Научная статья на тему 'Иммуномодулятор лонгидаза в комбинированном лечении наружного генитального эндометриоза'

Иммуномодулятор лонгидаза в комбинированном лечении наружного генитального эндометриоза Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1301
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ярмолинская М.И., Дурнева Е.И., Сельков С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иммуномодулятор лонгидаза в комбинированном лечении наружного генитального эндометриоза»

8-й Международный научный конгресс «Оперативная гинекология — новые технологии» 8-th International Scientific Congress "Operative Gynecology-Advanced Technologies" 20-22 October 2016, Saint Petersburg

общепринятой методике с использованием оборудования Karl Storz. Для оценки эффективности лапароскопии использовали следующие показатели: частота восстановления менструальной функции и частота маточной беременности по данным анкетирования.

Результаты исследования

В результате проведенного обследования у 120 женщин (50 %) выявлено бесплодие, обусловленное фолликулярными кистами яичников, и у 120 (50 %) — бесплодие, связанное с нарушением овуляции — синдромом поликистозных яичников (СПКЯ). При проведении лапароскопии были обнаружены характерные следующие признаки СПКЯ: яичники жемчужно-серого цвета, гладкие, блестящие, натянутая поверхность с характерным сосудистым рисунком либо петлистыми сосудами, наличие подкапсулярных просвечивающих кист диаметром от 0,3 до 1 см, плотная или равномерно утолщенная оболочка. При резекции в яичниках с зубчатыми щипцами находили мелкие кисты диаметром 0,3-2 см с прозрачным или желтоватым содержимым (количество таких кист в каждом яичнике обычно было от 10 до 12). При лапароскопии фолликулярных кист яичников опухоль представляла собой гладко- и тонкостенные однокамерные образования округлой формы, содержащие прозрачную светло-желтую жидкость, диаметром от 50 до 80 мм, расположенные в основном сбоку или кзади от матки. При фолликулярных кистах производилось вылущивание капсулы кисты — цистэктомия, а при СПКЯ в основном применяли 2 варианта лапароскопической операции: электрокаутеризацию (30 больных) и частичную резекцию яичников (90 больных). Лапароскопическую электрокаутеризацию поликистозных яичников производили с использованием монополярного игольчатого электрода. Частичную резекцию яичников производили следующим способом: яичник за свободный полюс

захватывали зубчатыми щипцами и в зависимости от его размера делали разрез вокруг щипцов-держателей на расстоянии, необходимом для удаления ткани нужного объема. Иссеченная ткань представляла собой примерно от 0,5 до 1 см ткань яичника. Результаты лапароскопических операций оценены путем проведения проспективного исследования женщин: учитывали восстановление менструальной функции и наступление маточной беременности. Маточная беременность наступила у 210 женщин (87,7 %). Восстановление менструальной функции оценено по наличию двухфазной ректальной температуры, фолликуло-метрии с помощью УЗИ и восстановлению фер-тильности у пациенток, страдающих бесплодием. У 79,57 % больных уже в первые дни после операции была отмечена менструальноподобная реакция, которая рассматривается как положительный ответ эндометрия на эндокринную перестройку, обусловленную хирургическим вмешательством на яичниках. Кроме того, мы провели оценку результатов оперативного лечения 120 пациенток с СПКЯ в зависимости от вида оперативного вмешательства. Общее число случаев наступления маточной беременности после частичной резекции яичников оказалось в 1,5 раза выше, чем после электрокаутеризации яичников, и составило 56,3 и 36,3 % соответственно.

Таким образом, результатами наших исследований доказана высокая эффективность лапароскопии при восстановлении репродуктивной функции у женщин с бесплодием, обусловленным доброкачественными структурными изменениями яичников.

выводы

Применение лапароскопии в лечении женщин с бесплодием, обусловленным доброкачественными структурными изменениями яичников, позволяет добиться максимального эффекта в восстановлении фертильности.

иммуномодулятор лонгидАЗА в комбинированном лечении наружного генитального эндометриоза

© М.И. ярмолинская, Е.И. дурнева, с.А. сельков

ФГБНУ «НИИ АГиР им. Д.О. Отта», Санкт-Петербург

Актуальность

Эндометриоз является распространенным хроническим заболеванием, при котором ткань эндометрия располагается за пределами полости матки. Существует множество теорий развития заболевания, однако все большее внимание иссле-

дователей привлекают иммунологические аспекты. Установлено, что при наружном генитальном эндометриозе (НГЭ) происходит нарушение функций иммунной системы, т. е. неконтролируемая пролиферация клеток эндометрия, торможение апоптоза, активация неоангиогенеза, снижение

■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА11ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ ТО М LX V С П Е Ц В Ы П УС К 2016 ISSN 1684-0461

