Императивные основания
этнонациональной политики России в Арктике*
Александр Шапаров
Арктическая зона России охватывает территории с различным этническим и конфессиональным составом, экономической специализацией и формами организации региональной политической власти. Основание северных земель, составляющее специфику миграционных процессов в исторической ретроспективе, смешение и дисперсное расселение народов, различия хозяйственных укладов выступили историческими факторами регионализации пространства Арктики. Несмотря на существенные различия, российскую Арктику следует рассматривать как единый макрорегион в составе страны вследствие безусловного преобладания в его населении русского мегаядра, а также общероссийского самосознания, доминирующего над этническим и региональным у большинства жителей северных территорий Российской Федерации.
Нация и этносы в российской Арктике
Вопрос выработки эффективной ходить к анализу ценностных харак-государственной этнонацио- теристик отечественной этнонациональной политики становится всё нальной (национальной) политики, более актуальным в повестке дня по определимся с дефинициями «этнос» освоению Арктики. Прежде чем пере- и «нация».
ШАПАРОВ Александр Евгеньевич - доктор политических наук, профессор (Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова). E-mail: teledvina@ rambler.ru; SPIN-код: 2016-0659
Ключевые слова: Арктика, Север, этносы, национальная политика, коренные народы.
* Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 15-18-00104 «Российская Арктика: от концептуализации к эффективной модели государственной этнонациональной политики в условиях стабильного развития регионов»).
Среди зарубежных и отечественных учёных отсутствует консенсус по данной проблеме из-за её сложности и политизированности. По мнению Ю.М.Бромлея, этнос - это «...исторически сложившаяся на данной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» [1]. То есть этнос выступает главным образом как социокультурная общность. В отличие от этноса нация - политическое и надэтничес-кое образование, включающее разные этносы.
Британский этнограф из Лондонской школы экономики Э.Смит определяет нацию как политико-культурное сообщество, осознающее свою автономию, единство и собственные интересы: «Нацией. именуется народонаселение, имеющее историческую территорию, общие мифы и историческую память, массовую и народную культуру, общую экономику и общие, установленные законом права и обязанности для своих членов» [2]. Отметим, что Э.Смит подчёркивает именно политическую природу нации, взяв в качестве критериев «установленные законом права и обязанности». Определение нации Э.Смитом находится между двумя
крайними точками зрения на происхождение наций - инструменталист-ской и конструктивистской теориями, считающими нацию сконструированным, воображаемым феноменом (Б.Андерсон, Э.Геллнер, Э.Хобс-баум) и примордиалистской концепцией, считающей нацию биосоциальным феноменом (П.Ван ден Берг, К.Гирц, Д.Армстронг).
Таким образом, под нацией будем понимать всё население России, подпадающее под вышеназванные критерии: долговременно проживающее на территории, разделяющее общие мифы, традиции, имеющее общую историческую память, обладающее гражданскими правами и обязанностями.
В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. на первое место поставлено упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) [3]. Особое место среди населения Арктической зоны (АЗ) занимают коренные малочисленные народы Севера (КМНС) - этносы. Это важное замечание в контексте статьи, поскольку тема этнонациональной политики России в Арктике включает государственную политику в отношении всего населения АЗ РФ. В то же время КМНС выступают в качестве особого объекта государственной политики.
1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. С. 58.
2 Smith A. Nations and Nationalism in a Global Era. Cambridge: Polity, 1995. P. 57.
3 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666) // URL: http://base.garant.rU/70284810/#block_1000#ixzz3igpmSeGS
Хотя Арктика - это территория с низкой плотностью населения, уровень урбанизированности здесь один из самых высоких в стране - около 80% [4]. Значительная часть городского населения сосредоточена в крупных промышленных центрах - Архангельске, Северодвинске, Мурманске (свыше 100 тыс. чел.) и ещё около 30 городах с населением свыше 5 тыс. чел.
