Научная статья на тему 'Имперская внешняя политика США и ее инновационный характер'

Имперская внешняя политика США и ее инновационный характер Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1029
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / THE UNITED STATE OF AMERICA / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савченко

Данная статья посвящена проблемам теоретического осмысления такого понятия мирового политического процесса, как «империя», степени его разработанности в литературе, а также вопросам применения данного термина к внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on various aspects of such phenomenon of world politics as empire, its key features. It also raises the question whether it is possible to define US foreign policy as imperial.

Текст научной работы на тему «Имперская внешняя политика США и ее инновационный характер»

Е.О. Савченко

ИМПЕРСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США И ЕЕ ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР

Данная статья посвящена проблемам теоретического осмысления такого понятия мирового политического процесса, как «империя», степени его разработанности в литературе, а также вопросам применения данного термина к внешнеполитической деятельности Соединенных Штатов Америки.

Ключевые слова: Соединенные Штаты Америки, внешняя политика.

В международных отношениях проблема имперской политики сохраняет свою значимость и актуальность, несмотря на то, что эпоха империй, казалось бы, уже прошла. На протяжении человеческой истории разные государства расширяли зону своих интересов, проводя агрессивную внешнюю политику, захватывая соседние страны и колонии, что не могло не сказаться на интересах других акторов мировой политики. Такой политический курс был и есть предметом ожесточенных дискуссий.

Данные вопросы, безусловно, являются актуальными - их рассмотрению так или иначе посвящено множество работ и исследований. К ранним трудам, исследующим проблематику империи и позволяющим проследить истоки возникновения этого явления, можно отнести работы Т. Момзена «История Рима»1, Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи»2, Н. Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»3 и др. Их особенностью является рассмотрение феномена в историческом контексте, а не с точки зрения теории.

Российские исследователи внесли свой вклад в разработку данной проблематики с исторической точки зрения, о чем свидетельствуют публикации А.И. Уткина4, В.Н. Малькова5, а также Э.А. Иваняна6 и работы ИСКРАН7.

Понятие империи было и остается дискуссионным. Существует несколько десятков определений, часть которых представлена ниже.

Понятие «империя» происходит от латинского слова imperium - власть, государство, империя. Все слова, содержащие корень imper, происходят от латинского слова impero, означающего:

1) приказывать, повелевать; 2) властвовать, господствовать, начальствовать; 3) управлять, совладать, обуздывать; 4) осуществлять верховную власть, быть императором8. Например:

imperator [impero] 1) повелитель, властелин, хозяин, глава, директор, руководитель, начальник; 2) пол-

ководец, главнокомандующий; 3) победитель (почётный титул военачальника); 4) поздн. император.

imperium [impero] 1) приказание, (по)веление, предписание, распоряжение; 2) власть, владычество; 3) полнота власти, полномочия, должность; 4) воен. высшее командование; 5) период власти, срок полномочий; 6) pl. начальники, власти; 7) государство, империя9.

Таким образом, очевидно, что изначально данное понятие определяет власть и властные полномочия.

Ниже приводятся наиболее распространенные определения термина «империя», встречающиеся в различных источниках:

1) исторически переходная форма государства, характеризующаяся обширной, но не обязательно целостной территорией, многонациональным составом населения, централизованным управлением, стремлением к политическому и силовому господству в мировом масштабе10;

2) территория, на которую простиралась обозначенная ею (т.е. империей) власть11;

3) территория, на которую распространялась власть императора12;

4) политическая система, объединенная под началом жесткой централизованной власти, представляющая собой гетерогенное этнонациональ-ное и административно-территориальное образование на основе отношений: метрополия-колонии, центр-провинции13;

5) верховное (высшее) и всестороннее политическое господство, осуществляемое императором или суверенным государством над своими сателлитами14;

6) высшее влияние, абсолютная власть, верховное командование или контроль15;

7) территория, обладающая большой протяженностью, - главным образом состоящая из совокупности множества отдельных территорий, находящихся под контролем императора или верховного правителя; также совокупность террито-

252

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

© Е.О. Савченко, 2009

рий, находящихся в подчинении и управляемых суверенным государством16;

8) империя как «обширное государство, состоящее из нескольких народов»17;

9) крупное монархическое государство18;

10) крупная империалистическая колониальная держава с ее владениями19.

