УДК 332.146
DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-4-743-755
Развитие региональной политики импортозамещения в Центральном федеральном округе в условиях новых санкционных ограничений
Дрягина Л.А.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, Белгородская область, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 E-mail: [email protected]
Аннотация. На протяжении длительного времени ведущие предприятия регионов Центрального федерального округа ввиду географической расположенности и налаженной транспортной логистической инфраструктуры активно взаимодействовали с международными партнерами, что повлекло за собой негативную тенденцию зависимости отечественного производства от иностранного технологического оборудования и увеличения сырьевого экспорта. Риск возникновения экономического давления со стороны западных стран привел к внедрению государственной политики поддержки отечественного производства (импортозамещения). В свою очередь, неоднократное ужесточение санкций против России в 2022 году ускорило формирование данной политики в регионах РФ. В силу масштабирования процесса импортозамещения в отечественной экономике, существующих исследований, рассматривающих проблемы развития региональной политики импортозамещения, в настоящий момент времени недостаточно. Целью данного исследования является оценка развития региональной политики импортозамещения в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО). Исследование проводилось на основе сравнительного анализа социально-экономического положения регионов ЦФО, их географической и продовольственной структуры импорта, метода классификации, статистических методов. Результаты исследования открывают новое теоретическое направление в исследовании проблем формирования региональной политики импортозамещения в современных экономико-политических реалиях. В частности, дана авторская трактовка понятию «региональная политика импортозамещения», выделены предпосылки развития элементов внешнеэкономической деятельности. На основе исследования динамики товарооборота Российской Федерации в период 2012-2022 гг., рассмотрения структуры импорта и ключевых стран-импортеров России в целом, а также в разрезе ЦФО, был выявлен перечень наиболее импортозависимых отраслей экономики. Также авторами были сформулированы проблемы дальнейшего развития региональной политики импортозамещения в ЦФО.
Ключевые слова: импорт, экспорт, торговый оборот, экономические санкции, импортозамещение, региональная экономика
Для цитирования: Дрягина Л.А. 2023. Развитие региональной политики импортозамещения в Центральном федеральном округе в условиях новых санкционных ограничений. Экономика. Информатика, 50(4): 743-755. DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-4-743-755
Development of Regional Import Substitution Policy in the Central Federal District in the Context of New Sanctions Restrictions
Lilia A. Dryagina
Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, Belgorod region, 308015, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. For a long time, leading enterprises in the regions of the Central Federal District, due to their geographical location and well-established transport and logistics infrastructure, actively interacted with international partners, which resulted in a negative trend of dependence of domestic production on foreign technological equipment and an increase in raw material exports. The risk of economic pressure from Western countries led to the introduction of government policies to support domestic production (import substitution). In turn, the repeated tightening of sanctions against Russia in 2022 accelerated the formation of this policy in the regions of the Russian Federation. Due to the scaling of the import substitution process in the domestic economy, the existing studies examining the problems of developing a regional import substitution policy are currently insufficient. The purpose of this study is to assess the development of regional import substitution policy in the Central Federal District (hereinafter referred to as the CFD). The study was carried out on the basis of a comparative analysis of the socio-economic situation of the regions of the Central Federal District, their geographical and food import structure, classification method, statistical method. The results of the study open a new theoretical direction in the study of the problems of forming a regional import substitution policy in modern economic and political realities. In particular, the author's interpretation of the concept of "regional import substitution policy" is given and the prerequisites for the development of elements of foreign economic activity are highlighted. Based on a study of the dynamics of trade turnover of the Russian Federation in the period 2012-2022, consideration of the structure of imports and key importing countries of Russia in general, as well as in the context of the Central Federal District, a list of the most import-dependent sectors of the economy was identified. The authors also formulated the problems of further development of regional import substitution policy in the Central Federal District.
Keywords: import, export, trade turnover, economic sanctions, import substitution, regional economy
For citation: Dryagina L.A. 2023. Development of Regional Import Substitution Policy in the Central Federal District in the Context of New Sanctions Restrictions. Economics. Information technologies, 50(4): 743-755 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-4-743-755
Введение
После перехода к рыночной экономической системе в России начались процессы расширения свобод предприятий в развитии внешнеэкономической деятельности. Сформировалась организационно-правовая база регулирования привлечения иностранных инвестиций и создания совместных предприятий с другими странами. Развитие внешней торговли осуществлялось в целях преодоления ограниченности национальных ресурсов, наращивания производственных мощностей, стимулирования внедрения и развития новых технологий, снижения безработицы, роста производительности труда и доходов населения. Однако есть и обратная сторона развития внешнеэкономических связей, такая как снижение государственного суверенитета и импортозависимость страны от положения на мировой арене.
