JURISPRUDENCE / <<Ш^ШетУМ~^(ШТМа1>>#Щ19)),2(0]9
08.07.2019)
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: сайт «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_191669/942772dce30cfa3 6b671bcf19ca9 28e4d698a928/ (дата обращения 04.07.2019)
5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации: сайт Министерства внутренних дел. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/17236961/ (дата обращения: 08.07.2019)
© М.Н. Минисламов, 2019
и их прекурсоров признана одной из источников угроз национальной безопасности РФ. 55
Использованные источники:
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ: сайт «Консультант-Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_61798/ (дата обращения: 01.07.2019)
2. Статистика и аналитика: сайт Министерства внутренних дел. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения 01.07.2019)
3. Приговор суда по ч. 5 ст. 228.1 УК РФ № 1 -134/2017 (1-766/2016;): сайт Sud.Praktika.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://sud-praktika.ru/precedent/399272.html (дата обращения
УДК 347.6
Воробьева Анастасия Александровна, Чернышев Даниил Дмитриевич
студенты Казанского филиала Российского государственного университета правосудия, факультет непрерывного образования, направление «Право и организация социального обеспечения».
Самитов Эльдар Оскарович кандидат юридических наук Старший преподаватель кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин Казанского филиала Российского государственного университета правосудия
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10499 ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ПРАКТИКИ.
Vorobieva Anastasia Alexandrovna, Chernyshev Daniil Dmitrievich
students of the Kazan branch of the Russian State University of Justice, Faculty of Continuing Education, direction "The law and the organization of social security. "
Samitov Eldar Oskarovich
Candidate of Law
Senior Lecturer of the Department of Legal Informatics, information law and natural sciences
Kazan branch of the Russian State University of Justic
SCHOOL VIOLENCE: THEORY, LEGISLATION AND PRACTICE.
Аннотация.
Физическое и эмоциональное насилие взаимосвязано. Издевательства, насмешки и неподобающее отношение к жертве со стороны одноклассников или преподавателей могут не заканчиваться долгое время и данный статус может всё крепче влиять на к ученика. Такое отношение может вызвать у ученика психические расстройства и длительные переживания. Школьное насилие - одно из разновидностей насилия, которое имеет прямое отношение к развитию ребёнка. В нём часто применяется физическая сила, она может быть направлена от учителей к ученикам, от учеников к ученикам, и в редких случаях от учеников к учителям. Данный тип насилия разделяется на два типа и каждый имеет разный исход. Разделяются они на физическое и эмоциональное насилие. Цель эмоционального насилия вызвать эмоциональное напряжение у ребёнка, снизить самооценку ученика или просто унизить его.
Annotation.
Physical and emotional abuse is interrelated. Bullying, ridicule, and inappropriate treatment of the victim by classmates or teachers may not end for a long time and this status may have a stronger effect on the student. Such an attitude can cause a student mental disorders and long-term experiences. School violence is a form of violence that is directly related to the development of a child. It often uses physical strength, it can be directedfrom teachers
55«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» : указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 638.
<<шушдщщ~^©[шма1>>#щ19)),2(0]9 / JURISPRUDENCE_
to students, from students to students, and in rare cases from students to teachers. This type of violence is divided into two types and each has a different outcome. They are divided into physical and emotional abuse. The purpose of emotional violence is to cause emotional stress in a child, to lower a student's self-esteem, or simply to humiliate him.
Ключевые слова: школьное насилие, психическое здоровье школьника, истязания Keywords: school violence, mental health of a student, torture
Школьное насилие - одно из разновидностей насилия, которое имеет прямое отношение к развитию ребёнка. В нём часто применяется физическая сила, она может быть направлена от учителей к ученикам, от учеников к ученикам, и в редких случаях от учеников к учителям. Данный тип насилия разделяется на два типа и каждый имеет разный исход. Разделяются они на физическое и эмоциональное насилие. Цель эмоционального насилия вызвать эмоциональное напряжение у ребёнка, снизить самооценку ученика или просто унизить его.