В общем и целом, определение империи можно сформулировать следующим образом: Империя - государство, обладающее высокой степенью централизации власти и осуществляющее экспансию за счет своего превосходства.

Имперский характер внешней политики неразрывно связан с понятием империи внешней политикой. Он, по сути, означает активную внешнеполитическую деятельность, направленную на расширение сферы интересов государства, которая на практике сравнивается с методами империй прошлого.

Можно утверждать, что Соединенные Штаты проводят именно такой тип политики, поскольку они так или иначе применяли или применяют методы империй прошлого (хотя бы и измененном виде): например, создание мощного флота для контроля над морскими пространствами (конец XIX -начало XX века) и глобальной сети военных баз и опорных пунктов для оперативного доступа и вмешательства в случае возникновения каких-либо угроз для американских интересов, проникновение на осваиваемые территории торговыми фирмами, а затем - военное вмешательство (американские интервенции в страны Латинской Америки в первой половине XX века, связанные с защитой интересов американского бизнеса), распространение идей миссионерства, унаследованных американцами от британцев, в том числе и вера в исключительную миссию Америки.

В целом же, характерной чертой имперской внешней политики США, как и любой империи,

Таблица1 Количество примеров вооруженного вмешательства со стороны США по временным периодам21

Временной период, гг. Число попыток вооруженного вмешательства

1798-1844 36

1845-1897 61

1898-1945 71

1946-1989 48

1990-1993 18

было вмешательство в дела других государств, распространение своего влияния и защита своих интересов, в том числе и военными методами, которые играли и продолжают играть ведущую роль. Ярким свидетельством этому являются обе мировые воины, обусловившие дальнейший рост влияния США на планете. Так, в период 1798-1993 гг США предприняли 234 попытки вооруженного вмешательства в дела различных стран планеты, не считая проведения тайных и специальных операций20.

Среди представителей, выступавших за проведение имперской внешней политики и внесших значительный вклад в ее развитие и распространение, необходимо отметить А. Мэхэна А. Бевериджа, президентов США Т Рузвельта, В. Вильсона, Г. Трумэна, Р Рейгана, видных государственных деятелей А. Даллеса, З. Бжезинского22, Г Киссинджера23, Р Чейни.

Окончание «холодной войны» и распад Советского Союза позволили Америке распространить свое влияние в глобальном масштабе, выйти на рынки стран Восточной Европы и постсоветского пространства, присоединить к НАТО в частности государства Прибалтики, разместить военные базы в Средней Азии (Киргизстан и Узбекистан).

По состоянию на июнь 2007 г.24 численность действующего личного состава ВС США составляла более 1,253 млн. чел (см. табл. 2).

Таблица2

Численность действующего личного состава ВС США по странам и регионам мира, чел.

Регион/страна Итого СВ ВМС МП ВВС

США (включая территории) 1082627 436108 232020 135722 278777

Европа 89183 49721 6255 874 32333

Страны бывшего СССР 155 38 4 100 13

Восточная Азия и АТР 73799 20925 14861 16344 21669

Северная Африка, Ближний Восток и Южная Азия (за исключением Афганистана, Ирака, Кувейта) 3425 656 1808 468 493

Африка к югу от Сахары 2367 623 803 585 356

Западное полушарие 2058 701 589 391 377

Итого 1253614 508772 256340 154484 334018

В целом, со второй половины XX века Соединенные Штаты стали более систематически применять имевшиеся в наличии инструменты:

- политические - заключение международных договоров и соглашений (СЕНТО, СЕАТО) создание международных организаций (ООН) и участие в их деятельности, а также в работе различных конференций и саммитов (например, G7, конференции 1920-х гг., позволившие упрочить позиции США), продвижение своих институтов в глобальном масштабе (Германия, Япония, Южная Корея). Сюда же следует отнести признание независимости других государств (например, признание Соединенными Штатами Панамы 6 ноября 1903 г., Израиля 14 мая 1948 г, Косово 18 февраля 2008 г), а также привлечение союзников. Так, несмотря на все разногласия с Соединенными Штатами, в Афганистане продолжают дислоцироваться контингенты 20 стран-членов НАТО25, включая Британию, Германию, Францию, Литву, Чехию, Хорватию, Венгрию, Польшу, Австралию, Румынию и др.;

- экономические - оказание масштабной экономической помощи (план Маршалла, а позднее различные программы и USAID), предоставление займов и кредитов (МВФ, Всемирный банк), инвестиции американских компаний в различные страны мира. Так, в период 2000-2006 гг. США предоставили всем странам мира экономической помощи на сумму 154,8 млрд. долл. (в ценах 2006 г.; см. табл. 3)26. Крупнейшими получателями американской помощи являются такие страны как Египет, Израиль, Пакистан;

- военные - переход от интервенции к непрямым методам: проведение совместных учений (в т. ч. и на территории других стран, в частности, Украины, Киргизии, России, Грузии и др.), подготовка и обучение личного состава ВС других стран, командирование военных советников и гражданских специалистов, поставки вооружений (в т.ч. и безвозмездные), продажи систем вооружении ведущими американскими компаниями (Lockheed Martin, Oshkosh, Boeing и др.). Так, в начале XXI века США являются основным поставщиком вооружений странам региона Латинской Америки за исключением Чили, Венесуэлы и Бразилии. Хотя необходимо отметить ряд воен-

ных интервенций со стороны США, вызвавших резонанс мирового сообщества (например, война в Ираке и Афганистане, операция против Сербии);

- культурно-идеологические - использование СМИ (радио, телевидения - каналов CNN, Foxnews, Интернет, блоги) для ведения информационноидеологической войны и пропаганды американского образа жизни, продвижение фильмов и продуктов американской массовой культуры на рынки других стран, деятельность неправительственных и благотворительных организаций в других странах (фонд Карнеги, Корпус мира и др.). Ярким примером является американская кинопремия «Оскар», а также распространение фильмов Голливуда в глобальном масштабе. Кинофильмы США смотрят до 85% кинозрителей мира28. Примерно 80% всех кинокартин, транслируемых в Европе, - американского производства29.

В настоящее время Соединенные Штаты продолжают политику, направленную на сохранение доминирования в глобальном масштабе. Прежде всего, это демонстрируется продолжением операцией в Ираке, активизацией деятельности в Афганистане. Кроме этого, приход в Белый дом нового президента Б.Х. Обамы свидетельствует о переменах в реализации методов внешней политики Америки и выстраивании новой системы приоритетов, элементами которой являются прежде всего Иран (и Ближний Восток в целом), Ирак, Афганистан (и соответственно, Пакистан), Китай. Так, согласно сообщениям ряда авторитетных международных СМИ от 3 марта 2009 г (Deutsche Welle30, Associated Press31, The Washington Post32, The New York Times33), американский президент предложил президенту РФ об отказе от развертывания элементов американской ПРО в Восточной Европе в обмен на помощь России в том, чтобы воспрепятствовать Ирану в разработке систем вооружений дальнего радиуса действия.

В ходе исторического развития имперская внешняя политика была и остается средством реализации внешнеполитических интересов различных государств, связанным с активным распространением их влияния. Однако по ряду причин ее методы постепенно эволюционировали от военных к более мирным (пропаганда, психоло-

Таблица3

Размер американской помощи странам мира, 2000-2006 гг. (млрд. долл. в ценах 2006 г.)27

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Итого

13,829 15,994 17,545 21,641 29,76 29,086 26,969 154,824

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

гические методы и техники, манипуляция общественным мнением, использование различных организаций и программ обмена для формирования благоприятного сознания и менталитета граждан из других стран, принимающих участие в данных программах).

