МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
РАЗВЕРТЫВАНИЕ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ США В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Ю.Ю. Паршкова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр.Вернадского, 76.
В статье рассматривается военно-техническое сотрудничество Соединённых Штатов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. После успешной реализации первого этапа противоракетного плана Европейского Поэтапного Адаптивного Подхода (ЕПАП), принятом в сентябре 2009 г., США стали разрабатывать аналогичный план ПРО для АТР «Азиатско-Тихоокеанский Адаптивный Подход». Конечная цель развертывания столь масштабной ПРО состоит в том, чтобы убедить страны, что применение баллистических ракет в такихусловиях бесполезно с военной точки зрения и что любая атака на Соединенные Штаты и их союзников изначально обречена на провал. Построение национальной ПРО означает постоянное присутствие в регионе и предотвращение использования баллистических ракет противником для сдерживания или угрозы Соединенных Штатов и их союзникам. Ситуация, когда Соединенные Штаты развивают военное сотрудничество со своими союзниками и странами-партнёрами в АТР, без учета интересов Китая и России, только лишь обострит борьбу за власть между тремя крупнейшими странами мира и приведет к негативным последствиям - ненужной гонки вооружений и усилению военной мощи всех государств.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), противоракетная оборона (ПРО), Азиатско-Тихоокеанский Адаптивный Подход, баллистические ракеты, гонка вооружений.
Азиатско-Тихоокеанский регион становится ведущим регионом мира в XXI в. - основным политическим и экономическим игроком на мировой арене и двигателем мировой экономики. Хиллари Клинтон в своей статье «America's Pacific Century» объявила о «повороте» американской внешней политики в сторону Азии [3], которая должна решить несколько конкретных целей:
- проблема ядерного нераспространения на Корейском полуострове, проблема нерешенных территориальных претензий стран АТР, что наносит ущерб стратегической стабильности региона;
- создание благоприятных внешнеэкономических условий для экономического процветания США в регионе.
В конце 2011- начале 2012 г. президент США Б. Обама объявил о возрастании роли Азиатско-Тихоокеанского региона для Америки в военной, экономической и внешнеполитической сферах. В частности, в стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов [7] указывается, что регион АТР объявлен зоной их национальных интересов. Называя себя «тихоокеанской державой», Соединенные Штаты развивают двустороннее сотрудничество с дружественными им странами в регионе (с Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией, Филиппинами и Таиландом) для успешной реализации курса американской внешней политики в регионе - расширения своего влияния практически по всему миру, в том числе и в АТР, а Китай является одной из мощных региональных держав, что существенно подрывает возможности установления полного влияния США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, основное внимание Соединенных Штатов переносится с Европейского континента на Азиатский.
В рамках нового внешнеполитического «азиатского» курса США также объявили о размещении американских сухопутных войск в Австралии; ВМС в Сингапуре; а также о развитии военно-технического сотрудничества с Филиппинами. Кроме того, США присоединились к Восточноазиатскому саммиту (ВАС), выступили за проведение переговоров по Транстихоокеанскому стратегическому партнерству, в которое вошли Австралия, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США и Чили, а такие страны как Канада, Мексика и Япония проявили интерес к возможному сотрудничеству.
Такое повышенное внимание США к Азиатско-Тихоокеанскому региону определяется из-за:
1) стремительного экономического процветания региона, прежде всего Китая;
2) возрастание военно-политической мощи КНР;
3) вывода американского контингента из Ирака и Афганистана, а, следовательно, уменьшения влияния США в регионе;
4) увеличения военной силы Китая и его претензий к прибрежной территории, что может ограничить свободу судоходства США и их возможности перебрасывать военные силы в регион;
5) прибрежные районы Южной Азии интересны для США из-за стратегической важности энергоресурсов и развития торговых путей от Индийского океана до Малаккского пролива: 50% мировых контейнерных перевозок и до 70% транзита нефти;
6) возрастания ракетной угрозы со стороны Северной Кореи и Китая, которые представляют угрозу Южной Кореи и Японии - ближайшим союзникам США в регионе. Кроме этого, северокорейские ракеты способны поражать некоторые американские военные базы, расположенные в этих странах. Китайские ракеты также, представляют повышенный интерес для политики Соединенных Штатов;
7) втягивания союзников Соединенных Штатов в конфликты: тайваньский, корейский, индо-пакистанский, японо-китайский (архипелаг Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-китайском море), территориальный спор между Филиппинами и Вьетнамом (Парасельские острова, острова Спратли и риф Скарборо), Японией и Россией (Южно-Курильские острова), а также Японией и Южной Кореей (остров Такэсима).