Остальная часть населения проживает в преимущественно замкнутых сообществах, для которых характерна оторванность от Большой земли. Речь идёт о существовании географически и экономически обусловленных особенностях функционирования социума, которые должны учитываться при формировании национальной политики.
Векторы развития Арктической зоны России
В современной России сформировались два противоположных управленческих подхода к формированию политики по освоению территорий Крайнего Севера. Обозначим их как экономико-технократический и политико-гуманитарный.
Идеологическим основанием экономико-технократического подхода выступают либеральные ценности: конкуренция, равенство возможностей, современные варианты принципа laissez-faire. В русле экономико-технократического подхода стал популярным вахтовый метод по освоению природных богатств Арктики. Его сторонники апеллируют к необходимости снижения издержек по поддержанию инфраструктуры в суровых климатических условиях, оптимизации расходов и других экономически обоснованных заключений, призванных увеличить эффективность затрачиваемых государством и компаниями средств. В принятых за последнее десятилетие программных документах Арктика, а не Север, выделяется в качестве
стратегического объекта государственной политики.
Закрепление тенденции повышения роли Арктики в ущерб развитию Севера в российском законодательстве негативно воспринимается в экспертном сообществе [5]. Власти ряда северных регионов выступают с предложениями по расширению Арктической зоны.
Политико-гуманитарный подход заключается в необходимости комплексного развития территорий Севера, создания комфортных условий для проживания населения. Речь идёт о расширенном толковании АЗ РФ, включающей большинство северных территорий, и о необходимости целенаправленной государственной политики по Арктике и Северу, в частности, разработку нормативно-правовой базы, в том числе специальный закон об Арктике.
По нашему мнению, решение демографических проблем, закрепление населения, прежде всего трудовых ресурсов, на территориях Крайнего Севера выступает важнейшей
5 Парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». 2013. 29 ноября. Стенограмма / / URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/36225
государственной задачей, особенно актуальной в условиях современной геополитической ситуации. Обезлю-живание северных территорий, конечно, не грозит напрямую утратой государственного суверенитета. Однако продолжение данной тенденции в среднесрочной перспективе порождает серьёзные риски геоэкономического и геополитического характера. Местное коренное население помимо адаптации к климатическим условиям обладает особыми императивными характеристиками - чувством Родины, восприятием территории в качестве своей, что подразумевает широкий спектр со-циогуманитарных характеристик -от бережного отношения к хрупкой природе Арктики (малая родина) до осознания единства своей судьбы с большой родиной - Россией. Опустынивание пространства АЗ РФ будет означать слом многовекового циви-лизационного усилия русского народа по освоению территорий Севера.
Экспертами отмечается отсутствие единого императивного подхода в нормативно-правовом регулировании отношений в АЗ РФ, отражающих специфику этого макрорегиона.
По мнению директора Центра экономики Севера и Арктики А. Н. Пиля-сова, идеологическим стержнем федерального законодательства об Арктической зоне должна стать нацеленность на решение проблем безопасности в их расширенной трактовке, включающей как проблемы национальной безопасности, так
и проблемы безопасности человеческой жизни, экологической безопасности и безопасности местных сообществ [6].
Такая точка зрения представляется обоснованной и в плане регулирования межнациональных отношений в Арктике.
При формировании этнонацио-нальной политики России необходимо учитывать региональную специфику межэтнических отношений, в частности, замещение старожильческого населения в результате миграционного обмена, притока неадаптированных к условиям Севера мигрантов, не ориентированных на долговременное проживание. Это влечёт риски роста межэтнической напряжённости в чувствительной в геополитическом плане территории страны. С одной стороны, неконтролируемая миграция, лоббируемая недоб- росовестными работодателями, выступает доминирующим фактором, негативно влияющим на межнациональные отношения, а с другой - на миграционные установки жителей территорий Крайнего Севера определяющее влияние оказывают факторы комфортности и безопасности проживания в регионе. Отток старожильческого населения и замена его временными мигрантами в среднесрочной перспективе создаст угрозу утраты населением Крайнего Севера национально-государственной идентичности.
