Научная статья на тему 'Импортозамещение и его место в современной экономической политике России'

Импортозамещение и его место в современной экономической политике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономика / импортозамещение / санкции / национальная безопасность / индустриализация / модернизация / economy / import substitution / sanctions / national security / industrialization / modernization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багратуни Каринэ Юрьевна, Демехова Мария Борисовна, Данилова Елена Владимировна, Азитов Рустам Шарипович, Степура Анна Вячеславовна

В данной статье поднимается вопрос о роли импортозамещения в развитии национальной экономики России. После определение термина «импортозамещение» и рассмотрения истории вопроса импортозамещения как явления, сложившегося первоначально в системе экономического развития западных стран, в статье дается характеристика политики импортозамещения, проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации. В статье доказывается, что импортозамещение является необходимой стратегиенй развития российской экономики в условиях ограничений, связанных с политическим курсом современной России. На конкретных примерах показывается, как меняется доля импорта в различных сферах экономики, прежде всего, в агропромышленном комплексе и на промышленном производстве. В статье также обращается внимание на законодательную базу импортозамещения, без которой данный процесс не может быть реализован. Утверждая, что импортозамещение это не только процесс вытеснения иностранных товаров с внутреннего рынка страны, но и процесс, направленный на технологическое обновление структуры экономики и на обеспечение ее конкурентоспособности, статья доказывает, что импортозамещение является одной из важнейших стратегических задач развития экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Багратуни Каринэ Юрьевна, Демехова Мария Борисовна, Данилова Елена Владимировна, Азитов Рустам Шарипович, Степура Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution and its place in the modern economic policy of Russia

This article raises the question of the role of import substitution in the development of the national economy of Russia. After defining the term “import substitution” and considering the history of import substitution as a phenomenon in the system of economic development of Western countries, the article characterizes the import substitution policy pursued by the President and the Government of the Russian Federation. The article proves that import substitution is a necessary strategy for the development of the Russian economy under the restrictions associated with the political course of modern Russia. Using specific examples, it shows how the share of imports is changing in various spheres of the economy, primarily in the agro-industrial complex and industrial production. The article also draws attention to the legislative base of import substitution, without which this process cannot be realized. Asserting that import substitution is not only a process of displacing foreign goods from the domestic market of the country, but also a process aimed at the technological renewal of the economic structure and at ensuring its competitiveness, the article proves that import substitution is one of the most important strategic objectives of the development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение и его место в современной экономической политике России»

Импортозамещение и его место в современной экономической политике России

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

Багратуни Каринэ Юрьевна

кандидат экономических наук, Доцент, Доцент Департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ, kbagratuni@mail.ru

Демехова Мария Борисовна

старший преподаватель, Высшая школа промышленного и гражданского строительства, Тихоокеанский государственный университет, 009083@pnu.edu.ru

Данилова Елена Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории, Финансово-экономический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М. Аммосова, elena_danilova@inbox.ru

Азитов Рустам Шарипович;

кандидат экономических наук, доцент, кафедра общеобразовательных дисциплин, Казанский (Приволжский) федеральный университет, rustam15278@mail.ru

Степура Анна Вячеславовна

старший преподаватель, кафедра инженерной графики и компьютерного моделирования, Московский государственный строительный университет, StepuraAV@mgsu.ru

В данной статье поднимается вопрос о роли импортозамещения в развитии национальной экономики России. После определение термина «импортозамещение» и рассмотрения истории вопроса импортозамещения как явления, сложившегося первоначально в системе экономического развития западных стран, в статье дается характеристика политики импортозамещения, проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации. В статье доказывается, что импортозамещение является необходимой стратегиенй развития российской экономики в условиях ограничений, связанных с политическим курсом современной России. На конкретных примерах показывается, как меняется доля импорта в различных сферах экономики, прежде всего, в агропромышленном комплексе и на промышленном производстве. В статье также обращается внимание на законодательную базу им-портозамещения, без которой данный процесс не может быть реализован. Утверждая, что импортозамещение - это не только процесс вытеснения иностранных товаров с внутреннего рынка страны, но и процесс, направленный на технологическое обновление структуры экономики и на обеспечение ее конкурентоспособности, статья доказывает, что импортозамещение является одной из важнейших стратегических задач развития экономики России.

