Е.О. Савченко
ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США И ЕЕ ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР
Данная статья посвящена проблемам теоретического осмысления такого понятия мирового политического процесса, как «империя», степени его разработанности в литературе, а также вопросам применения данного термина к внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов Америки.
Ключевые слова: Соединенные Штаты Америки, внешняя политика.
В международных отношениях проблема имперской политики сохраняет свою значимость и актуальность, несмотря на то, что эпоха империй, казалось бы, уже прошла. На протяжении человеческой истории разные государства расширяли зону своих интересов, проводя агрессивную внешнюю политику, захватывая соседние страны и колонии, что не могло не сказаться на интересах других акторов мировой политики. Такой политический курс был и есть предметом ожесточенных дискуссий.
Данные вопросы, безусловно, являются актуальными - их рассмотрению так или иначе посвящено множество работ и исследований. К ранним трудам, исследующим проблематику империи и позволяющим проследить истоки возникновения этого явления, можно отнести работы Т. Момзена «История Рима»1, Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи»2, Н. Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»3 и др. Их особенностью является рассмотрение феномена в историческом контексте, а не с точки зрения теории.
Российские исследователи внесли свой вклад в разработку данной проблематики с исторической точки зрения, о чем свидетельствуют публикации А.И. Уткина4, В.Н. Малькова5, а также Э.А. Иваняна6 и работы ИСКРАН7.
Понятие империи было и остается дискуссионным. Существует несколько десятков определений, часть которых представлена ниже.
Понятие «империя» происходит от латинского слова imperium - власть, государство, империя. Все слова, содержащие корень imper, происходят от латинского слова impero, означающего:
1) приказывать, повелевать; 2) властвовать, господствовать, начальствовать; 3) управлять, совладать, обуздывать; 4) осуществлять верховную власть, быть императором8. Например:
imperator [impero] 1) повелитель, властелин, хозяин, глава, директор, руководитель, начальник; 2) пол-
ководец, главнокомандующий; 3) победитель (почётный титул военачальника); 4) поздн. император.
imperium [impero] 1) приказание, (по)веление, предписание, распоряжение; 2) власть, владычество; 3) полнота власти, полномочия, должность; 4) воен. высшее командование; 5) период власти, срок полномочий; 6) pl. начальники, власти; 7) государство, империя9.
Таким образом, очевидно, что изначально данное понятие определяет власть и властные полномочия.
Ниже приводятся наиболее распространенные определения термина «империя», встречающиеся в различных источниках:
1) исторически переходная форма государства, характеризующаяся обширной, но не обязательно целостной территорией, многонациональным составом населения, централизованным управлением, стремлением к политическому и силовому господству в мировом масштабе10;
2) территория, на которую простиралась обозначенная ею (т.е. империей) власть11;
3) территория, на которую распространялась власть императора12;
4) политическая система, объединенная под началом жесткой централизованной власти, представляющая собой гетерогенное этнонациональ-ное и административно-территориальное образование на основе отношений: метрополия-колонии, центр-провинции13;
5) верховное (высшее) и всестороннее политическое господство, осуществляемое императором или суверенным государством над своими сателлитами14;
6) высшее влияние, абсолютная власть, верховное командование или контроль15;
7) территория, обладающая большой протяженностью, - главным образом состоящая из совокупности множества отдельных территорий, находящихся под контролем императора или верховного правителя; также совокупность террито-
252
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
© Е.О. Савченко, 2009
рий, находящихся в подчинении и управляемых суверенным государством16;
8) империя как «обширное государство, состоящее из нескольких народов»17;
9) крупное монархическое государство18;
10) крупная империалистическая колониальная держава с ее владениями19.
В общем и целом, определение империи можно сформулировать следующим образом: Империя - государство, обладающее высокой степенью централизации власти и осуществляющее экспансию за счет своего превосходства.
