5.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ О НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Азимов Назир Базарбаевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры уголовного права, заместитель декана юридического факультета. Место работы: Таджикский национальный университет. e-mail: musta-fo_azimov@mail.ru
Аннотация: В статье показано, как исторически развивалось правовое регулирование пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, как постепенно в этом процессе ведущее место заняли нормы международного публичного права, закрепленные, прежде всего, Венской конвенцией ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (99S года, как с учетом действующих в Республике Таджикистан правовых традиций и стандартов юридической техники, состоялась имплементация положений данного международного договора в Уголовный кодекс Республики Таджикистан 199S года.
Ключевые слова: имплементация; конвенции Организации Объединенных Наций; наркотические средства; незаконный оборот; психотропные вещества; уголовное законодательство; Уголовный кодекс Республики Таджикистан.
iMPLEMENTATiON OF iNTERNATiONAL JRiDiCAL NORMS ON illegal traffic OF narcotics (DRUGS) AND PSYCHOTROPiC SUBSTANCES iN CRiMiNAL LEGiSLATiON OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Asimov Nazir Bazarbaevich, PhD at law. Position: associate professor at criminal law chair, deputy dean of juridical department. Place of employment: Tajik national university. Email: mustafo_azimov@mail.ru;
Annotation: Article shows, how historically evolved juridical regulation of suppression of illegal traffic of drugs and psychotropic substances, how in this process gradually took a leading role norms of international public law, embodied, above all, the UN (Vienna) Convention «On the fight against illegal traffic of drugs and psychotropic substances» ( (99S), (icw, bbth in view tvo operati/in in Republic of Tajikistan juridical traditions and juridical technology standards, the provisions of this Convention be implemented in the Criminal code of the Republic of Tajikistan (199S).
Keywords: Criminal Code of the Republic of Tajikistan; criminal legislation; illegal traffic; implementation; narcotics (drugs); psychotropic substances; United Nations conventions.
Общеизвестно, что наркотики очень «легко» входят в жизнь человеческого существа и это можно объяснить такими причинами, как его неосведомленность о последствиях применения наркотических и психотропных средств, низкий уровень медицинской и правовой культуры в социуме, неразвитость общественных организаций, пропагандирующих и практикующих здоро-
вый образ жизни, утрата личностью позитивно направленных ценностных ориентаций, в том числе вследствие попадания человека в трудную жизненную ситуацию (безработица, инвалидность, трагическая смерть близких людей, социальные революции, военные конфликты, диктующие рост числа беженцев и вынужденных переселенцев и пр.), снижение уровня и качества государственного контроля над химическими и фармацевтическими предприятиями, расширение наркотрафика, обусловленного алчностью, чувством безнаказанности транснациональных преступных группировок.
К примеру, актуальной проблемой ряда стран на «постсоветской пространстве» является то, что после распада Союза ССР появились большие сложности в организации эффективного госконтроля на химических и фармацевтических предприятиях, использующих наркотики и их составляющие, так как многие из них были приватизированы. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что некоторые из них, попав в «нечистые» руки частных лиц, стремятся к максимизации прибыли путем нелегальной разработки и производства новых синтетических наркотиков. В результате на криминальный «теневой» рынок в дополнение к имеемым там наркотикам (маковой соломке, опий-сырцу, опийному раствору, марихуане, эфедрину, гашишу, героину, кокаину, «экстази» /метилендиоксиметиламфетамин/) поступают новые виды наркотических средств и психотропных веществ.
Причины развития «теневого» криминального наркобизнеса через транснациональные преступные организации эксперты ООН справедливо связывают с появлением соответствующих возможностей на глобальном уровне. В результате упрощения международных поездок и иных связей, повышения степени «транспарентности» государственных границ и формирования глобальных финансовых и информационных сетей появляются и «осваиваются» новые рынки сбыта соответствующей нелегальной продукции.
В связи с этим наряду с совершенствованием непосредственно нормативно-правовой базы, как на национальном, так и на международном уровнях, развивается международная организационная структура по контролю над производством, движением и потреблением наркотиков в лице специализированных и вспомогательных органов системы Организации Объединенных Наций (ООН)1.
Характерно, что попытки публично-властного пресечения нелегального оборота наркотиков на национальном уровне предпринималась еще в ХУ!-ХУ!!! вв. (в Турции, Индии, Китае), путем официального принятия запретительных и ограничительных мер2. Однако эти попытки оказалась малопродуктивными, что и обусловило потребность в международно-правовом регулировании соответствующих отношений. В феврале 1909 года 13 государствами создается Шанхайская опиумная комиссия, принявшая 9 резолюций, в частности, устанавливающих контроль над производством морфина и других производных опиума. Последующи-
1См.: Васильева Л.Н. Международные организации в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ //Юридический мир. - 2002. - №9. Международное публичное право /Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А., Устинов В.В. и др. - М., 2005.
