Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/74EVN117.pdf
Статья опубликована 15.03.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Павленко Н.А., Кузнецов В.Ю. Стратегия аграрной политики и ее особенность в обеспечении продовольственной безопасности страны // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/74EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 33
Павленко Нина Андреевна
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, Москва
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Кузнецов Владислав Юрьевич
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, Москва
Студент второго курса E-mail: [email protected]
Стратегия аграрной политики и ее особенность в обеспечении продовольственной безопасности страны
Аннотация. Статья посвящена стратегии аграрной политики России, ее особенности в условиях, с одной стороны, динамически развивающихся экономических мировых процессов, с другой стороны, экономических санкций западных стран в отношении России. Дана характеристика аграрной политики как части государственной экономической политики. Показана связь стратегии аграрной политики с развитием аграрной сферы отечественной экономики. Аграрная сфера и ее влияние на развитие внутреннего и внешнего рынков. Стратегия аграрной политики характеризуется как важнейший фактор продовольственной безопасности страны. Анализируется понятие импортозамещения, важность и особенность его развития для России на данном этапе экономического развития. В статье делается акцент на то, что импортозамещение является обязательным элементом экономической стратегии в аграрном секторе экономики. Проводится анализ основных форм импортозамещения; ускоренного импортозамещения, его положительных и отрицательных сторон. Показана роль финансово-экономических рычагов в снижении импорта сельскохозяйственной продукции. В работе подчеркивается необходимость соответствия качества, объема и цен отечественных сельскохозяйственных товаров зарубежным аналогам. Антироссийские санкции и импортные технологии. Исследована динамика доли расходов домохозяйств на приобретение продуктов питания в их совокупном доходе. Дается обоснование того, что только с помощью развитого аграрно-промышленного комплекса возможно реализовать программу по импортозамещению. Показаны роль инвестиций (отечественных и иностранных) в развитии аграрного сектора экономики, связь инвестиционной активности с инновационной, участие иностранных инвесторов в российском агропромышленном комплексе.
Ключевые слова: стратегия аграрной политики; продовольственная безопасность; импортозамещение; государственная поддержка; аграрно-промышленный комплекс; экономические санкции; качество жизни; инвестиционная привлекательность; иностранные инвесторы
Современный этап развития мировой экономики характеризуется достаточно высокой динамичностью, противоречивостью и неоднозначностью. России, которая является частью и одним из лидеров этого процесса, необходимо ориентироваться в нем, тем более в условиях ограничения доступа к западным финансовым и технологическим источникам, резкого падения цен на нефть и другие углеводороды, политического и экономического ограничения во взаимодействии отечественных и зарубежных компаний для реализации совместных бизнес-проектов. В результате жестких внешних вызовов произошла девальвация национальной валюты, ускоренная инфляция, критических размеров достиг отток капитала, что привело к бюджетному дефициту и т.д.
В связи с этим, возникают определенные угрозы в отечественном сельском хозяйстве:
• отставание, а затем и устойчивая неразвитость собственного сельхозпроизводства;
• зависимость от импорта продовольствия, сельхозтехники, технологий;
• снижение качества жизни населения;
• неконкурентоспособность отечественных продуктов на внутреннем и внешнем рынках. И, как следствие, - потеря лидирующих позиций на мировом агрорынке.
Как выйти из сложившейся экономической ситуации, как минимизировать, может и вовсе устранить вышеперечисленные угрозы в агросекторе?
Для этого необходима реализация определенной стратегии в аграрной политике.
Особенность стратегии аграрной политики, по мнению авторов, в сложившейся внутренней и внешней экономической ситуации должна выражаться в следующем:
• в аграрном секторе необходимо обеспечить процесс импортозамещения как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
• реализация этого процесса невозможна без широкой поддержки государства;
• государство, в свою очередь, должно активно способствовать развитию агропромышленного комплекса (АПК), главными задачами которого являются повышение качества жизни населения, соединение науки с производством в сельскохозяйственном секторе, повышение инвестиционной и инновационной активности.