Целью физического насилия является нанести ученику физическую травму для того, чтобы он усвоил преподанный ему урок или прекратил совершать какие-либо ошибки.
Эмоциональное насилие разделяется на несколько видов:
- Бесконечные замечания от учителей, насмешки в сторону ученика, постоянная и непрекращающаяся критика, заниженные оценки, а так же прямое унижение ученика в присутствии его одноклассников или друзей. (От преподавателей)
- Изоляция от общества, нежелание одноклассников общаться с жертвой. (От учеников)
Все физические контакты, которые могут принести физические повреждения относят к физическому насилию, к ним относятся: побои, шлепки, подзатыльники, конфискация личных вещей.
Физическое и эмоциональное насилие взаимосвязано. Издевательства, насмешки и неподобающее отношение к жертве со стороны одноклассников или преподавателей могут не заканчиваться долгое время и данный статус может всё крепче приставать к ученику. Такое отношение может вызвать у ученика психические расстройства и длительные переживания.
Во многих ситуациях жертвой становятся слабые дети, а также те, кто по каким-либо параметрам отличаются от других. Чаще всего жертвой становятся именно:
° физически слабые дети (чья слабость была вызвана болезнями, такие как слабый слух, плохое зрение, разновидности нарушения движений ( такие как дцп)). Или те дети, которые бояться дать отпор и не могут никак за себя постоять.
° Отстраненные дети. Интроверты, флегматики и гиперактивные дети находятся в большой группе риска на становление жертвой.
° Отдельные детали во внешности. Веснушки, другой цвет волос, большие уши, кривость ног, необычная форма головы, лишний вес или недостающий вес. По этим характеристикам дети тоже могут попасть в круг жертв.
° Страх. Родители часто могут запугивать детей о том, что будет ждать их во время похождений в школу.
° Болезни. Такие как, эпилепсия, тик, заикание, энурез, энкопрез, дислалия, дисграфия, дислексия, дискалькулия и т.д.
К данным типам школьного насилия могут привести следующие факторы:
- Отсутствие выбора учебного заведения. Многие дети будут чувствуют себя неуверенно и не комфортно в больших коллективах, для них следовало найти более маленький класс и их успеваемость может улучшиться в разы. Перегруженность учебой, шумный коллектив негативно влияют на гиперактивных детей. Да и самому преподавателю легче справляться с маленькими коллективами. Чем больше коллектив, тем больше нервов и самоконтроля нужно человеку, чтобы не сорваться на ком-нибудь.
- Плохие взаимосвязи среди учителей. Насильственное поведение учителя может быть вызвано по тем же причинам что и у их учеников. Раздражительность, неудовлетворенность и не в малой степени усталость учителей выливается в виде агрессии по отношению к их ученикам.
- Равнодушие и нежелание помочь ученику. Из-за огромной нагрузки на преподавателей, они могут не заметить их отношение к каким-либо ученикам, либо не заметить, как над этим учеником издеваются другие дети.
Учителя редко используют на учениках физическое насилие. Чаще всего они пользуются эмоциональным, иногда даже случается так, что преподаватели не подозревают о том, насколько его действия влияют на ученика. Далее рассмотрим самые используемые методы эмоционального насилия со стороны учителей над учениками.
1) Крики
Один из важнейших и самых мощных инструментов воздействия на людей - голос. С его помощью можно легко устрашить или успокоить человека. Крики преподавателя создают очень сильное впечатление на ученика, которое может вызвать психические травмы. Крайне сильно и негативно этот способ действует на тех учеников, у которых в семье не принято повышать голос.
2) Мимика
Дети очень чувствительны к эмоциям и всегда следят за выражением лица своего окружения. Дети не просто быстро распознают эмоцию, которая символизирует какую-либо мимику, но и сразу же реагируют. Злое и агрессивное лицо пугает ребенка и может ввести его в ступор. Так-же сильно на это воздействует и язык тела: скрещенные, сцепленные руки, резкие и быстрые движения, "давящая" поза.
