Научная статья на тему 'Имплементация концепции устойчивого развития в Российской Федерации'

Имплементация концепции устойчивого развития в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
980
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / РИО+20 / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTALMANAGEMENT / RIO + 20

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Татьяна Юрьевна

Анализируется продвижение России в имплементации концепции устойчивого развития. Доказывается, что экологизация подхода к реализации концепции устойчивого развития не идет на пользу действительному развитию государства. Рассматриваются документы стратегического характера, в частности Концепция внешней политики, Концепция перехода к устойчивому развитию, Экологическая доктрина. Анализ Концепции перехода к устойчивому развитию показывает, что акценты смещаются в сторону рационального природопользования. И хотя оно является неотъемлемой частью устойчивого развития, но не отражает в полной мере взаимоотношения общества и окружающей среды. Отмечается, что в России есть достаточные правовые условия для рационального природопользования, но одно из важных направлений перехода к устойчивому развитию определение емкости экосистем и построение на основе этих данных работы по реализации целей устойчивого развития не осуществлено. В результате 7 из 17 целей устойчивого развития в России не могут быть достигнуты. Сделан вывод о необходимости модернизации концепции перехода к устойчивому развитию, поскольку она построена на уже устаревших представлениях об этой концепции. Новая концепция должна строиться на адаптации Декларации «Будущее, которого мы хотим» к потребностям и проблемам российского общества, охватывать все сферы жизнедеятельности, определять не только экологическую политику, но и социально-экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the Concept of Sustainable Development in Russian Federation

The article is devoted to the analysis of the advancement of Russia in the implementation of the concept of sustainable development. The author sets the task to prove that the greening of the approach to the implementation of the concept of sustainable development is not in favor of the real development of the state. The author of the article analyzes, mainly, strategic documents: Concept of Foreign Policy, Concept of Conversion for Sustainable Development, Environmental Doctrine. All these documents create a fundamental basis for the implementation of the concept of sustainable development in Russia. An analysis of the Concept of Conversion for Sustainable Development shows that the emphasis is shifting towards environmental management. And although it is an integral part of sustainable development, it does not fully reflect the relationship between society and the environment. According to the author, there are enough legal conditions for rational use of natural resources in Russia. At the same time, one of the important directions of the conversion for Sustainable development is the determination of the capacity of ecosystems. The work on the implementation of sustainable development goals should be based only on these data. As a result, 7 of the 17 sustainable development goals in Russia cannot be achieved. But achieving these goals is essential to ensuring development.In conclusion, the author suggests that it is necessary to modernize the concept of transition to sustainable development by adapting the Declaration “The Future We Want” to the needs and problems of Russian society.

Текст научной работы на тему «Имплементация концепции устойчивого развития в Российской Федерации»

УДК 341.1/8

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Сидорова Т. Ю., 2018

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Анализируется продвижение России в имплементации концепции устойчивого развития. Доказывается, что экологизация подхода к реализации концепции устойчивого развития не идет на пользу действительному развитию государства. Рассматриваются документы стратегического характера, в частности Концепция внешней политики, Концепция перехода к устойчивому развитию, Экологическая доктрина. Анализ Концепции перехода к устойчивому развитию показывает, что акценты смещаются в сторону рационального природопользования. И хотя оно является неотъемлемой частью устойчивого развития, но не отражает в полной мере взаимоотношения общества и окружающей среды. Отмечается, что в России есть достаточные правовые условия для рационального природопользования, но одно из важных направлений перехода к устойчивому развитию - определение емкости экосистем и построение на основе этих данных работы по реализации целей устойчивого развития - не осуществлено. В результате 7 из 17 целей устойчивого развития в России не могут быть достигнуты. Сделан вывод о необходимости модернизации концепции перехода к устойчивому развитию, поскольку она построена на уже устаревших представлениях об этой концепции. Новая концепция должна строиться на адаптации Декларации «Будущее, которого мы хотим» к потребностям и проблемам российского общества, охватывать все сферы жизнедеятельности, определять не только экологическую политику, но и социально-экономическое развитие.

