Научная статья на тему 'Страны АСЕАН и американо-японская инициатива Транстихоокеанского партнерства'

Страны АСЕАН и американо-японская инициатива Транстихоокеанского партнерства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
659
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / АСЕАН / ЯПОНИЯ / США / КИТАЙ / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / SOUTHEAST ASIA / ASEAN / JAPAN / USA / CHINA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муратшина Ксения Геннадьевна

В статье анализируется присоединение 4 стран АСЕАН Вьетнама, Брунея, Малайзии и Сингапура к соглашению о Транстихоокеанском партнерстве. Автором исследуется вопрос, чем руководствовались страны ЮВА, вступая в планировавшийся экономический блок, какую позицию они заняли в отношении ратификации соглашения и как отнеслись к ТТП не вступившие в него государства. В настоящее время, после выхода из соглашения США по решению нового президента Д. Трампа, дальнейшее развитие ТТП намерена отстаивать Япония, но будущее проекта неясно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyses the process of joining the Trans-Pacific Partnership by four Southeast Asian states Vietnam, Brunei, Malaysia and Singapore. The author examines the question of what motivated the SEA countries to join TTP, what attitude they demonstrated towards the ratification of the agreement and how non-aligned to TTP ASEAN countries reacted to it as well. Currently, after US withdrawal from the agreement, made by the new president D. Trump, it is Japan who stands firmly for the further development of TTP, however, the perspectives of the agreement are quite vague.

Текст научной работы на тему «Страны АСЕАН и американо-японская инициатива Транстихоокеанского партнерства»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск XXXIV (№ 34, 2017)_

© Муратшина К.Г.

УрФУ

СТРАНЫ АСЕАН и АМЕРИКАНО-ЯПОНСКАЯ ИНИЦИАТИВА ТРАНСТИХООКЕАНСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Транстихоокеанское партнерство (ТТП) стало, без преувеличения, крупнейшим, наиболее противоречивым и трудно развиваемым международным интеграционным проектом в Азиатско-Тихоокеанском регионе в первые полтора десятилетия XXI в. Участниками многостороннего соглашения о свободной торговле, подписанного в феврале 2016 г., на начало 2017 г., после выхода США, остаются Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили и Япония. И, хотя в настоящее время перспективы проекта достаточно туманны, представляет интерес проследить, почему сразу 4 страны АСЕАН присоединились к нему, как в целом шло продвижение инициативы ТТП в таком стратегически важном в международной торговле и в глобальном геополитическом измерении региона, как Юго-Восточная Азия.

Идея создания межрегионального экономического блока в АТР принадлежит США и разрабатывалась в конце XX - начале XXI в.1 Однако сразу эта идея не была реализована, впоследствии ТТП было создано при активном участии США на базе другой организации - Транстихоокеанского стратегического экономического партнерства (ТСЭП). ТСЭП сформировали в 2005 г. 4 страны - Бруней, Сингапур, Новая Зеландия и Чили. Если анализировать текст соглашения о ТСЭП2, то можно отметить, что его участники обязывались расширять свободу торговли и инвестиций, устанавливать более прозрачные правила ведения торговли, сотрудничать во внедрении инноваций и защите интеллектуальной собственности, применять национальный режим к товарам друг друга, отменять пошлины и технические барьеры, проводить консультации по изменению тарифов и т. д. По сути, таким образом становилось проще, выгоднее и удобнее торговать друг с другом, чем с остальным миром. Кроме того, в этом составе трудно выделить какого-либо геге-

мона, учитывая разную специализацию участников на мировом рынке и отсутствие выраженной конкуренции между ними в глобальном разделении труда.

В США, тем временем, идея создания ТТП начала активно развиваться администрацией Б. Обамы как один из символов «стратегии разворота» и «возвращения в Азию»3. Как заявлял сам 44-й американский президент, проект ТТП был выгоден США, поскольку ликвидировал порядка 18 000 видов пошлин и сборов на импорт американских товаров на рынки стран-участниц, да и просто «позволял именно Америке, а не странам наподобие Китая, определять правила игры в таком динамично развивающемся регионе, как Азиатско-Тихоокеанский»4. При активном участии США началась работа по расширению ТСЭП и формированию на его фундаменте нового блока: в 2008 -2013 гг. к переговорам присоединились две страны АСЕАН -Вьетнам и Малайзия, а также Австралия, Перу, Япония, Мексика и Канада.