Ключевые слова: экономика, импортозамещение, санкции, национальная безопасность, индустриализация, модернизация.

На современном этапе развития мировой экономики участились экономические кризисы, которые зачастую приводят к таким негативным явлениям, как торговые войны, санкции, политические и военные конфликты. В таких условиях может возникнуть существенная зависимость от ввозимых в ту или иную страну импортных товаров, услуг, технологий, необходимых как для населения, так и для функционирования национальной экономики, что приведет к увеличяению рисков и угрозе экономической безопасности этого государства» [7, с. 60]. В целях избежания этого явления используется такой важный инструмент экономической политики, как импортозамещение, т.е. развитие национальной экономики, опирающейся на внутренний рынок.

Под импортозамещением следует понимать вид экономической экономической стратегии государства и его регионов, ориентированной на замещение импортных товаров товарами национального/регионального производства (в том числе за счет привлечения иностранного капитала) и на защиту отечественных/региональных производителей, что способствует повышению конкурентоспособности страны (или региона), а также ее продукции на международном рынке. Иными словами, импортозамещение - это деятельность, обеспечивающая экономический суверенитет страны за счет снижения зависимости от зарубежных поставок.

Стратегию имспортозамещения разработал немецкий экономист XIX века Ф. Лист. Первоначально импортозамещение рассматривалась как способ преодоления технологического отставания в условиях «догоняющей» модернизации. Но во второй половине ХХ столетия зарубежные экономисты обратили внимание на важную роль импортозамещения в стимулировании развития локальных экономик. Эксперимент по импортозамещающей индустриализации проводился на ряде стран Латинской Америки и Азии, показав очень хорошие результаты. В процессе эксперимента трудоемкие отрасли производившие товары широкого потребления, пользующиеся спросом, получали государственную поддержку [8, с. 5-6]. США и страны Европейского союза давно уже активно используют возможности импортозамещения, которое выступает гарантом экономической безопасности и важнейшим элементом промышленной политики любой страны, независимо от уровня ее технологического развития.

Россия впервые попыталась применить стратегию импортозамещения в 1998 году, когда страна столкнулась с экономическим кризисом, приведшим к девальвации рубля. Однако, через 10 лет, в период с 2009 по 2013 года, когда возросли объемы экспорта сырья и поднялись мировые цены на газ и нефть, стратегия импортозамещения в России перестала быть актуальной. Однако, в контексте выбранного Россией внешнеполитического курса, начавшегося в 2014 году, в результате которого Крым присоединился к России, а на страну со стороны США и Евросоюза обрушились санкции, вопрос ускоренного импортозамещения вновь стал актуальным. Тогда государство, в лице правительства РФ, ответив на глобальные вызовы и чтобы не допустить воздействие внешних факторов

на российскую экономику, приняло решение оперативно развернуть масштабную программу по ускоренному импортозаме-щению и поддержке отраслей экономики [3, с. 641].

Нельзя не отметить, что в тот период времени экономика России была очень зависима от поставок импортной продукции и импортного оборудования, в некоторых стратегически важных для отечественной промышленности отраслях в 20122014 годах доля импорта составляла до 80%, что являлось потенциальной угрозой национальной безопасности [3, с. 641]. Западные аналитики со скептицизмом отмечали неконкурентноспособность российской экономики, считая, что Россия, где правят бюрократизм и политический консерватизм, проигрывает США и западноевропейским странам в инновационном развитии, технологиях, науке и, естественно, в экономике, считая, что даже такие высокотехнологичные сектора российской экономики, как судостроение, авиационная промышленность, энергетическое машиностроение, ракетно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, ядерная энергетика, неконкурентоспособны и на мировом рынке могут столкнуться с трудностями [12, с. 1328]. Но, учитывая задачи, поставленные в «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где раскрывается потенциал продукции отечественного производства, в России постепенно начинают создаваться условия для развития не только высокотехнологичного, но и среднетехнологичного производства - древооб-рабатывающей промышленности, пищевой промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, химической промышленности, промышленности строительных материалов, целлюлозно-бумажной промышленности и др. [4]. А такие отрасли, как газохимическая и нефтехимическая промышленность, а также промышленность секторов сферы оборонного ведомства, как сказано в «Концепции», давно уже обладают «потенциальными конкурентными преимуществами» [4]. И в то же время правительство России признает, что наша страна по ряду отраслей (таких, как электроника, гражданское авиастроение, автомобилестроение и др.) все же отстает от Запада, что «лишает российскую промышленность перспективы прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения» и «создает в долгосрочной перспективе угрозу утраты имеющихся заделов в оборонном производстве» [4]. Учитывая данное обстоятельство, государство нацелено активными усилиями модернизировать оборонный комплекс, стимулировать развитие новых технологий и, с учетом технологизации и модернизации производства, обновить такие сектора экономики, как станкостроение и машиностроение, поскольку именно эти отрасли имеют решающее значение для импортозамещения.

