DOI: 10.25586/RNU.HET.21.03.P.17 УДК 37.36.5
Е.Н. Борисова, А.И. Кириенко,
Российская академия музыки имени Гнесиных
Иммерсивный мюзикл как средство раскрытия эмоционального опыта зрителей и источник идей для новой театральной педагогики
Социокультурные особенности развития современного общества обусловливают конструирование культурного пространства, где доминантным элементом во всем мире сегодня выступают художественно-творческие продукты массовой культуры, которой процессы глобализации придали статус ведущей культурной формы.
Речь идет о так называемой высокой массовой культуре, которая не является синонимом невзыскательного вкуса, низкого стандарта, обезличенности, глупости, банальности и пошлости. Отметим, что современная культура в целом становится более массовой, то есть народной, выводя зрителя с помощью понятного для понимания художественно-символического подхода за рамки «снобистского» противопоставления ее культуре элитарной.
Обладая способностью порождать многомерные поликультурные зоны, массовая культура все больше выполняет объединяющую роль для разных групп аудиторий. Так, наши исследования показывают, что многие современные зрители в России и за рубежом стремятся отвлечься от привычной рутины, получить эмоционально будоражащий опыт включенности в «другую жизнь». Массовая культура, адаптируя человека к социальной реальности, предоставляет ему возможность
© Борисова Е.Н., Кириенко А.И., 2021
Российская академия музыки имени Гнесиных
посредством синтеза искусств пережить различные психологические состояния и почувствовать себя полноценным героем захватывающей истории.
В последнее время в нашей культурной жизни стало все чаще встречаться слово «иммерсивность» (от англ. immersive — «создающий эффект погружения»). С развитием технологий иммерсивным стало практически все, что нас окружает, и теперь данное понятие применимо не только к узкому сектору индустрии развлечений (Диснейленд,
комната страха и т.д.) или виртуальной реальности (компьютерные игры). Сегодня такие виды искусства, как кино, театр, шоу, танец, живопись, стремятся к тому, чтобы как можно полнее погрузить человека в определенные обстоятельства, которые нужные криейторам (то есть режиссерам, постановщикам, сценаристам, организаторам, продюсерам) для создания глубокого эффекта присутствия.
Иммерсивный тренд сегодня крайне популярен в мировой индустрии развлечений, а творче-
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА БОРИСОВА Российская Федерация, г. Москва
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры языковой коммуникации Российской академии музыки имени Гнесиных. Сфера научных интересов: музыкальное образование, междисциплинарный подход к развитию профессиональной коммуникации, психология общения, профессиональное здоровье музыкантов. Автор более 70 опубликованных научных работ. Электронная почта^202@таИ.ги
ELENA N. BORISOVA Moscow, Russian Federation
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Language Communication of the Gnesin Russian Academy of Music. Research interests: music education, interdisciplinary approach to the development of professional communication, psychology of communication, professional health of musicians. Author of more than 70 published scientific papers. Email address: [email protected]
АЛИНА ИГОРЕВНА КИРИЕНКО Российская Федерация, г. Москва
преподаватель кафедры эстрадно-джазового пения Российской академии музыки имени Гнесиных. Сфера научных интересов: междисциплинарный подход к обучению эстрадно-джазовому пению. Электронная почта: [email protected]
ALINA I. KIRIYENKO
Moscow, Russian Federation
Teacher of the Department of Pop and Jazz Singing at the Gnesin Russian Academy of Music. Research interests: interdisciplinary approach to teaching pop and jazz singing. Email address: [email protected]
Обсуждается иммерсивный тренд в развитии современного мюзикла. Анализируется социокультурная обусловленность данного жанра. Рассматриваются причины повышенного интереса современной публики к погружению в театрализированные действа, а также примеры иммерсивных мюзиклов. Показано влияние особенностей этого жара на педагогику театрально-художественного образования.
Ключевые слова: социальные проблемы, эскапизм, другая реальность, вовлеченность, доступность, синтетический артист, педагогика театрально-художественного образования.
