УДК 314
ВМ. Герасимов ИМПЕРАТИВНОЕ И ДИСПОЗИТИВНОЕ
ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ К АКТИВНОМУ ДОЛГОЛЕТИЮ
Аннотация. В современных условиях важен количественный и качественный анализ отношения общественного мнения к активному долголетию как особому виду массового поведения в стадии становления. Статья посвящена выявлению роли общественного мнения в отношении такого социально-психологического феномена как активное долголетие. Актуальность выбранной темы определена повышением статуса третьего поколения в социально-экономическом развитии общества, изменением в обществе отношения к активному долголетию.
Ключевые слова: активное долголетие, общественное мнение, поведение, статус, третье поколение.
Vyacteskv Gerasimov IMPERATIVE AND DISPOSITIVE PUBLIC ATTITUDES
TO ACTIVE OLD AGE
Annotation. In modern conditions the quantitative and qualitative analysis of public attitudes to active old age as а special kind of mass behavior is important. Article is devoted to the role of public opinion in regard to such a a socio-psychological phenomenon as the active longevity. The relevance of the chosen theme is determined by raising the status of the third generation in the socio-economic development of society, changes in public attitudes to active old age. Keywords: active longevity, public opinion, behavior, status, third generation.
Важные социально-трудовые, демографические, эпидемиологические изменения, происходящие в мире, формируют потребность в познании роли общественного мнения как социально-психологического фактора придания массовости активному долголетию. Так, при поддержке общественного мнения в Великобритании с 2000 г. реализуется национальная программа «Новый курс 50 плюс».
Развитие социально-психологической теории и практики оценки влияния (воздействия) общественного мнения на активное долголетие имеет особою значимость. Общественное мнение как социально-психологический фактор, формирующий общие нормы и ценности социальной жизни, самоопределения, личностного выбора, поведения индивидов (социальных групп) и др. играет значительную роль в обеспечении активного долголетия. Диспозитивное отношение общественного мнения к активному долголетию предоставляет право членам общества на свободу самоопределения. В отличие от него императивное отношение общественного мнения содержит властные предписания, отступление от которых осуждается общественным мнением. В этом случае общественное мнение содержит однозначно положительное или отрицательное отношение, либо неоднозначное [3].
В современном общественном мнении и общественном сознании, в научной литературе по психологии понятие «активное долголетие» чрезвычайно популярно. Свидетельством этому является его частое употребление, значительный индекс цитирования в англоязычной и отечественной литературе. Однако, несмотря на значительную распространенность понятия «активное долголетие», общепринятого толкования данного феномена пока еще не сложилось. Наибольшая методологическая трудность связана, прежде всего, с весьма общим характером составляющих его понятий, прежде всего прилагательного «активное». В общественном мнении синонимами активности выступают энергия, инициатива, инициативность, предприимчивость и др. Противоположным понятию «активность» в общественном мнении служит понятие «пассивность», «пассивный». Пассивный, прежде всего, трактуется как безразличный, бездеятельный. Синонимами пассивности выступают понятия: бездейственность, бездеятельность, безынициативность, инертность, созерцательность и др.
© Герасимов В.М., 2014
Раздел VI. История, педагогика, право, психология, социология, филология, философия
Исследование первоисточников, опросы общественного мнения показывают, что наиболее часто «активное долголетие» связывают с деятельностью. Во многом это обусловлено тем, что среди множества продуцируемых общественным мнением установок деятельность выступает наиболее универсальной, общественно-значимой ценностью. Значимость деятельности, отстаиваемой общественным мнением, наглядно видна из высказывания Б. Рассела о том, что счастье не просто случается с человеком, а является результатом упорного труда, активности. В этом мнении, а также соответственно в научной литературе «активное долголетие» зачастую сопоставляется с «деловой активностью», которая трактуется как свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе и др.
В данном случае активное долголетие рассматривается общественным мнением как способность на протяжении многих лет осуществлять общественно-полезную деятельность на основе самосовершенствования, саморазвития. Активное долголетие характеризуется продуктивностью всех аспектов общественно-значимого труда. Отношение общественного мнения к активному долголетию показывает, что данный феномен является неотъемлемой частью социального восприятия, социального самоопределения, социального самоутверждения.
Активное долголетие связано с «готовностью и открытостью к испытаниям». Сквозь призму общественного мнения активное долголетие предстает как постоянный процесс социализация личности, совершенствования форм адаптивного и экспрессивного поведения. Согласно точке зрения К. Роджерса, в активном долголетии реализуется стремление к «длительному росту». В стремлении к активному долголетию проявляются, прежде всего, установки общественного мнения, нацеленные на предупреждение преждевременного старения, потери способности к труду.
