Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КМНС СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И МИРА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КМНС СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И МИРА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
195
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРОГРАММЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КМНС / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Михайлюк Оксана Николаевна, Бурундукова Елена Михайловна

В последнее десятилетие в связи с промышленным освоением северных и арктических территорий встает вопрос о сохранении самобытной уникальной культуры коренных малочисленных народов Севера (КМНС), ведущих племенной и полуплеменной образ жизни. Актуальными в свете возросшего значения арктических территорий северных стран сегодня являются вопросы защиты социальных прав КМНС, в том числе сохранение традиционного природопользования и жизнедеятельности этнокультурных сообществ. С конца 1980-х гг. по настоящее время приняты важные международные правовые акты в отношении народов, ведущих племенной и кочевой образ жизни: Международная конвенция № 169 Международной организации труда (1989 г.); Декларация Кари-Ока и Хартия аборигенных народов мира (1992 г.); Конвенция ООН о биологическом разнообразии (1993 г.); Декларация ООН о правах коренных народов (2007 г.). Данные нормативно-правовые акты существенно повысили рейтинг КМНС, возведя проблему их сохранения на уровень общемирового значения, и обусловили необходимость разработки политики поддержки. Рассмотрим опыт поддержки КМНС на примере стран, где удельный вес такого населения занимает значительную долю (Канада и Норвегия), а также опыт северных территорий России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Михайлюк Оксана Николаевна, Бурундукова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SIPN IN THE NORTHERN AND ARCTIC REGIONS OF RUSSIA AND THE WORLD

In the last decade, in connection with the industrial development of the northern and Arctic territories, the question arises of preserving the original unique culture of the indigenous peoples of the North (Indigenous Peoples of the North), leading a tribal and semitribal way of life. Topical in the light of the increased importance of the Arctic territories of the northern countries today are the issues of protecting the social rights of the indigenous peoples, including the preservation of traditional nature management and the life of ethnocultural communities. Since the late 1980s to date, important international legal acts have been adopted regarding peoples leading a tribal and nomadic lifestyle: International Convention No. 169 of the International Labor Organization (1989); Kari-Oka Declaration and Charter of the World's Aboriginal Peoples (1992); UN Convention on Biological Diversity (1993); United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples (2007). These legal acts significantly increased the rating of the indigenous peoples of the North, raising the problem of their preservation to the level of global importance, and necessitated the development of a support policy. Let us consider the experience of supporting indigenous peoples on the example of countries where the proportion of such a population occupies a significant share (Canada and Norway), as well as the experience of the northern territories of Russia.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КМНС СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ И МИРА»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_2022 г. Выпуск 1 (64). С. 155-165_

УДК 33:39;908 DOI: 10.18822/byusu202201155-165

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КМНС СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ

РОССИИ И МИРА

Михайлюк Оксана Николаевна

доктор экономических наук, профессор кафедры стратегического и производственного менеджмента ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет»

Екатеринбург, Россия E-mail: O_Mikhajluk@mail.ru

Бурундукова Елена Михайловна

кандидат экономических наук, директор Института цифровой экономики ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

Ханты-Мансийск, Россия E-mail: burundukova@mail.ru

В последнее десятилетие в связи с промышленным освоением северных и арктических территорий встает вопрос о сохранении самобытной уникальной культуры коренных малочисленных народов Севера (КМНС), ведущих племенной и полуплеменной образ жизни. Актуальными в свете возросшего значения арктических территорий северных стран сегодня являются вопросы защиты социальных прав КМНС, в том числе сохранение традиционного природопользования и жизнедеятельности этнокультурных сообществ. С конца 1980-х гг. по настоящее время приняты важные международные правовые акты в отношении народов, ведущих племенной и кочевой образ жизни: Международная конвенция № 169 Международной организации труда (1989 г.); Декларация Кари-Ока и Хартия аборигенных народов мира (1992 г.); Конвенция ООН о биологическом разнообразии (1993 г.); Декларация ООН о правах коренных народов (2007 г.). Данные нормативно-правовые акты существенно повысили рейтинг КМНС, возведя проблему их сохранения на уровень общемирового значения, и обусловили необходимость разработки политики поддержки. Рассмотрим опыт поддержки КМНС на примере стран, где удельный вес такого населения занимает значительную долю (Канада и Норвегия), а также опыт северных территорий России.

