курсам фигур. Скульптурное дарование русских мастеров сказывалось ив мелкой пластике: образки, кладни, кресты-панагии (дерево, камень, кость).По характеру трактовки формы их можно сравнить со скульптурным рельефом, по тщательности работы, миниатюрности деталей - с ювелирным искусством. Эти образцы малой формы изобразительного искусства также несли в себе специфичные черты, которые позже в опосредованном виде проявили себя в хоровой миниатюре. Прежде всего, это стремление к пространственности, тонкая филигранность отделки произведения.
Накопление художественного опыта работы с малыми формами различных искусств, приводит к появлению миниатюры как самостоятельного вида искусства, что происходит на рубеже ХУИ-ХУШ столетия в живописи. Ее расцвет приходится на XVIII-XIX века и связан с развитием жанра портрета и пейзажа. Портретные и пейзажные миниатюры в самом начале своего пути были теснейшим образом связаны с живописью маслом. Эта связь прослеживалась в сюжетах, в подчинении единым эстетическим канонам, в общих стилевых чертах. В силу этого в начале XVIII века миниатюре была свойственна характерная для живописи парадность и декоративность. Но постепенно миниатюра вливается в общее русло развития графического камерного портрета. Миниатюры пишутся с натуры, становятся непосредственнее, живее передают характерные черты модели, обретают демократичность. Расцвет данного жанра был связан с появлением камерного портрета, раскрывшего серьезность и глубину изображаемого образа. Интимный и лирический характер воплощения тем брал свое начало из традиций живописи В.Л. Боровиковскогои А.Г Венецианова.
Свои особенные черты миниатюра черпала не только из профессионального изобразительного искусства, но и из народного творчества. Прочными нитями она связана с прикладным искусством. В древности миниатюра выполнялась на камне, дереве, серебряном и медном литье. В более позднем периоде мастерами использовались фарфор, кость, золото, серебро, терракота, керамика и другие нетипичные материалы. Развитие традиционного крестьянского и декоративно-прикладного древнерусского искусства, иконописи и живописи в XVIII веке подготовило возникновение такого художественного явления как русская лаковая миниатюра. Федоскино, Палех, Мстера, Холуй представили миру самобытное искусство лаковой миниатюры - одно из ярчайших явлений культуры России.
Библиографический список
Живописные приемы художественной миниатюры формировались в согласованности с русской иконописной традицией и западноевропейской гравюрой, с русской живописью, что позволило ей соединить религиозное чувство и светские взгляды. Миниатюра несла на себе печать высокого изобразительного искусства и в то же время создавалась в формате прикладного народного творчества. Это объясняло обращение к сюжетам сказочным, былинно-эпическим, историческим, мифологическим или к стилизованным в таком же духе картинам из современной жизни. Живопись миниатюр проникнута особой внутренней динамикой, передающей полноту ощущения родной земли, она насыщена эмоциональной глубиною, созвучной внутреннему миру человека, несет неповторимые черты местного колорита.
В сложной игре ритма, в пересекающихся линиях фигур, в созвучиях цветовых масс и планов слышатся отзвуки народных песенных образов и церковных песнопений. Музыкальный образ народной песни сказывался в художественном решении, способствовал появлению музыкальной, ритмической структуры живописного полотна. Миниатюра придавала вещи не только духовную значимость. Одрагоценивая ее в духовном смысле, она нередко была выполнена из материала высокого качества, что придавало ей ценность в прямом смысле слова. Материал исполнения был связан с отечественным золотым и серебряным, фарфоровым и костяным делом, с финифтяным умением. Особенного внимания заслуживает изысканная живопись мелкими точками, развивавшаяся параллельно с техникой пунктира в гравюре на металле [9]. Объемность и пространствен-ность изображения, тонкая техника письма на драгоценных материалах, декоративность, «хоровой» метод исполнения, представляющий опыт школы, творческого коллектива, преемственность традиций - главные эстетические принципы лаков, воплотившиеся впоследствии в хоровой миниатюре.
Таким образом, в произведениях из разных областей искусства, явившихся прототипами хоровой миниатюры, проявились родовые черты жанра - его формы, содержания и функциональной предназначенности [10]. Появление первых образцов хоровой миниатюры в XIX веке, в эпоху освоения Россией достижений западного романтизма, несомненно, было связано с обобщением в ней художественного опыта малых форм различных видов русского искусства.
1. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. - М., 1997.
2. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества. - СПб., 1999.
3. Лосева, И.Н. Проблема человека в западно-европейской и русской философии: учеб. пособие для студентов гуманитарных и творческих вузов. - Ростов н/Д, 2010.
4. Григорьев, А.А. Литературная критика. - М., 1967.
5. Ванцлов, В.В. Изобразительное искусство и музыка. - Л., 1983.
6. Петров-Стромский, В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология. - М., 1999.
7. Лазутин, С.Г Поэтика русского фольклора: учеб. пособие для филолог, фак. ун-тов.- М., 1981.
8. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки: учеб. пособие. - М.,1979.
9. Власов, В.Г. Словарь изобразительного искусства: в 10т. - Л.; М., 2006. - Т. V.
10. Назайкинский, Е.В. Поэтика музыкальной миниатюры // Израиль XXI. - 2012. -№ 2.
Bibliography
1. Zenkin, K.V. Fortepiannaya miniatyura i puti muzihkaljnogo romantizma. - M., 1997.
2. Likhachev, D.S. Ocherki po filosofii khudozhestvennogo tvorchestva. - SPb., 1999.
3. Loseva, I.N. Problema cheloveka v zapadno-evropeyjskoyj i russkoyj filosofii: ucheb.posobie dlya studentov umanitarnihkh i tvorcheskikh
vuzov. - Rostov n/D, 2010.
4. Grigorjev, A.A. Literaturnaya kritika. - M., 1967.
5. Vanclov, V.V. Izobraziteljnoe iskusstvo i muzihka. - L., 1983.
6. Petrov-Stromskiyj, V.F. Tihsyacha let russkogo iskusstva: istoriya, ehstetika, kuljturologiya. - M., 1999.
7. Lazutin, S.G. Poehtika russkogo foljklora: ucheb. posobie dlya filolog. fak. un-tov.- M., 1981.
8. Orlova, E.M. Lekcii po istorii russkoyj muzihki: ucheb. posobie. - M.,1979.
9. Vlasov, V.G. Slovarj izobraziteljnogo iskusstva: v 10t. - L.; M., 2006. - T. V.
10. Nazayjkinskiyj, E.V. Poehtika muzihkaljnoyj miniatyurih // Izrailj XXI. - 2012. -№ 2.
Статья поступила в редакцию 25.04.12
YflK:7.072.2: [378]
Zolotareva L.R. ARTISTIC INTERRELATIONS IN CONTEXT OF ART HISTORY STUDY: INTERRELATION OF ARTS IN POETICS OF IMPRESSIONISM. The article considers the interrelation of arts in poetics of impressionism in context of art history study. It analyses the correspondences of pictorial, literary and musical impressionism by examples of works by Guy de Maupassant, Claude Monet, Charles Baudelaire, Paul Verlin, Claude Achille Debussy and others. It suggests a table «Interrelation of musical and pictorial texts».
Key words: correspondences of pictorial, literary and musical impressionism, pictorial reading book.
Л.Р. Золотарева, канд. пед. наук., проф. КарГУ, г. Караганда, Е-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА: ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВ В ПОЭТИКЕ ИМПРЕССИОНИЗМА
В статье рассматриваются взаимосвязь искусств в поэтике импрессионизма в контексте изучения истории искусства. Анализируются соответствия живописного, литературного и музыкального импрессионизма на примере творчества Ги де Мопассана, Клода Моне, Шарля Бодлера, Поля Верлена, Клода Ашиля Дебюсси и др. Предлагается таблица «Взаимосвязь музыкальных и живописных текстов».
Ключевые слова.соответствия живописного, литературного и музыкального импрессионизма, живописная хрестоматия.
Художественно-графические и профессионально-художественные факультеты в современных условиях должны готовить специалистов полихудожественного профиля, так как им предстоит работать в условиях 12-летней общеобразовательной школы по новым интегрированным программам «Мировая художественная культура». Полихудожественная подготовка предполагает освоение пластических, изобразительных искусств как основополагающих по специальности «Изобразительное искусство» во взаимосвязи с родственными видами искусства, в частности с литературой и музыкой. В данной статье рассматрива-
Возникла «общая тенденция к расширению семантического поля слова «импрессионизм» и к переносу этого названия на разные области искусства», - пишет С. Яроциньский [1, с. 27].