На роли Японии в процессе создания ТТП стоит остановиться несколько поподробнее. Именно Япония, по сути, являлась вторым основным выгодоприобретателем от создания блока. Премьер Синдзо Абэ позиционировал участие в ТТП как стратегическую цель для страны, и, несмотря на все опасения потенциальных рисков присоединения, например, для национального сельского хозяйства, свободная торговля с 11 государствами АТР рассматривалась как чрезвычайно выгодная возможность для японской промышленности5. Кроме того, нельзя не отметить потенциальную геополитическую выгоду для Японии от участия в ТТП и сотрудничества в его формате со странами той же ЮВА в условиях соперничества Токио с Пекином в различных сферах. Наконец, желание обеспечить определенную управляемость торговой среды в транстихоокеанском пространстве было естественно для Японии и США на фоне их энергетического сотрудничества6 и перспектив расши-

7

рения торговли энергоносителями в регионе в целом .

Лидеры Японии и США регулярно обсуждали вопрос о ТТП на двустороннем уровне8, кроме того, американская сторона активно продвигала ТТП во время официальных визитов в регион9. В 2015 г. на бизнес-саммите в Куала-Лумпуре, прохо-

дившем во время 27-го саммита АСЕАН, Б. Обама выступил с программной речью, в которой пообещал, что ТТП будет «большим, чем просто торговый пакт. Это долгосрочные инвестиции в безопасность и права человека»10. В докладе американского Совета по международным отношениям о соперничестве США и КНР в Юго-Восточной Азии относительно ТТП был высказан еще один посыл: создание блока - важный и символичный шаг, и для стран региона он означает приверженность Вашингтона своим союзническим отношениям с ними11. Аналитики другой структуры, играющей заметную роль в определении стратегии внешней политики США, - Института Брукингса - отмечали, что ТТП несет для стран Азии «как раз тот вид [американского] лидерства, какой они и хотели получить, лидерство, не вынуждающее к резким шагам, а позволяющее совместными усилиями увеличить свой потенциал в условиях растущего влияния Китая»12.

Интересно также, что госсекретарь при Б. Обаме Дж. Керри с последним визитом в этой должности в январе 2017 г. отправился в ЮВА, а именно во Вьетнам, где провел целую серию встреч с представителями руководства страны13. Кроме того, США приглашали в блок и новых участников, например, Таиланд14. В январе 2017 г., когда выход США из соглашения стал делом решенным, и назрел принципиальный вопрос о его будущем, целое турне по ЮВА, в ходе которого обсуждались и перспективы ТТП15, провел японский премьер Синдзо Абэ, ранее выступавший с инициативой непременно сохранить блок в его нынешнем виде16. Известно также, что вопрос сохранения ТТП и его дальнейшего развития даже без США поднимался в ходе визита Синдзо Абэ в январе 2017 г. в

17

Австралию .

Содержание текста соглашения о ТТП18 показывает, что основным его результатом является снятие тарифных ограничений на большое количество товарных групп в торговле между участниками блока. Кроме того, участники могут пользоваться национальным режимом и в других сферах, например, в доступе инвесторов на рынок той или иной страны. Эти условия выглядят достаточно многообещающе, но, с другой стороны, невозможно с уверенностью сказать, что производители,

например, Малайзии смогут на равных конкурировать с продукцией американских или японских ТНК даже при формальном снятии всех барьеров. Снимая же, в свою очередь, барьеры для американского и японского экспорта в свои страны, экономики ЮВА могут столкнуться с очень серьезным вызовом. Учитывая, что многие страны региона попали под долговременное влияние мирового финансового кризиса 2008 г.19, и ситуация в их экономиках в начале второго десятилетия XXI в. была отнюдь не блестящей, представляется, что на фоне неоднозначности экономических выгод от ТТП основным фактором, мотивировавшим страны ЮВА к принятию проекта, все же стал не экономический, а геополитический - необходимость сохранения хоть какой-то многовекторности в условиях наращивания экономического (в плане конкуренции на мировых рынках и в рамках зоны свободной торговли) и военного (в Южно-Китайском море) давления со стороны Китая. Параллельно проявилось желание попытаться решить за счет сотрудничества с США часть экономических проблем региона, для чего требовалось именно сотрудничество в соответствующей области, а не столь привычное для США укрепление военного

взаимодействия20. В последние годы особенно усилилась тен-

21

денция к достижению «контрбаланса» США против Китая ,

как и антикитайские настроения во многих государствах регио-

22

на . На этой волне страны АСЕАН активизировали свои взаимоотношения не только с США, но и с «третьими соседями» -Японией23, Индией24 и Россией25.