Ключевые слова: Арктическая зона, программы устойчивого развития КМНС, этнокультурное сообщество.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROGRAMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SIPN IN THE NORTHERN AND ARCTIC REGIONS OF RUSSIA AND THE WORLD

Oksana N. Mikhailyuk

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Strategic and Production Management,

Ural State Mining University, Yekaterinburg, Russia E-mail: O_Mikhajluk@mail.ru

Elena M. Burundukova

Candidate of Economic Sciences, Director of the Institute of Digital Economy, Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia E-mail: burundukova@mail.ru

In the last decade, in connection with the industrial development of the northern and Arctic territories, the question arises of preserving the original unique culture of the indigenous peoples of the North (Indigenous Peoples of the North), leading a tribal and semi-tribal way of life. Topical in the light of the increased importance of the Arctic territories of the northern countries today are the issues of protecting the social rights of the indigenous peoples, including the preservation of traditional nature management and the life of ethno-cultural communities. Since the late 1980s to date, important international legal acts have been adopted regarding peoples leading a tribal and nomadic lifestyle: International Convention No. 169 of the International Labor Organization (1989); Kari-Oka Declaration and Charter of the World's Aboriginal Peoples (1992); UN Convention on Biological Diversity (1993); United Nations Declaration on the Rights of Indigenous Peoples (2007). These legal acts significantly increased the rating of the indigenous peoples of the North, raising the problem of their preservation to the level of global importance, and necessitated the development of a support policy. Let us consider the experience of supporting indigenous peoples on the example of countries where the proportion of such a population occupies a significant share (Canada and Norway), as well as the experience of the northern territories of Russia.

Keywords: Arctic zone, indigenous peoples' sustainable development programs, ethno-cultural community.

Специфика северных и арктических территорий заключается в уникальном природно-ресурсном и значительном человеческом потенциале с особой этнической структурой, обусловленной жизнедеятельностью КМНС, среди которых можно отметить инуитов (Канада), эскимосов, алеутов, инуипаков (Аляска), гренландских эскимосов (Гренландия), саамов (Норвегия, РФ, Швеция), чукчей, эвенков, нанайцев, ульчей, удэгейцев (Российская Федерация) и множество других [1].

К коренным народам Севера можно отнести:

1) представителей титульных наций, проживавших в регионе на момент установления современных государственных границ: русские, датчане, норвежцы, финны, шведы, фа-рерцы;

2) коренные малочисленные народы (в европейской интерпретации коренные народы, ведущие племенной и полуплеменной образ жизни): эскимосы Аляски, Канады, Гренландии, североамериканские индейцы (тлинкиты, атапаски, хайда, семшиане), саамы Норвегии, Швеции, Финляндии, России, вепсы, ненцы, селькупы, нганасаны, чукчи, эвены, эвенки, долганы, ительмены, чуванцы;

3) коми и якутов, численность которых превышает 50 тыс. человек [2].

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 82 от 30.04.1999 г. коренные малочисленные народы РФ - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями [3].

Мировая статистика по подсчету численности коренных малочисленных народов, проживающих в северных (арктических) регионах, довольно приблизительна, основана на сведениях из переписи населения, из спутниковых снимков (таблица 1) [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

Таблица 1 - Численность и доля коренных малочисленных народов в населении стран, имеющих арктические регионы (на начало 2021 г.)

Страна Численность населения, тыс. чел. Удельный вес, % Территории Арктической зоны

