Научная статья на тему 'Имплицитные представления об эмоциональном оскорблении и эмоциональном насилии и их дифференциация'

Имплицитные представления об эмоциональном оскорблении и эмоциональном насилии и их дифференциация Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТРЕССОРЫ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ / ТРАВМАТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / EMOTIONAL INSULT / EMOTIONAL ABUSE / PSYCHOLOGICAL ABUSE / IMPLICIT REPRESENTATIONS / STRESSORS OF HIGH INTENSITY / TRAUMATIC EVENTS / DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бузина Александра Александровна

В статье обосновывается необходимость изучения имплицитных (обыденных) представлений об эмоциональном оскорблении и эмоциональном насилии в целях конкретизации и разграничения этих понятий. На основе детального анализа и экспертных оценок, собранных в ходе опроса данных (характеристик, представленных словами и словосочетаниями), показано, что эти конструкты имеют общее смысловое содержание, причем понятие «эмоциональное насилие» шире и включает в себя понятие «эмоциональное оскорбление». Выделены одинаковые для указанных понятий характеристики, приведены отличительные особенности каждого из них. Описана процедура разработки анкет, которые позволят в дальнейшем определять основные характеристики ситуаций эмоционального оскорбления и эмоционального насилия, а также реакции (чувства, намерения, действия) человека, столкнувшегося с одним из данных негативных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implicit representations of emotional insult and emotional abuse and their differentiation

The case for study of implicit (ordinary) representations of emotional insult and emotional abuse in order to specificate and distinguish these concepts is made n this article. On the basis of content analysis and scientific assessments of the data collected during the survey (characteristics presented by words and combination of words), it is shown that these constructs have common meaning content; at that, the concept "emotional abuse" is wider and involves concept "emotional insult". The common features of both concepts emphasised; differential characteristics of these concepts is pointed out. We describe the questionnaires’ construction procedure. Further these questionnaires will allow determining the main characteristics of situations of emotional insult and emotional abuse, as well as the reactions (feelings, intentions, actions) of a person facing one of these negative impacts.

Текст научной работы на тему «Имплицитные представления об эмоциональном оскорблении и эмоциональном насилии и их дифференциация»

УДК 159.9.072

Бузина Александра Александровна

Институт психологии Российской академии наук, г. Москва

[email protected]

ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ОСКОРБЛЕНИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОМ НАСИЛИИ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда федеральных исследований,

проект № 19-013-00011

В статье обосновывается необходимость изучения имплицитных (обыденных) представлений об эмоциональном оскорблении и эмоциональном насилии в целях конкретизации и разграничения этих понятий. На основе детального анализа и экспертных оценок, собранных в ходе опроса данных (характеристик, представленных словами и словосочетаниями), показано, что эти конструкты имеют общее смысловое содержание, причем понятие «эмоциональное насилие» шире и включает в себя понятие «эмоциональное оскорбление». Выделены одинаковые для указанных понятий характеристики, приведены отличительные особенности каждого из них. Описана процедура разработки анкет, которые позволят в дальнейшем определять основные характеристики ситуаций эмоционального оскорбления и эмоционального насилия, а также реакции (чувства, намерения, действия) человека, столкнувшегося с одним из данных негативных воздействий.

Ключевые слова: эмоциональное оскорбление, эмоциональное насилие, психологическое насилие, имплицитные представления, стрессоры высокой интенсивности, травматические ситуации, дифференциация.

Исследование психологических последствий воздействия стрессоров высокой интенсивности и выработка эффективных мер помощи людям, столкнувшимся с травматическими ситуациями, невозможна без всестороннего изучения самих негативных факторов, их характеристик. Эта задача нередко осложняется латентным характером стрессора, трудностями в отграничении конкретной травматической ситуации от других, с ней схожих.

К стрессорам относят экстремальные кризисные ситуации, которые обладают мощным негативным последствием, коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса [3, с. 13]. Это, например, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, военные конфликты, несчастные случаи, разного рода насилие, преступления, смерть близких, болезни, травмы.

В числе стрессоров высокой интенсивности (факторов, вызывающих тяжелейшие психологические последствия, среди которых - посттравматический стресс) особо выделяется эмоциональное оскорбление. Этим термином целесообразно описывать разного рода оскорбления, носящие эмоциональную окраску и не всегда сопровождающиеся другими видами насилия (физическим, сексуальным), в частности, насмешки, угрозы, брань, упреки, изоляцию.