Аграрная политика, как известно, является составной частью государственной экономической политики. В настоящее время ее стратегия и приоритеты должны обеспечивать доходность сельского хозяйства. Рыночные реформы в аграрном секторе, их дальнейшее углубление предполагают совершенствование рыночных форм и методов хозяйствования.
Стратегию аграрной политики следует непосредственно связывать с развитием аграрной сферы отечественной экономики как основы продовольственного обеспечения населения. Базовой основой реализации стратегии в сельском хозяйстве является то, что Россия по основным видам ресурсов: производственным, земельным, трудовым, вполне самодостаточна. Однако общественный ресурсный потенциал не всегда рационально используется: аграрная сфера, не смотря на ее многофункциональный характер, не получала, например, приоритетного внимания со стороны государства. Являясь системообразующей структурой национальной экономики, аграрная сфера призвана формировать не только национальный, но и мировой агропродовольственный рынок, обеспечивать тем самым экономическую и продовольственную независимость, продовольственную безопасность страны, что является, в конечном счете, наиважнейшим фактором целостности и суверенитета государства.
Значимость развития аграрного сектора связана еще и с экономическими санкциями, введенными в 2014 году. В августе 2014 года в ответ на введенные санкции Россия также ввела запрет на импорт ряда продовольственных товаров: рыбы и морепродуктов, овощей, фруктов, орехов, молока и молочных продуктов, а также мяса птицы, говядины и свинины. Западные секторальные санкции привели к снижению доли российской продукции на мировом рынке. В этих условиях основные усилия государства должны быть нацелены на реализацию импортозамещающей политики не только в краткосрочном, но и долгосрочном периодах.
Выработка стратегии в аграрном секторе стала одной из основных государственных задач. Решить поставленную задачу может импортозамещение - целостная система, затрагивающая все сферы агропромышленного производства: производство средств производства для сельского хозяйства, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, наука и управление.
В рамках данной статьи невозможен исчерпывающий анализ всех сторон импортозамещения. Остановимся лишь на некоторых моментах.
Импортозамещение предполагает реструктуризацию национальной экономики или отдельных ее отраслей (например, сельское хозяйство), цель которой исключить импортную зависимость, а недостающие товары производить самостоятельно. Если импортозамещение рассматривается как обязательный элемент экономической стратегии, то это непременно приведет к исключению данной экономики из системы международного разделения труда, то есть к самоизоляции; и в конечном итоге - к экономической стагнации. Но, если снижение импорта обусловлено политическими причинами с использованием финансово -экономических рычагов одной страны (стран) по отношению к другой, то необходима разработка определенной стратегии импортозамещения, главная цель которой - не допустить экономического отставания, не потерять свои позиции на мировом рынке, при этом сохраняя имеющиеся ресурсы. Чтобы достичь желаемых результатов, необходимо четкое, поэтапное выполнение основных позиций импортозамещения. Импортозамещение оправдано и эффективно лишь в условиях производства равных, а лучше больших объемов отечественного продовольствия объемам импортного. При этом качество отечественных товаров и цены на них не должны превышать соответствующие показатели аналогичных импортных продуктов. Следует отметить и положительные моменты этого процесса. В июле 2016 г. доля импорта в потреблении сократилась с 32.3 до 21.4%, а доля экспорта в производстве увеличилась с 28.7 до 36.1%. Индекс производства продукции сельского хозяйства в январе - августе 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. составил 103.4%. Росли темпы вывоза злаков - на 31.5%, в том числе пшеницы - на 59.9%; картофеля - на 51.9%, сахара - сырца - на 57.4%, чая -на 6.0%; мяса свежего и мороженого в 3.5 раза.1
Возможен вариант и ускоренного импортозамещения, но при этом цены на продовольствие могут резко подскочить. Угроза такой ситуации - в нехватке и несвоевременности поддержки села со стороны государства. Так, согласно Госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 г., первоначально планировалось выделить на ее реализацию в 2015 - 2020 гг. 1186 млрд. руб., затем эта сумма возросла до 1760 млрд., а требуется, согласно расчетам, 2795 млрд. руб.2
1 Об основных направлениях государственной поддержки инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики / Платонова Е.Д. и др. // Экономические науки 9 (142) 2016. С. 13.