страны Арктической зоны коренных народов КМН в Арктической зоне

Исландия 356,9 288,5 86,2 - Исландия

Дания 5 822,8 48,67 - 0,1 Фарерские острова

США 335 028,2 731,6 1,2 14,9 Аляска

Канада 38 254,5 130,3 3,8 50,8 Арктическая Канада

Гренландия 56,22 56,22 88 88 Гренландия

Норвегия 5 265,8 462,7 1,2 12,9 Арктическая Норвегия

Швеция 10 214,1 253,6 0,2 9,9 Арктическая Швеция

Финляндия 5 328,9 187,8 0,1 3,7 Арктическая Финляндия

Россия 146 748,2 2 371,3 - 4,1 арктические регионы

Всего х 4 530,69 х 8,0-8,5 х

Следует отметить, что во всем мире численность коренных малочисленных народов Арктики (Севера) составляет более 4530 тыс. человек, в среднем 8,0-8,5 % всего населения Арктики. Удельный вес КМНС среди населения Арктической зоны превышает средние значения лишь в Гренландии, где аборигенное население составляет 88 % населения страны, Высокие значения имеют Аляска - 14,9 %, Арктическая Канада - 50,8 %. В России показатели уступают вышеуказанным странам (4,1 %), однако отдельные субъекты РФ также имеют высокую долю КМНС среди населения территории: в Таймырском районе Красноярского края - 24,8 %, в Ненецком и Чукотском автономных округах Российской Арктики - 18,7 и 31,3 % соответственно.

В результате устоявшегося традиционного уклада жизни люди полностью зависят от арктической экосистемы в вопросах питания, проживания и сохранения самобытности культуры. Традиционными промыслами являются охота, собирательство, оленеводство и рыболовство. Природная среда является основой жизни для народов Севера, поэтому экологические проблемы приобретают для них особенную остроту. Промышленное освоение северных территорий и Арктики может привести к уничтожению исконной среды обитания и создать угрозу исчезновения малочисленных народов Севера как самостоятельных этносов.

Утрате самобытной уникальной культуры способствуют следующие причины:

1) ежегодно сокращается численность КМНС по причинам захвата их территорий, уменьшения ореола обитания, снижения численности животного и растительного мира, миграции КМНС из региона присутствия и проч.;

2) снижается доля КМНС в общей численности населения страны / региона, поэтому их культура подавляется культурой и ценностями более многочисленных групп населения;

3) средства массовой информации ориентированы преимущественно на публикацию информации на общегосударственном языке для представителей культурного большинства, что делает сохранение собственного языка и этноса, обмен информацией между КМНС затруднительным;

4) племенной и полуплеменной образ жизни в наше время является малоэффективным по сравнению с жизнью в городах и обустроенных поселениях, люди такого образа жизни имеют меньшую продолжительность жизни и более высокую детскую смертность, что не позволяет популяризировать подобный жизненный уклад.

В целях проведения анализа возьмем территории, схожие по экономическому формированию ВВП (ВРП) за счет доходов от нефтегазовой отрасли (Канада, Норвегия), со стороны России - Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО-Югра), Республика Саха (Якутия).

Канада имеет обширные северные территории (40 % территории Канады считается арктической и северной), состоящие из северо-западных территорий, Нунавута, Юкона и северных частей нескольких провинций. В Канадской Арктике проживает 130,6 тыс. человек, из которых более половины (50,8 %) являются коренными жителями. Несмотря на то, что канадский арктический регион огромен, в нем проживает менее 1 % населения Канады.

Малочисленные коренные народы, проживающие в северной части Канады: атабаски, инуиты, гвичины, анишинаабе, микмаки, монтанье, наскапи. Народы атабасков и гвичинов в Канаде живут в основном на северо-западных территориях и Юконе. Инуиты в Канаде проживают в 53 общинах инуитов Нунангат - северных районах Канады, в Квебеке живут ани-шинаабе, микмаки, монтанье, наскапи [13].

В целом Конституция Канады признает 3 группы коренного населения - индейцев, метисов и инуитов; права коренных народов Канады находятся под защитой Конституции страны с 1982 г.

Институты, решающие вопросы коренных народов: Департамент по делам аборигенов и развитию северных территорий Канады (Aboriginal Affairs and Northern development Canada -AANDC), Канадский отдел по связям с коренными народами и делам северных территорий (CIRNAC), Служба коренных народов Канады (ISC) [14]. Целью деятельности AANDC является поддержка участия коренных народов и населения северных территорий в общественной жизни и в социально-экономическом развитии Канады.