Начиная с 2022 года, т.е. после начала Специальной военной операции на Украине, российские стратегии импортозамещения коренным образом изменились. Если раньше в основе политики импортозамещения лежало «постепенное вытеснение импортных товаров с внутреннего рынка страны, то в связи с небывалым санкционным давлением на Россию в правительстве России зашла речь о полномасштабном возрождении отечественной промышленности, что в перспективе сможет снизить долю импорта «до нуля» [5, с. 176].

Чтобы защититься от санкций, российская администрация представила множество планов и задач по замещению импорта отечественным производством. Наиболее конкретным действием стал запрет на импорт различных продуктов питания, введенный Россией в 2014 году в качестве ответной меры на западные санкции. В 2014 году Россия также провозгласила политику «поворота на Восток», направленную на снижение зависимости от западных стран. Одним из ключевых проявлений этой стратегии стало завершение сделки с Китаем по экспорту природного газа, переговоры о которой велись в течение

многих лет. Еще до 2022 года Россия и Китай заявили о своем намерении значительно увеличить объем двусторонней торговли. Учитывая фактор сближения России с Китаем, зарубежные экономисты отмечают растущую долю Китая в российском импорте. Так, как отмечает финский экономист Х. Симола, «если в 2002 году на долю Китая приходилось около 5% российского импорта товаров, то к 2021 году эта доля увеличилась до 25%, что делает Россию одной из наиболее зависимых от китайского импорта стран» [13]. Х. Симола отмечает, что китайская экономика тесно связана с российской: Китай поставляет в Россию сырье для текстильной промышленности, компьютеры и электронику, бытовую технику. Большая доля российского импорта приходится и на сектор пищевой промышленности, в котором главными импортерами являются Индия и Турция, поставляющие в Россию примерно 35% продуктов питания, особенно овощей и фрукетов [13]. Подобные факты, как считает аналитик, свидетельствуют о наличии в России альтернативных источников импортозамещения, пока российская экономика не изыщет собственные возможности для замещения западноевропейской импортной продукции.

Однако, о кризисном состоянии российской экономики, особенно в ее агропромышленном секторе, говорить не стоит, поскольку именно сельское хозяйство обеспечивает продовольственную и национальную безопасность страны. Но тем не менее, с точки зрения отечественных исследователей, «необходим поиск новых качественных путей выхода агропромышленного и других секторов российской экономики на траекторию экономического роста создав материально-техническую базу производства, адекватную новой технологической революции. Это касается, прежде всего, возрождения и развития высокотехнологичных отраслей производства, которые являются основой для перехода к инновационно-инвестиционной модели развития. В условиях усиливающейся конкуренции в мире в различных секторах экономики, включая сельское хозяйство, реализация новой стратегии индустриализации является важной, актуальной и своевременной государственной задачей» [11, р. 761].

Решение этой задачи осложнялось влиянием целого ряда факторов евразийской экономической интеграции, особенно на этапе перехода к таможенному союзу и единому экономическому пространству. Проведение согласованной политики в различных секторах экономики в соответствии с Договором о ЕАЭС сопряжено с серьезными препятствиями и ограничениями, действующими на рынках Союза, и не способствует полномасштабной реализации инициатив стран-членов ЕАЭС. Но, учитывая то, что одним из сложных объектов управления для Евразийского экономического союза является сельскохозяйственный сектор, именно в отношении этого сектора Россия в последние годы проводит политику импортозамещения, активно модернизируя агропромышленное производство и пытаясь сделать агропромышленную продукцию конкурентоспособной на международном рынке, несмотря на торговые интересы других государств ЕАЭС, которые препятствуют эффективному импортозамещению в отечественном сельском хозяйстве.

