Научная статья на тему 'Иммунологические аспекты лабораторной аллергодиагностики'

Иммунологические аспекты лабораторной аллергодиагностики Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
134
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иммунологические аспекты лабораторной аллергодиагностики»

15. Ваггего С., Mauro V., Llanos Т., Cianciulli Т. // Europ. Heart J. - 1995. - V.16 (abstr. suppl.). - Ref. P.759.

16. Cohen J.L., Ottenweller J.E., George A.K. et al. // Amer. J. Cardiol. - 1993. -V.72. - P.1226-1231.

17. Inoue Т., Sakai Y., Morooka Sh. et al. // Amer. Heart J. - 1993. -V. 125. - P.93-98.

18. Marco Т., Chatterjee K., Rouleau J.L. //Amer. Heart J. - 1988. - V. 115. - P.809-815.

19. Metra М., Raddino R., Cas L.D. et al. II Amer. J. Cardiol. - 1990. - V.65. -P.1127-1133.

20. Nakanishi М., Yokota Y., Fukuzaki H. // Jap. Circ. J. - 1994.-V.54. - P.249-259.

21. San Romen J.A., Vilacosta I., Castillo J.A. et al. // Europ. Heart J. - 1995. - V. 16 (abstr. suppl.). - Ref. P.1805.

22. Senior R., Lahiri A. // Europ. Heart J. - 1995. - V.16 (abstr. suppl.). - Ref. P.1815.

23. Sundram P., Reddy H.K., McElroy P. et al. // Amer. Heart J. - 1990. - V.119. -P.891-898.

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛАБОРАТОРНОЙ АЛЛЕРГОДИАГНОСТИКИ

С.В. Сучков, Т.В. Иваненко, О.В. Москалец, О.А. Гусева, Е.С. Иевлева,

О.М. Дурова, Н.В. Морозова

МОНИКИ

В последние десятилетия во всем мире отмечается резкое увеличение числа больных с аллергической патологией. Одновременно изменяется эпидемиология аллергических заболеваний, увеличивается полиморфизм клинических проявлений. Несмотря на огромные успехи в области изучения патогенеза, в разработке новых методов специфической диагностики и лечения, данная группа заболеваний продолжает оставаться серьезной медико-социальной проблемой [2,

3, 7].

Установлено, что в основе развития аллергических заболеваний могут лежать как истинные аллергические реакции (гиперпродукция специфических иммуноглобулинов (lg) классов Е и G, реакции гиперчувствительности замедленного типа), так и псевдоаллергические реакции (выброс различных медиаторов без участия специфических иммунных механизмов) [1]. Частота последних значительно возросла в связи с ухудшением экологической ситуации, постоянным расширением спектра химических соединений, с которыми организм контактирует на производстве и в быту, применением химических пищевых добавок. Большое значение имеют сопутствующие заболевания, особенно нейроэндокринная патология, болезни желудочно-кишечного тракта, печени, при которых возникают нарушения различных метаболических процессов. В то же время, лечение сопутствующих заболеваний нередко приводит к полипрагмазии и, как следствие, к лекарственной аллергии.

Важным фактором, способствующим развитию аллергических расстройств и определяющим течение заболевания, являются имму-нодефицитные состояния. Предполагают, что большую роль при этом играет нарушение продукции ряда цитокинов (интерлейкина-2,

4, 8, гамма-интерферона, фактора некроза опухоли), обусловленное дисбалансом между Т-хелперами I и II типов, различные нарушения в фагоцитарном звене и т.д. [9]. Поэтому в ряде случаев вполне оправдано включение в комплексную терапию аллергических заболеваний иммуномодуляторов.