Ключевые слова: устойчивое развитие, рациональное природопользование, Рио+20.

Хотя идеи устойчивого развития уже на слуху у всех, тем не менее немногие понимают, что источником их послужил доклад на встрече одной из неправительственных неофициальных организаций - Римского клуба. Доклад «Пределы роста» [1] показал довольно неожиданное будущее - недостижение баланса в приросте населения и его воздействии на окружающую среду может привести к тому, что пределы этого роста будут достигнуты уже в течение ближайших 100 лет. По существу, это означает, что с этого момента будущее уже не может быть описано позитивно.

Работа по осмыслению этого доклада и выводов ученых привела к появлению и закреплению концепции устойчивого развития на уровне международных документов. В настоящее время они существуют только в форме актов международных конференций, наиболее значимые из которых - Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г. (далее - Декларация Рио) [2] и Декларация «Будущее, которого мы хотим» (далее - Декларация Рио+20) [3]. Обе декларации не содержат обязывающих норм, в них вообще трудно найти правовые нормы как таковые, однако как документы стратегические, имплементация которых важна для государств, чтобы сохранять свои международно-правовые позиции, они безусловно заслуживают внимания.

В основе Декларации Рио лежат принципы -генеральные положения, следование которым методами и путями, избранными государства-

ми, позволит достичь того баланса, который должен отодвинуть исполнение приговора о достижении пределов роста либо снять проблему вообще. Однако в настоящее время принято также говорить о целях устойчивого развития, которые скорее можно определить как отражение ценностей, на которых строится концепция. Декларация Рио+20 сформулировала 17 целей устойчивого развития: ликвидация нищеты и голода; доступ к качественным здравоохранению и образованию; гендерное равенство; чистая вода; чистая энергия; достойная работа и экономический рост; индустриализация, инновации и инфраструктура; уменьшение неравенства; устойчивые города и поселения; ответственное потребление и производство; борьба с изменением климата; сохранение морских и сухопутных экосистем; мир, правосудие и гражданские институты; партнерство в интересах устойчивого развития.

Цели устойчивого развития воспринимаются как глобальные, затрагивающие все человечество, однако отмечается, что движение к их достижению не должно усугублять и без того уже достигнутое неравенство в мире, т. е. устойчивое развитие - это равномерное развитие.

Следование или приверженность целям устойчивого развития является не только данью моде. Авторы исследования «Основные положения стратегии устойчивого развития России» [4] отмечают связь участия государств в мероприятиях по устойчивому развитию с национальными интересами, в частности, ука-

зывая на политику двойных стандартов. Вместе с тем следование своим национальным интересам никак не противоречит достижению целей устойчивого развития, поскольку, как пишут далее сами авторы, масштаб проблем таков, что отсутствие слаженных действий затронет как бедные страны, так и страны «золотого миллиарда».

Таким образом, имплементация концепции устойчивого развития государствами является необходимостью для дальнейшего продолжения их существования. Конечно, при отсутствии жестких международных обязательств любые действия государств внутри своей территории по достижению целей устойчивого развития могут не вписываться в традиционные схемы. По существу, в рамках Декларации РИО+20 государства связаны только общими целями, но пути их достижения и скорость движения к ним могут значительно различаться.

Основополагающий документ в области международных отношений России - Концепция внешней политики Российской Федерации [5] упоминает устойчивое развитие несколько раз. Так, цели устойчивого развития упоминаются в п. 16 совместно с правами человека и обеспечением безопасности. Неоднократно подчеркивается важность устойчивого социально-экономического развития. И наконец, в п. 76 отмечается повышенная ответственность арктических государств за устойчивое развитие в арктическом регионе. Это позволяет сделать вывод о том, что проблемы устойчивого развития находятся в фокусе внимания России, она продолжает сотрудничество с ООН и в рамках других институтов по достижению этих целей. Собственное устойчивое развитие не отделяется от национальных интересов.