7 августа 2014 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"», которое стало отправной точкой в «конфликте интересов» на аграрном рынке ЕАЭС, установив новые правила игры при импорте продовольственных товаров, и стало ответом России на недружественные шаги западных партнеров по отношению к нашей стране. Согласно данному документу, к ввозу в Россию запрещаются сельскохозяйственная

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

со см о см

о ш т

X

<

т О X X

продукция, сырье и продовольствие из недружественных стран, подпавших под ответные санкции России. Этот же документ делает серьезный акцент на реализацию программы по масштабному импортозамещению как гаранту продовольственной безопасности страны. Особенно, подчеркивается в документе, следует разработать план по импортозамещению в агропромышленном комплексе, поскольку сельскохозяйственное производство - важнейший сектор экономики государства [11, р. 764].

Агропромышленный комплекс может служить наиболее ярким примером не только импортозамещения, но и успешного развития в целом среди базовых отраслей российской экономики. Но российская государственная политика в области им-портозамещения коснулась и таких отраслей, как машиностроение, электротехника, металлургия и обрабатывающая промышленность.

В промышленном секторе экономики «одним из наиболее масштабных и успешных примеров импортозамещения является развитие трубной отрасли. На фоне значимого роста российского производства труб (более чем двукратного с начала 2000-х годов) произошло резкое сокращение импорта - более чем в 3 раза в 2021 г. по сравнению с 2000 г., в результате чего доля импорта на российском рынке сократилась за этот период с 20% до 3%, а в сегменте труб большого диаметра - с более чем 30% до примерно 1%. Это позволило кардинально снизить зависимость от трубного импорта российского ТЭК, являющегося ключевым потребителем отрасли» [1, с. 73].

Еще один позитивный пример импортозамещения - производство бытовой техники, «объем выпуска которой в 20172021 гг. увеличился в 1,7 раза. При этом наблюдалось усиление экспортной ориентации отрасли: объем экспорта в 2021 г. увеличился почти вдвое по отношению к уровню 2017 г. и в 4,6 раза к 2010 г., причем рост экспорта произошел за счет поставок в дружественные страны, тогда как экспорт в недружественные страны, напротив, сократился. Ключевую роль в отрасли играют предприятия, созданные в России иностранными компаниями, которые, как правило, производят продукцию с высоким уровнем локализации. Наиболее успешным примером импортозамещения в отрасли является создание крупных производств практически полного цикла крупной бытовой техники (холодильники, стиральные машины)» [1, с. 73].

В других отраслях промышленности также имеются примеры успешного импортозамещения. Например, «в отрасли производства дорожно-строительных машин освоен выпуск ряда новых импортозамещающих видов техники: тяжелых трубоукладчиков, телескопических погрузчиков и др. В автомобилестроении импорт за прошедшее десятилетие (2012-2021 гг.) сократился в 1,7 раза, а импорт готовой продукции - более чем вдвое» [1, с. 74].

Существенной поддержкой импортозамещения во всех отраслях является законодательная база. Так, ФЗ-488 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 создал основу для ограничения государственных закупок промышленной продукции иностранного производства и определил принципы господдержки участников процесса импортоза-мещения, включая инвестконтракты сроком на десять лет. ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 и ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 отдают предпочтение отечественной промышленной продукции при проведении государственных конкурсов. Связанные с ФЗ-44 нормативные акты затрагивают деятельность государственных и муниципальных органов власти, а связанные с ФЗ-223 нормативные акты распространяются на государственные

компании (т.е. компании, которые контролируются преимущественно государственными или муниципальными органами), а также на частные компании, реализующие инвестиционные проекты, субсидируемые российским государством и включенные в реестр инвестиционных проектов («Листинговые компании»).

В Указе Президента РФ № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13 мая 2017 г. речь идет о необходимости «преодоления критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов» [6, с. 361].

Правительство РФ также приняло соответствующие планы действий по импортозамещению, которые предусматривают постепенное снижение уровня используемой в России промышленной продукции иностранного производства и ее замещение отечественной до 50-100%: «План мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации» (17.12.2015), «План мероприятий по им-портозамещению в отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации (31.12.2015) и др.

Распоряжением Правительства России №1017-р от 26 мая 2016 г. «в целях увеличения количества заключенных лицензионных соглашений и созданных в целях трансфера технологий совместных предприятий, повышения конкурентоспособности российских компаний за счет их вовлечения в процессы модернизации и технологического обновления, а также роста несырьевого экспорта» создано Агентство по технологическому развитию (АТР) [3, с. 644].

