободный порт Владивосток (СПВ) является одним из ключевых проектов, направленных на ускорение социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. Резидентами СПВ являются более 2 тыс. компаний, реализующих проекты, в рамках которых инвестировано более 240 млрд руб. По состоянию на 2021 г. в России создано 89 территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах. За период функционирования территорий опережающего социально-экономического развития привлечено более 1000 резидентов, которые инвестировали свыше 140 млрд руб. и создали свыше 50 тыс. рабочих мест12.

Предоставляемые налоговые льготы по имущественным налогам резидентам данных территорий зависят от решений представительных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Фискальные преференции по имущественным налогам, предоставляемые резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) Дальнего Востока и Свободного порта Владивосток, обобщены в табл. 2.

Таблица 2

Налоговые льготы по имущественным налогам, предоставляемые резидентам ТОСЭР Дальнего Востока и Свободного порта Владивосток / Tax incentives for property taxes provided to residents of the PSEDA of the Far East and the Free Port of Vladivostok

Вид льгот/ преференций Ставка без льгот Льготный период для резидентов, годы

12 3 4 5 6 7 8 9 10

Территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока

Земельный налог до 0,3 % — земли сельхозназначения; 1,5 % — прочие земельные участки 0 % В соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Налог на имущество организаций 2,2 % 0 % от 0,5 до 2,2 %

Свободный порт Владивосток

Земельный налог до 0,3 % — земли сельхозназначения, 1,5 % — прочие земельные участки 0 % В соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Налог на имущество организаций 2,2 % 0 % до 0,5 %

Источник: составлено авторами на основании нормативно-правовых актов/ Source: compiled by the authors based on the legal acts.

Резиденты проекта Свободный порт Владивосток за период с 2015 по 2021 г. воспользовались правом на получение налоговых льгот по налогу на имущество организаций в общем объеме 548 млн руб. (рис. 3).

Сумма преференций по налогу на имущество организаций, предоставленная резидентам территорий опережающего социально-экономического развития за период функционирования, составила 10,25 млрд руб. Общий объем налоговых льгот по земельному налогу резидентам ТОСЭР Дальнего Востока и СПВ за период с 2015 по 2020 г. составил 232 млн руб. (рис. 4).

12 Для резидентов ТОСЭР в моногородах снимут ограничение на получение льгот/ Министерство экономического развития Российской Федерации, 2 декабря 2021. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/ dlya_rezidentov_toser_v_monogorodah_snimut_ogranichenie_na_poluchenieJgot.html.

Рисунок 3

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций, предоставленные резидентам СПВ и ТОСЭР за 2015-2021 гг., млн руб. / Tax incentives for corporate property tax granted to the Free Port of Vladivostok and PSEDA residents in 2015-2021, million rubles

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Освобождение резидентов Свободного порта Владивосток от уплаты налога на имущество организаций, млн руб.

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций резидентов ТОСЭР: ДВ, моногорода, ЗАТО, млн руб.

Налоговые льготы по налогу на имущество организаций, предоставленные резидентам ТОСЭР ДВ, млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов / Source: The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021.

Рисунок 4

Налоговые льготы по земельному налогу, предоставленные резидентам СПВ и ТОСЭР Дальнего Востока за 2015-2020 гг., млн руб. / Tax incentives for land tax granted to residents of the Free Port of Vladivostok and PSEDA of the Far East in 2015-2020, million rubles

2020 2019 2018 2017 2016 2015

18

16

11

9

( 1

54

0 10 20 30 40 50 60

Налоговые льготы по земельному налогу, предоставленные резидентам ТОСЭР ДВ, млн руб. Налоговые льготы по земельному налогу, предоставленные резидентам СПВ, млн руб.

Источник: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов / Source: The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021.

В целом в структуре налоговых льгот, фактически предоставленных резидентам ТОСЭР Дальнего Востока, имущественные налоги в сравнении с НДС и НДПИ незначимы. Если в структуре выпадающих доходов по налоговым платежам резидентов за период с 2016 по 2020 г. НДС занимает от 44 до 66 % (в зависимости от года), то налог на имущество организаций варьируется в диапазоне от 1,42 до 2,11 %, земельный налог — от 0,03 до 0,22 % [Кадермятова и др., 2021].

В созданных на территориях Приморского края (о. Русский) и Калининградской области (о. Октябрьский) специальных административных районах также предусмотрены льготы по имущественным налогам (табл. 3). Цель создания данных территорий с гибким режимом налогового и валютного регулирования резидентов — содействие редомициляции компаний из иностранных юрисдикций в российскую [Воронко и др., 2021]. Налоговые льготы предоставляются лицам, получившим статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»13.