Разработанная Гонкурами-романистами эстетическая программа и художественные принципы живописцев-импрессиони-стов в основном совпадают.
Говоря о влиянии импрессионизма во французской литературе, следует назвать имена Э.Золя и братьев Э. и Ж. де Гонкуров; импрессионистические влияния обогатили завоевания психологического метода Ги де Мопассана и особенно Марселя Пруста.
Как же проявилось творческое взаимовлияние? Проследим его основные направления, хотя сделаем оговорку, что «чистого» импрессионизма в литературе не было. Отметим тот факт, что многие писатели и поэты выступили в поддержку нового направления одновременно как критики: Ш. Бодлер, Э.Зо-ля, Ги де Мопассан.
Черты импрессионистического новаторства весьма ощутимо вплетаются в литературную художественную систему; так, в частности, читая Золя, Мопассана, Пруста, нетрудно почувствовать, что у писателей глаз живописцев - в их художественном методе занимает значительное место «словесная живо-
ется один из аспектов этой проблемы. Статья является логическим продолжением научного сочинения «Художественные взаимосвязи в контексте изучения истории искусства: взаимосвязь искусств в поэтике романтизма».
Хотя эстетическая система импрессионизма наиболее полно могла реализовываться в живописи, тем не менее, движение импрессионистов проявило себя во всех основных областях художественного творчества. И только учитывая это обстоятельство, можно представить его масштабы и культурно-историческое значение.
пись». Достаточно сослаться на необходимые страницы романа Э. Золя «Творчество»: описание пейзажа набережной около острова Сите, на котором находится собор Парижской богоматери [2, с.254].
Ги де Мопассан в очерке «Жизнь пейзажиста» рассказывает о своей встрече с Клодом Моне. Способность «жить глазами», вбирая в себя все краски, свет и тени, малейшие оттенки окружающей природы, приводят писателя в восторг.
«...В прошлом году в этой самой местности я часто сопровождал Клода Моне, когда он отправлялся на поиски впечатлений. Поистине, это был уже не живописец, а охотник. За ним шли дети; они несли его полотна, пять-шесть полотен, изображающих один и тот же пейзаж в разные часы и при различном освещении. Художник брался то за одно, то за другое из этих полотен, сообразно состоянию неба. И, сидя перед изображаемым пейзажем, он выжидал, подстерегал солнечный свет и тени, схватывал несколькими ударами кисти блеснувший луч, плывущее облако и быстро переносил их на полотно.
Я видел, как он схватил таким образом сверкающий водопад света, брызнувший на белую скалу, и закрепил его с помощью потока желтоватых тонов, - они странным образом передали, во всей его разительности и мимолетности, впечатление
Основные положения эстетической программы Э. и Ж. де Гонкуров-романистов Поэтика импрессионизма
■ Идеал, к которому нужно стремиться: посредством искусства создавать самое живое впечатление человеческой правды ■ Видеть, чувствовать, выражать - в этом все искусство ■ Оригинальное рядом Стремление раскрыть «современную красоту»; сохранить для потомства живые образы наших современников, дать «стремительную стенограмму» действительности, «биение жизни» ■ Искусство - это увековечение в высшей, абсолютной, окончательной форме какого-то момента, какой-то мимолетной человеческой особенности ■ Стремление создавать «трепещущее» искусство; способное передавать «теплоту живого» Должна быть найдена линия, которая бы верно передавала жизнь, схватывала индивидуальное, особенное; линия живая, человеческая, интимная ■ Ограниченность эстетики Гонкуров-романистов: недооценка общего, характерного, мыслительного удерживала писателей у поверхности вещей ■ Импрессионизм есть одно из звеньев в развитии реалистического искусства ■ Импрессионизм - это искусство, и в основе его лежало новое художественное видение, новая поэтика ■ Динамическое восприятие мира. Взаимосвязь человека с окружающей городской и природной средой ■ Индивидуализация образа мира: контрастность (Э.Мане, Э.Дега); лиризм (А.Сислей, К.Моне); прекрасное зрелище (О. Ренуар) и т.п. ■ Острота зрительных восприятий - главный критерий искусства Живописная стилистика: импрессионистическая картина -это «длительное колебание между светом и смыслом»; «отстраненность видения»; пленерность; тщательный анализ цвета ■ Односторонность импрессионизма: эстетическая ценность окружающего мира - мир как оптическое явление
от этой неуловимой и ослепительной вспышки света. В другой раз он набрал полные пригоршни ливня, пронесшегося над морем, и бросил его на полотно. Он написал именно дождь, только дождь, затянувший своей пеленой волны, утесы и небо, - их едва можно было различить за этим потоком.
