Научная статья на тему 'Академическая мобильность в пространстве высшего образования'

Академическая мобильность в пространстве высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2975
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВНУТРЕННЯЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACADEMIC MOBILITY / BOLOGNA PROCESS / INTERNAL AND EXTERNAL ACADEMIC MOBILITY / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова Ольга Владимировна

В статье актуализируется вопрос об академической мобильности как направлении реализации идей Болонского процесса. Организация академических обменов анализируется с учетом специфики российской системы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic mobility in the space of higher education

The article raises the problem of academic mobility as the direction of implementing the Bologna process ideas. The organization of academic exchanges taking into account the specifics of Russian educational system is analyzed

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность в пространстве высшего образования»

О. В. Харитонова

(Санкт-Петербург)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье актуализируется вопрос об академической мобильности как направлении реализации идей Болонского процесса. Организация академических обменов анализируется с учетом специфики российской системы образования.

Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули также систему высшего образования. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся прежде всего в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира.

В течение последних лет академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов придается большое значение. Понимая выгоды, которые несет в себе развитие мобильности для роста конкурентоспособности вузов, страны и всего европейского образования, развития единого рынка труда, правительства и европейские организации начали с новой энергией поддерживать развитие академической мобильности, видя в ней и инструмент, и одну из целей Болонского процесса.

Болонская декларация формулирует задачи в данной области как содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее:

- учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам;

- преподавателям, исследователям и административному персоналу - признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом [1].

Берлинское коммюнике (2003 г.] называет мобильность студентов, академического и административного персонала основой соз-

дания европейского пространства высшего образования [2]. Главная цель мобильности - дать студенту возможность получить разностороннее образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях культуры. В результате:

- для вузов создаются новые условия эффективной конкуренции и взаимодействия;

- для студентов становятся возможными выбор индивидуальной образовательной траектории, получение более качественных образовательных услуг;

- кроме того, рынок труда становится международным, что облегчает возможность трудоустройства квалифицированных кадров;

- для преподавателей и ученых открываются перспективы плодотворного учебного и научного сотрудничества.

Таким образом, под индивидуальной академической мобильностью будем понимать перемещение учащегося или сотрудника, имеющего отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом] для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение [5].

Заметим, что академический обмен стал неотъемлемой частью международной деятельности российских вузов, и что особенно важно - показатели и индикаторы мобильности стали постепенно появляться как индикаторы эффективности деятельности вузов в различных отчетных формах Министерства образования и науки РФ. То есть

при всей неоднозначной оценке академическим сообществом Болонских принципов, они внедряются постепенно в университетскую жизнь, отчасти меняя ее формы и содержание.

Академическая мобильность в российском контексте подразумевает сотрудничество не только с зарубежными вузами, но и с российскими. В этом смысле можно говорить о внешней и внутренней мобильности.

Под внешней (международной) академической мобильностью понимается обучение студентов и аспирантов вуза в зарубежных вузах, а также работа преподавателей и сотрудников в зарубежных образовательных или научных учреждениях.

Под внутренней (национальной) академической мобильностью имеется в виду обучение студентов и аспирантов, а также работа преподавателей и сотрудников вуза в ведущих российских университетах и научных центрах.

Заметим, что внешняя академическая мобильность отличается от традиционных зарубежных стажировок прежде всего тем, что студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки - от семестра до учебного года, во время таких стажировок они учатся полноценно, не только изучают язык и ознакомительно отдельные дисциплины, а проходят полный семестровый или годичный курс, который им засчитывается по возвращении в базовый вуз. «Базовым вузом» будем называть тот вуз, куда студент поступал, и чей диплом он изначально хотел получить.

В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную».

Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в вузе, под горизонтальной - обучение там в течение ограниченного периода (семестра, учебного года]. Отметим, что начиная с Обращения европейских ректоров в Саламанке (2001 г.] в болонских документах подчеркивается, что виртуальная мобильность не является заменой физической мобильности.

