Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1561
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / лабораторный практикум / виртуальные лабораторные работы / distance learning / laboratory practice / virtual laboratory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Е. Фомичева

В статье рассмотрено использование виртуальных лабораторных работ как дополнение лабораторного практикума. При переходе на дистанционный формат обучения такая форма проведения лабораторных занятий может быть основной. Приведены примеры расположенных в свободном доступе баз данных с лабораторными работами по курсу общей физики. Рассмотрены варианты проведения лабораторных занятий в дистанционном формате на примере работ с портала Mediadidaktika и задания интернет-олимпиады по физике. В статье приведены примеры заданий, которые преподаватель может дать обучающимся. Показано, что современные информационные и коммуникационные технологии позволяют достаточно полноценно провести занятия по лабораторному практикуму при вынужденном переходе на дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL LABORATORY CLASSES IN DISTANCE LEARNING PHYSICS

The article discusses the use of virtual laboratory work as a substitute for laboratory classes during the transition to a distance learning format. Examples of freely available databases with laboratory classes of school and university physics courses are given. The article provides examples of laboratory work from the Mediadidaktika portal and tasks of the Internet Olympiad in Physics. Options for conducting laboratory classes in a remote format are considered. The article provides examples of tasks that a teacher can give to students. It’s shown that the use of virtual laboratory practicum allows you to use an individual approach in teaching, give different tasks depending on the level of readiness of the student, depending on the time allocated for the lesson. It’s shown that modern information and communication technologies make it possible to fully conduct laboratory and practical classes with a forced transition to distance learning.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»

ны, с которой осуществлялось сотрудничество, а также культурных традиций и ментальности. Поэтому постепенно обучающий, знаниевый формат был переориентирован на технологии сотрудничества.

Значимым результатом сотрудничества была разработка образовательной программы магистратуры «Подготовка педагогов русского языка и литературы» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, интегрированной с образовательной программой Таразского регионального университета им. М.Х. Дулати (г Тараз, Республика Казахстан). Программа построена на углублении филологической базы обучающихся с упором на актуальные современные тенденции в сложных разделах отечественного языкознания, на интерактивные технологии и средства обучения, которые позволят студентам-иностранцам совместить опыт педагогов национальных школ с опытом педагогов Российской Федерации.

Наработанный опыт привел к образованию учебно-методического центра русского языка на базе средней общеобразовательной школы № 30 им. А. Алиева г Ош, который является структурной единицей научно-методического центра филологического образования и коммуникационных практик гуманитарного института ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».

Центр создан с целью организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского среднего образования в рамках международного сотрудничества в сфере общего образования, популяризации русского языка и российской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также получения образования на русском языке, развития международной мобильности преподавателей.

Сотрудники центра проводят для учителей школ ближнего зарубежья научно-методические семинары, мастер-классы, тренинги, групповые практикумы и лекции с целью оказания методической поддержки педагогам в преподавании русского языка и дисциплин на русском языке, повышения профессионального уровня и компетенции преподавателей в контексте актуальных педагогических идей и инноваций, совершенствования знаний слушателей по использованию современных образовательных технологий в обучении, формирования навыков практической деятельности.

Преподаватели университета делятся эффективными методиками с учителями образовательных организаций, но ключевым остается момент партнерства, обсуждения инноваций в образовании и возможности интеграции современных образовательных технологий в обучении русскому языку, в процессе которого были обозначены основные принципы инновационных процессов в образовании.

Библиографический список

Среди наиболее продуктивных форм и технологий, нашедших признание в педагогическом сообществе, из зарубежных образовательных организаций-партнеров можно выделить следующие:

- технология форсайта «Школа и учитель будущего», которая позволяет создать образ учителя и школы будущего и определить основные цели и факторы, позволяющие приблизить это будущее;

- тренинг по современным образовательным технологиям «Инновации в образовании», обеспечивающий выделение основных принципов, объединяющих все современные технологии. В процессе обсуждений, отработки практических заданий в качестве универсальных принципов обучения были выделены следующие: ненасильственное привлечение учащихся к деятельности, равенство всех участников образовательного процесса, диалогичность, создание атмосферы сотрудничества, приоритет процесса над результатами обучения, развитие критического и креативного мышления, проблемность в обучении, вариативность способов представления результата;

- мастер-класс «Технологии развития креативного мышления», способствующий отработке приемов формирования креативности как важнейшего soft skills современного человека;

- групповой практикум «Design thinking» по разработке проектов по решению проблем современного образования.