Мне вспоминаются и другие художники, работавшие здесь, в Этрета» [3, с. 323-325].
Марсель Пруст дает несколько превосходных примеров описания импрессионистической картины. Описание прудика, заросшего кувшинками, - это, в сущности, словесная транскрипция картин Клода Моне - серии «Нимфеи», их своеобразные поэтические мотивы, образец «живописно-пластической», «картинной» композиции в литературе.
«...Немного дальше Вивоне преграждают путь водяные растения. А дальше река замедляет течение; она проходит по именью, но публику пускал туда владелец - любитель водяных растений, насадивший в прудиках, которые образует Вивона, целые сады кувшинок. Лесистые в тех местах берега бросали на воду густую тень, и поэтому основной тон воды чаще всего был темно-зеленый; когда же мы шли домой послегрозовым ясным вечером, я видел на воде прозрачную, яркую синь, которая отливала лиловью и напоминала эмаль в японском вкусе. Там и сям на водной поверхности краснели, как земляника, цветки кувшинок с пунцовым сердечком, белым по краям. На середине росло больше цветов, но эти цветы были бледнее, не такие глянцевитые, более шершавые, более складчатые, и прихотливая
К сближению с принципами импрессионистической поэтики шла и новая французская музыка.
Взаимосвязь музыки и живописи в поэтике импрессионизма обнаруживается в следующих направлениях:
• родственность тематики живописного и музыкального импрессионизма: колоритные жанровые сценки, портретные зарисовки, пейзаж;
• общность художественного метода - стремление к передаче первого непосредственного впечатления от явления; имп-ровизационность образно-эмоционального воплощения;
• тяготение к малым формам: к этюду-картине, к пейзажу, портрету - в живописи; к фортепианной и инструментальной миниатюре - в музыке;
• влияние живописного импрессионизма на музыкальный в области средств выразительности - передача в музыке картинно-образного и колористического начала.
Одним из представителей импрессионизма в музыке был выдающийся французский композитор Клод Ашиль Дебюсси.
И.И. Мартынов видит близость Дебюсси к импрессионизму в том, что его музыку «отличает картинность, она почти всегда выражает состояние, а не становление. Подобно мастерам импрессионистической живописи, он обогатил палитру множеством новых оттенков, добился исключительного мастерства в передаче световых и цветовых оттенков, воздушной перспек-
случайность располагала их такими изящными завитками, что казалось, будто это плывут по течению, как после печального опадения галантного празднества, развязавшиеся гирлянды белопенных роз.
Один уголок был как будто бы отведен для простых сортов - для напоминавших ночные фиалки, белых с розовым, а поодаль некие подобия анютиных глазок теснились, как на плавучей клумбе, и, словно мотыльки, простирали лощеные голубоватые крылышки над прозрачной покатостью этого водного цветника; и небесного цветника тоже, потому что грунт, который он накладывал на водяные цветы, был редкостнее и трогательнее окраски самих цветов..., - он создавал впечатление, будто цветы цветут на просторах неба...» [4, с.145-146].
Но с наибольшей ясностью тяга к импрессионистической поэтике обнаружилась в творчестве профессиональных поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, а в творчестве А. Рембо мы узнаем даже мотивы позднего Э.Дега и Тулуза де Лотрека. Она сказывается в передаче пронзительного чувствасовременности(«Па-рижские картины» Бодлера), вслед за романтиками - в «картинности» поэтического языка, в «живописности» поэтической композиции, в передаче первых зрительных впечатлений:
Ночь. Дождь. Тусклое небо, дробящееся на башни.
