Научная статья на тему 'Инновационные идеи модернизации российского образования в свете Болонского процесса'

Инновационные идеи модернизации российского образования в свете Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова Л. А.

В статье рассматриваются основные документы и мероприятия по реформированию российского высшего образования, путь вступления России в Болонский процесс. Выделены ключевые позиции Болонской декларации по формированию общеевропейского пространства высшего образования. Указаны причины медленного перехода российских вузов на новую систему подготовки и оценки специалистов, систему зачётных единиц. Прокомментирована сводная концепция долгосрочной целевой программы «Развитие образования и эффективное использование кадрового потенциала Новосибирской области», описана инновационная деятельность некоторых вузов Новосибирска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IDEAS OF RUSSIAN EDUCATION MODERNIZATION IN THE LIGHT OF BOLOGNA PROCESS

The main documents and measures on Russian higher education reforms as well as the way of joining the Bologna process are considered. The key points of the Bologna declaration are highlighted as concerns European higher education area creation. The reasons for the slow transition of Russian universities to the new qualification framework and learning outcomes and credits system are given. The general concept of the long-term target program Development of education and efficient use of Novosibirsk region personnel potential is commented upon. The innovation activities of some Novosibirsk higher schools are described.

Текст научной работы на тему «Инновационные идеи модернизации российского образования в свете Болонского процесса»

УДК 378 Л.А. Фёдорова СГГ А, Новосибирск

ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются основные документы и мероприятия по реформированию российского высшего образования, путь вступления России в Болонский процесс. Выделены ключевые позиции Болонской декларации по формированию общеевропейского пространства высшего образования. Указаны причины медленного перехода российских вузов на новую систему подготовки и оценки специалистов, систему зачётных единиц. Прокомментирована сводная концепция долгосрочной целевой программы «Развитие образования и эффективное использование кадрового потенциала Новосибирской области», описана инновационная деятельность некоторых вузов Новосибирска.

L.A. Fyodorova SSGA, Novosibirsk

INNOVATION IDEAS OF RUSSIAN EDUCATION MODERNIZATION IN THE LIGHT OF BOLOGNA PROCESS

The main documents and measures on Russian higher education reforms as well as the way of joining the Bologna process are considered. The key points of the Bologna declaration are highlighted as concerns European higher education area creation. The reasons for the slow transition of Russian universities to the new qualification framework and learning outcomes and credits system are given. The general concept of the long-term target program “Development of education and efficient use of Novosibirsk region personnel potential” is commented upon. The innovation activities of some Novosibirsk higher schools are described.

В июне 1999 г. в Болонье (Италия) министрами образования 29 стран была подписана Болонская декларация, в которой сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

В качестве ключевых позиций в рамках Болонского процесса были приняты следующие:

1. Введение двухциклового обучения (система, базирующаяся на двух образовательных уровнях: бакалавр и магистр);

2. Введение кредитной системы (создание единой системы зачетных единиц и более сопоставимых степеней);

3. Контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования);

4. Расширение мобильности (создание интегрированных программ обучения и проведения научных исследований);

5. Обеспечение трудоустройства выпускников;

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования.

С начала XXI века число стран, признавших Болонскую декларацию, неуклонно росло. На сегодняшний день в Болонском процессе участвуют 45 стран.

Изучив работы и мнения многих исследователей, можно констатировать, что Болонский процесс является противоречивым явлением. На данный аспект его протекания обращает внимание А. Келлер. «В целом Болонский процесс может быть оценен как противоречивый, поскольку он объективно допускает различные сценарии развития Европейского пространства высшего образования».

Совокупный образ Болонского процесса рисуется В.И. Байденко следующим образом: «Четко заявлено, что Болонский процесс - это процесс:

- Добровольный;

- Полисубъектный;

- Основывающийся на ценностях европейского образования;

- Не нивелирующий национального своеобразия страновых образовательных систем;

- Многовариантный;

- Гибкий;

- Открытый;

- Постепенный.

Процесс, как могли мы видеть, неравномерный и противоречивый».

Нас интересуют направления Болонской декларации со следующей позиции: сотрудничество в области образования должно осуществляться без ущерба для традиций России и разнообразия государственных образовательных политик и систем.

Не акцентируя внимание на положительном и отрицательном влиянии данного процесса на Россию, проследим путь вступления нашей страны в европейское пространство высшего образования.

Вступлению России в Болонский процесс предшествовали мероприятия по реформированию российского высшего образования, начавшемуся в 1990е годы ХХ века.

В 1992 году был принят федеральный закон «Об образовании» (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1), который стал законодательной основой преобразований.

Многоуровневая модель высшего профессионального образования была введена постановлением Комитета по высшей школе Миннауки России от 13 марта 1994 года № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации».

Следующим шагом реформирования российской системы образования стало принятие Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

29 декабря 2001 года Распоряжением Правительства РФ № 1756-р введена в действие Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, подготовленная Министерством образования России.

В нашей стране первые прямые обращения к документам Болонского процесса произошли только в первые годы XXI века, когда уже были сформулированы основные принципы. Начались процессы, связанные с

осмыслением европейского опыта, обращенные к идеям Болонского процесса.

