Научная статья на тему 'Импортозамещение в авиационной промышленности'

Импортозамещение в авиационной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / AVIATION INDUSTRY / MANUFACTURE / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майнашева С.О., Горбунов Э.В.

Рассматриваются основные проблемы ипортозамещения, а также действующие программы и возможные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION IN AVIATION INDUSTRY

The article discusses the main problems of import substitution, as well as existing programs and the possible outcomes.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение в авиационной промышленности»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2 УДК 338.984

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

С. О. Майнашева, Э. В. Горбунов Научный руководитель - Л. Б. Сидорова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: maynasheva95@yandex.ru

Рассматриваются основные проблемы ипортозамещения, а также действующие программы и возможные результаты.

Ключевые слова: авиационная промышленность, производство, импортозамещение.

IMPORT SUBSTITUTION IN AVIATION INDUSTRY

S. O. Maynasheva, E. V. Gorbunov Scientific Supervisor - L. B. Sidorova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: maynasheva95@yandex.ru

The article discusses the main problems of import substitution, as well as existing programs and the possible outcomes.

Keywords: aviation industry, manufacture, import substitution.

В настоящее время одной из базовых отраслей промышленности в стране является авиационная промышленность. Данная отрасль является стратегически значимой в переходе экономики страны к инновационной модели развития. На данный момент авиационная отрасль потеряла свои ведущие позиции в сравнении с 80-ми годами прошлого столетия, когда вся авиационная техника страны была отечественной, а часть техники шла на экспорт [1].

В свете современной экономико-политической ситуации большое значение получило понятие «импортозамещение». Что же это такое? Это процесс замены импортных товаров на аналогичные отечественные.

Сейчас в Российской Федерации активно разрабатываются экономические программы по им-портозамещению. Основным направлением является субсидирование промышленных наукоемких отраслей, одной из которых является авиационная промышленность [2].

В авиационной промышленности существует ряд сложностей, связанных с импортозамещени-ем, однако, стоит признать, что в нашем государстве уже действует ряд механизмов для поддержки авиационной отрасли, таких как:

- налоговые стимулы для открытия новых производств;

- субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на цели технического перевооружения;

- софинансирование из средств федерального бюджета перспективных НИОКР и государственных капитальные вложения;

- усовершенствованная нормативная база [2].

Однако данных механизмов недостаточно. В условиях санкций современная авиационная промышленность находится в зоне риска, так как на современных воздушных судах ВС большая часть авионики является импортной. Так же стоит отметить сложность, связанную с расположением заводов, занимающихся разработкой и производством некоторых отечественных ВС.

По словам генерального директора «Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина», на данный момент 35 наименованных комплектующих самолетов типа Ил производятся на предприятии на Украине. Не менее тяжелая ситуация обстоит с самолетами ГП «Антонова», большая часть семейства которых разрабатывается и производится на Украине, однако самолеты данного типа составляют наибольшую часть отечественной авиации. Вследствие данной ситуации огромная работа проводится

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

по открытию новых заводов, которые позволили бы уйти от участия иностранного разработчика. Стоит отметить, что создается весьма проблемная ситуация, связанная с тем, что права на всю техдокументацию принадлежат России, однако производство и конструкторское бюро находятся на территории другого государства [3].

Другой проблемой авиационного импортозамещения является разработка силовых установок для вертолетов типа Ми. Производство данных установок происходило на Украине. Хотя в России был разработан ряд программ по переносу производства, на данный момент в стране выпускается только 50 двигателей в год, а требуемый объем производства исчисляется несколькими сотнями [4].

Стоит отметить, что если Россия имеет достаточную конкурентоспособность в военно-космической сфере, обусловленную достаточным финансированием, а так же жестким контролем со стороны государства, то в случае с гражданской авиацией существует сильная зависимость от импортных материалов 1-го сорта.

На данный момент разработан ряд документов и программ, которые определяют будущую экономическую стратегию страны в данной области:

1. Приказ Минпромторга России № 663 от 31 марта 2015 года «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации». В данном документе представлен план действий по импортозамещению в отрасли гражданской авиации, а также перечислены сроки по разработке материалов 1-го сорта [5].

2. Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Основная цель программы «создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска авиационной техники». Данная программа нацелена на развитие и поддержку отечественных технологий [6].

В заключение стоит отметить, что в России активно проводятся программы по импортозаме-щению, и уже существует нормативно-правовая база для данных процессов. Основными пунктами программы по импортозамещению являются:

- определение состава производства;

- создание и усовершенствование технологических процессов производства;

- наладка производства;

- развитие системы национальной стандартизации;

- повышение уровня госзакупки.

При соблюдении данных условий и благополучном стечении обстоятельств, себестоимость самолетов снизится на 5-10 %, что повысит конкурентоспособность продукции отечественных производителей.

Библиографические ссылки

1. Никитин А. Подъёмная сила Родины [Электронный ресурс] // КоммерсантЪ. URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/ 10/6/25198/ (дата обращения: 06.10.2014).

2. Об утверждении Правил предоставлении субсидий из федерального бюджета участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукция кластера в целях импортозамещения [Электронный ресурс] : Проект Постановления Правительства РФ (по сост. на 13.10.2015) (подготовлен Минпромторгом России) (Постановление подписано 28.01.2016 № 41). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_193186/ (дата обращения: 28.01.2016).

3. За два года вопрос импортозамещения украинскими комплектующими в авиастроении может быть закрыт [Электронный ресурс] // Импортозамещение.ру: ежедн.интернет изд. 2014-2016. URL: http://importo-zamechenie.ru/za-dva-goda-vopros-importozameshheniya-ukrainskimi-komplektuyu-shhimi-v-aviastroenii-mozhet-byt-zakryt/ (дата обращения: 28.10.2015).

4. Новый российский двигатель для нового вертолета [Электронный ресурс] // ОАО «Климов»: Пресс-центр. URL: http://www.klimov.ru/media/news/?ELEMENT_ID=751 (дата обращения: 27.08.15)

5. Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации : Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 663. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=621792 (дата обращения: 31.03.2015).

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 303. URL: http://docs.cntd.ru/document/499091776 (дата обращения: 24.04.2015).

© Майнашева С. О., Горбунов Э. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.