Основным фактором в региональной политике продолжало оставаться американо-китайское соперничество, и главным «объектом» конкуренции КНР и США стало обладающее, пожалуй, наибольшим экономическим и военным потенциалом в АСЕАН государство - Вьетнам. Вьетнамским руководством в условиях «жесткой политики» Пекина в спорных вопросах, с одной стороны, и активного политического и экономического

взаимодействия, с другой, были приняты многие стратегиче-

26

ские предложения США, вплоть до военного сотрудничества , даже несмотря на сохраняющуюся проблему идеологических расхождений27. В условиях периодических обострений отношений из-за действий Пекина в территориальном споре в ЮКМ

море это выглядело вполне органично. Кроме того, важной мотивацией явилось то, что США для Вьетнама на сегодняшний день - главный рынок сбыта28. Против ТТП, однако, выступили вьетнамские неправительственные организации, заявившие, например, что оно сыграет на руку производителям табака, пошлины на его ввоз будут отменены, и здоровье страны, и так занимающей 15-е место в списке самых курящих в мире, окажется под угрозой29. Кроме того, исследования экономистов показали, что национальная экономика продолжит устойчиво расти и без ТТП30. В 2017 г., ко всему прочему, появились некоторые свидетельства определенного улучшения вьетнамско-

31

китайских отношений, прежде всего по межпартийной линии . Главным же фактором неопределенности для дальнейшей линии Вьетнама в отношении ТТП стал выход из соглашения о создании блока США по решению новоизбранного президента Д. Трампа. Ратификация соглашения о ТТП Ханоем проведена не была.

Малайзия, несмотря на митинги противников ТТП, высказывавших опасения «потери государством экономической независимости» и возможных негативных социальных последствий32, была несколько более заинтересована в участии в блоке и стала первой страной, законодательно утвердившей свое

33

присоединение к нему до подписания соглашения . По мнению премьер-министра Н. Разака, «членство в ТТП в долгосрочной перспективе создает неоспоримые преимущества для экономики страны, ее народу выгодно участие в этом масштабном проекте, который откроет бизнесу Малайзии более широкий доступ на рынки таких стран, как США, Канада, Мексика и Перу»34. Отчасти присоединение к ТТП было для страны своего рода контраргументом после того, как интересы местного бизнеса пострадали от вступления в силу соглашения о свободной торговле Китай - АСЕАН35. Ратификацию соглашения о ТТП власти Малайзии планировали провести до конца 2018 г.

36

после внесения изменений в национальное законодательство .

Если говорить о Сингапуре, то для него на современном этапе в целом характерен заметный «перенос внешнеполитического внимания в сферу развития международной экономики»

37

и активное участие в многосторонней дипломатии , а также

38

укрепление сотрудничества с США . Кроме того, страна уже состоит во многих разнообразных соглашениях о свободной торговле, и присоединение еще к одному не было принципиальным вопросом. Есть и такая точка зрения: особенно привлекательным в ТТП для Сингапура выглядело совершенствование правовой базы защиты интеллектуальной собственности39. МИД страны опубликовал в открытом доступе подробный разбор того, почему присоединение к ТТП действительно необходимо (а именно данные об интенсивности инвестиционного со-

40 41 42

трудничества , а также торговли товарами и услугами с другими участниками блока) и заявил, что «подписание соглашения о ТТП - это важнейшая веха в либерализации торговли в регионе»; «новые правила, определяемые им, обеспечат для сингапурских инвесторов и бизнеса более открытую, прозрачную и предсказуемую рыночную среду в регионе»43. Когда же перспектива выхода США из соглашения о ТТП стала реальной, премьер-министр Сингапура был среди тех, кто наиболее рьяно призывал Б. Обаму все-таки попытаться успеть ратифицировать документ до окончания срока президентских полномочий. Объяснялось это прежде всего зависимостью сингапур-

44

ской экономики от ориентации на внешнеторговую среду . Тем не менее, в 2016 г. ратификацию соглашения страна провести не успела, и планировалось, с учетом временных затрат на необходимые поправки в законодательстве, осуществить ее в начале 2017 г.45

Наконец, четвертый участник ТТП из числа стран АСЕАН - Бруней - сформулировал свою позицию коротко и ясно: в течение двух лет соглашение планировалось ратифицировать, однако сначала руководство страны предполагало заняться приведением в соответствие с ним национального законодательства, прежде всего, в сфере трудового права. Ратификацию не смогло ускорить даже посещение Брунея делегацией высокопоставленных представителей органов власти США46. Но в

47

целом, учитывая сырьевую направленность его экспорта , можно сделать вывод, что страна была попросту заинтересована в беспошлинной продаже минерального сырья на рынках участников ТТП.