В стратегии национальной безопасности администрации Б. Обамы указывается, что регион АТР объявлен приоритетной зоной национальных интересов США по нескольким причинам:
- для защиты территории и национальной безопасности Соединенных Штатов, их граждан, союзников и своих интересов;
- обеспечения региональной стабильности и упреждения державы региона или нескольких держав от угроз или препятствования доступу США к региону;
- экономического процветания региона: установление свободной торговли и доступа к рынкам;
- укрепления режима о нераспространении ядерного оружия;
- распространения мировых норм и ценностей: качества государственного управления, демократии, прав человека и свободы вероисповедания;
- установления «свободного судоходства» в регионе - необходимое условие для обеспечения региональной стабильности и защиты американских интересов.
Для России АТР имеет новое качество: в концепции внешней политики Российской Федерации указывается, что регион имеет принципиальное значение:
- «при использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока,
- укрепления регионального сотрудничества в сфере противодействия терроризму,
- обеспечения безопасности и
- налаживания диалога между цивилизациями» [16].
Кроме того, страны региона АТР имеют общие границы с Россией.
Как видно, АТР стремительно становится основным политическим и экономическим игроком на мировой арене и двигателем мировой экономики. Повышенное внимание к региону оказывают не только крупные державы, такие как США, Китай и Россия, но и многие другие государства мира. С недавнего времени США стали активно развивать не только политическое и экономическое сотрудничество с регионом, но и военное. Однако, такая политика США в регионе вызвала недовольство у России и Китая, которые считают, что программы ПРО США представляют угрозу своим силам ядерного сдерживания.
Объявленная в 2001 г. Джорджем Бушем-м-ладшим борьба с терроризмом повлекла усиление военного присутствия Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе на территории постсоветских стран. Северная Корея и Китай представляют, по мнению США, угрозу национальной безопасности. После успешной реализации первого этапа противоракетного плана Европейского Поэтапного Адаптивного Подхода (ЕПАП), принятом в сентябре 2009 г., США стали разрабатывать аналогичный план ПРО для Азиатско-Тихоокеанского региона [1]. В 2010 г. США публично подтвердили, что Южная Корея, Австралия, Япония и другие страны, находящиеся под «ядерным зонтиком» Соединенных Штатов, будут прикрыты американской ПРО [11].
В Азиатско-Тихоокеанском регионе США устанавливают двусторонние отношения по
развитию сотрудничества в области ПРО, побуждая страны размещать на своей территории элементы глобальной противоракетной системы Соединенных Штатов. Однако, сотрудничество США со странами региона в области ПРО протекает неравномерно: наиболее тесное сотрудничество наблюдается между США, Южной Кореей, Японией и Австралией. Соединенные штаты заключили со странами региона двусторонние договоры о безопасности: Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией 1960 г.; Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС) о военном сотрудничестве между Австралией, Новой Зеландией и США; Договор о взаимной обороне между Соединенными Штатами и Республикой Филиппины 1951 года, Договор о расширении американского военного присутствия 2014 г., позволяющий США размещать свои ВМС и ВВС на территории Филиппин, Договор о взаимной обороне между США и Южной Кореей 1953 г.
Реализация противоракетного плана «Азиатско-Тихоокеанский Адаптивный Подход» предоставит возможность Соединенным Штатам взять под контроль весть регион АТР, а также вплотную окружить территорию России, (см. таблицу 1 «Азиатско-Тихоокеанский Адаптивный Подход США»). На данный момент в регионе размещены необходимые для первого этапа элементы ПРО, такие как «Пэтриот» и «Иджис», а также различные датчики и радары наземного базирования.
Как заявлено в официальных документах [1,11], Республика Корея является значимым партнером по строительству совместной региональной системы ПРО от ракетной угрозы со стороны Северной Кореи. На территории Юж-
Таблица 1.
Азиатско-Тихоокеанский Адаптивный Подход США.