Уязвимость национальной экономики от изменений конъюнктуры на мировом рынке ставит перед правительством ряд вопросов по принятию решительных шагов в сфере внешнеторговых отношений со странами-партнёрами России. Так, в связи с усложнившийся геополитической ситуацией в 2022 году, формирование государственной политики России в сфере импортозамещения приобретает особую значимость.
Политика импортозамещения - это стратегия, нацеленная на замену импортных товаров аналогами собственного производства. Её наличие необходимо в целях защиты
национальных интересов страны, формирования благоприятных условий функционирования конкурентоспособного производства, избегания валютных рисков [Круглов, 2023].
Целью реализации политики импортозамещения в общем смысле является увеличение конкурентоспособности отечественной продукции за счет модернизации производств, увеличения показателей их эффективности, а также создания качественно новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью. Все это предполагает переход от простого производства к высокотехнологичным и наукоемким отраслям, развитие инновационных технологий. Для России это имеет особую актуальность, поскольку уровень некоторых ее производственных отраслей по отдельным категориям и технологиям значительно отстает от других стран [Коньшина, 2023].
В свою очередь, региональная политика импортозамещения, согласно авторской трактовке, представляет собой системный подход, направленный на уменьшение удельного веса импортных товаров и услуг, что позволяет активизировать интенсивное развитие технологий производства и человеческого капитала в регионе для повышения уровня его социально-экономического развития на основании достижения устойчивости, безопасности, технологичности, эффективности и конкурентоспособности экономики.
Главное место в развитии экономики страны занимает Центральный федеральный округ, поскольку является базовым макрорегионом. Связи регионов Российской Федерации, входящих в состав ЦФО, с остальными регионами страны обширны и многообразны, в том числе и в рамках реализации политики импортозамещения. При этом справедливым будет отметить, что за счет того, что субъекты ЦФО являются драйвером развития отечественной экономики, проблемы округа в той или иной степени затрагивают всю Россию [Юэньшина, 2023].
Таким образом, существующие масштабы геополитических факторов, негативно влияющих на экономику большинства стран мира, ставят перед правительством России необходимость оперативных действий в отношении стремительной актуализации и реализации региональной политики импортозамещения, являющейся гарантом роста и обеспечения экономической безопасности.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования является региональная политика в ЦФО, рассматриваемая с позиции процесса импортозамещения.
Предмет исследования - экономико-управленческие отношения, возникающие в процессе развития региональной политики импортозамещения в Центральном федеральном округе.
Методологической основой работы является совокупность общенаучных и специальных методов познания, в частности, в процессе исследования использованы общенаучные и специальные методы: логический, научной абстракции, индукции и дедукции, теоретического обобщения, анализа и синтеза, структурно-функциональный, статистический и графический, системный подход.
Теоретической основой научного исследования являются концептуальные положения и системы взглядов, влияющие на процессы функционирования и развития региональной политики импортозамещения. Так, региональные особенности импортозамещения представлены в работах С.А. Алиева и Ю.В. Чернявской, Л.В. [Алиев, Чернявская, 2019], Сморгунова [Сморгунов, 2019], А.М. Рыбникова [Рыбников, 2020].
Информационно-эмпирическую основу исследования составляют законодательные и нормативные документы Президента и Правительства Российской Федерации, официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ.
Результаты и их обсуждение
Первые санкции со стороны западных стран в отношении России были введены в марте 2014 года и затронули, главным образом, финансовый, нефтяной и оборонный сектора экономики. Это стало толчком к модернизации отечественных производств в сторону
замены импортных товаров отечественными аналогами. Россия вступила в борьбу за свой технологический суверенитет и разработала детальную программу по промышленному развитию, включая вопросы импортозамещения. В рамках данной программы, правительством России было принято решение о финансировании проектов импортозамещения в энергетике, машиностроении, сельском хозяйстве, жилищном строительстве, химическом производстве, обрабатывающей промышленности и ряде других отраслей.