В ноябре 2001 года Министерство образования РФ издает приказ № 3561 «О практике взаимного признания и установления эквивалентности документов об образовании в Российской Федерации и зарубежных государствах».

В 2002 году Министерство образования РФ начинает эксперимент по введению системы зачетных единиц в вузах. 2 июля 2003 года Министерство издает приказ № 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе», согласно которому в целях совершенствования планирования и организации учебного процесса, увеличения роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников в ВУЗах России в 2003-2005 годах проводится эксперимент по применению системы зачетных единиц и кредитов в рамках преподавания отдельных специальностей. В список экспериментальных вузов были включены 22 учебных заведения России.

В конце сентября 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу на заседании Совета по педагогическому образованию, подписав документы Болонского процесса. Тем самым автоматически возложила на себя обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года.

Одной из важнейших задач в рамках приоритетных направлений развития на 2004-2005 годы Коллегия Минобразования РФ 25 февраля 2004 года назвала вхождение российской высшей школы в Болонский процесс. Деятельность в этой сфере должна была быть активизирована, в первую очередь по следующим направлениям:

1. Интенсификация работы в области совершенствования содержания и структуры образования.

2. Экстенсивное развитие процесса, включение в него большего числа высших учебных заведений всех регионов.

3. Организация широкой разъяснительной работы.

В соответствии с п. 2 «Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы», утверждённого приказом Министерства образования и науки России от 15 февраля 2005 г. № 40, и в связи с обращениями Федерального агентства по образованию и образовательных учреждений высшего профессионального образования был издан приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июля 2005 г. № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачётных единиц».

В приложении к приказу было названо 39 вузов, участвующих в эксперименте. Головным вузом по изучению и введению системы зачетных единиц (ESTS), призванным осуществлять систематический анализ и обобщение инновационной деятельности назначается Российский государственный университет дружбы народов.

Среди основных проблем, с которыми столкнулась система российского высшего образования на пути реализации принципов Болонской декларации на 2007 год в Национальном отчете за 2005-2007 год были указаны следующие:

1. Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра.

2. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков).

3. Излишняя регламентация - недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ.

4. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда.

Что касается новосибирских вузов, то они включились в Болонский процесс более 15 лет назад. Новосибирск является одним из крупнейших технополисов, входящих во Всемирную ассоциацию технополисов, и делает ставку на развитие экономики знаний.

В Новосибирской области успешно развиваются: три уникальных научных городка; 55 институтов Сибирских отделений Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук (п. Краснообск), Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» (наукоград Кольцово); более 60 отраслевых научно-исследовательских институтов; более 50 научных школ мирового уровня. В научно-технической сфере эффективно работают более 400 малых и средних предприятий, многие из которых являются лидерами не только в России, но и за рубежом.

Новосибирск занимает 4-е место в РФ по числу студентов на 10 000 населения. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование являются важной сферой экономики области, в которую вовлечено более 270 тыс. чел. В системе профобразования Новосибирской области работают 59 % докторов и 62% кандидатов наук из общего числа докторов и кандидатов наук системы образования Сибирского федерального округа.

Учреждения высшего профессионального образования осуществляют подготовку кадров почти по 400 направлениям и специальностям, обеспечивая потребность всех отраслей диверсифицированной экономики и социальной сферы области. Реализуется целевая контрактная подготовка (ЦКП) специалистов за счет средств областного бюджета.

В области формируется модель новой региональной образовательной политики, модель инновационной системы образования. Инновационные идеи модернизации Новосибирской области и в целом российского образования содержательно близки к идеям и целям Болонского процесса.

Одним из последних стратегических документов, регулирующих системные изменения в образовании, является сводная концепция долгосрочной целевой программы «Развитие образования и эффективное использование кадрового потенциала Новосибирской области».

В концепции отмечается, что система образования Новосибирской области является одним из основных конкурентных преимуществ, она должна стать основой реализации большинства направлений стратегии становления Новосибирской области как главного инновационного центра востока Российской федерации.

Целью развития высшего профессионального образования с позиции системного подхода, требований экономики и общества является развитие человеческого капитала Новосибирской области за счет совершенствования системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку

высококвалифицированных кадров для отраслей инновационной экономики (экономики знаний) и социальной сферы региона.

Одна из задач: обеспечение высокого качества образовательных услуг на уровне международных стандартов, повышение их конкурентоспособности на общероссийском и международном рынке, открытом образовательном пространстве.

Это включает в себя:

1) Создание системы оценки документов об образовании в качестве первого шага на пути взаимного признания дипломов (документов об образовании);

2) Развитие систем менеджмента качества в образовании, общественной аккредитации дополнительного профессионального образования;

3) Развитие благоприятных условий трансфера образовательных услуг; развитие системы двойных дипломов;

4) Создание регионального учебно-методического объединения по ряду образовательных направлений;

5) Расширение спектра магистерских программ в вузах на основе ведущих научных школ;

6) Формирование открытого образовательного пространства.

Решение данной задачи позволит реализовать одну из целей Болонского

процесса - «интегрировать все европейские стандарты качества в высшем образовании».