Указанные выше формы и технологии направлены на формирование познавательного интереса, повышение качества образования, внедрение объективных условий в развитие современного образования. Таким образом была реализована центральная задача работы центра по обеспечению методической помощью учителей русского языка в образовательных организациях ближнего зарубежья.

Анализ опыта работы учебно-методического центра, действующего на базе кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин Шадринского государственного педагогического университета, подтверждает сложившуюся в последние годы тенденцию на ориентацию активного взаимодействия педагогических отечественных и иностранных сообществ, разработку интегрированных программ обучения, академический обмен педагогами и учащимися. Такое сотрудничество дает возможность участникам образовательного процесса быть мобильными и гибкими при отборе продуктивных и перспективных технологий, методик и форм работы, расширить границы представлений об обучении русскому языку, найти актуальные подходы обучения и т.д. Работа с педагогами образовательных организаций стран ближнего зарубежья привела к корректировке форм, технологий и методов сотрудничества, прописанных в программе поддержки и продвижения русского языка, реализуемой в ШГПУ.

1. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом, 2015. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644

2. Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX- XXI веков. Москва: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. Available at: https://www.civisbook.ru/files/File/ russkij_yazyk.pdf

3. Арефьев А.Л. Падение статуса русского языка на постсоветском пространстве. Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251/tema01.php

4. Арефьев А.Л. Будет ли русский в числе мировых языков в будущем? Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251/tema05.php

5. Языковая политика России и позиционирование русского языка в мире Available at: http://www.mcbs.ru/files/2017/Russkii_yazyk.pdf

6. Перечень поручений по итогам заседания Совета по русскому языку от 1 марта 2020 года. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62918

7. О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы. Available at: https://docs.cntd.ru/document/420275135

8. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902387360#64U0IK

9. Совместное заседание Совета по культуре и искусству и Совета по русскому языку от 2 декабря 2016 года. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/53389

10. Экспертное обсуждение концепции новой государственной программы «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом» на 2021 - 2030 годы. Available at: https://kostomarovforum.ru/programma/25-maya/ekspertnoe-obsuzhdenie-kontseptsii-novoy-gosudarstvennoy-programmy-podderzhka-i-prodvizhenie-russkog/

References

1. Koncepciya gosudarstvennoj podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom, 2015. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644

2. Aref'ev A.L. Russkij yazyk na rubezhe XX- XXI vekov. Moskva: Centr social'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2012. Available at: https://www.civisbook.ru/files/File/russkij_ yazyk.pdf

3. Aref'ev A.L. Padenie statusa russkogo yazyka na postsovetskom prostranstve. Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251/tema01.php

4. Aref'ev A.L. Budet lirusskij v chisle mirovyh yazykov v buduschem? Available at: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0251/tema05.php

5. Yazykovaya politika Rossii ipozicionirovanie russkogo yazyka v mire Available at: http://www.mcbs.ru/files/2017/Russkii_yazyk.pdf

6. Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya Soveta po russkomu yazyku ot 1 marta 2020 goda. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62918

7. federal'noj celevojprogramme «Russkij yazyk» na 2016-2020 gody. Available at: https://docs.cntd.ru/document/420275135

8. Strategii gosudarstvennoj nacional'nojpolitiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902387360#64U0IK

9. Sovmestnoe zasedanie Soveta po kulture i iskusstvu i Soveta po russkomu yazyku ot 2 dekabrya 2016 goda. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53389