Имперский характер внешней политики неразрывно связан с понятием империи внешней политикой. Он, по сути, означает активную внешнеполитическую деятельность, направленную на расширение сферы интересов государства, которая на практике сравнивается с методами империй прошлого.
Можно утверждать, что Соединенные Штаты проводят именно такой тип политики, поскольку они так или иначе применяли или применяют методы империй прошлого (хотя бы и измененном виде): например, создание мощного флота для контроля над морскими пространствами (конец XIX -начало XX века) и глобальной сети военных баз и опорных пунктов для оперативного доступа и вмешательства в случае возникновения каких-либо угроз для американских интересов, проникновение на осваиваемые территории торговыми фирмами, а затем - военное вмешательство (американские интервенции в страны Латинской Америки в первой половине XX века, связанные с защитой интересов американского бизнеса), распространение идей миссионерства, унаследованных американцами от британцев, в том числе и вера в исключительную миссию Америки.
В целом же, характерной чертой имперской внешней политики США, как и любой империи,
Таблица1 Количество примеров вооруженного вмешательства со стороны США по временным периодам21
Временной период, гг. Число попыток вооруженного вмешательства
1798-1844 36
1845-1897 61
1898-1945 71
1946-1989 48
1990-1993 18
было вмешательство в дела других государств, распространение своего влияния и защита своих интересов, в том числе и военными методами, которые играли и продолжают играть ведущую роль. Ярким свидетельством этому являются обе мировые воины, обусловившие дальнейший рост влияния США на планете. Так, в период 1798-1993 гг США предприняли 234 попытки вооруженного вмешательства в дела различных стран планеты, не считая проведения тайных и специальных операций20.
Среди представителей, выступавших за проведение имперской внешней политики и внесших значительный вклад в ее развитие и распространение, необходимо отметить А. Мэхэна А. Бевериджа, президентов США Т Рузвельта, В. Вильсона, Г. Трумэна, Р Рейгана, видных государственных деятелей А. Даллеса, З. Бжезинского22, Г Киссинджера23, Р Чейни.
Окончание «холодной войны» и распад Советского Союза позволили Америке распространить свое влияние в глобальном масштабе, выйти на рынки стран Восточной Европы и постсоветского пространства, присоединить к НАТО в частности государства Прибалтики, разместить военные базы в Средней Азии (Киргизстан и Узбекистан).
По состоянию на июнь 2007 г.24 численность действующего личного состава ВС США составляла более 1,253 млн. чел (см. табл. 2).
Таблица2
Численность действующего личного состава ВС США по странам и регионам мира, чел.
Регион/страна Итого СВ ВМС МП ВВС
США (включая территории) 1082627 436108 232020 135722 278777
Европа 89183 49721 6255 874 32333
Страны бывшего СССР 155 38 4 100 13
Восточная Азия и АТР 73799 20925 14861 16344 21669
Северная Африка, Ближний Восток и Южная Азия (за исключением Афганистана, Ирака, Кувейта) 3425 656 1808 468 493
Африка к югу от Сахары 2367 623 803 585 356
Западное полушарие 2058 701 589 391 377
Итого 1253614 508772 256340 154484 334018
В целом, со второй половины XX века Соединенные Штаты стали более систематически применять имевшиеся в наличии инструменты:
- политические - заключение международных договоров и соглашений (СЕНТО, СЕАТО) создание международных организаций (ООН) и участие в их деятельности, а также в работе различных конференций и саммитов (например, G7, конференции 1920-х гг., позволившие упрочить позиции США), продвижение своих институтов в глобальном масштабе (Германия, Япония, Южная Корея). Сюда же следует отнести признание независимости других государств (например, признание Соединенными Штатами Панамы 6 ноября 1903 г., Израиля 14 мая 1948 г, Косово 18 февраля 2008 г), а также привлечение союзников. Так, несмотря на все разногласия с Соединенными Штатами, в Афганистане продолжают дислоцироваться контингенты 20 стран-членов НАТО25, включая Британию, Германию, Францию, Литву, Чехию, Хорватию, Венгрию, Польшу, Австралию, Румынию и др.;
