Научная статья на тему 'Военное сотрудничество сша с Японией как одна из причин противоречий в американо-китайских отношениях'

Военное сотрудничество сша с Японией как одна из причин противоречий в американо-китайских отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2635
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / США / АМЕРИКАНО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КИТАЙ / АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / JAPAN / USA / U.S.-JAPAN RELATIONS / CHINA / U.S.-CHINA RELATIONS / ASIA-PACIFIC REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муратшина К.Г.

Анализируются ход и особенности военного сотрудничества Соединённых Штатов Америки с Японией в контексте американо-китайского взаимодействия и соперничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) во втором десятилетии XXI в. Япония на сегодняшний день является главным союзником США в АТР. Прослежено военное сотрудничество с Японией с 2010-го по 2017 г. при двух американских президентах: Б. Обаме и Д. Трампе, а также реакция Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военное сотрудничество сша с Японией как одна из причин противоречий в американо-китайских отношениях»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 185-198.

УДК 327.2(73:520):355 + 327.2(73:510) + 327(51) + 327(1-6) DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.185-198

К. Г. Муратшина

ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США С ЯПОНИЕЙ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ПРОТИВОРЕЧИЙ В АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Анализируются ход и особенности военного сотрудничества Соединённых Штатов Америки с Японией в контексте американо-китайского взаимодействия и соперничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) во втором десятилетии XXI в. Япония на сегодняшний день является главным союзником США в АТР. Прослежено военное сотрудничество с Японией с 2010-го по 2017 г. при двух американских президентах: Б. Обаме и Д. Трампе, - а также реакция Китайской Народной Республики.

Ключевые слова: Япония; США; американо-японские отношения; Китай; американо-китайские отношения; Азиатско-Тихоокеанский регион.

K. G. Muratshina

THE USA-JAPAN MILITARY COOPERATION AS ONE OF THE POINTS OF CONTRADICTIONS IN THE USA-CHINA RELATIONS

This paper is aimed at the analysis of the contents and specific features of the United States of America - Japan military cooperation in the 2010s in the context of the U.S.-China relations, as the latter two act as partners and adversaries in Asia-Pacific. Currently, Japan is the main U.S. ally in this region. The paper reviews the bilateral military cooperation, carried out during B. Obama and D. Trump presidency, in 2010-2017. The reaction of the People's Republic of China is also considered.

Keywords: Japan; USA; U.S.-Japan relations; China; U.S.-China relations; Asia-Pacific region.

В силу экономической привлекательности и военно-стратегической значимости Восточная Азия стала одним из ключевых регионов, где конкурируют за влияние Соединённые Штаты Америки и Китайская Народная Республика. Наращивание здесь военной мощи, как и подбор союзников, может обеспечивать либо паритет, либо превосходство одного из партнёров-соперников. Именно Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР), наряду с богатой ресурсами Арктикой, отводится решающая роль в американских стратегиях превращения из супердержавы в «гипердержаву», «всемогущую» ("omnipower"). В АТР эти стратегии реализуются в виде всеобъемлющей концепции «поворота в Азию» и модернизации военно-морского флота [1, с. 135-154].

© Муратшина К. Г., 2018

Особую важность в процессе сдерживания набравшего экономическую и военную мощь конкурента США - Китая приобрели отношения Вашингтона с союзниками: Японией и Южной Кореей, - а также военно-техническое сотрудничество, даже без официального вступления в союз, с другими странами АТР: Вьетнамом, Индией, Малайзией, Индонезией, Сингапуром [2]. Для Китая наиболее чувствительной угрозой и наибольшим раздражителем являются связи США с Японией как в силу географической близости этого американского союзника к КНР, так и из-за конфликтности двусторонних китайско-японских отношений (страны ведут ожесточённый спор за острова Сенкаку (китайское название - Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море (ВКМ), а также

соперничают в разных сферах за лидерство в АТР). В данной статье будет последовательно рассмотрено, чем характеризовалось военное сотрудничество США с Японией во втором десятилетии XXI в., а также то, как оно отражалось на отношениях США с Китаем.

Американо-японский союз и его развитие

Военно-политический союз США с Японией ведёт свою историю с 1950-х гг. и является одним из немногих союзов в международно-правовом смысле этого слова в сегодняшнем мире, где более распространены стратегические партнёрства и иные несущие меньше обязательств, чем союз, формы взаимоотношений. Главным документом, определяющим содержание союза, является продлеваемый каждые 10 лет договор о безопасности 1960 г. Его основные принципы включают взаимопомощь в случае вооружённого нападения на одну из сторон и использование американской стороной территории Японии для размещения своих вооружённых сил в целях её защиты [3]. Вопросы нахождения американских войск на японской территории подробно регламентированы отдельным соглашением [4].

К началу второго десятилетия XXI в. американо-японский альянс представлял собой прочную, сложившуюся структуру и являлся, как отмечают западные исследователи, наиболее тесным из всех военных альянсов США с другими странами [5, р. 21]. Тогдашний госсекретарь США Х. Клинтон в своей программной статье «Тихоокеанский век Америки» назвала его «краеугольным камнем мира и стабильности в (Азиатско-Тихоокеанском. - К. М.) регионе» [6]. Аналогичная оценка альянсу дана в докладе американского Совета по международным отношениям 2014 г.: союз с Токио назван «краеугольным камнем политики безопасности Вашингтона в Восточной Азии» [7].

Первой важной вехой в развитии альянса во втором десятилетии XXI в. можно считать расширение взаимодействия в области противоракетной обороны (ПРО). Одной из предпосылок этого стало принятие в 2010 г. Японией нового плана развития Сил самообороны (ССО), который включал наращивание потенциала всех родов войск, приобретение усовершенствованных систем оборо-

ны, технологий оперативного слежения и защиты всей территории страны от возможного ракетного нападения. Главным вероятным противником в документе называлась Северная Корея, однако отдельно в качестве угрозы также упоминался и Китай, его «растущая активность и расширение деятельности на море» [8].

Концепция размещения на японских островах американской ПРО разрабатывалась ещё с конца 1990-х - начала 2000-х гг., и первые системы «Пэтриот» и «Иджис» были размещены в 2003-2006 гг. В 2010 г. японское правительство приняло решение расширить ПРО частично уже как свою собственную систему, а не только чисто американскую и закупить у США комплексы РАС-3 для размещения на Окинаве, что и было сделано. Нужно отметить, что привести их в боеготовность Япония была вынуждена уже в самом скором времени, когда в 2012 г. Северная Корея провела ракетное испытание [9, с. 110-115]. Кроме РАС-3 японская сторона также в 2012 г. закупила у США крупную партию истребителей Б-35 производства корпорации «Локхид Мартин» [10]. Летом 2012 г. США и Японией при участии Южной Кореи и Австралии были проведены масштабные военно-морские учения, задействовавшие военные корабли, подлодки и противолодочные патрульные самолёты. Отрабатывалось в том числе взаимодействие по ПРО [11].

Укрепление партнёрства с США оставалось одним из приоритетов японского правительства и после прихода к власти в 2012 г. нового премьер-министра С. Абэ. Ещё одной целью стало наращивание военной мощи и изменение военной политики Японии вплоть до возможности пересмотра 9-й статьи Конституции [12]. Как известно, в этой статье зафиксирован отказ Японии от войны «как суверенного права нации и от угрозы применения силы как средства разрешения международных споров» [13].

