УДК 339.9:332.025.15 DOI 10.14258/epb202426
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Л. В. Рахлина, Т. В. Волкова
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
(Санкт-Петербург, Россия)
Статья посвящена вопросам импортозамещения в России. Рассмотрены экономические и политические проблемы, с которыми столкнулась Россия за последние годы: нарушение товарных потоков как в страну, так и за ее пределы; колебания экспорта и импорта за последние 10 лет, зависящие от экономических и политических процессов; альтернативные пути обмена товарами со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Указано на необходимость соблюдения баланса между национальными интересами, возможностями и международной обстановкой. Отмечено, что политика им-портозамещения должна преимущественно проходить в тех секторах экономики, которые наиболее зависимы от импортных товаров. Определены критические отрасли, которые будут решать первоочередные задачи достижения независимости от поставок из-за рубежа. Приведены примеры успешного импортозамещения. В статье отражено отношение российского предпринимательства к импортозамещению, а также представлены данные по экспорту и импорту России за последние годы.
Ключевые слова: импортозамещение, экономическая безопасность, санкции, товарные потоки, экономический суверенитет.
IMPORT SUBSTITUTION: PROBLEMS AND PROSPECTS
L. V. Rakhlina, T. V. Volkova
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia)
The article is devoted to the issues of import substitution in Russia. The following issues are considered economic and political problems that Russia has faced in recent years; disruption of commodity flows both into and outside the country; fluctuations in exports and imports over the past 10 years, depending on economic and political processes; alternative ways of exchanging goods with countries Asia-Pacific Economic Cooperation. It is pointed out the need to maintain a balance between national interests, opportunities and the international situation. It is noted that the policy of import substitution should mainly take place in those sectors of the economy that are most dependent on imported goods. Critical industries have been identified that will address the priority tasks of achieving independence from supplies from abroad. Examples of successful import substitution are given. The article reflects the attitude of Russian business towards import substitution and also presents data on exports and imports of Russia in recent years.
Keywords: import substitution, economic security, sanctions, commodity flows, economic sovereignty.
Надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности служит гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития. В этой связи процесс самостоятельности и независимости определяет вектор развития России. Несомненно, что в условиях глобализации и расширения международного разделения труда сегодня нет ни одной страны, которая бы не взаимодействовала с другими государствами по вопросам поставки разнообразной
продукции, что позволяет странам специализироваться в отдельных направлениях. Надо понимать, что невозможно полностью исключить импорт продукции и технологий, что в свою очередь делает страну более или менее уязвимой. В этой связи важно соблюдать баланс между национальными интересами, возможностями и международной обстановкой. Соблюдать данный баланс возможно только в условиях эффективной политики импор-тозамещения, что способствует повышению конкурентоспособности товаров, поставляемых на миро-
вой рынок, по качеству и по цене. Для достижения желаемых и эффективных результатов необходимо создавать и развивать свой промышленный потенциал, основываясь на сырьевой доступности, осуществлять международное сотрудничество в различных сферах и с различными странами, что позволит диверсифицировать риски и обеспечить привлечение инвестиций в страну. Для этого необходима грамотная политика властей всех уровней по созданию благоприятного инвестиционного климата, по повышению конкурентоспособности уже имеющихся предприятий, по формированию высококвалифицированных кадров.
Еще в 2014 году Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Россия и ее оборонно-промышленный комплекс в состоянии и по финансовым соображениям, и технологическому уровню, осуществить, так называемое, импортозамещение. Это потребует от нас дополнительных денег и времени» [1]. Процесс импортозамещения, особенно в условиях западных санкций, обусловлен необходимостью: сохранения прибавочной стоимости в границах государства; создания новых рабочих мест; использования накопленного производственного потенциала отраслей в условиях недостатка инвестиционных ресурсов и лимита времени; создания новых конкурентоспособных высокотехнологичных производств, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок; нарушением логистических цепочек как результата форс-мажорных обстоятельств.