Среди методов специфической аллергодиагностики ведущее место, безусловно, занимают кожные пробы [6]. Они достаточно просты в исполнении, дешевы и в большинстве случаев позволяют идентифицировать причинно значимый аллерген (или аллергены). Вместе с тем, для этих тестов существует целый ряд ограничений: их нельзя проводить у беременных, маленьких детей, лиц с тяжелыми сопутствующими заболеваниями или в период обострения аллергического заболевания, а также на фоне лечения кортикостероидами или анти-гистаминными препаратами. Оценка результатов кожных проб весьма субъективна и зависит от квалификации врача. Кроме того, интерпретация результатов становится невозможной при выраженном дермографизме или сниженной гистаминреактивности кожи (отрицательная реакция на пробу с гистамином). Немаловажное значение имеет и психологический фактор: страх больного перед проведением обследования. Следует отметить, что количество кожных проб, проводимых одномоментно, лимитировано: допускается постановка не более 15-20 проб. Очень важно то, что с помощью этого метода выявляются только атопические реакции (т.е. обусловленные синтезом специфического IgE). Наконец, поскольку диагностика проводится in vivo, всегда следует опасаться возможности развития у больного анафилактического шока.

Альтернативой кожным аллергологическим пробам служит целая группа методов лабораторной диагностики, которые основаны на определении специфических антител в сыворотке крови больного (ра-диоаллергосорбентный тест, иммуноферментный анализ, хемилюми-несценция) [4]. В отличие от кожных проб, диагностика проводится in vitro, следовательно, все перечисленные выше ограничения снимаются. Эти методы характеризуются достаточно высокой чувствительностью и специфичностью (80-90%). Диагностические панели могут включать большое количество аллергенов, при этом требуется небольшое количество исследуемого материала (обычно 1-1,5 мл сыворотки). Существенное преимущество этих методов заключается в возможности определения специфических lg не только Е, но и G-класса. К сожалению, стоимость коммерческих тест-систем достаточно высока, что ограничивает применение этих методов, особенно в качестве скрининговых тестов.

Длительное время с целью аллергодиагностики применяли определение общего IgE в сыворотке крови. Однако некоторые исследователи показали, что корреляция уровня общего IgE с данными аллергоанамнеза и клиническими проявлениями оказывается невысокой. Тем не менее, в практическом здравоохранении этот метод до сих пор применяется широко.

Известно, что на зрелых, покоящихся В-лимфоцитах экспрессируется СР21 (рецептор для СЗс! - третьего компонента комплемента). При некоторых состояниях, в том числе и при аллергических реакциях после активации 11_-4 на В-клетках, экспрессируется С023 (низкоаффинный Рс-рецептор 1дЕ) с одновременным уменьшением экспрессии рецептора С021 и увеличением экспрессии рецептора СР25 (И-2-рецептор). Кроме того, с помощью И-4 происходит увеличение продукции 1дЕ, обуславливаемое межклеточным взаимодействием Т- и В- лимфоцитов через Т-клеточный рецептор и молекулы главного комплекса гистосовместимости МНС класса II. В норме количество СР23+ - клеток составляет приблизительно 5-11% [8]. Однако физиологическое значение факта появления на мембране В-лимфоцитов рецептора СР23 остается неясным. Диагностическая же значимость этого маркера не была установлена.

Целью настоящего исследования было изучение уровня экспрессии низкоаффинных рецепторов к 1дЕ на лимфоцитах больных с различными формами хронической рецидивирующей крапивницы и сопоставление с результатами скарификационных кожных проб и уровнем общего сывороточного 1дЕ.

Обследовано 52 больных с хронической рецидивирующей крапивницей в возрасте от 16 до 52 лет, из них 12 человек - с атопической крапивницей, 30 - с инфекционно-аллергической, 10 - с другими формами крапивницы. У больных с атопической крапивницей наиболее часто встречающимися сопутствующими заболеваниями были бронхиальная астма, аллергический ринит и/или конъюнктивит; у больных с инфекционно-аллергической и другими формами крапивницы - хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, носоглотки и энцефалопатии различного генеза. Все сопутствующие заболевания были вне обострения или с минимальными клиническими проявлениями. Всем больным проводили тщательный сбор аллергического анамнеза.