Изучение подобного воздействия, которое можно охарактеризовать как антропогенное, негативное, зачастую носящее латентный характер (факт оскорбления не всегда достаточно очевиден как для свидетелей ситуации, так и для источника вредоносного поведения), представляет несомненную значимость и актуальность. Многие сталкиваются с эмоциональными оскорблениями неоднократно, в разных отношениях - родственных, профессиональных, партнерских.

Подобного рода эмоциональное воздействие, даже не сопровождающееся нанесением физического вреда, оказывает не меньший, а зачастую даже больший травматический эффект на психику жертвы, чем другие виды насилия. Прежде всего, речь идет об уроне, наносимом чувству собственного достоинства, самооценке человека. Страдает психологическое благополучие личности, сама ее целостность, что логично ведет к потере чувства собственного достоинства, ослаблению и даже разрушению Эго-идентичности [4, с. 205].

Воздействие данного стрессора может привести к таким серьезным психологическим последствиям, как развитие алекситимии, депрессии, разного рода расстройств (тревожных, диссоциативных, пищевых), посттравматического стрессового расстройства [8, с. 102]. Подобное обращение в детстве способно оказать на психику травмирующее действие, сопоставимое с физическим и / или сексуальным насилием [10, с. 25]. Люди старшего возраста также сталкиваются с проявлениями эмоционального насилия, источниками которого зачастую являются члены семьи или персонал учреждений для пожилых [5, с. 349].

Несмотря на распространенность негативного эмоционального воздействия, четкое определение термина «эмоциональное оскорбление» до сих пор отсутствует в научной литературе. Как правило, это понятие употребляют синонимично термину «эмоциональное насилие» («психологическое насилие»). При этом эмоциональное оскорбление нередко считают одной из разновидностей психологического насилия [2, с. 28], называют преднамеренной, активной составляющей эмоционального насилия (наряду с пассивной формой - пренебрежением) [6, с. 3].

Вопрос применения термина «эмоциональное оскорбление» остается дискуссионным ввиду недостаточной проработанности темы. Несомненно,

© Бузина А.А., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

69

эмоциональная составляющая присутствует в акте насилия любой формы. Например, в ходе изучения последствий перенесенного в детстве насилия было выявлено, что физическое и эмоциональное негативное воздействие происходит зачастую одновременно. Это осложняет разграничение психологического урона, наносимого каждым из этих видов жестокого обращения [9, с. 44].

Тем не менее, анализируя различные формы насилия, исследователи приходят к выводу о существовании отдельного вида негативного антропогенного воздействия, носящего эмоциональный характер [7, с. 25]. Таким образом, для отграничения подобного рода насилия и оскорбления от других видов негативного воздействия (физического, сексуального) целесообразно использовать понятие «эмоциональный».

Для конкретизации понятия «эмоциональное оскорбление» и определения его соотношения с термином «эмоциональное насилие» целесообразно обратиться к представлениям об этих двух конструктах. Как отмечает К. А. Абульханова, представления дают целостную «картину действительности», ценностные ориентиры, возможность оценивать то, что воплощено в представлении [1, с. 102].

Целью настоящего исследования является определение смыслового содержания понятий «эмоциональное оскорбление» и «эмоциональное насилие», их основных характеристик, разграничение указанных понятий, а также разработка анкет, которые позволят выделять наиболее значимые черты каждого из указанных стрессоров.

Гипотеза исследования: имплицитные (обыденные) представления об эмоциональном оскорблении и эмоциональном насилии имеют общее содержательное наполнение, при этом понятие «эмоциональное насилие» включает в себя проявления эмоционального оскорбления.

Процедура и методы исследования. Участниками исследования стали 70 человек (средний возраст - 39±16,1 лет): 52 женщины и 18 мужчин. Опрос проводился на анонимной основе путем предъявления инструкций двух типов. Одной группе респондентов (п = 35, средний возраст - 39±15,5, 26 женщин и 9 мужчин) предлагалось представить ситуацию эмоционального оскорбления, другой (п = 35, средний возраст - 39±16,7, 26 женщин и 9 мужчин) - ситуацию эмоционального насилия, после чего привести несколько слов или словосо-

четаний, характеризующих, по их мнению, указанные понятия.