Можно согласиться с точкой зрения о том, что вступление всего лишь четверых членов АСЕАН в ТТП создало риск «рас-координации» приоритетов и появление противоречий внутри

48

Ассоциации . Но по факту это вступление не было закреплено внутренней ратификацией. С большой уверенностью можно предположить, что более-менее выгодным присоединение к соглашениям, подобным ТТП, может быть только для государств с мощной конкурентоспособной промышленностью, таким же устойчивым сельским хозяйством и высоким уровнем стандартов в сфере трудового права, защиты интеллектуальной собственности и экологии, что, будем честны, для новых индустриальных стран, в число которых в свое время вошли страны ЮВА, нетипично. Однако возможность своего участия в этой инициативе все же рассматривали и некоторые не присоединившиеся к ТТП члены АСЕАН.

Так, например, вице-премьер Таиланда по вопросам экономики заявил, что его страна может присоединиться к ТТП, хотя и лишь по результатам тщательного изучения всех условий работы будущей организации49. СМИ Таиланда писали о возможном росте благодаря ТТП притока американских инве-

50

стиций в регион в целом , однако правительство подошло к вопросу о возможном присоединении к новому экономическому блоку очень серьезно и, в частности, обнародовало информацию о создании специальной рабочей группы по изучению перспективы влияния возможного вхождения Таиланда в ТТП на национальную сферу здравоохранения51. Здесь уместно вспомнить и о том, что Таиланд, несмотря на достаточно крепкие связи с США, является, по причине распространения на его территории производства дженериков, серьезным раздражителем для американских фармацевтических ТНК52, а в условиях закрепления ТТП срока действия патентов на лекарства эта сфера бизнеса оказывается под ударом. Кроме того, по некоторым оценкам, в настоящее время страна пытается несколько сократить свое взаимодействие с США и найти противовес уже в лице Китая из-за вмешательства Вашингтона в ее внутриполитические дела53. Наконец, по оценкам аналитиков Всемирного банка, не вступая в ТТП в случае его институционализации,

Таиланд потеряет всего лишь 0,3 % своего ВВП54. Более того, эти потери будут только краткосрочными55.

Можно предположить, что, помимо решения внутренних политических проблем, Таиланд более заинтересован в многостороннем политическом и экономическом взаимодействии в регионе в решении двух острых и насущных вопросов: получении значительных объемов прямых иностранных инвестиций для осуществления крупных инфраструктурных проектов и в помощи в борьбе с нетрадиционными угрозами национальной и региональной безопасности. Для решения первой задачи страна вступила в созданный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций56, для решения второй - принимает активное участие в многочисленных региональных и глобальных инициативах соответствующего профиля57.

Другой обладатель крупной экономики в ЮВА - Индонезия - заявила, что ее компетентные представители изучат в полной мере весь текст соглашения о ТТП и оценят «совместимость» национальной экономики с каждым из основных его па-

58

раметров . Однако после выхода из проекта США Индонезия практически открыто обрадовалась перспективе распада ТТП, поскольку, как отмечают индонезийские эксперты, в этом случае товары из Вьетнама и Малайзии, экспортируемые в США, не будут иметь перед индонезийскими никаких формальных преимуществ59. Также отмечается, что выход США из ТТП может создать политический и экономический вакуум в многостороннем экономическом сотрудничестве в АТР, который сразу же попытается заполнить своими проектами Китай60, поскольку в регионе в условиях глобализации и дальнейшей интеграции существует объективная необходимость в создании «новых правил игры»61. Пекин заинтересован в организации Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, что объясняется потенциальным выигрышем для его производственной сферы62.

Третья крупная не присоединившаяся к ТТП страна АСЕАН - Филиппины - одно время заявляла о своей заинтере-сованности63, но после смены президента, прихода к власти Р. Дутерте, его известного ухудшения отношений с США и улучшения, в свою очередь, с Китаем64 вопрос отпал сам собой.