И ажурные шпили силуэтов
готического собора, погасшего на далеком
сером фоне (Поль Верлен. «Ночной эффект»).
тивы - всего, что так трудно поддается музыкальному воплощению» [5, с. 88-89].
Чувственно-эмоциональное постижение явлений окружающего мира, ассоциативные приемы художественного мышления, звуко-изобразительные способы письма характеризуют большую часть сочинений Дебюсси. На существо его творческой манеры указывают уже сами названия: «Отражения в воде», «Сады под дождем», «Колокола сквозь листву», «Терраса, освещенная лунным светом» и т.п.
Музыку Дебюсси отличает богатство и разнообразие оркестровых красок, напоминающих о палитре художников-импрес-сионистов.
Наиболее доступными для восприятия являются «Образы» (две серии); «Ноктюрны» (симфонический триптих); «Эстампы»; «Прелюдии» (I и II тетради). «Живописная пластика» музыкального звука выявляется при восприятии «Ноктюрнов» Дебюсси: «Облака» - пасмурная серая гамма, графическая манера; «Празднества» - ослепительная яркость красок, динамика ритмов; «Сирены» - матово-серебристая гамма, изменчивость бликов.
«24 прелюдии» Дебюсси - это цикл миниатюрных музыкальных картин, в каждой из которых заключен совершенно самостоятельный художественный образ. Сами названия прелюдий имеют программный характер, вызывают различные ассоциации с произведениями изобразительного искусства.
Живопись Литература
■ Творческая личность художника. Установка на постижение творческого метода, живописного новаторства импрессионистов ■ Установка на восприятие импрессионистической картины: Э. Мане К. Моне. Серия «Руанский собор» К. Моне. «Этрета. Ворота д' Аваль»; «Ворота Маннпор в Этрета»; «Скалы в Этрета» К. Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже» ■ Образ мира и человека. Э. Дега. Тулуз де Лотрек (поздние мотивы) ■ Э. Золя. 'Творчество»; писатель поставил своего героя - художника Клода Лантье - на перекрестке художественной истории нового времени. Ги де Мопассан. «Жизнь пейзажиста»: встреча писателя с Клодом Моне, «охотником за удивительными эффектами живой природы» ■ Э. Золя о картинах Э. Мане: «Музыка в Тюильри», «Завтрак на траве», «Флейтист», «Олимпия» Э. Золя. «Творчество» - фрагменты о создании картины Клодом Лантье: описание Ситэ и собора Парижской богоматери в разные времена года, в различные часы дня и при разной погоде Ги де Мопассан. Очерк «Этрета» Ги де Мопассан. Новелла «Воспоминание»; «От церкви Мадлен до Бастилии» ■ Поэты эпохи импрессионизма: Бодлер; Верлен; Рембо; Дега Ш. Бодлер. «Цвета зла», «Соответствия», «Парижские картины», «Лола из Валенсии» П. Верлен. «Искусство поэзии», «Осенняя песня» Поэзия А. Рембо («Париж опять заселяется»)
I тетрадь: «Дельфийские танцовщицы», «Паруса», «Ветер на равнине», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе» (Ш. Бодлер), «Холмы Анакапри», «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Прерванная серенада», «Затонувший собор», «Танец Пека», «Менестрели».
II тетрадь: «Туманы», «Мертвые листья», «Ворота Альгамбры», «Феи - прелестные танцовщицы», «Вереск», «Терраса, освещенная лунным светом», «Ундина», «Чередующиеся терции», «Фейерверк» и другие.