The article discusses an immersive trend in the development of the contemporary musical, the genre being strongly impacted by the sociocultural factors. The audience's interest to interactive performances are analyzed, some examples of immersive musicals are given. The influence of the features of this heat on the pedagogy of theater and art education is shown.
Key words: social issues, escapism, another reality, immersiveness, accessibility, multi-faceted artist pedagogy of theater and art education.
ские проекты пользуются огромным успехом у публики. В основе эффекта иммерсивности лежит способность сознания активизировать мыслительные процессы, обостряя восприятие путем виртуализации. Ощущение присутствия является значимой частью переживаний человека. Если раньше это происходило путем «переноса» человека в виртуальную среду, где он ощущал реальность происходящих там процессов и взаимодействия с находящимися объектами, то в настоящее время это происходит в среде, где превалирует аугменти-
рованная (дополненная, смешанная) реальность. Данный феномен основан на комбинации реального и виртуального, совмещении цифровых элементов с окружающими нас предметами (в том числе с помощью виртуальных очков, шлема, подключения к нервной системе).
В исполнительских искусствах (театр, цирк, кино, эстрада и др.) крайне популярно «живое» вовлечение зрителя в художественно-творческий процесс, который управляется режиссерами, постановщиками, продюсерами, а осуществляется актерами, музыкантами, танцора-
ми, дирижерами. Степень погружения обусловлена технологическими и психологическими факторами. Последние очень важны, так как именно они определяют субъективный феномен присутствия, влияя на глубину погружения человека в происходящее. Иммерсивность является проводником в новое измерение искусства, где восприятие происходящего в буквальном смысле переходит на физиологический уровень.
Что же подталкивает зрителя к желанию быть не просто наблюдателем со стороны, а полноценным участником действа — захватывающего, запоминающегося — нередко с элементами фэнтези, хорро-ра, квестов, флешмобов? Причины разнообразны, но всех их объединяет природная и социокультурная обусловленность. В качестве главной выделим повышенную агрессивность нашей среды обитания, будь то участившиеся природные катаклизмы, катастрофы, эпидемии или агрессивная риторика медиа-пространства, растущая в геометрической прогрессии. Вкупе с активной интеграцией цифрового в физическое «Я» это неизбежно приводит к появлению у многих людей тревожных состояний, страхов, подавленности, неуверенности, которые побуждают большинство к поиску спасения.
Нередко одним из путей спасения для человека является... бегство. Эскапизм (от англ. escape - «убегать, вырываться, спасаться») еще одна причина, которая заставляет современного зрителя стремиться попасть внутрь книги, фильма, спектакля, стать частью иммерсив-ного мероприятия и превратиться в активный арт-объект. Сущность данного явления заключается в том, что современный человек все чаще пытается искать способы ухода от повседневности, чтобы оказаться в неизведанном, новом увлекательном мире, попасть в который в реальной жизни не представляется никакой возможности. Бегство от действительности воспринимает-
ся некоторыми как слабость, «путь пассивного сопротивления». Однако мир фантазий, иллюзий, мечтаний будит воображение - качество человеческой психики, без которого невозможно творчество.
Следует также заметить, что немалое количество людей испытывают желание повысить уровень адреналина в крови. Пытаются ли они преодолеть ощущение монотонности жизни или чувство страха, участие в иммерсивном мероприятии для них сродни психологической технике или физической тренировке, которые помогают выйти за заданные рамки.
Также причиной повышенного интереса к коллективной вовлеченности в художественный пер-форманс является стремление к пониманию и совместному переживанию чувств, ощущений, эмоций. В современном мире это желание многократно усиливается из-за непрерывного процесса атомиза-ции массового общества - разобщения людей, ослабления их социальных связей, готовности к взаимопомощи.
Рассмотрим иммерсивность применительно к такому жанру, как мюзикл, который проникся новомодной тенденцией вслед за другими видами искусства. Однако вначале позволим себе немного поразмышлять об этом жанре в русле его социокультурной обусловленности.