Для кожного тестирования использовали диагностическую панель из 9 аллергенов (бытовые, пыльцевые, эпидермальные, пищевые и др.). Постановку и оценку результатов скарификационных кожных проб проводили по общепринятой методике. Определение уровня общего сывороточного 1дЕ проводили иммуноферментным методом с использованием стандартных тест-систем ("Уес!а-1аЬ", Франция). Определение количества С023+ - клеток проводили методом непрямой иммунофлуоресценции с помощью моноклональных антител фирмы "Вюс^дп" (США). Статистический анализ результатов, включающий проведение корреляционного анализа между показателями кожных проб, количеством С023+ - клеток и уровнем общего 1дЕ, осуществляли по общепринятой методике математического планирования эксперимента [5].

Анализ результатов исследований показал, что у всех больных атопической крапивницей кожные пробы на различные бытовые и

пыльцевые аллергены были положительными, что согласовывалось сданными аллергоанамнеза (табл.1). ,

Таблица 1

Показатели кожных проб, уровня С023+ - клеток и общего 1дЕ при различных типах хронической крапивницы

Тип хронической крапивницы Результаты кожных проб Количество СР23+ - клеток (%), М ± ст Количество ІдЕ (МЕ/мл), М ± а

полож. отриц. полож. отриц. полож. отриц.

Атопическая (п=12) 12 0 26 ± 8,8* — 37,8 ± 26,0* —

Инфекциойно-аллергическая (п = 30) 10 20 13,6 ± 5,0* 9,0 + 2,7* 31,7± 15,4** 46,7 ± 19,2**

Прочие (п = 10) 0 10 — 8,6 + 2,6 — 42,8 ± 31,5**

Примечание: *- р < 0,05; * - р > 0,5.

У большинства обследованных наблюдалась поливалентная сенсибилизация. У всех больных отмечалось значительное повышение содержания С023+ - клеток (26,07+ 08,8% против 7,57± 02,5% в норме). Уровень общего 1дЕ в сыворотке крови у подавляющего большинства больных оставался неизмененным. Только у трех больных отмечалось его незначительное повышение (109,0 7± 07,7 МЕ/мл против 80,0 7± 019,8 МЕ/мл в норме).

В группе больных с инфекционно-аллергической крапивницей положительные кожные пробы (домашняя пыль или пищевые аллергены) отмечались у 30%. У всех лиц с положительными кожными пробами установлено повышенное содержание СР23+ - клеток, причем это повышение было несколько ниже, чем у больных с атопической крапивницей (13,6 7± 05,0% против 26,07±08,8% при атопической крапивнице). Лишь у двух больных с отрицательными кожными пробами отмечалось незначительное (до 9,0 7± 02,7%) увеличение СР23+ - клеток. Уровень общего сывороточного 1дЕ в этой группе больных не претерпел изменений.

Группа больных с другими формами хронической крапивницы характеризовалась отрицательными кожными пробами, низким содержанием СВ23+ - клеток и общего сывороточного 1дЕ.

С целью выявления уровня значимости исследуемых показателей в диагностике хронической крапивницы проводили корреляционный анализ результатов кожных проб, количества С023+ - клеток и уровня общего 1дЕ. Результаты корреляционного анализа представлены в табл.2.

Таблица 2

Корреляция показателей кожных проб, количества СР23+ - клеток и уровня общего 1дЕ

Показатели Результаты кожных проб

положительные отрицательные

Количество С023+ - клеток *** **

Уровень общего 1дЕ * *

Примечание: г - коэффициент корреляции;

*** - высокая степень корреляции (г=0,9);

** - средняя степень корреляции (г=0,5);

* - низкая спепень корреляции (г=0,2).

При всех формах хронической крапивницы установлена высокая степень корреляции (г=0,9) между количеством С023+ - клеток и результатами кожных проб (при наличии поливалентной сенсибилизации или резкоположительной пробе на один аллерген). В тех случаях, когда кожные пробы отрицательны, коэффициент корреляции снижается (г=0,5).

Определение взаимозависимости результатов кожных проб и уровня общего 1дЕ свидетельствует об очень низкой корреляции между этими показателями (г=0,2). Зависимости же между количеством С023+ - клеток и уровнем общего 1дЕ в сыворотке практически не установлено.