Надо сказать, что отчасти планам военного строительства способствовала международная обстановка: помимо уже упомянутого развития ракетно-ядерной программы КНДР, в непосредственной близости от Японии интенсивную милитаризацию вёл ещё один сосед - Китай, который, во-первых, от-

крыто заявлял о необходимости «выйти на сопоставимый стратегический уровень с США и Россией» по ядерным вооружениям [14], а во-вторых, развивал все виды обычных вооружений, от гигантских десантных кораблей [15] (которые мог применить, например, в ВКМ) до истребителей [16].

Япония в этих условиях всерьёз занялась укомплектованием ССО новейшим вооружением, в чём, как уже упоминалось выше, участвовали США и на чём они в том числе успели, надо полагать, неплохо заработать. США избегали серьёзной критики активизации администрацией Абэ военного строительства. Более того, известные политические деятели и эксперты-международники, такие как бывший госсекретарь Р. Армитидж и председатель Национального совета по разведке Дж. Най, даже высказывались в поддержку Японии, называя 9-ю статью Конституции «анахронизмом», который нужно «упростить» [17]. Недовольство США вызывали лишь наиболее воинственные заявления премьера Абэ. По итогам двусторонних переговоров в апреле 2014 г. президент Б. Обама рассказал журналистам, что в ходе встречи напрямую заявил японской стороне о недопустимости иного решения её спора с Китаем, кроме «дипломатического», «посредством диалога» [18].

Но вместе с тем продолжалась и переброска на японскую территорию соединений собственно американских вооружённых сил. Одним из основных видов вооружений, дислоцированных США в Японии, стали кон-вертопланы - новые летательные аппараты с двумя двигателями, способными поворачиваться на 98°. Благодаря тому, что его двигатели могут переводиться в горизонтальную плоскость, конвертоплан может взлетать и приземляться, как вертолёт, и летать, как самолёт. Основной моделью конвертопланов является ЫУ-22 «Оспри» [19]. Он способен перевозить до 32 морских пехотинцев вместе с вооружением на расстояние более 1 600 км, оснащён пулемётом и малокалиберной шестиствольной пушкой. Его крейсерская скорость - 463 км/ч [20].

Сотрудничество развивалось как в двустороннем, так и в многостороннем формате. В мае 2014 г. Япония подписала программу партнёрства с НАТО в целях «повышения

уровня практического сотрудничества в таких направлениях, как борьба с пиратством, ликвидация последствий катастроф и оказание гуманитарной помощи» [21]. В июле -августе в районе о. Кюсю прошли учения ВМС Японии, США и Индии. Это был первый случай, когда изначально проводившиеся в двустороннем формате американо-индийские учения «Малабар» были перенесены из Бенгальского залива. Официально сообщалось, что стороны отрабатывали способы борьбы с пиратами и антитеррористическое взаимодействие [22], но логично предположить, что главной целью вполне могла быть демонстрация силы перед Китаем и практическая реализация «ромба безопасности» - выдвинутой С. Абэ концепции, согласно которой планировалось развивать военные связи с Индией и Австралией в целях «обеспечения гарантий безопасности морских коммуникаций в регионе» и противостояния мощи Китая [23, с. 38.].

США наращивали свою группировку ВМФ в японских водах: в 2014 г. было принято решение о дополнительном размещении двух боевых кораблей с системами ПРО на базе Йокосуке. Такого увеличения не проводилось с 1992 г. [24]. Также стало активно развиваться такое направление сотрудничества, как безопасность в космосе. В октябре 2014 г. были обнародованы планы Японии и США совместно осуществлять наблюдение из космоса в целях сдерживания возможных атак со стороны Китая. Как именно будет вестись такое сотрудничество, по понятным причинам не анонсировалось [25]. Нужно отметить, что произошло это в условиях расширения военно-космической программы КНР и после проведённого китайской стороной очередного испытания противоспутникового оружия [26].

Развивалось и взаимодействие в трёхстороннем формате США - Япония - Республика Корея. СМИ 26 декабря 2014 г. сообщили о подписании тремя странами важнейшего соглашения по оперативному обмену секретными данными, в том числе о ракетно-ядерной программе КНДР. В силу документ вступил 29 декабря [27]. Также США, Японией и Республикой Кореей регулярно проводились совместные учения как военного [28], так и невоенного характера [29].

В мае 2015 г. министр обороны США Э. Картер выступил с программной речью на саммите «Шангри-Ла Диалог» в Сингапуре, сделав акцент на приверженности США союзническим обязательствам в регионе и на том, что такая политика является «долгосрочной стратегией продвижения Азиатско-Тихоокеанской региональной архитектуры безопасности, где все страны увеличивают свою мощь» [30, с. 116-117]. Далее, летом 2015 г. Япония при участии США на полигоне в Нью-Мексико испытала сначала комплекс ПРО для ВМФ совместного производства [31], а затем баллистическую ракету класса земля - воздух собственной разработки, способную перехватывать и уничтожать различные типы ракет [32]. Также в 2015 г. Япония приняла участие в проводившихся США учениях «Кобра Голд» с участием стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) [33]. Параллельно, несмотря на усиление японско-южнокорейских разногласий (из-за нежелания Японии в полной мере признать исторические факты военных преступлений японской армии в Корее во время оккупации в ходе Второй мировой войны), США продолжали прилагать усилия к развитию взаимодействия в трёхстороннем формате -с Республикой Кореей. Б. Обама выступал в качестве посредника при организации переговоров, японской стороной отмечалась особая «обеспокоенность» США сложившейся ситуацией [34].

Явной демонстрацией усиления американо-японского союза стало посещение С. Абэ 18 октября 2015 г. атомного авианосца ВМС США «Рональд Рейган», который прибыл на постоянное базирование на базу Йоко-сука. С. Абэ стал первым японским премьером, поднявшимся на борт американского авианосца. Его также сопровождали вице-премьер Таро Асо и министр обороны Гэн Накатани. МИД Японии отметил, что «постоянное мощное присутствие ВМС США вносит большой вклад в поддержание безопасности в Японии и сохранение мира и стабильности в регионе» [35]. Как видим, при всей воинственной риторике Абэ главный союзник Японии не только редко критиковал его, но и делал такие символические жесты, которые можно расценивать как сигнал для всего остального АТР и прежде всего для Китая.

Также в 2015 г. для постоянного базирования в японских водах из США были переброшены ракетный эсминец «Бенфолд» и ракетный крейсер «Ченселлорсвилл», оснащённые многоцелевой системой слежения и наведения «Иджис». На «Бенфолде», кроме того, имелись крылатые ракеты «Томагавк», скорострельные пушки, торпедные аппараты и многоцелевой вертолёт [36]. В декабре 2015 г. в районе города Итами прошли крупнейшие командно-штабные учения ССО и вооружённых сил США, направленные на отработку совместных действий в случае нападения потенциального противника. В них приняли участие около 6,5 тысяч военнослужащих. На учениях присутствовали министр обороны Японии Г. Накатани и посол США К. Кеннеди [37].