Страна Элементы ПРО, размещенные в АТР Примечания
США - ракеты перехватчики типа «SM-3» на бортах боевых эсминцах, оборудованных системой ПРО «Иджис»; - дивизион зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот» (PAC-3) на ПРО ТВД; - РЛС AN/TPY-2 наземного, морского и космического базирования планируется размещение противоракетного комплекса ТХААД на о. Гуам, а также 41 боевых корабля, оснащенных системой «Иджис» с более, чем 300 противоракет типа <^М-3» на их бортах к 2018 г.
Япония В состав ВМС Японии (Japan Maritime Self-Defense Force) входят: - четыре крейсера, оснащенных системой ПРО «Иджис» с противоракетами SM-3 Block IA; - 17 единиц ЗРК «Пэтриот» После запуска баллистической ракеты КНДР в 1998 году, в значительной степени активизировалось японо-американское военное сотрудничество по построению региональной ПРО. Япония, как ни одна другая страна региона, инвестировала значительные средства в совместную региональную ПРО. К 2018 г. Количество боевых кораблей, оснащенных Иджис увеличится до 6 единиц.
Южная Корея В состав ВМС РК входят: - три эсминца KDX-III, оснащенных системой Иджис, без ракет-перехватчиков Планируется увеличить количество боевых эсминцев №Х-Ш до 6 единиц.
Австралия Имеются совместные с США станции дальнего радиолокационного обнаружения, но нет возможностей для перехвата ракет Планируется размещение двух боевых судов с системой Иджис для борьбы с баллистическими ракетами малой и средней дальностей.
ной Кореи будут размещены элементы ПРО наземного и морского базирования, системы Patriot PAC-3, РЛС раннего предупреждения, а также система оперативного управления. В мае 2013 г. было заявлено, что Южная Корея не будет присоединяться к региональной, многосторонней системе ПРО США и вместо этого сосредоточится на развертывании своей собственной системы ПРО KAMD [6], однако, несмотря на это заявление, Южная Корея продолжила сотрудничество с США по строительству глобальной ПРО США, чем вызвала серьезные недоумения у Китая и Северной Кореи. В марте 2015 г. на трехсторонней встрече представителей Южной Кореи, Китая и Японии также обсуждался вопрос о размещении систем ПРО США на территории Южной Кореи, которая вынуждена балансировать между своим союзником - США, и своим крупнейшим торговым партнером - Китаем -в сфере безопасности. К 2019 г. Соединенные Штаты планируют увеличить количество противоракетных комплексов ТХААД с уже имеющихся 4 до 7 единиц. Один из этих комплексов США с 28, 500 американскими военнослужащими планируют разместить в Южной Корее «для сдерживания коммунистической нации» [14]. В настоящее время перед Южной Кореей стоит дилемма: размещать ли ей комплексы ПРО на своей территории, если на чашу весов поставлены отношения с соседними крупнейшими странами Китаем и Россией.
США, Австралия и Япония создали рабочую группу по ПРО в рамках своих регулярных трехсторонних консультаций по безопасности [5]. Дважды в год проводятся многосторонние симуляционные учения со странами-партнерами Соединенных Штатов с целью изучения роли и влияния фактора ПРО в конфликтах. В учениях под кодовым названием «Nimble Titan» участвуют Япония, Австралия и некоторые европейские страны. Япония и Соединенные Штаты проводят ежегодные командные учения «Keen Edge» в которых изучаются возможные контрмеры по урегулированию конфликтов вблизи Японии с последующей имитацией применения систем ПРО. Примечательно, что только с силами самообороны Японии США провели испытания системы ПРО «Иджис», оснащенной перехватчиками SM-3 Block IA [11]. Таким образом, у Японии имеется своя собственная многоуровневая система противоракетной обороны, которая включает системы ПРО «Иджис», Patriot PAC-3, РЛС раннего предупреждения и систему оперативного управления. К 2018-2019 гг. Япония модернизирует два эсминца типа «Атаго», оснащенных системой ПРО «Иждис». Помимо этого, Япония недавно выразила готовность к приобретению двух дополнительных эсминца с системой «Иджис», общее число которых составит 8 единиц. Соединенные Штаты разместят второй радар TPY-2 в Японии, что позволит более точно предупреждать и отслеживать любой запуск ракет из Северной Кореи в сторону США
и Японии. Кроме этого увеличится количество противоракет типа SM-3 (в настоящий момент их 18 единиц), также США и Япония ведут совместные работы по созданию противоракеты типа SM-3 IIA.