Ключевые направления политики поддержки коренных малочисленных народов Севера в Канаде:

1) развитие детей и молодежи, включая решение социальных, экологических и экономических проблем;

2) развитие партнерских отношений и сотрудничества с коренными народами и арктическими государствами для решения общих проблем и возможностей;

3) поддержка психического здоровья в арктических сообществах;

4) защита окружающей среды, живой природы Арктики, биологической продуктивности;

5) предоставление возможностей коренных народов стать равными и значимыми участниками в северной и национальной экономике и обществе [12].

В рамках бюджета в 2018-2020 гг. на нужды развития северных территорий были выделены следующие средства (таблица 2) [15]:

Таблица 2 - Финансирование развития северных территорий Канады

Направление финансирования Год выделения средств Сроки, лет Сумма, млн. долл.

Развитие учреждений высшего образования 2019 5 58

Развитие транспортных коммуникаций в Арктике 2019-2020 8 400

Поддержка изолированных сообществ коренных жителей и диверсификация экономического развития северных территорий 2020 5 90

Развитие добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах 2018 5 17,9

Развитие телемедицины на Севере 2020 - 14

Развитие здравоохранения 2019 5 220

Развитие образования среди инуитов 2019-2020 10 125,5

Кроме финансирования конкретных программ на развитие северных территорий северным провинциям Канады выделяются средства из федерального бюджета (таблица 3) [16]:

Таблица 3 - Федеральные дотации в структуре бюджета северных территорий Канады

Территория Сумма, млн. долл. / доля в общем бюджете, %

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Нунавут 1487 / 88,83 1527 / 88,62 1576 / 88,39 1610 / 87,98 1676 / 87,32

Юкон 945 / 80,56 961 / 81,72 991 / 80,70 1018 / 80,22 1060 / 79,52

Северо-западные территории 1344 / 67,78 1404 / 68,06 1425 / 65,70 1456 / 64,40 1453 / 62,41

Благодаря государственной поддержке северных территорий и коренных народов Канады за 10 лет наблюдается рост общего объема ВРП трех северных территорий, почти двукратный рост экономики в этих провинциях. Несмотря на позитивную динамику совокупного ВРП, Нунавут, Юкон и северо-западные территории остаются регионами с низкой долей регионального продукта в ВВП страны. За рассматриваемый период этот показатель снизился с 0,53 до 0,51 %.

При этом положительную динамику по демографии наблюдают на всех трех территориях, прирост численности населения за 10 лет составил 24 %, выше среднего по стране (14 %), в том числе увеличивается численность коренных малочисленных народов Северной Канады. Определенный прогресс в обеспечении равных возможностей для образования можно проследить по доле коренных жителей северных провинций, не закончивших школу, которая снизилась за 10 лет с 42 до 18 % [17].

Таким образом, реализуемые в Канаде программы поддержки КМНС в рамках комплексного социально-экономического развития северных и арктических территорий проводят через прямые финансовые дотации. Данные финансовые инструменты обеспечивают поддержание уровня жизни КМНС, сопоставимого со средними показателями по стране с точки зрения основных социально-экономических индикаторов. Проблемой является недоступность статистических данных по многим показателям социально-экономического развития для северных территорий (не публикует актуальной информации по здравоохранению, уровню доходов населения, неравенству, инфраструктурному строительству для северных территорий).

Рассмотрим опыт поддержки КМНС на примере Норвегии.

В территории Норвегии 50 % - это арктическая территория, состоящая из двух губерний - Нурланн и объединенных губерний Тромс и Финмарк на материке, архипелага Шпицберген и острова Ян-Майен. В норвежской Арктике проживает примерно 490 000 чел. - 10 % от всего населения Норвегии.

Коренное северное население Норвегии - саамы, которые проживают в Сапми - области, простирающейся вдоль северных областей Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Оценки численности саамов варьируются от 50 до 80 тысяч людей, причем наиболее концентрированные поселения - в Северной Норвегии.

Ключевые направления политики поддержки коренных малочисленных народов Севера в Норвегии:

1) интегрированное управление норвежских правительственных органов и представителей КМНС ресурсами в таких областях, как рыболовство, горнодобывающая промышленность, морской транспорт, нефть и экономика;

2) экологические вопросы, связанные с климатическими изменениями, выбросами вредных веществ;

3) защита морской среды;

4) сохранение биологического разнообразия;

5) социальное здоровье, здоровье человека и экономическое развитие с учетом интересов коренных народов Арктики [18].