2 Импортозамещение на агропродовольственном рынке России: намерения и возможности / А. Голубев // Вопросы экономики. - 2016. - №3. - С. 55.
Решить проблему импортозамещения в целом в аграрном секторе без участия государства не представляется возможным: государство имеет только ему присущие инструменты воздействия (достаточные финансовые средства, законодательную, таможенную, налоговую системы, другие государственные структуры), с помощью которых можно воздействовать на процесс импортозамещения.
Надо признать: антироссийские санкции выявили слабость российской экономики, построенной на экспорте углеводородного сырья. Как выяснилось, основой и отечественного производства, в том числе сельскохозяйственного оказались в основном импортная техника, технологии и комплектующие. Например, около половины закупок племенного скота и сельхозтехники - это импорт. Такая ситуация создает угрозу национальной независимости. Ученые - аграрники справедливо считают, что важным элементом проведения аграрной политики в обеспечении продовольственной безопасности, является регулирование продовольственных рынков путем закупок продукции и продовольственных интервенций. Данная позиция отражена в Постановлении Правительства РФ от 05 октября 2016 г. №1003.3
Во внешнеэкономическом пространстве государственная политика должна способствовать эффективной реализации международного разделения труда в сфере продовольствия с тем, чтобы не допускать критической зависимости от импорта продовольствия.4
Однако, в настоящее время можно выделить ряд продуктов, потребность в которых покрывается за счет собственного производства - мясо свиней и птицы, овощи открытого грунта, зерно, сахар, растительное масло, яйца. Проблемой остается производство мяса крупного рогатого скота, молока и овощей закрытого грунта в необходимом объеме, к сожалению, - задача среднесрочной перспективы.
Социально - экономическая активность любой национальной экономики во многом определяется уровнем и качеством жизни населения, степенью удовлетворения потребностей товарами и услугами. Одной из главных задач качества жизни российских граждан является повышение качества отечественных продуктов питания, не уступающих зарубежным аналогам, а иногда и превосходящих последние. Проблема обеспечения достойного качества отечественной сельхозпродукции должна решаться совместными усилиями всех уровней управления: федеральных органов, отраслевых, предприятий, финансовых структур.
Поскольку качество жизни - это еще и сгусток объединенных сил науки и производства, в условиях эффективного хозяйствования оно должно способствовать экономии материалов, энергии, труда, снижению себестоимости производимых товаров, росту прибыли, высокому уровню развития оборудования и технологии, с помощью которых производятся сельхозпродукты. От этого зависит непосредственное качество самих товаров и услуг, а также степень удовлетворенности их потребления. Следовательно, важно субсидировать в производство исключительно инновационную технику и технологию, так как вложенные средства на начальном этапе (как правило, немалые), экономически выгодны: способствуют не только росту производительности труда, но и повышают конкурентоспособность сельхозпродуктов как на внутреннем, так и на мировом рынках.
3 Об утверждении Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации от 5 октября 2016 г. №1003.
4 Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 22 августа 2016 г. №832.
Современный российский продовольственный рынок подвержен, к сожалению, таким угрозам национальной продовольственной безопасности, как наличие чрезмерно высокой доли в расходах домохозяйств на приобретение продуктов питания. Уровень потребления основных отечественных продовольственных товаров не соответствует мировым стандартам для обеспечения активного и здорового образа жизни. Почти четверть жителей Российской Федерации тратит на продукты питания от 30.1 до 40% своих потребительских расходов, одна пятая - от 40.1 до 50%.5 Для сравнения в США на приобретение продуктов питания приходится лишь 6.0% совокупных расходов домохозяйств, в Великобритании - 7.2%, в Австралии - 8.7%, Германии - 9.0%, во Франции - 10.2%, в Республике Корея - 11.1%, в Японии - 11.3%.6 Приведенные цифровые данные красноречиво говорят сами за себя.