2Подробнее см.: Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим: международно-правовые и внутригосударственные проблемы регулирования производства, применения и распространения наркотических и психотропных веществ. - Л., 1974.
ми международными договорами в сфере сотрудничества государств в борьбе с нелегальным производством и распространением наркотиков стали: Международная конвенция по опиуму (Гаага, 23.01.1912); Международное соглашение относительно производства опиума для курения, внутренней торговли и его использования (Женева, 11.02.1925); Соглашение об установлении контроля над курением опиума на Дальнем Востоке (Бангкок, 27.11.1931 )3.
С образованием ООН одной из основных задач, поставленных перед вновь созданной ею Комиссией по наркотическим средствам (КНС), стала разработка и принятие качественно нового универсального международного договора о наркотиках. Им явилась Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Преамбула которой начинается следующими словами: «Наркомания является серьезным злом для отдельных лиц и чревата социальной и экономической опасностью для человечества».
В качестве базовых положений этой Конвенции выступают необходимость получения разрешения на импорт-экспорт наркотических средств, система оценок и статистических отчетов, представляемых государствами в Комитет ООН по контролю над наркотиками (ККН).
Запрещено немедицинское употребление опия, листьев коки и гашиша. Конвенция включает 4 списка наркотических средств - классификацию по степени их вредности и запрету к немедицинскому распространению.
В Протоколе 1972 г. о поправках к данной Конвенции содержатся уточнения этих списков. Они периодически подвергаются дополнениям, так как появляются все новые препараты, становится более ясным механизм их вредоносного воздействия на здоровье человека.
Контроль над законными торговыми сделками с наркотиками дополняется требованием о необходимости изыскать возможности для организации лечения и возвращение к нормальной жизнедеятельности наркоманов и принять административные, законодательные меры по отношению к тем, кто занимается противоправными деяниями, связанными с наркотиками (ст.30)4.
Что касается международного контроля над психотропными веществами, он был закреплен Конвенцией о психотропных веществах 1971 года (принята на Конференции ООН 21.02.1971).
Данная Конвенция устанавливает международную систему контроля над такими веществами, как галлюциногены, симпатомиметические средства амфета-минного типа, барбитураты, снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие средства.
В ней есть, в частности, положения о том, что рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями.
3См. также: Антонян Ю.М., Князев В.В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. Монография. - М., 1999; Гален-ская, Л.Н. Международная борьба с преступностью. - М., 1972; Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. - М., 2000.
4Текст на русском языке данной и других рассматриваемых в статье конвенций см.: Международное право и борьба с преступностью: Сборник документов /Составители: Змеевский А.В., Колосов Ю.М., Прокофьев Н.В. - М., 2004. - С.331-415.
Предусмотрено также, что лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному лечению.
И, наконец, что касается Международной конвенции «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года (Вена, принята на Конференции ООН 20.12.1988), ее принципиальное значение состоит в том, что она квалифицирует как преступления, иные правонарушения, в том числе:
- производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажу, поставку на любых условиях, посредничество, переправку, транзитную переправку, транспортировку, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений Конвенции 1961 года, этой Конвенции с поправками или Конвенции 1971 года;
- культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение положений Конвенции 1961 года и этой Конвенции с поправками;
- хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных выше;
- изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в Таблице ! и Таблице !!, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
- организацию, руководство или финансирование любых правонарушений, перечисленных выше;
- конверсию или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или правонарушений, признанных таковыми на основании данной Конвенции, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия;
- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми на основании данной Конвенции, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
- приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми на основании данной Конвенции, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
- владение оборудованием или материалами или веществами, указанными в Таблице ! и Таблице !!, если известно, что они используются или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления каких-либо наркотических средств или психотропных веществ;
- публичное подстрекательство или побуждение других любыми средствами к совершению любого из пра-
вонарушений, признанных таковыми в соответствии с данной Конвенцией, или к незаконному использованию наркотических средств или психотропных веществ;
- участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с данной Конвенцией, попытки совершить такое правонарушение или правонарушения, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении (ст.3).
Особый акцент сделан на организации межгосударственного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (статьи 5-7, 9-19).
