Научная статья на тему 'Устойчивое развитие пограничных регионов: на примере Республики Дагестан'

Устойчивое развитие пограничных регионов: на примере Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галбацев Сурхай Магомедович

Рассмотрена концепция устойчивого развития как одна из инновационных глобальных стратегий управления. Отмечено, что в связи с глобализационными процессами данная концепция приобрела крайне актуальный характер, акцентируя внимание на взаимосвязанности угроз и необходимости комплексного подхода к их решению. Важное место в концепте устойчивого развития занимают глобальные угрозы, вопросы безопасности и проблемы социального самочувствия. Рассмотрено применение данного концепта для России на примере Республики Дагестан, требующей к себе особого внимания ввиду сложности, конфликтности и пограничного стратегического положения. Автор обращается к теоретическому анализу концепта устойчивого развития, а также к эмпирическим данным, позволяющим понять ситуацию в республике и более эффективно оценить возможности применения концепта устойчивого развития. Представлена модель устойчивого развития в политологическом аспекте. Большое внимание уделено роли концепции устойчивого развития в условиях полиэтничности и межэтнической конкуренции. Автор обозначает проблемы и препятствия для устойчивого развития, характерные для полиэтничной Республики Дагестан, комплексно рассматривая устойчивость в совокупности с развитием, равенством и сохранением. Согласно результатам исследования, в Республике Дагестан практическая реализация концепции устойчивого развития остается лишь недостижимым идеалом. Основными проблемами для устойчивого развития, в связи с этнической конкуренцией и в отдельных случаях латентной и явной этнической конфликтностью, является отсутствие равного доступа к власти, этнического равенства, инклюзивности и безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF BORDER REGIONS: ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The concept of sustainable development as one of the innovative-governmental global management strategies is considered. It was noted that due to the globalization processes, the concept has gained an extremely urgent character, emphasizing the interconnectedness of threats and the need for an integrated approach to their solution. An important place in the concept of sustainable development is occupied by global threats, security issues and issues of social wellbeing. The application of this concept to Russia on the example of the Republic of Dagestan is considered, which requires a special attention because of the complexity, conflict and border strategic position. The author refers to the theoretical analysis of the concept of sustainable development, as well as empirical evidence for understanding the situation in the republic and to better assess of the possibility of applying the concept of sustainable development. The model of sustainable development in the political science aspect is described. Much attention is paid to the role of sustainable development in the conditions of multi-ethnicity and inter-ethnic competition. The author refers to the problems and obstacles for sustainable development which are typical of multiethnic Republic of Dagestan, comprehensively considering the resistance in conjunction with the development, equality and preservation. According to a study in the Republic of Dagestan, the practical realization of the concept of sustainable development is only an unattainable ideal. The main challenges for sustainable development, in connection with the ethnic competition and in some cases, latent and overt ethnic conflict nature, is lack of equal access to power, ethnic equality, inclusion and security

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие пограничных регионов: на примере Республики Дагестан»

УДК 332.146

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-69-73

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF BORDER REGIONS: ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

С. M. Галбацев, Южно-Российский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону g-surho@rambler. ru

S. Galbatsev, South Russian Institute — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don

Рассмотрена концепция устойчивого развития как одна из инновационных глобальных стратегий управления. Отмечено, что в связи с глобализационными процессами данная концепция приобрела крайне актуальный характер, акцентируя внимание на взаимосвязанности угроз и необходимости комплексного подхода к их решению. Важное место в концепте устойчивого развития занимают глобальные угрозы, вопросы безопасности и проблемы социального самочувствия. Рассмотрено применение данного концепта для России на примере Республики Дагестан, требующей к себе особого внимания ввиду сложности, конфликтности и пограничного стратегического положения. Автор обращается к теоретическому анализу концепта устойчивого развития, а также к эмпирическим данным, позволяющим понять ситуацию в республике и более эффективно оценить возможности применения концепта устойчивого развития. Представлена модель устойчивого развития в политологическом аспекте. Большое внимание уделено роли концепции устойчивого развития в условиях полиэтничности и межэтнической конкуренции. Автор обозначает проблемы и препятствия для устойчивого развития, характерные для полиэтничной Республики Дагестан, комплексно рассматривая устойчивость в совокупности с развитием, равенством и сохранением. Согласно результатам исследования, в Республике Дагестан практическая реализация концепции устойчивого развития остается лишь недостижимым идеалом. Основными проблемами для устойчивого развития, в связи с этнической конкуренцией и в отдельных случаях латентной и явной этнической конфликтностью, является отсутствие равного доступа к власти, этнического равенства, инклюзивности и безопасности

Ключевые слова: устойчивое развитие; этничность; власть; безопасность; элита; Дагестан; инновация; этнический фактор; угрозы; стабильность