История развития человечества показывает, что потребность в деятельности как ценность, отстаиваемая общественным мнением, - одна из важнейших элементов системы психологических стимулов активного долголетия, на что в свое время обращал внимание еще Аристотель. Особой составляющей общественного мнения как социально-психологического фактора активного долголетия выступает социальный интерес. С помощью социального интереса, содержащегося в общественном мнении, раскрывается социальная мотивация активного долголетия. Мотивацию активного долголетия одновременно определяют содержательная и динамическая характеристики, связанные с процессом деятельности, с ее энергетическими аспектами.
С точки зрения социальной психологии общественное мнение характеризует активное долголетие как особый способ жизнедеятельности, особую долговременную форму общения, поведения, стратегического мышления. Неизменными составляющими активного долголетия выступают активная мыслительная, творческая, двигательная (физическая), психо-эмоциональная, волевая и др. деятельность. В числе основных факторов активного долголетия общественное мнение выделяет интерес к созидательной деятельности, здоровому образу жизни, наличие здоровья, силы воли, умственных способностей необходимых для реализации заложенного в человеке потенциала. В общественном мнении активное долголетие связано с уровнем счастья, благополучия. Противостоят активному долголетию несчастье, депрессия, тревога, уныние, безделье и др.
В современном общественном мнении старость оценивается с позиций творческой активности, поискового инновационного поведения. В иерархии жизненных ценностей, отстаиваемых общественным мнением и оказывающих влияние на ориентацию на активное долголетие, ведущее место принадлежит ценностям крепкого психофизического здоровья, счастливой семейной жизни, активной деятельности и социально-психологическому благополучию. Для большинства россиян ценность активного долголетия находится на третьем месте после ценностей хорошей семьи, детей. При этом данная ценность выше ценности материального благополучия, бизнеса [1].
Исследование показывает, что более трети (34 %) опрошенных респондентов нацелены на ак-
тивное долголетие. В их жизненные планы входит продолжить трудовую деятельность и после достижения пенсионного возраста. Наиболее активны люди с высшим профессиональным образованием, значительно меньше в группе, имеющих среднее, среднее специальное образование. Социально-психологические мотивы трудовой активности респонденты, прежде всего, связывают с желанием избежать одиночества, быть на людях, в коллективе. На втором месте по значимости, стоит мотив привычки работать. И только на третьем месте - интерес к работе, желание работать [2].
Зачастую, в общественном мнении активное долголетие характеризуется интенсивностью использования человеческого капитала. Отмечается взаимосвязь установок общественного мнения, нацеленных на активную деятельность с установками общественного мнения на продолжительность жизни. Так, у безработных показатели желаемой продолжительности жизни минимальны и существенно отличаются от желаемой продолжительности жизни работающих. Среди мужчин разница достигает 5,4 года (83,9 и 89,3 года соответственно), среди женщин - 8,6 лет (81,6 и 90,2 года соответственно).
Неадекватное отношение к активному долголетию общественное мнение связывает с недооценкой значимости активного долголетия (93 %); с незнанием основных правил активного долголетия (91 %); недостоверной оценкой (недооценкой или переоценкой) резервов человеческого организма (60 %); предпочтением тактических интересов стратегическим (32 %); с национальными особенностями страны (31 %); наличием административных барьеров, блокирующих реализацию сценария активного долголетия (87 %) и др. В общественном мнении стратегия активного долголетия связана с необходимостью преодоления синдрома пассивной адаптации, «привыкания» к неблагоприятным условиям среды. Отстаиваемая общественным мнением ценность активности заключается не в том, что данный процесс выступает преимущественно как процесс приспособления к среде, а в том, что в общественном мнении содержатся установки, нацеленные на реализации программ преодоления среды.
В условиях нестабильного социально-экономического развития общественное мнение зачастую продуцирует архаичные, иррациональные, узко прагматические модели коллективного поведения, в стратегическом плане препятствующие активному долголетию. Противоречивость ценностных ориентаций, продуцируемых общественным мнением, связана с борьбой старых и новых ценностей, с усилением развлекательно-рекреативной направленности жизненных ценностей и интересов, вестер-низацией культурных потребностей, возрастанием приоритетности потребительских ориентаций над творческими и созидательными. В результате противоречивости ценностных ориентаций в общественном мнении ценность активного долголетия носит не фундаментальный, а инструментальный характер.
Библиографический список
1. Ешбергенова Е.А. К вопросу о ценности возраста мудрости // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. № 34-2.
2. Некрасов В.А., Некрасова H.A., Пляшкевич M.J1. Новые способы омоложения и достижения активного долголетия // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2013. - № 5(280).
3. Шарипов К.О., Джайнакбаев Н.Т. Биомедицинские и социальные аспекты старения и активного долголетия // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2014. - Т. 1. - № 2(36).