Мюзикл по своей сути многогранен, в нем переплетены различные музыкально-драматические направленности жанровой специфики, что делает постановки подчас абсолютно непохожими друг на друга. У мюзикла свой путь поступательного развития, которое продолжается и по сей день. Новое время рождает новых героев, диктует новые требования к музыкальным характеристикам и к художественным ценностям самого произведения, усложняет уровень исполнительских задач.
Что касается периода современного мюзикла, отсчет которого в рамках нашего исследования начинается с миллениума (2000 года), то в нем не просто отражаются преобразования социального идеала, трансформирующегося под изме-
няющиеся системы ценностей в обществе. При сохраняющейся доступности и кажущейся легкости формы, с одной стороны, и изменяющихся под влиянием времени сценографией, хореографических/акробатических постановок и музыкального материала — с другой, мюзикл сегодня требует высокого уровня профессионального осмысления и исполнительства. Эстетические ожидания зрителей включают в первую очередь соответствие стиля и определенной системы ценностей существующему мировоззрению, переносящих зрителя в те обстоятельства, о которых повествует написанная в либретто история. Социокультурная природа этого массового музыкального жанра позволяет ему быть своеобразным зеркалом общественной жизни, затрагивать острые социальные темы, которые раньше были привилегией лишь СМИ, литературы, кинематографа. Социально значимая информация, которая доводится до сознания потребителя средствами мюзикла, все чаще носит сегодня не конкрет-
Причудливые костюмы актеров мюзикла «Руководство для пацифиста по борьбе с раком» повторяют формы злокачественных клеток
Каждому зрителю мюзикла «Не спите больше!» выдается белая маска, позволяющая стать полноценным участником перформанса
ный характер (стиль, мода, язык и проч.), а универсальный, включающий в себя представления о добре и зле, чести и совести, жизни и смерти. В их рамках рассматриваются проблемы гендерного/на-ционального/классового неравенства и самоидентификации; сложные заболевания; суицид; проблемы непохожести/одиночества/непонимания; проблемы сохранения окружающей среды. Сочетание зре-лищности, красочности, динамичности и доступности для восприятия делает мюзикл привлекательным для широкой публики.
С видимой легкостью балансируя между серьезностью и развлекательностью, мюзикл является своего рода камертоном, который достаточно оперативно реагирует на современные ему социальные проблемы общества. Он бросает вызов расхожему заблуждению о том, что является легким жанром, заставляет растущие ряды исследователей считать его перспективным инструментом, способным благодаря интеллектуальной и эмоциональной включенности зрителя изменить его ценностные ориентации, стать
одним из значимых регуляторов его поведения. Обратимся к примерам.
Мюзикл «A Pacifist's Guide to the War on Cancer» («Руководство для пацифиста по борьбе с раком») был поставлен в Лондонском национальном театре в 2016 году и основан на реальных историях онкологических больных. Пресса оценила его как одновременно «язвительный, веселый, исцеляющий и придающий силу» [7].
Режиссеру мюзикла Бриони Ким-мингс (Bryony Kimmings) удалось создать захватывающий музыкальный спектакль, где свои истории на сцене рассказывают люди, больные раком. При ближайшем рассмотрении видно, что их красочные причудливые костюмы повторяют формы злокачественных клеток. «Наши герои совсем не храбрецы, - рассказывает Киммингс. - Болезнь не поддается их контролю и не оставляет им выбора» [9]. Однако именно жанр мюзикла, по ее словам, позволяет британцам следовать традиции «смеха сквозь слезы» - с присущим им юмором говорить словно о пустяках о таких серьезных вещах, как неизлечимая болезнь [8].
В конце представления на сцену может выйти любой зритель и рассказать свою историю.