JURISPRUDENCE / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа1>#1]да9)),2(0]9
3) Оскорбительное поведение
Учителя часто оскорбляют детей и не замечают этого. Любые их высказывания в сторону ученика не окажутся безобидными. Любое слово может задеть ребенка, но если оскорбления сочетаются с пунктами, которые были указаны выше, то получается крайне негативная психологическая обстановка.
4) Необоснованная критика
Критиковать можно действия ученика, но
нельзя критиковать его личность. Например, критиковать или комментировать внешность или внешний вид ребёнка, его стиль речи, говорить о его родителях или о материальное положение семьи.
5) Принижение достоинства
Честь и достоинство есть у каждого человека, независимо от его возраста. Детям, также, как и взрослым нужно уважение окружающих, самореализация и признание своих успехов. Нельзя вызывать у ребёнка чувство стыда, особенно при его одноклассниках или друзьях. Стыд разрушает человека, заставляет почувствовать себя маленьким и никчемным, в последствии приводя к мечте перестать существовать. Также нельзя использовать личную информацию учеников или давить на их слабые места для достижения своих целей.
6) Сарказм
Учителя могут без особого труда маскировать откровенные оскорбления под иронию или сарказм, вовремя сказав, что они пошутили. Однако такие действия могут легко вызвать у ученика чувство стыда и унизить его.
7) Угрозы
Учителя могут говорить разные угрозы, но не говорить ученикам о том, что они не будут воплощать сказанные слова в реальность, но ребенок будет бояться его слов и думать, что если он совершит ошибку, учитель выполнит свое обещание. Агрессивные угрозы сильно отличаются от спокойных прогнозов. На психику и эмоциональное состояние ученика агрессивные угрозы давят слишком сильно.
8) Необъективное отношение
У учителей есть, как и любимчики, так и те, на ком они могут сорваться. Это вредит, как и первым, так и вторым. Над вторыми они начинают использовать эмоциональное насилие, а у первых могут выработаться черты характера, которые в будущем будут им только мешать.
9) Невнимательность
Отсутствие эмпатии к ученику не является насилием, но оно ведёт к нему. В случае, если преподаватель использует пункты, о которых написано выше, во время высказывания ученику о его ошибках, ученик в ответ на это замечание может окаменеть и молчаливо отказать исполнять просьбу. Это можно принять за неуважение и разозлиться еще сильнее, но это ещё может быть тем, что ученик парализован страхом. Эмпатия помогает выбрать не связанную с эмоциональным насилием линию поведения.
Длительные насильственные действия затрагивают все уровни функционирования у ребёнка,
что в дальнейшем приводит к личностным изменениям, воздействиям на психику и долгосрочным последствиям.
Личностные изменения замедлят и принесут затруднения в дальнейшем развитием и реализацией личности. Воздействия на психику влекут за собой падение самооценки, вносит чувство беспокойства, в будущем этот ребёнок может отдалиться от общества. Осознание ребёнком того, что он является жертвой, понижает его статус в обществе, приносит разные проблемы в обучении и влияет на его адекватность поведения. Также им свойственны невротические расстройства, депрессия, нарушение сна и аппетита, рвота, и возможен посттравматический синдром.
Длительные последствия влияют на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Оно содействует возникновению тяжелой обстановки и общению между членами семьи, и особых жизненных ситуаций. Обычно различают два вида последствий жестокого и халатного обращения с детьми: ближайшие и отдаленные последствия [4].
Ранения, травмы, ушибы, физические травмы, проблемы с аппетитом, потери сознания, тошнота, кровоизлияния в глазные яблоки, острая психическая реакция на агрессию (стремление скрыться, спрятаться, убежать, исчезнуть), может развиться тяжелая депрессия, которая будет дополнена чувством неполноценности, безнадежности и безысходности. Это всё относится к ближайшим последствиям жестокого обращения с детьми.
К отдаленным последствиям относят: нарушения физического и психологического развития ученика, разные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Нужно помнить о том, что насилие никак не закаляет характер, а наоборот, уничтожает его, дети, подвергшиеся насилию, нуждаются в срочной дополнительной психологической помощи, поддержке и заботе [3].
