Научная статья на тему 'Импрессионизм'

Импрессионизм Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
1081
251
Поделиться
Ключевые слова
ИМПРЕССИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Луков Владимир Андреевич, Ерофеева Наталья Евгеньевна

В статье рассматривается понятие «импрессионизм».

Impressionism

The article covers the concept of impressionism.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Импрессионизм»

320 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ_________2012 - №4

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Импрессионизм*

Вл. А. Луков (Московский гуманитарный университет),

Н. Е. Ерофеева (Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета)

Импрессионизм [в литературе] (фр. impres-sionnisme, от impression —впечатление) — течение, получившее распространение в литературе последней трети XIX — первой половины XX в. Импрессионизм первоначально возник во французской живописи (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писарро и др.), впоследствии его влияние распространилось на скульптуру (О. Роден), музыку (К. Дебюсси, М. Равель) и другие виды искусства. В литературе черты импрессионизма также выделяют внутри натурализма и символизма. Если в живописи и музыке многие весьма значительные произведения без колебаний идентифицируются как принадлежащие импрессионизму, то в литературе этого нет: попытки отнести к импрессионизму любой роман, повесть, поэму, поэтический цикл, драму встречают серьезные возражения. Поэтому вполне правомерно говорить лишь о присутствии импрессионистских элементов, использовании приемов импрессионизма, влиянии его эстетики в тех или иных литературных произведениях — при том что их авторов числят символистами, натуралистами, декадентами, даже реалистами или поздними романтиками. В поэзии импрессио-

низм представлен П. Верленом («Сатурниче-ские стихотворения», 1866), А. Рембо («Сезон в аду», 1873; «Озарения», 1886), С. Малларме («Стихотворения», 1887), в прозе — братьями Э. и Ж. Гонкур, Г. де Мопассаном, Ж. Ро-денбахом, Ж. К. Гюисмансом, К. Гамсуном, М. Прустом и др., встречается у драматургов (но также поэтов и прозаиков) О. Уайльда («Саломея»), М. Метерлинка («Пеллеас и Мелисанда, «Монна Ванна») и др.

Формула импрессионизма выражена братьями Гонкур: «Видеть, чувствовать, выражать — в этом всё искусство». Принципы эстетики импрессионизма представлены в работах «Импрессионизм» Ж. Лафорга (опубл. в 1903 г.), «Искусство прозы» Г.Джеймса (1884), «Об искусстве» В. Брюсова (1899).

Для творчества поэтов-импрессионистов характерна декларация особого состояния сознания, когда ясность понемногу притупляется и парадоксальным образом придает вещам рельефность и значимость. Никакой необходимости объяснения: передается только удивление тем, что предстает перед взором. Непосредственно отмечаются только ощущения, которые позволяют постичь мир. Импрессио-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 11-04-12028в).

2012 — №4

Энциклопедия гуманитарных наук 321

нист видит и изображает природу как она есть, т. е. исключительно красочными вибрациями. Сущность эстетики импрессионизма заключается в поразительном умении сконденсировать красоту, высветить глубину уникального явления, факта и воссоздать поэтику преображенной реальности, согретой теплом человеческой души. Так возникает качественно иной, эстетически привлекательный, насыщенный одухотворенным сиянием мир. В импрессионистическом видении природы и человека заметно ослабевает значимость аналитического подхода, понятийного мышления и возрастает роль интуитивной, спонтанной реакции на мир. Утверждение новой эстетики свидетельствовало и о сближении европейского менталитета с восточным миросозерцанием, где ценился прежде всего непреднамеренный, искренний отклик на окружающий мир, воспитывалось умение испить полноту мгновения.

Верлен в своем программном стихотворении «Поэтическое искусство» (1874) провозгласил требование «музыки прежде всего» и культивировал в своей поэзии принцип «музыкальности». Музыка слов и музыка мыслей сопровождаются сильнейшим чувством вхождения в мир, чувством, которое, постоянно обновляясь, позволяет поэту смотреть на вещи абсолютно по-новому. Обнаруживается стремление к передаче психологического состояния не только через описание, но и через само звучание стихотворения. По мнению Верлена, поэт работает, взрывая мир силой воображения, проникающего в любые формы существования всех эпох и всех народов. Разрушенная реальность восстанавливается в новом сотворении мира, из отрицания старых форм брызжет «новая гармония». В поэзии Рембо активно используется верлибр, жанр стихотворения в прозе. Отдавая предпочтение чувствам и мыслям, поэт «превращается в крик и вереницу озарений». Лирические порывы не подчиняются логике, а являются стремлением к идеальной чистоте и ее противоположности — идеалу нечистоты. Язык балансирует на самом краю, где еще сохраняется возможность создать некое пространство, в которое может проникнуть Ничто (С. Малларме).