Этнонациональная политика России в Арктике должна реализовы-ваться по двум основным направле-
6 Парламентские слушания на тему «Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации». 2015. 27 марта // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/53619
ниям. Первое заключается в создании условий для сохранения и развития народов, традиционно проживающих в регионе, содействии их культурному многообразию, повышению уровня жизни.
Достижение этнополитической стабильности, формирование межэтнической, межконфессиональной терпимости возможно на принципах эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций и, что крайне важно, на основе экономического роста.
Второе направление этнонациональной политики в Арктике - интеграция в общество внутренних и внешних мигрантов, переехавших из регионов и государств с отличающейся этнокультурной, конфессиональной или языковой спецификой. Привлечение и закрепление трудо-
вых ресурсов - значимая составная часть государственной миграционной политики в АЗ РФ. При этом эффективность миграционной политики должна определяться через её влияние на уровень межэтнической и межконфессиональной напряжённости.
Таким образом, реализация экономико-технократического подхода в практике государственной политики России в Арктике может достичь временных эффектов, однако в средне- и долгосрочном периодах порождает значительные риски геополитического характера. Устойчивое развитие территорий АЗ РФ возможно лишь при условии, когда интересы проживающего на них населения будут учтены как в программно-директивных документах, так и в практике государственной политики России в Арктике.
Политика в отношении коренных народов Севера: поиск стратегии
Важная задача государственной этнонациональной политики в Арктике - выработать и реализовать систему мер поддержки представителей народов, ведущих традиционный образ жизни и хозяйства. Политика государства по развитию территорий Крайнего Севера в советский период при многих позитивных достижениях имела и негативные последствия. Традиционному хозяйственно-бытовому укладу народов Севера, обеспечивающему их экономический базис, в 30-е - 50-е годы ХХв. был нанесён удар - насильственный перевод на оседлый образ жизни.
В конце ХХ в. на волне подъёма этнического самосознания в СССР
(России) организационно оформились ассоциации коренных малочисленных народов (КМН). Наиболее известная в настоящее время - Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (АКМНСС и ДВ России), образованная в 1990 г.
Первоначально ассоциация объединяла представителей 26 этносов (в настоящее время их 41). Из таблицы видно, насколько отличается доля коренных северных этносов в России и в остальных арктических странах. В России доля коренных этносов, относительно всего населения, проживающего в Арктическом регионе, незначительна. Это качественно отличает отечественную ситуацию от
аналогичной в США, Дании и особенно Канаде. Неслучайно именно Соединённые Штаты и Канада ещё в 60-е - 70-е годы на законодательном уровне закрепили особые права автохтонных этносов на арктические земли [7]. Как отмечает А.Несоленая, анализируя опыт Канады, следуя примеру Нунавута, получившего в 1999 г. территориальную и политическую самостоятельность, и другие коренные народы Севера Канады де-
лают попытки получить автономию через «вложенный» федерализм, например, Нунавик на севере Квебека, Нунациавут на севере Лабрадора (создано автономное правительство в 2005 г.) и Инувиалуит в провинции СЗТ. Если цель будет достигнута, то эти регионы получат дополнительную возможность участвовать в решении большого числа политичес-
ких, экономических и культурных вопросов [8].
Таблица
Коренное население Арктического региона
Арктический регион, страна Источник, год Население, тыс. чел. Доля коренного населения, %
Всего в том числе коренные народы
США (Аляска) Census 2000 627 98 15,6
Канада (Аркт. регион) Census 2001 130 66 50,8
Дания (Гренландия) 2003 57 50 88,1
Исландия 2003 288 — —
Норвегия 2003 463
Швеция 2003 254 ~50 ~5
Финляндия 2003 188
Россия 2002 1982 90 > 4
Источник: Arctic Human Development Report, 2004. P. 29.