Таблица 3

Налоговые преференции по имущественным налогам, предоставляемые резидентам специальных административных районов в РФ / Tax preferences for property taxes provided to residents of special administrative regions in the Russian Federation

Наименование налоговых преференций Объекты, не подлежащие налогообложению Основание

Освобождение от уплаты транспортного налога Суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов п. 11 ст. 358 НК РФ

Воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов п. 12 ст. 358 НК РФ

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций Суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов п. 9. ст. 374 НК РФ

Воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов п. 10 ст. 374 НК РФ

Источник: составлено авторами на основании нормативно-правовых актов / Source: compiled by the authors based on the legal acts.

Помимо экономических зон в России особые преференциальные режимы действуют на территориях, созданных для развития высокотехнологичного бизнеса и продвижения наукоемких продуктов и технологий, в частности в инновационных научно-технологических центрах14 и в инновационном центре «Сколково»15. Налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество организаций предусмотрены для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"» (табл. 4).

За период с 2015 г. объем налоговых преференций в рамках инновационного центра «Сколково» по налогу на имущество организаций составил 2407 млн руб., по земельному налогу — 4756 млн руб. (рис. 5).

13 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201808030099.

14 Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

15 Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) «Об инновационном центре "Сколково"».

Таблица 4

Налоговые преференции по имущественным налогам, предоставляемые в рамках инновационного центра «Сколково»/ Tax preferences for property taxes provided in the Skolkovo Innovation Center

Наименование налоговых преференций Налогоплательщики Основание

Освобождение от уплаты земельного налога Организации, признаваемые управляющими компаниями «Сколково», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций п. 10 ст. 395 НК РФ

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций Организации, признаваемые управляющими компаниями инновационного центра «Сколково» п. 19. ст. 381 НК РФ

Организации, получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов п. 20 ст. 381 НК РФ

Источник: составлено авторами на основании нормативно-правовых актов/ Source: compiled by the authors based on the legal acts.

Рисунок 5

Налоговые льготы по имущественным налогам, предоставленные в рамках инновационного центра «Сколково» за 2015-2021 гг., млн руб. / Tax incentives for property taxes provided in the Skolkovo Innovation Center in 2015-2021, million rubles

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций управляющих компаний в инновационном центре «Сколково», млн руб.

Освобождение от уплаты налога на имущество организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», млн руб.

Освобождение от налогообложения земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково», млн руб.

Источник: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов / Source: The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2019 and for the planning period of 2020 and 2021.

С 2022 г. в налоговом законодательстве РФ введены налоговые льготы по имущественным налогам в рамках федеральной территории «Сириус»16. От уплаты налога на имущество организаций в федеральной территории «Сириус» освобождаются (ст. 372.1 НК РФ):

16 Федеральный закон от 22 декабря 2020 г № 437-Ф3. «О федеральной территории "Сириус"». URL: http:// www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_371784.

— некоммерческие образовательные организации — в отношении объектов недвижимого имущества, построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Правительством Российской Федерации;

— органы публичной власти федеральной территории «Сириус», унитарные предприятия, казенные, бюджетные и автономные учреждения, иные организации, созданные органами публичной власти федеральной территории «Сириус» в целях обеспечения реализации их полномочий;

— организации, обладающие правом на проведение и популяризацию чемпионата мира FIA «Формула-1» — в отношении объектов недвижимого имущества, построенных в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Статья 356.1 НК РФ предусматривает освобождение по транспортному налогу в отношении автомобилей, зарегистрированных юридическими лицами на федеральной территории «Сириус» и оснащенных исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 л. с. включительно, что оказывает положительное воздействие на окружающую среду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе представлены механизмы налоговых преференций в части имущественного налогообложения на территориях с особым экономическим статусом в Китае, Южной Корее, Малайзии, Вьетнаме. Для российской экономики приведены примеры подобных фискальных механизмов в особых экономических зонах, Свободном порте Владивосток, на территориях опережающего социально-экономического развития, специальных административных районов, инновационном центре «Сколково», федеральной территории «Сириус». Для налога на имущество организаций и земельного налога проанализированы их объем и динамика предоставляемых льгот. Несмотря на то что в России предоставление налоговых льгот по имущественным налогам резидентам особых территорий не имеет прямой связи с внедрением высокотехнологичных и низкоуглеродных технологий, действующая в стране система налоговых преференций создает условия для стимулирования компаний к инвестициям в высокотехнологичное развитие и сокращение негативного воздействия на окружающую среду, что отражает мировые тренды налогообложения.

Список источников

Воронко В. Е. Синенко О. А. Специальные административные районы: финансовые аспекты функционирования: моногр. М.: Первое экономическое издательство, 20 21. 174 с. URL: https://doi.org/10.18334/ 9785912923883.

Кадермятова А. Е., Синенко О. А. Социально-экономические риски государства в рамках территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока. М.: Первое экономическое издательство, 2021. 204 с. URL: https://doi.org/10.18334/9785912923913.