Преимущественно аграрную Камбоджу можно отнести к ранее попавшим в сферу влияния Пекина государствам65, как и Лаос66. Зависимость от Пекина сохраняется и у Мьянмы, а ее отношения с США в последние годы выглядели неоднозначно и несколько переменчиво, плюс ко всему страна не может спра-

67

виться с большим количеством внутренних проблем67, и вопрос о ТТП на повестке дня для нее также не стоял.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В течение чуть более десятилетия, прошедшего с 2005 г. - со времени создания ТСЭП, - 4 страны АСЕАН (Вьетнам, Бруней, Малайзия и Сингапур) стали участниками проекта Транстихоокеанского партнерства. С одной стороны, своим подписанием соглашения в феврале 2016 г. они показали, что принимают этот проект в том виде, в котором он был предложен и сформулирован по итогам нескольких лет переговоров, с другой - ими не было проведено его ратификации. В целом единственной страной, ратифицировавшей соглашение о ТТП, на сегодня остается Япония, что лишний раз свидетельствует о ее заинтересованности в проекте.

На несколько противоречивую позицию стран АСЕАН по отношению к проекту ТТП повлиял ряд факторов. Вступление в подобный экономический блок означало потенциальную выгоду для них, но, разумеется, не гарантировало ее. В политическом же отношении присоединение было важно, как один из элементов сохранения баланса и многовекторности в международных отношениях. Нельзя сказать, что присоединение к ТТП в полной мере ставило страны в фарватер политики США и Японии, однако это был достаточно символичный и показательный шаг, и в результате его страны принимали на себя обязательства по развитию экономического сотрудничества в первую очередь именно с этими двумя ведущими государствами, а также друг с другом.

Но далее свою роль сыграли неоднозначная позиция общественности и несоответствие внутреннего законодательства нормам ТТП. Учитывая, что ранее уже обсуждалась китайская концепция зоны свободной торговли в АТР68, можно предположить, что после выхода из соглашения о ТТП США конкуренция различных проектов в этом стратегически важном реги-

оне, включающем и ЮВА, продолжится и даже станет еще более интенсивной. Самую активную роль в ней могут сыграть Китай и Япония. Токио заинтересован в том, чтобы возглавить процессы региональной интеграции, не меньше Пекина. Это не обязательно может быть дальнейшее развитие ТТП: японская сторона может попытаться захватить лидерство в той же инициативе ВРЭП, чтобы поддержать свой статус региональной державы в соперничестве с КНР. Страны АСЕАН показали, что могут подходить к подобным инициативам, с одной стороны, с осторожностью, но с другой - очевидно, что они несколько переоценивают свои силы во всевозможных, по сути, торговых империях с участием более крупных, сильных и конкурентоспособных экономик.

1 Колдунова Е. В. Возможности и ограничения региональных институтов сотрудничества в разрешении региональных проблем безопасности в ЮВА // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2013. № 21. С. 59.

2 Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement // Foreign Trade Information System of the Organisation of American States. URL: http://sice.oas.org/Trade/CHL_Asia_e/mainAgreemt_ e.pdf (дата обращения: 20.12.2016).

-5

Fensom A. Trans-Pacific Partnership: Hawaii Talks End Without Deal // The Diplomat. 2.08.2015. URL: http://thediplomat.com/2015/08/trans-pacific-partnership-hawaii-talks-end-without-deal/ (дата обращения: 15.10.2016).

4 Statement by the President on the Signing of the Trans-Pacific Partnership // The White House. 3.02.2016. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2016/02/03/statement-president-signing-trans-pacific-partnership (дата обращения: 15.10.2016).

5 Сенина Д. Н. О вступлении Японии в Транстихоокеанское партнерство // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. № 3. С. 187-193.

6 Рогожин А. А. Транстихоокеанское партнерство и американский газ в Японии // Запад - Восток - Россия 2014. Ежегодник / Отв. ред. В. Г. Хо-рос, Д. Б. Малышева. М. : ИМЭМО РАН, 2015. С. 23-27.

Рогожин А. А. Транстихоокеанская торговля энергоносителями: новые возможности, новые проблемы // Север - Юг - Россия 2013. Ежегодник / Отв. ред. В. Г. Хорос, Д. Б. Малышева. М. : ИМЭМО РАН, 2014. С. 1317.