В «Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года», принятой 6 июня 2020 года, ставилась конкретная задача: достичь соотношения импорта продукции и валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств в процентах: в 2024 году - менее 45 %, в 2035-м - менее 40 % [6, с. 361].

Итак, об импортозамещении нельзя говорить как о процессе «осознанного вытеснения иностранных товаров, присутствующих на внутреннем рынке страны и (или) их замещения в случае прекращения (ограничения) поступления этих товаров» [5, с. 176]. И. Голова в структуре импортозамещения выделяет два аспекта. С одной стороны, импортозамещение направлено на снижение зависимости от иностранных поставщиков за счет использования имеющихся в стране производственных технологий и (или) перспективных научно-технических разработок. С другой стороны, импортозамещение может быть представлено как инновация, сопровождающаяся постоянным мониторингом рынков технологий, анализом научных результатов и разработкой передовых технологий, чтобы полученные знания и опыт использовать для своевременной модернизации производства и создания конкурентоспособной альтернативной продукции [10].

Отечественные исследователи считают импортозамеще-ние многоаспектным социально-экономическим процессом, вызывающим «структурные сдвиги во всех сферах хозяйственной жизни» и «существенно меняющим масштабы и динамику протекающих в экономике процессов в разрезе внешнеторгового баланса, внутреннего производства, занятости и доходов населения» [5, с. 177]. По мнению К.А. Колотова, посредством импортозамещения реализуется множество «эндогенных факторов экономического роста»: меняется структура инвестиций,

происходят изменения в отраслевом производстве, растут доходы населения, в связи с тем, что открываются новые рабочие места [2].

Итак, если политику импортозамещения рассматривать как экономический процесс, направленный на технологическое обновление структуры экономики и на обеспечение конкурентоспособности, то импортозамещение станет мощным инструментом социально-экономического развития страны. но, по мнению экспертов, об успешности проводимых в России реформ по импортозамещению, можно будет судить тогда, когда отечественные высококонкурентные товары не только наполнят наполнить российский рынок, но и выйдут на внешний рынок, ведь, по многим показателям, «отечественные экспортно-ориентированные отрасли имеют существенный потенциал» [9, с. 351].

Литература

1. Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра. Аналитический доклад НИУ ВШЭ. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. - 272 с.

2. Колотов К.А. Неоиндустриальное импортозамещение в системе структурных изменений экономики. - Томск, 2018. -174 с.

3. Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Импортозамещающая стратегия РФ как фактор развития в условиях глобальных вызовов 2017-2019 гг. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 640-656.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) - URL: https://ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

5. Литвинова А. В., Талалаева Н. С. Прогноз результативности импортозамещения и его влияния на экономический рост в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2022. - Т. 24. - № 2. - С. 175-186.

6. Никулин Н.Н. Политика импортозамещения и экономическое развитие России в контексте глобальных перемен // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка: ХХ Международные Лихачевские научные чтения. - СПб: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2022. - С. 361-362.

7. Палаш С.В. Моделирование экономических эффектов импортозамещения в обрабатывающей промышленности Российской Федерации // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2019. -Т. 12. - № 1. - С. 59-69.

8. Чебанов С. Зарубежный опыт импортозамещения // Мировая экономика и международные отношения. - 2016. - Т. 60. - № 5. - С. 5-19.

9. Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции // Экономические отношения. - 2017. - Т. 7. - № 4. - С. 343-356.

10. Golova I. Import Substitution Priorities for Ensuring the Economic Security of Russian regions // SHS Web of Conferences, 2021. - URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021 /21/shsconf_icem

t2021_01012.pdf

11. Kovalev V., Falchenko O., Savelyeva I. Import Substitution as a Strategy for the New Industrialization of the Russian Agricultural Sector in the Eurasian Economic Union // 2nd International Scientific Conference on New Industrialization: Global, National, Regional Dimension. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 240. -Ekaterinburg: Atlantis Press, 2018. - Pp. 761-766.

12. Larchenko L.V., Gladkiy Y.N. How Import Substitution is Related to Economic Competitiveness: Russia's Case // International Scientific Conference "Far East Con-2018". Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 47. -Vladivostok: Atlantis Press, 2019. - Pp. 1327-1330.