В России к импрессионизму тяготели поэты К. Д. Бальмонт, И. Ф. Анненский, черты импрессионизма проявились также в творчестве А. П. Чехова, А. А. Блока, А. Белого, И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, В. Я. Брюсова и др.

Импрессионизм относится к переходным эстетическим явлениям, ярко проявившимся в переходный период развития литературнохудожественного процесса, который приходится на рубеж XIX-XX вв.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Лит.: Импрессионисты, их современники, их соратники. М., 1976; Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980; Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. М., 2001; Трыков В. П. Верлен. Малларме. Рембо // Зарубежные писатели. Ч. 1-2. М., 2003; Котельникова Т. М. Импрессионизм. М., 2004; Луков Вл. А. Литература: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 136-140; Сер-рюлль М., Серюлль А. Энциклопедия импрессионизма. М., 2005; Андреев Л. Г. Импрессионизм. Видеть. Чувствовать. Выражать. М., 2005; Кузнецова Т. Ф. Переходность как параметр принципа историзма тезауруса // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 1. С. 56-59; Луков Вл. А. Литературные концентры Европы в предпочтениях русского культурного тезауруса // Знание. Понимание. Умение. 2008. №3. С. 18-23; Бизеев А. Ю. Понятие «переходность» в современных исследованиях социокультурных процессов: концепция А. С. Ахиезера // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 251-254; Викторов Д. Д., Дьячкова Н. А., Ерофеева Н. Е., Луков Вл. А. Импрессионизм // Новая российская энциклопедия : в 12 т. Т. 6 (2) : Зелёна-Гура — Интоксикация / ред-кол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. М., 2010. С. 299-302; Garamaschi E. Realisme et impressionisme dans l’oeuvre des freres Goncourt. Pisa ; P., 1971; Monneret S. L’Impressionnisme et son epoque. P., 1979; Rewald J. Histoire de l’impres-sionnisme. P., 2007.

IMPRESSIONISM Vl. A. Lukov (Moscow University for the Humanities),

N. E. Erofeeva (The Orsk Humanitarian and Technological Institute (branch) of Orenburg State University)

Bibliography (transliteration): Impressionisty, ikh sovremenniki, ikh soratniki. M., 1976; Andreev L. G. Impressionizm. M., 1980; Entsiklopediia impressionizma i postimpressionizma. M., 2001;

Trykov V. P. Verlen. Mallarme. Rembo // Zarubezh-nye pisateli. Ch. 1-2. M., 2003; Kotel’nikova T. M. Impressionizm. M., 2004; Lukov Vl. A. Literatura: teoreticheskie osnovaniia issledovaniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005. №2. S. 136-140; Serriull’ M., Seriull’ A. Entsiklopediia impressionizma. M., 2005; Andreev L. G. Impressionizm. Videt’. Chuv-stvovat’. Vyrazhat’. M., 2005; Kuznetsova T. F. Pe-rekhodnost’ kak parametr printsipa istorizma tezau-rusa // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2007. № 1. S. 56-59; Lukov Vl. A. Literaturnye kontsentry Evropy v predpochteniiakh russkogo kul’turnogo tezaurusa // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008. № 3.

S. 18-23; Bizeev A. Iu. Poniatie «perekhodnost’» v sovremennykh issledovaniiakh sotsiokul’turnykh protsessov: kontseptsiia A. S. Akhiezera // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. №3. S. 251-254; Viktorov D. D., D’iachkova N. A., Erofeeva N. E., Lukov Vl. A. Impressionizm // Novaia rossiiskaia entsi-klopediia : v 12 t. T. 6 (2) : Zelena-Gura — Intoksika-tsiia / redkol.: A. D. Nekipelov, V. I. Danilov-Danil’ian i dr. M., 2010. S. 299-302; Garamaschi Realisme et impressionisme dans l’oeuvre des freres Goncourt. Pisa ; P., 1971; Monneret S. L’Impres-sionnisme et son epoque. P., 1979; Rewald J. Histoire de l’impressionnisme. P., 2007.