В настоящее время показатели государств по реализации концепции устойчивого развития могут быть представлены в качестве различных показателей. Например, можно обратиться к Композитному индексу устойчивого развития, который предлагает SKOLKOVO IEMS [6]. В соответствии с ним Россия занимает примерно серединное положение из 142 стран мира, лучший показатель у Норвегии, худший у Чада. Индекс России - чуть выше 0,6 из 1. Это позволяет сделать предположение, что работа над имплемен-тацией концепции устойчивого развития в России ведется, но, возможно, не столь успешно.

Действительно, на федеральном уровне был разработан целый ряд программных документов. К их числу стоит отнести в первую очередь Концепцию перехода к устойчивому развитию, утвержденную Указом Президента РФ 1 апреля 1996 г. № 440 [7]. Концепция была принята

после принятия Декларации Рио и содержит принципиальную основу перехода России к устойчивому развитию. В частности, было выделено четыре основных направления: правовое (изменения в законодательстве в области природопользования и охраны окружающей среды); хозяйственно-экономическое (стимулирование ответственного природопользования); экологическое (оценка емкости экосистем) и просветительское. Важные положения содержатся в разделе V Концепции, посвященном показателям устойчивого развития. Их выделено несколько: показатели качества жизни; уровень экономического развития и уровень экологического благополучия. Интересным является то, что предложено использовать лимитирующие показатели устойчивого развития в экономической сфере.

Сама по себе концепция устойчивого развития предполагает наличие трех составляющих: экономической, экологической и социальной. Экономический подход рассматривает экономику как безотходную, экологичную, энерго- и материалосберегающую систему, нацеленную на создание экологически приемлемой продукции. Экологический подход обеспечивает сохранность и жизнеспособность природных систем, в целях обеспечения глобальной стабильности биосферы планеты. Социальный подход направлен на достижение справедливого распределения социальных благ между всеми членами человеческого общества, полноценное удовлетворение во всем мире базовых потребностей людей в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т. д., сохранение духовного достояния и культурного многообразия человечества.

Задавая основные направления внутренний политики России по переходу к устойчивому развитию, Концепция исходит из доминирования экологического подхода. Предполагая свою реализацию в несколько этапов, Концепция выделяет два: начальный и последующий. На начальном этапе решаются острые экономические и социальные проблемы, разрабатываются программы в области экологии. Последующий этап должен включать структурные преобразования в экономике и экологизацию социально-экономического развития. Следовательно, и здесь прослеживается четкая экологическая тенденция в восприятии концепции устойчивого развития в России.

Таким образом, центральное место в импле-ментации концепции устойчивого развития в Российской Федерации занимает реализация ее экологической составляющей. Если обратиться к Декларации РИО+20, то можно увидеть, что

экологическая составляющая складывается из двух аспектов: использование природных ресурсов и сохранение биосферы. Рассмотрим первый аспект. Использованию природных ресурсов посвящены п. 4, 30, 60, 61, 110, 111, 112, 115, 119, 120, 158, 160, 164,166,168,170,173,199, 202, 207, 210, 211. Упоминаются ресурсы различных видов: природные в целом, земельные, водные, биологические, ресурсы Мирового океана и т. д. Интересным является включение в Декларацию Рио+20 вопросов генетических ресурсов.

Регулируя вопросы использования ресурсов, Декларация исходит из рациональности такого использования. Термин «рациональное использование» применяется в отношении всех видов ресурсов. Следовательно, применительно к этому аспекту экологической составляющей концепции устойчивого развития следует говорить о том, что в рамках данной концепции утверждается, во-первых, неотъемлемое право народов использовать свои ресурсы, включая генетические, во-вторых, право государств устанавливать суверенитет над своими природными ресурсами, в-третьих, обязанность использовать как национальные, так и общие ресурсы рационально.