В правительстве Норвегии основная ответственность за дела саамов, включая распределение средств, возложена на Министерство труда и социальной интеграции. Финансирование Саамского парламента предоставляется норвежским государством по различным статьям национального бюджета. Но парламент может распределить полученные средства в соответствии со своими приоритетами.

Кроме того, парламент контролирует «Samefolkets fond» - фонд, созданный в 2000 году в качестве компенсации за предыдущую политику правительства по «норвегизации» саамского населения.

Общий бюджет норвежского парламента саами на год составляет примерно 500 млн норвежских крон (таблица 4) [20, с. 12-14].

Таблица 4 - Финансирование и распределение бюджета Саамского парламента норвежским государством, млн норвежских крон

Показатели финансирования 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Общие ассигнования Парламенту саами 464,28 487,32 491,15 497,07 512,86

Распределение экономической базы саамского парламента

Оперативное управление 35,41 37,16 37,45 39,79 39,11

Выплата грантов 265,35 278,52 280,71 292,97 293,12

Меры для развития территорий, окружающей среды и климата 144,79 151,98 153,17 145,41 159,39

Проведение конференций 0,77 0,81 0,81 0,85 1,4

Другие меры в области прав саами и ресурсы 17,96 18,85 19,00 18,05 19,84

Финансовые инструменты Парламента Саами включают прямые гранты организациям и учреждениям, различные схемы грантов для заявителей, соглашения, проекты, конференции и оценки. Выделение грантов осуществляется по следующим направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гранты на двуязычие муниципалитетам;

- гранты на развитие саамского языка;

- языковая стипендия для высшего образования - языковой грант;

- гранты на обучение саамскому языку в детских садах;

- грант на разработку педагогического материала для детских садов;

- субсидирование развития саамских детских садов;

- содержание саамов в школе;

- развитие сети совместного обучения саами;

- развитие средств правовой защиты саами;

- гранты на разработку учебных пособий;

- прочие направления субсидирования программ обучения, здравоохранения, инфраструктуры среды обитания саами.

Таким образом, права коренных малочисленных народов Норвегии получили как международно-правовое, так и конституционное признание. Они выделяются государством в отдельную группу с особыми правами, которые реализуются посредством самостоятельных представительств меньшинств. Правительством проводится активная политика по сохранению культуры, языка и знаний саамов и расширению их прав на земле своего проживания [19, с. 48].

Саамы Норвегии занимают одно из лучших положений в мире среди других коренных народов в контексте их прав и самостоятельности. Культурная политика правительства Норвегии открывает для них все больше возможностей, коррелируя их с наступающим цифровым миром. Формируется качественное исследовательское сообщество, поощряются исследовательские инициативы и сотрудничество между учеными, государственными органами и деловым сектором. Поэтому, безусловно, выстроенную политику на данном этапе можно считать успешной в реализации прав и решении проблем КМНС.

Рассмотренный зарубежный опыт направлений и институтов поддержки КМНС на примере стран Канады и Норвегии представлен в таблице 5. Выделим основные ключевые показатели поддержки КМНС в этих странах.

Таблица 5 - Сравнительная характеристика показателей программ поддержки КМНС

в Канаде и Норвегии

Показатели сравнения Канада Норвегия

Численность КМНС, тыс. чел. примерно 66 50-80

Доля КМНС в общей численности населения, % 0,176 1,21

Основные направления политики поддержки КМНС Механизмы самоуправления общин коренных народов; программы комплексного социально-экономического развития арктических территорий с поддержкой КМНС; прямые финансовые дотации; функционирование канадских отделов по связям с коренными народами и делам северных территорий Конституционное признание прав КМНС; выделение КМНС государством в отдельную группу с особыми правами, которые реализуются посредством самостоятельных представительств меньшинств (Саамский парламент); финансирование деятельности Саамского парламента