13. Simola H. Made in Russia? Assessing Russia's potential for import substitution // BOFIT Policy Brief. - 2022. - № 3. - URL: https://publications.bof.fi/bitstream/handle/10024/44904/bpb2203.pdf.

Import substitution and its place in the modern economic policy of Russia Bagratuni K.Yu., Demekhova M.B., Danilova E.V., Azitov R.Sh., Stepura A.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation, Pacific National University, Northeastern Federal University named after M. Ammosov, Kazan (Volga region) Federal University, Moscow State University of Civil Engineering JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

This article raises the question of the role of import substitution in the development of the national economy of Russia. After defining the term "import substitution" and considering the history of import substitution as a phenomenon in the system of economic development of Western countries, the article characterizes the import substitution policy pursued by the President and the Government of the Russian Federation. The article proves that import substitution is a necessary strategy for the development of the Russian economy under the restrictions associated with the political course of modern Russia. Using specific examples, it shows how the share of imports is changing in various spheres of the economy, primarily in the agro-industrial complex and industrial production. The article also draws attention to the legislative base of import substitution, without which this process cannot be realized. Asserting that import substitution is not only a process of displacing foreign goods from the domestic market of the country, but also a process aimed at the technological renewal of the economic structure and at ensuring its competitiveness, the article proves that import substitution is one of the most important strategic objectives of the development of the Russian economy. Keywords: economy, import substitution, sanctions, national security, industrialization, modernization.

References

1. Import substitution in the Russian economy: yesterday and tomorrow. Analytical report of the National Research University Higher School of Economics. -Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics, 2023. - 272 p.

2. Kolotov K.A. Neo-industrial import substitution in the system of structural changes in the economy. - Tomsk, 2018. - 174 p.

3. Komkov N.I., Bondareva N.N. Import-substitution strategy of the Russian Federation as a factor of development in the global challenges of 2017-2019 // MIR (Modernization. Innovation. Development). - 2017. - Vol. 8. - No 4. - Pp. 640-656.

4. The conception of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020 (approved by the Russian Government Order No. 1662-p. 17.11.2008).- URL: https://ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

5. Litvinova A. V. V., Talalaeva N. S. Forecast of the effectiveness of import substitution and its impact on economic growth in Russia // Bulletin of Volgograd State University. Economics. - 2022. - Vol. 24. - No 2. - Pp. 175-186.

6. Nikulin N.N. Import substitution policy and economic development of Russia in the context of global changes // Global conflict and contours of the new world order: XX International Likhachev Scientific Readings. - St. Petersburg: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions, 2022. - Pp. 361-362.

7. Palash S.V. Modeling of economic effects of import substitution in the manufacturing industry of the Russian Federation // Scientific and Technical Bulletin of SPbSPU. Economic Sciences. - 2019. - Vol. 12. - No 1. - Pp. 59-69.

8. Chebanov S. Foreign experience of import substitution // World Economy and International Relations. - 2016. - Vol. 60. - No 5. - Pp. 5-19.

9. Shirokova O.V., Nazarenko V.S. State policy of import substitution: preliminary results and trends // Economic Relations. - 2017. - Vol. 7. - No 4. - Pp. 343356.

10. Golova I. Import Substitution Priorities for Ensuring the Economic Security of Russian regions // SHS Web of Conferences, 2021. - URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/21/shsconf_icem t2021_01012.pdf

11. Kovalev V., Falchenko O., Savelyeva I. Import Substitution as a Strategy for the New Industrialization of the Russian Agricultural Sector in the Eurasian Economic Union // 2nd International Scientific Conference on New Industrialization: Global, National, Regional Dimension. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 240. - Ekaterinburg: Atlantis Press, 2018. - Pp. 761766.

12. Larchenko L.V., Gladkiy Y.N. How Import Substitution is Related to Economic Competitiveness: Russia's Case // International Scientific Conference "Far East Con-2018". Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 47. - Vladivostok: Atlantis Press, 2019. - Pp. 1327-1330.

13. Simola H. Made in Russia? Assessing Russia's potential for import substitution // BOFIT Policy Brief. - 2022. - № 3. - URL: https://publications.bof.fi/bitstream/handle/10024/44904/bpb2203.pdf.

X X

О

го А

с.

X

го m

о

to о to

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.