Научная статья на тему 'Военные инструменты реализации внешней политики Соединенных Штатов'

Военные инструменты реализации внешней политики Соединенных Штатов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
563
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / THE UNITED STATES OF AMERICA / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савченко Евгений Олегович

Данная статья посвящена проблемам применения Соединенными Штатами военных инструментов для расширения своего влияния на государства планеты и эффективной реализации своих национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to the problem of usage by the US the military toolware for expanding their influence onto the states of the planet and of the effective realization of their national interests.

Текст научной работы на тему «Военные инструменты реализации внешней политики Соединенных Штатов»

Е.О. Савченко

ВОЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

Данная статья посвящена проблемам применения Соединенными Штатами военных инструментов для расширения своего влияния на государства планеты и эффективной реализации своих национальных интересов.

Ключевые слова: Соединенные Штаты Америки, внешняя политика.

Военные инструменты (главным образом, применение вооруженных сил или демонстрация силы) предназначены для решения основных задач национальной оборонной стратегии США: защиты Соединенных Штатов, сохранения их свободы действия на земном шаре, содействия благоприятным условиям безопасности и укреплению американских союзов, которые остаются неизменными в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

При этом в рамках Стратегии национальной безопасности, принятой в 2002 г., защита Америки от прямого нападения остается наивысшим национальным приоритетом. Кроме этого, военных выполняют традиционные задачи, заключающиеся в сдерживании и ликвидации представляющих опасность для США угроз за пределами территории страны.

США начали применять данный вид инструментов уже с 1798 г.1 Особенно активно Амери-

ка применяла свои ВС в первой трети XX века -широко распространенным явлением стали вооруженные интервенции ограниченного масштаба на территорию различных государств Латинской Америки с целью обеспечения экономических интересов американских корпораций (Аргентина, Доминиканская республика, Куба, Никарагуа, Гондурас, Гаити, Панама, Мексика, Гватемала, Сальвадор). Следует отметить, что в целом они имели ограниченный успех, а многие просто оказывались неэффективными. При этом с начала ХХ века США развертывали ВС для продвижения демократии в 18 странах мира (подробнее см. табл. 1)2. По мнению ее авторов, только пять случаев такого вмешательства оказались успешными - Гренада, Германия, Италия, Япония, Панама. Интервенции в страны Латинской Америки и государства других регионов мира приводили только к установлению новых диктатур3.

Таблица1

Инвестиции США с целью продвижения демократии4

Государство -объект вмешательства Временные рамки, гг. Характер Успех

1. Афганистан 2001 - н. в. Многосторонний ?

