Научная статья на тему 'Императивные основания этнонациональной политики России в Арктике'

Императивные основания этнонациональной политики России в Арктике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / СЕВЕР / NORTH / ЭТНОСЫ / ETHNIC INTEGRATION POLICY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / INDIGENOUS PEOPLE / ETHNOS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шапаров Александр Евгеньевич

Проанализировав основные управленческие подходы к выработке этнонациональной политики и тенденции взаимодействия государства и коренных народов в русле индигенной перспективы, автор приходит к выводу, что императивными основаниями этнонациональной политики России в Арктике должно стать социально-экономическое развитие регионов Арктической зоны, сохранение среды обитания коренных народов Севера в качестве условий гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The imperative bases of Ethnic Integration Policy of Russia in the Arctic

In article the main governance approaches to development of ethnic integration policy are analyzed. Universal tendencies of interaction of the state and indigenous people in line with indigenous perspectives are considered. The author draws a conclusion that social and economic development of regions of the Arctic zone, formation of civil consciousness, preservation of habitat of indigenous people of the North as conditions of harmonization of the interethnic and interfaith relations have to become the imperative bases of ethnic integration policy of Russia in the Arctic.

Текст научной работы на тему «Императивные основания этнонациональной политики России в Арктике»

Императивные основания

этнонациональной политики России в Арктике*

Александр Шапаров

Арктическая зона России охватывает территории с различным этническим и конфессиональным составом, экономической специализацией и формами организации региональной политической власти. Основание северных земель, составляющее специфику миграционных процессов в исторической ретроспективе, смешение и дисперсное расселение народов, различия хозяйственных укладов выступили историческими факторами регионализации пространства Арктики. Несмотря на существенные различия, российскую Арктику следует рассматривать как единый макрорегион в составе страны вследствие безусловного преобладания в его населении русского мегаядра, а также общероссийского самосознания, доминирующего над этническим и региональным у большинства жителей северных территорий Российской Федерации.

Нация и этносы в российской Арктике

Вопрос выработки эффективной ходить к анализу ценностных харак-государственной этнонацио- теристик отечественной этнонациональной политики становится всё нальной (национальной) политики, более актуальным в повестке дня по определимся с дефинициями «этнос» освоению Арктики. Прежде чем пере- и «нация».

ШАПАРОВ Александр Евгеньевич - доктор политических наук, профессор (Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова). E-mail: teledvina@ rambler.ru; SPIN-код: 2016-0659

Ключевые слова: Арктика, Север, этносы, национальная политика, коренные народы.

* Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект № 15-18-00104 «Российская Арктика: от концептуализации к эффективной модели государственной этнонациональной политики в условиях стабильного развития регионов»).

Среди зарубежных и отечественных учёных отсутствует консенсус по данной проблеме из-за её сложности и политизированности. По мнению Ю.М.Бромлея, этнос - это «...исторически сложившаяся на данной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме)» [1]. То есть этнос выступает главным образом как социокультурная общность. В отличие от этноса нация - политическое и надэтничес-кое образование, включающее разные этносы.

Британский этнограф из Лондонской школы экономики Э.Смит определяет нацию как политико-культурное сообщество, осознающее свою автономию, единство и собственные интересы: «Нацией. именуется народонаселение, имеющее историческую территорию, общие мифы и историческую память, массовую и народную культуру, общую экономику и общие, установленные законом права и обязанности для своих членов» [2]. Отметим, что Э.Смит подчёркивает именно политическую природу нации, взяв в качестве критериев «установленные законом права и обязанности». Определение нации Э.Смитом находится между двумя

крайними точками зрения на происхождение наций - инструменталист-ской и конструктивистской теориями, считающими нацию сконструированным, воображаемым феноменом (Б.Андерсон, Э.Геллнер, Э.Хобс-баум) и примордиалистской концепцией, считающей нацию биосоциальным феноменом (П.Ван ден Берг, К.Гирц, Д.Армстронг).

Таким образом, под нацией будем понимать всё население России, подпадающее под вышеназванные критерии: долговременно проживающее на территории, разделяющее общие мифы, традиции, имеющее общую историческую память, обладающее гражданскими правами и обязанностями.