Соединенные Штаты и Австралия наладили долгосрочное партнерство в области ПРО, в первую очередь по размещению систем обнаружения на территории Австралии [1]. Австралия участвует как в двух- (Австралия-США), так и в трехстороннем обсуждении (США-Япония-Австралия) о размещении систем ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Основная цель созданных союзов в АТР по инициативе Соединенных Штатов - противодействие Китаю, который рассматривается США в качестве противника, так как вполне вероятно, что КНР в ближайшем будущем достигнет паритета с США как в экономической, так и в военной сферах. Не исключается возможность столкновения Соединенных Штатов и Китая и в борьбе за ресурсы, что приведет к обострению китайско-американских отношений. В силу этого, США вряд ли допустит КНР стать единственной сверхдержавой региона.
Кроме того, современные китайские крейсера и баллистические ракеты представляют значительную угрозу в будущем конфликте с США. Китай разработал несколько видов современных ракетных систем, в том числе противокорабельную баллистическую ракету DF-21D, которая предназначена для уничтожения американских авианосцев на сотни миль от побережья Китая. Следующей угрозой, исходящей от Китая, назван новый ракетный эсминец типа 052D, который способен запускать противокорабельные крылатые ракеты, зенитные и противолодочные ракеты. Для противодействия ракетной угрозе Китая, Соединенные Штаты установили лазерное оружие на боевых кораблях в Персидском заливе. Кроме того, беспилотные летательные аппараты, запущенные с автономных подводных средств могут осуществлять разведку и передавать информацию надводным кораблям [13].
Основная задача Соединенных Штатов -сдерживание Китая и обеспечение прозрачности в китайской военной стратегии, а также выравнивание уровней внешнеторгового баланса с Китаем и другими странами АТР. В ноябре 2011 г. стартовал проект США Транс-тихоокеанское партнерство - торговое соглашение с Австралией, Новой Зеландией, Малайзией, Брунеем, Сингапуром, Вьетнамом, Чили и Перу для создания льготного режима торговли в регионе. Но в 2014 году Китай заключил с Австралией -основным союзником Соединенных Штатов в регионе, договор о свободной торговле, который, по сути, является аналогом американского проекта.
КНР позиционирует себя в качестве основной доминирующей силы региона и пытается разрешить основные территориальные конфликты с учетом своих интересов. Так, напри-
мер, в споре Китая, Филиппин и Вьетнама из-за установления контроля над небольшими населенными островами в Южно-китайском море и их исключительными экономическими зонами -ключевыми транзитными пунктами для морской торговли, Соединенные Штаты поддержали своего союзника Филиппины. Представляется, что США готовы поддерживать многие страны региона, которые в той или иной степени не являются дружественными Китаю.
Наращивая свой военный контингент в регионе АТР, США вовлекают Китай в гонку вооружений, так, в марте 2012 г. КНР объявила об увеличении своего военного бюджета на 11,2% для модернизации в первую очередь китайского военно-морского флота.
Анализируя внешнюю политику США в регионе, становится очевидным, что создается вокруг Китая пояс дружественных Соединенным Штатам стран: развивается военно-экономическое сотрудничество с Японией, Республикой Корея, Тайванем, Вьетнамом, Австралией, Филиппинами, Новой Зеландией, а также Индией - второй по численности страной мира, обладающей ядерным оружием. Индия является третьей страной азиатского региона после Китая и Японии по совокупной мощи.
Ситуация, когда Соединенные Штаты развивают военное сотрудничество со своими союзниками и странами-партнёрами в АТР, без учета интересов Китая и России, только лишь обострит борьбу за власть между тремя крупнейшими странами мира и приведет к негативным последствиям - ненужной гонки вооружений и усилению военной мощи всех государств. Однако, стоит отметить, что на данный момент, США по наступательной мощи занимают первое место среди всех стран региона. Подобная ситуация вводит в заблуждение американское руководство относительно безнаказанности своих действий. Так, в октябре 2015 г. ракетный эсминец США, состоящий на боевом дежурстве, на военной базе в Японии, патрулировал в Южно-Китайском море, что, по мнению, китайских военных является угрозой суверенитета и безопасности КНР. Именно эти действия нарушили стабильность и мир в регионе. Ответом на действия США стало предупреждение Китая о возможном начале войны.