Объем финансирования поддержки КМНС в 2020 г., млн долл. 4 189 60,11

Доля финансирования поддержки КМНС в ВВП страны в 2020 г., % 0,000242 0,0149

Ключевые показатели стратегии поддержки КМНС 1) увеличение населения - не менее чем на 10 % в год; 2) снижение уровня безработицы - до 6,5 % к 2025 г.; 3) повышение уровня образования населения - до 95 % к 2025 г.; 4) увеличение доли экономически активного населения - до 75 % к 2025 г.; 5) увеличение средней продолжительности жизни населения, повышение доступности медицинской помощи 1) развитие саамского языка (повышение доли носителей саамского языка); 2) развитие цифровой инфраструктуры (документация всех знаний и языков саамов); 3) развитие транспортной инфраструктуры в Арктике - выделяется 400 млрд норвежских крон; 4) поддержка саамов в других странах Севера; 5) снижение загрязнения окружающей среды в Арктике

Рассмотрим основы финансирования программ поддержки КМНС и возможности применения зарубежного опыта поддержки КМНС в Российской Федерации на примере ХМАО-Югры, ЯНАО, Якутии.

Сравнительный анализ программ поддержки КМНС в северных регионах в разрезе объёмов финансирования и выполнения целевых показателей представлен в таблицах 6, 7.

Таблица 7 - Сравнительный анализ программ поддержки КМНС в северных регионах (ХМАО, ЯНАО, Якутия) по объёмам финансирования за 2020 г.

Регион Объем финансирования (тыс. руб.)

План Факт. % выполнения

Республика Саха (Якутия) 167 131,74 166 745,39 99,77

ЯНАО 3 106 149,00 3 101 608,00 99,85

ХМАО-Югра 591 171,50 589 112,47 99,65

Из таблицы следует, что Ямало-Ненецкий автономный округ занимает лидирующую позицию по объёму финансирования (более 3 млрд руб.), направленного на поддержку коренных малочисленных народов Севера. Фактически за 2020 год было освоено 3 101 608 тыс. руб. (99,85 % от предусмотренного объёма). На втором месте ХМАО-Югра с объемом финансирования более 589 млн руб. и на третьем Якутия - более 166 млн руб.

Программами устойчивого развития КМНС каждого из вышеперечисленных субъектов РФ предусмотрено выполнение целевых показателей. Отдельные показатели отражают специфику территории, но есть показатели, присущие деятельности всех КМНС (таблица 7).

Таблица 8 - Сравнительный анализ программ поддержки КМНС в северных регионах (ХМАО, ЯНАО, Якутия) по выполнению целевых показателей за 2020 г.

Наименование целевого показателя (индикатора) Якутия Я [НАО ХМАО-Югра

План Факт. % План Факт. % План Факт. %

Племенное условное маточное поголовье сельскохозяйственных животных, тыс. голов 11,1 16,5 148 3,5 3,9 113 0,7 0,8 123

Доля трудоустроенных КМНС в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС, % 52,0 55,0 105 59,0 65,00 110 55,0 45,0 82

Доля КМНС, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития КМН, в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к КМНС, % 56,00 56,0 100 31,00 45,00 145 31,0 49,3 159

Количество общин и иных объединений КМН, получивших поддержку на развитие традиционных отраслей хозяйства, ед. 6 7 117 5 14 280 90 90 100

Число грантов в сфере сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМНС, ед. 7 7 100 9 9 100 0 4 100

Количество граждан из числа КМНС, получивших государственную поддержку в улучшении жилищных условий, чел. 2 2 100 3 3 100 15 13 87

Аккумулируя вышесказанное, можно резюмировать, что сравнительный анализ программ поддержки КМНС в северных регионах (ХМАО, ЯНАО, Якутия) по объёмам финансирования и выполнению целевых показателей за 2020 год показал, что опыт ЯНАО в гармонизации межнациональных отношений можно признать лучшим среди представленных регионов.

Правительство ЯНАО, как было указано выше, планирует много бюджетных средств в поддержку и развитие КМНС, их культурного наследия, традиционного образа жизни. У региона очень успешный опыт по развитию кочевого образования. Особо можно отметить налаженную работу с крупными недропользователями. В ЯНАО, в отличие от других регионов, данный процесс работает очень системно.