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. на первое место поставлено упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) [3]. Особое место среди населения Арктической зоны (АЗ) занимают коренные малочисленные народы Севера (КМНС) - этносы. Это важное замечание в контексте статьи, поскольку тема этнонациональной политики России в Арктике включает государственную политику в отношении всего населения АЗ РФ. В то же время КМНС выступают в качестве особого объекта государственной политики.

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. С. 58.

2 Smith A. Nations and Nationalism in a Global Era. Cambridge: Polity, 1995. P. 57.

3 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666) // URL: http://base.garant.rU/70284810/#block_1000#ixzz3igpmSeGS

Хотя Арктика - это территория с низкой плотностью населения, уровень урбанизированности здесь один из самых высоких в стране - около 80% [4]. Значительная часть городского населения сосредоточена в крупных промышленных центрах - Архангельске, Северодвинске, Мурманске (свыше 100 тыс. чел.) и ещё около 30 городах с населением свыше 5 тыс. чел.

Остальная часть населения проживает в преимущественно замкнутых сообществах, для которых характерна оторванность от Большой земли. Речь идёт о существовании географически и экономически обусловленных особенностях функционирования социума, которые должны учитываться при формировании национальной политики.

Векторы развития Арктической зоны России

В современной России сформировались два противоположных управленческих подхода к формированию политики по освоению территорий Крайнего Севера. Обозначим их как экономико-технократический и политико-гуманитарный.

Идеологическим основанием экономико-технократического подхода выступают либеральные ценности: конкуренция, равенство возможностей, современные варианты принципа laissez-faire. В русле экономико-технократического подхода стал популярным вахтовый метод по освоению природных богатств Арктики. Его сторонники апеллируют к необходимости снижения издержек по поддержанию инфраструктуры в суровых климатических условиях, оптимизации расходов и других экономически обоснованных заключений, призванных увеличить эффективность затрачиваемых государством и компаниями средств. В принятых за последнее десятилетие программных документах Арктика, а не Север, выделяется в качестве

стратегического объекта государственной политики.

Закрепление тенденции повышения роли Арктики в ущерб развитию Севера в российском законодательстве негативно воспринимается в экспертном сообществе [5]. Власти ряда северных регионов выступают с предложениями по расширению Арктической зоны.

Политико-гуманитарный подход заключается в необходимости комплексного развития территорий Севера, создания комфортных условий для проживания населения. Речь идёт о расширенном толковании АЗ РФ, включающей большинство северных территорий, и о необходимости целенаправленной государственной политики по Арктике и Северу, в частности, разработку нормативно-правовой базы, в том числе специальный закон об Арктике.

По нашему мнению, решение демографических проблем, закрепление населения, прежде всего трудовых ресурсов, на территориях Крайнего Севера выступает важнейшей

5 Парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». 2013. 29 ноября. Стенограмма / / URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/36225

государственной задачей, особенно актуальной в условиях современной геополитической ситуации. Обезлю-живание северных территорий, конечно, не грозит напрямую утратой государственного суверенитета. Однако продолжение данной тенденции в среднесрочной перспективе порождает серьёзные риски геоэкономического и геополитического характера. Местное коренное население помимо адаптации к климатическим условиям обладает особыми императивными характеристиками - чувством Родины, восприятием территории в качестве своей, что подразумевает широкий спектр со-циогуманитарных характеристик -от бережного отношения к хрупкой природе Арктики (малая родина) до осознания единства своей судьбы с большой родиной - Россией. Опустынивание пространства АЗ РФ будет означать слом многовекового циви-лизационного усилия русского народа по освоению территорий Севера.

Экспертами отмечается отсутствие единого императивного подхода в нормативно-правовом регулировании отношений в АЗ РФ, отражающих специфику этого макрорегиона.

По мнению директора Центра экономики Севера и Арктики А. Н. Пиля-сова, идеологическим стержнем федерального законодательства об Арктической зоне должна стать нацеленность на решение проблем безопасности в их расширенной трактовке, включающей как проблемы национальной безопасности, так

и проблемы безопасности человеческой жизни, экологической безопасности и безопасности местных сообществ [6].