Вместе с тем сегодня в обществе и в академических кругах не сложилось (да и вряд ли сформируется) единой, общей оценки данного явления - слишком противоречивы и неоднозначны его последствия. Между тем ужесточение внешней политики государств и частота заимствования опыта империй прошлого являются свершившимся фактом международных отношений: обострение конкуренции за энергетические и минеральные ресурсы требует проведения более жесткой политики, в том числе и с использованием имперских методов, приспособленным к новым реалиям современного мира.

Примечания

1 Момзен Т. История Рима. - СПб., 1994.

2 Гиббона Э. История упадка и разрушения Римской империи. - М.: Наука, 1997.

3 Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. - СПб.: Азбука-классика, 2008.

4 Уткин А.И. Американская Империя. - М., 2003; Удар Американских богов. - М., 2006 и т.д.

5 См. Мальков В.Н. Путь к имперству: Америка в первой половине XX века. - М., 2004.

6 Иванян Э.А. История США. - М.: Дрофа, 2004.

7 См., например: Политика США в меняющемся мире. - М., 2004; Шаклеина Т.А. Современные американские концепции мирового лидерства. -М.: ИСКРАН, 2000.

8 См.: Латинско-русский словарь. 6-е изд. / Под ред. И.Х. Дворецкого. - М.: Русский язык, 2000. -С. 379-380.

9 Там же.

10 Политическая энциклопедия. - М., 1999. -Т. 1. - С. 429.

11 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб, 1891. (репринт 1991 г). - Т. 13. - С. 15.

12 См.: Даниленко В.И. Современный политологический словарь. - М., 2000. - С. 317-318.

13 Там же. См также: Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 119.

14 The Oxford English Dictionary. Second Edition. -1989. - Vol. 5. - P. 187. Оригинал: Supreme and extensive political dominion; that exercised by an emperor or by sovereign state over its dependencies.

15 Там же. Оригинал: Paramount influence, absolute sway, supreme command or control.

16 Там же. Оригинал: An extensive territory -especially an aggregate of many separate states under the sway of an emperor or supreme ruler; also an aggregate of subject territories ruled over by a sovereign state.

17 См.: Каспэ С.И. Полис. - 1997. - №>5. - С. 34-46.

18 См.: Словарь современного русского литературного языка. - М.; Л., 1956. - Т. 5. - С. 309.

19 Там же.

20 Подробнее см. официальный сайт ВМС США. Режим доступа: http://www.history.navy.mil/ wars/foabroad. htm.

21 Подробнее см. официальный сайт ВМС США. Режим доступа: http://www.history.navy.mil/ wars/foabroad. htm.

22 См. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 1998.

23 Киссинждер Г. Нужна ли Америке внешняя политика. - М., 2002.

24 O’Hanlon Michael U.S. Overseas Military Presence in the 21st Century, RAND Corporation, 2008.

25 Подробнее см. Times. - 13.02.2009. - P. 45; The Daily Telegraph. - 20.02.2009. - P. 43.

26 Расчеты автора на основе данных Агентства международного развития США. Режим доступа: http://qesdb.cdie.org/gbk/index.html.

27 Там же.

28 Подробнее. см. Цветов П. Как побороть засилье Голливуда. Режим доступа: http:// www.russia-today.ru/2005/no 10/10 topic 5.htm.

29 Colville-Andersen M. European cinema & american movies. Defining the evolution of two worlds. Режим доступа: http: //www. emse.fr/ ~bsimon/documents%20p%E9dagogiques/ p%E9dagogie/remakes%20of%20french%20films/ European%20Cinema%20and%20American%20movies/o20-%20article.doc.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 См. Obama Offered Russia Missile Deal With Iran Conditions // Deutsche Welle. - 3.03.2009.

31 См. Obama sought Russian deal on Iran, Obama offered to back off missile defense in exchange for Russian help with Iran, Russian president to face questions over US letter // Associated Press. -3.03.2009.

32 Obama Makes Overtures to Russia on Missile Defense // The Washington Post. - 3.03.2009.

33 Obama suggests U.S. may rethink antimissile plan // The New York Times. - 3.03.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.