В 2016 г. основным фактором активизации военного сотрудничества двух стран стала беспрецедентно увеличившаяся активность КНДР. В январе Пхеньяном было проведено очередное ядерное испытание, а в феврале -запуск космической ракеты большой дальности. Сразу после ядерного испытания КНДР заместители министров иностранных дел США и Японии провели трёхстороннюю (с Республикой Кореей) встречу [38]. На заседании Национального совета безопасности Японии 28 января было принято решение о начале совместного с США и Республикой Кореей сбора разведывательных данных о возможной подготовке к новым ракетным пускам в КНДР [39]. То есть упоминавшееся ранее трёхстороннее соглашение заработало. Кроме того, в журнале "The Diplomat" вышла программная статья бывшего главнокомандующего Тихоокеанским флотом США адмирала Д. Блэра и отставного генерала ВВС Японии Масаюки Хиронака, в которой была выражена приверженность принципам союза и говорилось о необходимости всемерно координировать свои усилия в борьбе с северокорейской ядерной угрозой [40].

В апреле 2016 г. президенты США, Республики Кореи и премьер Японии встретились в Вашингтоне, где обсудили способы реагирования на возможные провокации. Также Б. Обама выразил обеспокоенность по поводу задержки всё ещё продолжавшегося переноса базы Футэмма. Японская сторона заверила американского президента, что ра-

боты будут идти по плану и завершить строительство в Хэноко планируется в марте 2023 г. [41].

Ещё одним ответом на ракетные испытания КНДР стала переброска на Окинаву с Аляски ударной группировки из 26 боевых самолётов (истребителей пятого поколения Б-22 и истребителей-бомбардировщиков Б-16) [42], а в центральном токийском районе Итигая на территории Министерства обороны Японии был развёрнут комплекс «Пэтри-от» [43].

Осенью 2016 г., когда в США прошли президентские выборы, на которых победил Д. Трамп, японская сторона с тревогой ожидала, какую политику он изберёт в отношении своего союзника, ведь в ходе предвыборной компании Д. Трамп не раз высказывался против чересчур больших расходов США на альянсы с партнёрами, а также против Транстихоокеанского партнёрства (ТТП) - экономического блока в АТР, созданного по инициативе Б. Обамы и С. Абэ. На всякий случай японские СМИ начали подчёркивать, насколько значительны те расходы, которые японская сторона несёт по содержанию американских баз, и выражали надежду, что премьер Абэ сможет найти с новым американским президентом общий язык [44]. Японский премьер стал первым иностранным руководителем, с которым Д. Трамп встретился после победы на выборах, хотя встреча носила неформальный характер. Судя по тому, что никаких подробностей прессе сообщено не было, а С. Абэ заявил о «тёплой атмосфере» и «доверительных отношениях» с новым американским президентом [45], ключевые вопросы вполне могли решиться взаимовыгодным и благоприятным для обеих сторон способом. Посол Японии в США впоследствии обмолвился журналистам, что «в ходе встречи обе страны подчеркнули важность японо-американского альянса и договорились, что могут продолжать укреплять взаимодействие» [46].

Начало 2017 г. показало, что опасения японской стороны были напрасными. Д. Трамп не только подтвердил приверженность союзническим обязательствам, но и предложил Японии торговое соглашение взамен ТТП на исключительно выгодных условиях [47]. Никакого отказа от части обя-

зательств не последовало. Наоборот, уже в начале года на базу авиации морской пехоты США Ивакуни были отправлены новые многоцелевые истребители пятого поколения F-35B с технологией «стелс» и укороченным взлётом, способные нести ядерное оружие. Ивакуни стала первой зарубежной военной базой США, на которой были размещены эти самолёты [48].

В целом в 2017 г. в условиях дальнейшего усиления военной активности КНДР американо-японское взаимодействие также было чрезвычайно насыщенным. Прошла целая серия военных учений. В апреле истребители ВВС Японии отработали сопровождение и прикрытие американских стратегических бомбардировщиков В-1 [49] и провели совместные учения с палубной авиацией атомного авианосца «Карл Винсон» [50]. В июле после очередного ракетного испытания КНДР истребители ССО и стратегические бомбардировщики ВВС США вновь провели совместные учения [51]. Другие учения, по взаимодействию ВМС, прошли с участием Индии [52]. В августе были организованы ещё одни масштабные учения Японии и США [53]. В октябре американские стратегические сверхзвуковые тяжёлые бомбардировщики B-1B, специально прибывшие в Восточную Азию с базы на Гуаме, провели тренировочные ночные полёты вместе с истребителями ВВС Японии и Республики Корея [54]. В ноябре на базу Кадена из США были переброшены многоцелевые боевые самолёты F-35А с технологией «стелс», способные нести ядерное оружие [55].

В июне 2017 г. власти г. Ивакуни официально согласились на дополнительное размещение на расположенной там авиабазе США ещё 61 американского военного самолёта в течение 2017-2018 гг. [56]. Также стоит отметить новый момент в сотрудничестве - начало производства на японской территории современных боевых самолётов, разработанных корпорацией «Локхид Мартин». По лицензии на заводе корпорации "Mitsubishi Heavy Industries" будут собираться F-35, крупные партии которых затем закупят ССО Японии и ВВС США [57].

Нужно отметить, что и Япония, и США прекрасно понимают: американские военные объекты в Японии являются наиболее близ-

кой мишенью для КНДР [58]. Такая ситуация не может не беспокоить японскую сторону, но, по словам министра обороны Японии, вооружённые силы страны «находятся в состоянии готовности на случай неожиданных действий Пхеньяна» [59].

Негативные факторы в развитии американо-японского союза

Вместе со всем вышеперечисленным в американо-японском военном сотрудничестве присутствуют и достаточно серьёзные проблемы. Ещё в 2012 г. японская сторона поставила вопрос о том, чтобы «разгрузить» Окинаву, где сосредоточено большинство американских военных объектов. Тогдашний министр обороны Наоки Танака заявил, что в условиях пребывания на Окинаве десятков тысяч американских морских пехотинцев её жители несут тяжёлое «бремя», но, правда, тут же оговорился, что это необходимо «не только для поддержания мира и стабильности в регионе, но и для обеспечения безопасности Японии». Что касается жителей островной префектуры, то они устали от американцев настолько, что требовали убрать вообще все объекты США [60]. В итоге Вашингтон и Токио достигли договорённости о том, что 9 тысяч морпехов будут переправлены на Гуам, Гавайи и в Австралию, а на Окинаве останется контингент в 10 тысяч человек [61]. В 2013 г. было принято решение перенести крупнейшую американскую базу Футэмма на север острова [62].

Но проблемы на этом не закончились. В 2015 г. в ходе работ на месте будущего размещения базы в Хэноко строители повредили коралловый риф, после чего губернатор Окинавы дал указание приостановить строительство. Центральное правительство отменило этот запрет из-за опасения ухудшения отношений с США [63]. Губернатор, однако, не оставил своих усилий и пожаловался на ситуацию с базой не куда-нибудь, а в ООН. Он нанёс специальный визит в женевскую штаб-квартиру Организации, где заявил, что строительство базы на новом месте нанесёт непоправимый вред экологии, а наращивание военного контингента США и большое число преступлений с участием американских мор-пехов являются серьёзной проблемой для Японии. Кроме того, уже имеющиеся базы серьёзно загрязняют водоёмы и почву, а по-

следней каплей стал инцидент, когда американский истребитель упал на здание школы. Впрочем, большая часть мирового сообщества придерживается мнения, что вся эта ситуация лишь внутренняя проблема Японии [64].