Такая точка зрения представляется обоснованной и в плане регулирования межнациональных отношений в Арктике.

При формировании этнонацио-нальной политики России необходимо учитывать региональную специфику межэтнических отношений, в частности, замещение старожильческого населения в результате миграционного обмена, притока неадаптированных к условиям Севера мигрантов, не ориентированных на долговременное проживание. Это влечёт риски роста межэтнической напряжённости в чувствительной в геополитическом плане территории страны. С одной стороны, неконтролируемая миграция, лоббируемая недоб- росовестными работодателями, выступает доминирующим фактором, негативно влияющим на межнациональные отношения, а с другой - на миграционные установки жителей территорий Крайнего Севера определяющее влияние оказывают факторы комфортности и безопасности проживания в регионе. Отток старожильческого населения и замена его временными мигрантами в среднесрочной перспективе создаст угрозу утраты населением Крайнего Севера национально-государственной идентичности.

Этнонациональная политика России в Арктике должна реализовы-ваться по двум основным направле-

6 Парламентские слушания на тему «Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации». 2015. 27 марта // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/53619

ниям. Первое заключается в создании условий для сохранения и развития народов, традиционно проживающих в регионе, содействии их культурному многообразию, повышению уровня жизни.

Достижение этнополитической стабильности, формирование межэтнической, межконфессиональной терпимости возможно на принципах эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций и, что крайне важно, на основе экономического роста.

Второе направление этнонациональной политики в Арктике - интеграция в общество внутренних и внешних мигрантов, переехавших из регионов и государств с отличающейся этнокультурной, конфессиональной или языковой спецификой. Привлечение и закрепление трудо-

вых ресурсов - значимая составная часть государственной миграционной политики в АЗ РФ. При этом эффективность миграционной политики должна определяться через её влияние на уровень межэтнической и межконфессиональной напряжённости.

Таким образом, реализация экономико-технократического подхода в практике государственной политики России в Арктике может достичь временных эффектов, однако в средне- и долгосрочном периодах порождает значительные риски геополитического характера. Устойчивое развитие территорий АЗ РФ возможно лишь при условии, когда интересы проживающего на них населения будут учтены как в программно-директивных документах, так и в практике государственной политики России в Арктике.

Политика в отношении коренных народов Севера: поиск стратегии

Важная задача государственной этнонациональной политики в Арктике - выработать и реализовать систему мер поддержки представителей народов, ведущих традиционный образ жизни и хозяйства. Политика государства по развитию территорий Крайнего Севера в советский период при многих позитивных достижениях имела и негативные последствия. Традиционному хозяйственно-бытовому укладу народов Севера, обеспечивающему их экономический базис, в 30-е - 50-е годы ХХв. был нанесён удар - насильственный перевод на оседлый образ жизни.

В конце ХХ в. на волне подъёма этнического самосознания в СССР

(России) организационно оформились ассоциации коренных малочисленных народов (КМН). Наиболее известная в настоящее время - Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (АКМНСС и ДВ России), образованная в 1990 г.

Первоначально ассоциация объединяла представителей 26 этносов (в настоящее время их 41). Из таблицы видно, насколько отличается доля коренных северных этносов в России и в остальных арктических странах. В России доля коренных этносов, относительно всего населения, проживающего в Арктическом регионе, незначительна. Это качественно отличает отечественную ситуацию от

аналогичной в США, Дании и особенно Канаде. Неслучайно именно Соединённые Штаты и Канада ещё в 60-е - 70-е годы на законодательном уровне закрепили особые права автохтонных этносов на арктические земли [7]. Как отмечает А.Несоленая, анализируя опыт Канады, следуя примеру Нунавута, получившего в 1999 г. территориальную и политическую самостоятельность, и другие коренные народы Севера Канады де-

лают попытки получить автономию через «вложенный» федерализм, например, Нунавик на севере Квебека, Нунациавут на севере Лабрадора (создано автономное правительство в 2005 г.) и Инувиалуит в провинции СЗТ. Если цель будет достигнута, то эти регионы получат дополнительную возможность участвовать в решении большого числа политичес-

ких, экономических и культурных вопросов [8].

