2. Cepenko N.V. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii- odin iz sposobov realizacii sistemno-deyatel'nostnogo podhoda pri obuchenii fiziki. Kulunda, 2014. Available at: https:// nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/03/02/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-odin-iz-sposobov
3. Chefranova A.O. Distancionnoe obuchenie fizike v shkole i vuze na osnove predmetnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy. Dissertaciya na sosikanie stepeni doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
4. Bespal'ko V.P Pedagogika iprogressivnye tehnologiiobucheniya. Moskva, 1995.
5. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Kovnackij V.K. 'Ekspertnyj metod ocenivaniya urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya pri vypolnenii laboratornogo praktikuma po fizike Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2017; № 659: 179 - 183.
6. Altuhov A.I., Golovina V.V., Kalinin V.N. Formirovanie i kriterii ocenivaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v cikle matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2014; Vypusk 642: 210 - 215.
7. Virtual'nye laboratornyeraboty po fizike. Available at: http://mediadidaktika.ru
8. Laboratornyjpraktikum kafedry fiziki. Available at: https://physics.spbstu.ru/labortornyi_praktikum_kafedry_eksperimentlanoy_fiziki/
9. Internet-olimpiada shkol'nikov po fizike. Available at: http://distolymp2.spbu.ru/olymp/
10. Virtual'nye laboratorii. Available at: https://d-element.ru/solutions/teach_equipment/catalog/laboratorii/virtualnye-laboratorii/?type=virtual
11. NGTU - OF - Virtual'nye laboratornye raboty. Available at: https://ciu.nstu.ru/kaf/of/virutalne_laboratorne_rabot
12. Virtual'naya laboratoriya. Available at: https://kf-info.urfu.ru/ru/virtualnaja-laboratorija/
13. Virtual'naya laboratoriya obschej fiziki. Available at: https://www.sunspire.ru/products/physics2d/
14. Virtual'nye laboratornye raboty po izuchenii fiziki kolebanij i voln. Available at: http://mediadidaktika.ru/mod/page/view. php?id=543
15. Momentimpul'sa vkvantovojmehanike. Available at: https://physics.spbstu.ru/userfiles/files/Virt_Labs_Descr/lab3_05_v.pdf
16. Opredelenie uskoreniya svobodnogo padeniya tela. Available at: http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=4
17. Virtual'nye laboratornye raboty po vsem razdelam fiziki. Available at: http://mediadidaktika.ru/course/view. php?id=20
18. Dokumenty, svyazannye s internet-olimpiadojpo fizike. Available at: http://distolymp2.spbu.ru/olymp/index_doc.html
Статья поступила в редакцию 29.12.21
УДК 379.8
Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Directing Theatrical Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Chernyak M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Belov V.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Special Disciplines, Kuzbass State Technical University (Belovo, Russia), E-mail: [email protected]
IMMERSIVE SHOWS AS AN ACTUAL DIRECTION OF THE LEISURE INDUSTRY. In the article, the authors consider a format of immersive shows as a currently popular form of festive culture. Immersive theater technologies are aimed at mixing different types of real and virtual reality, which is perceived by all our senses. The article emphasizes the idea that a picture is now becoming an important way of transmitting information, changing the logic of the perception of the world, and the transition from the culture of the word to the culture of the image is being carried out. The main emphasis in the context of the problem under consideration is made on the technological factors of modeling consciousness through visualization of an artificial environment. Considering the signs of immersiveness, the authors pay attention to the peculiarities of the space where the action unfolds, and the involvement of the audience in the process of the game action. In it, space, its interior, light, music and the movement of actors and spectators in this space becomes an important part of the drama of the performance. The article provides examples of methods and technologies for creating immersive shows on the example of modern productions.
Key words: immersiveness, immersive theater, directing, virtual reality, dramatic performance.
Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, E-mail: [email protected] М.В. Черняк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, E-mail: [email protected] В.Ф. Белов, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» в г. Белово, г. Белово, E-mail: [email protected]
ИММЕРСИВНЫЕ ШОУ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИНДУСТРИИ ДОСУГА
В статье авторы рассматривают формат иммерсивного шоу как популярной в настоящее время формы праздничной культуры. Технологии иммерсивного театра направлены на смешение различных видов реальной и виртуальной реальности, которая воспринимается нами всеми органами чувств. В статье подчеркивается мысль о том, что важным способом передачи информации сейчас становится картинка, меняющая логику восприятия мира, и осуществляется переход от культуры слова к культуре образа. Основной акцент в контексте рассматриваемой проблемы сделан на технологические факторы моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения. Рассматривая признаки иммерсивности, авторы обращают внимание на особенности пространства, где развертывается действие, и вовлеченность зрителей в процесс игрового действия. В нем пространство, его интерьер, свет, музыка и перемещение в этом пространстве актеров и зрителей становится важной частью драматургии представления. В статье приводятся образцы методики и технологии создания иммерсивных шоу на примере современных постановок.
Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивный театр, режиссура, виртуальная реальность, драматургия представления.
В настоящее время в праздничную культуру успешно интегрируются инновационные формы, методы, приемы и инструменты из иных профессиональных форм искусства. Актуальной на данный момент в индустрии досуга является технология иммерсивности, представляющая собой смешение различных видов реальной и виртуальной реальности и воспринимаемая нами всеми органами чувств. Примером могут служить технологии иммерсивного театра.
Цель нашей статьи - на примере постановки ряда иммерсивных шоу рассмотреть технологические особенности их создания, основные формы и роль в индустрии досуга.
Нами были сформулированы следующие задачи исследования: изучить теоретические аспекты и концептуальные основы иммерсивного театра; определить особенности иммерсивности как способа восприятия, влияющего на изменение сознания; выявить технологические особенности иммерсивных постановок.
Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности использования технологий иммерсивности при создании творческих проектов в индустрии досуга.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в дополнение к имеющимся средствам и методам социально-культурной деятельности прибавляются технологии иммерсивного шоу, позволяющие расширить границы деятельности режиссеров праздничных программ.
Ключевым приемом передачи информации на современном этапе становится картинка, изменяющая логику постижения мира. Интерактив и виртуальная реальность вышли за пределы Интернета и стали активно завоевывать реальные пространства. Так, например, иммерсивность стала востребована в музеях, выставочных залах, театрах и концертных площадках, тем самым привлекая нового зрителя.
Перспективность использования иммерсивных технологий связана со сменой потребностей различных социальных групп в развитии новых индустрий досуга.
В процессе создания и организации иммерсивных шоу появляется возможность сформировать инновационные подходы к организации и проведению досуга, познакомить его участников с социокультурными пространствами городских территорий.
Иммерсивность следует рассматривать как способ восприятия, влияющий на изменение сознания. В современном мире в контексте данной проблемы акцент делается на ряд технологических факторов моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения.
Прием иммерсивности предполагает погружение, которое базируется на неосмысленном усвоении какой-либо информации. Оно воспоминается на уровне эмоций, чувств, состояний. Режиссер, создавая определенную эмоциональную среду и атмосферу доверия, влияет на подсознание зрителей. РМ. Грановская отмечает, что «эмоции, мимика, жесты, психологические состояния, являющиеся основой суггестии, оказывают прямое воздействие на бессознательное пространство разума, формируя восприятие внушаемых посылов как собственных, следовательно, правильных убеждений» [7, с. 325].
Теоретические аспекты и концептуальные основы иммерсивного театра рассматривали ученые и практики. Это работы Н.В. Авербух, Э.В. Вершковского, Е.Гротовского, П.М. Керженцева, А.В. Луначарского, А.Д. Силина и др. [1-6].