Раскрытие этого аспекта концепции устойчивого развития применительно к имплемен-тации этой концепции в России следует проводить через анализ ряда стратегических документов. В первую очередь обратимся к Экологической доктрине РФ [8]. Она рассматривает рациональное природопользование в контексте равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений. Природопользование осуществляется только на платной основе. Еще одним измерением рациональности природопользования являются максимально полное извлечение полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при добыче и переработке.

Вслед за Экологической доктриной РФ ФЗ «Об охране окружающей среды» [9] внедряет термин «рациональное природопользование во всю систему экологического и природоресурс-ного законодательства России, включая большое количество подзаконных актов и методик, поддерживающих реализацию данного подхода. Данный вывод можно подкрепить и результатами исследования, где международным компаниям, желающим развивать свою деятельность в России, рекомендовано обратить внимание именно на сферы, где используются природные ресурсы России, внедрять в этих сферах методы устойчивого развития, рассматривать и внедрять эффективные инициативы по сохранению экосистем [10].

Подобный подход поддерживается большинством российских ученых. Так, например, М. М. Бринчук отмечает, что значение принципа устойчивого развития проявляется в том, что меняется методологический подход к социально-экономическому развитию при его планировании. Любые решения в этой сфере должны приниматься с учетом экологических требований в интересах будущих и нынешний поколений [11]. Собственно именно это завоевание концепции устойчивого развития и воплощается, главным образом, в российском законодательстве. Как бы при этом ни предлагалось изменить термин, его значение остается прежним. Так, например, И. Б. Калинин в своей статье «Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды как основа устойчивого природопользования» [12] пишет о необходимости перехода к термину «устойчивое природопользование».

На наш взгляд, смена термина не сможет изменить ситуацию, поскольку требуется совершенно другое осмысление взаимоотношений общества и окружающей среды. В обоснование этого необходимо снова обратиться к Концепции перехода к устойчивому развитию, в частности к разделу III «Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию», где отмечено, что одним из направлений перехода к устойчивому развитию является оценка хозяйственной емкости страны. Представляется, что это многоаспектное направление, и если часть его - рациональное природопользование - подкреплена в России соответствующей правовой и правоприменительной базой, то комплексная оценка емкости - это дело будущего. Вместе с тем именно это направление имеет отношение к реализации таких целей устойчивого развития, как достойная работа и экономический рост; индустриализация, инновации и инфраструктура; устойчивые города и поселения; ответственное потребление и производство; борьба с изменением климата; сохранение морских и сухопутных экосистем.

Если снова обратиться к рекомендациям «Устойчивое развитие в России: руководство для транснациональных корпораций» [13], то можно обнаружить целый незанятый сектор, а именно устойчивое развитие городской среды в России при высоких темпах урбанизации. Проблемы в данном секторе могли бы быть решены с помощью, в том числе, и иностранных инвестиций. Взаимосвязь экологического и инвестиционного права на международном и национальном уровнях отмечена в статье Д. С. Боклан «Отражение концепции устойчивого развития в международном инвестиционном праве» [14].

Следует согласиться с автором, что взаимное влияние обусловлено тем, что одни и те же объекты подпадают под регулирование норм разных отраслей, зачастую противоречащих друг другу. Однако, на наш взгляд, более важным является осознание того, что на инвестиционное право концепция устойчивого развития оказывает не менее существенное влияние, чем на экологическое. Подобная инвестиционная деятельность, безусловно, должна поощряться государствами, в том числе, в силу указания на это в п. 269 Декларации Рио+20.