Далее, японская сторона выдвинула целый ряд совершенно логичных ограничений на использование США конвертопланов: была установлена минимальная высота тренировочных полётов в 150 м, ограничена возможность проведения полётов над АЭС, историческими достопримечательностями и густонаселёнными районами, особенно в ночное время [65]. Но инциденты с американской техникой случаются регулярно. В декабре 2016 г. произошла авария конвертоплана у берегов Окинавы [66]. В январе 2017 г. недовольство японской стороны вызвала вынужденная посадка американского вертолёта на землях сельхозназначения [67]. В октябре 2017 г. другой вертолёт загорелся в полёте над северной частью Окинавы и совершил экстренную посадку. Никто не пострадал, но японская сторона выразила серьёзную обеспокоенность очередным инцидентом [68].

Ещё одним негативным моментом в альянсе является расхождение позиций Японии и США по поводу конфликта союзников США в ЮВА с Китаем из-за спорных островов Южно-Китайского моря (ЮКМ). Япония не желает напрямую втягиваться вместе с США в этот конфликт, тогда как американская сторона в лице командующего 7-м Тихоокеанским флотом Р. Томаса выражает пожелания относительно расширения участия Японии в урегулировании проблемы [69, с. 29]. По мнению ряда экспертов, это свидетельствует о том, что американо-японский союз столкнулся с так называемой дилеммой альянсов, когда обе стороны отдают себе отчёт, что каждый теоретически может отказаться от выполнения обязательств, и в то же время сами не готовы ввязываться ради другого в ненужную для себя конфронтацию [70, с. 134].

Отношение Китая к американо-японскому взаимодействию

Как реагировал Китай на активное взаимодействие США и Японии? Для начала следует отметить, что сотрудничество и соперничество США и КНР к началу второго десятилетия XXI в. можно назвать главным

фактором, определяющим основные тенденции развития ситуации в АТР. С одной стороны, первая и вторая экономики мира связаны множеством схем экономического сотрудничества [71], взаимодействия крупного бизнеса [72] и военных кругов [73]. С другой - они находятся в состоянии непрерывной конкуренции, каждый пытается обойти соперника в самых разных сферах: военно-стратегической (обеспечение военного превосходства в АТР и других регионах мира (см., например: [74; 75])), геополитической (наращивание влияния посредством экономического и политического взаимодействия с другими государствами), в развитии высокотехнологичных отраслей промышленности и особенно новых видов вооружений, например гиперзвуковых [76], космических [77], а также в информационном противоборстве (см., например: [78; 79]). По мнению американских исследователей, соперничество Китая и США вносит основной вклад в создание проблем и усложнение повестки дня в АТР [80]. Примерно такого же мнения придерживаются их китайские коллеги, называя США как партнёром, так и тем, кто непрерывно бросает Китаю в АТР «вызов» [81].

В 2010 г. Китай с тревогой наблюдал за «азиатским туром» госсекретаря (серией визитов и двусторонних переговоров в связи с участием в Восточноазиатском саммите) Х. Клинтон и, ссылаясь на неких анонимных «экспертов ЮВА», выражал надежду, что на фоне в том числе американо-японских переговоров хотя бы «АСЕАН не будет пренебрегать сотрудничеством с Китаем из-за возвращения США в Азию» [82]. В январе 2011 г. МИД КНР сделал такое заявление: «Мы не считаем, что кто-нибудь сможет создать в АТР кольцо окружения вокруг Китая. Мы также думаем, что в регионе немного стран, которые выражают желание стать составными частями такого кольца окружения». При этом, однако, была сделана оговорка, что Китай «уважает справедливые интересы и присутствие США в регионе» и готов «усилить координацию и взаимодействие с США в региональных делах» [83], т. е. к решительным заявлениям и контрмерам китайская сторона была явно не готова.

Тем временем разворачивался один из ключевых сюжетов в «треугольнике» амери-

кано-китайско-японских взаимоотношений: усиливалось напряжение в островном споре в ВКМ. Американская сторона заняла довольно интересную позицию. В 2013 г. С. Абэ нанёс визит в США, проводились переговоры на высшем уровне, но поддержки в территориальном споре с Пекином Токио от американской стороны не получил. Никаких решительных публичных заявлений по островному спору от Б. Обамы не прозвучало [84], хотя японские СМИ со ссылкой на неназванные источники сообщали, что вопрос будто бы всё же обсуждался и Б. Обама даже два раза употребил только японское название островов (Сенкаку), но якобы из-за риска разногласий с Китаем американская сторона не стала обнародовать свою позицию [85].

Во время своего визита в Японию в 2014 г. Б. Обама открыто заверил японскую сторону в том, что спорные территории входят в сферу действия договора о безопасности, и использовал только японское название островов, однако тут же оговорился, что Китай и Япония должны сами разрешать этот конфликт [86], и добавил, что придаёт большое значение отношениям с Китаем, который является «критически важной для региона страной» [87].

Всё это достаточно явно указывает на двойные стандарты во взаимоотношениях США с обоими партнёрами. Противоречия в позиции США применительно к Японии замечают с сожалением и японские исследователи [88, р. 290]. Вполне вероятно, что предположения японских СМИ о нежелании США ссориться с КНР в начале 2013 г. имеют основания: ведь именно тогда в должность председателя КНР вступил Си Цзинь-пин и готовился его первый визит в США, который и прошёл впоследствии в более чем торжественной обстановке. Тема островных споров в АТР не упоминалась в заявлениях лидеров по итогам переговоров [89]. Однако двойные стандарты проявились и тут. Визит китайской делегации совпал по времени с проведением (тоже в Калифорнии) совместных американо-японских учений, в которых участвовали и сухопутные, и морские, и военно-воздушные подразделения ССО. Отрабатывалась тактика выбивания противника с захваченного им острова, в чём вполне можно усмотреть намёк на ВКМ [90,

с. 28]. Китай официально попросил прекратить учения на время саммита, но его призыв остался без внимания [23, с. 38]

Поддержку Японии в скором времени выразил командующий американской морской пехотой на Окинаве Дж. Уисслер, заявив, что, «в случае необходимости, американские конвертопланы могут быть переброшены на спорные острова» [91]. Китай же тем временем попытался разыграть карту "02", «Большой двойки», фактически рассчитывая на то, чтобы на равных с США «поделить» весь АТР. Так, согласно заявлению председателя КНР Си Цзиньпина, «в Тихом океане достаточно места для двух крупных держав -КНР и США» (цит. по: [92]). Как видим, всех остальных: Россию, Индию, Японию, Австралию и другие страны - КНР как будто бы вычёркивает, не считая за крупных игроков. Не менее пафосно подавались достигнутые китайской стороной с США при Б. Обаме договорённости по климатической безопасности и снижению выбросов, ставившиеся Китаем в пример всему остальному миру

[93].

Но такая внешнеполитическая линия, а также, как отмечает один из крупнейших специалистов по Китаю в Европе, французский синолог Ф. Годман, поднятый Японией и лично С. Абэ информационный шум, воинственные заявления и сравнение милитаризации АТР с ситуацией накануне Первой мировой войны привели к тому, что США более явственно ощутили все риски, связанные с повышением активности Китая, и стали усиленнее пытаться ограничивать его влияние [92].

В апреле 2015 г. министр обороны США Э. Картер на переговорах со своим южнокорейским коллегой упомянул о «милитаризации» островных споров Пекина со странами АТР и осудил «любые односторонние действия, несущие угрозу администрированию островов Сенкаку». МИД КНР в ответ немедленно призвал США «уважать волю Китая и других стран по разрешению таких споров и принятию других шагов, которые будут способствовать укреплению регионального мира и стабильности» [94]. Обеспокоило Китай и подписание американо-японско-южнокорейского соглашения об обмене секретными данными: МИД КНР зая-

вил, что «надеется», что соглашение «не приведёт к дестабилизации ситуации на Корейском полуострове», и «все стороны приложат больше усилий для укрепления взаимного доверия и не будут совершать действия, дестабилизирующие ситуацию» [27].