Анализируя основные показатели программы по устойчивому развитию КМНС, можно отметить незначительный перечень целевых показателей развития КМНС в ХМАО-Югре. К таким показателям (на основе анализа программ поддержки коренных народов Севера в Канаде и Норвегии) можно добавить:

1) уровень безработицы среди коренных малочисленных народов Севера (и, соответственно, необходимость его снижения);

2) продолжительность жизни КМНС в регионе (необходимость его роста);

3) количество лиц среди коренных малочисленных народов Севера в возрасте 20-30 лет, получивших высшее и профессиональное образование;

4) количество медицинских пунктов на территории проживания КМНС и их доля на 100 человек;

5) количество детских садов и школ на территории проживания КМНС и их доля на 100 человек;

6) доля экономически активного населения в регионе (увеличение доли до 60-70 %);

7) развитие транспортной инфраструктуры в регионе (количество и длина построенных автодорог);

8) показатели снижения загрязнения окружающей среды.

Хорошим примером поддержки КМНС в РФ являются механизмы их поддержки в Ямало-Ненецком автономном округе.

Так, уставом ЯНАО гарантируются права КМНС, объединений названных народов и лиц, к ним относящихся, в том числе право на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, на сохранение и развитие своей самобытной культуры; при этом органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий вправе устанавливать для их обеспечения дополнительные гарантии.

Особенностью уставного регулирования статуса КМНС в ЯНАО является сохранение и развитие традиционных видов хозяйственной деятельности, что выступает предметом совместных программ, разрабатываемых органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти иных субъектов РФ, расположенных в Арктической зоне РФ. Вместе с задачами сохранения традиционного образа жизни, промыслов и самобытной культуры коренных и малочисленных народов определяет содержание мер, направленных на социально-экономическое развитие автономного округа.

В ЯНАО не было создано ни одной территории традиционного природопользования, но округ считается одним из показательных среди других субъектов РФ, где проживают КМНС [12].

Лидером по добыче нефти и газа в ЯНАО является Пуровский район, где при участии администрации Пуровского района была выстроена система взаимоотношений добывающих компаний с коренными малочисленными народами через создание акционерных обществ, при поддержке которых представители коренных малочисленных народов занимаются выловом рыбы, охотой, сбором дикоросов, выпасом оленей. Администрация Пуровского района курирует вопросы дальнейшей обработки и реализации продукции.

Таким образом, анализируя недостатки существующих программ развития КМНС и положительную практику поддержки КМНС в других странах, можно предложить следующие мероприятия по повышению эффективности финансирования КМНС:

1) повысить общественный контроль за расходованием средств, выделяемых по программам устойчивого развития КМНС в регионах России;

2) расширить полномочия Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера, широко транслировать ее возможности, привлекать новых членов;

3) улучшить систему информирования коренных малочисленных народов Севера по возможностям государственных субсидий, компенсаций, материальной и прочей помощи;

4) добавить в программы по устойчивому развитию КМНС дополнительные ключевые показатели развития КМНС в регионе, которые необходимо достигнуть к 2030 г. (уровень безработицы, доступность медицинской помощи, доступность образования, доля экономически активного населения, развитие транспортной инфраструктуры, продолжительность жизни, показатели снижения загрязнения окружающей среды);

5) расширение территориальных прав коренных малочисленных народов Севера в регионе;

6) регулярные опросы представителей региональной и местной власти жителей северных территорий с выявлением их проблем, нужд, планов на жизнь, необходимых мер поддержки.

Список литературы

1. Корчак, Е. А. Коренные народы Севера в государственных арктических стратегиях / Е. А. Корчак. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10096 (дата обращения: 25.11.2021).

2. Соколова, Ф. Х. Коренные малочисленные народы Арктики: концепт, современное состояние культуры / Ф. Х. Соколова. - Текст : электронный // Арктика и Север. - 2013. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korennye-malochislennye-narody-arktiki-kontsept-sovremennoe-sostoyanie-kultury (дата обращения: 25.11.2021).

163

3. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации : федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ. - Текст : электронный // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/180406/ (дата обращения: 25.11.2021).

4. Доклад о развитии человека в Арктике. - Текст : электронный // Stofnun Vilhjalms Stefanssonar. - URL: http://www.svs.is/ahdr/ahdr%20chapters/russian%20version/02_Demographia.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

5. Население Исландии. - Текст : электронный // Statistics Iceland. - URL: http://www.statice.is/statistics/population (дата обращения: 25.11.2021).