Важным нововведением стало закрепление Конвенцией ООН 1988 года обстоятельств, отягчающих наказание за наркопреступления, среди которых, в частности, их совершение в учебном заведении или общественном учреждении, или в непосредственной близости от них, или в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий.
Принципиально значимо, что в развитие положений Международной конвенции «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года и предшествовавших ей конвенций ООН подавляющее большинство государств современного мира их ратифицировали5, иным образом имплементировали в свои национальные законодательства.
Состоялась и имплементация (главным образом, путем трансформации)6 соответствующих международно-правовых норм в уголовное законодательство Республики Таджикистан. В качестве примера - Уголовный кодекс Республики Таджикистан (УКРТ)7, который со-
5Справка рецензента: Российская Федерация, как правопреемник Союза ССР, является участницей Конвенции 1961 г. с поправками от 1972 г. (с 03.07.1996), Конвенции 1971 г. (с 01.02.1979), Конвенции 1988 г. (с 17.04.1991).
6Справка рецензента: имплементация (от англ.
«implementation» - «осуществление», «выполнение») - реализация де-юре и де-факто международных обязательств на внутригосударственном уровне, общепринятый способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Базовый критерий имплементации - строгое следование государством целям, содержанию заключенных им международных договоров. Способами имплементации являются: инкорпорация; общая, частная или конкретная отсылка; трансформация. Так, при инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо существенных изменений, практически дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства. В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Следовательно, при имплементации путем отсылки применение национальной правовой нормы становится возможным лишь при непосредственном обращении к первоисточнику - тексту положения соответствующего международного договора. Трансформация - способ имплементации, при котором нормы международного публичного права преобразуются в нормы внутригосударственного (национального) права, как принятием специального закона, так и официальным одобрением и признанием действия международного договора на территории данного государства (ратификация). При трансформации происходит определенная переработка положений соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (как правило, по причине необходимости учета национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).
7См.: Закон Республики Таджикистан от 21.05.1998 №574 «Уголовный кодекс Республики Таджикистан» (УКТ) (действующая редакция). Вступил в силу с 01.09.1998, сменив предыдущий Уголовный кодекс Таджикской ССР 1961 года //http: //law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1242456.
держит главу 22 («Преступления против здоровья населения»), предусматривающую уголовную ответственность за деяния, охватывающие следующие составы преступления:
- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров с целью сбыта (ст.200);
- незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами или прекурсорами (ст.201);
- хищение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров (ст.202);
- вовлечение в потребление наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров (ст.203);
- незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.204);
- организация или содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ или прекурсоров (ст.205).
Следует отметить, что с учетом высокой степени общественной опасности данных деяний, законодатель счел целесообразным в исключительных случаях применять к виновным в их совершении такой квалифицированный вид наказания, как смертная казнь.
В частности, на основании ч.1 ст. 200 УКРТ, незаконное производство изготовление, переработка, приобретение, хранение, транспортировка или пересылка с целью сбыта, а равно незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без такового.
Аналогичные действия, совершенные в крупных размерах, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 15 лет с конфискацией имущества (ч.2 ст.200 УКРТ).
Если указанные действия совершены: повторно; группой лиц по предварительному сговору; при опасном или особо опасном рецидиве; в местах отбывания наказания в виде лишения свободы; с использованием служебного положения; организованной группой; в особо крупных размерах, виновным грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 с конфискацией имущества либо смертной казнью (ч.3 ст.200 УКРТ).
Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ, а также веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств, прекурсоров и психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, наказывается исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет (ч.3 ст.200 УКРТ).
Опираясь на рассмотренные выше правовые нормы, правоохранительные органы Республики Таджикистан самостоятельно и во взаимодействии с их коллегами из России, других стран - членов Международной конвенции «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года в последнее время заметно активизировали борьбу с
соответствующими преступлениями, совершаемыми на территории страны.
Например, на основании ч.4 ст.200 УКРТ, суд Бо-боджонгафуровского района признал виновными двух жителей города Чкаловска, уроженцев Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан Фирдавса Гайратова и Сабзали Бобокова в незаконном перемещении 30 кг гашиша (приобретенного ими у некоего гражданина Афганистана по имени Джамолиддин за $3 тысячи) с территории ГБАО в Согдийскую область, и последующей реализации наркотиков в Бободжонгафуровском районе. С учетом обстоятельств дела суд приговорил первого к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества, второго
- к 13 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Наказание осужденные направлены отбывать в колонию строго режима. Одновременно с этим за 5 месяцев 2011 года правоохранительными органами только на севере Республики Таджикистан из незаконного оборота было изъято 338 кг наркотиков (для сравнения: в 2010 году было изъято 98 кг)8.