В 2020 году Россия, как и все страны мира, попала в тяжелейший экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса. В данной ситуации, прежде всего, пострадали бедные страны и их жители, которые зависели от поставок импортной продукции. В период распространения пандемии коронавируса отмечалось снижения доходов населения, рост курсов валют, введение карантина и торговых ограничений, вследствие чего Всемирной торговой организацией было зафиксировано падение объемов международной торговли на треть. Столь мощного обвала поставок мир не знал десятки лет. Не зря пандемию коро-навируса сравнивали с последствиями военных действий или с Великой Депрессией в США только в мировом масштабе. Пандемия коронавируса оказала, с одной стороны, негативное воздействие, так как из-за закрытия границ население столкнулось с нехваткой отдельных товаров, но с другой — в России были освоены новые производства, например, аппаратов ИВЛ, масок, респираторов и других средств индивидуальной защиты для удовлетворения возросшего спроса на них.
Нарушение товарных потоков как в страну, так и за ее пределы отмечалось уже раннее, когда
Россия столкнулась с проблемой продовольственной безопасности. Еще в 2000-е годы оказалась нарушена периодичность поступления в страну иностранных товаров и сырья, вследствие чего предпринимательский сектор нес значительные экономические потери, а потому еще в 2014 году правительством страны был взят курс на импорто-замещение. Конечно, данный курс не мог обезопасить от роста цен и излишней инфляции, однако он позволял добиться продовольственной независимости в современном мире.
За последние годы Россия столкнулась с рядом экономических и политических проблем, в том числе со снижением цены на нефть, санкциями со стороны Запада, инфляцией, дефицитом госбюджета.
Количество санкций в отношении Российской Федерации достигло рекордных значений, что несомненно сказывается на экономике страны. Так, согласно Стратегии экономической безопасности страны, до 2030 года такие факторы, как усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных рынков, изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и т. д. представляют угрозу для экономической безопасности страны [2].
Применение экономических санкций против Российской Федерации объясняет и осложняет процесс импортозамещения, так как предопределяет его острую необходимость и накладывает дополнительную ответственность на исполнителей по данному процессу. В условиях товарных ограничений процесс импортозамещения иностранных товаров на отечественные протекает в ограниченные сроки и в условиях напряженности.
По оценке Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ (ИСИЭЗ), наибольшая доля импорта из государств, объявивших в отношении нашей страны санкции, в конечной продукции наблюдается в автомобилестроении (25%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (18 %), производстве прочих транспортных средств (16%), машин и оборудования (15%), а также в сфере фармацевтики (15%) [3]. В этой связи политика импортозамещения должна преимущественно проходить в тех секторах, в которых наиболее высока зависимость от импортных поставок. Россия должна стремиться к расширению собственного производства, прежде всего, в сферах машиностроения, медикаментов, продукции и услуг в сфере высоких технологий.
Регионы России по-разному реализуют политику импортозамещения, в основе которой лежит поиск новых контрагентов, обеспечивающих бесперебойную работу сформированных цепочек создания продукции и корректировка стратегических приоритетов отраслевого развития, вследствие больших различий в степени зависимости тех или иных
регионов от иностранного импорта. Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ была проведена оценка субъектов Российской Федерации, наиболее пострадавших от введенных в 2022 году санкций, показавшая, что в самой сложной экономической ситуации оказались регионы, которые за предыдущие годы проявляли наиболее высокую активность по привлечению зарубежных инвесторов при строительстве новых заводов и формировании новых отраслей специализации [4].
Расчеты показали, что наибольшее число таких регионов (24 из топ-30) расположены на территории Центрального и Приволжского федеральных округов. К наиболее пострадавшим отнесены индустриальные регионы: Калужская, Ульяновская, Самарская области, Республика Татарстан, Владимирская область. К самым невосприимчивым к сокращению импорта относятся регионы Дальневосточного, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.
«Дальнейшее стратегическое развитие регионов будет связано с их успехами в привлечении замещающих инвестиций из дружественных стран (например, в автомобилестроении китайских партнеров взамен европейских, японских и американских), а также конкуренции за новые федеральные ресурсы «обеспечения технологического суверенитета» [4]. При этом, возможно, произойдет обновление экономической карты России: появятся новые точки роста и новые регионы-лидеры. Необходимо также отметить, что «для достижения технологического суверенитета предстоит провести большую работу по актуализации нормативной базы, определить законодательно такое понятие, как «технологический суверенитет» [5].
На рисунке 1 отражены данные по экспорту и импорту России за последние годы. Данный рисунок демонстрирует колебания экспорта и импорта за последние 10 лет, зависящие от экономических и политических процессов, происходящих в России.