- экономические - оказание масштабной экономической помощи (план Маршалла, а позднее различные программы и USAID), предоставление займов и кредитов (МВФ, Всемирный банк), инвестиции американских компаний в различные страны мира. Так, в период 2000-2006 гг. США предоставили всем странам мира экономической помощи на сумму 154,8 млрд. долл. (в ценах 2006 г.; см. табл. 3)26. Крупнейшими получателями американской помощи являются такие страны как Египет, Израиль, Пакистан;
- военные - переход от интервенции к непрямым методам: проведение совместных учений (в т. ч. и на территории других стран, в частности, Украины, Киргизии, России, Грузии и др.), подготовка и обучение личного состава ВС других стран, командирование военных советников и гражданских специалистов, поставки вооружений (в т.ч. и безвозмездные), продажи систем вооружении ведущими американскими компаниями (Lockheed Martin, Oshkosh, Boeing и др.). Так, в начале XXI века США являются основным поставщиком вооружений странам региона Латинской Америки за исключением Чили, Венесуэлы и Бразилии. Хотя необходимо отметить ряд воен-
ных интервенций со стороны США, вызвавших резонанс мирового сообщества (например, война в Ираке и Афганистане, операция против Сербии);
- культурно-идеологические - использование СМИ (радио, телевидения - каналов CNN, Foxnews, Интернет, блоги) для ведения информационноидеологической войны и пропаганды американского образа жизни, продвижение фильмов и продуктов американской массовой культуры на рынки других стран, деятельность неправительственных и благотворительных организаций в других странах (фонд Карнеги, Корпус мира и др.). Ярким примером является американская кинопремия «Оскар», а также распространение фильмов Голливуда в глобальном масштабе. Кинофильмы США смотрят до 85% кинозрителей мира28. Примерно 80% всех кинокартин, транслируемых в Европе, - американского производства29.
В настоящее время Соединенные Штаты продолжают политику, направленную на сохранение доминирования в глобальном масштабе. Прежде всего, это демонстрируется продолжением операцией в Ираке, активизацией деятельности в Афганистане. Кроме этого, приход в Белый дом нового президента Б.Х. Обамы свидетельствует о переменах в реализации методов внешней политики Америки и выстраивании новой системы приоритетов, элементами которой являются прежде всего Иран (и Ближний Восток в целом), Ирак, Афганистан (и соответственно, Пакистан), Китай. Так, согласно сообщениям ряда авторитетных международных СМИ от 3 марта 2009 г (Deutsche Welle30, Associated Press31, The Washington Post32, The New York Times33), американский президент предложил президенту РФ об отказе от развертывания элементов американской ПРО в Восточной Европе в обмен на помощь России в том, чтобы воспрепятствовать Ирану в разработке систем вооружений дальнего радиуса действия.
В ходе исторического развития имперская внешняя политика была и остается средством реализации внешнеполитических интересов различных государств, связанным с активным распространением их влияния. Однако по ряду причин ее методы постепенно эволюционировали от военных к более мирным (пропаганда, психоло-
Таблица3
Размер американской помощи странам мира, 2000-2006 гг. (млрд. долл. в ценах 2006 г.)27
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Итого
13,829 15,994 17,545 21,641 29,76 29,086 26,969 154,824
254
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009
гические методы и техники, манипуляция общественным мнением, использование различных организаций и программ обмена для формирования благоприятного сознания и менталитета граждан из других стран, принимающих участие в данных программах).
Вместе с тем сегодня в обществе и в академических кругах не сложилось (да и вряд ли сформируется) единой, общей оценки данного явления - слишком противоречивы и неоднозначны его последствия. Между тем ужесточение внешней политики государств и частота заимствования опыта империй прошлого являются свершившимся фактом международных отношений: обострение конкуренции за энергетические и минеральные ресурсы требует проведения более жесткой политики, в том числе и с использованием имперских методов, приспособленным к новым реалиям современного мира.