Сейчас в европейскую практику мобильности в качестве официального документа введено «Соглашение об обучении» (ECTS Learning Agreement], в котором есть раздел для заполнения направляющим вузом с такой формулировкой: «Мы подтверждаем, что

предложенная программа обучения утверждена». Это соглашение подписывают факультетский координатор направляющего вуза и сам студент. Данные меры направлены на студентов, которые планируют получить академические кредиты без особых усилий и труда.

Тем не менее, существуют проблемы в формировании академической мобильности в России. Они заключаются в неплановом характере этой деятельности, недостаточности материально-финансового обеспечения, нехватке специалистов в этой области, в неразработанности специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствии инфраструктуры, обеспечивающей эффективный обмен [3].

Распространение европейских программ обмена (например, таких как Эразмус, ТЕМПУС и др.] и действия этого плана на российское образовательное пространство неминуемо ставят вопрос о степени сопоставимости научно-образовательного процесса (учебных планов, технологий обучения и оценки знаний, интеграции исследовательского процесса в учебный, процедур признания результатов обучения в европейских университетах в своем университете и т.д.].

Изучение опыта российских вузов показывает, что вряд ли можно ожидать большого количества студенческих поездок по программам мобильности, особенно на первом уровне высшего образования — на уровне бакалавриата. Объясняется это прежде всего такой особенностью организации российского образования, как «кафедроцентричность».

Это объясняется, во-первых, наличием большого поля фундаментальных дисциплин, читаемых на факультете, как обязательного подготовительного этапа последующей профилизации. Объем их как по количеству, так и по охвату тем в области математических и естественных наук с трудом сопоставим с предлагаемыми основными европейскими вузами; что касается гуманитарных и инженерных специальностей, расхождения там меньше, однако они тоже существенны.

Во-вторых, «кафедроцентричность» обозначает раннюю (практически со второго курса] специализацию студента. Программы бакалавриата в Европе не предусматривают специализации вовсе.

В-третьих, жесткая продуманность образовательных программ в российских вузах находит свое отражение в фиксации после-

довательности освоения курсов, в рамках которой вариабельность возможна лишь в очень незначительной степени.

Сейчас эта ситуация изменяется в связи с реализацией ФГОС ВПО (из которых исключены национально-региональный и вузовский компоненты].

В частности, предлагаемый компетентно-стный подход дает, на первый взгляд, вузам возможность более свободно формировать образовательную программу, а учащемуся настаивать на модульном ее принципе и возможности прослушивания курсов в других вузах. Однако данный подход дополняется идеей установленных, опять же на федеральном уровне, сроков обучения, а также идеей единого государственного «базисного (примерного] учебного плана и (или] примерных программ курсов, предметов, дисциплин (учебных модулей]». Это облегчит только академическую мобильность внутри страны в рамках одного направления или специальности, однако затруднит академическую мобильность в рамках индивидуальной образовательной траектории, а также международную академическую мобильность в любых ее проявлениях.

С дополнительными трудностями столкнутся те студенты, которые обучаются на кафедре военной подготовки. Скорее всего, большинство стажировок по мобильности будет осуществляться со студентами старших курсов (особенно магистратуры], так как на них в основном закончено чтение фундаментальных курсов и большую часть объема учебной нагрузки составляют дисциплины специализации, жестко не закрепленные в стандарте.

Наиболее развитая инфраструктура мобильности представлена в российских вузах, ориентированных на развитие партнёрских связей и разделяющих идеи интернационализации образования. Так, в Герценовском университете за последние 10 лет более тысячи студентов, магистрантов и аспирантов стали участниками академических обменов в образовательных и научных учреждениях более 20 стран мира.

Еще один важный вопрос — язык академической мобильности. В общем случае студент, прибывающий в зарубежный вуз на стажировку по программам мобильности, должен свободно владеть или английским языком, или языком страны пребывания. Это активизирует необходимость организа-

ции углубленного изучения английского языка во всех российских вузах, не только языковых или гуманитарных.