Перечисленные выше отрасли финансировались на основании представленных проектов по импортозамещению, которые рассматривать в разрезе региональной специализации федеральных округов, среди которых доминирующим является Центральный федеральный округ, на который приходится более половины внешней торговли Российской Федерации.
В марте 2022 года Россия снова столкнулась с очередными мероприятиями, пытающимися сдержать ее развитие [Ваганова, 2022]. Беспрецедентные по объему западные санкции затронули энергетическую, транспортную отрасли, финансовый сектор, миграционную политику, поставку товаров, технологий, оборудования и т.д. Крупнейшие отечественные банки были отключены от системы межбанковских платежей SWIFT и платежных систем MasterCard и Visa, а активы самого Центрального банка РФ за рубежом были заморожены. Большинство иностранных компаний в различных отраслях ликвидировали свою деятельность на территории Российской Федерации, в том числе были расторгнуты инвестиционные договоренности с российскими предприятиями.
В настоящее время в России продолжается реализация программы импортозамещения - государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая была запущена 15 апреля 2014 года и действует до 2024 года [Мищенко, 2023]. Помимо этого, в 2022 году Минпромторг запустил новый сервис «Биржа импортозамещения», с целью укрепления взаимодействия поставщиков и покупателей промышленной продукции и упрощения поиска аналога импортного товара.
Рассмотрение развития региональной политики импортозамещения в Центральном федеральном округе, являющееся целью данного научного исследования, базируется на рассмотрении показателей внешнеэкономической деятельности. Так, основными показателями внешнеторговой деятельности страны являются объемы экспорта и импорта за фиксированный период времени. Под экспортом мы подразумеваем вывоз отечественных товаров за территорию государства, а под импортом - ввоз зарубежных товаров, предназначенных для потребления в стране.
Общие предпосылки развития внешнеторговой деятельности страны представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Причины развития экспорта и импорта Fig. 1. Reasons for the development of exports and imports
Примечание. Составлено авторами
До февраля 2022 года Россия была одним из основных торговых партнёров Европейского Союза. Экспорт ЕС в 2021 году составил 99,0 млрд евро. Лидировали машины и оборудование (19,7 %), автомобили (9 %), фармацевтика (8,1 %), электрооборудование и машины (7,6 %), а также пластмассы (4,3 %). Импорт в Россию за период 2019-2020 составил 475.8 млрд долл. В основном импортировались «Машины, оборудование и аппаратура» (31 %), «Продукция химической промышленности» (13 %) [Алаухова, 2022]. Однако, несмотря на открытость и активное участие на внешнем рынке, высокого экономического роста России достичь не удалось. Так структура российского экспорта в основном была представлена отраслями нефти и газа, а импорта - промышленными товарами и продовольствием.
Ослабление международной торговли России началось ещё с первых санкций 2014 года. А после 2022 года динамика торгового оборота, по объективным причинам, резко изменилась в сторону снижения, что наглядно отражено на рисунке 2.
700 600 500 400 300 200 100 0
525
317
207
ч."
,<о
Экспорт - всего
: Импорт - всего
САЛЬДО
Vх
№
103
ч<о
129
У
Л
\Р
У
\>
л
105
591
459
292
167
У
&
,о
Рис. 2. Динамика товарооборота Российской Федерации
за 10 лет (2012-прогноз 2023 гг.), млрд долл. Fig. 2. Dynamics of trade turnover of the Russian Federation over 10 years (2012-2023 forecast), billion dollars
Примечание. Составлено авторами по данным [Внешняя торговля Российской Федерации в 2023 году, 2023], [Импорт в Центральный федеральный округ, 2021; Показатели, характеризующие им-портозамещение в России, 2023; ФТС раскрыла объем внешней торговли России в 2023 году, 2023]
Исходя из данных рисунка 2, можно говорить об отрицательной динамике торгового оборота до 2016 года, причем, начиная с 2014 года, снижение составило порядка 40 %. Постепенная стабилизация ситуации к 2022 году была достигнута путем плодотворной работы по укреплению товарооборота с дружественными странами и созданию новых торговых отношений. Так, переориентация на Восток сыграла значительную роль для российской экономики в части компенсации потерь. Но тут есть некоторые сложности, так как не всегда китайские производители выпускают оборудование того уровня, который требуется нашим предприятиям.