Реализация импортозамещения не может быть не связана с созданием, развитием и эффективным функционированием отечественного аграрно - промышленного комплекса (АПК). Максимальную эффективность деятельности АПК можно достичь на основе серьезной государственной поддержки, развития межотраслевых отношений, внедрения инноваций собственных разработок, гарантированного объема закупок сельхозпродукции, паритета цен на сельхоз и промышленную продукцию, благоприятной кредитной системы под доступные проценты. Однако, до сих пор реализовать в полном соответствии с вышеперечисленными условиями работу АПК не представляется возможным. Стратегия аграрной политики как раз и предполагает реальное претворение в жизнь этих условий функционирования АПК. В настоящее время вызывает обеспокоенность в привлечении инвестиций в АПК уже в ближайшие годы: так, если в 2015 г. на реализацию этой программы было направлено 237 млрд. руб., то в 2016 г. - и того меньше - лишь 215 млрд. руб. На этом примере следует еще раз подчеркнуть о важности особого подхода к реализации стратегической программы в АПК, где необходимо не уменьшать, а увеличивать финансовые вложения.
Важной стороной в развитии АПК является привлекательность российского сельского хозяйства для инвесторов. Это серьезный источник для развития отрасли. Инвесторы только тогда будут вкладывать свои деньги в сельхозпроизводство, когда увидят эффективное формирование структуры сельскохозяйственного капитала, степень платежеспособности, ликвидности, рисков различного характера. Особенность инвестиций в сельском хозяйстве еще и в том, что инвестиции вкладываются не только непосредственно в сельскохозяйственный капитал, но еще и в объекты природы, где более длительные сроки окупаемости, а, следовательно, и более высокие риски в бизнесе.
Потребности сельскохозяйственных производителей обслуживает и финансовая сфера. Так, по состоянию на 1 сентября 2016 г. объем кредитов, выданных на проведение сезонных полевых работ составил 191 441.4 млн. руб., то есть 117.5% к соответствующей дате 2015 г. Крупнейший банк России «ПАО - Сбербанк» выдал кредиты на 64 812.7 млн. руб. (увеличение - на 118.5%; АО «Россельхозбанк» - 126 628.6 млн. руб. (рост на 117.0%).7
Иностранные инвесторы также потянулись в российский АПК. По данным центра привлечения инвестиций в регионы России, в 2016 г. в сельском хозяйстве РФ проектов с участием иностранных инвесторов насчитывалось на 30% больше, чем в 2015 г.8 Да, следует
5 Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2014 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) / Росстат, 2015. - С. 12.
6 Россия и страны мира - 2014 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14 39/Main.htm.
7 Данные Министерства экономического развития (см.: О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам января - августа 2016 года).
8 Иностранные инвесторы потянулись в российский АПК / А. Королева // Эксперт. - 2016.
согласиться, что рынок, безусловно, перспективный: велика емкость внутреннего рынка с одной стороны; и достаточно большие возможности экспорта в рамках международных экономических ассоциаций, например, Евразийского экономического союза, с другой стороны.
Еще одна «приманка» иностранных инвесторов - это падение курса рубля, сокращение реальных зарплат внутри страны. Однако не следует обольщаться растущими результатами в этой сфере. Российский АПК и сегодня остается дотируемым и без государственной поддержки ему не обойтись.
Каким же будет АПК и сельское хозяйство России в будущем? Все зависит не только от инвестиционной, но и инновационной деятельности, которая является основой структурной перестройки агропромышленного сектора. Необходимы современное оборудование и сельхозмашины, комплексы по переработке сельхоз сырья вплоть до готовой продукции. В январе - августе 2016 года производство зерноуборочных комбайнов возросло на 45%, тракторов для сельского и лесного хозяйства - на 23.5%.9 В целом, можно сделать вывод о сложившейся системе государственной поддержки сельского хозяйства, развитии АПК как фактора обеспечения продовольственной безопасности.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что стратегию аграрной политики невозможно реализовать в краткосрочном периоде. В условиях финансово - экономической ограниченности доступа к передовым технологиям и дешевым кредитам, России необходимо быть готовой к длительному периоду решения задач как на внутреннем, так и на внешнем продовольственных рынках. Важно в сложившейся ситуации искать и открывать новые рынки для экспорта товаров отечественного АПК.