Режиссером межкультурного проекта «Свет внутри» (2019) выступила Вера Попова, автором текста и композитором - немецкая вокалистка Михаэла Штайнхауер, соавтором музыки - новосибирский композитор Роман Столяр. Зритель проходит «увлекательный, трогательный, иногда грустный, а порой забавный путь по стране, лишенной Солнца. По стране, где зрение — это просто слово, метафизическая чушь и небывальщина» [4]. Мюзикл для каждого свой, потому что каждый присутствующий в зале сам, без навязывания видения автора, благодаря различным иммерсивным элементам представит, как выглядят герои и окружающий их мир. Зрители ощутят «удивительные спецэффекты, тактильные ощущения и звук, вездесущий и всеобъемлющий <...> наяву почувствуют горный туман, ветер с дождем во время бури на реке, запах леса, тонкий парфюм королевского дворца.» [4].
Иммерсивный мюзикл еще очень молод, однако уже имеет огромное
число поклонников. История данного поджанра возвращает нас к театральным постановкам начала миллениума, где режиссеры, активно задействуя своего зрителя, ломали так называемую четвертую стену - стирали всевозможные границы между сценой и зрительным залом. Одним из первых иммерсивных мюзиклов можно по праву считать британскую постановку «Sleep no more!» («Не спите больше!»).
Премьера мюзикла состоялась в 2011 году в Нью-Йорке, постановка понравилась и критикам, и зрителям. Действие происходит в вымышленном отеле в Лондоне. Согласно модернистскому подходу режиссера, сцена и зрительские кресла отсутствуют, а действия происходят в комнатах загадочного пятиэтажного особняка «McKittrick Hotel», где на протяжении трех часов представления передвигаются зрители. Актеры находятся среди публики, на каждом из пяти этажей
внезапно разыгрываются одна-две очередные сцены. «В шоу несколько главных героев, каждый рассказывает свою историю. Они ссорятся, любят друг друга, танцуют; за это время можно побывать на кладбище и в психиатрической больнице или стать свидетелем жертвоприношения. Все происходящее взаимосвязано, и ближе к финалу каждый зритель сам определяет для себя смысл увиденного» [10].
Приведем мнение одного из критиков газеты «New York Times»: «Новое прочтение классики в стиле нуар и уникальный подход, где главное - это чувства зрителей и их взаимодействие с миром театра. Отсутствие рамок и навязанного сюжета делает каждый спектакль неповторимым, особенным опытом -и хочется снова и снова окунаться в эту сюрреалистическую фантазию» [10]. Что же делает этот перформанс столь популярным? Возможно, сюжет, в основе которого лежит шекспировский «Макбет». Или статус
инкогнито, который зрители получают, гуляя по непредсказуемому дому в обязательной для всех белой маске, объединяющей их общим секретом. А может быть, возможность мгновенно не просто перемещаться из комнаты с ванной с кровью к бальному залу, от больничного кабинета до комнаты жертвоприношений, а переноситься из истории в историю?
На отечественную сцену иммер-сивный мюзикл взошел всего несколько лет назад. Одним из первых российских музыкально-театральных экспириенсов можно считать триллер 2016 года режиссера Максима Диденко под названием «Черный русский». Зрителей приглашают в особняк Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке, на входе им вручают маски совы, лисы и оленя и пускают по волнам арт-хаусной «мистической бродилки» по повести Пушкина «Дубровский», где одновременно разыгрываются три сюжетные линии. Приключе-
События мюзикла «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» происходят между рядами
Действие мюзикла «Вселенная Манчини» разворачивается в Санкт-Петербургском планетарии на фоне проекции звездного неба
ния происходят сразу в нескольких пространствах, и зритель сам волен выбирать, куда заглянуть. Приведем отзыв, оставленный в социальных сетях одним из зрителей: «Воистину, в этом доме правда в глазах смотрящего. Бессмысленны любые пересказы — действие течет, ветвится, множится в действующих лицах и рассыпается в неочевидных аллюзиях. Сцены романа рассыпаны по комнатам старинного особняка, словно порванные бусы: вот детская мальчика Саши, а вот кабинет самого Троекурова. Здесь сумрачный лес, наполненный голосами, умноженными эхом, а там - хлев с ароматным сеном. Пушкинский сюжет заброшен в коктейльный шейкер, замешан на диссонансе, тревожном и почти осязаемом безумии, украшен мгновениями отрезвляющей реальности и эффектно подан в новаторском формате иммерсивного театра. <...> Отсутствие рампы играет в обе стороны: зритель также лишен своего условного стеклянного колпака, статуса незримого и неосязаемого свидетеля происходящего. Еще не полноценное действующее лицо, но уже как минимум участник ансамбля» [3].