Изначально термин «иммерсивность» применялся относительно построения театрального действа. Так, Всеволод Эмильевич Мейерхольд в своих спектаклях пытался вовлечь зрителя в театральное действие, рассаживая актеров в зале, или действие пьесы вообще переносилось в зрительный зал, в фойе театра.
Позже архитекторы М. Бархин и С. Вахтангов разработали для В.Э. Мейерхольда проект театра с учетом сценографических приёмов, которые использовал режиссер. Это были декорации, которые трансформировались на глазах у публики, а пространственные сценические конструкции позволили актерам действовать на разных планах сцены: по глубине и по высоте пространства. Даже бельэтаж, проходы между рядами, ложи становились игровой зоной.
Подобные эксперименты с трансформацией сценического пространства, использованием новых приёмов и средств художественной выразительности продолжили другие режиссеры.
Так, Н.П. Охлопков рассматривал театральное пространство как общую среду действия. Для постановки спектаклей он делил зал на игровые и зрительские зоны и объединял их с помощью различных конструкций. Так действие разворачивалось на площадках сцены, галереях, пандусах, партере или в центре его.
Для нас представляет интерес работа с пространством Ежи Гротовского. Он считал, что в театре не нужны ни декорации, ни костюмы, ни музыка, ни свет, т.е. основные выразительные средства режиссуры. И для каждой своей постановки искал иные пространственные решения отношения актёра и зрителя. Так новая сценография стала формировать перформативность, а затем и приемы иммерсивности.
Ерохина Т.И. представила анализ современных театральных постановок, в которых пограничный характер иммерсивности проявляется на уровне текста, хронотопа, жанров, символики и т.д.
В своих исследованиях она отмечает: «Особенность иммерсивного спектакля - в его незавершенности: иммерсивный спектакль увидеть целиком просто невозможно, так как действие развивается параллельно в разных локациях, а не линейно, как мы привыкли видеть в традиционном театре. И в этом - специфика и пограничный характер иммерсивного спектакля» [8, с. 217].
Злотникова Т.С. исследует имитацию документального и художественного материала в театральных спектаклях [9].
Позже иммерсивный театр стал выходить не только за рамки сценической площадки, но и за стены самого театра.
Рассматривая признаки иммерсивности, многие ученые и практики обращают внимание на особенности пространства, где развертывается действие, и вовлеченность зрителей в процесс игрового действия. В этом случае пространство, его интерьер, свет, музыка и перемещение в этом пространстве актеров и зрителей становятся важной частью драматургии представления. Режиссер должен смоделировать опыт участников действия: либо это будет просто игра, или эмоциональное художественное переживание, катарсис в пространстве им-мерсивного шоу.
Меркульева А.В. считает, что в зависимости от базовой информации (культурного бэкграунда) у зрителей выделяется разный уровень эмоционального переживания и вовлечения в происходящее действие.
Она приводит примеры разницы между двумя видами иммерсивности, используя методику теоретика видеоигр Хуана Карлоса Кальехи.
- «Иммерсивность - поглощение» как способ вовлечения в игровую среду через различные каналы смысловосприятия.
- Связь, созданная между субъектом и средой, носит пассивный характер. Среда может влиять на наше восприятие, а наше восприятие, не являясь ее базовой частью, не может оказывать существенного влияния на среду.
- Иммерсивность как ощущение перемещения в иную реальность.
«Иммерсивность как перенос обязательно включает в себя поглощение,
но, кроме этого, еще и сложную систему коммуникационных элементов, которые делают субъекта частью другой реальности» [10, с. 59-60].
Следует отметить, что иммерсивные постановки близки по принципам построения и форме к таким культурным практикам, как перформанс и хэппенинг, променад-экскурсия, игра, арт-интервенция, интерактивная инсталляция и т.д. Иммерсив позволяет оказаться в другой реальности, поэтому близок к кинематографии, видеоиграм, телевидению и т.д.