В скором времени, США, Россия и Китай придут в конфликт друг с другом, который вызван несоответствием интересов всех государств: российская сторона выступает против размещения элементов ПРО в Европе и Азии, китайская сторона никогда не смирится с военным присутствием нерегиональных держав в АТР, и всячески пытается закрепиться в регионе, развивая экономические связи со странами АСЕАН, а американская сторона крайне заинтересована в установлении контроля в АТР, развивая двусторонние альянсы со странами
региона, мотивировав это тем, что для суверенного государства не существует серьезных ограничителей в проведении внешней политики. Поэтому проблема возникновения масштабного вооруженного столкновения остается актуальной и сегодня.
На сегодняшний день формально приостановлено все практическое гражданское и военное сотрудничество между НАТО и Россией из-за кризиса на Украине. Хотя фактически оно находилось в стадии стагнации все последние годы. Соответственно вопрос о противоракетной обороне США и ее ненаправленности на Россию остается нерешенным. Таким образом, он представляет серьезную угрозу международной безопасности, нарастающую по мере развития глобальной ПРО США.
Значение сотрудничества России с США и НАТО в области ПРО не только военно-техническое. В современную эпоху такое сотрудничество означает:
- во-первых, отказ от нанесения ядерного удара первым в качестве «разоружающего» удара;
- во-вторых, признание права партнера на полный суверенитет;
- в-третьих, признание технологических возможностей партнера как достаточных для создания национальной ПРО;
- и, наконец, отказ от попыток использования неядерных стратегических сил в качестве средств для «разоружающего» удара и т.д.
В этих условиях особое значение приобретают политико-дипломатические попытки реанимировать сотрудничество России и НАТО в области ПРО, которое фактически полностью зависит от российско-американских отношений, точнее - позиции США. Ограниченная в своих правах НАТО в реальности не может выстраивать самостоятельно свои отношения с Россией. При этом следует учесть, что в случае ухудшения российско-американских отношений основной удар примет на себя НАТО, что продемонстрировали последние события на Украине и последствия для ЕС из-за ухудшения отношений с Россией.
Россия особенно заинтересована в необходимости получения политических и юридических гарантий, что ПРО США/НАТО не будет подрывать российский стратегический потенциал. В связи с этим, эксперты полагают, что нужны объективные военно-технические договоренности, основанные на равноправии и учете интересов всех сторон.
Если России и США/НАТО не удастся прийти к единому консенсусу по вопросам противоракетной обороны, и США не будут заинтересованы в равноправном сотрудничестве с РФ в области ПРО, то создавшийся кризис еще больше накалит и без того напряженную международную обстановку.
Список литературы
1. Ballistic Missile Defense Review Report. U.S. Department of Defense. February, 2010. [Электронный ресур-c]-http://www.defense.gov/bmdr/docs/BMDR_101_MASTER_2_Feb.pdf(qaTa обращения- сентябрь 2015).
2. Ballistic Missile Defense in the Asia-Pacific Region: Cooperation and Opposition / Congressional Research Service // June 24, 2013. U.S. Department of State. [Электронный ресурс]- http://fpc.state.gov/documents/ organization/211800.pdf(qaïa обращения- сентябрь 2015).
3. Clinton, Hillary. America's Pacific Century. October 11, 2011 U.S. Department of State through Foreign Policy Magazine. [Электронныйресурс]- http://www.state.gov/secretary/20092013clinton/rm/2011/10/175215. htmC^a обращения- сентябрь 2015).
4. Conventional Prompt Global Strike and Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues for Congress, CRS Report R 41464. May 5, 2014. U.S. Department of State website. [Электронныйресурс]- http://fpc.state. gov/documents/organization/226217.pdf(дaтa обращения- сентябрь 2015).
5. Frank A. Rose.Growing Global Cooperation on Ballistic Missile Defense. Remarks as prepared for delivery in Berlin, Germany. September 10, 2012.[Электронныйресурс]- http://www.state.gov/tZavc/rls/197547.htm. (дата обращения- сентябрь 2015).
