Научная статья на тему 'Императивы Болонской декларации'

Императивы Болонской декларации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРИОРИТЕТЫ / HIGHER EDUCATION / SOCIAL MOBILITY / COMPETITION / EDUCATIONAL SERVICES / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермилов В. Г.

Важнейшим из императивов Болонской декларации выступает институт независимости высших учебных заведений. С опорой на него отечественная система высшего образования станет реально конкурентоспособной. Переход на двухуровневую подготовку студентов требует капитального переоснащения вузов современной компьютерной техникой. Государство должно представлять льготы учредителям вузов и предпринимателям по исключению стоимости компьютерной техники и технологий, передаваемых ими в целях инновационной модернизации материально-технической и информационно-технологической базы вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPERATIVES OF THE BOLOGNA DECLARATION

The most important imperative of the Bologna Declaration is the institute of independence of higher educational institutions. On this basis Russian system of higher education will have real competitive ability. Transition to a two-tier system of student training needs in full reequipment with up-to-date computer techniques for universities. The state should provide for founders of universities and entrepreneurs with priveledges in a field of computer technique and technologies given by them for innovative modernization of material, technical, information, and technological universities assets.

Текст научной работы на тему «Императивы Болонской декларации»

2. Сайты по развитию Болонского процесса в России: Сборник документов и материалов. Сайт Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов: www.finec.ru/rus/academic/master/ bologna.htm

3. Сборник информационных материалов «“Мягкий путь” вхождения российских вузов в Болонский процесс» (гл. ред. проф. А. Ю. Мельвиль), www.ino-center.ru/Bologna integration/

Borisov V. V.

THE BOLOGNA PROCESS IN EUROPE AND RUSSIA: WAYS TO REFORM HIGHER EDUCATION

In the paper the author's position on ways to reform higher education in Europe and in Russia. Keywords: Higher education, ways to reform, the Bologna process, the Sorbonne Declaration.

УЗД 378 Ермилов В. Г.

ИМПЕРАТИВЫ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Важнейшим из императивов Болонской декларации выступает институт независимости высших учебных заведений. С опорой на него отечественная система высшего образования станет реально конкурентоспособной. Переход на двухуровневую подготовку студентов требует капитального переоснащения вузов современной компьютерной техникой. Государство должно представлять льготы учредителям вузов и предпринимателям по исключению стоимости компьютерной техники и технологий, передаваемых ими в целях инновационной модернизации материально-технической и информационно-технологической базы вузов.

Ключевые слова: высшее образование, социальная мобильность, конкуренция, образовательные услуги, приоритеты

Болонская декларация - это конституционные принципы стран Европейского Союза и присоединившихся к ним других стран региона в сфере организации нового поля высшего образования. Оно связано с обучением высококвалифицированных специалистов-профессио-налов и подготовкой ученых, которые закрывают потребности рынков труда отдельных стран и в целом Европейского Союза. Выпускники вузов могут эффективно работать в любой европейской стране.

Болонская декларация содержит ряд императивов, соблюдение и практическая реализация которых легче осуществляются молодыми людьми, к ним относятся: независимость вузов; мобильность студентов, преподавателей и обслуживающего персонала; мониторинг достигнутых результатов в деле продвижения (внедрения) принципов Болонской декларации на территории отдельных стран Европейского Союза; финансовая помощь отдельным вузам, которые используют

инновационные механизмы разработки образовательных услуг, отвечающих высоким требованиям Болонской декларации; переход на двухуровневую подготовку специалистов для разнообразных рынков через бакалавриат и магистратуру; одноуровневая подготовка научных кадров в аспирантуре.

Важнейшим из них выступает институт независимости высших учебных заведений, в соответствии с которым государствам послан однозначный сигнал: вы должны просто наблюдать за развитием событий и принимать свои меры только при крайней необходимости и в тех случаях, когда проблема касается вопросов финансирования мероприятий, принимаемых вузами в рамках внедрения в реальную жизнь инноваций. Государства должны время от времени собираться для обсуждения сделанного, фиксировать рубежи достигнутых реальных результатов, которые значимы для всех без исключения вузов, оперирующих на всем болонском пространстве.

Растущие расходы на образование требуют от вузов тщательной разработки учебных программ по подготовке специалистов для мировых рынков, которые свободно без длительных адаптационных периодов сразу могут включаться в производительную работу на территории любой страны.

Ориентация должна быть направлена именно на рынки, а не на работодателя, что отличает ситуацию с государственными институтами в России, особенно теми, которые практикуют советскую систему подписания студентами письменного обязательства отработать три года в структурах региональных органов государственной власти. Традиционно студенты проходят две практики (ознакомительную и преддипломную), которые мало что дают будущим сотрудникам государственных управленческих структур, которые примут их в свои ряды после окончания вуза. Эти структуры не имеют четких систем приема практикантов и погружения их в систему работы департаментов, комитетов, отделов, секторов по реализации многочисленных программ регулирования экономики в рамках делегированным им политических, экономических и финансовых полномочий.

Есть и вторая группа студентов, которые готовятся на средства налогоплательщиков, т. е. за счет консолидированного государственного бюджета. Такие студенты не имеют распределения и самостоятельно устраиваются на работу.

Рынок государственных должностей у нас отсутствует. Студент-выпускник вуза попадает на самые низшие должности, являющиеся стартовыми позициями в длинной цепи карьерного роста. Внутри органов государственной власти и местного самоуправления система отбора кандидатов на вышестоящие должности отличается от свободной, так как содержит многочисленные ограничения, да и не на все должностные позиции должен объявляться конкурс.

Если рынка нет, то происходит ли в таком случае ориентация на работодателя? Этот вопрос порождает другой не менее трудный, но очень интересный и проблемный вопрос: кого считать работодателем. На рынке сложилась многоуровневая система «отбора» кадров. Первый уровень - большие корпорации и фирмы имеют свои отделы по работе с персоналом. На них возложены обязанности по реализации политики корпорации в сфере кадровой полити-

ки, которая охватывает весь спектр проблем, связанных с их приемом на работу и дальнейшим карьерным ростом. Второй уровень - средние предприятия, которые, как правило, обращаются к услугам специализированных кадровых агентств. Третий уровень - малые и семейные предприятия, руководители которых самостоятельно строят кадровую политику.

Такая система свидетельствует о конкуренции предложения и спроса на кадры для национальной экономики. Студенты сами ориентируются на рынок труда, на возможности и ограничения закрепиться и совершенствоваться в той отрасли экономики, которая в большей степени может удовлетворить их рациональные ожидания, с точки зрения реализации своих творческих замыслов по развитию конкретного бизнеса, конкретного рынка, его сегмента или ниши.

Мобильность - это тоже императив, при этом направленный на развитие и укрепление творческого начала студента; она означает, что студент поступает в один вуз, а заканчивает совершенно другой - второй, третий или даже пятый в его образовательной карьере. Логика мобильности определяется платностью высшего образования. Студенты Америки, например, не всегда могут иметь достаточно средств, чтобы оплатить сразу весь курс обучения при наличии мотива получить высшее образование; они поэтому учатся с перерывами, чтобы заработать денег для оплаты своего обучения на следующих курсах. Высокая мотивация заставляет их не только уходить из вуза на заработки, но даже продавать свой бизнес, чтобы получить высшее образование [1, с. 18].

Российские ученые провели расчеты среднегодового дохода американцев с различным уровнем образования. Если среднегодовой доход индивидов с образованием ниже 9 классов взять за базу (100%), то среднегодовой доход с образованием от 9 до 12 классов (без диплома) составляет 132%, выпускников средней школы - 203%, выпускников колледжа - 244%, с дипломом ассистента - 273%, бакалавров - 389%, магистров -439%, специалистов - 610% и с докторской степенью - 524 % [2, с. 70]. Общество единодушно в вопросе хорошей оплаты труда высокообразованных людей, так как высшее образование - это прямой фактор развития человеческого капитала страны, повышения интеллектуального потенци-

ала индивида. А интеллектуальный потенциал, в свою очередь, способствует повышению финансового статуса человека.

Студенты США ничего не теряют при переходе из одного вуза в другой, так как в стране действует единая и понятная для всех система кредитов. Студент имеет на руках документы об усвоении программы за конкретный год или период обучения. Поэтому он без осложнений поступает в вуз в любом другом месте и продолжает обучение.

В России мобильность сильно ограничена для студентов, обучающихся за счет средств государственного бюджета. Вузы получают финансирование на бюджетные места. Поэтому, когда студент уходит из вуза, тотчас прекращается его финансирование. Чтобы осуществить мобильность между вузами, надо согласовать этот вопрос с органами власти, из бюджета которого они финансируют высшее образование. Необходимо перебросить деньги из одного вуза в другой. Здесь появляются сложности, заключающиеся в том, что вузы получают финансирование под точное количество бюджетных мест. Как правило, все бюджетные места в вузе заняты. Иногда бюджетные места освобождаются по причине отчисления студентов-бюджетников. В этих случаях за освобождаемые места конкуренция идет между теми студентами, которые самостоятельно оплачивают свое обучение.

Свободных денежных средств у вузов нет. Добавление в бюджеты вузов дополнительных денежных сумм для финансирования мобильных студентов, тем более на один или два семестра, сопряжено с большими затратами, как временными, так и денежными. Есть еще одна возможность финансировать мобильных студентов тех вузов, из которых они перемещаются в другой после представления необходимых документов об усвоении учебных дисциплин семестра или учебного года. Это будет простой формальностью. Так как потребуется время на сбор и предоставление отчетных материалов, свидетельствующих о полноценной работе студента по учебной программе. Документы могут быть составлены с большой задержкой, а бесплатно учить никто не будет. Можно, конечно, использовать аванс. Но преподавателей и руководителей вузов интересует полная сумма за обучение (за предоставление образовательных услуг). Дебиторская задолженность в сфере образова-

ния не может применяться, так как образовательные услуги не существуют в физическом виде в отличие от автомобилей, яхт, компьютеров. После получения услуги трудно доказать ее существование и претензии продавца на оплату, поэтому в сфере неосязаемых услуг плата идет впереди, а услуга завершает процесс ее предоставления. Подтверждением ее получения в сфере высшего образования выступает зачет, экзамен или кредит. Кредит является универсальным и нейтральным индикатором отражения качественного уровня студента с точки зрения усвоения им объема знаний по каждой конкретной учебной дисциплине. Если использовать оценки, то у вуза всегда будут претензии к студентам, в зачетках которых стоят только тройки и редко четверки. Вузы предпочитают принимать «хорошистов» и «отличников». Но, как показывает практика, отличники не переходят из вуза в вуз (за исключением вынужденных обстоятельств, например, переезд семьи), хорошисты редко пользуются таким институтом. Оно и понятно, студент привыкает к ритму жизни своего вуза, к студенческому обществу, к преподавателям, внеаудиторным (культурным, спортивным) занятиям. В новом вузе он все начинает с нуля и не каждый может преодолеть психологический барьер, связанный со сменой «вузовской семьи». Особенно трудно проходит переход и адаптация к новой «вузовской семье» на старших курсах. Основную группу мобильных студентов в нашей стране составляют студенты-троечники. Однако сам термин совсем не отражает действительного качества студентов этой категории. Почти все студенты из этой группы испытывают дефицит денежных средств и вынуждены подрабатывать. Поэтому они совмещают свою учебную деятельность с работой. Этим можно объяснить, что они успевают усвоить только базовый минимум знаний по программе вуза. На мой взгляд, именно по этой причине эти студенты аттестуются на «удовлетворительно».

После окончания вуза многие из них становятся хорошими специалистами и работниками, руководителями малых и семейных предприятий через программы сертификации, которые предлагают рыночные учебные организации, они повышают качество своего интеллектуального потенциала.

В целом в мире число студентов, выезжающих на учебу в зарубежные страны, имеет тен-

денцию к росту. Так, за период с 2000 г. по 2007 г. численность студентов, выезжающих на учебу в зарубежные вузы, выросла с 1,8 млн. чел. до 2,8 млн. чел., т. е. рост составил 55,5%. В целом, по оценкам экспертов, к 2025 году численность иностранных студентов составит более 7,0 млн. человек [3]. Мобильность в условиях глобализации связана с рядом серьезных проблем для стран-доноров и стран-реципиентов студентов. Мобильными могут быть все-таки студенты из состоятельных семей, которые способны самостоятельно финансировать не только обучение своих детей в определенном университете и по определенной учебной программе, но и финансировать их переезд в другую страну, включая наем жилья, оплату транспортных расходов. Таким образом, из страны-донора капитал бежит в страну-реципиент. А страна-реципиент не всегда бедная страна. Например, США, самая богатая страна, ежегодно зарабатывает миллиарды долларов на обучении иностранных студентов, например, в 2007/2008 академическом году США заработали на обучении иностранных студентов 18 млрд. долларов [4]. Студенты, переезжающие на учебу в страны-реципиенты, повышают их финансовый потенциал. Они кредитуют эти страны, в то время как страна-донор теряет финансовые ресурсы в виде наличных денежных средств, которые можно было бы использовать для финансирования реальных и финансовых инвестиций.

В стране-реципиенте нарастают проблемы, связанные с мигрантами. Несмотря на то, что все преследуют благородную цель повышения конкурентоспособности, тем не менее, местное население рассматривает такую конкуренцию как негативный фактор, лишающий их рабочих мест на национальных предприятиях. Мигранты, как правило, стараются жить компактно, что выделяет их из среды местного сообщества, они продолжают говорить между собой на родном языке, следуют традициям своего народа. А когда они заканчивают вуз, то их рабочая карьера начинается с очень низких должностей, которые резиденты не желают занимать. Проходит довольно длительный период времени, когда мигранты поднимаются по карьерной лестнице. Это скрытая форма эксплуатации интеллектуального потенциала мигрантов, притом бесплатная. Мигрируют обычно люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Поэтому страна-реци-

пиент получает выгоду от того, что работу выполняет высококвалифицированный работник, но в то же время она и теряет от этого, так как отдача на вложенный интеллектуальный капитал не соответствует высокой норме прибыли на капитал, накопленный в национальной экономике. Полезность мигрантов-выпус-кников вузов в странах-реципиентах невысока для стран-доноров, из которых они мигрируют. Так как обычно в странах-донорах финансовая, техническая и технологическая инфраструктура слабее, то они не могут в полной мере использовать полученный ими образовательный потенциал.

Феномен образовательной мобильности влечет за собой интеллектуальное опустошение бедных стран (слабо развитых в техническом, научном и культурном отношении). Этот процесс можно сравнить с процессом индустриализации стран в конце XIX - начале XX вв., когда промышленные предприятия «вымыли крестьян из деревень и селений». Сегодня деревни представляют собой жалкое зрелище. В основном они продолжают быть поставщиками мигрантов в промышленные города. Такова логика индустриальных процессов, раз зародившись, они должны постоянно поддерживать себя на адекватном научном и техническом уровне. Свою роль играет естественный процесс старения людей, случайная миграция, преждевременное выбытие людей из состава экономически полезных субъектов производительных экономических отношений. Отсюда следует, что города постоянно нуждаются в притоке свежих сил.

Многие люди имеют несколько высших образований, а иногда всего лишь несколько дипломов, свидетельствующих об усвоении ими программ по различным направлениям учебных дисциплин. Человек только однажды получает высшее образование - первое, а затем он всю жизнь учится - повышает свою квалификацию на семинарах, тренингах, курсах дополнительного образования, читая специальную литературу, выполняя свои профессиональные обязанности по работе. В некоторой степени человека, имеющего несколько дипломов и постоянно повышающего свою квалификацию, можно сравнить с машиной, на которую можно навешивать около двух десятков различных агрегатов. Такая универсализация в противовес узкой специализации повышает адаптивность человека к постоянно меняю-

щейся среде обитания, в которой все большее место отводится искусственной среде, технической и финансовой.

Быстрое истощение ресурсов - это отличительная черта XXI в. И эта тенденция будет только нарастать. Та страна, которая разработает эффективную стратегию управления этим процессом через повышение адаптивности каждого человека и в целом социума, выиграет в соревновании за выживаемость и возглавит этот глобальный процесс, предлагая эффективные паттерны решения глобальных и локальных проблем и задач организации экономической деятельности в условиях сокращающихся ресурсов. В глобальной экономике обязательно появятся ситуации, когда необходимо будет оперативное решение возникающих проблем с участием большого числа универсальных специалистов. Мобильность в рамках Болонского процесса призвана подготовить сообщества стран решать такие проблемы, потому что ни одна страна не может подготовить таких специалистов в большом количестве, когда масштабы решают все. А группа стран, придерживающихся единых принципов обучения, единых учебных программ, свободного передвижения по территории единого образовательного пространства, сможет сделать это, причем очень эффективно.

Представители работодателей отмечают два значительных, по их мнению, недостатка у выпускников вузов нашей страны. Первый относится к неумению выпускников работать в команде, полное отсутствие у них командного духа. Второй заключается в их неподготовленности к рабочей ситуации, т.е. они не знают реального положения вещей.

Командная работа подразумевает интерактивную работу со студентами не только на семинарах, но и на лекционных занятиях, т. е. студенты обязаны сидеть малыми командами на лекционных и семинарских занятиях. Это необходимо для того, чтобы они командой обсуждали и сообща вырабатывали стратегию решения проблем, которые дает им преподаватель, а также учились формировать и задавать вопросы по исследуемым проблемам.

Эти проблемы берутся из реальной жизни и требуют практических навыков их решения на основе усвоенного ими теоретического материала, другими словами, рекомендаций представителей разных экономических школ. Студен-

ты не только не готовы к этой работе, но и активно сопротивляются ей. Они привыкли иметь дело с друзьями, товарищами, с которыми они учились в школе и вместе поступили в вуз. Когда я требую от них сидеть в командах на лекционных занятиях, то они жалуются администрации вуза, которая делает замечания мне и запрещает это «насилие».

Учеба в вузах индустриально развитых стран строится на командной работе. А наши студенты, которые обучаются в этих вузах, не вписываются в рамки этих требований. Они подходят к такой форме работы чисто формально - подчиняются местным законам. И как результат нетворческой работы в командах - такие студенты, по возвращении после окончания зарубежного вуза, не могут работать в национальных командах и не в состоянии внедрить этот положительный опыт взаимодействия в условиях становления рыночных отношений в России.

Отторжение происходит из-за неправильного понимания истинного содержания конкуренции, которая в России рассматривается только под углом борьбы всех со всеми. Пример индустриально развитых стран показывает, что конкуренция больше воспринимается как сотрудничество. Особенно это касается вузов, где студенты учатся вместе решать учебные ситуационные проблемы, в основе которых лежат реальные политические, экономические, финансовые и социальные процессы. В условиях постоянного повышения квалификации работники конкурирующих предприятий во всех отраслях экономики обучаются на семинарах, в рамках которых они изучают инновационные техники и технологии, которые внедряют в практику предприятия-лидеры на соответствующих рынках. При совместном обучении сотруднико в разных предприятий происходит обмен передовыми методами управления ресурсами, сокращения издержек, повышения эффективности использования выручки и, особенно, прибыли. Необходимо помнить о том, что среди работников рыночных предприятий также действует мобильность: работники свободно, в соответствии со своими знаниями и опытом работы, переходят с предприятия на предприятие. Мобильность решает вопросы карьерного роста работников, который ограничен, если работник будет работать на одном предприятии. Для рабочей категории постоянная работа на одном

предприятии - это нормальное явление. В Японии придерживаются принципа пожизненного найма. Однако в сфере управленческого труда необходим постоянный приток молодых кадров, которые несут с собой новое динамическое знание, высокий интеллектуальный потенциал, инновации и стремление привнести в работу коллективов прогрессивные изменения.

Цели и задачи обучения в высшей школе концентрируются на широкой (фундаментальной) подготовке к жизни. Знания, которые получают студенты и проблемные ситуации, разбираемые ими в ходе семинарских занятий, не могут применяться сразу, их применение будет реализовано в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что, на мой взгляд, обусловливает концепцию обучения на протяжении всей жизни человека. Поэтому учебные рабочие программы, стандарты в области высшего образования акцентированы на фундаментальных знаниях. Несмотря на распространение самых разнообразных методик обучения, включая дистанционное обучение и обучение в режиме он-лайн, главной фигурой системы высшего образования был, остается и будет оставаться преподаватель. Роль преподавателя при обучении сводится к экспертному донесению до студентов сведений. Еще Макс Вебер отмечал этот принцип, полагая, что преподаватель, не придерживающийся принципа экспертного донесения сведений до студентов, занимается политикой [5, с. 710-712] Он должен строго соблюдать принцип нейтральности по отношению к цвету кожи человека, его национальной принадлежности, вероисповеданию.

Обучение на основе практического опыта имеет объективные ограничения: без фундаментальных знаний и концепций оно не позволяет специалистам выйти за рамки своего опыта и взглянуть на процесс своей работы со стороны. Это может сделать только специалист, прошедший полный курс обучения в вузе, в котором он овладевает современными экономическими и финансовыми теориями и инструментами анализа эффективности управленческих процессов, разработанных в рамках конкретных фундаментальных теорий и концепций. Обучение - это прерогатива вузов, переподготовка - дело рыночных предприятий, которые руководствуются индивидуальными инструкциями, корпоративными правилами ведения бизнес-процессов на каждом отдельном предприятии, в каждой компании и корпорации.

Настоящая независимость вузов в рамках Болонской декларации постулирует и их финансовую независимость. Это означает, что вузы должны быть финансово самодостаточными за счет сугубо собственных финансовых источников, чтобы не «сидеть» на игле бюджетного финансирования. Хотя это и не исключает бюджетного финансирования, просто оно будет осуществляться в иных формах: бюджетные средства будут идти за целевыми проектами, если вуз выиграет конкурс. Вуз не может всегда выигрывать все конкурсы. Можно смело предположить, что в отдельные годы вуз будет оставаться без бюджетного финансирования. Очевидно, что такая ситуация приведет к дефицитным бюджетам университетов. Чтобы выйти из этой проблемной ситуации, вузы вынуждены будут повысить плату за образовательные услуги, как за бакалавриат, так и за магистратуру. Наступление этого неумолимого процесса мы уже наблюдаем сегодня на примере таких стран, как Великобритания, Италия и Турция, где студенты активно выступают против трехкратного повышения платы за обучение в местных вузах. Справедливости ради следует отметить, что причиной повышения платы за образовательные услуги вузов (университетов) выступает не только самостоятельность (независимость) этих учебных заведений. Другой причиной, скорее всего, выступают демографические факторы, такие как снижение рождаемости населения, его старение. В результате все страны сталкиваются с процессом замедления прироста населения, а в некоторых странах он прекратился совсем. В такой ситуации страна не может позволить себе расточать ресурсы, делая чрезмерно легким доступ к высшему образованию за счет пренебрежения Другими квалификациями и профессиями. Здесь также вступает в силу закон дефицита средств и ресурсов. В условиях сокращения прироста населения и его старения большая часть рабочей силы (трудоспособного) населения будет трудиться более продолжительный период времени. Вакантные должности будут появляться с меньшей скоростью, чем мы это наблюдали в прошлом (к примеру, в конце XX в.). Процесс замещения вакантных должностей замедлится, и это потребует меньшего числа обучающихся в университетах, что определенно приведет к снижению масштабов экономики высшего образования, неумолимо поднимет цены на образовательные

услуги, предлагаемые университетами, которые станут доступными детям богатых семей. Детям семей среднего класса такие услуги станут менее доступными, по сравнению с текущей ситуацией. Они будут вынуждены учиться с большими перерывами, так как будут уходить из вузов для заработков, чтобы оплатить свое обучение в вузе. Это негативно скажется на конкуренции между студентами. Для системы высшего образования индивидуальной (внутригрупповой) конкуренции недостаточно. Практика многих стран, в том числе и России, свидетельствует, что внутригрупповая конкуренция среди студентов отсутствует. Важную роль играет межгрупповая конкуренция. А ее потенциал серьезно подорвет нарушение принципа равного финансирования обучения за счет собственных средств. Это еще раз подчеркивает угрозы для России - бегство из страны детей из богатых семей для получения образования в университетах стран Европейского Союза и других стран.

Нельзя не затронуть такой важный вопрос, как разработка государственных стандартов высшего профессионального образования и учебно-методических, включая учебные рабочие программы и учебно-методические комплексы. Стандарты высшего образования должны быть рамочными. Их цель - предоставить широкие опции самим вузам для адаптации учебных программ в рамках стандартов под приоритеты и потребности студентов. Однако эта проблема не является проблемой только федерального уровня. Она остро стоит на уровне вузов, а именно ректоратов. Ректораты как администрация видят своим долгом подменить Министерство образования и взять на себя его функции по очень детальному регламентированию разработки учебных документов. Так, например, уже сегодня в отдельных вузах приняты в форме приказа жесткие схемы составления учебно-методических комплексов. В них предусмотрено очень много разделов, и сами разделы четко структурированы и регламентированы.

Поступая так, администрация вуза нарушает принцип независимости студента и его самостоятельности в определении своей индивидуальной траектории обучения в вузе. После зачисления в вуз он должен самостоятельно или при помощи преподавателей-кураторов составить свой график прохождения обучения и утвердить его в деканате. Понятно стремление администрации «облег-

чить» работу студенту, полагая, что он или она пока не в состоянии правильно определиться с учебной программой и выбором учебных дисциплин, а самое главное - правильным распределением времени на усвоение той или иной дисциплины в рамках модульной системы обучения. Следует крайне осторожно подходить к институту заранее заготовленных вузами учебных материалов, которые серьезно ограничат свободы студента выбирать свою индивидуальную траекторию обучения. Есть опасность, что мы вновь скатимся в болото строгой регламентации учебной и научной деятельности студента в стенах вуза, когда свобода останется лишь лозунгом, за которым нет реального подкрепления свободного использования студентом широких опций. Уже на этом начальном этапе мы не будем приучать студентов к тому, что они постоянно должны руководствоваться в своей жизни выбором между различными опциями, иногда дополняющими друг друга, но в основном всегда альтернативными. Именно этот фактор - фактор альтернативности

- заставляет людей, в том числе и студентов, оценивать свой выбор через призму альтернативных издержек, которые имеют конкретную оценку в денежном выражении. Дефицит ресурсов является для студента мощным стимулом разработки оптимального варианта обучения, который максимизирует полезность располагаемых им денежных средств, направляемых на финансирование выбранных лично им конкретных опций.

Жесткая регламентация учебных материалов затруднит процесс адаптации российских студентов к требованиям организации учебного процесса в вузах, действующих на образовательном пространстве Болонской декларации.

Переход на двухуровневую подготовку студентов требует, с одной стороны, капитального переоснащения вузов современной компьютерной техникой. В этом отношении должно сыграть свою роль государство. Оно должно представлять льготы учредителям вузов, предпринимателям по исключению стоимости компьютерной техники и технологий, передаваемой ими в целях инновационной модернизации материально-технической и информационно-технологической базы вузов. Сами вузы не в состоянии быстро, чтобы не отставать от европейских вузов, оснастить аудитории современной компьютерной техникой - у всех вузов, особенно у бюджетных, серьезный дефицит свободных денежных средств. Если вузы

будут самостоятельно закупать современное компьютерное оборудование и программное обеспечение, то процесс технического перевооружения образовательного процесса в наших вузах растянется на долгие десятилетия.

Можно предложить дополнительный способ технического переоснащения учебного процесса посредством внедрения информационных технологий. Этот способ заключается в учреждении обязательного требования от студентов покупки компьютера и его использования на всех занятиях. Это требование диктует не только сама образовательная среда высшего профессионального образования, но, прежде всего, глобальные финансовые рынки, которые работают без перерывов на обед, они не спят, не уходят в отпуск, не уезжают в командировки. Они работают круглосуточно. Такой естественный режим функционирования глобальных финансовых рынков все в большей степени опирается на автоматизированные компьютерные торговые системы по продаже и покупке финансовых инструментов.

Отсюда перед нашими вузами стоит задача -оперативно создавать финансовые организации (малые предприятия) по управлению различными финансовыми фондами, которые функционируют на национальных и глобальных рынках капитала. Создание таких организаций позволит кафедрам встроить в учебный процесс реальные процессы, протекающие в экономике и непосредственно на финансовых рынках. Это позволит ориентировать студентов, будущих выпускников, на реальные рынки. При этом будут охватываться как национальные финансовые рынки (имеющие свои региональные особенности), так и глобальные финансовые рынки, которые стирают национальные различия и выравнивают игровое финансовое поле для всех участников, независимо от того, где они живут, в какой отрасли работают, членами каких политических партий являются, какую исповедуют религию. Перед глобальными финансовыми рынками действительно все равны.

Использование своих компьютеров, возможности работать в малых предприятиях позволят студентам определять реальные темы для выпускных квалификационных работ, ориентированных на рыночные процессы, а не на работников органов государственной власти. Студенты, которые будут обучаться в такой атмосфере,

не будут бояться мобильности, а, перейдя на обучение в любой другой вуз, всегда будут чувствовать себя в собственной глобальной тарелке, ибо они будут готовы анализировать частные особенности локальных финансовых рынков и общие закономерности, характерные для глобальных финансовых рынков.

Подготовка научных кадров в докторантуре по Болонской декларации отличается от подготовки научных кадров в нашей аспирантуре. Идея состоит в том, что все успешно закончившие докторантуру получают степень доктора наук (Ph.D). Все равны и конкурируют между собой, продвигая свои научные идеи. У нас же кандидаты наук тратят непроизводительное время на подготовку и защиту докторской диссертации, когда ученый находится на пике активной разработки научных идей, их практического тестирования на обширном эмпирическом материале. Вместо этого ученый нацелен на реализацию формальной цели - защитить любыми способами докторскую диссертацию. Такой длительный процесс сдерживает подготовку научных кадров для экономики страны. Статистические данные свидетельствуют, что в США научные работники по отношению к научным работникам мира составляют 22,8%, в Китае - 14,7%, Японии -11,7%, в России - 8,9% [6].

Следует добиваться включения данных по России по показателям Болонской декларации в статические сборники, выпускаемые на регулярной основе Европейским Союзом. Студенты же должны решить задачу отмены виз для россиян, чтобы свобода передвижения стала не простой декларацией, а реальным инструментом, с помощью которого каждый индивид, в том числе и студент, преподаватель, административный работник вуза, сможет использовать с максимальным положительным эффектом для себя и для социума свой интеллектуальный потенциал.

Императивом Болонской декларации является принцип обучения студентов в университетах компетенциям, которые они будут применять в своей будущей деятельности. Согласно рекомендациям Европарламента от 16 декабря 2006 г. предусмотрено овладение молодыми людьми и взрослыми восемью ключевыми компетенциями, среди них:

- коммуникация на родном языке;

- коммуникация на иностранном языке;

- математические компетенции и базовые компетенции в области науки и технологии;

- цифровые компетенции;

- обучение способности учиться;

- социальные и гражданские компетенции;

- компетенции инициативы и предпринимательства;

- компетенции культурной креативности и самовыражения [7],

На основе компетенций молодые люди будут выстраивать свою профессиональную карьеру, ими они будут руководствоваться в работе. Именно компетенции будут определять их политические, культурные и коммуникационные мотивы как индивидуумов, облеченных властью принимать решения в отношении тысяч других людей, абсолютное большинство из которых им совсем незнакомы. Оборотная сторона права принимать решения - личная ответственность за последствия реализованных решений. Комплексный, профессионально-рациональный подход к управлению другими людьми, малыми, средними и большими социумами может реализовываться только на основе четко понимаемых и усвоенных компетенций. Компетенций не может быть много, однако наши стандарты по разработке учебных программ бакалавров и магистров требуют по каждой изучаемой дисциплине до десятков компетенций.

И последнее, система высшего образования требует высоких затрат со стороны государства и рынка на развитие образовательной и научно-исследовательской инфраструктуры, подготовку преподавателей и научных кадров, отделение административной работы от научной и образовательной деятельности. Согласно данным за 2008 г. в России расходы на высшее образование составили 0,8% от ВВП, в то время как в Германии они составили 1,1%, в Норвегии -

1,2%, в Швеции - 1,6%, а в Великобритании -1,3% [7, с. 212-217].

Если исходить из приоритетов инновационного развития нашей страны, то ее политическое руководство должно проводить более радикальную структурную перестройку сферы высшего образования, под которой понимается радикальное увеличение частного финансирования студентами, аспирантами (при поддержке со стороны семей, корпораций, предприятий, фирм, разнообразных ассоциаций и фондов) образовательных услуг и научно-исследовательских продуктов вузов.

Наша система высшего образования будет реально конкурентоспособной только в том случае, если она станет подобной системам высшего образования США, Европейского Союза и других индустриально-развитых стран. Конкурировать могут только подобные системы.

Библиографический список

1. Уорд М. 50 методик менеджмента : пер. с англ. -М. : Финансы и статистика, 2004.

2. Новикова Ю. В. Высшее образование как источник экономического роста и увеличения человеческого потенциала / Ю. В. Новикова, И. А. Крутий, Е. В. Чмыхова // Образовательный ресурс и человеческий потенциал современной России. Сборник статей / под ред. Г. Х. Шингарова, И. Е. Задорожнюка. - М. : Изд-во СГУ, 2006.

3. URL: http:// stats.uis. unesco.org.

4. Арефьев А. Международный рынок услуг в сфере образования: достижения и проблемы. - URL: http://madan.org.il/node/936

5. Макс Вебер. Наука как призвание и профессия / Избранные произведения : пер. с нем. - М. : Прогресс, 1990. - 808 с. (Социологии, мысль Запада).

6. Global Education Digest 2010. December 2006, on key competences for Comparing Education Statistics Across the lifelong learning. L. 2006. World. N/. Y. 2010.

7. Recommendation of the European Parliament and of the Council, of 18.

Ermilov V. G.

IMPERATIVES OF THE BOLOGNA DECLARATION

The most important imperative of the Bologna Declaration is the institute of independence of higher educational institutions. On this basis Russian system of higher education will have real competitive ability. Transition to a two-tier system of student training needs in full reequipment with up-to-date computer techniques for universities. The state should provide for founders of universities and entrepreneurs with priveledges in a field of computer technique and technologies given by them for innovative modernization of material, technical, information, and technological universities’ assets.

Keywords: higher education, social mobility, competition, educational services, priorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.