Тем не менее, есть и свои отличия - это сюжет Что отличает иммерсивное шоу от театрализованного представления или праздника? Необычная завязка, неожиданные коллизии, яркая кульминация и осмысленная развязка.
Опираясь на исследования Меркульевой А.В., можно отметить, что социокультурные технологии разработки и организации иммерсивного действия имеют следующие структурно-организационные компоненты:
«- инклюзивность, т.е. нацеленность на вовлечение максимально возможного числа местных жителей из разных групп интересов;
- интеграция опыта участников (через вариативность действий) в общий сценарий действия;
- опора на локальный культурный контекст;
- ориентированность на раскрытие личностного потенциала участников;
- организация взаимодействия менеджеров культуры с представителями бизнеса, администрации и иных местных институциональных структур;
- соответствие реализуемых проектов с культурной проблематикой локального пространства и потребностями целевой аудитории» [10, с. 61].
Уткин А. и Покровская Н. предложили примерный перечень отличий иммер-сивной постановки от традиционной:
- отсутствие сценической площадки как способ убрать физические границы общения с актерами;
- окружить зрителя иным миром со всех сторон с помощью реалистичных декораций или проекции;
- дать возможность зрителю менять точку зрения и свободу восприятия событийного ряда представления за счет свободного перемещения;
- возможность участия в постановке и, если допустимо по сюжету, иногда влиять на ее ход [11].
Реализовать на практике иммерсив непросто, т.к. организация этих событий требует специальных знаний в сфере режиссуры, сценарного и актерского мастерства. Поэтому растет потребность в специалистах в сфере иммерсива.
Режиссеру предстоит большая работа, т.к. он создает целый спектакль с хорошим сценарием, длительными репетициями с профессиональными артистами. Если в концертной программе можно использовать готовые номера и монтажным способом их соединить, то в иммерсивном шоу номера специально создаются под сюжет и больше не повторяются нигде. Всё подчинено драматическому действию: игра актеров, звуковые и световые спецэффекты, видеосопровождение.
Активно стали использоваться в иммерсивных шоу новые средства воздействия на зрителей: объемные инсталляции, запахи, особые звуки, тактильные ощущения. Это требует иной технической и технологической работы. Сложность постановки значительно возрастает.
Приведем пример иммерсивного спектакля-триллера «Чёрный русский», который был поставлен по мотивам романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Здесь отсутствует сцена и зал, т.к. усадьбой Троекурова на вечер становится особняк в Малом Гнездниковском переулке. Для этого спектакля специально снимали на природе видеоматериал, которая затем был смонтирован в видеопроекцию на 360 градусов. Распылялись в комнатах по ходу сюжета специальные ароматы, и у гостей появлялось ощущение реалистичности происходящего у них на глазах действия.
Сегодня в России существует достаточное число постановок и шоу-программ, которые можно называть иммерсивными. Это один из главных трендов современного искусства как в мире, так и в России.
Мы приведем примеры самых ярких шоу, тех, что стали на сегодняшний день лучшими образцами этой новой формы.
Конечно, это постановка «Бар, которого нет», объединившая в себе великолепное и экстравагантное шоу и изысканный ужин в декорациях резиденции Екатерины II в московском особняке на Волхонке.
В нем воссоздается прошлый пласт времени, который микшируется с новейшими технологиями XXI века и объединяет традиции и инновации. В рамках иммерсивного шоу зритель становится частью замысла и, испытывая яркие эмоции, получает мультисенсорный опыт. Это своеобразный микс вовлечения зрителя в драматургическое действие, эффекта спонтанности, наслаждения от изысканных блюд, впечатления от красивого сценического оформления и т.д. Нет деления на участников шоу и зрителей, т.к. сцена везде и действие сюжета разворачивается среди гостей, которые становятся не только свидетелями, но и вместе с актёрами - участниками театральной постановки.