Национально ориентированные иммерсивные забавы со зрителем включают сцены в хлеву с настоящими домашними животными и птицей, трапезное шоу и многое другое. «Черный русский», по меткому определению одного из зрителей, - это «калейдоскоп из сцен русской праздной жизни с присущими ей смертными грехами и б езумием [3].
Говоря об иммерсивных мюзиклах в России, стоит упомянуть постановку режиссера Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» - адаптацию музыкального фильма Тима Бёртона «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит». Поставленный в 2017 году этот «мюзикл-триллер с вращающимися зрителями» уже через год получил три премии «Золотая маска». Костюмы актеров, декорации, спецэффекты
создают особую среду, которая увлекает зрителя «внутрь» спектакля. Критика и публика благосклонно относятся к мюзиклу, который погружает в в «готическую атмосферу старого Лондона: загадочные убийства происходят прямо между рядами, а зрители запросто могут оказаться жертвами кровавого маньяка» - и который «дает возможность посмеяться над своими страхами» [5].
В 2019 году в России появился иммерсивный мюзикл «Вселенная Манчини», который сразу обрел почитателей разных возрастов [1]. Зрители становятся свидетелями истории жизни Генри Манчини (Henry Mancini) - знаменитого американского дирижера и композитора, писавшего музыку для кинематографа («Tea for Two» («Чай для двоих»), «Moon River» («Лунная река») к фильму «Breakfast at Tiffany's» («Завтрак у Тиффани»), «The Pink Panther Theme» из одноименного фильма «Розовая пантера» и др.). Мультимедийное действие с проекцией на куполе происходит на площадке самого большого планетария в мире - в Санкт-Петербурге. Перформеры - актеры и музыканты - разыгрывают несколько сю-
жетов по всему периметру звездной площадки.
Как можно заметить, иммерсив-ные мюзиклы ставятся на самых необычных площадках, покинув пределы привычных нам музыкальных театров, все чаще привлекают к работе синтетических артистов и притягивают все более разношерстную публику. Вслед за иммерсивны-ми мюзиклами «для взрослых» начинают появляться и шоу, рассчитанные на детский сектор массовой культуры (например, российский мюзикл - шоу роботов «RoboStory» 2019 года). Это неудивительно, поскольку дети - не только активные потребители мультимедийных технологий, но и наиболее эмоциональная часть публики, которая с удовольствием дает вовлечь себя в приключения, истории, другую реальность.
Однако наши размышления об иммерсивных тенденциях в театрально-музыкальном пространстве были бы не полными, если бы мы не задались некоторыми вопросами психолого-педагогического характера. Например, можно ли сформировать у артистов иммер-сивность как навык? В какой форме этот феномен следует (и следует
ли) представлять учащимся образовательных учреждений культуры и искусства? И тому подобные.
Начнем с того, что в целом мюзикл для нашей страны - жанр достаточно новый и малоосвоенный. Связанные с ним образовательные программы как в вузах, так и на специализированных курсах только набирают обороты - в силу того, что формирование надлежащей профессиональной компетентности в области обучения мюзиклу у самих педагогов и коучей потребовало определенного времени.