В июле 2016 г. главы внешнеполитических ведомств США, Японии и Австралии на полях Регионального форума АСЕАН сделали совместное заявление по поводу ситуации в ЮКМ, выразив «серьёзную озабоченность» по поводу территориальных споров и призывая все государства региона воздерживаться от крупномасштабных насыпных работ, строительства аванпостов и использования их в военных целях. Это произошло как раз тогда, когда все упомянутые действия производил в спорной акватории Китай. МИД КНР тут же прокомментировал это заявление, указав на то, что «США, Япония и Австралия не являются сторонами территориальных споров в ЮКМ и не должны указывать другим странам, как им поступать» [95], но этим полемика и ограничилась.

Осенью 2016 г. одним из крупнейших и наиболее значимых американских центров аналитики и стратегического планирования -RAND Corporation был опубликован доклад «Война с Китаем. Размышляя о немыслимом», который, надо думать, был направлен на то, чтобы очень основательно «припугнуть» Пекин и сделать его более сговорчивым, поскольку противоречий в американо-китайских отношениях к этому моменту накопилось более чем достаточно (это и увеличение активности КНР в ЮКМ, и недовольство китайской стороны продолжением сотрудничества США с Тайванем, и другие проблемы). Для нас этот документ интересен тем, что в нём в том числе есть ссылка на союз США с Японией и реализацию его принципов в случае с японско-китайским островным спором. «Китай, - пишут авторы доклада, - мог недооценить готовность США поддержать в военном отношении Японию в случае кризисной ситуации в Восточно-Китайском море». Ещё одним риском называется выделение КНР своей 200-мильной исключительной экономической зоны в спорной акватории, которое входит в противоречие с отстаиваемой США точкой зрения о том, что это международные воды.

В целом делается вывод о том, что спор в ВКМ «может» спровоцировать военный конфликт с участием США [96, р. 3-8] и в этом конфликте, как и в других в АТР, «США и их союзники, включая Японию, могут и будут осуществлять ответные действия» [Ibid., p. 27].

В декабре 2016 г. новый президент США Д. Трамп, известный своими резкими предвыборными высказываниями о Китае, объявил о назначении главой Национального совета по торговле П. Наварро [97] - специалиста по Китаю, профессора Калифорнийского университета, автора многих исследований, критично показывающих скрытые и наиболее грязные стороны китайской внешней политики, экономики и торговли, изложенных в таких книгах, как, например, «Смерть от Китая» [98]. Данное назначение очень недвусмысленно показало общий настрой нового американского президента по отношению к КНР. Применительно к ситуации в ВКМ Д. Трамп на встрече с С. Абэ в феврале 2017 г. официально подтвердил позицию предшествующей администрации относительно того, что действие договора о безопасности распространяется на все японские территории, включая спорные острова [99].

Как видим, позиция США по поддержке Японии в споре с Китаем, несмотря на все двойные стандарты, в целом выражается ясно и практически не меняется, подкрепляясь к тому же активным военным сотрудничеством. Но при всём этом мы не слышим ни о каких-либо бойкотах американских товаров со стороны КНР, ни о попытках продать американские гособлигации, большим количеством которых владеет Китай, ни о разрушительных для американского фондового рынка спекуляциях, которые Китай мог бы устроить, - нет, этого попросту не происходит, китайская сторона ограничивается в основном словесными выпадами. Правда, КНР отвечает активным наращиванием собственных вооружений, развитием военного сотрудничества со странами ЮВА [100], а китайская пресса требует более решительных действий: повышения активности китайской политики и вооружённых сил в стратегически важных для США регионах, близких к американской территории, и рас-

ширения разведывательных операций [101]. Однако какой-либо серьёзной эскалации между двумя партнёрами-соперниками мы не наблюдаем. Причина, скорее всего, в том, что слишком во многом КНР зависит от США и слишком выгодна эта зависимость для крупного китайского бизнеса и для китайского государства, которому не нужно, таким образом, менять экспортно-ориентированную модель, искать новых партнёров, которые бы заменили размещающие в Китае свои производства американские ТНК в случае ухода, и т. д.

Вместо этого КНР, как может, старается строить с США «отношения нового типа между крупными державами», и Си Цзиньпин выступает перед американской аудиторией с проникновенными речами об этом [102], а инциденты наподобие предупреждений ВМС КНР американскому самолёту-разведчику в ЮКМ [103] чередуются с успешными совместными проектами в сфере авиастроения [104], бурным развитием торговли [105] и многомиллиардными сделками (см., например: [106; 107]).

Китайская пропаганда предлагает опираться на опыт развития американо-китайских отношений и заветы ещё времён Дэн Сяопина, при этом китайские политики не упускают случая лишний раз подчеркнуть, что США являются «ведущими в мире» и «Китай не имеет ни желания, ни возможностей бросать вызов руководящему положению США» [108, с. 398-402.]. В январе 2017 г. Госсовет КНР выпустил важнейший на современном этапе программный документ - Белую книгу «Политика Китая в сотрудничестве в сфере безопасности в АТР». Согласно этому документу отношения с США являются для Пекина наиболее важными в его внешней политике. И только за ними следуют отношения с другими «крупнейшими государствами»: Россией, Индией и Японией [109].

Выводы

Подведём итог. На сегодняшний день в отношениях США с ключевыми акторами международных отношений в АТР: Китаем и Японией - сложилась несколько противоречивая картина. Американо-японский военный союз, несмотря на имеющиеся проблемы, продолжает достаточно динамично раз-

виваться, он ценится как Вашингтоном, так и Токио, и как предыдущий, так и нынешний президенты США вновь и вновь заверяют Японию в приверженности американской стороны союзническим обязательствам. Союз выгоден обеим странам: США имеют крупную группировку войск в АТР в непосредственной близости от Китая и КНДР и неплохо зарабатывают на поставках в Японию своей военной техники, а японская сторона может рассчитывать на определённую защиту от возможной агрессии КНДР. Проблемы в альянсе выражаются главным образом в недовольстве японских граждан инцидентами с американскими военными и техникой, преступлениях, в которых замешаны военнослужащие США, а также большой нагрузке на окружающую среду от присутствия на территории Японии американских баз и войск. Тем не менее союзники находят общий язык, особенно в условиях усилившейся северокорейской ядерной угрозы и растущего военного потенциала Китая.

Параллельно американской стороной время от времени делаются различные выпады в адрес Китая. Но здесь у США присутствуют двойные стандарты: Япония всё же не получает стопроцентной поддержки от американской стороны в территориальном споре с КНР, а США, в свою очередь, с помощью союза с ней пытаются манипулировать в отношениях с Китаем, который, надо сказать, тоже ведёт себя более чем неоднозначно: называет отношения с США главными в своей внешней политике, заключает с ними крупные торговые сделки, отвечает время от времени на их выпады в свой адрес и одновременно проводит активную милитаризацию, продолжает свою линию в спорах в ВКМ и ЮКМ. Всё это формирует чрезвычайно сложную среду в АТР, делая его одним из очагов конфликтности в мире, несмотря на заверения государств в стремлении к миру и сотрудничеству.