The concept of sustainable development as one of the innovative-governmental global management strategies is considered. It was noted that due to the globalization processes, the concept has gained an extremely urgent character, emphasizing the interconnectedness of threats and the need for an integrated approach to their solution. An important place in the concept of sustainable development is occupied by global threats, security issues and issues of social wellbeing. The application of this concept to Russia on the example of the Republic of Dagestan is considered, which requires a special attention because of the complexity, conflict and border strategic position. The author refers to the theoretical analysis of the concept of sustainable development, as well as empirical evidence for understanding the situation in the republic and to better assess of the possibility of applying the concept of sustainable development. The model of sustainable development in the political science aspect is described. Much attention is paid to the role of sustainable development in the conditions of multi-ethnicity and inter-ethnic competition. The author refers to the problems and obstacles for sustainable development which are typical of multiethnic Republic of Dagestan, comprehensively considering the resistance in conjunction with the development, equality and preservation. According to a study in the Republic of Dagestan, the practical realization of the concept of sustainable development is only an unattainable ideal. The main challenges for sustainable development, in connection with the ethnic competition and in some cases, latent and overt ethnic conflict nature, is lack of equal access to power, ethnic equality, inclusion and security

Key words: sustainable development; ethnicity; authority; government; security; elite; Dagestan; innovation; ethnicity; threat, stability

Глобализация поставила перед человечеством новую задачу — необходимость устойчивого развития. Концепция устойчивого развития, проникнув в сферу стратегического планирования и управления из области решения экологических проблем, заставила взглянуть на глобальные проблемы шире и пристальнее. Она акцентирует внимание на взаимосвязанности угроз и необходимости комплексного подхода к их решению. Важное место в концепте устойчивого развития занимают глобальные угрозы, вопросы безопасности и проблемы социального самочувствия. Стратегию стремления к сохранению оно углубило и усложнило.

Устойчивое развитие является одной из актуальных целей современности. Оно являет собой инновационный подход к управлению. Для политической науки важно, что модернизация политической сферы, которую требует реализация концепта, взаимосвязана с модернизационными прорывами в других сферах.

Рассмотрим концепт устойчивого развития в контексте развития пограничных регионов, на примере Республики Дагестан, отличающийся сложностью, конфликтностью и стратегической важностью.

Для современного мира устойчивое развитие крайне важно, но стратегия еще не реализована. Отметим, что устойчивое развитие стало неким междисциплинарным предметом. К нему обращаются экологи, экономисты, географы, философы и т.д. В то же время исследований, касающихся проблемы устойчивого развития в рамках политической науки и в общем социальных и гуманитарных наук, недостаточно. Одними из первых российских философов и политологов к понятию «устойчивое развитие» обратились А. М. Старостин [12], Л. А. Закс [4].

Методика исследования включает анализ документов, вторичных данных социологических исследований по данной

проблематике, проведенных в Республике Дагестан.

Стратегия устойчивого развития имеет экологическую направленность. Осознание стремительного приближения мира к экологической катастрофе стало причиной Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (ЮНСЕД) «Повестки дня на XXI век» (1992) и последующего ВСУР — Всемирного саммита в Йоханнесбурге по устойчивому развитию 2002 г. (с докладом «Наше общее будущее»), Комиссии Брундтланд (МКОСР) 1987 г., породив новую стратегию развития и выживания цивилизации. В 2012 г. в Рио-де-Жанейро также состоялась Конференция ООН по устойчивому развитию (Рио+20), где выработан итоговый документ «Будущее, которого мы хотим» [2]. В России в 1996 г. (Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля) утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, призванная обеспечить безопасность и баланс социальной справедливости, экономической эффективности и экологичности.

Кроме того, стратегия отличается антропоцентрическим признаком [4]. Устойчивое развитие (sustainable development), помимо сохранения экологической безопасности, ориентировано на развитие личности, социальной стабильности, повышение качества жизни людей, сохранение социальных систем и культурного многообразия, сокращение числа конфликтов, справедливое разделение благ. «Устойчивое развитие — это комплекс экономических, социальных, культурных и политических аспектов, а также гендерное равенство и возможность раскрыть полный человеческий потенциал для устойчивого развития» [14].

Чтобы политологически определить устойчивое развитие, введем модель БИРС «безопасность» -«интерес»- «развитие» -«сохранение». Данная модель многосто-

ронне отражает концепт и его стратегические цели.

Реализация устойчивого развития возможна лишь в демократическом и плюралистическом обществе. Условиями для его реализации выступают ответственность, равенство, равные условия, социальная справедливость, реализация прав человека.