Особенность стратегии аграрной политики, ее последовательные, поступательные шаги по реализации выражаются в положительных результатах процесса импортозамещения, широкой поддержке государства, многоплановом развитии АПК, серьезном повышении качества жизни населения, расширении инвестиционной и инновационной активности, участии в деятельности международных экономических союзов. Все это позволит нашей стране обеспечить свою продовольственную безопасность. Несмотря на финансово - экономические трудности, Россия не должна упустить возможность быть одним из лидеров и занимать достойное место в мировой экономике.
9 Об основных направлениях государственной поддержки инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики / Платонова Е.Д. и др. // Экономические науки 9 (142) 2016. С. 13.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская экономика в 2014 году. Тенденции и перспективы / В. Мау и др. -Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2015.
2. Голубев, А. Импортозамещение на агропродовольственном рынке России: намерения и возможности // Вопросы экономики. - 2016. - №3.
3. Гумеров, Р.Р. Продовольственная безопасность России: проблемы и угрозы // ЭКО. - 2016. - №5.
4. Ушачев, И. Стратегические направления устойчивого развития агропромышленного комплекса России // АПК: Экономика, Управление. - 2016. -№11.
5. Загашвили, В. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - №11.
6. Рахаев, Б. и др. Роль импортозамещения в функционировании национальных хозяйств // Общество и экономика. - 2016. - №3.
7. Платонова, Е.Д. и др. Об основных направлениях государственной поддержки инвестиционной деятельности в реальном секторе российской экономики // Экономические науки. - 2016. - 9 (142).
8. Королева, А. Иностранные инвесторы потянулись в российский АПК // «Expert Online». - 2016.
9. Кузык, Б.Н., Яковец, Ю.В. Россия - 2050: Стратегия инновационного прорыва. 2-е изд. М.: Экономика - 2005.
10. Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы. -М.: РАНХиГС. - 2014.
11. Федеральная служба государственной статистики. Россия и страны мира - 2014 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_39/Main.htm.
12. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы http://government.ru/programs/208/about/.
13. Минсельхоз России. Постановления 2016 г. http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/v7_show/159..2016.htm.
Pavlenko Nina Andreyevna
Moscow state pedagogical university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Kuznetsov Vladislav Yuryevich
Moscow state pedagogical university, Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
Agricultural policy and its role in national food security
Abstract. This article deals with the features of Russian agricultural policy against the backdrop of emerging global economic processes, on the one hand, and European economic sanctions against Russia, on the other hand. It characterises agricultural policy as a part of state economic policy. The article shows correlation between the agricultural policy and development of national agriculture. It draws our attention to agriculture and its impact on development of domestic and international markets. Agricultural policy is characterised as a key factor of national food security. It gives a detailed analysis of import substitution, its development features and importance for Russia at the given stage of economic development. It is stressed that import substitution is a requirement for economic strategy in agricultural industry. The article gives an analysis of the main forms of import substitution, intensive import substitution, its advantages and disadvantages. It shows the role of financial and economic tools in import decline of agricultural products. The need of correspondence between the quality, amount and prices of national agricultural products and its foreign equivalents is emphasised in the article. It also looks at the sanctions imposed against Russia and foreign technology imported to our country. The change of share of household expenses for food in their aggregate income has been studied in the article. It also proves that only developed agricultural industry can make it possible to implement import substitution programme. Much attention is given to the role of investments, both national and foreign, in development of the agricultural industry, correlation between investment and innovation activities, and participation of foreign investors in Russian agricultural industry.
Keywords: agricultural policy; food security; import substitution; governmental support; agricultural industry; economic sanctions; life quality; investment attractiveness; foreign investors