Список литературы:
Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим: международно-правовые и внутригосударственные проблемы регулирования производства, применения и распространения наркотических и психотропных веществ.
- Л.: Издательство Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова, 1974. - 144 с.
Антонян Ю.М., Князев В.В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. Монография. - М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1999. -210 c.
Васильева Л.Н. Международные организации в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ //Юридический мир. - 2002. -№9. - С.28-33.
Галенская, Л.Н. Международная борьба с преступностью. - М.: Издательство «Международные отношения», 1972. - 176 с.
Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. -М.: ЮрИнфоР, 2000. - 209 с.
Закон Республики Таджикистан от 21.05.1998 №574 «Уголовный кодекс Республики Таджикистан» (УКРТ) (действующая редакция) //http: //law.edu.ru/norm/norm. asp?normID=1242456.
Международное право и борьба с преступностью: Сборник документов /Составители: Змеевский А.В., Колосов Ю.М., Прокофьев Н.В. - М.: Издательство «Международные отношения», 2004. - 720 с.
Международное публичное право: Учебник
/Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А., Устинов
В.В. и др. 4-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005. -784 с.
Рафиева М. На севере Таджикистана за наркооборот осуждены двое уроженцев ГБАО //Азия-Плюс. - 2011 -16 июня.
Literature list:
Anisimov L.N. Drugs: the legal regime: international-juridical and domestic problems of regulating of the production, use and distribution of narcotic and psychotropic
8Рафиева М. На севере Таджикистана за наркооборот осуждены двое уроженцев ГБАО //Азия-Плюс. - 16.06.2011.
substances. - Leningrad: Publishing house of Leningrad state university, 1974. - 144 p.
Antonian Y.M., Knyazev V.V. The fight against drug traffic abroad. Monograph. - M.: Moscow institute of the Ministry of internal affairs of Russia, 1999. - 210 p.
Galenskaya L.N. The international fight against crime. - M.: Publishing house «International relations», 1972. - 176 p.
Gasanov E.G. The fight against drug crime: international and comparative-juridical issues. - M.: YurlnfoR, 2000. - 209 p.
International law and the fight against crime: Collection of documents /Compiled Zmeevski A.V., Kolosov Y.M., Prokof'ev N.V. - M.: Publishing house «International relations», 2004. - 720 p.
International public law: Textbook /Anufrieva L.P., Bek-yashev D.K., Bekyashev K.A., Ustinov V.V., etc. 4th edition, revised and enlarged. - M.: TC Welby, Publishing house «Prospekt», 2005. - 784 p.
Law of the Republic of Tajikistan from 21.05.1998 №574 «Criminal code of the Republic of Tajikistan» (CCRT) (current addition) //http: //law.edu.ru/norm/norm.asp?norm ID=1242456.
Rafieva M. In the north of Tajikistan sentenced two men, natives of Badakhshan, for drug traffic //Asia-Plus. - 2011 -June 16.
Vasil'yeva L.N. International organizations in the fight against Illegal traffic of narcotics and psychotropic substances //Juridical world. - 2002. - №9. - P.28-33.
Рецензия
Статья кандидата юридических наук, доцента кафедры уголовного права юридического факультета Таджикского национального университета, заместителя декана этого факультета Н.Б.Азимова «Имплементация международно-правовых норм о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ в уголовное законодательство Республики Таджикистан» посвящена комплексному исследованию реализации де-юре и де-факто, в частности, международных обязательств этого государства, обусловленных его участием в Венской конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года.
В рецензируемой статье последовательно и лаконично показано то, как исторически развивалось правовое регулирование пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, как в этом процессе постепенно выдвинулись на первое место нормы международного публичного права, и, наконец, как применительно к специфике национальной системы права Республики Таджикистан, то есть с учетом действующих здесь правовых традиций и стандартов юридической техники, состоялась имплементация положений данной Конвенции ООН в Уголовный кодекс Республики Таджикистан 1998 года.
Достоинством работы Н.Б.Азимова являются ее эмпирическая, теоретическая и методологическая основы, что, несомненно, привлечет внимание к ней отечественных, а также зарубежных специалистов, разрабатывающих проблематику уголовного права,
компаративистики (сравнительного правоведения) и международного публичного права. С учетом выше изложенного полагаю, что статья может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны соответствующего профиля.
Кандидат философских наук, доцент
С.В.Хмелевский.