Для поддержки развития отечественного производства применяются такие инструменты государственной поддержки, как субсидирование процентных ставок по кредитам, выдача грантов, налоговые льготы, поддержка со стороны инвестиционных фондов и др. В федеральном бюджете на 2023 год зарезервировано 5 млрд руб. на субсидирование ставки для проектов импортозамещения, а также госгарантии. До 2030 года от государства потребуется 123,6 млрд руб. на субсидирование ставки [Правительство сформировало пул проектов по импортозамещению на 5,2 трлн рублей, 2023; Экономика России, 2022].
Также стоит отметить, что нормативно-правовое регулирование импортозамещения заключается не только во внедрении финансовых мер поддержки, но и ограничении (запрете) на ввоз некоторых импортных товаров. В отраслях, где уровень импортозависимо-сти варьируется от 30 % до 50 %, важно наладить меры государственной поддержки путем формирования региональной политики импортозамещения и регулярной адаптации ее механизмов под постоянно изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды.
В таблице 1 представлен перечень импортируемой в Россию продукции, попавшей под санкции в 2022 г.
Таблица 1 Table 1
Импортируемая в Россию продукция, попавшая под санкции в 2022 году Imported products to Russia subject to sanctions in 2022
№ Импортируемая продукция США Канада ЕС (27 стран) Швейцария Великобритания Япония Австралия Новая Зеландия
1 Машины, оборудование и аппаратура + + + + + + + +
2 Транспорт + + + + + + - +
3 Продукция химической промышленности - - + + + + + -
4 Пищевые продукты, напитки и табак + - + + - + + -
5 Растительные продукты - - + - - - - -
6 Металлы и изделия из них + - + + - - + -
7 Пластмассы, каучук и резина + - + + + - - -
8 Текстиль + - + + - + + -
9 Инструменты и аппараты, часы + + + + - + + -
Примечание. Составлено авторами
Согласно данным таблицы 1, доминирующую часть импорта в Российской Федерации занимает продукция химической промышленности, электрооборудование, авто- и компьютерная техника. При этом промышленность испытывает критическую необходимость в импортозамещении комплектующих и оборудования. Однако создать и развивать необходимые собственные товары высокого качества мешает ограниченность научно-технической базы. Помимо этого, остро встает затратный вопрос в связи с тем, что, зачастую, отечественные товары дороже по стоимости, чем импортные, и не всегда соответствуют необходимым стандартам качества.
Важно отметить, что в досанкционный период, ввиду географических масштабов, многие регионы России активно использовали закупку необходимых ресурсов в приграничных странах, нежели привозили из отдалённых регионов страны. Поскольку санкци-онные ограничения сделали этот процесс недоступным, целесообразным будет предпринять попытки по активному включению регионов в импортозамещение и налаживанию логистических связей внутри России.
В целях поиска новых торговых партнеров и рынков сбыта внутри страны необходимо рассмотреть географическую структуру импорта по федеральным округам Российской Федерации (рис.3).
0%
■ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
■ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
■ ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
■ ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
63%
■ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
■ СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Рис. 3. Географическая структура импорта по федеральным округам Российской Федерации на 01.01.2022 г.
Fig.3. Geographical structure of imports by federal districts of Russia as of 01/01/2022.
Примечание. Составлено авторами по данным [Показатели, характеризующие импортозамещение в России, 2023]
Из данных рисунка 3 можно сделать вывод, что наибольшая доля импорта в России на начало 2022 года пришлась на Центральный федеральный округ. При этом среди регионов ЦФО более 70% объема импорта сосредоточено в г. Москва и Московской области (рис 4). Преобладание импортозамещения в данных регионах связано с высокой концентрацией предпринимательского сектора.
Рассматривая Центральный федеральный округ, следует отметить, что он включает в себя 18 субъектов Российской Федерации - Белгородскую область, Брянскую область, Владимирскую область, Воронежскую область, Ивановскую область, Калужскую область, Костромскую область, Курскую область, Липецкую область, Москву, Московскую область, Орловскую область, Рязанскую область, Смоленскую область, Тамбовскую область, Тверскую область, Тульскую область, Ярославскую область. При этом одной из ведущих отраслей является промышленность, именно в ней задействовано порядка 22% занятых в стране. В свою очередь, промышленный комплекс ЦФО сосредоточен на машиностроении и металлообработке. Здесь развиты ракетно-космическая промышленность, авиастроение, электронная и радиопромышленность, железнодорожное машиностроение. Помимо этого, ключевыми отраслями специализации ЦФО является химическая промышленность, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и т.д. [Коньшина, 2023].