Какие выводы из сложившейся ситуации можно извлечь российской стороне? Наверное, главным образом о сложности взаимоотношений в китайско-американо-японском треугольнике и об отсутствии абсолютных принципов в каких-либо союзах или стратегических партнёрствах в современную эпоху. Многовекторность - вот что скорее

определяет сегодня политику любого крупного государства, которое держит руку на пульсе событий в окружающей его международной среде. Чрезвычайно важно, во-первых, развивать собственную конкурентоспособность в такой сложной геополитической обстановке и, во-вторых, не ввязываться никоим образом в конфликты соседей. Только в этом случае сотрудничество с одним государством не станет рычагом давления и полем для использования двойных стандартов в отношениях с другими странами, а в АТР может сохраняться стратегический паритет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шаклеина Т. А. Россия и США в мировой политике. - М. : Аспект Пресс, 2017. - 336 с.

2. Лексютина Я. В. АТР как авансцена соперничества Китая и США в XXI веке // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 7. - С. 2-10.

3. Japan-U. S. Security Treaty // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: http://www.mofa.go.jp /region/n-america/us/q&a/ref/1.html (дата обращения: 28.10.2017).

4. Agreement Regarding the Status of United States Armed Forces in Japan // Ministry of Foreign Affairs of Japan. - URL: http://www.mofa. go.jp/region/n-america/us/q&a/ref/2.html (дата обращения: 28.10.2017).

5. Wickett X., Nilsson-Wright J., Summers T. The Asia-Pacific Power Balance Beyond the US-China Narrative. - L. : Chatham House, 2015. - 80 p.

6. Clinton H. America's Pacific Century // Foreign Policy. - 2011. - Oct. 11. - URL: http://foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century/ (дата обращения: 21.01.2016).

7. The U.S.-Japan Security Alliance // Council on Foreign Relations. - URL: https://www.cfr.org /backgrounder/us-japan-security-alliance (дата обращения: 28.10.2017).

8. Япония утвердила новый план развития ВС // Росбалт. - URL: http://www.rosbalt.ru/2010 /12/17/801739.html (дата обращения: 07.02.2011).

9. Парамонов О. Г. Японо-американская ПРО -фактор изменений базовых принципов политики Токио в области безопасности // Япония в поисках новой глобальной роли. - М. : Восточная литература, 2014. - С. 109-126.

10. О военном сотрудничестве Японии и США // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2012. - 21 февр.

11. США сколачивают азиатскую ПРО // Голос России. - URL: http://rus.ruvr.ru/2012_05_24 /75819513/ (дата обращения: 03.10.2013).

12. Liff A. How Specifically Does Japan's LDP Want to Revise the Constitution? // The Diplomat. -2016. - July 14. - URL: http://thediplomat.com/ 2016/07/how-specifically-does-japans-ldp-want-to-revise-the-constitution/ (дата обращения: 26.09.2016).

13. The Constitution of Japan // Prime Minister of Japan and His Cabinet. - URL: http://japan.

kantei.go.ip/constitution_and_government_of_ japan/constitution_e.html (дата обращения: 28.10.2017).

14. Лузянин С. Г. Гонка вооружений: три ограничителя для Китая // МГИМО-Университет. -URL: http: //www. mgi mo. ru/news/experts/docu-ment185607.phtml (дата обращения:

24.10.2011).

15. В Китае разрабатывают 40-тысячетонный десантный корабль // Жэньминь жибао. - 2012. -23 нояб. - URL: http://russian.people.com.cn /31521/8032151.html (дата обращения:

24.11.2012).

16. J-20 Stealth Fighter Jet "Innovative, Not Stolen from US Plane" // Global Times. - 2011. -Jan. 25. - URL: http://www.globaltimes.cn /content/616283.shtml (дата обращения:

09.05.2013).

17. Kawasaki A., Nahory C. Japan's Decision on Collective Self-Defense in Context // The Diplomat. -2014. - Oct. 3. - URL: http://thediplomat.com /2014/10/japans-decision-on-collective-self-defense-in-context/ (дата обращения: 24.10.2015).

18. Joint Press Conference with President Obama and Prime Minister Abe of Japan // The White House. - URL: https://obamawhitehouse.archi-ves.gov/the-press-office/2014/04/24/joint-press-conference-president-obama-and-prime-minister-abe-japan (дата обращения: 15.11.2017).

19. Переброска конвертопланов «Оспри» // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2013. - 12 авг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Поставки американских конвертопланов // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2013. - 30 июля.

21. НАТО и Япония подписали программу партнёрства и сотрудничества // Синьхуа. - URL: http://russian.china.org.cn/international/txt/201 4-05/07/content_32309393.htm (дата обращения: 14.12.2014).

22. Совместные военно-морские учения США, Японии и Индии // Newsland. - URL: http:// newsland.com/news/detail/id/1416057 (дата обращения: 30.11.2014).

23. Стрельцов Д. В. Некоторые приоритеты внешнеполитического курса второго кабинета С. Абэ // Япония в поисках новой глобальной роли. - М. : Восточная литература, 2014. -С. 35-52.

24. К размещению кораблей ПРО США // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2014. - 17 окт.

25. Япония: военно-космическое сотрудничество с США // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2014. -22 окт.

26. China Secretly Tested an Anti-Satellite Missile // The Diplomat. - 2014. - March 19. - URL: http://thediplomat.com/2014/03/china-secretly-tested-an-anti-satellite-missile/ (дата обращения: 08.08.2014).

27. О военном союзе Вашингтон - Сеул - Токио // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2015. - 14 янв.

28. New "Military Cooperation" Unveiled Between Korea and Japan // KoreaBANG. - URL: http:// www.koreabang.com/2012/stories/new-military-cooperation-unveiled-between-korea-and-japan.html (дата обращения: 05.01.2015).

29. РК, США и Япония 21 июля начнут совместные гуманитарно-спасательные учения на море // Синьхуа. - URL: http://russian.china.org.cn /international/txt/2014-07/10/content_329105 54.htm (дата обращения: 11.02.2015).

30. Соломенцева А. «Китайский вопрос» в отношениях США с союзниками // Международные процессы. - 2016. - № 3. - С. 112-125.

31. Gady F.-S. US and Japan Successfully Test Ballistic Missile Killer // The Diplomat. - 2015. -June 11. - URL: http://thediplomat.com/2015 /06/us-and-japan-successfully-test-ballistic-missile-killer/ (дата обращения: 18.11.2015).

32. Gady F.-S. 100 Percent of Targets Destroyed: Japan Is Testing New Missile in US // The Diplomat. - 2015. - Nov. 11. - URL: http://thedip-lomat.com/2015/11/100-percent-of-targets-destroyed-japan-is-testing-new-missile-in-us/

( дата обращения : 18.11.2015).

33. В Таиланде начались крупнейшие в АТР учения с участием военных из 24 стран, в том числе США // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. -2015. - 9 февр.

34.

Л&ШШ // Асахи симбун. - 2014. - 26 марта. -URL: http://www.asahi.com/international/reuters /CRWTYEA2008N.html (дата обращения: 11.02.2015).

35. Синдзо Абэ стал первым премьером Японии, поднявшимся на борт атомного авианосца США // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2015. - 18 окт.

36. В Японию переброшен второй за год корабль ВМС США, оснащённый системой слежения «Иджис» // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2015. -19 окт.

37. Более 6 000 военных Японии и США принимают участие в командно-штабных учениях «Ямасакура» // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. -

2015. - 9 дек.