0

См., напр.: Joint Press Conference with President Obama and Prime Minister Abe of Japan // The White House. 24.04.2014. URL: https: //obamawhitehouse. archives. gov/the-press-office/2014/04/24/j oint-press-conference-president-obama-and-prime-minister-abe-japan (дата обращения: 25.01.2017).

9 См., напр.: Обама нанесет визиты во Вьетнам и Японию, посетит Хиросиму, объявил Белый дом // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС.

10.05.2016.

10 Транстихоокеанское партнерство будет способствовать укреплению прав человека в регионе - Обама // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. 21.11.2015.

11 Southeast Asian Perspectives on U.S.-China Competition. Washington : Council on Foreign Relations, 2016. 5 p.

12 Solis M. The Trans-Pacific Partnership. The politics of openness and leadership in the Asia-Pacific. Washington : Brookings Foreign Policy Program,

2016. P. 10.

1 ^

Kerry visits Vietnam on last trip as US secretary of state // The Jakarta Post.

13.01.2017. URL: http://www.thejakartapost.com/seasia/2017/01/13/kerry-visits-vietnam-on-last-trip-as-us-secretary-of-state-.html (дата обращения: 25.01.2017).

14 Visiting Obama gets no rest // Bangkok Post. 15.11.2012. URL: http://www.bangkokpost.com/learning/easy/321381/visiting-obama-gets-no-rest (дата обращения: 25.01.2017).

15 Coverage of Abe's visit to Vietnam in Japanese media // VietNamNet News. 17.01.2017. URL:

http://english.vietnamnet.vn/fms/government/171375/coverage-of-abe-s-visit-to-vietnam-in-japanese-media.html (дата обращения: 25.01.2017).

16 Абэ хочет добиться от Трампа понимания значения соглашения о ТТП // ТАСС. 23.01.2017. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3962925 (дата обращения: 24.01.2017).

1 7

Japanese Prime Minister Shinzo Abe reinforces support for TPP during visit to Australia // South China Morning Post. 14.01.2017. URL: http://www.scmp.com/news/asia/east-asia/article/2062192/japans-abe-pushes-pacific-trade-deal-australia (дата обращения: 25.01.2017).

1 Я

Text of the Trans-Pacific Partnership Agreement // Ministry of Trade and Industry of Singapore. URL:

https://www.mti.gov.sg/MTIInsights/Pages/Text-of-the-Trans-Pacific-Partnership-26012016.aspx (дата обращения: 20.12.2016). 19 См., напр.: Мазырин В. М. Экономика Юго-Восточной Азии после глобального кризиса // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 29. С. 62-84; Канаев Е., Курилко А. Юго-Восточная Азия

в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Мировая

экономика и международные отношения. 2010. № 2. С. 38-46.

20

Лицарева Е. Ю. Региональный и национальный подходы к вопросам безопасности в Восточной Азии на рубеже веков // Вестник Томского

государственного университета. 2016. № 405. С. 103-104.

21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мосяков Д. В. Страны Юго-Восточной Азии между Пекином и Вашингтоном: поиски баланса и трудности в сохранении единства // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 33. С. 6-7.

99

Zimmerman E. Anti-China Rhetoric Impedes China's Peaceful Rise // The Diplomat. 5.07.2014. URL: http://thediplomat.com/2014/07/anti-china-rhetoric-impedes-chinas-peaceful-rise/ (дата обращения: 24.10.2015).

23

См., напр.: Премьер Японии обсудил инфраструктурные проекты с лидерами ряда стран АСЕАН // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. 4.07.2015.

24

См., напр.: Военное сотрудничество с Вьетнамом // Пульс планеты -Азия ИТАР-ТАСС. 31.10.2014.

9 S

См., напр.: Ле Лыонг Минь. Партнерство АСЕАН - Россия крепнет и расширяется // Международная жизнь. 2016. № 5. С. 14-17. 26 Мосяков Д. В. Сближение Вьетнама с США и политика КНР // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 28. С. 5-12.

97

Цветов А. П. Вьетнамо-американское сближение в 2014 - начале 2015 гг.: тенденции, мотивы и ограничения // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 26. С. 167.

28

28 Цветов А. П. Без Китая и с реформами: зачем Вьетнаму Транстихоокеанское партнерство // Российский совет по международным делам. 21.10.2015. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=6749#top-content (дата обращения: 21.10.2015).