6. Rosenberg, M. Current Population of the United States / M. Rosenberg // ThoughtCo. - URL: http://geography.about.eom/od/obtainpopulationdata/a/uspopulation.htm (date of application: 25.11.2021).

7. The Canadian Population in 2011: Population Counts and Growth // Statistics Canada. -URL: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2011/as-sa/98-310-x/98-310-x2011001-eng.cfm (date of application: 25.11.2021).

8. Гренландия. Статистика. - Текст : электронный // TopGlobus. - URL: http://www.topglobus.ru/grenlandija-statistika-dannye-strana (дата обращения: 25.11.2021).

9. Образование коренных народов в Норвегии. Свейн Ланд. - Текст : электронный // Unesco. - URL: http://www.unesco.org/education/uie/pdf/Norway.pdf (дата обращения: 25.09.2021).

10. Статистика Финляндии. - URL: http://www.stat.fi/til/vrm.html (дата обращения: 25.11.2021).

11. Численность и состав населения. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.stat.fi/til/vrm.html (дата обращения: 25.11.2021).

12. Правовые основы обеспечения прав коренных народов Канады и России : учебное пособие / под редакцией А. Ф. Малого, С. В. Бухмина. - Казань : Издательство Казанского университета, 2019. - 160 с. - Текст : непосредственный.

13. Арктические и Северные территории Канады. - Текст : электронный // Arctic Council. - URL: https://arctic-council.org/ru/about/states/canada/ (дата обращения: 25.11.2021).

14. Crown-Indigenous Relations and Northern Affairs Canada // Government of Canada. -URL: https://www.canada.ca/en/crown-indigenous-relations-northern-affairs.html (date of application: 25.11.2021).

15. Budget 2020: Arctic and Northern Summary // Government of Canada. - URL: https://www.rcaanccirnac.gc.ca/eng/1562853124135/1562853167783 (date of application: 25.11.2021).

16. Territorial Formula Financing // Government of Canada. - URL: https://www.canada.ca/en/department-finance/programs/federal-transfers/territorial-formula-financing.html (date of application: 25.11.2021).

17. Сахаров, А. Г. Устойчивое развитие арктических территорий Канады: цели и результаты / А. Г. Сахаров, И. В. Андронова. - Текст : непосредственный // Вестник международных организаций. - 2020. - Т. 15, № 4. - С. 140-162.

18. Норвегия и Арктический регион. - Текст : электронный // Arctic Council. - URL: https://arctic-council.org/ru/about/states/norway/ (дата обращения: 25.11.2021).

19. Мороз, Е. Н. Реализация прав коренных народов на примере политики Норвегии в отношении саамского населения / Е. Н. Мороз. - Текст : непосредственный // Политика и Общество. - 2021. - № 1. - С. 41-49.

20. Sametingets budsjett 2020. Vedtatt 5. desember 2019. Sak 52/19 // Samediggi: Samet-inget. - URL: https://sametinget.no/_f/p1/i30a40103-03ca-41ba-bcfb-fd3cdc9dc306/sametingets-budsjett-2020-norsk-1.pdf (date of application: 25.11.2021).

21. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года № 350-п. -Текст : электронный // Электронный фонда правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/550199962 (дата обращения: 25.11.2021).

22. Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2020 год. - Текст : электронный // Стратегия24. - URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202011/ 703f4c73a2ef3178c0ad0294449b6e70.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

23. Отчет по реализации Стратегии социально-экономического района Ханты-Мансийского района до 2030 года. Текст : электронный // Ханты-Мансийский район, официальный сайт администрации. - URL: http://hmrn.ru/raion/ekonomika/ser/strategy/otchet-2030-vizual.php (дата обращения: 25.11.2021).

24. Меры государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера согласно Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 350-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера». - Текст : электронный // Официальный сайт октябрьского района ХМАО-Югры. - URL: http://oktregion.ru/upload/docs/ekonomika-i-finansy/razvitie-korennykh-malochislennykh-narodov-severa/Mery_gos_poddergki_KMNS-1.pdf (дата обращения: 25.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.