Результатом выслушивания постоянных оскорблений в свою сторону становятся озлобленность и выпуск внутренней агрессии на окружающих. Давление, хулиганство, травля и притеснения, всё из этого является следствием насильственных отношений в школе, а учителя и сверстники, которые не помогают таким детям, только закрепляют и усиливают их проблемы[1].
Нарушения физического и психического развития приводит к деформации личности ребёнка. Агрессивная, злая, недоброжелательная обстановка формирует у человека низкую самооценку. От угроз, наказаний, и от насилия ребенок начинает чувствовать себя нелюбимым, и со временем начинает относиться к себе с презрением и враждебно. Еще это чувство вызывает в нем чувство стыда и чувство вины. Очень часто дети, подвергшиеся насилию отстают в росте или весе от сверстников, у них замедлен процесс развития ходьбы, речи, успеваемости. Часто у них появляются плохие привычки. Такие как кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Внешне такие дети тоже могут
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / ГОМБРЯГОБЖЕ
отличаться от своих сверстников: заспанными глазами, бледным лицом, неопрятностью в одежде, гигиенической запущенностью.
Заболевания вызванные насилием зависят от конкретного вида насилия. При физическом насилии - повреждения тела, переломы, ушибы, повреждения внутренних органов [2].
От сексуального насилия - заболевания передающиеся половым путём, травмы, кровотечения из половых органов.
После эмоционального или психического насилия у людей может появиться кожная сыпь, аллергические реакции, язвы. Часто могут быть различные нервно-психологические заболевания.
Дети, страдающие от насилия чаще всего испытывают трудности в социализации. У таких детей нарушены связи со взрослыми и сверстниками, не хватает навыков для общения с людьми, и не имеют достаточного уровня знаний и эрудиции для достижения какого-либо авторитета в школе и т.д. Огромная проблема всего этого заключается в том, что жертвы насилия находят решение своих проблем в: криминале, асоциализации, пристрастии к алкоголю, наркотиках.
После разных типов насилия у мальчиков может нарушаться половая ориентация, а девушки могут начать заниматься проституцией. Как девочки, так и мальчики после всех проблем имеют проблемы с созданием семьи, имеют проблемы с заботой о детях, по причине нерешенности собственных эмоциональных проблем.
Дети страдающие от разных типов насилия нуждаются в помощи и поддержке. Таким людям нужно проводить реабилитацию для: предотвращения новых случаев насилия над другими людьми; исправления отношений в семье и между родными; "возвращения" ребёнка в семью и общество.
Выводы.
Для того чтобы помочь ребенку с его проблемами, должна участвовать вся семья. Укрепление и
восстановление семьи позволит не просто защитить детей от насилия, но и может предотвратить новые случаи насилия над другими, а ещё предотвратит психологические травмы у ребёнка, которые в частых случаях проявляются после насилий.
Индивидуальная или групповая психокоррек-ционная работа должна строиться на результатах углубленного психологического обследования ребёнка. Во время обследования должны использоваться методики, позволяющие оценить характер и тяжесть психологических последствий перенесенного насилия. Психологическая помощь ребенку должна принести следующие результаты:
° Вернуть ребенку способность в самопринятию, восстановить его чувство достоинства;
° Совершенствовать умения, навыки и способности для поддержания отношений;
° Проработка и ослабление травмирующих воспоминаний;
° Развить социальные качества личности ребёнка;
° Обучить навыкам решения различных проблем;
° Сформировать чувство ответственности за свою жизнь.
Список литературы:
1.Самитов Э.О. Некоторые аспекты правового регулирования информации. Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 1. С. 82-84.
2.Самитов Э. О. Характеристика преступника и жертвы истязаний//Закон и право. 2007. № 8. С. 66-67.
3.Самитов Э.О. Криминалистическое обеспечение расследования истязаний: автореф. дис. к.ю.н. Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2009. 22 с.
4.Самитов Э.О. Некоторые особенности выявления истязаний. Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 4. С. 224-226.