По замыслу режиссера меню и подача блюд явилась продолжением сюжета. Так, например, во время действия в сюжете «Забытая актриса» гостям подают блюдо на часах, стрелки которых идут в обратную сторону. И это является символом уходящего времени когда-то известной и популярной дивы. Авторам постановки удалось использовать все выразительные средства режиссуры, но особенно ярко проявились символы и ассоциации.
В сюжете «Любовь» гостям подали блюдо, в горшочке которого был виден росток спаржи, и маленькую лейку с трюфельным маслом. Поливая росток, зритель как бы взращивал любовь и нежность своей заботой и вниманием.
Следует отметить, что режиссером и сценаристом выступил Вахтанг Вах-тангишвили, выпускник кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Кемеровского государственного института культуры. Ранее он с продюсером Викторией Стрекалиной уже создавал иммерсивное шоу «Фанта-смогория в черном» по мотивам произведений М. Булгакова.
В рамках премии «Brand Awards» в декабре 2021 года иммерсивное шоу «Бар, которого нет» удостоено высшей награды.
Для иммерсивного шоу характерными местами действия могут стать заводы, недостроенные здания, торговые центры, музеи и т.д. Задача режиссера и зрителей в данном случае - через изучение пространства по-новому раскрыть известный сюжет
Интересное решение придумала актриса и продюсер Диана Сафарова для постановки романа Льва Толстого «Анна Каренина» в особняке Демидова (г Казань).
В одном из залов был выстроен вокзал, куда вдруг въезжает поезд, и персонажи романа одновременно начинают оживлять то, что происходит по сюжету книги: беседуют, едят, играют в карты и т.д. И все зрители попадают в атмосферу того времени и становятся участниками действия.
Необычное иммерсивное шоу «Мария и я» по одноименному роману Мигеля Гаярдо было поставлено в Хабаровском театре юного зрителя (режиссер Иван Куркин и художник Анна Мартыненко). В разных комнатах театра размещались тексты этого графического романа о 12-летней девочке Марии с диагнозом «аутизм». Переходя из одной комнаты в другую, зрители как бы оказывались в различные моменты жизни девочки. Они могли увидеть мир глазами этого особенного подростка. Вот зритель находится на берегу моря, затем в машине или на семейном ужине, он переживает ощущения этих перемещений и иной реальности.
Библиографический список
Организаторы назвали этот иммерсив спектаклем-контактом. Это стало встречей зрителей с иным сознанием, его особенностью и особой индивидуальностью.
Удачное решение взаимодействия между зрителями внутри иммерсивного шоу - это открытое поле для экспериментов. Режиссер должен создать для зрителей такие условия, при которых они могут не только приобрести жизненный опыт, но и поделиться им, реализуя тем самым базовую человеческую потребность.
Иммерсивные шоу становятся новым местом приложения творческих сил и профессионального мастерства для современных режиссеров.
Таким образом, результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы: в рамках подготовки специалистов по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников» необходимо изучать технологию и методику создания нового продукта в индустрии досуга - иммерсивных шоу. Организовывать мастер-классы ведущих специалистов в этой сфере, приглашать их поделиться опытом постановок на научно-практических конференциях.
Сегодня логика восприятия мира людей меняется, и мы от культуры слова переходим к культуре образа, и такой формат, как иммерсивное шоу, становится более понятен современному зрителю.
Популярность технологий иммерсивности в социально-культурной практике говорит о том, что изучение этого феномена - перспективная тема и результат успешного поиска нового в социально-культурной деятельности.
1. Луначарский А.В. Статьи о театре и драматургии. Москва; Ленинград: Искусство, 1938.
2. Керженцев П.М. Творческий театр. Москва: Госиздат, 1923.
3. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. Ленинград: ЛГИК, 1981.
4. Гротовский Е.М. Театр и ритуал. Театр. 1988; № 10: 61 - 62.
5. Силин А.Д. Площади - наши палитры. Москва: Советская Россия, 1982.
