УДК 332.146:33.843 ББК 65.290
ВВ. ИВАНОВ
РОЛЬ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Ключевые слова: аграрный сектор, политика импортозамещения, продовольственная безопасность, государственное регулирование.
В статье уделено внимание аграрной отрасли России как базовой отрасли экономики страны. Рассмотрены сущность и роль импортозамещения, его эффективность, причины неэффективного его использования, а также его роль в поддержании продовольственной безопасности страны. Чтобы на современном этапе импортоза-мещение стало реальным, необходимо активное государственное вмешательство в деятельность господствующей системы и самого внутреннего аграрного сектора. В условиях мирового экономического кризиса становится очевидным, что аграрный сектор должен оставаться фундаментальной отраслью экономики.
V. IVANOV
ТНЕ ROLE OF RUSSIAN AGRARIAN DEPARTMENT IN THE REALIZATION OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY
Key words: the agricultural sector, the policy of import substitution, food security, government regulation.
In the article attention to the Russian agriculture as a basic industry of the national economy. We consider the nature and role of import substitution, its effectiveness, the reasons for inefficient use, as well as its role in maintaining food security of the country. In order at the present stage of import substitution is the real, active state interference in the activities of the ruling system and of the domestic agricultural sector. In the context of the global economic crisis, it becomes obvious that the agricultural sector must remain a fundamental sector of the economy.
Аграрный сектор представляет собой важнейшую отрасль экономики, от нормального функционирования которой зависит обеспечение продовольственной безопасности страны. От уровня потребления конечного продукта этой отрасли зависят само существование человека, его здоровье и производительность труда.
Фактором улучшения торгового баланса любой страны является курс ее внешнеторговой политики на поддержание импортозамещения, что предполагает сокращение импорта и производство аналогичных товаров, товаров-субститутов. Такой курс стал более чем актуальным в условиях западных санкций, введённых в 2014 г. по отношению к Российской Федерации и, в частности, к российской экономике.
Под импортозамещением, как правило, понимают обеспечение внутреннего рынка на основе развития национального производства, проведение политики протекционизма и поддержание курса национальной валюты. Роль замещения импортных товаров заключается во влиянии на оптимизацию внутреннего спроса, обеспечение занятости, развитие производства. Импор-тозамещение является целесообразным тогда, когда оно создает условия для оптимального функционирования национальной экономики. По мнению правительства России, активная политика импортозамещения должна осуществляться в первую очередь в перспективных отраслях, где российские произво-
8
Оесопош1а е1 Зт. 2016. № 1
дители могут быть конкурентоспособными. Так, В. Путин на XVIII Петербургском международном экономическом форуме отдельно подчеркивал необходимость подходить к импортозамещению избирательно, осуществлять его только в тех областях, где это перспективно, где отечественная продукция будет конкурентоспособной.
Безусловно, одной из таких отраслей является аграрный сектор. С начала 2000-х гг. импорт сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в России вырос с 7 млрд долл. в 2000 г. до 43 млрд долл. в 2015 г. Таким образом, объем импорта в данной сфере вырос за 15 лет в 6 раз. Процесс роста импорта в большей степени происходил с 2010 г. до 2015 г. [5. С. 2-4].
Эти данные свидетельствуют о том, что страна имеет высокие темпы роста импорта. Чрезмерное использование импорта для экономического развития усиливает зависимость национальной экономики от международных экономических связей и внешнеэкономической политики экспортеров.
Назрела необходимость стремиться к тому, чтобы страна была продовольственно независимой. Так, одной из целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. является ускорение темпов импортозамещения.
Поскольку импортозамещение является заменой импортной продукции новым собственным производством, то достичь этого замещения в сжатые сроки непросто. Необходимы определенные научно-технические и социальные условия. Научная и образовательная сферы должны быть хорошо развиты для глубокого интегрирования в мировую экономику. Для этого важно развивать науку, сферу образования, подготовку и переподготовку кадров. И при этом все эти факторы должны быть конкурентоспособными, а управление - инновационным.
Важнейшим практическим условием реализации политики импортоза-мещения является разработка плана его освоения. Необходимо создать набор постоянно действующих механизмов, которые позволяли бы ставить конкретные задачи, и внедрить инструменты, позволяющие отслеживать их исполнение, иначе процесс импортозамещения снова примет хаотический характер. Программы импортозамещения должны разрабатываться применительно к каждой отрасли производства. Для начала, на наш взгляд, необходимо наладить постоянный мониторинг за импортируемыми товарами и услугами. Затем важно наладить импорт оборудования, запасных частей, материалов. А затем устроить процесс их воспроизводства. В аграрном секторе России, к примеру, имеется тенденция импортировать большое количество голов племенных животных, семян высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, саженцев плодовых растений, покупать сельскохозяйственную технику и технологии. Однако импортозамещение предполагает, что через определенное время все это должно воспроизводиться уже в своей стране. И именно в агропромышленном производстве такой закономерности часто не наблюдается [3. С. 2-4].