Рис. 1. Динамика экспорта и импорта России, 2011-2022 гг., млрд долл. [6]
До 2021 года наблюдалась прямая зависимость между экспортом и импортом, что означало необходимость для России проведение экономической политики, направленной на взаимовыгодный обмен продукции в рамках внешнеэкономических отношений. Однако в 2022 году экспорт и импорт России показал противоположную направленность: экспорт увеличился на 14 % в денежном выражении, а импорт под воздействием западных санкций сократился на 23%, что отражает ситуацию по активному замещению иностранных товаров и развитию отечественного производства.
В настоящее время экономика России находится на пути к полной независимости от иностранных партнеров. При этом Президентом и Правительством РФ уделяется огромное внимание данному направлению в целях защиты интересов граждан и повышения благосостояния страны. Однако не все отрасли демонстрируют стабильный рост.
Так, заместить иностранные фармацевтические изделия и препараты отечественными удалось не полностью. В 2015 году ожидалось, что к 2020 году количество отечественных производителей будет составлять примерно половину, но, несмотря на выгодные условия получения кредитов и субсидий для покрытия части расходов, отрасль пришла к результату в 1,5 раза меньше рассчитанного. Это подтверждает тот факт, что многие проекты импортозамещения были ориентированы на «экономическую обоснованность» и не имели шанса получить финансирование, в результате чего оказались нерентабельными.
Примером успешного импортозамещения является производство крыла для среднемагистраль-ного самолета нового поколения МС-21-300 из отечественных полимерных композиционных материалов после того, как зарубежные производители данных материалов отказались от поста-
вок из-за санкций. Собственные разработки по производству композитов, начатые еще в 2015 году, позволили создать технологию, не только увеличивающую производительность и снижающую трудозатраты и себестоимость, но и обеспечивающую возможность формования крупных деталей.
Итак, жесткие санкции со стороны западных стран, последовавшие после начала специальной военной операции (СВО), стали толчком для кардинального изменения подхода к решению вопросов импортозамещения. Если ранее рентабельность считалась основным показателем инвестиционных проектов, то на сегодняшний день приоритетным становится такой показатель, как жизненная целесообразность выпуска той или иной продукции, так как вопрос уже стоит не просто о замещении импортных комплектующих, оборудования, продуктов, основной задачей становится обеспечение технологического суверенитета России. Для этого правительством определены критические отрасли, которые будут решать первоочередные задачи достижения независимости от поставок из-за рубежа.
С целью автоматизации производства, использования высоких технологий и цифрови-зации экономики государство обязано активно инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Все чаще на территории России возникают инновационные проекты, улучшающие жизнедеятельность всей страны. Однако из-за усиления геополитического давления иностранные инвесторы все реже вкладываются в них.
Не менее важной является задача достижения цифровой независимости. В связи со значительным усложнением получения лицензий и сертификатов на использование иностранного софта для безопасности ^-сферы необходим незамедлительный переход на отечественный софт, российские аппа-
ратные средства и собственные решения по вопросам защиты от киберугроз и обработки больших баз данных.
2022 год показал положительную динамику импортозамещения, что позволило в условиях тяжелого прессинга на экономику России и желания Запада спровоцировать стремительный спад российской экономики внести значительный вклад в сохранение суверенитета страны и создать предпосылки для устойчивого развития экономики.
Таким образом, для России на современном этапе, когда поступление импортной продукции искусственно ограничено, задача импортозамеще-ния является основой обеспечения суверенитета, уже не только экономического, но и политического. Нерешаемой она не выглядит. Однако сложностей, с которыми придется столкнуться, действительно много. Прежде всего, это отсутствие четких производственных цепочек по созданию производственной базы практически для всех отраслей. Именно эта проблема сегодня требует огромных капиталовложений и затрат времени. Правительством России принимаются меры по поддержке отечественного производителя, в частности, малого бизнеса.
Политика импортозамещения в современных условиях «должна быть направлена на достижение структурных эффектов» [7], путем акцентирования усилий на те производства и товары, которые повысят конкурентоспособность российской продукции на внутреннем рынке и увеличат рост экспорта, «а не на «фронтальное» импортозамещение» [7], предполагающее тотальное или общее импор-тозамещение по всем направлениям. Для этого необходимо одновременно решать задачи обеспечения устойчивости экономики и технологического суверенитета, а также искать новые крупные рынки сбыта, поддерживать внешнее научно-технологическое и производственное взаимодействие.