В Канаде в настоящее время разработан и применяется типовой договор между компаниями и местными общинами, который предусматривает их участие в прибыли, меры по поддержке культуры и традицион-
ного уклада. В России, где принят Федеральный закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов, в котором сказано, что они имеют право на возмещение убытков и ущерба, нанесённого хозяйствен-
7 Лопуленко И.А. Борьба за землю как фактор сохранения и развития этнического самосознания у эскимосов США и Канады / / Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики / отв. ред. д.и.н. В.А.Тишков. М.: Наука, 1988. С. 211.
8 Несоленая А. Канадский политический механизм в Арктике // Обозреватель-ОЪяепта-. 2014. № 5. С. 97.
ной деятельностью, у компаний нет обязательств по выплате компенсаций. Если компании и возмещают ущерб, то делают это на добровольной основе, на основе соглашений, которые заключаются с общинами и региональными властями.
Активизация усилий коренных народов по отстаиванию своих прав имела важные политические последствия.
Во-первых, сформировалась особая форма надэтнической идентичности - индигенные народы (indigenous), т.е. местные, коренные.
Во-вторых, в развитых странах институционализировалась идея выделения специальных прав коренных народов, включая особые права на территорию проживания. Признание за коренными народами особых коллективных прав принято именовать как «индигенная перспектива» (indigenous perspectives) [9].
В-третьих, в отношении коренных народов были приняты важные международно-правовые документы, закрепляющие особые, более широкие права. Наиболее значимые из них - Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.) и Декларация ООН о правах коренных народов (2007 г.).
В России в значительной мере сформирована нормативно-правовая база в сфере защиты прав и тра-
диционного образа жизни КМН Севера. Конституцией РФ гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.
Для справки: до настоящего времени в конституции Австралии официально не закреплено, что аборигены являются коренными жителями континента.
Следует отметить, что Россия не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169. Основная причина - расхождение в толковании понятия «коренные народы» (в отечественном законодательстве для признания народа коренным кроме традиционного образа жизни необходим критерий малочисленности). Кроме того, ст. 14 Конвенции признаёт за соответствующими народами права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают [10]. Отечественное законодательство не содержит положений, закрепляющих права собственности на земли за народами по этническому признаку.
К настоящему времени вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики в отношении малочисленных народов не вызывает разногласий ни среди научного сообщества, ни среди управленцев. Что касается ценностных оснований политики и форм взаимодействий между государством и КМНС, то по этим вопросам единство
9 Huntington H., Fox Sh. The Changing Arctic: Indigenous Perspectives // Arctic Climate Impact Assessment / / Eds by C.Symon, L.Arris, B.Heal. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 62-95.
10 Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions / iol 169. shtml
отсутствует. Концептуально оформились как минимум три императивных подхода к формированию государственной национальной политики в отношении КМНС: государственно-патерналистский, либерально-рыночный и неотрадиционалистский.
Представители государственно-патерналистского подхода (сюда помимо части экспертов относятся и представители ассоциаций КМНС) исходят из неспособности КМНС самостоятельно справиться с проблемами адаптации их традиционного уклада к современным социально-экономическим условиям. Сторонники патерналистского подхода выступают за всемерное расширение государственной помощи, прекращение которой повлечёт за собой угрозу депопуляции и грозит части этносов полным исчезновением. Реализация государственно-патерналистского подхода к формированию государственной политики в отношении малочисленных этносов во многом зависит от способности лидеров организаций КМНС лоббировать свои интересы во властных институтах.
Сторонники либерально-рыночного подхода (в основном правительственные чиновники федерального уровня) апеллируют к неолиберальным ценностям: рынок, конкуренция, равенство возможностей, как экономически обусловленным условиями функционирования совре-
менного социума. Обязанности государства состоят в создании инвестиционного климата, поддержке частной инициативы, содействию «встраивания» традиционных промыслов в рыночные реалии.