Примечания
1 Момзен Т. История Рима. - СПб., 1994.
2 Гиббона Э. История упадка и разрушения Римской империи. - М.: Наука, 1997.
3 Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. - СПб.: Азбука-классика, 2008.
4 Уткин А.И. Американская Империя. - М., 2003; Удар Американских богов. - М., 2006 и т.д.
5 См. Мальков В.Н. Путь к имперству: Америка в первой половине XX века. - М., 2004.
6 Иванян Э.А. История США. - М.: Дрофа, 2004.
7 См., например: Политика США в меняющемся мире. - М., 2004; Шаклеина Т.А. Современные американские концепции мирового лидерства. -М.: ИСКРАН, 2000.
8 См.: Латинско-русский словарь. 6-е изд. / Под ред. И.Х. Дворецкого. - М.: Русский язык, 2000. -С. 379-380.
9 Там же.
10 Политическая энциклопедия. - М., 1999. -Т. 1. - С. 429.
11 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб, 1891. (репринт 1991 г). - Т. 13. - С. 15.
12 См.: Даниленко В.И. Современный политологический словарь. - М., 2000. - С. 317-318.
13 Там же. См также: Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 119.
14 The Oxford English Dictionary. Second Edition. -1989. - Vol. 5. - P. 187. Оригинал: Supreme and extensive political dominion; that exercised by an emperor or by sovereign state over its dependencies.
15 Там же. Оригинал: Paramount influence, absolute sway, supreme command or control.
16 Там же. Оригинал: An extensive territory -especially an aggregate of many separate states under the sway of an emperor or supreme ruler; also an aggregate of subject territories ruled over by a sovereign state.
17 См.: Каспэ С.И. Полис. - 1997. - №>5. - С. 34-46.
18 См.: Словарь современного русского литературного языка. - М.; Л., 1956. - Т. 5. - С. 309.
19 Там же.
20 Подробнее см. официальный сайт ВМС США. Режим доступа: http://www.history.navy.mil/ wars/foabroad. htm.
21 Подробнее см. официальный сайт ВМС США. Режим доступа: http://www.history.navy.mil/ wars/foabroad. htm.
22 См. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 1998.
23 Киссинждер Г. Нужна ли Америке внешняя политика. - М., 2002.
24 O’Hanlon Michael U.S. Overseas Military Presence in the 21st Century, RAND Corporation, 2008.
25 Подробнее см. Times. - 13.02.2009. - P. 45; The Daily Telegraph. - 20.02.2009. - P. 43.
26 Расчеты автора на основе данных Агентства международного развития США. Режим доступа: http://qesdb.cdie.org/gbk/index.html.
27 Там же.
28 Подробнее. см. Цветов П. Как побороть засилье Голливуда. Режим доступа: http:// www.russia-today.ru/2005/no 10/10 topic 5.htm.
29 Colville-Andersen M. European cinema & american movies. Defining the evolution of two worlds. Режим доступа: http: //www. emse.fr/ ~bsimon/documents%20p%E9dagogiques/ p%E9dagogie/remakes%20of%20french%20films/ European%20Cinema%20and%20American%20movies/o20-%20article.doc.
30 См. Obama Offered Russia Missile Deal With Iran Conditions // Deutsche Welle. - 3.03.2009.
31 См. Obama sought Russian deal on Iran, Obama offered to back off missile defense in exchange for Russian help with Iran, Russian president to face questions over US letter // Associated Press. -3.03.2009.
32 Obama Makes Overtures to Russia on Missile Defense // The Washington Post. - 3.03.2009.
33 Obama suggests U.S. may rethink antimissile plan // The New York Times. - 3.03.2009.