10. 'Ekspertnoe obsuzhdenie koncepcii novoj gosudarstvennoj programmy «Podderzhka i prodvizhenie russkogo yazyka za rubezhom» na 2021 - 2030 gody. Available at: https:// kostomarovforum.ru/programma/25-maya/ekspertnoe-obsuzhdenie-kontseptsii-novoy-gosudarstvennoy-programmy-podderzhka-i-prodvizhenie-russkog/

Статья поступила в редакцию 23.12.21

УДК 378

Fomicheva E.E., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), teacher, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: fee83@yandex.ru

VIRTUAL LABORATORY CLASSES IN DISTANCE LEARNING PHYSICS. The article discusses the use of virtual laboratory work as a substitute for laboratory classes during the transition to a distance learning format. Examples of freely available databases with laboratory classes of school and university physics courses are given. The article provides examples of laboratory work from the Mediadidaktika portal and tasks of the Internet Olympiad in Physics. Options for conducting laboratory classes in a remote format are considered. The article provides examples of tasks that a teacher can give to students. It's shown that the use of virtual

laboratory practicum allows you to use an individual approach in teaching, give different tasks depending on the level of readiness of the student, depending on the time allocated for the lesson. It's shown that modern information and communication technologies make it possible to fully conduct laboratory and practical classes with a forced transition to distance learning.

Key words: distance learning, laboratory practice, virtual laboratory.

Е.Е. Фомичева, канд. физ.-мат. наук, преп., Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, E-mail: fee83@yandex.ru

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В статье рассмотрено использование виртуальных лабораторных работ как дополнение лабораторного практикума. При переходе на дистанционный формат обучения такая форма проведения лабораторных занятий может быть основной. Приведены примеры расположенных в свободном доступе баз данных с лабораторными работами по курсу общей физики. Рассмотрены варианты проведения лабораторных занятий в дистанционном формате на примере работ с портала Mediadidaktika и задания интернет-олимпиады по физике. В статье приведены примеры заданий, которые преподаватель может дать обучающимся. Показано, что современные информационные и коммуникационные технологии позволяют достаточно полноценно провести занятия по лабораторному практикуму при вынужденном переходе на дистанционное обучение.

Ключевые слова: дистанционное обучение, лабораторный практикум, виртуальные лабораторные работы.

Одной из задач, сформулированных в Федеральном законе №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г, стоит задача по реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий (ст. 66) [1]. Особую актуальность решение этой задачи приобрело в период пандемии. В статье речь пойдет о возможностях дистанционного обучения по курсу общей физики на примере проведения виртуальных лабораторных работ Следует отметить, что на сегодняшний день существует достаточно методик преподавания физики в дистанционном формате, которые нашли свое отражение в статьях на открытых образовательных ресурсах [2], в диссертациях [3]. В них авторы изучают эту тему с теоретической точки зрения, предлагают практические примеры, делятся своим опытом.

Физический эксперимент при дистанционном обучении целесообразно изучать тремя способами [4]. Во-первых, проведение видеосъемок реальных опытов, многократного их показа обучаемым (в виде синхронной и асинхронной трансляций). Во-вторых, показом виртуальных и модельных опытов (сделанных в онлайн-режиме или подготовленных заранее). В-третьих, проведение физического эксперимента удаленного доступа с помощью специальных программно-аппаратных комплексов по физике в режиме реального времени, измерение параметров с последующим обсуждением результатов эксперимента. Одним из достаточно сложных для перевода в дистанционный формат является последний из перечисленных выше способов - лабораторные работы.

Безусловно, согласно формируемым компетенциям ФГОС 3++, при изучении курса общей физики обучающийся должен уметь проводить физические эксперименты, владеть навыками работы с реальными приборами и лабораторными установками. Виртуальные лабораторные работы являются дополнением к работам, выполняемым на технической базе учебной физической лаборатории [5; 6]. Однако, как показали последние события, связанные с пандемией, виртуальные лабораторные работы могут стать на некоторое время основной формой проведения лабораторных занятий. Целью данной работы являлось исследование возможности перевода лабораторного практикума в дистанционный формат в случае необходимости.