38. В Токио надеются на сотрудничество с Пекином в принятии резолюции ООН по КНДР -МИД Японии // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2016. - 16 янв.

39. Япония совместно с США и Южной Кореей собирает разведданные о подготовке к пускам в КНДР // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. -

2016. - 28 янв.

40. Blair D., Hironaka М. The North Korean Nuclear Test and the US-Japan Alliance // The Diplomat. -2016. - Jan. 24. - URL: http://thediplomat.com /2016/01/the-north-korean-hydrogen-bomb-test-and-the-us-japan-alliance/ (дата обращения: 25.01.2016).

41. Obama, Abe, Park Stand United Against Pyongyang's "Provocations" but China Offers No Tough Talk // The Japan Times. - 2016. -Apr. 1. - URL: http://www.japantimes.co.jp/news /2016/04/01/national/politics-diplomacy/obama-abe-park-stand-united-pyongyangs-provocations-china-offers-no-tough-talk/#.Vv6oaC59qpo (дата обращения: 05.04.2016).

42. США перебросили на японскую Окинаву 26 боевых самолётов // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2016. - 28 янв.

43. Минобороны Японии развернуло в Токио ЗРК «Пэтриот» на случай ракетного пуска в КНДР

// Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2016. -

29 янв.

44. // Нихон кэйдзай симбун. - 2016. - 16 нояб. - URL: http://www.nikkei.com/article/DGXKZO0958362 0W6A111C1EA1000/ (дата обращения: 21.11.2016).

45. Абэ выразил уверенность, что сможет установить с Трампом доверительные отношения // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2016. -18 нояб.

46. Абэ и Трамп договорились укреплять двусторонние отношения - японский посол // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2016. - 2 дек.

47. In Welcoming Shinzo Abe, Trump Affirms U. S. Commitment to Defending Japan // The New York Times. - 2017. - Feb. 10. - URL: https:// www.nytimes.com/2017/02/10/world/asia/trump-shinzo-abe-meeting.html (дата обращения: 25.11.2017).

48. США впервые разместили свои истребители пятого поколения F-35 за рубежом // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. - 18 янв.

49. ВВС Японии отрабатывают сопровождение стратегических бомбардировщиков США // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. -4 мая.

50. ВВС Японии провели учения с палубной авиацией авианосца США // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. - 28 апр.

51. ВВС США и Силы самообороны Японии провели учения в районе Корейского полуострова // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. -

30 июля.

52. ВМС Индии, США и Японии начинают совместные манёвры в Бенгальском заливе // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. - 10 июля.

53. На Хоккайдо начались учения Японии и США с возможным участием конвертопланов Osprey // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. -10 авг.

54. Бомбардировщики США впервые провели ночной учебный полет с ВВС Японии и Рес-публ ики Корея // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. - 11 окт.

55. Первые два самолета F-35 переброшены на базу ВВС США на Окинаве // Пульс планеты -Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. - 2 нояб.

56. Власти японского города Ивакуни согласились на переброску туда ещё более 60 самолётов США // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. -2017. - 23 июня.

57. Первый собранный в Японии боевой самолет F-35 показан журналистам // Пульс планеты -Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. - 5 июня.

58. Мишенью последнего пуска ракет в КНДР была авиабаза морской пехоты США в Японии - эксперты // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. -2017. - 9 марта.

59. Войска Японии готовы к неожиданным действиям со стороны КНДР - министр // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. - 10 окт.

60. О пересмотре соглашений с США в области обороны // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2012. -9 февр.

61. План перевода войск с Окинавы // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2012. - 28 апр.

62. Japanese Governor Approves Relocation of US Military Base on Okinawa // The Telegraph. -2013. - Dec. 27. - URL: http://www.telegraph. co.uk/news/worldnews/asia/japan/10538812 /Japanese-governor-approves-relocation-of-US-military-base-on-Okinawa.html (дата обращения: 04.04.2015).

63. Правительство Японии отменило запрет властей Окинавы на работы по переносу авиабазы США // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2015. -30 марта.

64. Японцы пожаловались в ООН на американскую военную базу в Окинаве // Вести.ru. -URL: http://www.vesti.ru/doc.htmPid = 2667230 (дата обращения: 24.09.2015).

65. Об использовании американских конверто-планов // Вестник Азия ИТАР-ТАСС. - 2012. -19 сент.

66. // Асахи симбун. - 2016. - 14 дек. - URL: http:// www.asahi.com/articles/DA3S12704534.html (дата обращения: 18.11.2017).

67. // Асахи симбун. - 2017. - 21 янв. - URL: http:// www.asahi.com/articles/ASK1N7289K1NTP0B00 D.html (дата обращения: 18.11.2017).

68. «mi.^'JgS-r-

// Асахи симбун. - 2017. - 29 окт. - URL: http://www.asahi.com/articles/ASKBX31RDKBX TIPE003.html (дата обращения: 18.11.2017).

69. Стрельцов Д. В. Политика Японии в сфере военной безопасности при кабинетах С. Абэ: новые подходы // Проблемы Дальнего Востока. - 2016. - № 3. - С. 21-31.

70. Истомин И. А., Водопьянов К. Г. Трансформация американо-японского союза // Международные процессы. - 2016. - № 1. - С. 121-142.

71. Garrett G. Chinese-US Economic Relations After the Global Financial Crisis // Rising China: Global Challenges and Opportunities / ed. by J. Golley, L. Song. - [S. l.], 2011. - URL: http:// www.jstor.org/stable/j.ctt24hbk1.17 (дата обращения: 10.09.2017).

72. Основатель Alibaba купил 11 тысяч га американского заповедника // Вести.ru. - URL: http://realty.vesti.ru/news/show/id/20624 (дата обращения: 02.07.2015).

73. Gady F.-S. China and US Hold Joint Naval Exercise // The Diplomat. - 2015. - Nov. 18. - URL: http://thediplomat.com/2015/11/china-and-us-hold-joint-naval-exercise/ (дата обращения: 18.11.2015).

74. США демонстрируют право на свободу навигации, проводя учения 3 авианосцев - Госдепартамент // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. - 9 нояб.

75. China Sends Warships to Tanzania, as It Shifts Naval Focus to the Indian Ocean // The Epoch Times. - 2016. - June 1. - URL: http://www.the epochtimes.com/n3/2080394-china-sends-warships-to-tanzania-as-it-shifts-naval-focus-to-the-indian-ocean/ (дата обращения: 11.06.2016).

76. Китай начинает догонять Россию и США в разработке гиперзвукового оружия // Взгляд. -

2014. - 5 дек. - URL: http://vz.ru/society /2014/12/5/718853.html (дата обращения: 01.03.2015).

77. Wortzel L. M. The Chinese People's Liberation Army and Space Warfare Emerging United States-China Military Competition // American Enterprise Institute. - URL: http://www.aei.org /papers/foreign-and-defense-policy/regional /asia/the-chinese-peoples-liberation-army-and-space-warfare/ (дата обращения: 08.08.2014).

78. Gady F.-S. US Cyber Command's Veiled Threat: China "Vulnerable" in Cyberspace // The Diplomat. - 2015. - Nov. 24. - URL: http://thedip-lomat.com/2015/11/us-cyber-commands-veiled-threat-china-vulnerable-in-cyberspace/ (дата обращения: 24.11.2015).

79. Директор нацразведки США возложил ответственность за крупную кибератаку на хакеров из КНР // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. -

2015. - 25 июня.