Оценка полученных результатов проводилась с помощью методов контент-анализа и экспертных оценок. Анализировалось смысловое содержание приведенных участниками исследования дескрипторов, определялись наиболее частотные характеристики. К работе были привлечены эксперты - специалисты в области психологии, имеющие соответствующую квалификацию (три эксперта анализировали характеристики эмоционального оскорбления, другие три эксперта - характеристики эмоционального насилия).

Результаты. Абсолютное количество ассоциаций, полученных благодаря опросу, составило: для понятия «эмоциональное оскорбление» - 167, для понятия «эмоциональное насилие» - 138. Участники исследования привели в числе прочих характеристики, которые обычно выделяются исследователями в качестве видов эмоционального негативного воздействия (например, «насмешки», «унижение», «ругань», «отчуждение»). Тем не менее, респонденты рассматривали различные стороны эмоционального оскорбления и эмоционального насилия, не сводя описание этих понятий исключительно к проявлениям агрессии.

Общий анализ представлений показал, что эмоциональное насилие воспринимается как понятие широкое, включающее в себя разные формы негативного воздействия (в частности, насмешки, подозрительность, хамство, сплетни, газлайтинг). При оценке эмоционального оскорбления респонденты, как правило, сосредотачивались на описании эмоций жертвы и характеристик ситуации.

Наиболее частотные характеристики эмоционального оскорбления и эмоционального насилия соответственно приведены в таблице 1.

Для исключения дублирующихся характеристик были объединены синонимы, что позволило получить более четкие списки дескрипторов, которые затем предъявлялись экспертам. Последние выделили в каждом списке категории дескрипторов - группы, в которые вошли близкие по смыслу слова и словосочетания.

Наиболее выраженные группы дескрипторов эмоционального оскорбления приведены в таблице 2. Все эксперты выделили группу характеристик, описывающих эмоции пострадавшего (например, «горечь», «раздражение», «злость»,

Таблица 1

Наиболее частотные (в %) дескрипторы эмоционального оскорбления и эмоционального насилия

Эмоциональное оскорбление Эмоциональное насилие

Дескриптор Частота Дескриптор Частота

Обида 7,7 Насмешки 4

Унижение 4,1 Унижение 4

Бессилие 2,9 Давление 4

Вестник КГУ Л 2019

70

Таблица 2

Группы дескрипторов эмоционального оскорбления, выделенные экспертами

Группы Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3

Эмоции пострадавшего Эмоциональные последствия 35 дескрипторов Эмоции 48 дескрипторов Подгруппы: 1. Эмоции в ситуации (26 дескрипторов). 2. Эмоциональные последствия для личности (22 дескриптора). Подгруппы: 1. Переживания пострадавшего -пассивные (угнетенность) / эмоции (44 дескриптора). 2. Переживания пострадавшего -Динамические эмоции (борьба) (16 дескрипторов).

Характеристики ситуации Характеристика ситуации 58 дескрипторов Характеристики ситуации (определение ситуации эмоционального оскорбления) 63 дескриптора Внешние атрибуты, ситуационные 29 дескрипторов

Поведенческие реакции Поведенческие реакции на эмоциональное оскорбление 24 дескриптора Ответные действия 18 дескрипторов Подгруппы: 1. Беззащитность (8 дескрипторов). 2. Отпор (10 дескрипторов).

Характеристики субъекта Характеристики того, кто оскорбляет 13 дескрипторов Характеристика агрессора: 12 дескрипторов

Формы оскорблений Формы оскорблений: 13 дескрипторов Высказывания: 14 дескрипторов

Таблица 3

Группы дескрипторов эмоционального насилия, выделенные экспертами

Группы Эксперт 4 Эксперт 5 Эксперт 6

Характеристика ситуации Характеристика ситуации 33 дескриптора Характеристика ситуации эмоционального насилия 36 дескрипторов Описание ситуации эмоционального насилия 34 дескриптора

Эмоции жертвы эмоционального насилия Состояние пострадавшего 48 дескрипторов «Жертва» 22 дескриптора Эмоции подвергающегося эмоциональному насилию 37 дескрипторов

Действия субъекта эмоционального насилия Исходящее от агрессора 42 дескриптора «Обидчик» 36 дескрипторов Действия субъекта 49 дескрипторов Подгруппы: 1. Активные (38 дескрипторов). 2. Пассивные (11 дескрипторов).