Например, право пользования любыми природными ресурсами должно возникать на основании результатов конкурсов и аукционов.
Сторонники либерально-рыночного подхода исходят из ограниченности государственных ресурсов, которые могут быть направлены на поддержку КМНС, адресности государственной помощи. Отметим, что в реализуемой государством политике в отношении КмНс либерально-рыночный вектор явно преобладает.
Президент АКМНСС и ДВ С.Н.Ха-рючи отмечает, что начиная с 2009 г. из ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» были изъяты нормы о получении рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства без проведения конкурса, в результате чего многие общины лишились права вылавливать рыбу на своих исконных землях.
Вступивший в силу в 2010 г. ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» уже не предусматривал возможности закрепления за общинами и иными объединениями народов Севера охотничьих участков для осуществления традиционной охоты [11].
Третий, неотрадиционалистский подход первоначально был сформулирован А. И .Пикой [12]. Суть этого
11 Выступление президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации С.Н.Харючи. Салехард, 28 марта 2013 г. // URL: http://www.raipon.info/about/Doclad.doc.pdf
12 Пика А.И. Неотрадиционализм на Российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования. 1996. № 11.
подхода заключается в отказе от ассимиляторской модернизации культуры и образа жизни народов Севера, предоставлении им правовой и экономической поддержки, свободы для самостоятельного развития экономики, культуры и самоуправления в современных экономических условиях. Основной целью государственной политики, по мнению неотрадиционалистов, должен стать переход к экономической самостоятельности и национально-территориальному (общинному) самоуправлению малочисленных народов, становлению их как субъектов социального, экономического и культурного развития.
Неотрадиционализм предполагает возвращение коренных северян к исконным занятиям, которые могут обеспечить их существование - охоте, рыболовству, оленеводству и ремёслам. В политической сфере неотрадиционалисты настаивают на прямых отношениях Центр - народы Севера.
Экспертами справедливо указывается на задействование механизмов самоорганизации КМНС: «Фундаментальная задача для народов Севера состоит в том, чтобы избежать опасности превращения в музейные экспонаты в заповедниках глобализирующегося информационного общества, чтобы в этих условиях вновь продемонстрировать собственную историческую состоятельность» [13].
Таким образом, два из трёх подходов к выработке государственной политики в отношении КМНС имеют существенные недостатки.
Реализация протекционистского подхода вряд ли возможна в условиях социально-экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов. Излишний протекционизм со стороны государства нивелирует инициативу самих представителей малочисленных этносов.
Второй, либеральный подход, предполагающий опору на рынок и конкуренцию, в реалиях Крайнего Севера оборачивается социал-дарвинизмом.
Третий, неотрадиционалистский, подразумевающий посильное совместное развитие традиционной культуры в современных экономических условиях, выглядит наиболее перспективным, совмещающим интересы государства и КМНС. Через социально-экономическое развитие и общественно-политическую представительность коренные этносы обретают свою субъектность, выступая не только в качестве объекта государственной политики, но и субъекта, способного влиять на принимаемые решения.
Арктическая зона - территория с настолько специфическими социально-экономическими особенностями жизни населения, что это должно учитываться при выработке и реализации государственной этнонациональной политики. Если миграционная, демографическая и социальная политика государства и не включается в этнонациональную политику, то это самым непосредственным образом влияет на её результаты.
13 Попков Ю.В. Коренные народы Севера в условиях глобализации // Век глобализации. 2014. № 1 // URL: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/vek1-2014/ 24703-korennye-narody-severa-v-usloviyah-globalizacii.html
Целями этнонациональной политики России в Арктической зоне являются сохранение целостности страны, недопущение сепаратизма и конфликтов на межнациональной почве. Императивными основаниями этнонациональной политики России в Арктике должны стать развитие регионов Арктической зоны, сохранение исконной среды обитания КМНС, стратегия народосбережения.