6. Авербух Н.В. Психологические аспекты феномена присутствия в виртуальной среде. Вопросы психологии. 2010; Выпуск 5: 105 - 113.
7. Грановская РМ. Элементы практической психологии. Москва: Речь, 2010.
8. Ерохина Т.И., Кукушкина Е.С. Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре. Верхневолжский филологический вестник. 2019; Выпуск 1 (16): 214 - 222.
9. Злотникова Т.С. Имитация «документального» и симуляция «художественного» в современной массовой культуре. Филология и культура. 2014; Выпуск 37 (3): 201 - 206.
10. Меркульева А.В. Иммерсивные методики в современных социокультурных практиках. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020; Выпуск 2 (43): 58 - 62.
11. Уткин А. Белое зеркало: учебник по интерактивному сторителлингу в кино, VR и иммерсивном театре. Москва: Альпина, 2020. References
1. Lunacharskij A.V. Stat'i o teatre i dramaturgii. Moskva; Leningrad: Iskusstvo, 1938.
2. Kerzhencev P.M. Tvorcheskij teatr. Moskva: Gosizdat, 1923.
3. Vershkovskij 'E.V. Rezhissura massovyh klubnyh predstavlenij. Leningrad: LGIK, 1981.
4. Grotovskij E.M. Teatr i ritual. Teatr. 1988; № 10: 61 - 62.
5. Silin A.D. Ploschadi- nashipalitry. Moskva: Sovetskaya Rossiya, 1982.
6. Averbuh N.V. Psihologicheskie aspekty fenomena prisutstviya v virtual'noj srede. Voprosy psihologii. 2010; Vypusk 5: 105 - 113.
7. Granovskaya R.M. 'Elementy prakticheskojpsihologii. Moskva: Rech', 2010.
8. Erohina T.I., Kukushkina E.S. Fenomen immersivnogo teatra v sovremennoj otechestvennoj kul'ture. Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik. 2019; Vypusk 1 (16): 214 - 222.
9. Zlotnikova T.S. Imitaciya «dokumental'nogo» i simulyaciya «hudozhestvennogo» v sovremennoj massovoj kul'ture. Filologiya i kultura. 2014; Vypusk 37 (3): 201 - 206.
10. Merkul'eva A.V. Immersivnye metodiki v sovremennyh sociokul'turnyh praktikah. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo institute kul'tury. 2020; Vypusk 2 (43): 58 - 62.
11. Utkin A. Beloezerkalo: uchebnik po interaktivnomu storitellingu v kino, VR i immersivnom teatre. Moskva: Al'pina, 2020.
Статья поступила в редакцию 25.12.21
УДК 378
Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Dernov V.E., student (Psychology), Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS. The paper examines ways to form ecological culture in children during preschool childhood, as the most sensitive period for the acquisition of useful skills. A social project "The World and I: a course of environmental education for preschool children" was implemented in the community of the university, school and preschool institution. The project has shown high efficiency and satisfaction on the part of the project participants. During the implementation of the project, pedagogical conditions for environmental education of preschoolers were formulated, including the involvement of volunteer schoolchildren in working with preschoolers, practical orientation and consideration of psychological factors.
Key words: ecological education, ecological culture, pedagogical conditions, period of preschool childhood.
М.Г. Чухроеа, д-р мед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
В.Е. Дерное, студент, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В работе рассматриваются возможности формирования экологической культуры у детей в период дошкольного детства как наиболее сенситивного периода для приобретения полезных навыков. В содружестве университета, школы и дошкольного учреждения был реализован социальный проект «Мир и Я: курс экологического просвещения для детей дошкольного возраста». Проект показал высокую эффективность и удовлетворенность со стороны участников проекта. В процессе реализации проекта были сформулированы педагогические условия экологического воспитания дошкольников, включающие привлечение к работе с дошкольниками школьников-волонтеров, практическую направленность и учет психологических факторов.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, педагогические условия, период дошкольного детства.
У1