Научная статья на тему 'ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ'

ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
410
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / ВЫСОКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потапова М.Г., Быкова Н.Н.

Статья посвящена проблеме повышенной импульсивности детей в дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется проявлению импульсивности в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Представлены группы факторов, вызывающие повышенную импульсивность, признаки по которым можно распознать импульсивное поведение и способы его коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ»

Психология

УДК 1

Потапова М.Г., Быкова Н.Н.

Импульсивное поведение детей дошкольного возраста и способы его коррекции

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышенной импульсивности детей в дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется проявлению импульсивности в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Представлены группы факторов, вызывающие повышенную импульсивность, признаки по которым можно распознать импульсивное поведение и способы его коррекции.

■ Ключевые слова: импульсивность, воспитание, высокая эмоциональность, рефлексивность.

Импульсивность - такая особенность поведения, которая заключается в склонности действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая слов и поступков, под влиянием чисто внешних обстоятельств или первой же нахлынувшей эмоции.

Импульсивное поведение детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб родителей и педагогов. Умеренная детская импульсивность, свойственная детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста, - явление совершенно нормальное. Преобладание нервных процессов возбуждения над процессами торможения - возрастная особенность дошкольников. У всех малышей эмоционально-волевая сфера еще только формируется, у всех достаточно сильна ситуативная мотивация поведения и слабый контроль за своим поведением. Но есть импульсивность завышенная, когда эмоциональная расторможенность дошкольника мешает ему самому и окружающим [2].

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях - это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других - чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия [2, с. 19].

Дети с импульсивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Их поведение свидетельствует о недостаточной форсированности у них регуляторных механизмов психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Причины детской импульсивности хорошо изучены. Факторы, вызывающие повышенную импульсивность, можно объединить в три группы: биологические, психосоциальные, генетические.

1. Генетические факторы. Повышенная импульсивность нередко бывает связана с типом темперамента ребенка. Она чаще встречается у детей выраженного холерического или сангвинического темперамента.

2. Биологические факторы. На развитие импульсивности влияют различные осложнения во время беременности и родах, а также некоторые заболевания и травмы головы, перенесенные ребенком в младенчестве.

3. Психосоциальные факторы. Повышенную импульсивность показывают дети из семей высокого социального риска (асоциальные семьи, семьи с высоким уровнем психологической напряженности, с неблагополучной демографической ситуацией, с неблагополучным экономическим положением); семей с авторитарно-директивным стилем воспитания.

Особенности поведения импульсивного ребенка

Повышенную импульсивность можно опознать по некоторым отчетливым признакам:

- повышенный уровень отвлекаемости и невысокая устойчивость внимания;

- повышенно импульсивный ребенок никогда не задумается над вопросом - над любым. Пусть неправильно, но мигом выпалит ответ;

- он очень обидчив, но совсем не злопамятен;

- он легко увлекается, но легко и остывает, часто переживая при этом неприятное чувство: «все надоело!». С энтузиазмом начиная работу или игру, частенько ее не заканчивает;

- ожидание дается ему крайне тяжело, как и работа, требующая усидчивости, последовательности, необходимости действовать и рассуждать шаг за шагом;

- он очень чувствителен как к одобрению, так и к неодобрению. Легко огорчается и сердится, но легко и ликует из-за любого милого пустяка;

- настроение его крайне неустойчиво;

- он предпочитает действовать, а не размышлять и затрудняется объяснить цели и причины своих поступков;

Психология

- он рискованно экспериментирует: что называется, сначала «прыгает в воду», а только потом вспоминает, что «не умеет плавать»;

- в командной игре он может вдруг «восстать» против общих правил, потому что ему трудно соблюдать в течение длительного времени один и тот же внутренний настрой.

Даже если импульсивность ребенка пока еще не причиняет ему заметных неприятностей, некоторые моменты в его поведении могут заставить родителей и педагогов насторожиться и задуматься о необходимости коррекции. Она заключается в том, чтобы научить такого ребенка сдерживаться. Для этого необходимо.

1. При общении с импульсивным ребенком сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.

2. Определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать его воздействию таких условий.

3. Поощряйте ребенка сразу и во всех случаях, когда он пытался сдержаться.

4. Ребенок должен хорошо понимать, что именно и почему ему разрешено и запрещено. Разрешения и запреты нужно обсуждать вместе с ним, чтобы он имел возможность высказать свою точку зрения и воспринять позицию взрослого. Надо иметь в виду, что импульсивному ребенку и то и другое нелегко. Свое несогласие он затрудняется объяснить, проявляя чисто эмоциональные реакции: «не хочу - и все!», «надоело», «скучно!». Всякую попытку ребенка порассуждать о том, что именно он думает и чувствует, надо встречать поощрением [5, с. 21].

5. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.

6. Заранее обсуждайте с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.

7. Развивайте в ребенке рефлексивность - противоположное импульсивности качество.

Если импульсивные действия могут быть охарактеризованы как спонтанные, непродуманные, легкомысленные, торопливые, неподготовленные, то рефлексивные действия - как взвешенные, обдуманные, осторожные, учитывающие точку зрения окружающих. Почему важно развивать у импульсивного ребенка рефлексивность? Данные типы реагирования - импульсивность и рефлексивность влияют на качество учебной деятельности. Рефлексивность увеличивает время, необходимое для решения, но резко снижает количество ошибок.

Формированию рефлексивности способствует.

1. Воспитание самостоятельности в ребенке: почаще предоставляйте ему право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Хорошо, если он (с вашей помощью) заранее обдумает свои предстоящие действия, возможные ошибки, последствия. Объясняя причины своих поступков ребенок учиться лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.

2. Импульсивные дети слишком быстро, торопливо принимают решения. Поэтому замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя.

3. Играйте с ребенком в игры, направленные на развитие внимания, на снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация), на развитие навыков волевой регуляции (управления), на развитие умения общаться. Эти игры смотрите здесь[6, с. 456].

Общение с импульсивными детьми требует от педагогов и родителей большой гибкости и разнообразия поведенческого репертуара, поскольку такие дети непредсказуемые и мотивы их поведения не очевидны. Добиться того, чтобы проблемный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним - вполне посильная задача. Внимательность взрослого, желание помочь детям - непоседам и огромное терпение - обязательные условия успеха!

Литература

1. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - 1992. -Т. 13. №5. - С. 18-21.

2. Макамбила А.М. Импульсивное поведение детей дошкольного возраста или «ребенок без тормозов» / А.М. Макамбила [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-impulsivnie-deti-1793630.html (дата обращения: 26.06.2023).

3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2004. - 137 с. EDN QXLDWT.

4. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. - 2000. - №1.- С. 53-57.

5. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии. - 2002. - №1. - С. 17-26. - EDN LILHMC.

6. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский. - М., 1990. - 456 с.

7. Игры для детей, позволяющие справиться с импульсивностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/ detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/04/06/igry-dlya-detey-pozvolyayushchie-spravitsya-s (дата обращения: 26.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.