2. Гаити 1994 Многосторонний Не достигнут

3. Панама 1989 Односторонний Достигнут

4. Гренада 1983 Многосторонний Достигнут

5. Камбоджа 1970-1973 Односторонний Не достигнут

6. Южный Вьетнам 1965-1973 Односторонний Не достигнут

7. Доминиканская респ. 1965-1966 Односторонний Не достигнут

8. Япония 1945-1952 Многосторонний Достигнут

9. Германия 1944-1949 Многосторонний Достигнут

10. Италия 1944-1947 Многосторонний Достигнут

11. Доминиканская респ. 1916-1924 Односторонний Не достигнут

12. Куба 1917-1922 Односторонний Не достигнут

13. Гаити 1915-1919 Односторонний Не достигнут

14. Гондурас 1924-1925 Односторонний Не достигнут

15. Никарагуа 1909-1927 Односторонний Не достигнут

16. Мексика 1914 Односторонний Не достигнут

17. Никарагуа 1909 Односторонний Не достигнут

18. Куба 1906-1909 Односторонний Не достигнут

Таблица2

Военные расходы ведущих стран мира, 1914-2000 гг. (млрд. долл. в текущих ценах)5

Страна/год 1914 1929 1940 1945 1950 1960 1970 1980 1990 2000

США 0,253 0,701 1,657 90 14,6 45,4 77,8 144 290 303,1

Великобритания 1,679 0,5347 9,948 17 2,37 4,63 5,87 26,75 38,5 35,65

Г ермания 1,785 0,164 21,2 10,648 Н.д. 2,9 6,1 26,7 37,2 28

Франция 1,235 0,378 5,7 1,230 1,49 3,9 5,94 26,4 34,8 34

Япония 0,108 0,228 1,863 4 Н.д. 0,5 1,65 9,3 28,7 45,3

Россия 0,857 2,799 6,145 8,589 15,51 37 77,2 201 128,8 9,62

КНР Н.д. Н.д. Н.д. Н.д. 2,6 6,73 23,78 28,5 6 42

По мере усиления экономической мощи наблюдался рост численности и технологической оснащенности ВС Соединенных Штатов, а также рост расходов на вооружение. Так, в 1914 г. они составляли только 253 млн. долл. (в текущих ценах). В то время как расходы ведущей державы того времени - Британии - приближались к отметке 1,7 млрд. долл. Однако уже к 1945 г. ситуация кардинально изменилась (см. табл. 2). В этой сфере США сохраняют лидерство на протяжении более полувека.

По данным SIPRI6, в 2007 г. доля США в мировых военных расходах составила 45% (547 млрд. долл.). На рынке вооружений доминируют американские концерны: Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman Corp., Raytheon, General Dynamics, United Technologies, DynCorp, Oshkosh7. Например, ведущий подрядчик министерства обороны США Lockheed Martin поставляет продукцию в 32 страны мира, включая Россию8.

Америка также лидирует по показателям экспорта вооружений. В ближайшие годы Соединенные Штаты сохранят этот статус благодаря солидной базе клиентов. Так, в 2006 г. США заключили новых контрактов с развивающимися странами на общую сумму 10,3 млрд. долл.9 (рост 66,1% по отношению к предыдущему году). При этом в основном контракты заключаются на модернизацию и поставки вооружений Пакистану, Саудовской Аравии, Израилю, Греции, Южной Корее (противокорабельные ракеты).

Данное лидерство обусловлено последствиями первой волны научно-технической революции (конец 1940-х гг. - 1970-е гг.), одним из которых является создание сети Интернет, ставшей неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Изначально она разрабатывалась в рамках министерства обороны США, и только в конце 1980-х - начале 1990-х гг. стала общедоступной.

В настоящее время основным инструментом, применяемым США для проекции силы в глобаль-

ном масштабе, являются силы и средства дальнего радиуса действия (главным образом, ВВС). Модернизация военно-воздушных сил обеспечивает дальнейшую основу доминирования Америки в воздушном и космическом пространстве. Основной акцент направлен на реализацию концепции бесконтактной войны и, следовательно, разработку таких автоматизированных систем, как БЛА (беспилотные летательные аппараты).

Так, начиная уже с 2002 г. американские БЛА могли выполнять не только разведывательную функцию, но и наносить удары по территории и объектам (включая людей), что и было продемонстрировано в Ираке и Йемене (спецоперация ЦРУ)10. С течением времени масштаб использования таких дистанционных средств нанесения ударов только возрастал, а сами БЛА совершенствовались, требуя особой подготовки операто-ров11. Так, в июле 2007 г. США уже обладали возможностью переброски своих БЛА на заморские ТВД12. 20 апреля 2009 г. была представлена последняя разработка - новый БЛА Predator С Avenger, первый испытательный полет которого прошел 4 апреля 2009 г. в Калифорнии13. БЛА применяются и для других задач - в качестве составляющих ПЮ и для охраны военно-воздушных баз14.

В 2009 г. президент США Б.Х. Обама принял решение об увеличении интенсивности использования БЛА для нанесения ударов15. В 20082009 гг. американская сторона наносила удары не только по территории Ирака и Афганистана, но и Пакистана16. Так, в последнем случае, по данным открытых источников, с августа 2008 г. по конец марта 2009 г. США нанесли около 35 ударов по территории страны17. Кроме этого, власти Пакистана предоставили США (ЦРУ) право использования своей территории для дислокации и использования беспилотных летательных аппаратов18.