Синенко О. А., Цыганова Т. Д. Фискальные инструменты управления территориями с особым экономическим статусом: моногр. Электронное издание. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2018. 128 с.

Chaisse J., Ji X. The Pervasive Problem of Special Economic Zones for International Economic Law: Tax, Investment, and Trade Issues // World Trade Review. 2020. Vol. 19. Iss. 4. P. 567-588. URL: https://doi. org/10.1017/s1474745 6 2 0 0 00129.

Cikowicz P., Cikowicz^kala M. et al. Why do some Special Economic Zones attract more firms than others? Panel data analysis of polish special economic zones // Prague Economic Papers. 2021. Vol. 30 (1). P. 61-89. URL: https://doi.org/10.18267/j.pep.763.

Frick S. A., Rodriguez-Pose A. et al. Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries // Economic Geography. 2019. Vol. 95 (1). P. 30-64.

Liu Y. National high-tech zones premier growth nodes / China.org. December 16, 2021. URL: http://www. china.org.cn/business/2021-12/16/content_7 7 9 3 4 6 74.htm.

Narula R., Zhan J. Using special economic zones to facilitate development: policy implications // Transnational Corporations. 2019. Vol. 26. Iss. 2. P. 1-26. URL: https://doi.org/10.18356/72e19b3c-en.

Song Y., Deng R. et al. Effects of Special Economic Zones on FDI in Emerging Economies: Does Institutional Quality Matter? // Sustainability. 2020. Vol. 12. Iss. 20. URL: https://doi.org/10.3390/su12208409.

Wang J. Economic and Technological Development Zones: A Hive of Multinationals / China Today, 2021.03.31. URL: http://www.chinatoday.com.cn/ctenglish/2018/et/202103/t20210331_800242009.html.

References

Voronko V.E., Sinenko O.A. (2021). Special Administrative Regions: Financial Aspects of Functioning: monograph. Moscow: First Economic Publ., 174 p. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.18334/9785912923883.

Kadermyatova A.E., Sinenko O.A. (2021). Socio-Economic Risks of the State Within the Territories With a Special Economic Status of the Far East: monograph. Moscow: First Economic Publ., 2021. 204 p. (In Russ.). Available at: https://doi.org/10.18334/9785912923913.

Sinenko O.A., Tsyganova T.D. (2018). Fiscal Instruments for Managing Territories with a Special Economic Status: monograph. Electronic edition. Far Eastern Federal University, Vladivostok, 128 p. (In Russ.).

Chaisse J., Ji X. (2020). The Pervasive Problem of Special Economic Zones for International Economic Law: Tax, Investment, and Trade Issues. World Trade Review, vol. 19, iss. 4, pp. 567-588. Available at: https://doi. org/10.1017/s1474745 6 2 0 0 00129.

Cikowicz P., Cikowicz-Pekala M. et al. (2021). Why do some Special Economic Zones attract more firms than others? Panel data analysis of polish special economic zones. Prague Economic Papers, vol. 30 (1), pp. 61-89. Available at: https://doi.org/10.18267/j.pep.763.

Frick S.A., Rodriguez-Pose A. et al. (2019). Toward Economically Dynamic Special Economic Zones in Emerging Countries. Economic Geography, vol. 95 (1), pp. 30-64.

Liu Y. (2021). National high-tech zones premier growth nodes. China.org. December 16. URL: http://www.chma. org.cn/business/2021-12/16/content_7 7 9 3 4 6 74.htm

Narula R., Zhan J. (2019). Using Special Economic Zones to Facilitate Development: Policy Implications. Transnational Corporations, vol. 26, iss. 2, pp. 1-25. Available at: https://doi.org/10.18356/72e19b3c-en.

Song Y., Deng R. et al. (2020). Effects of Special Economic Zones on FDI in Emerging Economies: Does Institutional Quality Matter? Sustainability, vol. 12, iss. 20. Available at: https://doi.org/10.3390/su12208409.

Wang J. (2021). Economic and Technological Development Zones: A Hive of Multinationals / China Today. 2021.03.31. Available at: http://www.chinatoday.com.cn/ctenglish/2018/et/202103/t20210331_800242009. html.

Информация об авторах

Ольга Андреевна Синенко, кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента финансов Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток Алексей Юрьевич Домников, доктор экономических наук, профессор кафедры «Банковский и инвестиционный менеджмент» Института экономики и управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Information about the authors

Olga A. Sinenko, Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Finance, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok Alexey Yu. Domnikov, Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Banking and Investment Management, Institute of Economics and Management, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg

Статья поступила в редакцию 01.03.2022 Одобрена после рецензирования 15.05.2022 Принята к публикации 06.06.2022

Article submitted March 1, 2022 Approved after reviewing May 15, 2022 Accepted for publication June 6, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.