6. Kim Eun-jung. Seoul Declines Joining U.S.-led Missile Defense//Yonhap News Agency - 2013 [Электронныйресурс] - http://english.yonhapnews.co.kr/northkorea/2013/05/09/49/0401000000AEN20130509007 300315F.HTML (датаобращения - сентябрь 2015).
7. National Security Strategy. February, 2015. The White House. Washington. [Электронный ресурс] - https:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf(дaтa обращения -сентябрь 2015).
8. Nuclear Posture Review Report. April, 2010. U.S. Department of Defense website. [Электронный ресурс]
- http://www.defense.gov/npr/docs/2010%20Nuclear%20Posture%20Review%20Report.pdf(дaтa обращения - сентябрь 2015).
9. Pivot to the Pacific? The Obama Administration's "Rebalancing"Toward Asia /Congressional Research Service// March 28, 2012. Federation of American Scientists website. [Электронный ресурс] - http://fas.org/sgp/crs/ natsec/R42448.pdf(дaтa обращения - сентябрь 2015).
10. Strategic Trends 2013: key developments in global affairs. Center for Security Studies. Zurich, 2013. [Электронный ресурс] - http://www.css.ethz.ch/publications/pdfs/Strategic-Trends-2013.pdf(дaтa обращения
- сентябрь 2015).
11. Statement of M. Elaine Bunn Deputy Assistant Secretary of Defense for Nuclear and Missile Defense Policy Before the House Armed Services Committee. March 25, 2014. U.S. House of Representatives Document Repository website. [Электронный ресурс] - http://docs.house.gov/meetings/AS/AS29/20140325/101945/ HHRG-113-AS29-TTF-BunnM-20140325.pdf(дaтa обращения - сентябрь 2015).
12. The Joint Communiqué of the October 2010 U.S.-South Korean Security Consultative Meeting describes extended deterrence as "the full range of military capabilities, to include the U.S. nuclear umbrella, conventional strike, and missile defense capabilities. [Электронный ресурс] - http://www.defense.gov/ news/d20101008usrok.pdf(дaтa обращения - сентябрь 2015).
13. The United States and the Asia-Pacific Region: Security Strategy for the Obama Administration / R.A. Cossa, B. Glosserman, M.A. McDevitt, N. Patel, J. Przystup, B. Roberts/ Center for Strategic and International Studies (CSIS) // February, 2009. [Электронный ресурс] - http://csis.org/files/media/csis/pubs/issuesinsights_v09n01. pdfG^a обращения - сентябрь 2015).
14. U.S. to expand THAAD force to 7 batteries by 2019: top military official. The Korea Herald. March 21, 2015. [Электронный ресурс] - http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20150321000034(дaтa обращения
- сентябрь 2015).
15. United States Pacific Command Strategic Guidance. [Электронный ресурс] http://www.pacom.us.com/ uploadedFiles/USPACOMINST%200031%20final.pdf(дaтa обращения - сентябрь 2015).
16. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 года. Сайт президента РФ. [Электронный ресурс]-www.kremlin.ru/acts/785 (дата обращения: 1 ноября 2015 года)
Об авторе
Паршкова Юлия Юрьевна - аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России.
E-mail: [email protected]
U.S. NATIONAL MISSILE DEFENSE DEPLOYMENT IN THE ASIA-PACIFIC REGION
J.Y. Parshkova
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The article analyses military and technical cooperation of the United States and APAC. After the successful implementation of the first phase of the European Phased Adaptive Approach (EPAA), adopted in September 2009, the United States began to develop a similar plan for the Asia-Pacific region -Asia-Pacific Adaptive Approach. The ultimate goal of such large-scale missile defense deployment is to convince the adversaries that the use of ballistic missiles is useless in military terms and that any attack on the United States and its allies is doomed to failure. The United States are developing military cooperation with its allies and partner countries in the Asia-Pacific region, excluding interests of China and Russia. That may only exacerbate a struggle for power between the three world largest countries and lead to negative consequences - involvement in the arms race.
Key words: Asia-Pacific region, ballistic missile defense (BMD), Asia-Pacific Adaptive Approach, ballistic missile, arms race.