Таблица

Коренное население Арктического региона

Арктический регион, страна Источник, год Население, тыс. чел. Доля коренного населения, %

Всего в том числе коренные народы

США (Аляска) Census 2000 627 98 15,6

Канада (Аркт. регион) Census 2001 130 66 50,8

Дания (Гренландия) 2003 57 50 88,1

Исландия 2003 288 — —

Норвегия 2003 463

Швеция 2003 254 ~50 ~5

Финляндия 2003 188

Россия 2002 1982 90 > 4

Источник: Arctic Human Development Report, 2004. P. 29.

В Канаде в настоящее время разработан и применяется типовой договор между компаниями и местными общинами, который предусматривает их участие в прибыли, меры по поддержке культуры и традицион-

ного уклада. В России, где принят Федеральный закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов, в котором сказано, что они имеют право на возмещение убытков и ущерба, нанесённого хозяйствен-

7 Лопуленко И.А. Борьба за землю как фактор сохранения и развития этнического самосознания у эскимосов США и Канады / / Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики / отв. ред. д.и.н. В.А.Тишков. М.: Наука, 1988. С. 211.

8 Несоленая А. Канадский политический механизм в Арктике // Обозреватель-ОЪяепта-. 2014. № 5. С. 97.

ной деятельностью, у компаний нет обязательств по выплате компенсаций. Если компании и возмещают ущерб, то делают это на добровольной основе, на основе соглашений, которые заключаются с общинами и региональными властями.

Активизация усилий коренных народов по отстаиванию своих прав имела важные политические последствия.

Во-первых, сформировалась особая форма надэтнической идентичности - индигенные народы (indigenous), т.е. местные, коренные.

Во-вторых, в развитых странах институционализировалась идея выделения специальных прав коренных народов, включая особые права на территорию проживания. Признание за коренными народами особых коллективных прав принято именовать как «индигенная перспектива» (indigenous perspectives) [9].

В-третьих, в отношении коренных народов были приняты важные международно-правовые документы, закрепляющие особые, более широкие права. Наиболее значимые из них - Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.) и Декларация ООН о правах коренных народов (2007 г.).

В России в значительной мере сформирована нормативно-правовая база в сфере защиты прав и тра-

диционного образа жизни КМН Севера. Конституцией РФ гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.

Для справки: до настоящего времени в конституции Австралии официально не закреплено, что аборигены являются коренными жителями континента.

Следует отметить, что Россия не ратифицировала Конвенцию МОТ № 169. Основная причина - расхождение в толковании понятия «коренные народы» (в отечественном законодательстве для признания народа коренным кроме традиционного образа жизни необходим критерий малочисленности). Кроме того, ст. 14 Конвенции признаёт за соответствующими народами права собственности и владения на земли, которые они традиционно занимают [10]. Отечественное законодательство не содержит положений, закрепляющих права собственности на земли за народами по этническому признаку.

К настоящему времени вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики в отношении малочисленных народов не вызывает разногласий ни среди научного сообщества, ни среди управленцев. Что касается ценностных оснований политики и форм взаимодействий между государством и КМНС, то по этим вопросам единство

9 Huntington H., Fox Sh. The Changing Arctic: Indigenous Perspectives // Arctic Climate Impact Assessment / / Eds by C.Symon, L.Arris, B.Heal. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 62-95.

10 Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions / iol 169. shtml

отсутствует. Концептуально оформились как минимум три императивных подхода к формированию государственной национальной политики в отношении КМНС: государственно-патерналистский, либерально-рыночный и неотрадиционалистский.

Представители государственно-патерналистского подхода (сюда помимо части экспертов относятся и представители ассоциаций КМНС) исходят из неспособности КМНС самостоятельно справиться с проблемами адаптации их традиционного уклада к современным социально-экономическим условиям. Сторонники патерналистского подхода выступают за всемерное расширение государственной помощи, прекращение которой повлечёт за собой угрозу депопуляции и грозит части этносов полным исчезновением. Реализация государственно-патерналистского подхода к формированию государственной политики в отношении малочисленных этносов во многом зависит от способности лидеров организаций КМНС лоббировать свои интересы во властных институтах.