Устойчивое развитие Республики Дагестан (политологический аспект). Дагестан — это важный пограничный регион, отличающийся напряженной и далекой от стабильности обстановкой, геополитическими угрозами, явной и латентной конфликтностью этнической и религиозной, земельными спорами, неравенством (численным и статусным) коренных народов и внутренней родовой стратификацией, поглощением малочисленных народов народами преобладающими численно, высоким уровнем рождаемости.

Согласно социологическим исследованиям, проблемами республики являются коррупция, клановость, безопасность (радикализм и экстремизм), политическая элита и чиновники. Эти проблемы влияют на социальное самочувствие. Кроме того, важны развитие экономики и социальные проблемы — медицина, образование, уровень жизни и др. [9], а также безопасность и политическая сфера, желание «элементарного порядка» [6].

Следует отметить, что для стабильности важными считают преодоление клано-вости 43 %, межнациональный (29,7 %) и внутрирелигиозный (21,6 %) мир, комплексное решение (13,5 %), соблюдение законов, толерантность, справедливость, взаимоуважение, ликвидация коррупции, качественные кадры [10]. Уровень доверия к органам власти и гражданскому обществу низкий [8] статус людей зависит от гендерной и родовой принадлежности [7]. Многофакторный «разрыв между республиками» усиливается. В «бедных» регионах (например, Дагестан) культивируется традиционный, патриархальный жизненный уклад, что усиливает разрыв с укладами регионов, нацеленных на ценности и установки модернизационного типа [9].

Для устойчивого развития необходима такая «региональная политика, которая бы способствовала развитию потенциала, созданию равных условий, реформированию управления» [1].

Этнический фактор способен представлять серьезную угрозу устойчивому развитию Северного Кавказа, где полиэтнич-ность увеличивает численность акторов, участвующих в конкуренции интересов, что способно обострить ситуацию в кон-фликтогенном регионе, породить риски и угрозы нестабильности, вызовы этнополи-тической безопасности в геополитически важной стратегической Каспийской зоне, богатой противоречиями и в то же время представляющей собой кладезь биоресурсов, перекресток важнейших путей и т.д. [3]. «В условиях сложной социально-этнической структуры необходимо наладить скрупулезный учет и согласование этнических интересов всех народов» [5. С. 110].

После 2015 г. произошла конкретизация целей устойчивого развития, их поворот к «хорошему управлению», выделение индексов: безопасности, экономики, демократизации, инклюзивности и включения граждан в политику [13]. Новая концепция подразумевает более широкое политическое участие, доступное для разнообразных групп (в том числе женщин), расширение роли неправительственных организаций.

Концепция устойчивого развития после своего апробационного этапа (реализация целей развития тысячелетия до 2015 г.) стала еще более важной для исследования в рамках политической науки. Она требует демократизации и новых подходов к управлению обществами, гарантии, равенства и равнодоступности прав человека, политических и социальных благ для всех членов общества. Доверие становится важным требованием эффективности реализации устойчивого развития. На примере Республики Дагестан мы видим, что реализация данного концепта для нашей страны только началась. Для республики, с ее проблем-ностью, многофакторным неравенством в политической, общественной и даже приватной сфере, низким уровнем доверия,

реализация концепции имеет важное значение, но пока еще не имеет успеха и каких-либо заметных попыток ее реализации.

Одним из индикаторов социального развития является социальное самочувствие населения, ощущение населением соблюдения его прав, равенства и социальной справедливости, и здесь республика особыми достижениями не отличается. Как показал анализ результатов исследова-

Список литературы_

ний, народ признает существование многочисленных проблем, не реализованных и требующих незамедлительного решения. Если оценивать по современному индексу, в республике реализация устойчивого развития остается лишь призрачным идеалом. Нет равного доступа к власти, равенства и инклюзивности. Отсутствует чувство безопасности, что представляет угрозу устойчивому развитию.

1. Антошин В. А., Пиляковский А. П., Романова И. В. Региональная политика в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник ЗабГУ. 2016. Т. 22. № 4. С. 54—62.

2. Будущее, которое мы хотим / / Итоговый документ Конференции ООН, одобрен Резолюцией № 66/288 Генеральной Ассамблеи ООН от 27.07.2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (дата обращения: 01.07.2016).

3. Джабраилов Ю. Динамика развития культуры и искусства народов Северного Кавказа и профилактики ксенофобии, национализма, этносепаратизма: материалы Региональной науч.-практ. конф. Махачкала: ДГИ, 2015. С. 90-94.

4. Закс Л. А. Устойчивое развитие — системный вызов нашего времени // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. Т. 1. С. 15—32.

5. Саидов А. А. Ожидания Дагестана: социально-политические трансформации и элиты. М.: Перо, 2014. 196 с.

6. Сиражудинова С. В. Власть и ожидания в Республике Дагестан // Власть. 2015. № 2. С. 195—201.