В таблице 2 наглядно отражены ключевые-показатели социально-экономического развития ЦФО, в том числе данные об экспорте и импорте, в период 2014-2022 гг.
Таблица 2
Темпы роста ключевых показателей социально-экономического развития ЦФО в период 2014-2022 гг. Growth rates of key indicators of socio-economic development of the Central Federal District in the 2014-2022
Показатель Темп роста, %
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
Численность насел., тыс. чел. 100,3 100,4 100,3 100,3 100,2 100,1 99,5 99,3 99,8
Среднегод. численность занятого насел., тыс. чел. 100,6 99,8 111,7 100,4 99,7 99,9 98,1 99,3 99,5
Среднедушевой доход в месяц, руб. 104,5 110,9 101,5 103,8 107,0 107,4 102,8 105,6 112,8
Среднемес. номинал. начисл. зарплата, руб. 110,3 105,0 109,5 105,8 112,5 111,1 107,5 110,7 112,6
ВРП, млрд руб. 109,7 109,1 106,3 108,4 112,4 112,0 102,1 99,2 109,4
Объем отгруж. товаров собств. про-ва, выпол. работ и услуг собств. силами, млрд руб. 112,1 103,4 114,9 193,9 63,9 108,0 101,7 129,4 94,1
Продукция с/х, млрд. руб. 119,7 122,3 102,9 94,5 112,5 107,8 114,4 95,6 108
Оборот розн. торг., млрд руб. 112,2 102,9 102,7 1061,1 10,8 107,2 101,5 109,1 90,5
ОФ, млрд. руб. 107,8 106,7 116,7 103,8 110,1 189,3 101,6 100,2 102,3
Инвестиции в основной кап., млрд руб. 104,5 106,9 103,3 109,9 116,8 116,2 110,8 113,4 108,2
Поступление налог., сбор. и иных обяз. плат., млрд руб. 106,9 108,9 108,5 114,5 112,9 111,5 106,8 119,2 105,9
Экспорт, млрд дол. США 95,3 68,9 83,2 124,8 125,9 46,6 77,4 145,8 89,8
Импорт, млрд дол. США 91,8 63,3 99,5 124,5 109,6 61,6 95,3 126,7 100,1
Торг. сальдо, млрд дол. США 100,8 76,7 64,6 125,3 162,0 26,7 28,2 190,1 100,1
Примечание. Составлено авторами по данным [Официальная статистика. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2023]
В целом социально-экономическое положение в ЦФО за период 2014-2022 гг. можно охарактеризовать как стабильное. Однако для регионов ЦФО характерна высокая дифференциация социально-экономического развития, обусловленная различиями природно-географического характера, социально-усиленная неоднородностью условий формирования показателей столичных и нестоличных регионов. Все эти факторы обуславливают различия в объемах импорта, что видно из рисунка 4.
□ БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ □ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД МОСКВА
□ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
□ ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Рис. 4. Географическая структура импорта по регионам Центрального федерального округа России на 01.01.2022 г.
Fig.4. Geographical structure of imports by regions of the Central Federal District of Russia as of 01/01/2022.
Примечание. Составлено авторами по данным [Показатели, характеризующие импортозамещение в России, 2023]
Таким образом, данные рисунка 4 подтверждают вышесказанное нами в отношении наибольшей доли импортозамещения в г. Москва и Московской области. При этом всем можно отметить, что регионы с высокой долей обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте и значительным уровнем инновационного развития стали наиболее привлекательной мишенью для введения санкций. В связи с этим в рамках нашего исследования следует проанализировать отраслевую структуру импорта субъектов Центрального федерального округа РФ, представленную в таблице 3, до введения санкцион-ных ограничений и выявить наиболее пострадавшие отрасли.