29 Is TPP a public health threat? // VietNamNet News. 23.07.2016. URL: http://english.vietnamnet.vn/fms/society/160759/is-tpp-a-public-health-threat-.html (дата обращения: 6.01.2017).

30 Vietnam will rise with or without TPP // VietNamNet News. 29.11.2016. URL: http://english.vietnamnet.vn/fms/business/167709/vietnam-will-rise-with-or-without-tpp.html (дата обращения: 6.01.2017).

-5 1

Nguyen Minh Quang. The Resurgence of China-Vietnam Ties // The Diplomat. 25.01.2017. URL: http://thediplomat.com/2017/01/the-resurgence-of-china-vietnam-ties/ (дата обращения: 28.01.2017).

32 Противники Транстихоокеанского партнерства проводят митинг в Куала-Лумпуре // Пульс планеты - Азия ИТАР ТАСС. 23.01.2016.

-5 -5

Dewan Negara approves TPP motion, New Zealand next // New Straits Times. 28.01.2016. URL:

http://www. nst. com. my/news/2016/01/124528/dewan-negara-approves-tpp-motion-new-zealand-next (дата обращения: 20.12.2016).

34 Транстихоокеанское партнерство стратегически выгодно для экономики Малайзии - премьер // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС.

26.01.2016.

35

Рогожин А. А. Транстихоокеанское партнерство - потенциал расширения // Запад - Восток - Россия 2015. Ежегодник / Отв. ред. Д. Б. Малышева, В. Г. Хорос. М. : ИМЭМО РАН, 2016. С. 33.

36 Власти Малайзии обеспокоены судьбой ТТП после победы Трампа -министр // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. 10.11.2016.

37

Астафьева Е. М. Сингапур: внешнеполитический курс на «баланс между реализмом и идеализмом» // 70 лет Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции Материалы международной научной конференции. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 63.

38

38 Астафьева Е. М. Сингапуро-американские отношения в контексте региональной безопасности в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 32. С. 101-110.

39

Рогожин А. А. Транстихоокеанское партнерство - потенциал... С. 34.

40 Value of Singapore's FDI and DIA Stock in TPP Countries in 2013 (All Values in SGD bil) // Ministry of Trade and Industry of Singapore. URL: https://www. mti. gov. sg/MTIInsights/SiteAssets/Pages/TPP/3 .%20Singapore %27s%20FDI%20and%20DIA%20in%20TPP%20countries.PDF (дата обращения: 6.01.2017).

41 Value of Singapore's Trade in Goods Exports and Imports with TPP Countries in 2014 (All values in SGD bil) // Ministry of Trade and Industry of Singapore. URL:

https://www. mti. gov. sg/MTIInsights/SiteAssets/Pages/TPP/1 .%20Singapore %27s%20Trade%20in%20Goods%20with%20TPP%20countries.pdf (дата обращения: 6.01.2017).

AO

Value of Singapore's Trade in Services Exports and Imports with TPP Countries in 2013 (All values in SGD bil) // Ministry of Trade and Industry of Singapore. URL:

https://www. mti. gov. sg/MTIInsights/SiteAssets/Pages/TPP/2 .%20Singapore %27s%20Trade%20in%20Services%20with%20TPP%20countries.pdf (дата обращения: 6.01.2017).

43 Singapore and partners sign the Trans-Pacific Partnership agreement. MTI press release TPP signing (final) // Ministry of Trade and Industry of Singapore. URL:

https://www. mti. gov. sg/MTIInsights/SiteAssets/Pages/TPP/MTI%20Press%2 0Release%20on%20TPP%20Signing%20%28Final%29.pdf (дата обращения: 6.01.2017).

44 Why does Singapore keep talking about TPP when everyone else has given up on it? // South China Morning Post. 27.10.2016. URL: http://www.scmp.com/week-asia/geopolitics/article/2040674/why-does-

singapore-keep-talking-about-tpp-when-everyone-else (дата обращения: 21.01.2017).

45 TPP leaders agree to press on with ratification of landmark trade deal // Straits Times. 20.11.2016. URL: http://www.straitstimes.com/world/tpp-leaders-meet-to-seek-ways-forward-on-landmark-trade-deal (дата обращения: 21.01.2017).

46 US delegation in Brunei to talk on TPP ratification // Asia News Network. 9.08.2016. URL: http: //www. asianews. network/content/us-delegation-brunei-talk-tpp-ratification-25067 (дата обращения: 25.01.2017).

