Научная статья на тему 'ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ'

ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТЫ ИСТОРИИ РМО / ИРМО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕНЦЕНОСНЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ / ДИАЛОГ ВЛАСТИ И МУЗЫКАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / HISTORICAL FACTS OF RMS / IRMS / INNOVATIVE ACTIVITY / SOVEREIGN PATRONS / THE DIALOGUE BETWEEN AUTHORITY AND MUSICAL COMMUNITY / HISTORICAL SUCCESSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ефимова Н.И.

Статья рассматривает деятельность РМО / ИРМО в контексте инновационных преобразований пореформенной России. Частно-государственная сетевая модель ИРМО, сформированная во многом благодаря тесному взаимодействию власти (Императорского дома) и музыкального сообщества, стала первой в истории России национальной моделью, заложившей основы музыкальной инфраструктуры страны. Диалог власти и общества мотивировал и объединил на решение актуальной задачи столицу и провинции, венценосных особ, аристократов и деловые элиты, музыкантов-профессионалов и любителей, ревнителей, подвижников и сочувствующих, то есть всех тех, кто понимал музыкальное развитие не как коммерцию, а как служение общественному делу. Апробированный РМО / ИРМО механизм взаимодействия власти и творческого сообщества привёл к эффективному результату. Между тем, его ресурсы и потенциал до конца не изучены. Сегодня деятельность РМО / ИРМО справедливо оценивают в категориях социально-ориентированного проекта. В условиях, когда в международном пространстве активно подняты вопросы о «деградации общественного сознания» и трансформации роли гражданина до уровня простого потребителя товаров и услуг, особенно важным представляется инициировать всестороннее и детальное междисциплинарное изучение этого апробированного временем механизма взаимодействия, с тем, чтобы актуализировать историческую преемственность опыта социокультурной работы в направлении академической музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPERIAL RUSSIAN MUSICAL SOCIETY: PAST AND PRESENT

The article depicts the activity of Russian Musical Society / Imperial Russian Musical Society (RMS / IRMS) in the context of innovative changes in reformatory Russia. Private and state model of RMS that had been formed mostly due to the close interrelation between the authority (Imperial Court) and the musical community became the first national model in the Russian history that laid the basis to the musical structure in the country. The dialogue between authority and society gave reasons and united the goals of people in the capital and in the province, sovereigns, aristocrats, business elite, professional and amatuer musicians, adherents, devotees, that is everybody who realized musical development not simply as commerce but as the devotion to the cause of social duty. Approbated mechanism of RMS, the mechanism of authority-creative community interrelation had a good result. Nevertheless its resourse and potenciality have not been studied properly. Nowadays RMS / IMRS are really appreciated as a social-oriented project. In the conditions when the problems of social degradation and transformation of citizens”s role have been actively discussed, it seems very important to begin thorough and detailed studies of this tested by the time mechanism in order to actualize the historical succession of the social-cultural experience in work with the academic music.

Текст научной работы на тему «ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

Наталья ЕФИМОВА

ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

В отечественной истории Императорское Русское музыкальное общество - одна из старейших общественных организаций, деятельность которой была посвящена «распространению музыкального образования в России, развитию всех отраслей музыкального искусства, поощрению способных русских художников (сочинителей и плодотворных исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов» [9, I]. Подняв в сравнительно короткий для истории срок, менее чем за полвека, степень «музыкальности целой страны», и найдя «действенные жизненные корни для её преуспевания» [7, 6], ИРМО обеспечило «русской музыке большую будущность» [8, 19], укрепив в дооктябрьской России сознание и понимание огромного культурно-воспитательного значения музыкального искусства.

Основанное в 1859 году при высочайшем попечительстве вел. кнг. Елены Павловны1 и «даровитом сотрудничестве знаменитого Антона Рубинштейна» [1], Русское музыкальное общество среди других музыкальных обществ того времени (Филармонического, Симфонического, Концертного), было единственной организацией, которая своей главной задачей видела содействие «широкому развитию музыкального искусства и вкуса среди публики» [8, 4]. Безусловные заслуги ИРМО в части реализации поставленных задач позволили императору Николаю II по достоинству оценить деятельность Общества. В Высочайшем Рескрипте в честь пятидесятилетия организации, датированном 18 декабря 1909 года и данном на имя председательницы Главной дирекции ИРМО, Её Высочества Принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской были отмечены:

- попечительская деятельность в открытии образовательных учреждений, дающих «своим питомцам законченную подготовку по всем отраслям музыки. <...> в консерваториях завершили своё артистическое развитие многие выдающиеся музыкальные художники, которые, во главе с покойным Чайковским,

поставили русское музыкальное творчество на современную высоту, признаваемую и за пределами нашего отечества»;

- «заслуги общества в деле распространения музыкального вкуса среди широких слоёв населения»;

- «облагораживающее влияние искусства на народные нравы» [1].

Погружаясь в историю «музыкального вопроса в России», осмысленную в контексте оценки результатов деятельности ИРМО за первые 50 лет, его вице-председатель, князь А.Д. Оболенский писал: «В половине прошлого столетия всё русское общество, даже и столичное, стояло на очень низкой ступени музыкального развития. так как кроме итальянской оперы, действительно тогда процветающей благодаря великолепным певцам и певицам, но составлявшей достояние лишь весьма небольшого, избранного круга, другой музыки, доступной массе публики, почти не существовало» [8, з]. В отношении музыкального образования, Князь констатировал «ещё более печальную картину»: «Специальных музыкальных школ вовсе не существовало и всё преподавание музыки, исключительно почти игры на рояле, сосредотачивалось в руках весьма мало музыкально-образованных учителей и учительниц; сколько-нибудь порядочные учителя музыки, исключительно конечно иностранцы, были редкостью даже в Петербурге и Москве и оплачивались очень дорого» [8, 4-5]. «При таких условиях, - далее замечал он, - при отсутствии какой-либо школы для образования русских артистов, естественно. что русские таланты обречены были или глохнуть, или искать музыкального образования заграницей, что было доступно, конечно, весьма немногим» [8, 5].

Совершенно очевидно, что разворачивающее свою деятельность на фоне пореформенной эпохи Русское музыкальное общество, начав практически с чистого листа, явило отечеству уникальный образец эффективной результативной работы. Эта «проектная»

(в современной терминологии) работа смогла гармонизировать, организовать и совместить изначальное стремление власти упорядочить высшую опеку в сфере музыкальной деятельности с общей включённостью всех слоёв российского общества (исполнителей, композиторов, педагогов, чиновников, аристократов) в созидательный процесс. В ходе совместной деятельности был отработан адаптивный механизм взаимодействия власти и художников, «центра и регионов», тот механизм, который лёг в основу деятельности советских Всероссийского хорового общества2 (ВХО) и Всероссийского музыкального общества3 (ВМО). Сегодня можно говорить о том, что этот механизм может считаться «универсальным», поскольку обеспечил устойчивость своего функционирования внутри различных исторических эпох. Предпринятое в работе Е.В. Щаповой «Всероссийское хоровое общество: взгляд в прошлое» сравнительное изучение организационных форм работы отечественных музыкальных обществ «показывает, как много общего между ИРМО и ВХО» [10, 169].

В своей оценке деятельности ИРМО профессор Петербургской консерватории А.И. Пузы-ревский справедливо писал: «Императорское Русское Музыкальное Общество, взяв на себя трудную и сложную миссию культивирования России в музыкальном отношении, положило начало дальнейшего развития русской художественной музыки и содействовало настолько полному её расцвету, что в настоящее время нашей родной русской музыке отдаёт должную дань уважения вся Европа, всего пятьдесят лет тому назад совершенно не предвидевшая этого. Достигло же Музыкальное Общество такого подъёма музыкального развития в России... путём своей концертной и музыкально-педагогической деятельности, распространяемой при содействии Отделений в 41 различных городах нашего обширного отечества» [7, 45].

Сегодня в ситуации, коренным образом изменившейся в пользу музыкальной просвещенности современной российской публики, памятуя о великих заслугах ИРМО в деле прогресса русской музыкальной культуры, мы должны не только свидетельствовать о славной истории ИРМО, которая всё ещё не получила системного научного осмысления и ждёт своего исследования, но и оценить исторические уроки созидательного общественного делания

ИРМО. Имеющаяся историческая дистанция в данном деле оказывается исключительно полезной, так как способствует объективизации наших оценок. А их, думается, следует строить в двух измерениях: узко и широко. Причём, если узкое измерение позволяет концентрировать внимание на вопросах внутреннего социокультурного делания (вопросах целенаправленной внутригосударственной поддержки музыкального просвещения, профессионального образования и чётко обозначенной линии на формирование в дореволюционной России нового для неё ценностно-ориентированного пространства, развивающего художественный вкус всех слоёв населения), то широкое открывает горизонты для осмысления деятельности ИРМО, ставшей международным достоянием. И в этом контексте особого внимания заслуживает деятельность региональных отделений ИРМО.

Хорошо известно, что среди Отделений ИРМО, открытых в разных уголках дореволюционной Российской Империи, были Бакинское Отделение4 (основано в 1901 году), Вилен-ское5 (1898), Киевское6 (1863), Кишинёвское7 (1899), Рижское8 (1899), Тифлисское9 (1883) [7, 34-44]. Также известно, что в пост-октябрьское время в 1928 году в Шанхае эмигрантами из России было организовано Отделение ИРМО, а в 1929 году в Японии - Общество российских музыкантов. В сложившуюся пост-революционную картину следует добавить деятельность Русских музыкальных обществ в Париже и Праге, которые поддерживали в эмиграции русскую музыкальную традицию и культуру [4, 8]. Приведённые факты, с точки зрения исторических реалий сегодняшнего дня, свидетельствуют о том, что деятельность ИРМО имела необходимые признаки глобализаци-онного свойства. С одной стороны, в них формирование российской музыкальной культуры как многонациональной стало залогом будущего развития ряда национальных музыкальных школ, которые, усвоив уникальную способность русской культуры ассимилировать в себе элементы европейской культуры и, далее, «национализировав инородное», смогли построить свои собственные оригинальные школы. С другой стороны, мотивированность деятелей Русского зарубежья на сохранение национальной традиции, ставшей формой их

самоидентификации вне России, продолжила путь продвижения отечественной музыки за рубежом. Признание этих исторических фактов имеет исключительное значение. Оно позволяет говорить о «цивилизационном вкладе» ИРМО в общечеловеческую копилку культурных ценностей. Именно это важно учитывать в целостной системе мировой музыкальной истории второй половины XIX -начала ХХ века при ценностном сопоставлении русской цивилизации с достижениями других.

Так случилось, что история современного Некоммерческого партнерства «Императорское русское музыкальное общество» (далее НП «ИРМО») отчасти связана с Всероссийским музыкальным обществом (ВМО). Одним из его последних коллегиальных решений от 22 декабря 2008 года было учреждение «Филармонии ВМО» (директором была назначена автор этих строк, Н.И. Ефимова). В составе активных участников этого подразделения были О.А. Гармаш, О.А. Левко, С.И. Политиков, С.А. Старостина, Е.Ю. Шарма. В апреле 2009 года после одностороннего решения председателя ВМО А.И. Жидкова о реорганизации ВМО1010, а также после многочисленных обращений Членов Правления ВМО в надзорные органы11 с тем, чтобы вернуть чрезвычайную ситуацию в правовое русло, членами «Филармонии ВМО» в марте 2011 года было принято решение учредить Некоммерческое партнерство содействия развитию русского музыкального искусства (НП «ИРМО»).

Современное НП «ИРМО» свою миссию видит во всестороннем, в том числе научном, осмыслении исторической роли двух некогда мощных Музыкальных общественных объединений России; в восстановлении, продолжении и приумножении тех традиций, которые были в государстве российском и которые оказали существенную роль на развитие её профессионального искусства; в собирательстве отечественного музыкального наследия, созданного нашими соотечественниками в дальнем и ближнем зарубежье; в укреплении чуткости к опасности утратить историческое прошлое и возвращении исторической памяти. Сосредоточив свои усилия на сближении и объединении музыкантов, педагогов, учёных, всех сочувствующих продвижению отечественной музыкальной культуры, мы, как

и прежде, свою главную цель видим в культивировании в России художественной (академической) музыки, в продолжении просветительских традиций концертных программ, в воспитании публики, способной понимать и уметь ценить высокое искусство.

В наше время, когда все мы являемся свидетелями «процесса размывания и релитиви-зации культурной шкалы ценностей» [5, 89], превращении её в нечто второстепенное, когда мы теряем аудиторию, теряем истинных ценителей искусства, способных хранить и, если потребуется, защищать высшие достижения человеческого гения, возникает ощущение приближения к опасной черте.

Для просветительских идей в век коммерциализации и рыночных отношений наступили непростые времена. Однако уроки истории убедительно показывают, что положительный результат в опыте существования ИРМО был достигнут лишь тогда, когда пришло осознание огромного культурно-воспитательного значения музыкального искусства, понимание того, что музыкальное просвещение должно считаться делом государственной важности и должно вызывать о себе заботы государства. Именно на это указывает недавнее диссертационное исследование О.А. Гармаш (члена НП «ИРМО», продюсера) «Менеджмент академической музыки в России: генезис явления» [2]. В нём раскрыта история формирования первой в России управленческой системы, целенаправленно ориентированной на продвижения академической музыки, и связана эта история с деятельностью РМО / ИРМО. Возрождение идей Общества - это не только историческая память, но и дань тем славным традициям бескорыстного и ревностного служения русскому музыкальному искусству и Отечеству.

Сегодня среди членов НП «ИРМО» квалифицированные специалисты, закончившие ведущие музыкальные заведения России и Европы, имеющие учёные степени и почётные звания, за плечами которых опыт работы в ВХО и ВМО. Мы гордимся, что многие из наших соратников-энтузиастов являются обладателями научных грантов престижных европейских, американских и японских научных фондов, что молодые исполнители, лауреаты международных конкурсов, активно помогают нам в продвижении идеи просветитель-

ства (причём, хочу подчеркнуть: подавляющее большинство из них занимается этим важным и нужным делом безвозмездно).

Современное НП «ИРМО» не считает миссию дореволюционного Императорского Русского Музыкального Общества завершённой. По-прежнему остаётся актуальным вопрос воспитания просвещённой публики, ценителей высокого академического искусства. Возрождение ИРМО - это прекрасный повод продолжить позитивный опыт самой влиятельной в дореволюционной России музыкально-просветительской организации. Ценность исторического опыта мы видим в том, что он, являя собой некое откровение человеческого духа, обостряет стратегическое чутьё, служит упражнением для профессионального мышления, позволяет использовать колоссальный набор фактов как базис, как среду и объект для дальнейших научных и творческих движений.

Обнаружив возможность продолжения исторического прошлого в современной ситуации, мы уверены, что знание фактов истории, как и любое практическое знание, может оказаться и сегодня востребованным и пригодным. Актуализируясь в новейшем времени, оно, как и прежде, должно способствовать широкому музыкальному просвещению и развитию творческого потенциала нации.

Обеспечение широкого доступа всех социальных слоёв нашего общества к художественным ценностям музыкальной культуры, популяризация достижений отечественных исполнительских школ и продвижение молодых исполнителей, развитие разнообразных форм любительского исполнительства - вот те ориентиры, которые требуют постоянной системной работы сегодня. Эти ориентиры являются ключевыми в разработке формата программ НП «ИРМО», отличительной особенностью которых является интеграция практики концертных мероприятий с просветительскими задачами, направленными на создание условий для творческого общения профессионалов и любителей.

НП «ИРМО» осуществляет проекты самых разных форматов и масштабов. Наши просветительские программы (руководитель кандидат искусствоведения Е.Ю. Шарма) реализуются на площадках библиотек, музеев, выставочных комплексов, концертных залов, в учебных заведениях. В доступной для массового посетителя

форме, с обязательным привлечением видеоряда, они рассказывают об истории ИРМО, композиторах-членах ИРМО, знакомят с музыкой, написанной представителями августейшей фамилии. Мы активно внедряем в практику педагогической работы (курсовые, дипломные проекты) тематику, связанную с деятельностью ИРМО в России и за рубежом.

НП «ИРМО» открыто для международного сотрудничества. Среди ярких международных проектов выделю проект «Слово и музыка», реализованный в рамках года России в Италии в 2011 году в Милане на сцене Миланской консерватории имени Джузеппе Верди при поддержке Департамента культуры города Москвы, Муниципалитета города Милана и Миланской консерватории. Его формат, сочетающий концертно-исполнительскую, научную и образовательно-просветительскую составляющие, позволил всем желающим приобщиться к современному знанию о художественном языке русской музыки, дал возможность молодым исполнителям получить консультации и участвовать в работе над русским камерным репертуаром. В рамках международной программы «АРТ-Диалоги», инициированной НП «ИРМО» в 2009 году, совместно с ассоциациями «Русский дом» (Тренто), «Русский дом» (Верона) ежегодно проводится фестиваль «Италия-Россия: диалог культур». Ярким событием 20x7 года стало участие НП «ИРМО» в российско-швейцарском проекте «rEvolution», посвящённом 100-летию революции. Концертный триптих «rEvolution» раскрыл в потоке времени тему революции во всех основных жанрах - симфоническом, ораториальном, камерно-инструментальном и хоровом. «rEvolution» вернул в современное музыкальное пространство редко звучащие сочинения Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Рославца, а также представил взгляд композиторов XXI века на исторические события начала ХХ-го. Неистовая и дерзкая «Комсомолия» для смешанного хора и оркестра Н. Рославца (1928) в проекте соседствовала с безоблачной кантатой С. Прокофьева «Расцветай, могучий край», написанной в 1947 году к празднованию тридцатилетия революции, а «Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX века» Д. Шостаковича - с демонстрацией документального фильма «Red

Fritz» (Швейцария). Проект продолжил опыт участия НП «ИРМО» в реализации российско-швейцарских культурных проектов, начатый в 2012 году с проведения российско-швейцарского фестиваля CULTURES-CAPES. В предстоящем году 160-летия ИРМО запланирован выпуск CD c малоизвестной музыкой членов ИРМО. Эта музыка не только дополняет панораму восприятия музыкальной действительности пореформенной России, - в контексте «возвращения исторической памяти» она по праву займёт в ней своё достойное место.

Резюмируя сказанное, отмечу: новое историческое прочтение деятельности ИРМО помогает восстановить линию преемственности, понимаемую в современных «Основах государственной культурной политики» как процесс «передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм»12 [6]. Но главное, оно является той плодотворной почвой, которая питала и питает русский мир, вклад которого в мировую музыкальную культуру очевиден. И это является тем необходимым знанием, которое в вопросах самоидентификации является ключевым.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вел. кнг. Елена Павловна (принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская: Friederike Charlotte Marie Prinzessinvon Württemberg - супруга вел. кн. Михаила Павловича) род. 28 декабря 1806 [9 января 1807] в Штутгарте, скончалась 9 [21] января 1873 в Санкт-Петербурге.

2 Годы деятельности ВХО: 1957-1986.

3 Создано 31 декабря 1986 года (Постановление Совета Министров РСФСР № 539). Является преемником Всероссийского хорового общества.

4 В Баку, ныне столице суверенной Азербайджанской Республики.

5 В Вильно (ныне Вильнюс), столице Литовской Республики.

6 В Киеве, ныне столице Украины.

7 В Кишинёве, ныне столице Республики Молдовы.

8 В Риге, ныне столице Латвийской Республики.

9 В Тифлисе (ныне Тбилиси), столице Грузии.

10 Точнее - открытии под аббревиатурой Всероссийского музыкального общества (ВМО) организации с названием Всемирное музыкальное общество (ВМО). Члены Правления ВМО в составе: Е. Папоян - первый заместитель председателя Правления по работе с производствами ВМО; Л. Горохов - ревизор ВМО; С. Старостина - заместитель председателя Правления ВМО, председатель Правления Музыкального общества Ростовской области; З. Хот - председатель Правления Музыкального общества Республики Адыгея; З. Туганских - директор Музыкального общества Свердловской области; А. Тархова - председатель Правления Музыкального общества Пензенской области; С. Политиков - художественный руководитель ВМО; Н. Ефимова - директор Филармонии «ВМО» голосовали против данного решения (Протокол № 10 заседания Пленума Правления Всероссийского музыкального общества от 20.04.2009 г.). А после обсуждения вопроса об эффективности работы председателя ВМО А.И. Жидкова, по результатам открытого голосования («за» 11, «против» нет, «воздержались» 2) постановили освободить А.И. Жидкова от должности председателя Правления Всероссийского музыкального общества, провести аудиторскую проверку его финансово-хозяйственной деятельности до 20.05.2009 г.

11 В том числе, по вопросам переуступки помещения ВМО на М. Кисловском в г. Москве, судьбы архивов, уникальной библиотеки и девяти производственных комбинатов ВМО в Барнауле, Волгограде, Краснодаре, Твери, Уфе и т. д. Лишившись своего помещения, ВМО как всероссийская общественная организации с 44 региональными отделениями прекратило существование. Нужно констатировать, что в настоящее время местонахождение архива ВМО с историческими нотными памятниками неизвестно. Это означает, что уже сегодня вряд ли возможно полноценно восстановить и описать всю недавнюю историю ВМО с 1986 до 2009 года.

12 См. Разд. IV. Цели государственной культурной политики [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Высочайший Рескрипт, данный на имя Председательницы главной дирекции Императорского русского музыкального общества, Её Высочества Принцессы Елены Георгиевны Саксен-Альтенбургской // Музыка и пение. 1910. № 3. (18 декабря 1909 года). С. 1.

2. Гармаш О.А. Менеджмент академической музыки в России: генезис явления. М., 2016. 212 с.

3. Ефимова Н.И. Императорское русское музыкальное общество: история и современность // К 400-летию Восшествия на Престол Династии Романовых. Москва ; Берн, 2013. 16 с.

4. Корабельникова Л.З. Музыкальная культура российской эмиграции, неуслышанная и неизученная. URL: http://www.gnesin-academy.ru/sites/default/files/docs/KorabelnikovaMF12.pdf (18.01.2019).

5. Лазарев Ф.В., Брюс А. Литтл. Вселенная культуры: стратегемы и ценности. Симферополь, 2005. 191 с.

6. Основы государственной культурной политики (утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808). URL: http://static.g0vernment.ru/media/files/AsA9RAyYVAJn0BuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (18.01.2019).

7. Пузыревский А.И. Императорское Русское Музыкальное Общество впервые 50 лет его деятельности [1859-1909]. СПб., 1909. 185 с.

8. Речь, произнесённая на Акте 18 декабря 1909 года вице-председателем Императорского русского музыкального общества Князем А.Д. Оболенским по случаю 50-летия существования Общества. СПб., 1909. 21 с.

9. Устав Императорского Русского Музыкального Общества (Высочайше утверждён 4-го (16-го) июля 1873 г.). СПб. : Тип. Э. Арнгольда, 1885. 19 с.

10. Щапова Е.В. Всероссийское хоровое общество: взгляд в прошлое. М., 2013. 242 с.

REFERENCES

1. Vysochayshiy Reskript, dannyy na imya Predsedatel'nitsy glavnoy direktsii Imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshchestva, Ee Vysochestva Printsessy Eleny Georgievny Saksen-Al'tenburgskoy [Rescript addressed to the Chairwoman of the Board ofthe Imperial Russian Musical Society, Her Highness Princess Elena Georgievna of Saxe-Altenburg]. Muzyka ipenie [Music and singing]. 1910, no. 3, (18 December 1909), pp. 1.

2. Garmash O.A. Menedzhment akademicheskoy muzyki v Rossii: genezis yavleniya [Management of Academic Mu-sicin Russia: Its Origins]. Moscow, 2016. 212 p.

3. Efimova N.I. Imperatorskoerusskoemuzykal'noeobshchestvo: istoriyaisovremennost' [The Imperial Russian Musical Society: The Pastand the Present]. K400-letiyuVosshestviyanaPrestolDinastiiRomanovykh [To the 400th anniversary of the accession to the throne of the Romanov dynasty]. Moscow, Bern, 2013. 16 p.

4. Korabelnikova L.Z. Muzykal'naya kul'tura rossiyskoy emigratsii, neuslyshannaya i neizuchennaya [The Musical Culture of the Russian Immigration, Unheardand Unstudied]. URL: http://www.gnesin-academy.ru/sites/default/ files/docs/KorabelnikovaMF12.pdf (18.01.2019).

5. Lazarev F.V., Brus A. Littl. Vselennaya kul'tury: strategemy i tsennosti [The Universe of Culture: Stratagems and Values]. Simferopol, 2005. 191 p.

6. Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki (utverzhdeny Ukazom Prezidenta RF ot 24 dekabrya 2014 goda № 808) [The Fundamentals of the State Cultural Policy]. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJno-BuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf ((18.01.2019)).

7. Puzyrevskiy A.I. Imperatorskoe Russkoe Muzykal'noe Obshchestvo vpervye 50 let ego deyatel'nosti [1859-1909] [Imperial Russian Musical Society in the First 50 Years of Their Functioning (1859-1909)]. St. Petersburg, 1909. 185 p.

8. Rech', proiznesennaya na Akte 18 dekabrya 1909goda vitse-predsedatelem Imperatorskogo russkogo muzykal'nogo obshchestva Knyazem A.D. Obolenskim po sluchayu 50-letiya sushchestvovaniya Obshchestva [A speech delivered at the Act of December 18, 1909 by the Vice-Chairman of the Imperial Russian Musical Society Prince A.D. Obolensky on the occasion of the 50th anniversary of the existence of the Society]. St. Petersburg, 1909. 21 p.

9. Ustav Imperatorskogo Russkogo Muzykal'nogo Obshchestva (Vysochayshe utverzhden 4-go (16-go) iyulya 1873g.) [The Charter of Imperial Russian Musical Society (consolidated by the Imperial Court in the 4-th (16-th) of July, 1873)]. St. Petersburg: E. Arnold's Publishing House, 1885. 19 p.

10. Shchapova E.V. Vserossiyskoekhorovoeobshchestvo:vzglyadvproshloe [The Russian Choral Society: A Retrospective Study]. Moscow, 2013. 242 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.