«обида»). Однозначно была сформирована экспертами и группа понятий, относящаяся к характеристике ситуации эмоционального оскорбления (в нее вошли такие слова, как, например, «конфликт», «ссора», «выяснение отношений», «напряженность»). Заслуживают внимания группы, выделяемые двумя экспертами: дескрипторы, относящиеся к поведенческим реакциям (например, «беспомощность», «желание сбежать», «жажда мести»), характеристики субъекта эмоционального оскорбления (в частности, «эгоизм», «наглость», «безразличие») и формы оскорблений (например, «ложь», «оскорбительные слова»).

Два эксперта выделили группу, которую можно условно обозначить как «Другое». К этой категории были отнесены слова и словосочетания, которые могут составлять содержание сразу нескольких групп или толкование которых оказалось затруднительным.

Стоит также отметить группы, которые выделялись каким-либо одним экспертом: «Теоретическое определение» (слова и словосочетания,

описывающие исследуемое понятие, например, «конфликтная ситуация»), «Моральная категория» (в частности, такие дескрипторы, как «справедливость», «решение, его поиск»), «Характеристики осуждаемого» («белая ворона», «изгой»). Отдельно была выделена группа «Поведение агрессора», в которую вошли различные негативные проявления, например, «враждебность», «издевательство», «нападки».

При анализе дескрипторов эмоционального насилия (табл. 3) все эксперты четко выделили три группы: характеризующие ситуацию (например, «конфликт», «борьба», «непонимание»), эмоции жертвы (в частности, «страх», «бессилие», «паника», «боль») и действия агрессора (например, «насмешки», «унижение», «крик»).

Стоит обратить внимание на группу дескрипторов, выделенную одним экспертом: слова и словосочетания, которые в равной степени можно отнести как к обидчику, так и к жертве эмоционального насилия (в частности, «гнев», «негодование», «грубость»). Подобная неоднозначность присуща мно-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

71

гим характеристикам не только эмоционального насилия, но и эмоционального оскорбления.

Рассматривая дескрипторы эмоционального оскорбления и эмоционального насилия соответственно, все эксперты однозначно выделяли реакции пострадавшего и характеристики ситуации. Очевидно, что при дальнейшем изучении следует рассматривать данные стрессоры всесторонне, с учетом всех выделенных экспертами характеристик.

На основании экспертных оценок были разработаны четыре анкеты, в которые вошли наиболее полные, частотные, укрупненные характеристики, относящиеся к разным аспектам описания рассматриваемых негативных воздействий. Две анкеты позволят выделять реакции (чувства, намерения, действия) человека, столкнувшегося с данными ситуациями. Две другие анкеты помогут охарактеризовать эти две ситуации в целом, без учета реакций конкретного человека.

Заключение. Изучение имплицитных представлений позволило выделить общее содержательное наполнение понятий «эмоциональное оскорбление» и «эмоциональное насилие»: это негативные воздействия антропогенного характера, унижающие честь и достоинство человека, наносящие ущерб его самооценке и психологическому благополучию. Именно эти черты эмоционального оскорбления и эмоционального насилия выделяются в научной литературе [2, с. 28; 4, с. 205].

При этом можно говорить о более узком содержании понятия «эмоциональное оскорбление», которое можно рассматривать как составляющую понятия «эмоциональное насилие». Анализ дескрипторов эмоционального оскорбления позволяет выделить его преднамеренный, активный, агрессивный характер, тогда как понятие «эмоциональное насилие» охватывает не только активные, но и пассивные формы негативного воздействия (например, «игнорирование», «равнодушие», «обесценивание»).

Выводы, полученные благодаря контент-анализу дескрипторов и эскпертным оценкам, позволяют подтвердить гипотезу об общем смысловом наполнении понятий «эмоциональное насилие» и «эмоциональное оскорбление», а также о более широком характере понятия «эмоциональное насилие».

Тем не менее, стоит признать, что понятие «эмоциональное оскорбление» требует дальнейшего детального изучения, более четкого отграничения от понятия «эмоциональное насилие». Анкеты, разработанные на основе имплицитных представлений, призваны стать эффективным инструментом определения конкретных характеристик указанных стрессоров и степени интенсивности переживания их воздействия.

Библиографический список

1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - С. 88-103.

2. Сидорова И.В. Оскорбление как разновидность психического насилия // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. -№ 1 (68). - С. 28-32.

3. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы / Н.В. Тарабрина, В. А. Агарков, Ю.В. Быховец и др. - М.: Изд-во «Когито-центр», 2007. - 208 с.