Особое значение для повышения качества образования имеет действующая в области система переподготовки, повышения квалификации, стажировок преподавательского состава, развивающаяся академическая и студенческая мобильность, ускоряющая процесс внедрения в образовательные программы мировых достижений образования и науки. Разрабатываются и внедряются авторские учебно-методические комплексы и модульные образовательные программы, в том числе на иностранных языках, реализуются системы двойных дипломов.

Исследователями определяется следующее участие учреждений высшего профессионального образования в формировании инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности инновационной системы. Гусейнова Н.Ч. систематизировала их в данной схеме (рис. 1).

Одной из потребностей инновационной системы является создание технико-технологических инновационных центров. Это инженерные центры, технопарки, технополисы.

В Новосибирской области проводниками технопарковой идеологии в системе высшего профессионального образования являются, в первую очередь, Новосибирский государственный университет (НГУ) и Новосибирский государственный технический университет (НГТУ) -победители конкурса образовательных учреждений, активно внедряющие инновационные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

Теяннко-технологнческне инновационные центры: инженерные центры; технопарки- технополисы

/* Потребности ин- \

[ новационной си- )

Финансовые инновационные центры: венчурные фонды; фонды целевого капитала

Рис. 1

В НГУ реализован принцип комплексности или междисциплинарности образования, активно развивается компетентностный подход в образовании с опорой на современные тенденции развития науки, экономики и общества, укрепление партнерских взаимоотношений «наука-образование-внедрение», приоритетность образования в сфере естественно-научных направлений, в том числе на принципах междисциплинарности: нано- и биотехнологии и новые материалы, биоинформатика, бизнес-информатика и другие.

Основная цель НГТУ - создание научно-образовательной инновационной среды для обеспечения непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на мировом уровне. Отличительной особенностью реализации проекта НГТУ является активизация процессов сближения науки, инженерного образования и промышленных предприятий Новосибирской области. Этот вуз считается ветераном бакалавриата в городе.

В концепции обозначены основные проблемы, на решение которых направлены программные мероприятия. Мы назовём лишь те, которые, на наш взгляд, создают трудности в освоении и внедрении направлений Болонской декларации.

- Сближение образования и бизнеса происходит медленными темпами. Необходимы разработка и утверждение профессиональных стандартов подготовки кадров с определением четких критериев качества образования, базовых и ключевых компетенций для специалистов разных отраслей экономики. Требуется усиление социальной ответственности бизнеса как на стадии профориентации, подготовки кадров, так и на стадии социальной поддержки молодых специалистов.

- Укоренившаяся привычка части преподавателей работать «по старинке», неэффективная система аттестации и оплаты труда преподавательского состава требуют включения в процесс контроля качества образования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений

общественно-государственных структур, независимых экспертов, в том числе представителей ассоциаций работодателей.

На стадии перехода к новой системе подготовки и оценки специалистов вуз должен представлять собой образовательное учреждение ВПО, сочетающее в себе традиционные факультеты, готовящие широкий круг специалистов с фундаментальным образованием и системы школ, центров, проектов и образовательных программ, в которых ведётся подготовка студентов по приоритетным направлениям науки. Руководство вуза должно проявлять заинтересованность к введению кредитов и участию в проведении эксперимента.

Введение системы зачётных единиц в том или ином вузе на стадии проведения эксперимента не может быть осуществлено в административном порядке, поскольку предполагает наличие, прежде всего, заинтересованности профессорско-преподавательского состава в разработке и реализации новых форм и методов обучения, в пересмотре традиционных взглядов на работу кафедр вуза не только в образовательной сфере, но и в других направлениях деятельности.

В свете перспективных направлений развития Новосибирской области и Новосибирска как научно-образовательного и инновационного центра на Востоке России, подготовка кадров высшей квалификации на основе формирования инновационных компетенций должна стать приоритетным направлением деятельности и реализоваться в сети объектов инновационной структуры вузов.

К 2025 г. Новосибирск должен стать научно-образовательным центром, в котором будет эффективно работать модель государственно-частного партнерства «образование - наука - бизнес», успешно функционировать система обучения в течение жизни. Это позволит готовить конкурентоспособных, востребованных организациями и предприятиями региона специалистов, способных быстро адаптироваться к изменениям на рынке труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болонский процесс: середина пути / Под научн. ред. д-ра пед. наук, профессора

В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки

специалистов. Российский Новый Университет, 2005 г.

2. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. Болонья, 19 июня 1999 г.

3. Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Рекомендации Всероссийского совещания и Рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса, г. Москва, Российский университет дружбы народов, 23 апреля 2003 г. // Интернет: Сайт Государственного НИИ информационных технологий и телекоммуникаций <http://www.informika.ru>.

4. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров высшего образования Берлин, 19 сентября 2003 г.

5. Гусейнова, Н.Ч. Анализ особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.// Сб. научных трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», выпуск 8. - М.: ГОУ ДПО ГАСИС, 2008 г.

6. Материалы сайта <Ы*р: // edu. ^о. ги>.

© Л.А. Фёдорова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.