Таким образом, в настоящее время Россия осуществляет имплементацию отдельных аспектов концепции устойчивого развития, связанных с ее экологической составляющей, главным образом, природопользованием. Такой однобокий подход не даст значимых результатов в достижении целей устойчивого развития и в перспективе поставит под сомнение верность выбранного пути. Именно это тормозит продвижение России среди других стран в индексе устойчивого развития, а следовательно, не развивает потенциал Российской Федерации, в том числе, негативно может сказаться на ее экономическом развитии.

Представляется, что Концепция перехода к устойчивому развитию должна быть пересмотрена в силу того, что Декларация РИО+20 «Будущее, которого мы хотим» содержит указание на более гибкие и эффективные механизмы. Более того, именно эта концепция должна стать основой для принятия других концепций, стратегий и программ, определяющих развитие всех сторон жизни российского общества и государства. Ш

1. Limits to Growth [Электронный ресурс]. URL: http://www. donellameadows.org/wp-content/userfiles/Limits-to-Growth-digital-scan-version.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

2. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс] : принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 01.10.2018).

3. Будущее, которого мы хотим [Электронный ресурс] : декларация (Рио-де-Жанейро, 20-22 июня 2012 г.). URL: https:// rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

4. Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А. М. Шелехова. М., 2002. 161 с.

5. Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 нояб. 2016 г. URL: http://www.mid.ru/foreign_ policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 01.10.2018).

6. Устойчивое развитие в России: руководство для транснациональных корпораций [Электронный ресурс]. С. 17. URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/

Research_Reports/SKOLKOVO_IEMS_Sustainable_Business_Lab_ Research_2016-07-13_ru.pdf (дата обращения: 01.10.2018).

7. Концепция перехода к устойчивому развитию [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента РФ 1 апр. 1996 г. № 440. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 01.10.2018).

8. Экологическая доктрина РФ [Электронный ресурс] : одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 авг. 2002 г. № 1225-р. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/ id/548754 (дата обращения: 01.10.2018).

9. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : фе-дер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017). URL: www. consultant.ru (дата обращения: 01.10.2018).

10. Устойчивое развитие в России ... С. 31..

11. Бринчук М. М. Концепция устойчивого развития как методологическая основа цивилизационного развития // Государство и право. 2014. № 10. С. 17.

12. Калинин И. Б. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды как основа устойчивого природопользования // Вестн. Том. гос. ун-та. 2003. № 279. С. 48-51.

13. Устойчивое развитие в России ... С. 31.

14. Боклан Д. С. Отражение концепции устойчивого развития в международном инвестиционном праве // Государства и право. 2014. № 5. С. 62-71.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Боклан Д. С. Отражение концепции устойчивого развития в международном инвестиционном праве // Государства и право. - 2014. - № 5. - С. 62-71.

Бринчук М. М. Концепция устойчивого развития как методологическая основа цивилизационного развития // Государство и право. - 2014. - № 10. - С. 15-24.

Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию [Электронный ресурс] : принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.). - URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml.

Будущее, которого мы хотим [Электронный ресурс] : декларация (Рио-де-Жанейро, 20-22 июня 2012 г.). - URL: https://rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_ russian.pdf.pdf.

Калинин И. Б. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды как основа устойчивого природопользования // Вестн. Том. гос. унта. - 2003. - № 279. - С. 48-51.

Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 нояб. 2016 г. - URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248.

Концепция перехода к устойчивому развитию [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Российской Федерации 1 апр. 1996 г. № 440. - URL: https://www.consultant.ru.

Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А. М. Шелехова. - М. : Наука, 2002. - 161 с.

Устойчивое развитие в России: руководство для транснациональных корпораций [Электронный ресурс]. -URL: https://iems.skolkovo.ru/downloads/documents/

SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/SKOLKOVO_IEMS_ Sustainable_Business_Lab_Research_2016-07-13_ru.pdf.

Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017). -URL: www.consultant.ru.

Экологическая доктрина РФ [Электронный ресурс] : одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 авг. 2002 г. № 1225-р. - URL: http://www. mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/ content/id/548754.