Таким образом, анализ результатов собственных исследований позволяет заключить, что показатель количества клеток, несущих низкоаффинные рецепторы к 1дЕ, имеет высокую информативность и коррелирует с показателями кожных проб. Он может быть использован в комплексе методов аллергодиагностики, особенно в тех случаях, когда проведение кожных проб по тем или иным причинам невозможно. Высокие показатели количества С023+ - клеток особенно характерны для атопической хронической крапивницы.

Отрицательные результаты кожных проб у лиц с повышенным содержанием С023+ - клеток обусловлены, вероятно, тем, что причинный аллерген не вошел в диагностическую панель.

Вместе с тем, наши данные подтверждают, что при обследовании больных с подозрением на аллергическое заболевание было бы ошибочно ориентироваться на уровень общего сывороточного 1дЕ.

Определение с диагностической целью специфического сывороточного 1дЕ ограничено высокой стоимостью тест-систем. Предлагаемый метод иммунофлуоресценции для определения СР23+ - клеток является как высоковоспроизводимым, так и относительно недорогим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адо А.Д., Мокроносова М.А. // Иммунология. - 1997. - № 2. - С.45-48.

2. Акатова А.А., Корюкина И.П., Балаболкин И.И. //Тез. докл. 1-й науч. конф. Российск. Ассоциации аллергологов и клинических иммунологов. - М., 1997. -С.35.

3. Беклемишев Н.Д. // Иммунология. - 1983. - №6. - С.78-81.

4. Васнева Ж.П., Торопова Н.Е., Шарапов В.Ф. // Клин. лаб. диагностика. - 1997.

- №3. - С.4-7.

5. Морозов Ю.В. Основы высшей математики и статистики. - М., 1998.-233 с.

6. Пыцкий В.И., Адрианова Н.В., Артомасова А.В. //Аллергические заболевания. -М., 1991.-С.213-339.

7. Хаитов Р. М., Богова А. В., Ильина Н. И. // Иммунология. - 1998. - № 3. - С.4-9.

8. BonneFoy J.Y., Aubry J.P., Регоппе С. et al. //J. Immunol. - 1987. - V.138, №9.

- P.2970-2980.

9. Peter J.B., Reyes H. Use and Interpretation of Tests in Allergy and Immunology. - Santa Monica, 1992.

БИОСПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ДИАГНОСТИКЕ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ЭНДОСКОПИИ С ЛАЗЕРНЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ ПРИ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНЫХ ЯЗВАХ

С.Г. Терещенко, ГЛ. Романов, В.Ф. Барыбин, Д.А. Рогаткин,

Е.М. Лукина, Л.Г. Моисеева, Е.В. Кравченко

МОНИКИ

Доброкачественные язвенные поражения желудка и двенадцатиперстной кишки являются часто встречающейся патологией внутренних органов. В нашей стране официально зарегистрировано более 10 млн. больных язвенной болезнью с ежегодными обострениями у одной трети, тогда как в 1979 году на диспансерном учете находилось лишь около 1 млн. (5,7), что свидетельствует о значительном росте заболеваемости за последние годы. Наблюдается также тенденция к увеличению больных с различными осложнениями (кровотечение, перфорация), являющимися причиной смерти.

Необходимо отметить социальную сторону проблемы, связанную с молодым возрастом больных, необходимостью длительного курса лечения: от 6-8 недель до нескольких месяцев, экономической ситуацией в стране и невозможностью полноценного обеспечения эффективными лекарственными препаратами [15,19].

Вместе с тем, проблема этиологии и патогенеза язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки далека от своего решения. Основное значение в данной патологии верхнего отдела желудочно-кишечного тракта имеет несоответствие факторов кислотнопептической агрессии желудочного сока защитным возможностям слизистой оболочки [2]. Известно, что состояние защитного барьера слизистой оболочки, моторно-эвакуаторная и секреторная деятельность желудка как в норме, так и при патологии тесно связаны с интенсивностью органного кровотока, особенно с кровоснабжением слизистой [16]. Убедительно доказано существование тесной взаимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.