Таблица 3
Структура импорта по группам товаров в Центральном федеральном округе и в России, по данным 2022 года Structure of imports by product groups in the Central Federal District and Russia, according to 2022 data
Группа товаров ЦФО Россия
Млрд долл. Доля Млрд долл. Доля
Продукты животного происхождения 3,82 2,6% 6,27 2,7%
Продукты растительного происхождения 5,01 3,4% 11 4,7%
Пищевые продукты, напитки, табак 7,04 4,8% 10,3 4,5%
Продукция химической промышленности 22 15% 29,4 12,7%
Пластмассы, каучук и резина 7,9 5,4% 13 5,6%
Текстиль 8,74 5,9% 11,5 5%
Металлы и изделия из них 7,76 5,3% 15,8 6,8%
Машины, оборудование и аппаратура 48,3 32,9% 73,3 31,7%
Окончание табл. 3 End table 3
Транспорт 11,8 8% 20,9 9%
Инструменты и аппараты, часы 6,37 4,3% 8,51 3,7%
Разные промышленные товары 4,23 2,9% 5,79 2,5%
Скрытый раздел 5,15 3,5% 9,06 3,9%
Итого: 147 231,4
Примечание. Составлено авторами по данным [Импорт в Центральный федеральный округ, 2021; Показатели, характеризующие импортозамещение в России, 2023]
Исходя из данных, представленных в таблице 3, можно говорить о том, что практически во всех регионах преобладает импорт машиностроительной продукции и химической промышленности. При этом в структуре импорта в большинстве регионов до 2022 года наибольшая доля приходилась на взаимодействие именно с западными странами-партнерами. Их постепенный уход после введения санкций отрицательно сказался на развитии российских предприятий, что в долгосрочной перспективе также будет иметь негативный характер проявления.
Чем активнее регионы привлекали зарубежных инвесторов, совместно создавали и развивали крупные новые производства до введения экономических санкций, тем сложнее оказалась их экономическая ситуация в 2022 году.
В пятерку самых импортозависимых субъектов РФ входят Калужская и Владимирская области. Калужская область пострадала от ухода западного автомобильного бизнеса. Три крупных завода - «Volkswagen», «Volvo» и «Stellantis» остановили своё производство. При этом Калужская область является одним из лидеров по производству молока и тепличных овощей, а сельскохозяйственная промышленность является одной из самых независимых отраслей России. Диверсификация экономики позволит региону сдержать темпы падения ВРП. Так в 2023 году 1,5 млрд рублей из бюджета Калужской области было направлено на создание условий для реализации новых инвестиционных проектов в индустриальных парках и особой экономической зоне.
Во Владимирской области против 4-х заводов были введены санкции, предприятия работают в структуре госкорпорации «Росатом» и производят центрифуги для обогащения урана. Власти региона также работают над диверсификацией структуры экономики.
На экономику приграничных регионов (Белгородская, Брянская, Курская, области), помимо ухода части иностранных торговых партнеров, отрицательно отразилась и транс-портно-логистическая затрудненность.
Около 130 проектов развития импортозамещения находятся на сопровождении в Московской области. Из них 24 были реализованы в 2022 году, еще 57 будут реализованы до конца текущего года. Отдельного внимания заслуживает импортозамещение в сфере IT-технологий, так как российские разработчики значительно отстают от зарубежных. Москва и Московская область в данной сфере занимают важную роль и входят в пятёрку лучших субъектов РФ по уровню цифровой зрелости. Многие государственные услуги на сегодняшний день предоставляются преимущественно в электронном виде. Однако надежных IT-разработок для промышленных предприятий пока недостаточно.
Несмотря на активную государственную поддержку импортозамещения, не стоит забывать, что уход большого количества иностранных игроков с рынка может привести к повышению уровня цен на товары (в связи с неразвитостью новых производств и отсутствием дешевых ресурсов), снижению качества новой аналоговой продукции, внеплановым бюджетным расходам на финансирование новых предприятий. Только половина российских промышленных предприятий имеет потенциал для выпуска импортозамещающей продукции, не уступающей по качеству зарубежной.
На сегодняшний день абсолютными лидерами по наличию нового отечественного оборудования, которое не уступает по качеству зарубежным аналогам, являются предприятия по добыче нефти и природного газа [Копыт, Фомин, 2023]. В других секторах экономики ситуация хуже. Так, у предприятий по добыче руды отсутствуют российские аналоги оборудования, соответствующего требованиям безопасности и мощности. Предприятия мебельной промышленности, обработки древесины, а также производства лекарственных препаратов заявляют об отсутствии качественных российских альтернатив иностранному оборудованию.