Особенности использования виртуальных лабораторных работ при дистанционном обучении

Одной из проблем виртуальных лабораторных работ является их создание. Как правило, для качественной разработки требуется наличие большого количества специалистов, отвечающих за содержательную сторону работы, нескольких 1Т-разработчиков, 1Т-дизайнера и т.д. Самый простой способ проведения вирту-

альных лабораторных работ - это использование уже готовых продуктов, разработанных специализированными компаниями. Также можно найти практикумы, выложенные авторами в свободном доступе.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: проведен обзор существующих в свободном доступе или распространяющихся коммерческим путем виртуальных лабораторных практикумов; рассмотрены различные способы использования данных практикумов при необходимости перевода лабораторного курса в дистанционный формат.

В работах, ссылки на которые приведены выше, как правило, рассматривается общая методика преподавания физики в дистанционном формате, ее особенности, преимущества и недостатки. На практике при переходе к онлайн-ре-жиму обучения преподаватели сталкиваются с нехваткой более детальных методических разработок по разным формам обучения: практические занятия, семинары, лабораторные работы. Практическая значимость данной работы заключается в разработке способов проведения лабораторных работ в дистанционном формате с приведением примеров различных типов заданий.

Готовые продукты предоставляют возможность получить как автономную версию лабораторного практикума, которой можно будет воспользоваться в компьютерном классе без использования сети Интернет, так и практически мгновенно получить доступ к сетевой версии продукта, приобретя по почте данные для доступа к сайту компании-производителя, на котором находятся онлайн-версии работ. Примерами последних являются портал Mediadidaktika [7], на котором можно найти лабораторные работы как по школьному, так и по вузовскому курсам физики. Примером автономной версии является виртуальный лабораторный практикум Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого [8]. Более подробно результаты анализа коммерческих и распространяемых свободно виртуальных практикумов приведены в табл. 1.

Для проведения лабораторных работ можно применять материалы, используемые для подготовки к интернет-олимпиаде по физике [9]. Отличительная особенность этой олимпиады в виртуальных экспериментальных заданиях. Перед обучающимся находится виртуальный лабораторный стол, ставится задание определить какой-либо физический параметр. На сайте олимпиады выложены ссылки на архивы с примерами заданий.

Современные разработки виртуальных лабораторных работ очень качественно моделируют реальные работы. Обучающийся находится перед виртуальным лабораторным столом, на котором, как правило, достаточно реально изображена лабораторная установка. Так же, как и при выполнении реальной работы обучающийся производит измерения, совершая различные манипуляции

Таблица 1

Разработчик/Название (при наличии) Доступ Автономность Требования к ПО Источник

mediadidaktika.ru свободный Требуется сеть Интернет Adobe Flash Player* [7]

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого свободный Локальный компьютер LabView Runtime Engine [8]

СПбГУ/ Интернет-олимпиада по физике коммерческий Локальный Internet Explorer одной из последних версий [9]

Цифровой элемент/Виртуальные лаборатории коммерческий Локальный Отдельное ПО не требуется [10]

Новосибирский государственный технический университет свободный Локальный Отдельное ПО не требуется [11]

Уральский федеральный университет и РНМЦ «Современный физический практикум» коммерческий Локальный Adobe Flash и NI LabVIEW [12]

Sunspire/Виртуальная лаборатория общей физики коммерческий Локальный Отдельное ПО не требуется [13]

*Часть работ пока требует использования Adobe Flash Player, но авторы работают над переводом работ в более современный формат.

Примеры виртуальных лабораторных практикумов

Рис.1.ПримервиртуапьнойлабораторнойрабогыспорталаMediadidaktika

с элементами установки и измерительными приборами. Некоторые виртуальные модели также произво ят построение графика одновременно со снятием экспериментальных показаний.