Военные кампании США (война во Вьетнаме, Ираке, Югославии) со второй половины ХХ века подтверждают уникальную роль ВВС как

основы проведения военных операций. При этом необходимость в переброске сил и средств в район более чем одного ТВД19 остается главной составляющей американского военного планирования. И ВВС призваны решать в том числе и данную задачу. Так, численность парка ВВС США в 2000 г. составляла 5300 летательных аппаратов, в то время как ВВС Британии - только 429, а Китая - более 3,5 тыс.20

Отдельно следует отметить финансирование, направленное на развитие перспективных военных разработок и развитие океанского флота. Акцент сделан на строительстве перспективных авианосцев. В 2007 г. их число составило 11. В 2006 г был спущен на воду авианосец «Джордж Буш» (СУгМ-77). Уже идет процесс создания авианосцев нового поколения класса «Джеральд Форд», первый из которых должен вступить в строй уже в 2015 г. Помимо этого, в октябре 2004 г. в состав ВМС США вошла первая АПЛ класса «Вирджиния», а в 2005 г. - вторая. 19 февраля 2005 г. в состав ВМС США введена новая АПЛ SSN-23 «Джимми Картер». Учитывая динамично изменяющуюся обстановку новых вызовов и угроз, можно говорить о снижении эффективности прямого военного вмешательства и более активном использовании таких методов вмешательства (что влечет за собой принципиальное изменение функций ВС), как:

- выделение финансовых средств на закупку американской техники (программы FMF, CTFP, ШС). Так, только в рамках FMF в период 19501997 гг.21 всем странам мира было выделено

94,6 млрд. долл. (в ценах 2002 г.), при этом такие программы носят глобальный характер и распространяются на страны, расположенные на всех континентах планеты (кроме Антарктиды);

- командирование военных советников, инструкторов, гражданских (инженеры, врачи) и иных специалистов в различные точки планеты (Сомали, Афганистан, Ирак);

- военно-техническое сотрудничество (в т.ч. продажа и лизинг ВВТ). Только за период 19982007 гг. другим государствам планеты было передано вооружений, оборудования и снаряжения на сумму около 121 млрд. долл.22 Америка рассматривает военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами в качестве важного фактора, обеспечивающего вовлечение государств планеты в сферу американского влияния и закрепления доминирования в мире. Следует

отметить, что из 25 ведущих импортеров американского ВВТ в 2006-2007 годах в 13 странах либо присутствуют антидемократические режимы, либо происходят серьезные нарушения прав человека (Пакистан, Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Египет, Колумбия, Иордания, Бахрейн, Оман, Марокко, Йемен, Тунис)23. В начале XXI века США являются основным поставщиком вооружений странам региона Латинской Америки за исключением Чили, Венесуэлы и Бразилии -не говоря уже о таких государствах, как Тайвань, Египет, Турция (США поставят ВС Турции ударные вертолеты AH-1W «Супер Кобра»), Израиль, Великобритания, Саудовская Аравия, являющихся важными плацдармами в соответствующих регионах планеты. Так, США могут поставить Израилю перспективные F-22, несмотря на то что в настоящее время его продажа зарубежным заказчикам запрещена американским законодательством, а также до 75 ЛА F-35. Интерес к ЛА F-22 проявляют также Австралия и Япония, при этом основной ударной силой первой составляют американские истребители F-1824. При этом все более тесным становится сотрудничество США и Индии - в марте 2009 г. администрация США одобрила продажу ВМС Индии 8 самолетов P-8I «Посейдон» (сумма сделки 2,1 млрд. долл.)25, а 31 января 2009 г. между сторонами было подписано соглашение о закупке Индией самолетов C-130J (1 млрд. долл.)26. 28 февраля 2005 г Вашингтон объявил о возобновлении военно-технического сотрудничества с Джакартой, «замороженного» в 1990-х гг. в знак протеста против вторжения индонезийской армии в Восточный Тимор. В августе 2008 г. было принято решение о продаже Южной Корее стратегических RJ1A RQ-4 «Тло-бал Хок» (Global Hawk)27;

- обучение и подготовка подразделений местных вооруженных и полицейских сил (программа МЕТ), проведение учений, визиты кораблей, обмен офицерами, стажировки в США военнослужащих других стран, включая постсоветское пространство. Например, в период 2000-2001 гг. американские военные советники осуществляли подготовку трех батальонов колумбийских сил. США также проводили обучение представителей ВС стран бывшего ОВД и постсоветского пространства, включая Киргизстан, Туркменистан, Узбекистан. По программе IMET только в период 1998-2007 гг. подготовку прошли более