Взаимосвязь музыкальных и живописных текстов («живописная хрестоматия» к «Прелюдиям» К.А. Дебюсси)
Музыка
Живопись
К.А. Дебюсси (I тетрадь):
■ «Дельфийские танцовщицы»; «Феи ■ танцовщицы» (II)
Э. Дега. «Голубые танцовщицы»
прелестные
■ «Паруса»
■ «Ветер на равнине»
■ «Шаги на снегу»
■ «Девушка с волосами цвета льна»
■ «Затонувший собор»
К.А. Дебюсси (II тетрадь)
■ «Туманы»
■ «Мертвые листья» заставляют думать о долгих рыданиях скрипок - осени
■ «Вереск»
■ К. Моне. «Лодки в Аржантейле»; «Регата в Аржантейле при пасмурном небе»
■ К. Коро. «Порыв ветра»
■ К. Моне. Зимние пейзажи в Ветее («Снежный эффект в Ветее»; «Въезд в Ветей»; «Улица в Ветее. Зима»)
■ О. Ренуар. «Причесывающаяся молодая женщина»; «Читающая девушка»
■ К. Моне. Серия «Руанский собор (циклы: «Утро», «День», «Вечер»)
■ К. Моне. «Чайки. Темза, парламент»
■ В.Э. Борисов-Мусатов. «Осенняя песнь»;
А.А. Мыльников. «Осень»;
Н.М. Ромадин. «Осень» (из цикла «Времена года»); «Последние листья»; «Глубокая осень»
■ В.Э. Борисов-Мусатов. «Куст орешника»_______________
Библиографический список
1. Яроциньский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / пер. с пол.; вст. ст. И. Бэлзы. - М., 1978.
2. Золя, Э. Собр. Соч.: в 26 т. - М., 1960 - 1967. - Т. 11.
3. Мопассан, Ги де. Полное собр. Соч.: в 12 т. - М., 1958. - Т. 11.
4. Пруст, М. По направлению к Свану / пер. фр. Н.М. Любимова. - М., 1992.
5. Мартынов, И.И. Клод Дебюсси. - М., 1964.
Bibliography
1. Yarocinjskiyj, S. Debyussi, impressionizm i simvolizm / per. s pol.; vst. st. I. Behlzih. - M., 1978.
2. Zolya, Eh. Sobr. Soch.: v 26 t. - M., 1960 - 1967. - T. 11.
3. Mopassan, Gi de. Polnoe sobr. Soch.: v 12 t. - M., 1958. - T. 11.
4. Prust, M. Po napravleniyu k Svanu / per. fr. N.M. Lyubimova. - M., 1992.
5. Martihnov, I.I. Klod Debyussi. - M., 1964.
Статья поступила в редакцию 05.04.12
УДК 741.02
Nazimko E.G. MODERN PROBLEMS OF DEFINITIONS AND CLASSIFICATION OF TECHNICS INTAGLIO IN THE PRINTING DRAWING. Article is devoted the analysis of existing technics of an engraving of an intaglio printing, its versions and terminology in art criticism.
Key words: intaglio, an intaglio printing, the printing drawing, an etching, a dry needle, an etched stroke.
Е.Г. Назимко, доц. каф. рисунка живописи и скульптуры Новосибирской гос. архитектурно-художественной академии, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНИКИ ИНТАГЛИО В ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКЕ
Статья посвящена анализу существующей техники гравюры глубокой печати, ее разновидностям и терминологии в искусствоведении.
Ключевые слова: интаглио, глубокая печать, печатная графика, офорт, сухая игла, травленый штрих.
Техника гравюры глубокой печати, в её двух основных разновидностях, резцовой гравюре и офорте, существует в изобразительном искусстве уже пять веков. За это время сложился понятийный словарь специальных терминов в среде художников и посвящённой гравюре литературе.
Одним из первых русскоязычных изданий, посвящённых технологии офорта стала книга Сомова А. И. «Краткое руководство к гравированию на меди крепкою водкой» 1885 года [1]. Книга была составлена из фрагментов различных французских изданий по офорту, переведённых А.И. Сомовым. Но уже в 1898 году появляется фундаментальный труд М.Д. Рудомётова «Опыт систематического курса по графическим искусствам» [2], в кото-
ром автор обобщил зарубежный и отечественный опыт по техникам печатной графики. Затем был длительный перерыв и в 1913 году издаются сразу две книги Леман И.И. «Гравюра и литография: Очерки истории и техники» [3] и Гданский Л. «Гравер и травильщик по металлу: Практическое руководство для изучения гравирования по меди, стали и цинку» [4]. Эти первые издания содержат определения терминов и первые классификации техник гравюры глубокой печати. Отметим что М.Д. Рудо-мётов в первом томе своего труда рассматривает резцовую гравюру, офорт, сухую иглу, мягкий лак и ряд других техник как манеры гравюры глубокой печати [2, с. 270]. В дальнейшем наблюдается устойчивая преемственность и мы встречаем эту