Отметим, что серьезнымминусом при выполнинуи оиртиалвнон лМ^р^а-торной работыаняется отууоссвие непосредственного контакта обучающегося с приборами.обнрудованием.йосталином же тнкойспнсоб выпм^^н^я раНо-ты позволяет отработать все те навыки, на развитие которых нацелены данные ^^н^ятит^б;гпдкгу-нйвя уыытоо прикепяти поя^ноде роя^аитеитие оа практике, прогнозировать ожидаемые результаты, исходя из теоретических поло-юений,поньзоонтьоа а:хмерителнльша сылботоми и оСиуаатпшаян посуоднняв с их помощью экспериментальные данные.

Уняя^с^дстоьяееон ориппн-^онтелю авыНоде сУУ^^твпЯ и вьИоин зидннийе работе виртуальные практикумы можно разделить на два вида. В первом случае янтуаюсси од на-две з ада нныевявиеиписои,ио котооыбчистовраиу жунтооптсо график [14]. Или по заданнымяaиaлрнвlлрилoвиилбпоeдолбатся вполоекен-кретный парауеор тзячнееоИсистпмы.В ботьяонссвсотуяатуооздзтелиоакси лабораторных работ сoпpoвoждaюуевоиоaнoтылпиоaвлями:вкнтopыунeоeчеc-лены конкретные задания (например, [8; 15]). Преподавателю остается только тояпоеьсовптвсяп^дложпнепп докенодстсоу.

Второй вид работ предполагает выставление вручную такого количества ^^оал^ь^ып плpayнпуoо, ауп иопанлсди ппeзoдaрaтндл н^аисаеноолтно выЯи-рать, какие зависимости должны исследовать обучающиеся, какие графики по-ттpoртлклкхe параметры рассчитать [16; 17]. Такие виртуальные работы позволяют достаточно точно зауеноть^альпыеиабораио^ыо ^оту, вууооняеыые в данном учебном заведении.

Рассмотрим пример лабораторной работы с портала Mediadidaktika. На рис. 1 представлен скриншот первоначального экрана, на котором изображен лабоантарныВ сиох с приборами и установкой, а также окна с параметрами уста-новкиистроящимися графиками.

н вансев уожяо мыт п^р^оее^р^югалеВте^1^уоИ cиcоeлл - уассу груза и жесткость пружины. Приборы измеряют прошедшее с начала колебаний время и число совершенных колебаний. Во время движения шарика в реальном времени ст^с^^т^ег^^н^ж ого двиелнпо. Тают иеoлpaжaeпcвиeооxод эснргии из одного вида в другой.

Пр^гпеды дотопаю уижнодаеькотнй рабате:

1. Исследовать зависимость периода пружинного маятника от массы груза.

е. Поcлeоoпaтвзaвтcиlвoотиплpиoдa пpужиянoгоyеяоникa от жесткости пружины.

3. По графику зависимости х^) написать уравнение движения, получить уравнениескоростиипостроитьграфик и®.

4.HaTтзлocниюалxиниасcквыутe|зглю сихтеуы.

Такие работы позволяют использовать индивидуальный подход в обучении. Преподаватель может варьировать задания в зависимости от уровня подготов-лннноьти о^чающитня. Нлп иоздатп несиолзки вьриаятнв задауий. Также задания можно варьировать в зависимости от времени, выделенного на выполнение

Это пример самой простой работы по теме «Механические колебания». На сайте представлены также работы по изучению затухающих (рис. 2а) и вынужденных (рис. 2б) колебаний, а также колебаний физического маятника, что соответствует вузовскому курсу физики.

б

Рис. 2. Пример лабораторной работы для вузовского курса физики с портала Mediadidaktika

а

СП6ГПУ кафедра "экспериментальная физика" В Л. Маслов, Т.М.Маспова

Измерение показателя адиабаты воздуха резонансным методом

генератор НЧ *

1 Испопьзуя инструмент "УПРАВЛЕНИЕ", выберита ражим работы установки ПРОБКА-(откр -зэкр.)