85,7 тыс. служащих из разных стран, включая по-

стсоветское пространство28. Отдельно следует отметить роль военных учений, которые впервые начали проводиться с 1960-х гг. (Южная Корея). При этом их роль и масштаб постоянно росли. Так, в 1980-е гг. их активным участником стали Филиппины и Египет, с 1995 г. - остальные государства Юго-Восточной Азии, а с конца 1990-х гг. США начали проводить учения с Индией на постоянной основе. Всего, в период с января 2004 г. по март 2009 г., по данным открытых источников (РИА «Новости»), американской стороной было проведено 86 крупных военных учений, при этом более 94% из них носили многосторонний характер. Их проведение способствовало росту продаж военной техники производства американских компаний;

- развертывание за рубежом ограниченных контингентов войск и техники, создание и расширение собственных (а также использование иностранных) военных баз на территории других государств, позволяющих осуществлять проекцию силы в глобальном масштабе. Данный процесс был начат в конце XIX века с развертыванием ВС на Гавайях и Самоа. К 1967 г. американские военнослужащие были дислоцированы в 46 странах мира. По состоянию на 2007 г. Америка обладала сетью в 5311 военных баз как внутри страны, так и в других государствах (823), многие из которых располагались в непосредственной близости от стратегических ресурсов29. В настоящее время Америка осуществляет реорганизацию имеющейся сети военных баз;

- использование спецслужб, организация и проведение государственных переворотов, тайных и специальных операций в других странах, в том числе и силами других стран (например, спецоперация по освобождению заложников в американском посольстве в Тегеране в 1979 г., операция по захвату генерала Норьеги, спецопе-рация в Сомали 3 октября 1993 г., спецоперация ЦРУ по уничтожению высокопоставленных представителей «Аль-Каиды» в Йемене 3 ноября 2002 г. , государственный переворот в Чили в 1973 г.). Наиболее ярким примером является создание ЦРУ после Второй мировой войны (1947 г.), проведение этой структурой различных миссий и операций, а также создание так называемых «секретных армий НАТО» в государствах Европы30. После событий 11 сентября 2001 г. было создано министерство национальной безопасности (Department of Homeland Security), обладаю-

щее широкими полномочиями. Далеко неполный список включает следующие операции: свержение правительства Ирана (1953 г.), участие в войне в Корее, деятельность в Северном Вьетнаме (с 1954 г.), в Южном Вьетнаме (с 1955 г.), на материковой части КНР (с 1952 г.), в Тибете (с 1956 г.), в Ливане и Ираке (с 1958 г.), Италии (1948 г.), а также Австрии, Египте, Индонезии, Японии, Филиппинах, Боливии, Уругвае и др. Начиная с 1960-х гг., следует отметить особые успехи ЦРУ в СССР и наличие американской агентуры в высших эшелонах власти Советского Союза и Российской Фе-дерации31. Всего за время существования структуры была проведена по меньшей мере 71 операция. Отдельно следует отметить деятельность спецтюрем ЦРУ в различных точках планеты32;

- создание военных блоков (АНЗЮС, НАТО, СЕАТО) и использование сил и средств союзников для проведения операций (бывшая Югославия в середине 1990-х гг., Сомали, Афганистан, Ирак). В общем и целом деятельность таких блоков, за исключением НАТО, оказалась низкоэффективной: СЕАТО был распущен в 1977 г., а СЕНТО - в 1979 г., что было связано с неблагоприятными последствиями американской внешней политики (революция в Иране) и разногласиями между участниками. В целом, то же самое можно утверждать и в отношении АНЗЮС. Фактически НАТО в настоящее время является единственным действующим военно-политическим блоком, при этом выполняющим операции на значительном удалении от национальных границ стран-членов (Афганистан), что свидетельствует

об изменении его задач и расширении его географического охвата по сравнению с периодом «холодной войны». При этом операция в Афганистане, несмотря на имеющиеся разногласия, до сих пользуется поддержкой союзников;

- привлечение частных компаний (не требует одобрения со стороны Конгресса), которые выполняют наиболее рискованные операции. Широкое распространение это явление получило в Ираке33. Также американские компании получали контракты на подготовку сил армии и полиции других государств. Например, МРМ получила контракты на подготовку ВС в Анголе и Либерии, а также Хорватии34. Кроме этого, частные военные компании осуществляли подготовку ВС и их реорганизацию в Нигерии, Болгарии, Тайване. При обслуживании ВС США в Ираке и объектов гражданской и военной инфраструктуры в ос-