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что ключевой проблемой, способной оказать негативное влияние на перспективы развития политики импортозамещения в ЦФО и спровоцировать экономико-технологический кризис, на наш взгляд, является проблема недостаточного потенциала импортозамещения в регионах, которая в свою очередь спровоцирована следующими факторами:
- высокий уровень дифференциации регионов Центрального федерального округа по показателям среднедушевого денежного дохода населения, инвестициям в основной капитал, экологическому состоянию регионов и т.д.;
- зависимость отечественной экономики от ситуации на международной арене;
- слаборазвитая научно-техническая обеспеченность гражданских отраслей при достаточно успешном развитии военных технологий;
- необходимость реконструкции и модернизации производственных мощностей для снижения затрат на производства;
- недостаточный уровень взаимодействия между регионами ЦФО, наряду со слабым синергетическим эффектом взаимодействия региональных промышленных комплексов, выражающийся в «разрывах» цепочек добавленной стоимости»;
- отсутствие необходимого количества профессиональных кадров для работы на наукоемких производствах;
- наличие системных и институциональных проблем, выражающихся в бюрократизме системы государственного аппарата и ориентации на сырьевую модель экономики и т.д. [Коньшина, 2023].
При этом, несмотря на существующую к настоящему моменту времени экономическую и политическую нестабильность, вызванную экономическими санкциями, Российской Федерации удалось успешно наладить производство товаров первой необходимости и тем самым обеспечить продовольственную безопасность страны. Так, потребление сельскохозяйственной продукции обеспечено отечественным производством более чем на 100%. Для России важно не только замещение импортных товаров, но и выход отечественной продукции на внешний рынок. Политика, проводимая Россией, является экс-портоориентированной. Развитию экспортного потенциала страны способствует наличие благоприятных социально-экономических условий, которые позволят увеличить объем производства. Для этого необходимо повысить среднегодовые темпы прироста сельскохозяйственной продукции, достичь продовольственной независимости и обеспечить граждан страны необходимой продукцией, обеспечить развитие глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и наращивание производства продукции с высокой добавленной стоимостью, а также обеспечить комплексное развитие сельских территорий [Коньшина, 2023].
Заключение
Таким образом, в Российской Федерации наиболее преобладающим по экономической вовлеченности во внешний торговый оборот с западными странами является Центральный федеральный округ, что обуславливает наибольшую зависимость его регионов от политического курса и введения санкций. Отраслевая направленность и географическая приближенность округа к странам ЕС и СНГ на протяжении многих лет способствовали активному сотрудничеству, что благоприятно складывалось на экономике страны в целом.
Введение экономических санкций практически парализовало деятельность части крупных предприятий округа, однако формирование сбалансированной политики импортозамещения в регионах, преимущественным аспектом которой стала переориентация на внутренний рынок ресурсов и развитие межрегиональных внутренних связей, частично восстановило деятельность отечественных предприятий. Дальнейшее активное развитие отечественного производства ведется в области химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. При этом особое внимание необходимо уделить отраслям черной металлургии, пищевой, легкой промышленности, самолетостроению, а также электротехнике. Доля импорта в указанных сферах не показала явного снижения. Также 100% импортозамещения не достигнуто в области программного обеспечения, что делает IT-отрасль особо перспективной.
В современных условиях ориентации отечественной экономики на импортозамеще-ние обеспечение успешного развития регионов приобретает особую актуальность, что отражается в реализации комплексного подхода в решении экономических и социальных задач, стоящих перед региональными властями [Коньшина, 2022].
Список источников
Внешняя торговля Российской Федерации в 2023 году. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (дата обращения: 20.09.2023). Импорт в Центральный федеральный округ URL: https://ru-stat.com/date-Y2020-
2021/RU01/import/world (дата обращения 20.09.2023). Официальная статистика. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения 15.09.2023). Показатели, характеризующие импортозамещение в России. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 10.10.2023).
Правительство сформировало пул проектов по импортозамещению на 5,2 трлн рублей. URL: https://goszakaz.ranepa.ru/news/year-2022/10/pravitelstvo-sformirovalo-pul-proektov-po-importozameshheniyu-na-5,2-trln-rublej (дата обращения 22.09.2023). ФТС раскрыла объем внешней торговли России в 2023 году. Какие тренды характерны сейчас для импорта и экспорта товаров. URL:
https://www.rbc.ru/economics/14/11/2023/65532b479a79471209aab87e (дата обращения: 22.09.2023).