ТЕЗИСЫ

77

цитотоксической активности NK-клеток, что приводит к прогрессированию заболевания и возникновению спаечного процесса и является причиной возникновения болевого синдрома и бесплодия. Известно, что ведущая роль в регуляции активности и синхронизации действия иммунокомпетент-ных клеток принадлежит растворимым факторам межклеточного взаимодействия — цитокинам. Они принимают участие в активации воспалительного процесса (дисбаланс про- и противовоспалительных цитокинов), привлечении клеток (хемокины), регулируют рост, пролиферацию и дифференцировку клеток (ростовые факторы). Определено, что в перитонеальной жидкости пациенток с НГЭ имеется достоверное повышение уровней следующих цитокинов: ^-ф, ТОТ-а, Ш-4, ^-6, ^-8, ^-10, а также хемокинов: МСР-1, МЮ, RANTES и 1Р-10 (Ярмолинская М.И., 2008).

В связи с этим в комплексном лечение эндоме-триоза актуальным является применение препаратов с противоспаечным и иммуномодулирующим действием, к которым относится препарат на основе гиалуронидазы (фермент, который вызывает распад гиалуроновой кислоты в соединительной ткани). Лонгидаза — это конъюгат гиалуронидазы с высокомолекулярным носителем — азоксиме-ром бромидом. Известно, что препарат лонгидаза регулирует синтез медиаторов воспаления, а также может вызывать обратное развитие сформировавшейся фиброзной ткани, не повреждая нормальную соединительную ткань.

Цель исследования: изучить эффективность применение препарата лонгидаза в комбинированном лечении больных НГЭ.

Материалы и методы

В исследование были включены 238 больных с лапароскопически и гистологически подтвержденным диагнозом НГЭ 1-Ш ст. (согласно классификации R-AFS) на фоне спаечного процесса 1-Ш ст. Всем пациенткам после операции назначались агонисты гонадотропин-рилизинг-гормо-на (аГнРГ) в течение 6 месяцев. Больные были разделены на 2 группы. Первую группу составили 196 пациенток со спаечным процессом в малом тазу, получавших лонгидазу на фоне аГнРГ. Следует отметить, что у 75 (38,2 %) больных из первой группы был установлен диагноз хронического эндометрита. Во вторую группу сравнения вошли 42 пациентки со спаечным процессом, получавшие только терапию аГнРГ. У 13 (31 %) женщин был отмечен хронический эндометрит. Жалобы на бесплодие в первой группе предъяв-

ляли 91 (46,4 %) больная, во второй — 22 (52,4 %). До операции и на фоне лечения оценивался болевой синдром на основании визуально-аналоговой шкалы (ВАШ), наличие хронического эндометрита устанавливалось с помощью иммуногистохи-мического исследования. У 30 больных первой группы и 20 пациенток из группы сравнения проводилось определение в периферической крови (ПК) уровней 1Ь-8, 1Р-10, МЮ, МСР-1, RANTES. Определение концентрации цитокинов было выполнено методом проточной цитофлуориметрии. Лонгидаза назначалась в виде суппозиториев 3000 МЕ интравагинально по следующей схеме: по 1 суппозитории через 2 дня (10 свечей), затем по 1 свече один раз в 5 дней (общая продолжительность лечения 3 месяца).

Результаты

Применение препарата лонгидаза в комплексной терапии НГЭ сопровождалось более эффективным снижением выраженности болевого синдрома в области малого таза на 93,4 % по сравнению со второй группой, получавшей стандартную схему терапии аГнРГ в течение 6 месяцев (88 % соответственно). Через 6 месяцев после комбинированного лечения отмечено увеличение уровня ^-8 в ПК в группе сравнения в 2 раза по сравнению с больными, получившими лонгида-зу, что свидетельствует о выраженном иммуно-модулирующем эффекте препарата, приводящем к достоверному и более быстрому уменьшению выраженности воспалительной реакции. У больных НГЭ на фоне применения лонгидазы наблюдается достоверное снижение уровня хемокинов МЮ, МСР-1 и RANTES в ПК, а также повышение уровня 1Р-10 по сравнению со второй группой. данные изменения цитокинов свидетельствуют о выраженном иммуномодулирующем эффекте лонгидазы, об ингибирующем влиянии данного препарата на ангиогенез, о протективном действии в отношении спаечного процесса. При оценке отдаленных результатов частота наступления беременности в первой группе составила 41,8 % (у 38 пациенток), в группе сравнения — 36,4 % (у 8 пациенток).

Выводы

Препарат лонгидаза является патогенетически обоснованным компонентом комбинированной терапии НГЭ, и его назначение также целесообразно у женщин с эндометриозом, планирующих беременность, с наличием спаечного процесса и при сочетании с хроническим эндометритом.

ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVСПЕЦВЫПУСК 2016

КЫ 1684-0461 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.