лп

Structural policy country notes: Brunei Darussalam // Organisation for Economic Cooperation and Development. 2012. URL: http://www.oecd.org/site/seao/Brunei%20Darussalam.pdf (дата обращения:

20.12.2016).

до

Канаев Е. А. АСЕАН как «движущая сила» РВЭП: японский фактор // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 33. С. 13.

49 TPP trade talks appeal, says Somkid // Bangkok Post. 14.09.2015. URL: http://www.bangkokpost.com/archive/tpp-trade-talks-appeal-says-somkid/691448 (дата обращения: 25.01.2017).

50 TPP dividend foreseen // Bangkok Post. 29.08.2016. URL: http://www.bangkokpost. com/archive/tpp-dividend-foreseen/1073340 (дата обращения: 25.01.2017).

51 Panel to study TPP impact on health // Bangkok Post. 15.01.2016. URL: http://www.bangkokpost.com/archive/panel-to-study-tpp-impact-on-health/826988 (дата обращения: 25.01.2017).

52

Фомичева Е. А. Таиланд и новая внешнеполитическая стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 29. С. 132.

53 Фомичева Е. А. Трудности консенсуса по ЮКМ (пример Лаоса, Камбоджи, Таиланда) // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 32. С. 88.

54 Всемирный банк считает, что создание Транстихоокеанского партнерства принесет РФ пользу // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. 6.01.2016.

55 Cronin R. Southeast Asia's Murky Future Clouds Obama's Sunnylands Summit // The Diplomat. 15.02.2016. URL:

http://thediplomat. com/2016/02/southeast-asias-murky-future-clouds-obamas-sunnylands-summit/ (дата обращения: 15.10.2016).

56 Articles of Agreement // The Asian Infrastructure Investment Bank official website. URL:

http://www.aiib.org/uploadfile/2015/0814/20150814022158430.pdf (дата обращения: 23.11.2015).

57

Лазарева Е. В., Суваннагул Р. Участие Таиланда в международных режимах по противодействию трансграничной преступности // 70 лет Ялтинской конференции стран антигитлеровской коалиции Материалы международной научной конференции. Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2016. С. 115-119.

со

Indonesia weighs changes needed to join TPP // Bangkok Post. 23.05.2016. URL: http://www.bangkokpost.com/archive/indonesia-weighs-changes-needed-to-join-tpp/984525 (дата обращения: 25.01.2017).

59 Indonesia may benefit from TPP failure: Businessman // The Jakarta Post. 26.01.2017. URL:

http://www.thejakartapost.com/news/2017/01/26/indonesia-may-benefit-from-tpp-failure-businessman.html (дата обращения: 28.01.2017).

60 Trump withdrawal from Asia trade deal could boost China's clout // The Jakarta Post. 24.01.2017. URL:

http://www.thejakartapost.com/news/2017/01/24/trump-withdrawal-from-asia-trade-deal-could-boost-chinas-clout.html (дата обращения: 25.01.2017).

61 RCEP as a positive signal for globalization // The Jakarta Post. 10.01.2017. URL: http://www.thejakartapost.com/academia/2017/01/10/rcep-as-a-positive-signal-for-globalization.html (дата обращения: 25.01.2017).

62 RCEP talks speed up amid TPP failure // The Jakarta Post. 7.12.2016. URL: http://www.thejakartapost.com/news/2016/12/07/rcep-talks-speed-up-amid-tpp-failure.html (дата обращения: 25.01.2017).

63 U.S. Drawing Southeast Asia Closer With California Summit // The New York Times. 13.02.2016. URL:

http://www.nytimes.com/2016/02/13/world/asia/obama-asean-summit-sunnylands.html (дата обращения: 15.10.2016).

64 Китай и Филиппины договорились о сотрудничестве по 30 проектам стоимостью $3,7 млрд // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. 23.01.2017.

65 Hutt D. How China Came to Dominate Cambodia // The Diplomat. 1.09.2016. URL: http://thediplomat.com/2016/09/how-china-came-to-dominate-cambodia/ (дата обращения: 15.10.2016).

66 Фомичева Е. А. Трудности консенсуса... С. 86.

67 Симония А. А. Мьянма в 2016 г.: новые реалии при демократическом правительстве // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 33. С. 40-54.

68 Keynote Speech by Xi Jinping at the APEC CEO Summit // Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. 18.11.2015. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1316082.shtml (дата обращения: 15.10.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.