Сторонники либерально-рыночного подхода (в основном правительственные чиновники федерального уровня) апеллируют к неолиберальным ценностям: рынок, конкуренция, равенство возможностей, как экономически обусловленным условиями функционирования совре-

менного социума. Обязанности государства состоят в создании инвестиционного климата, поддержке частной инициативы, содействию «встраивания» традиционных промыслов в рыночные реалии.

Например, право пользования любыми природными ресурсами должно возникать на основании результатов конкурсов и аукционов.

Сторонники либерально-рыночного подхода исходят из ограниченности государственных ресурсов, которые могут быть направлены на поддержку КМНС, адресности государственной помощи. Отметим, что в реализуемой государством политике в отношении КмНс либерально-рыночный вектор явно преобладает.

Президент АКМНСС и ДВ С.Н.Ха-рючи отмечает, что начиная с 2009 г. из ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» были изъяты нормы о получении рыбопромысловых участков для традиционного рыболовства без проведения конкурса, в результате чего многие общины лишились права вылавливать рыбу на своих исконных землях.

Вступивший в силу в 2010 г. ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» уже не предусматривал возможности закрепления за общинами и иными объединениями народов Севера охотничьих участков для осуществления традиционной охоты [11].

Третий, неотрадиционалистский подход первоначально был сформулирован А. И .Пикой [12]. Суть этого

11 Выступление президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации С.Н.Харючи. Салехард, 28 марта 2013 г. // URL: http://www.raipon.info/about/Doclad.doc.pdf

12 Пика А.И. Неотрадиционализм на Российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования. 1996. № 11.

подхода заключается в отказе от ассимиляторской модернизации культуры и образа жизни народов Севера, предоставлении им правовой и экономической поддержки, свободы для самостоятельного развития экономики, культуры и самоуправления в современных экономических условиях. Основной целью государственной политики, по мнению неотрадиционалистов, должен стать переход к экономической самостоятельности и национально-территориальному (общинному) самоуправлению малочисленных народов, становлению их как субъектов социального, экономического и культурного развития.

Неотрадиционализм предполагает возвращение коренных северян к исконным занятиям, которые могут обеспечить их существование - охоте, рыболовству, оленеводству и ремёслам. В политической сфере неотрадиционалисты настаивают на прямых отношениях Центр - народы Севера.

Экспертами справедливо указывается на задействование механизмов самоорганизации КМНС: «Фундаментальная задача для народов Севера состоит в том, чтобы избежать опасности превращения в музейные экспонаты в заповедниках глобализирующегося информационного общества, чтобы в этих условиях вновь продемонстрировать собственную историческую состоятельность» [13].

Таким образом, два из трёх подходов к выработке государственной политики в отношении КМНС имеют существенные недостатки.

Реализация протекционистского подхода вряд ли возможна в условиях социально-экономического кризиса и сокращения бюджетных расходов. Излишний протекционизм со стороны государства нивелирует инициативу самих представителей малочисленных этносов.

Второй, либеральный подход, предполагающий опору на рынок и конкуренцию, в реалиях Крайнего Севера оборачивается социал-дарвинизмом.

Третий, неотрадиционалистский, подразумевающий посильное совместное развитие традиционной культуры в современных экономических условиях, выглядит наиболее перспективным, совмещающим интересы государства и КМНС. Через социально-экономическое развитие и общественно-политическую представительность коренные этносы обретают свою субъектность, выступая не только в качестве объекта государственной политики, но и субъекта, способного влиять на принимаемые решения.

Арктическая зона - территория с настолько специфическими социально-экономическими особенностями жизни населения, что это должно учитываться при выработке и реализации государственной этнонациональной политики. Если миграционная, демографическая и социальная политика государства и не включается в этнонациональную политику, то это самым непосредственным образом влияет на её результаты.

13 Попков Ю.В. Коренные народы Севера в условиях глобализации // Век глобализации. 2014. № 1 // URL: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/vek1-2014/ 24703-korennye-narody-severa-v-usloviyah-globalizacii.html

Целями этнонациональной политики России в Арктической зоне являются сохранение целостности страны, недопущение сепаратизма и конфликтов на межнациональной почве. Императивными основаниями этнонациональной политики России в Арктике должны стать развитие регионов Арктической зоны, сохранение исконной среды обитания КМНС, стратегия народосбережения.