ЗАПУСТИТЕ ПРОГРАММУ

Рис.З.Примерлаборагорной работы из виртуального практикума Санкт-П етербур гогого полинехничеткого университета Петра Велико га

На сайте Санкт-Петербургского политехническогоуниверситета Петра Великого виртуальные лабораторные работы соответствуют курсу общей физики, изучаемому в вузах. Все работы сопровождаются подробными методическими рекомтнбациями[15]. Они фактиеенки дубликат рнальеыелабораторные ^боты, выполняемые при очном обучении. Все работы автономны и могут использо-ватьснаехеотючееие к асриВпнеенет. Фа ррс. 3 к трчастое примера нуеастае-лен виртуальный рабочий стол лабораторной работы из раздела «Молекулярная физукал.

Рассмотрим два примера экспериментальных заданий из каталога заданий интернат-оеииуиаде поНмзнке[9]. Илластхатии рабоиихлхоиоукпримеиам привадлнвпауис. 4 - ртс. 5.

Пример 1. Модель «Шесть впаянных резисторов и мультиметр». Задание: имеетсхтлекфтченкбя сиема аз вааяеиые е т^бзерр^ю патенд аеатк разтсеоров R1, R1, R2, R3, R4, R4 и мультиметра, в которой можно присоединяться только к их рнешннс в-еммие, инзме нраочнрк наархаеатя т еаовоеаНайаиле, нетт равны сопротивления R1, R2, R3, R4. Соберите для этого необходимые электри-ческтесиемы, проведите измерения и выполните расчеты.

Пример 2. Ыодрли --Две гееежкр лм накиотномхетынб.Имеюыл две тележки, наклонный рельс, линейка и прибор для измерения времени. Тележки можно установить в нижней или верхней части наклонного рельса, при этом они м^^итчески ^акуеп^т^тн эл^^ро^^^ь^^т^л^х. Щ^с^^с^тт^^^тпо фнайтопке, расположенной у края рельса, включает или выключает электромагниты. Мас-сркерроа тсг—плЮО г. Очеиделире: 1) ма^<^ичеосрУ теаежх; 2- ргол а клона рельса; 3) кинетическую энергию первой тележки непосредственно перед стол-анобентемдру- с дкугим.исли пееврю неоежку ухттоовттч са иетоа шине рельса, вторую - на правом и отключить электромагниты.

и™ выпелнентяпедебнмх задалиФ дтсражоено знанай школьнога курса физики, но, как показывает практика, далеко не все легко с этими заданиями справляются. Задания, аналогичные примеру 1, из года в год оцениваются макси-мопьаым колтнотор боллав.хопя длочх вынолнлоир ееибаодтмозтахь лишь закон Ома и последовательное и параллельное соединения проводников, что не выхлдкр за х5мкеoкальиеп прс—еимы. Ыкжнрза^с^бп1 алиныиадыка>lадый год анализируют работы участников и выкладывают отчет [18] о том, какие задания вызвали затруднения, какие, наоборот, оказались доступными многим.

Рис.4.Примерзадания интернег-олимпиадыпофизике.Модель«Шесть впаянныхрезисторовимультиметр»

Рис. 5. Пример задания интернет-олимпиады по физике. Модель «Две тележки на наклонном рельсе»

Затруднение при выполнении подобного типа заданий вызывает тот факт, что к работе не дано подробных пошаговых указаний. Обучающемуся предоставляется практически полная свобода действий. Он сам должен понять, что можно измерить, какие законы физики надо применить для нахождения указанных величин. Затем необходимо составить план действий, т.к. иногда их порядок важен для получения верного результата. Подобные задания хорошо способствуют развитию мышления экспериментатора. Их можно давать как отдельную лабораторную работу, так и в качестве индивидуального задания обучающимся, которые легко справляются с основными заданиями лабораторной работы.