4. Харламенкова Н.Е. Эмоциональное оскорбление и пренебрежение и его психологические последствия для личности в разные периоды взрослости // Психология повседневного и трав-магического стресса: угрозы, последствия и совла-дание. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - С. 193-214.

5. Daly J.M., Merchant M.L., Jogerst G.J. Elder abuse research: a systematic review // Journal of Elder Abuse & Neglect. - 2011. - V 23. - № 4. - Pp. 348365.

6. Doherty D., Berglund D. Psychological abuse: A discussion paper, 2008 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.canada.ca/content/dam/ phac-aspc/migration/phac-aspc/sfv-avf/sources/fv/ fv-psych-abus/assets/pdf/fv-psych-abus-eng.pdf (дата обращения: 31.01.2019).

7. Follingstad D.R., Coyne S., Gambone L. A representative measure of psychological aggression and its severity // Violence and Victims. - 2005. -V 20. - № 1. - Pp. 25-38.

8. Goldsmith R.E., Freyd J.J. Effects of emotional abuse in family and work environments. Awareness for Emotional Abuse // Journal of Emotional Abuse. -2005. - V. 5. - № 1. - Pp. 95-123.

9. Sanchez M. History of Emotional and Physical Abuse and Parenting // McNair Scholars Journal. -2012. - V. 16. - № 1. - Pp. 39-48.

10. Spinazzola J., Hodgdon H., Liang L-J. et al. Unseen wounds: The contribution of psychological maltreatment to child and adolescent mental health and risk outcomes // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. - 2014. - V. 6. - № 1. -Pp. 18-28.

References

1. Abul'hanova K.A. Social'noe myshlenie lichnosti // Sovremennaya psihologiya: Sostoyanie i perspektivy issledovanij. CH 3. Social'nye predstavleniya i myshlenie lichnosti: Materialy

Вестник КГУ 2019

72

HMna^HTHbie npegcTaRieHHH 06 эмоцнонaabном ocKopßaeHHH H эмоцнонaabном HacuaHH..

yubilejnoj nauchnoj konferencii IP RAN, 2829 yanvarya 2002 g. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2002. - S. 88-103.

2. Sidorova I.V. Oskorblenie kak raznovidnost' psihicheskogo nasiliya // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. - 2017. - № 1 (68). -S. 28-32.

3. Tarabrina N.V. Prakticheskoe rukovodstvo po psihologii posttravmaticheskogo stressa. CH. 1. Teoriya i metody / N.V. Tarabrina, V.A. Agarkov, YU.V. Byhovec i dr. - M.: Izd-vo «Kogito-centr», 2007. - 208 s.

4. Harlamenkova N.E. EHmocional'noe oskorblenie i prenebrezhenie i ego psihologicheskie posledstviya dlya lichnosti v raznye periody vzroslosti // Psihologiya povsednevnogo i travmaticheskogo stressa: ugrozy, posledstviya i sovladanie. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016. - S. 193-214.

5. Daly J.M., Merchant M.L., Jogerst G.J. Elder abuse research: a systematic review // Journal of Elder Abuse & Neglect. - 2011. - V. 23. - № 4. - Pp. 348365.

6. Doherty D., Berglund D. Psychological abuse: A discussion paper, 2008 [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.canada.ca/content/dam/ phac-aspc/migration/phac-aspc/sfv-avf/sources/fv/ fv-psych-abus/assets/pdf/fv-psych-abus-eng.pdf (data obrashcheniya: 31.01.2019).

7. Follingstad D.R., Coyne S., Gambone L. A representative measure of psychological aggression and its severity // Violence and Victims. - 2005. -V. 20. - № 1. - Pp. 25-38.

8. Goldsmith R.E., Freyd J.J. Effects of emotional abuse in family and work environments. Awareness for Emotional Abuse // Journal of Emotional Abuse. -2005. - V. 5. - № 1. - Pp. 95-123.

9. Sanchez M. History of Emotional and Physical Abuse and Parenting // McNair Scholars Journal. -2012. - V. 16. - № 1. - Pp. 39-48.

10. Spinazzola J., Hodgdon H., Liang L-J. et al. Unseen wounds: The contribution of psychological maltreatment to child and adolescent mental health and risk outcomes // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. - 2014. - V 6. - № 1. - Pp. 18-28.

IleaarorHKa. IIcHxojiorHa. CoijHOKHHeTHKa J № 1

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.