7. Сиражудинова С.В. Гендерные границы и перспективы гендерного диалога на Северном Кавказе // Женщина в Российском обществе. 2015. № 1 (74). С. 53—61.

8. Сиражудинова С. В. Модель гражданского общества на постсоветском пространстве: взгляд из регионов // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 11. С. 234—239.

9. Сиражудинова С. В. Современные социально-политические процессы в Республике Дагестан // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1. С. 128—133.

10. Сиражудинова С. В. Этнополитическая конкуренция и роль структур гражданского общества в устойчивом развитии Республики Дагестан // Власть. 2016. № 2. С. 149—154.

11. Старостин А. М. Межнациональные отношения в современной России: «точки кризиса» и «точки роста» // Вопросы гармонизации межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношений: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Перо, 2016. С. 13—20.

12. Старостин А. М. Прикладная философия как философская инноватика. Ростов н/Д.: ЮРИУ РАНХиГС. 2015. 568 с.

13. Devin J., Barry H., Sisk T. Improving Governance for the Post-2015 Sustainable Development Goals: Scenario Forecasting the Next 50 Years. Josef Korbel School of International Studies. University of Denver. World Development. 2015. Vol. 70. pp. 286—302.

14. Zajda J., Freeman K. Race, Ethnicity and Gender in Education: Cross-Cultural Understandings, 2010. 230 р.

List of literature_

1. Antoshin V. A., Pilyakovsky A. P., Romanova I. V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2016, vol. 22, no. 4, pp. 54—62.

2. Budushhee, kotoroe my hotim (The future that we want): The final document of the UN Conference, approved Resolution number 66/288 of the UN General Assembly on 27.07 Available at: https: / /rio20.un.org/ sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (accessed 01.07.2016).

3. Dinamika razvitiya kultury i iskusstva narodov Severnogo Kavkaza i profilaktiki ksenofobii, natsionalizma, ehtnoseparatizma (Dynamics of development of culture and art of North Caucasus people): materials of the Regional scientific-practical. conf. Mahachkala: DGI, 2015, pp. 90—94.

4. Zaks L. A. Ustoychivoe razvitie — sistemny vyzov nashego vremeni // Ustoychivoe razvitie Rossii: vyzovy, riski, strategii [Sustainable development of Russia: challenges, risks and strategies]. Yekaterinburg: Humanitarian University, 2016, vol. 1, pp. 15—32.

5. Saidov A. A. Ozhidaniya Dagestana: sotsialno-politicheskie transformatsii i elity [The expectations of Dagestan: socio-political transformations and elites]. Moscow: Pero, 2014, pp. 70—90.

6. Sirazhudinova S. V. Vlast (Power), 2015, no. 2, pp. 195-201.

7. Sirazhudinova S. V. Zhenshina v Rossiyskom obshestve (Woman in Russian Society), 2015, no. 1 (74), pp. 53-61.

8. Sirazhudinova S. V. Sotsialno-gumanitarnye znaniya (Socio-humanitarian knowledge), 2015, no. 11, pp. 234-239.

9. Sirazhudinova S. V. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS (The Public and municipal management: scientific notebook of SKAGS), 2015, no. 1, pp. 128-133.

10. Sirazhudinova S. V. Vlast (Power), 2016, no. 2, pp. 149-154.

11. Starostin A. M. Voprosy garmonizatsii mezhkulturnyh, mezhnatsionalnyh i mezhkonfessionalnyh ot-nosheniy (Harmonization of intercultural, interethnic and interreligious relations): Collected Art. Intern. scientific-practical. Conf. Moscow: Pen, 2016, pp. 13-20.

12. Starostin A. M. Prikladnaya filosofiya kak filosofskaya innovatika [The applied philosophy as a philosophic innovation]. Rostov n/D.: YURIU RANHiGS, 2015, 568 p.

13. Devin J., Barry H., Sisk T. Josef Korbel School of International Studies. University of Denver. World Development (Josef Korbel School of International Studies. University of Denver. World Development), 2015, vol. 70, pp. 286-302.

14. Zajda J., Freeman K. Race, Ethnicity and Gender in Education: Cross-Cultural Understandings [Race, Ethnicity and Gender in Education: Cross-Cultural Understandings], 2010. 230 p.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Галбацев Сурхай Магомедович, соискатель, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,, Россия. Область научных интересов: устойчивое развитие, национальная безопасность, конкуренция, этнические конфликты g-surho@rambler.ru

Surhay Galbatsev, postgraduate, South Russian Institute - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia. Sphere of scientific interests: sustainable development, security, competition, ethnic conflicts

Образец цитирования _

Галбацев С. М. Устойчивое развитие пограничных регионов: на примере Республики Дагестан // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 9. С. 69— 73. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-69-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.