References
1. Ballistic Missile Defense Review Report. February, 2010. U.S. Department of DefenseAvailable at: http:// www.defense.gov/bmdr/docs/BMDR_101_MASTER_2_Feb.pdf (accessed in September, 2015).
2. Ballistic Missile Defense in the Asia-Pacific Region: Cooperation and Opposition / Congressional Research Service // June 24, 2013. U.S. Department of State. Available at: http://fpc.state.gov/documents/organiza-tion/211800.pdf(accessed in September, 2015).
3. Clinton, Hillary. America's Pacific Century. October 11, 2011 U.S. Department of State through Foreign Policy Magazine. Available at: http://www.state.gov/secretary/20092013clinton/rm/2011/10/175215.htm(accessed in September, 2015).
4. Conventional Prompt Global Strike and Long-Range Ballistic Missiles: Background and Issues for Congress, CRS Report R 41464. May 5, 2014. U.S. Department of State website. Available at: http://fpc.state.gov/docu-ments/organization/226217.pdf(accessed in September, 2015).
5. Frank A. Rose. Growing Global Cooperation on Ballistic Missile Defense. Remarks as prepared for delivery in Berlin, Germany. September 10, 2012. Availableat: http://www.state.gov/t/avc/rls/197547.htm.(accessed in September, 2015).
6. Kim Eun-jung. Seoul Declines Joining U.S.-led Missile Defense//Yonhap News Agency - 2013. Available at: http://english.yonhapnews.co.kr/northkorea/2013/05/09/49/0401000000AEN20130509007300315F. HTML(accessed in September, 2015).
7. National Security Strategy. February, 2015. The White House. Washington. Available at:
8. https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf(accessed in September, 2015).
9. Nuclear Posture Review Report. April, 2010. U.S. Department of Defense website. Available at: http://www. defense.gov/npr/docs/2010%20Nuclear%20Posture%20Review%20Report.pdf (accessed in September, 2015).
10. Pivot to the Pacific? The Obama Administration's "Rebalancing" Toward Asia /Congressional Research Service// March 28, 2012. Federation of American Scientists website. Available at: http://fas.org/sgp/crs/natsec/ R42448.pdf(accessed in September, 2015).
11. Strategic Trends 2013: key developments in global affairs. Center for Security Studies. Zurich, 2013. Available at: http://www.css.ethz.ch/publications/pdfs/Strategic-Trends-2013.pdf(accessed in September, 2015).
12. Statement of M. Elaine Bunn Deputy Assistant Secretary of Defense for Nuclear and Missile Defense Policy Before the House Armed Services Committee. March 25, 2014. U.S. House of Representatives Document Repository website. Available at: http://docs.house.gov/meetings/AS/AS29/20140325/101945/HHRG-113-AS29-TTF-BunnM-20140325.pdf(accessed in September, 2015).
13. The Joint Communiqué of the October 2010 U.S.-South Korean Security Consultative Meeting describes extended deterrence as "the full range of military capabilities, to include the U.S. nuclear umbrella, conven-
tional strike, and missile defense capabilities. http://www.defense.gov/news/d20101008usrok.pdf(accessed in September, 2015).
14. The United States and the Asia-Pacific Region: Security Strategy for the Obama Administration / R.A. Cossa, B. Glosserman, M.A. McDevitt, N. Patel, J. Przystup, B. Roberts/ February, 2009. Center for Strategic and International Studies (CSIS) // February, 2009. http://csis.org/fi les/media/csis/pubs/issuesinsights_v09n01. pdf (accessed in September, 2015).
15. U.S. to expand THAAD force to 7 batteries by 2019: top military official. The Korea Herald. March 21, 2015. Available at: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20150321000034 (accessed in September, 2015).
16. United States Pacific Command Strategic Guidance. URL: http://www.pacom.us.com/uploadedFiles/USPA-C0MINST%200031%20final.pdf(accessed in September, 2015).
17. Kontseptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii ot 15 iyulya 2008 goda. Sayt prezidenta RF. Available at:-www.kremlin.ru/acts/785 (data obrashcheniya: 01.09. 2015)
About the author
Julia Y. Parshkova - PhD student in political science, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO
University). E-mail: [email protected].