Результатом эффективной политики государства по импортозамещению должна стать продовольственная безопасность страны. Полагаем, что без активного государственного вмешательства в деятельность внутреннего аграрного сектора проведение эффективной и реальной политики импортозамеще-ния невозможно [1. С. 317-321]. Значительные возможности государство имеет и в части стабилизации макроэкономики, снижения инфляции, регулирования внешнеэкономических связей, улучшения работы регионов. Следует создать параллельный, изолированный от внешнего рынка аграрный сектор, подчиняющийся только государственной власти страны. Такая параллельная система будет направлена на совершенствование импортозамещения и должна включать как федеральные, так и региональные программы импортозаме-щения, предусматривать создание новых отраслей, производственных мощностей. Опыт развитых стран ЕС свидетельствует о масштабной поддержке аграрного сектора государством, путем выделения значительных субсидий и дотаций. Российский аграрный сектор, получая такие субсидии, тоже мог бы успешно развиваться по пути импортозамещения. Тут необходимо заметить, что уровень государственной поддержки аграрного сектора России один из самых низких, хотя и соответствует требованиям ВТО, в то время как США и страны Европы формируют свою аграрную политику на основе масштабного финансирования и активной государственной поддержки [2. С. 25-27].
Роль аграрной политики должна заключаться и в регулировании процессов обеспечения продовольствием, и в поддержке российских производителей сельскохозяйственной продукции. Особое внимание при формировании аграрной политики России необходимо уделить обеспечению уровня занятости в сельской местности и повышению доходов населения, занятого в аграрном производстве. В связи с этим аграрная политика должна быть направлена на стабильное продовольственное обеспечение страны, развитие агропромышленного производства и сохранение ресурсного потенциала АПК при активном регулировании и поддержке государства [4. С. 3-5].
В условиях мирового экономического кризиса становится очевидным, что аграрный сектор сельского хозяйства должен оставаться фундаментальной отраслью экономики. Сегодня не вызывает сомнений то факт, что подход к государственному влиянию на развитие аграрного сектора должен быть пересмотрен с учетом положительного зарубежного опыта.
Литература
1. Иванов В.В. Инвестирование аграрного производства как фактор воспроизводства капитала: дис. ... канд. экон. наук. Чебоксары, 2010.
2. Иванов В.В. Усложнение условий конкуренции на рынке агропродовольственной продукции региона // Вестник Чувашского университета. 2012. № 2. С. 432-434.
3. Иванов В.В., Тумаланов Н.В. Источники привлечения инвестиций в аграрный сектор // Вестник Красноярского аграрного университета. 2012. № 3. С. 13-15.
4. Иванов В.В., Тумаланов Э.Н. Изменение относительных цен в отраслях в условиях повышения общего уровня цен // Вестник Чувашского университета. 2012. № 2. С. 501-505.
5. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 2-6.
10
Oeconomia et Jus. 2016. № 1
References
1. Ivanov V.V. Investirovanie agrarnogo proizvodstva kak faktor vosproizvodstva kapitala: dis. ... kand. ekon. nauk [The thesis for the degree of Candidate of Economic Sciences. Doct. Diss.]. Cheboksary, 2010.
2. Ivanov V.V. Uslozhnenie uslovii konkurentsii na rynke agroprodovol'stvennoi produktsii re-giona [The increasing complexity of the conditions of competition in the market of agro-food products in the region]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 432-434.
3. Ivanov V.V., Tumalanov N.V. Istochnikiprivlecheniya investitsii v agrarnyi sector [Sources of attracting investments in the agricultural sector]. Vestnik Krasnoyarskogo agrarnogo universiteta, 2012, no. 3, pp. 13-15.
4. Ivanov V.V., Tumalanov E.N. Izmenenie otnositel'nykh tsen v otraslyakh v usloviyakh povy-sheniya obshchego urovnya tsen [Changes in relative prices in sectors with increase of the general price level]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 501-505.
5. Semykin V.A., Safronov V.V., Terekhov V.P. Importozameshchenie kak effectivnuy instrument optimal'nogo razvitiya rynochnoy ekonomiki [Import substitution as an effective tool of optimal development of market economy]. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akade-mii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy], 2014, no. 7, pp. 2-6.
ИВАНОВ ВЛАДИМИР ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры информационных систем, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
IVANOV VLADIMIR - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of Information Systems Department, Chuvash State University, University, Russia, Cheboksary.