Перечислим несколько программ обучения, доступных сегодня для студентов. Так, в рамках бакалавриата Санкт-Петербургский государственный институт культуры (факультет музыкального искусства эстрады) и Московский гуманитарный университет (факультет рекламы, журналистики, психологии и искусства) осуществляют направление подготовки 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», профиль «Мюзикл, шоу-программы»; Российский институт театрального искусства - ГИТИС (факультет музыкального театра) готовит будущих бакалавров по направлению 52.05.01 «Актерское искусство», профиль «Артист музыкального театра»; Московский государственный институт культуры предлагает программу «Артист театра мюзикла» (факультет музыкального искусства). Разрастается количество организаций, предлагающих курсы по мюзиклу: «Театр мюзикла» в Высшей школе кино и телевидения «Останкино», негосударственное образовательное учреждение «Первая школа мюзикла», школа мюзикла и актерского мастерства «Westend» и др. Все обучающие программы ставят задачей подготовку синтетического артиста, который бы был востребован не только в музыкальном театре и кино, но и в шоу-бизнесе. В большинстве организаций желающие могут освоить такие дисциплины, как мастерство актера, танец и вокал, сценическая речь, сценическое движение (пантомима, акробати-
ка, фехтование), сценография и костюмы мюзикла, а также дисциплины, связанные с историей музыкального театра.
Однако достаточно ли этого для того, чтобы обучающийся мог прочувствовать феномен иммер-сивности как артист (сценарист, режиссер)? Ведь спонтанную вовлеченность в театрализованное действо может позволить себе зритель, но не участник, чьей задачей является не только погружать публику в другую реальность, но и управлять этим процессом ху-дожественно-твор-чески,психологически, организационно. Участники иммер-сивных перформан-сов должны догадываться, как будет вести себя зритель; понимать, как реагировать на нестандартные ситуации, не прерывая актерской игры; что добавить в историю, чтобы вызвать у заскучавшего зрителя больше эмоций или снизить накал его эмоциональных страстей; уметь ориентироваться в пространственно-временном контексте ситуации коммуникации.
Чтобы разобраться в проблеме, мы пригласили к разговору художественного руководителя и участника модного столичного мюзикла «Дом 19|07» Сергея Сорокина, который приоткрыл нам дверь в иммер-сивное закулисье.
Каждый ли актер, сценарист, режиссер способен осилить иммер-сивный перформанс? Конечно, не каждый. Это своеобразный вызов, который связан не с разницей в тексте или драматургии, где также присутствует завязка, кульминация, развязка, сюжетные линии. Например, в «Доме» это обусловлено спо-
Зрелищный мюзикл «RoboStory» не оставляет равнодушным ни одного маленького зрителя
собностью артистов существовать в трех сюжетных линиях одного спектакля, развивающихся параллельно, но переплетенных между собой. Вместе с предложенными в рандомном порядке на входе в старинный особняк масками трех цветов зритель выбирает себе одну из мистических историй его обитателей. Перед сценаристом стоит задача: сделать хитросплетенный сюжет понятным для посетителей, чтобы в конце пазл сложился у каждой из трех групп. Важным моментом в работе режиссера является ответственность за логистику - перемещение зрителей и артистов, в чем-то напоминающее игру в шашки, поскольку в нужный момент они должны переходить в нужную комнату, не сталкиваясь друг с другом. Внимательное изучение публикой пространства не должно приводить к путанице в сюжете, после которой трудно сформулировать «что это было».
В иммерсивном представлении актеру приходится сложнее, чем в традиционном. Во-первых, чаще всего он либо находится на расстоянии вытянутой руки от зрителей, либо они окружают его со всех сторон. Это делает существование актера в образе максимально долгим, поскольку работа «в крупном плане» не дает возможности ни переиграть, ни недоиграть - любая неточность, недостоверность сразу будет заметна. Во-вторых, публика не должна догадаться, где актерам нужно потянуть время, а где ускорить ход событий, чтобы каждый зритель «без аварий» прошел следом за ними, проживая свою историю, свою часть спектакля, не оказавшись в чужой. В-третьих, артисты должны уметь интерактивно решать проблемы, не выходя из образа.
Является ли иммерсивность своего рода аналогом «сплошного джаза» или непрерывного изменения правил игры? Отнюдь. Импровизация актеров не должна зашкаливать. Им, также как сценаристам и режиссерам, не надо каждый раз что-то изменять, добавлять. Иммерсивный мюзикл - это в первую очередь увлекательная драматическая история, прекрасно сыгранная, с органично вплетенными в драматургию вокалом, спецэффектами и трюками (чтобы это был не просто фокус ради фокуса).