Limits to Growth [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.donellameadows.org/wp-content/userfiles/Limits-to-Growth-digital-scan-version.pdf.

REFERENCES

Boklan D.S. Otrazheniye kontseptsii ustoychivogo razvitiya v mezhdunarodnom investitsionnom prave. Gosudarstvo i pravo, 2014, no 5, pp. 62-71. (in Russian)

Brinchuk M.M. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya kak metodologicheskaya osnova tsivilizatsionnogo razvitiya. Gosudarstvo i pravo, 2014, no 10, pp. 15-24. (in Russian)

Deklaratsiya Rio-de-Zhaneyro po okruzhayushchey srede i razvitiyu 1992 g. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/riodecl.shtml). (in Russian)

Budushcheye, kotorogo my khotim. Deklaratsiya Rio-de-Zhaneyro [Elektronnyy resurs]. URL: https://rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf. (in Russian)

Kalinin I.B. Ratsional'noye ispol'zovaniye prirodnykh resursov i okhrana okruzhayushchey sredy kak osnova ustoychivogo prirodopol'zovaniya. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003, no 279, pp. 48-51. (in Russian)

Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii. Utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federatsii V.V.Putinym 30.11.2016 [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2542248. (in Russian)

Kontseptsiya perekhoda k ustoychivomu razvitiyu. Utv. Ukazom Prezidenta RF 1 aprelya 1996 goda N 440 [Elektronnyy resurs]. URL: https:// www.consultant.ru. (in Russian)

Osnovnyye polozheniya strategii ustoychivogo razvitiya Rossii. Pod red. A.M. Shelekhova. Moscow, Nauka Publ., 2002. 161 p. (in Russian)

Ustoychivoye razvitiye v Rossii: rukovodstvo dlya transnatsional'nykh korporatsiy. [Elektronnyy resurs]. URL: https://iems.skolkovo.ru/ downloads/documents/SKOLKOVO_IEMS/Research_Reports/ SKOLKOVO_IEMS_Sustainable_Business_Lab_Research_2016-07-13_ ru.pdf. (in Russian)

Ob okhrane okruzhayushchey sredy. Federal'nyy zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 31.12.2017). [Elektronnyy resurs]. URL: www.consultant. ru. (in Russian)

Ekologicheskaya doktrina RF: odobrena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.08.2002 N 1225-r [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/ CptICkB6BZ29/ content/id/548754. (in Russian)

Limits to Growth [Elektronnyy resurs]. URL: http://www. donellameadows.org/wp-content/userfiles/Limits-to-Growth-digital-scan-version.pdf. (in Russian)

Implementation of the Concept of Sustainable Development in Russian Federation

© Sidorova T. Yu., 2018

The article is devoted to the analysis of the advancement of Russia in the implementation of the concept of sustainable development. The author sets the task to prove that the greening of the approach to the implementation of the concept of sustainable development is not in favor of the real development of the state. The author of the article analyzes, mainly, strategic documents: Concept of Foreign Policy, Concept of Conversion for Sustainable Development, Environmental Doctrine. All these documents create a fundamental basis for the implementation of the concept of sustainable development in Russia. An analysis of the Concept of Conversion for Sustainable Development shows that the emphasis is shifting towards environmental management. And although it is an integral part of sustainable development, it does not fully reflect the relationship between society and the environment. According to the author, there are enough legal conditions for rational use of natural resources in Russia. At the same time, one of the important directions of the conversion for Sustainable development is the determination of the capacity of ecosystems. The work on the implementation of sustainable development goals should be based only on these data. As a result, 7 of the 17 sustainable development goals in Russia cannot be achieved. But achieving these goals is essential to ensuring development.

In conclusion, the author suggests that it is necessary to modernize the concept of transition to sustainable development by adapting the Declaration "The Future We Want" to the needs and problems of Russian society.

Keywords: Sustainable development, environmental management, Rio + 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.