Критериями эффективности этнонациональной политики выступают формирование российской Арктики как территории мира и согласия, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений как условие развития этого важного в геополитическом плане макрорегиона России.

Библиография

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Bromley U.V. Ocherki teorii etnosa. M.: Nauka, 1983. - 412 s.]

Выступление президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации С.Н.Харючи. Салехард, 28 марта 2013 г. С. 4 // URL: http://www.raipon.info/about/Doclad.doc.pdf

[Vystuplenie prezidenta associacii korennyh malochislennyh narodov severa sibiri i dalnego vostoka rossijskoj federacii S.N.Haryuchi. Salekhard, 28 marta 2013 g. S. 4 // URL: http:// www.raipon.info/about/Doclad.doc.pdf ]

Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/iol169.shtml

[Konvencia MOT № 169 «О korennih narodah i narodah, veduschih plemennoy obraz zizni v nezavisimih stranah» // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/iol 169. shtml]

Лопуленко И.А. Борьба за землю как фактор сохранения и развития этнического самосознания у эскимосов США и Канады / / Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики / отв. ред. д.и.н. В.А.Тишков. М.: Наука, 1988. - 336 c.

[Lopulenko I.A. Bor'ba za zemlyu kak faktor sohraneniya i razvitiya ehtnicheskogo samosoznaniya u ehskimosov SSHA i Kanady // Ekologiya amerikanskih indejcev i ehskimosov. Problemy indeanistiki / о"Ьу. red. d.i.n. V. A. Tishkov. M.: Nauka, 1988. -336 s.]

Несоленая А. Канадский политический механизм в Арктике // Обозреватель-Observer. 2014. № 5. С. 93-100.

[NesolenayaA. Kanadskij politicheskij mekhanizm v Arktike // Obozrevatel'-Observer. 2014. № 5. S. 93-100]

Парламентские слушания на тему «Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации» 27 марта 2015 г. Стенограмма // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/ parliamentary/53619

[Рarlamentskiе slushaniya na temu «Problemy zakonodatelnogo regulirovaniya v sfere razvitiya severnogo morskogo puti i arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii» 27 marta 2015 g. Stenogramma // URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/ 53619]

Парламентские слушания на тему «Правовое обеспечение социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». 29 ноября 2013 г. Станограмма / / URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/36225

[Рarlamentskiе slushaniya na temu: «Pravovoe obespechenie socialno-ekonomicheskogo razvitia Arkticheskoy zoni Rossiiskoi Federatsii». 29 noyabra 2013 g. Stenogramma // URL: http: / / council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/36225] Пика А.И. Неотрадиционализм на Российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования. 1996. № 11. C. 47-53. [Pika A.I. Neotradichionalism na Rossijskom Severe: idti v buduschee, ne zabivaja proshlo-

go // Sociologicheskie issledovania. 1996. № 11. S. 47-53] Пилясов А.Н. Контуры стратегии развития Арктической зоны России // Арктика: экология и экономика. 2011. № 1. C. 38-47. [Piliasov A.N. Konturi strategii razvitia Arkticheskoy zony Rossii // Arktika: ekologia i

ekonomika. 2011. № 1. S. 38-47] Попков Ю.В. Коренные народы Севера в условиях глобализации // Век глобализации.

2014. № 1. С. 111-123. [Popkov U.V. Korennie narodi Severa v usloviah globalizacii // Vek globalizacii. 2014. № 1. S. 111-123]

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период

до 2025 года // URL: http://base.garant.ru/70284810/#block_1000 [Strategia gosudarstvennoy nacionalnoy politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 g. //

URL: http://base.garant.ru/70284810/#block_1000] Arctic Human Development Report. Regional Processes and Global Linkages / / Copenhagen:

Tema Nord, 2004. - 621 p. Huntington H., Fox Sh. The Changing Arctic: Indigenous Perspectives. In: Arctic Climate Impact Assessment // Eds by C. Symon, L. Arris, B. Heal. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. - 1047 p. Smith A. Nations and Nationalism in a Global Era. Cambridge: Polity, 1995. - 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.