Актуален ли для компаний вопрос импортозамещения в настоящее время...
Ш Не актуален ■ Потребность низкая ■ Потребность высокая Н Критически необходимо
12,0% 15,0%
31,7% 29,3%
16,0%
28,0% 33,8%
45,1% 48,8%
44,0% 32,5%
18,8% 12,2% 11,0% 13,4% 8,5%
Б области закупки сырья Б области закупки материалов Б области закупки Б закупки оборудов комплектующих и узлов анпя
Рис. 2. Актуальность импортозамещения для российских предпринимателей [8]
Опрос, проведенный Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), в сентябре 2022 года среди 86 компаний, занятых в различных секторах экономики [8], отразил отношение российского предпринимательства и показал, что импортозамещение сырьевой продукции не настолько актуально, как в области за-
Интеграционные процессы в рамках мировой экономики сегодня изменили вектор своей направленности и переместили товарные потоки на восток или же расширили их в рамках интеграционных объединений.
Стремительное свертывание торговых отношений со странами ЕС послужило сигналом для формирования альтернативных путей обмена товарами со странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в основном с Китаем, который на данный момент является основным торговым партнером России. «Оценка товарооборота с Китаем по итогам года — 225 млрд долл. (+22% к 2022 г. и +60% к 2021 г.) с практически равными импортом и экспортом» [9].
Поток товаров из таких стран Евразийского экономического союза, как Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизии способен частично компенсировать потери, вызванные санкциями недружественных государств. Однако по причине ограни-
купки комплектующих материалов и оборудования (рис. 2).
Более двух третей опрошенных предпринимателей считают самой эффективной и востребованной мерой поддержки по замещению импортной продукции на российском рынке предоставление льготных кредитов и займов (рис. 3).
ченного технологического потенциала экономик ЕАЭС и риска вторичных санкций в отношении этих стран торговля внутри ЕАЭС способна заместить лишь небольшой процент выбывших объемов продукции. В то же время несмотря на внешние неблагоприятные условия дополнительно принятые меры организационного характера по реорганизации производственно-сбытовых цепочек позволили обеспечить бесперебойные поставки и расчеты по внешнеэкономическим операциям внутри ЕАЭС, что позволяет предположить дальнейшее усиление разворота товарооборота от недружественных к дружественным странам.
Несмотря на то, что в настоящее время политико-дипломатическое сотрудничество с Китаем усиливается, в результате чего неуклонно увеличивается товарооборот, рассчитывать только на Пекин было бы ошибочным, так как в экономических отношениях России и Китая остается еще достаточно много проблем. Да и далеко не все, что выпу-
Рис. 3. Актуальность мер, направленных на импортозамещение [8]
скается США и странами ЕС, можно найти в Китае и других азиатских странах. При этом многие китайские компании и банки испытывают опасение оказаться под вторичными санкциями со стороны своего главного торгового партнера — Вашингтона. Нельзя забывать, что российско-китайский товарооборот в разы меньше товарооборота Китая и США.
И это далеко не единственная проблема. Так, например, имея производственно-технические возможности, не сопоставимые с российскими, китайские предприятия достаточно агрессивно захватывают рынок компонентов для машиностроительного комплекса и посредством демпинга разоряют последние столпы отечественного машиностроения. Поэтому без снижения ключевой ставки, увеличения господдержки российским предприятиям и введения мер по защите российского рынка нашей экономике может грозить еще большая импортозависимость.
Для обеспечения стабильного экономического развития необходимо рассматривать импортоза-
мещение не с узкой потребительской точки зрения, а выводить его на глобальный геополитический уровень, развивая во всех сферах производства собственную уникальную технологическую базу, позволяющую выпускать в больших количествах высококачественную конкурентоспособную отечественную продукцию. Для обеспечения долгосрочного эффекта импортозамещения особое внимание должно быть направлено на перспективные разработки и прорывные технологии пятого и шестого технологических укладов.