новном контракты заключались с американскими компаниями - Halliburton (во второй половине 1990-х гг. ее исполнительным директором был вице-президент США Р. Чейни), Blackwater Security, ArmorGroup International PLC, DynCorp, Triple Canopy, Inc. и др. Это свидетельствует о тесной связи между экономическими и политическими инструментами продвижения американских национальных интересов в различных точках планеты и использовании военных инструментов для расширения рынка для американских фирм. По данным из открытых источников, в настоящее время в рамках контрактов, заключенных с МО США, в Ираке действуют более 100 тыс. американских компаний35;

- разработка и испытание новейших и перспективных систем вооружений, а также их демонстрация на различных выставках (например, Ле Бурже, Фарнборо и др.), применение в боевых условиях (например, атомная бомба, высокоточное оружие, ЛА пятого поколения, БЛА36 и др.). Так, в апреле 2009 г. были проведены испытания новой модели БЛА Predator С Avenger, в третьем квартале 2008 г. -вертолета UH-60M37. В США также разрабатываются две системы лучевого оружия, предназначенные для перехвата артиллерийских снарядов и баллистических ракет (программа лазера воздушного базирования (ABL, США) и программа высокоэнергетического мобильного лазера для театра военных действий (М-THEL, США-Израиль)).

Примечания

1 Подробнее см.: Зинн Г. Народная история США. - М., 2006. - С. 372-373 // http://www.historu. navy.mil/waB/foabroad.htm.

2 Подробнее см.: Pen Minxin and Kasper Sara. The “morning after” regime change: Should US force democracy again? // Christian Science Monitor. -January, 15. - P. 9.

3 Там же.

4 Источник: Pen Minxin and Kasper Sara. The “morning after” regime change: Should US force democracy again? // Christian Science Morator. -Januaiy, 15. - P. 9.

5 Источник: National Military Capabilities Dataset.

6 Подробнее см.: www.sipri.org.

7 Подробнее см.: http://www. govexec.com/ top200/02top/s3chait 1. htm.

8 Подробнее см.: официальный сайт компании http: //www. lockheedmaitin.com/customers/

index.html.

9 Подробнее см.: CRS Report for Congress, Conventional Arms Trans feis to Developing Nations, 1999-2006. - 2007. - September, 26. - Pp. 74-76.

10 Подробнее см.: Авиация и космонавтика. -

2005. - №>1. - С. 12-21.

11 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2004. - .№8. - С. 37-43; Зарубежное военное обозрение. - 2009. - №4. - С. 69-72.

12 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2007. - №9. - С. 59-60.

13 Подробнее см.: Aerotech News and Review / / Journal of Aerospace and Defense Industry News.

- 2009. - April, 24. - V. 24. - Issue 12. - P. 1, 5.

14 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2002. - №10. - С. 30-35; Зарубежное военное обозрение. - 1990. - №6. - С. 45-46.

15 Подробнее см.: The Times. - 28.03.2009. - P. 41.

16 Подробнее см.: The Sunday Times. -5.04.2009. - P 22.

17 Подробнее см.: The Times. - 19.03.2009. -P 33; The Times. - 16.02.2009. - P 33; The Times. -

26.11.2008. - P. 30; The Sunday Telegraph. -

23.11.2008. - P 2; The Times. - 24.10.2008. - P. 49; The Times. - 9.09.2008. - P. 39.

18 Подробнее см.: The Times. - 18.02.2009. - P. 6.

19 Подробнее о потенциале переброски ВВС США см.: Зарубежное военное обозрение. -2009. - №1. - С. 42-49.

20 Подробнее см.: The Military Balance. - 20002001. - Pp. 26, 28, 82, 182.

21 Подробнее см.: Foreign Military Sales, Foreign Military Construction Sales And Other Security Cooperation // Historical Facts. - Pp. 121-122.

22 Подробнее см.: CRS Report for Congress, Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 1999-2006. - 2007. - September, 26. - Pp. 74-76.

23 Подробнее см.: Зарубежное военное обозрение. - 2009. - №1. - С. 70-71.

24 Подробнее см.: http://aims-tass.su/?page= article&aid=69013&cid=25.

25 Подробнее см.: http://amis-tass.su/?page= article&aid=68120&cid=25.

26 Подробнее см.: http://aims-tass.su/?page= article&aid=50895&cid=25.

27 Подробнее см.: http://aims-tass.su/?page= article&aid=59038&cid=25.

28 Расчеты автора. Подробнее см.: Foreign Military Sales, Foreign Military Construction Sales AndOther Security Cooperation // Historical Facts. -Pp. 121-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Подробнее см.: Base Stmcture Report, FY 2007 Baseline. - P. 6.

30 Подробнее см.: D. Ganser NATO's secietai-mies. - 2005.

31 Подробнее см.: BasevichAJ. The Long War. - New-York: Columbia Umvesity Press, 2007. -Pp. 328-329.

32 Подробнее см.: The Times. - 24.04.2009. - P. 41.

33 Подробнее см.: David feenberg. A Fistful of Contractors: The Case fora Pragmatic Assessment of Private Military Companies in Iraq, 2004; David feenberg. Shadow Force: Private Security Contractors in Iraq, 2008, Зарубежное военное обозрение. - 2004.

- №8. - С. 18-20; http: //www. globalsecuritv. org/ miHtarv/world/para/pmc-list.htm.

34 Подробнее см.: Bacevich A.J. Указ соч. - Р 162.

35 Подробнее см.: http://en.wikipedia.onj;Aviki/ Private military contractor.

36 Подробнее о развитии БЛА см.: ВПК. -2009. - №16. - 29 апреля.

37 Подробнее см.: Arniada International. -2008. - Issue 5. - P. 4.

Библиографический список

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы / Пер. с англ. О.Ю. Уральской. - М.: Международные отношения, 1998.

2. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство. The choice: global domination or global leadeiship / Пер. с англ. Е.А. Нарочницкой, Ю.Н. Кобякова. - M.: Международные отношения, 2004.

3. Иванян Э.А. История США. - М.: Дрофа, 2004.

4. Каст С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. - М.: РОС-СПЭН, 2001.

5. Киссинждер Г. Нужна ли Америке внешняя политика. - М., 2002.

6. Мальков В.Н. Путь к имперству. Америка в первой половине XX века. - М., 2004.

7. Переслегин С. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. - М., 2006.

8. Уткин А.И. Американская Империя. - М., 2003.

9. Уткин А.И. Удар Американских богов. - М.,

2006.

10. Bacevich Andrew J. American Empire: The Realities and Consequences of US Diplomacy. - 2002.

11. Chomsky Noam. Hegemony or Survival: America's Quest for Global Dominance. - 2003.

12. Ferguson Niall Colossus: The Rise and Fall ofthe American Empire. - New-York, 2005.

УДК 811.111

А.В. Яковлева

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В США

В данной статье рассматривается американский образ жизни, а также отражающая его американская система ценностей, сформированная в ходе исторического развития США. Проанализированы базовые ценностные установки, такие как свобода личности, равенство возможностей, устремленность в будущее, чувство независимости и самодостаточности, упорный труд и эффективность, материальное благополучие и патриотизм как национальная религия.

Ключевые слова: американский образ жизни, американские ценности, равенство возможностей, оптимизм, независимость и самодостаточность, независимость и индивидуализм, упорный труд, эффективность, патриотизм, свобода.

В языке существуют слова, понятийные значение которых трансформируются во времени в зависимости от происходящих исторических событий и изменяющихся обстоятельств. С некоторыми из понятий происходят удивительные метаморфозы с впаданием в крайности и проявлением полярных реакций восприятия. Особенно интересно наблюдать за одними и теми же словами, содержащимися в разных языках и приобретшими отличные друг от друга оттенки за счет различия политических

режимов или культурных традиций. Вышесказанное хотелось бы проиллюстрировать на слове, которое используется в России как орудие борьбы для одних, печать клеймления - для вторых, символ преданности общественной идее для третьих, оправдание агрессивности для четвертых, определение чувства гражданской идентичности для пятых. Слово это - ПАТРИОТИЗМ.

Патриотизм (от греческого patriots - соотечественник) - чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.