Опыт Российского университета дружбы народов [7] показывает, что в отношении студентов, изъявивших желание пройти обучение по программам мобильности в российском вузе, также действует ряд ограничений. Исходя из потенциала аудиторного фонда, численности академических групп и наличия общежитий или жилья в частном секторе необходимо заранее определить примерные квоты на прием; в пределах этих квот следует предусмотреть тестирование кандидатов по предшествующим изучению каждой дисциплины курсам, а также по иностранному или русскому языку. При организации обучения на английском или других иностранных языках следует понимать, что чтение лекций и проведение практических занятий должно быть на этих языках и при достаточном количестве соответствующей учебной литературы. Зачеты и экзамены тоже должны приниматься на иностранных языках.

Кроме того, необходимо дать кандидату на стажировку максимально полную информацию относительно условий его пребывания в стране включая самый широкий круг вопросов, например, особенности погоды в период нахождения на обучение или стоимость медицинского обслуживания. Одним из путей решения данной проблемы является разработка типового информационного пакета о стране, городе, где находится учебное заведение, а также о самом вузе.

Несмотря на возникающие проблемы необходимо искать формы осуществления академической мобильности для студентов и преподавателей.

Опыт ведущих университетов России [6] показывает, что академическая мобильность может быть реализована в следующих организационных рамках:

- индивидуальная инициатива;

- программа исследовательских или научных грантов;

- организация совместных образовательных или исследовательских программ.

В настоящее время все больше внимания привлекается к реализации совместных программ, которые способствуют модернизации учебных планов и технологий обучения, повышению конкурентоспособности и качества образовательных программ и содейству-

ют формированию, апробации, корректировке и внедрению общих европейских принципов и моделей высшего образования. Наиболее распространенными формами реализации совместных образовательных программ являются:

- аккредитованные и валидированные программы - признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера;

- франчайзинговые программы - передача одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;

- программы двойных и совместных дипломов - согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома.

Наиболее успешный опыт реализации совместных образовательных программ наблюдается в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Популярностью в российских вузах пользуются: обучение по совместно разработанным программам и курсам (23%), обучение по совместным краткосрочным программам (20%), согласование учебных программ в рамках реализации обменов студентами (19%), разработка совместных краткосрочных программ (17%) [4].

Значимость совместных программ определяется теми преимуществами, которые они приносят своим участникам:

- студенты получают новые дополни-

тельные возможности для овладения профессией и развития нового типа мышления, приобретения опыта в иных академических и социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда, развития качества «европейского гражданства»;

- преподавателям создаются гибкие условия для профессионального сотрудничества и роста, в частности кооперации в научных исследованиях с зарубежными коллегами, установления долговременных профессиональных контактов;

- университеты получают своего рода добавленную стоимость в форме более качественных и привлекательных образовательных программ, умножения академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и, как итог, - растущую репутацию и конкурентоспособность.

Таким образом, академические обмены можно рассматривать как средство развития и обновления образовательных программ высшего профессионального образования России. Это позволяет уйти от замкнутости российской системы образования, добиться признания образовательных программ, реализуемым российскими образовательными учреждениями, на общеевропейском образовательном пространстве, обеспечить прозрачность и признание компетенций и квалификаций в целях повышения мобильности обучающихся, повысить конкурентоспособность российских образовательных программ на мировом рынке образовательных услуг.

Литература

1. Болонская декларация [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/

2. Берлинское коммюнике [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/berlin/

3. Бринев Н. С., Чуянов Р. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.prof. ru/publ/omsk2/o60.htm/

4. Проблемы и тенденции в области разработки и реализации совместных программ трех циклов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.acur.msu.ru/useful_basemobi-

5. Проект Примерного положения об индивидуальной академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников университета [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.acur.msu.ru/useful_mobility.php

6. Современное состояние законодательно-правового обеспечения процессов внутренней и внешней академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.acur.msu.ru/ useful_basemobility.php

7. Что такое академическая мобильность? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rudn.ru/?pagec=255

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.