Грамотная политика импортозамещения должна строиться с учетом особенностей внутреннего рынка и экспортных перспектив. Поэтому для достижения успеха необходимо использование комбинации двух стратегий — экспортной ориентации и импортозамещения [10]. В условиях санкционно-го давления политика импортозамещения следует учитывать необходимость обеспечения технологического суверенитета при сохранении открытости экономики и переориентации на рынки дружественных стран.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выступление В. В. Путина на встрече с членами Совета законодателей 28 апреля 2014 г. UPL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/20869 (дата обращения: 12.12.2023).
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru, 15.05.2017 (дата обращения: 15.12.2023).
3. Лушникова С. В. Импортозамещение технологий как фактор развития конкурентоспособности России // Студенческий вестник. 2023. № 15-6 (254). С. 63-66.
4. Экспресс-информация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: наука, технология, информация. URL: https://issek.hse.ru/ mirror/pubs/share/821903380.pdf (дата обращения: 15.12.2023).
5. Елена Медведева: «Не следует превращать импортозамещение в слепое подражание западным технологиям» // Энергоэксперт. 2023. № 2 (86). С. 16-17.
6. Официальный сайт российского совета по международным делам (РСМД): Структурные сдвиги во внешней торговле России. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sanctions/ strukturnye-sdvigi-vo-vneshney-torgovle-rossii/ (дата обращения: 20.12.2023).
7. Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра: Аналитический доклад НИУ ВШЭ / Я. И. Кузьминов, Ю. В. Симачев, М. Г. Кузык и др. М., 2023. 272 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2755-9.
8. Ключевые направления политики в области импортозамещения: взгляд бизнеса. URL: https://rspp.ru/events/news/klyuchevye-napravleniya-politiki-v-oblasti-importozameshcheniya-vzglyad-biznesa-633eb99cd8d54/#_ftn1 (дата обращения: 26.12.2023).
9. Мониторинг экономической ситуации в России: Предварительные итоги внешней торговли России в 2023 году. Товарооборот с Китаем. URL: https://www.iep.ru/ru/monitoring/predvaritelnye-itogi-vneshney-torgovli-rossii-v-2023-godu-tovarooborot-s-kitaem.html (дата обращения: 20.12.2023).
10. Гнидченко А. А. Импортозамещение как дополняющая стратегия // Проблемы прогнозирования. 2017. № 6 (165). С. 27-36.
REFERENCES
1. Vladimir Putin's speech at a meeting with members of the Council of Legislators on April 28, 2014. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20869 (date of access: 12.12.2023).
2. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030». The official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru, 05.15.2017 (date of access: 15.12.2023).
3. Lushnikova S. V. Import substitution of technologies as a factor in the development of competitiveness of Russia. Student Bulletin. 2023. No. 15-6 (254). Pp. 63-66.
4. Express information of the HSE: science, technology, information. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/ share/821903380.pdf (date of access: 15.12.2023).
5. Elena Medvedeva: "Import substitution should not be turned into a blind imitation of Western technologies". Energoexpert. 2023. No. 2 (86). Pp. 16-17.
6. Official website of the Russian Council on International Affairs (RIAC): Structural shifts in Russia's foreign trade. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sanctions/strukturnye-sdvigi-vo-vneshney-torgovle-rossii / (date of access: 20.12.2023).
7. Import substitution in the Russian economy: yesterday and tomorrow: Analytical report of the Higher School of Economics / Ya. I. Kuzminov, Yu. V. Simachev, M. G. Kuzyk et al. Moscow, 2023. 272 p. DOI: 10.17323/9785-7598-2755-9.
8. Key policy directions in the field of import substitution: a business perspective. URL: https://rspp.ru/events/ news/klyuchevye-napravleniya-politiki-v-oblasti-importozameshcheniya-vzglyad-biznesa-633eb99cd8d54/#_ ftn1 (date of access: 26.12.2023).
9. Monitoring the economic situation in Russia: Preliminary results of Russia's foreign trade in 2023. Trade turnover with China. URL: https://www.iep.ru/ru/monitoring/predvaritelnye-itogi-vneshney-torgovli-rossii-v-2023-godu-tovarooborot-s-kitaem.html (date of access: 20.12.2023).
10. Gnidchenko A. A. Import substitution as a complementary strategy. Forecasting problems. 2017. No. 6 (165). Pp. 27-36.
Поступила в редакцию: 30.01.2024.
Принята к печати: 15.03.2024.