Экономика России. URL: https://skyscrapercity.su/ekonomika-i-demografiya/ekonomika-rossii/120/ (дата обращения: 15.09.2023).
Список литературы
Алаухова О.И. 2022. Импортозамещение в условиях преодоления внешнего санкционного
давления. Вестник Евразийской науки, 14 (3): 1-10. Алиев С.А., Чернявская Ю.В. 2019. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального
социально-экономического развития субъектов РФ. Modern Economy Success, 5: 27-31. Ваганова О.В. 2022. Россия и санкции. Научный результат. Экономические исследования, 8, 1: 4-11. Ваганова О.В., Коньшина Л.А., Рычкин В.В. 2023. Исследование региональных и маркетинговых аспектов формирования политики по импортозамещению // Экономика устойчивого развития, 2 (54): 23-27.
Коньшина Л.А. 2022. Современные особенности региональной политики импортозамещения в
АПК. Фундаментальные исследования, 12: 43-50. Коньшина Л.А. 2023. Оценка экономико-технологических проблем и перспектив развития
импортозамещения в ЦФО России. Экономика устойчивого развития, 2 (54): 221-225. Копыт П.С., Фомин О.Ю. 2023. Импортозамещение как способ обеспечения экономической безопасности РФ в условиях санкций. Инновационные механизмы управления цифровой и региональной экономикой. Москва: НИЯУ «МИФИ: 59-65.
Круглов В.С. 2023. Международная торговля России в условиях стратегической геоэкономической
неопределенности. Региональная и отраслевая экономика, 1: 235-240. Мищенко М.С. 2023. Импортозамещение: плюсы и минусы. Всероссийский форум молодых
исследователей-2023. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука»: 229-234. Рыбников А.М. 2020. Особенности региональной политики в сфере импортозамещения и обеспечения экономической безопасности региона. Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы. Симферополь: ИТ «АРИАЛ»: 62-68. Сморгунов Л.В. 2019. От импортозамещения к экспортно-ориентированной политике в российских регионах. Среднерусский вестник общественных наук, 5: 15-34.
References
Alaukhova O.I. 2022. Import substitution in the context of overcoming external sanctions pressure.
Bulletin of Eurasian Science, 14 (3): 1-10. Aliev S.A., Chernyavskaya Yu.V. 2019. Import substitution as an effective tool for optimal socioeconomic development of the constituent entities of the Russian Federation. Modern Economic Success, 5: 27-31.
Vaganova O.V. 2022. Russia and sanctions. Scientific result. Economic Research, 8, 1: 4-11. Vaganova O.V., Konshina L.A., Rychkin V.V. 2023. Study of regional and marketing aspects of the
formation of import substitution policy // Economics of Sustainable Development, 2 (54): 23-27. Konshina L.A. 2022. Modern features of regional import substitution policy in the agro-industrial
complex. Basic Research, 12: 43-50. Konshina L.A. 2023. Assessment of economic and technological problems and prospects for the development of import substitution in the Central Federal District of Russia. Sustainability Economics, 2(54): 221-225. Kopyt P.S., Fomin O.Yu. 2023. Import substitution as a way to ensure the economic security of the Russian Federation under sanctions. Innovative mechanisms for managing the digital and regional economy. Moscow: National Research Nuclear University "MEPhI: 59-65. Kruglov V.S. 2023. Russia's international trade under conditions of strategic geo-economic uncertainty.
Regional and industrial economics, 1: 235-240. Mishchenko M.S. 2023. Import substitution: pros and cons. All-Russian Forum of Young Researchers-
2023. Petrozavodsk: ICNP "New Science": 229-234. Rybnikov A.M. 2020. Features of regional policy in the field of import substitution and ensuring the economic security of the region. Effective economic management: problems and prospects. Simferopol: IT "ARIAL": 62-68. Smorgunov L.V. 2019. From import substitution to export-oriented policy in Russian regions. Central Russian Bulletin of Social Sciences, 5: 15-34.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 18.10.2023 Received October 18, 2023
Поступила после рецензирования 03.11.2023 Revised November 03, 2023 Принята к публикации 14.11.2023 Accepted November 14, 2023
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Дрягина Лилия Алексеевна, ассистент кафедры инновационной экономики и финансов института экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Lilia A. Dryagina, assistant at the Department of Innovative Economics and Finance, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia