И.Е. ДЕВЯТОВА, доцент, проректор по научной работе Южно -Уральский профессиональный институт
Академическая мобильность студентов: уровень вуза
Принятие Болонской декларации обозначило новые приоритеты в развитии современного высшего образования в России. В статье рассматривается проблема организации академической мобильности студентов в вузе. Автор анализирует ситуацию с учетом европейского и российского опыта.
Ключевые слова: академическая мобильность студентов, международное сотрудничество вуза, академические обмены, обучение за рубежом.
В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года » утверждается, что в ближайшей перспективе в стране должна быть создана новая общественная среда, обеспечивающая свободу творчества и самовыражения, поощряющая людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования. В частности, отмечается, что каждый гражданин должен быть адаптивным к постоянным изменениям - в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, более того - он должен стать активным инициатором и производителем этих изменений. В инновационном сообществе каждый гражданин будет играть свою роль в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом. Среди компетенций инновационной деятельности Стратегией акцентируется готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности [1].
В этой связи процессы модернизации российского образования должны перейти на качественно новый уровень. Принципиальные изменения должны коснуться всех уровней образования. Согласно «Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года» учреждения высшего профес-
сионального образования «становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность». В Концепции утверждается, что среди принципиальных особенностей модели современного инновационного вуза выделяется активизация «научно-исследовательских» позиций студента «...через их включение в соответствующие практики; ... активное использование студентов, прежде всего магистратуры, в качестве важнейшей “рабочей силы” для исследований и разработок». В Концепции уделяется внимание интернационализации «научной деятельности и подключению к передовой науке в рамках междисциплинарного научно-технического сотрудничества, выражающегося в формировании интернациональных исследовательских коллективов, проведении стажировок в зарубежных научных и международных центрах» [2].
Академическая мобильность является одним из инструментов повышения качества образования. В последнее время миграция вузовской молодежи стала центральной темой Европейского пространства высшего образования. Согласно рекомендациям Болонской декларации, каждому студенту желательно проводить семестр в другом вузе, предпочтительно зарубежном.
Согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» характеристики международной мобильности будут включаться в
ЮУПИ: стратегии развития
113
рейтинги образовательных учреждений. В той же степени будет поощряться мобильность студентов, преподавателей и административных работников внутри страны, практика смены мест учебы и работы в вузах. При этом наличие опыта работы в иных вузах, в том числе за рубежом, должно стать одним из критериев при аттестации и определении уровня оплаты труда преподавателей и научных работников.
Следовательно, в ближайшее время академический обмен станет неотъемлемой частью жизни практически любого российского вуза, а показатели и индикаторы мобильности постепенно станут индикаторами эффективности его деятельности. То есть при всей неоднозначной оценке академическим сообществом Болонских принципов эти самые принципы в ходе их постепенного внедрения в практику высшего образования России отчасти будут менять ее формы и содержание.
Академическую мобильность в области международного сотрудничества высшей школы нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений разных стран. Эксперты отмечают, что в реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения.
Выезд студентов в другие страны с целью получения образования - не новый феномен, в некоторых странах он имеет исторические корни. При этом особого внимания заслуживают геополитические факторы, которые накладывают определенный отпечаток на развитие академической мобильности в той или иной стране. В Европе, где практически отсутствуют границы, введена единая валюта, высок уровень международного разделения труда и трудовой миграции во всех сферах промышленного производства, мобильность появилась как ответ на вызов современной действитель-
ности - появление новой «большой страны » под названием Европейский Союз.
Берлинское коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (2003 г.), называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания Европейского пространства высшего образования »[3], а в Левенском коммюнике (2009 г.) мобильность рассматривается уже как его отличительная черта: «Мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований. Она усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет важное значение для развития личности и для трудоустраиваемос-ти, формирует уважение к многообразию и способность понимать другие культуры. Она побуждает к языковому плюрализму, закладывая тем самым основу для многоязычной традиции Европейского пространства высшего образования, и расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями» [4].
Иными словами, в Европе академическая мобильность является востребованным социальным, экономическим и политическим процессом. Поддержка развития академической мобильности студентов осуществляется посредством различных программ (ERASMUS, COMMETT, LINGUA, TEMPUS). Такое целенаправленное развитие академической мобильности студентов служит средством расширения международного рынка подготовки профессионалов, высококвалифицированных специалистов.
По мнению ряда экспертов, в России академические обмены отнюдь не являются «осознанной необходимостью » и осуществляются в весьма усеченном виде. При этом редуцируется такая важная их составляющая, как финансовое обеспечение процесса, без которой академический обмен
рискует превратиться в легализованный канал утечки капитала - пока не материального, но человеческого, интеллектуального. К сожалению, академическая мобильность в вузовской среде так и воспринимается. По существу, складываются две позиции при оценке этой деятельности: первая - со стороны международных служб и вторая - со стороны учебно-научных подразделений. Часто эти позиции не совпадают. В результате получается, что краткосрочные выгоды не столь очевидны, а средне- и долгосрочные выгоды подразделения вуза вообще не видят, будучи нацелены на выполнение сиюминутных задач. Складывается неравновесная ситуация: выгоды для студента или зарубежного вуза более очевидны, чем выгоды российской стороны. Поэтому существенный потенциал, заложенный в самом механизме академической мобильности, прежде всего благодаря возможности повышения конкурентоспособности учебных программ и их качества, а также - опосредованно - повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда, используется недостаточно.
Следует подчеркнуть, что замкнутость образовательной системы на самой себе в современных условиях для нее губительна. Именно академические обмены должны стать средством развития и самообновления образовательных систем. И они действительно могут стать таким средством для российской системы высшего образования, но только в том случае, если не будут слепо копировать зарубежные схемы, которые тем и хороши, что идеально выстроены под соответствующие экономикосоциальные системы, а будут подкреплены четким пониманием на различных уровнях целей и задач этой деятельности и, соответственно, средств их реализации.
Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что академическая мобильность студентов - это новая реальность российского образования. В этой ситуации вуз должен самостоятельно выработать мето-
дологию оценки периода обучения за рубежом и механизм перезачета дисциплин, для того чтобы мотивировать студентов как к участию в программах мобильности, так и к возвращению домой. В вузе должна быть создана собственная система управления студенческим обменом.
В Южно-Уральском профессиональном институте обучение за рубежом считается неотъемлемой частью подготовки специалиста высокого класса. Участие в программах академической мобильности открывает студентам исключительные возможности для получения элитного образования, проведения исследований или прохождения практики.
Программы академической мобильности предоставляются для тех, кто:
■ готов испытать себя в другой системе организации высшего образования и, возможно, стать обладателем диплома зарубежного вуза;
■ желает получить дополнительные знания в смежных областях;
■ ищет возможности совершенствования своего уровня владения иностранными языками;
■ планирует использовать полученные за рубежом знания и опыт в своей будущей профессиональной деятельности в организациях и на предприятиях Уральского региона;
■ хочет ознакомиться с зарубежной культурой, историей, традициями и обычаями страны пребывания;
■ стремится изучить тонкости меж-культурного общения - важнейшей составляющей профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста.
Финансирование академической мобильности осуществляется преимущественно из внебюджетных средств вуза, а также за счет грантов социальных партнеров и международных фондов и из личных средств обучающихся.
Поскольку программа академического обмена нацелена на накопительный подход
ЮУПИ: стратегии развития
115
к преподаванию тех или иных дисциплин, перед руководством вуза встала задача создания информационно-методического банка данных. В целях сохранения, систематизации и анализа занятий, проводимых приглашенной профессурой, а также вузовскими преподавателями, в институте создана студия учебного телевидения. Плановая работа учебного телевидения дает возможность использовать опыт чтения лекций приглашенными профессорами, повысить планку требований к качеству занятий, систематизировать и сделать прозрачным отбор победителей в конкурсах («Лучший лектор», «Лучший профессор», «Лучший доцент», «Лучший преподаватель»), прово-димыхвнутри вуза.
Вуз как организатор студенческого обмена сталкивается с рядом проблем. Прежде всего это недостаточная мотивация студентов. Поскольку участие в программе обмена предполагает дополнительную финансовую нагрузку, нужно предоставить студентам полную информацию обо всех расходах, а также о возможности получения стипендий и грантов.
В случае если студенты в целом не считают обучение за рубежом привлекательным, то самым эффективным способом привлечения внимания является «студенческий маркетинг»: студент, принимавший участие в программе, распространяет информацию гораздо лучше традиционных рекламных носителей. Маркетинговая стратегия должна строиться на основе ценного опыта, который получают студенты в ходе успешного трудоустройства. Необходимо использовать как оценки компаний, в которые устроились выпускники, так и их собственное мнение на этот счет.
Следующая проблема - языковая. Объективная ситуация такова, что в вузе нет достаточного количества студентов, свободно владеющих иностранным языком. В вузе, как правило, отсутствуют программы на иностранных языках. Эту проблему нужно решать прежде всего.
Третья проблема связана с незачетом предметов, изученных за рубежом. Студент учится и сдает экзамены в обоих вузах, поэтому лишен мотивации учиться с полной отдачей за рубежом, что превращает мобильность в образовательный туризм. Проблема решается с помощью ECTS. На начальном этапе можно использовать кредиты только как трансферную составляющую оценки, но в дальнейшем необходимо обеспечить и аккумулирующую составляющую, т. е. на уровне факультетов решить вопросы перевода учебных единиц.
В «Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности ...» среди целевых индикаторов успешности ее реализации называется обеспеченность возможности стажировок не менее 15-20% студентов в других вузах [2]. Для достижения данного результата наш вуз ставит следующие задачи:
■ продолжить работу по поиску зарубежных партнеров в странах ближнего и дальнего зарубежья, заинтересованных в реализации академической мобильности;
■ обеспечить своевременный доступ к информации о мобильности, включая создание на сайте вуза специального раздела об основных европейских ресурсах и программах мобильности;
■ активизировать участие в программе ERASMUS MUNDUS и других проектах, предполагающих обучение студентов российских вузов в магистратуре различных европейских университетов по самому широкому спектру направлений и специализаций;
■ разнообразить формы академической мобильности,в частности, за счет участия студентов в летних образовательных школах, организуемых университетами других стран, развития образовательного туризма, обучения в зарубежных университетах-партнерах по дистантной форме и пр.;
■ развивать межвузовскую академическую мобильность внутри города, между городами России и стран ближнего за-
рубежья, использовать ресурсы междисциплинарного взаимодействия для студентов различных факультетов вуза.
Одним из инструментов развития академической мобильности является признание квалификаций и документов об образовании. В связи с этим существует определенная законодательная база, которая помогает закрепить на национальном и международном уровнях сопоставление дипломов различных вузов.
В условиях российского образовательного пространства имеется ряд объективных нормативно-правовых, финансовых, административных и академических ограничений. Однако важнейшим условием является стремление самих студентов стать субъектами мобильности, т.е. получать образование в условиях разных образовательных программ разных университетов разных стран и понимание того, каким образом это может быть сделано. Студенту должно быть ясно, что академическая мобильность исключительно важна для личного и профессионального роста, так как каждый ее участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременно анализа их с позиции собственной и «чужой» культуры. Это развивает в нем определенные качества, среди которых - умение выстраивать отношения с окружающим миром; способность к меж-культурной коммуникации; осознание недостаточности имеющихся знаний; способность рассматривать свою страну в кросс-культурном аспекте; принятие других культур, изученных изнутри, и др.
Порождённый глобализацией, Болонский процесс требует от современной молодёжи мобильности, а от государства и вузовской администрации - финансового и организационного обеспечения обязательных международных образовательных форматов. Насколько полноценно будут реализовываться перспективы повышения международной мобильности российских студентов - это будет зависеть от слаженного взаимодействия всех заинтересованных субъектов образовательного пространства.
Литература
1. Стратегия инновационного развития Рос-
сийской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
2. Концепция развития научно-исследова-
тельской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2011 № 13-91.
3. Понимание Европейского пространства
высшего образования. Коммюнике Конференции министров по высшему образованию (Берлин, 19 сентября 2003 года) // Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под ред. В.И. Байденко. М., 2004. С. 406.
4. Болонский процесс 2020 - Европейское
пространство высшего образования в новом десятилетии // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 160.
DEVYATOVA I. PROBLEMS OF ACADEMY MOBILITY OF STUDENTS Acceptance of the Bologna Declaration has designated new priorities in development of higher education in Russia. The article explores the problem of organization of academy mobility of university students. The author analyses the situation taking into account the experience of European countries and applies it to Russian education.
Key words: academy mobility, University international partnership, academic exchanges, education abroad.