Учитывая, что иммерсивные представления завоевывают все большее культурное пространство, какие качества с самого начала хотелось бы видеть художественному руководителю в членах своей команды для успешной работы над проектом? Специфика существования в иммерсивных условиях предполагает погружение в очень разные обстоятельства. И просто
хорошо простроенной хореографии и драматургии недостаточно. Нужно быть «крепким» драматическим актером (так как иммерсивный артист вынужден непрерывно находиться в образе, словно его снимают на камеру крупным планом), быть стрессоустойчивым, гибким, обладать высоко развитым вниманием, быстрой реакцией, находчивостью, умением выкручиваться из неудобных ситуаций, живым умом (не механическим, когда из раза в раз играешь в рамках заданного режиссером). Одним из обязательных качеств является умение импровизировать - но не для того, чтобы не было скучно, а в случае, если что-либо не получается сыграть из-за внешних обстоятельств.
В качестве лирического отступления заметим, что вышеперечисленные качества не помешают не только артисту иммерсивных жанров, но и каждому из нас. Здесь нам кажется уместным вспомнить знаменитое четверостишие английского поэта и драматурга рубежа XVI и XVII веков У. Шекспира: «Весь мир -театр. // В нем женщины, мужчины - все актеры. // У них свои есть выходы, уходы, // И каждый не одну играет роль» [11].
Становится очевидным, что воспитание «иммерсивно ориентированного» синтетического артиста/сценариста/режиссера не должно ограничиться лишь набором существующих на сегодняшний день дисциплин и педагогам/ коучам следует сделать серьезный апгрейд существующих образовательных подходов, тщательно прописав актуальную «сюжетную линию» в обучении, которая позволит будущим выпускникам стать конкурентоспособными участниками
иммерсивных проектов. Не будем забывать и о том, что образование заканчивается там, где заканчивается саморазвитие. Медиатизировав-шись, современная культура сформировала глобальное пространство, сделав доступной включенность во множество ресурсов, событий и обстоятельств, предоставив обучающимся и педагогам широкий спектр возможностей совершенствоваться в своей профессии, держа руку на пульсе изменений современной социокультурной среды и взаимодействуя с ней.
Определяя в 1970-х годах концепцию своего театра-музея, испанский художник, писатель и режиссер Сальвадор Дали сказал: «Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. <...> Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон» [6].
Возможно, в чем-то подобном и заключен смысл иммерсивного мюзикла? В каком бы направлении ни развивался этот поджанр, уже сегодня можно не подвергать сомнению одно из его главных преимуществ — он позволяет выпустить наружу ребенка, который сидит внутри каждого из нас. В наш век геймификации, где игровые правила успешно используются для реальных целей, homo ludens - «человек играющий», по определению Йохана Хейзинги, сможет быстрее найти креативные пути решения рутинных, однообразных задач; избежать раннего эмоционального выгорания; почувствовать, что опыт коллективного переживания положительно влияет на его творческую составляющую даже в самой агрессивной социокультурной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иммерсивный мюзикл «Вселенная Манчини». URL: https://spb.kassir.ru/koncert/immersivnyiy-myuzikl-vselennaya-manchini (дата обращения: 15.01.2021).
2. Курганская Н. Народный Хеллоуин: Что не так со спектаклем «Черный русский» // The Village. URL: https://www.the-village.ru/village/weekend/new-weekend/245601-black-russian (дата обращения: 15.01.2021).
3. Мистическая бродилка по мотивам пушкинского «Дубровского». URL: https://www.afisha.ru/performance/158507 (дата обращения: 15.01.2021).
4. Премьера иммерсивного мюзикла в темноте «Свет внутри»: мюзикл, который никто не увидит. URL: http://msk. mr7.ru/premera-immersivnogo-myuzikla-v-temnote-svet-vnutri-myuzikl-kotoryj-nikto-ne-uvidit/ (дата обращения: 15.01.2021).
5. Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит. URL: https://tagankateatr.ru/repertuar/suinii-todd (дата обращения: 15.01.2021).
6. Театр-музей Дали. URL: https://tonkosti.ru/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0% B5%D0%B9_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B8 (дата обращения: 15.01.2021).
7. A Pacifist's Guid e to the War on Cancer // National Theatre. URL: https://www.nationaltheatre.org.uk/shows/a-pacifists-guide-to-the-war-on-cancer (дата обращения: 15.01.2021).
8. BBC. Culture. How Do You Make A Musical About Cancer? URL: http://www.bbc.com/culture/story/20161103-how-do-you-make-a-musical-about-cancer (дата обращения: 15.01.2021).
9. How we made a musical about cancer. URL: https://www.theguardian.com/stage/2016/sep/11/musical-about-cancer-bryony-kimmings-judith-dimant-national-theatre (дата обращения: 15.01.2021).
10. Sleep No More: интерактивный театр в выдуманном отеле в Челси. URL: https://thevanderlust.com/ru/city/newyork/ infocus/901.html (дата обращения: 15.01.2021).
11. Summoning.ru. URL: https://summoning.ru/quotations/shakespeare.shtml#:~:text (дата обращения: 15.01.2021).
REFERENCES
1. Immersivnyj myuzikl «Vselennaya Manchini» [The immersive musical "The Mancini Universe"]. URL: https://spb.kassir.ru/koncert/ immersivnyiy-myuzikl-vselennaya-manchini (accessed: 15.01.2021). (In Russian).
2. Kurganskaya N. Narodny'j Xellouin: Chto ne tak so spektaklem «Cherny'j russkij» [People's Halloween: What's wrong with the play "Black Russian"]. The Village. URL: https://www.the-village.ru/village/weekend/new-weekend/245601-black-russian (accessed: 15.01.2021). (In Russian).
3. Misticheskaya brodilka po motivam pushkinskogo «Dubrovskogo» [Mystical Wanderer based on Pushkin's "Dubrovsky"]. URL: https://www.afisha.ru/performance/158507 (accessed: 15.01.2021). (In Russian).
4. Prem'era immersivnogo myuzikla v temnote «Svet vnutri»: myuzikl, kotory'j nikto ne uvidit [The premiere of the immersive musical in the dark "The Light Inside": the musical that no one will see]. URL: http://msk.mr7.ru/premera-immersivnogo-myuzikla-v-temnote-svet-vnutri-myuzikl-kotoryj-nikto-ne-uvidit/ (accessed: 15.01.2021). (In Russian).
5. Suini Todd, man'yak-ciryul'nik s Flit-strit [Sweeney Todd, the maniac barber of Fleet Street]. URL: https://tagankateatr.ru/ repertuar/suinii-todd (accessed: 15.01.2021). (In Russian).
6. Teatr-muzej Dali [Dali Theater-Museum]. URL: https://tonkosti.ru/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%BC%D1 %83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%B8 (accessed: 15.01.2021). (In English).
7. A Pacifist's Guid e to the War on Cancer. National Theatre]. URL: https://www.nationaltheatre.org.uk/shows/a-pacifists-guide-to-the-war-on-cancer (date accessed: 15.01.2021). (In English).
8. BBC. Culture. How Do You Make A Musical About Cancer? URL: http://www.bbc.com/culture/story/20161103-how-do-you-make-a-musical-about-cancer (date accessed: 15.01.2021). (In English).
9. How we made a musical about cancer. URL: https://www.theguardian.com/stage/2016/sep/11/musical-about-cancer-bryony-kimmings-judith-dimant-national-theatre (date accessed: 15.01.2021). (In English).
10. Sleep No More: interaktivny'j teatr v vy'dumannom otele v Chelsi. URL: https://thevanderlust.com/ru/city/newyork/infocus/901. html (date accessed: 15.01.2021). (In English).
11. Summoning.ru. URL: https://summoning.ru/quotations/shakespeare.shtml#:~:text (date accessed: 15.01.2021). (In English).