80. Smith S. Asia's Great Powers and Regional Stability: A New Trilateral Dynamic Between the United States, China and Japan // American Foreign Policy Interests. - 2015. - Vol. 37, № 5-6. -Р. 303-310.

81. Wu X. Cooperation, Competition and Shaping the Outlook: The United States and China's Neighbourhood Diplomacy // International Affairs. - 2016. - Vol. 92, № 4. - Р. 849-867.

82. США «возвращаются в Азию» // Жэньминь жибао. - 2010. - 28 окт. - URL: http://russian. people.com.cn/95181/7180282.html (дата обращения: 01.11.2010).

83. Никто не сможет создать в АТР кольцо окружения вокруг Китая - заместитель главы МИД КНР // Жэньминь жибао. - 2011. - 17 янв. -URL: http://russian.people.com.cn/31521 /7262492.html (дата обращения: 17.01.2011).

84. Remarks by President Obama and Prime Minister Abe of Japan After Bilateral Meeting // The White House. - URL: https://obamawhitehouse. archives.gov/the-press-office/2013/02/22 /remarks-president-obama-and-prime-minister-abe-japan-after-bilateral-mee (дата обращения: 20.11.2017).

85. Obama to Abe: China Raised Tensions over Sen-kakus // The Japan Times. - 2013. - March 4. -URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2013 /03/04/national/politics-diplomacy/obama-to-abe-china-raised-tensions-over-senkakus/#.WiL wwXlx2po (дата обращения: 27.11.2017).

86. Obama Says US Will Defend Japan in Island Dispute with China // The Guardian. - 2014. -Apr. 24. - URL: https://www.theguardian.com /world/2014/apr/24/obama-in-japan-backs-status-quo-in-island-dispute-with-china (дата обращения: 20.11.2017).

87. Obama Assures Abe on Senkakus // The Japan Times. - 2014. - Apr. 24. - URL: https:// www.japantimes.co.jp/news/2014/04/24/national /obama-tells-abe-security-treaty-covers-senkakus/ (дата обращения: 20.11.2017).

88. Yamaguchi N. The Sino-Japanese Relationship and Its Implications for Regional Security in East Asia // American Foreign Policy Interests. -2015. - Vol. 37, № 5-6. - Р. 288-295.

89. Remarks by President Obama and President Xi Jinping of the People's Republic of China After Bilateral Meeting // The White House. - URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/06/08/remarks-president-obama-and-president-xi-jinping-peoples-republic-china (дата обращения: 25.11.2017).

90. Кистанов В. О. Япония по всему миру ищет партнёров для противодействия «китайской угрозе» // Япония наших дней. - 2013. -№ 2 (16). - С. 26-38.

91. Каменский Н. Если на США нападут, на выручку придёт Япония // Независимая газета. -2013. - 19 сент.

92. Godement F. How Abe Makes Washington Listen // European Council on Foreign Relations. -URL: http://www.ecfr.eu/article/commentary_ how_abe_makes_washington_listen (дата обращения: 27.12.2015).

93. Others Must Now Follow China-US Climate Action, or Be Left in the Dust // South China Morning Post. - 2016. - Sept. 11. - URL: http:// www.scmp.com/comment/insight-opinion/article /2018020/others-must-now-follow-china-us-climate-action-or-be-left (дата обращения: 13.10.2016).

94. Строкань С. Пентагон перезавоёвывает Азию // Коммерсант. - 2015. - 9 апр.

95. США, Япония и Австралия не должны указывать другим странам, что им делать - МИД КНР // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. -2016. - 27 июля.

96. Gompert D., Cevallos A., Garafola C. War with China. Thinking Through the Unthinkable. -Santa-Monica : RAND Corporation, 2017. -116 p.

97. Скосырев В. Трамп призвал на службу ярого критика Китая // Независимая газета. -2016. - 23 дек.

98. Наварро П., Отри Г. Смерть от Китая. Лицом к лицу с драконом. Глобальный призыв к действию. - М. : Синосфера, 2017. - 331 с.

99. In Welcoming Shinzo Abe, Trump Affirms U. S. Commitment to Defending Japan // The New York Times. - 2017. - Feb. 10. - URL: https://www.nytimes.com/2017/02/10/world/asia /trump-shinzo-abe-meeting.html (дата обращения: 25.11.2017).

100. ВВС Китая и Таиланда начали совместные учения «Удар сокола - 2017» // Жэньминь жибао. - 2017. - 18 авг. - URL: http:// russian.people.com.cn/n3/2017/0818/c31521-9256931.html (дата обращения: 19.08.2017).

101. // Хуаньцю ши-бао. - 2014. - 28 авг. - URL: http://opinion. huanqiu.com/editorial/2014-08/5120314.html (дата обращения: 31.08.2014).

102.

// News.ifeng. com. - 2015. - 23 сент. - URL: http://news.ifeng.com/aZ20150923/44718271_ 0.shtml (дата обращения: 20.12.2015).

103. Китайские ВМС сделали 8 предупреждений американскому самолёту-разведчику // Жэнь-минь жибао. - 2015. - 21 мая. - URL: http:// russian.people.com.cn/n/2015/0521/c31521-8895917.html (дата обращения: 15.11.2015).

104. Крупный самолёт типа С919 будет оснащён «самым мощным мозгом» // Жэньминь жибао. -2015. - 7 апр. - URL: http://russian.people. com.cn/n/2015/0407/c31517-8874741.html (дата обращения: 10.05.2015).

105. Специальный репортаж: визит Си Цзиньпина в США откроет новую эру взаимовыгодного сотрудничества // Синьхуа. - 2015. - 25 сент. -URL: http://russian.news.cn/2015-09/25/c_134 659965.htm (дата обращения: 19.12.2015).

106. Китай закупит у компании «Боинг» самолёты на $38 миллиардов // News-Asia. - URL: http://www.news-asia.ru /view/8741 (дата обращения: 23.12.2015).

Информация о статье

Дата поступления 4 декабря 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.

Сведения об авторе

Муратшина Ксения Геннадьевна - канд. ист. наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

Адрес для корреспонденции: 620000, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина, 51 E-mail: ksenia-kgm@mail.ru; ksenia.muratshina@urfu.ru

107. Китай и США в ходе визита Трампа пришли к важному консенсусу по торговле - МИД КНР // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. - 2017. -

10 нояб.

108. Румянцев Е. Н. Внутренняя и внешняя политика Си Цзиньпина. - М. : Синосфера, 2016. -592 с.

109. Full text: China's Policies on Asia-Pacific Security Cooperation // Синьхуа. - 2017. -

11 янв. - URL: http://news.xinhuanet.com /english/china/2017-01/11 /c_135973695.htm (дата обращения: 28.11.2017).

Article info

Received

December 4, 2017

Accepted February 1, 2018

About the author

Muratshina Ksenia Gennadyevna - Candidate of Historical sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations of the Ural Federal University named after the fist President of Russia B. N/ Yeltsin (Ekaterinburg, Russia)

Postal address: 51, Lenina ul., Ekaterinburg, 620000, Russia

E-mail: ksenia-kgm@mail.ru; ksenia.muratshina@urfu.ru

Для цитирования

Муратшина К. Г. Военное сотрудничество США с Японией как одна из причин противоречий в американо-китайских отношениях // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 185-198. й01: 10.25513/2312-1300.2018.1.185-198.

For citations

Muratshina K. G. The USA-Japan Military Cooperation as One of the Points of Contradictions in the USA-China Relations. Heraid of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 185-198. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1. 185-198 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.