Критериями эффективности этнонациональной политики выступают формирование российской Арктики как территории мира и согласия, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений как условие развития этого важного в геополитическом плане макрорегиона России.
Библиография
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
[Bromley U.V. Ocherki teorii etnosa. M.: Nauka, 1983. - 412 s.]
Выступление президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации С.Н.Харючи. Салехард, 28 марта 2013 г. С. 4 // URL: http://www.raipon.info/about/Doclad.doc.pdf
[Vystuplenie prezidenta associacii korennyh malochislennyh narodov severa sibiri i dalnego vostoka rossijskoj federacii S.N.Haryuchi. Salekhard, 28 marta 2013 g. S. 4 // URL: http:// www.raipon.info/about/Doclad.doc.pdf ]
Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/iol169.shtml
[Konvencia MOT № 169 «О korennih narodah i narodah, veduschih plemennoy obraz zizni v nezavisimih stranah» // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/iol 169. shtml]
Лопуленко И.А. Борьба за землю как фактор сохранения и развития этнического самосознания у эскимосов США и Канады / / Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики / отв. ред. д.и.н. В.А.Тишков. М.: Наука, 1988. - 336 c.
[Lopulenko I.A. Bor'ba za zemlyu kak faktor sohraneniya i razvitiya ehtnicheskogo samosoznaniya u ehskimosov SSHA i Kanady // Ekologiya amerikanskih indejcev i ehskimosov. Problemy indeanistiki / о"Ьу. red. d.i.n. V. A. Tishkov. M.: Nauka, 1988. -336 s.]
Несоленая А. Канадский политический механизм в Арктике // Обозреватель-Observer. 2014. № 5. С. 93-100.
[NesolenayaA. Kanadskij politicheskij mekhanizm v Arktike // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 5. S. 93-100]
Парламентские слушания на тему «Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации» 27 марта 2015 г. Стенограмма // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/ parliamentary/53619
[Рarlamentskiе slushaniya na temu «Problemy zakonodatelnogo regulirovaniya v sfere razvitiya severnogo morskogo puti i arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii» 27 marta 2015 g. Stenogramma // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/ 53619]
Парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». 29 ноября 2013 г. Станограмма / / URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/36225
[Рarlamentskiе slushaniya na temu: «Pravovoe obespechenie socialno-ekonomicheskogo razvitia Arkticheskoy zoni Rossiiskoi Federatsii». 29 noyabra 2013 g. Stenogramma // URL: http: / / council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/36225] Пика А.И. Неотрадиционализм на Российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования. 1996. № 11. C. 47-53. [Pika A.I. Neotradichionalism na Rossijskom Severe: idti v buduschee, ne zabivaja proshlo-
go // Sociologicheskie issledovania. 1996. № 11. S. 47-53] Пилясов А.Н. Контуры стратегии развития Арктической зоны России // Арктика: экология и экономика. 2011. № 1. C. 38-47. [Piliasov A.N. Konturi strategii razvitia Arkticheskoy zony Rossii // Arktika: ekologia i
ekonomika. 2011. № 1. S. 38-47] Попков Ю.В. Коренные народы Севера в условиях глобализации // Век глобализации.
2014. № 1. С. 111-123. [Popkov U.V. Korennie narodi Severa v usloviah globalizacii // Vek globalizacii. 2014. № 1. S. 111-123]
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года // URL: http://base.garant.ru/70284810/#block_1000 [Strategia gosudarstvennoy nacionalnoy politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 g. //
URL: http://base.garant.ru/70284810/#block_1000] Arctic Human Development Report. Regional Processes and Global Linkages / / Copenhagen:
Tema Nord, 2004. - 621 p. Huntington H., Fox Sh. The Changing Arctic: Indigenous Perspectives. In: Arctic Climate Impact Assessment // Eds by C. Symon, L. Arris, B. Heal. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. - 1047 p. Smith A. Nations and Nationalism in a Global Era. Cambridge: Polity, 1995. - 216 p.