Виртуальные лаборатории дают необходимую гибкость для организации образовательного процесса в дистанционном формате. Занятие по лабораторному практикуму можно организовать традиционным способом:

- в начале занятия обучающиеся посредством средств для видеосвязи (Zoom, MSTeams и т.д.) получают допуск к работе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- затем преподаватель выдает им ссылку на лабораторную работу;

- обучающиеся выполняют работу за ограниченный промежуток времени, такой же, который выделяется на выполнение работы при очном формате обучения;

- в конце занятия они показывают или пересылают преподавателю отчет или сразу защищают его, в зависимости от того, как было принято при очном обучении.

Альтернативный вариант - предоставить обучающимся возможность выполнять работу в удобное для них время. Задание выкладывается на платформу используемую для дистанционного обучения в данном учебном заведении. Этапы выполнения работы:

- получение допуска к работе в виде тестового задания. После успешного прохождения задания автоматически выдается ссылка на виртуальную лабораторную работу и файл с методическими рекомендациями;

- выполнение работы;

- выполнение отчета;

- защита работы (позже на отдельном занятии в онлайн-формате или путем выполнения индивидуального задания).

При таком режиме не требуется присутствие преподавателя во время получения допуска. Обучающийся может выполнять работу не только в часы, указанные в учебном расписании.

При разработке программы для случая вынужденного перехода на дистанционное обучение имеет смысл подобрать виртуальные лабораторные работы, аналогичные выполняемым очно. В этом случае можно безболезненно продолжить лабораторный практикум при временном переводе учебной группы на дистанционный формат обучения после начала семестра и последующим возвращением к очному обучению еще до его окончания. При необходимости виртуальный лабораторный практикум может быть более обширным, нежели очный. Например, в него можно включить лабораторные работы, для выполнения которых очно требуются специальные условия (например, лабораторные работы по ядерной физике).

Также одним из плюсов использования виртуального практикума является возможность организации фронтального выполнения лабораторных работ, что не всегда возможно при очном обучении из-за существенно ограниченного количества одинаковых лабораторных установок. Проведение лабораторных работ фронтально позволяет поставить всех обучающихся в одинаковые условия и избежать ситуаций, когда часть обучающихся выполняет работу по теме, уже разобранной на лекционных и практических занятиях, а часть работает на опережение и выполняет работу на тему, которая будет изучаться позже в том же семестре.

При современном развитии информационных технологий виртуальный лабораторный практикум позволяет достаточно качественно заменить занятия в лаборатории. Учебные заведения могут рассматривать такую форму выполнения лабораторных работ в случае необходимости перехода на дистанционный формат обучения.

В статье проведен обзор виртуальных лабораторных практикумов по физике, которые возможно использовать при обучении в дистанционном формате. Предложены варианты использования представленных практикумов как в готовом виде, так и для составления на их основе собственных методических разработок, что имеет практическую значимость для учебных заведений, не имеющих возможности разрабатывать виртуальные практикумы самостоятельно. Практикумы второго типа позволяют составлять несколько вариантов заданий, а также задания разного уровня сложности, что способствует развитию индивидуального подхода в обучении физике. Также показана возможность включения в процесс обучения нестандартных лабораторных заданий [9], которые наравне с типовыми лабораторными работами способствуют развитию мышления экспериментатора.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации». ФЗ от 29.12.2012 №273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/66c0c83e63d34f08870033 f56479217971de7ae4/

2. Цепенко Н.В. Дистанционные образовательные технологии - один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики. Кулунда, 2014. Available at: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/03/02/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-odin-iz-sposobov

3. Чефранова А.О. Дистанционное обучение физике в школе и вузе на основе предметной информационно-образовательной среды. Диссертация на сосикание степени доктора педагогических наук. Москва, 2006.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Москва, 1995.

5. Алтухов А.И., Калинин В.Н., Ковнацкий В.К. Экспертный метод оценивания уровня сформированное™ профессиональных компетенций обучающихся при выполнении лабораторного практикума по физике Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2017; № 659: 179 - 183.

6. Алтухов А.И., Головина В.В., Калинин В.Н. Формирование и критерии оценивания общекультурных и профессиональных компетенций в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2014; Выпуск 642: 210 - 215.

7. Виртуальные лабораторные работы по физике. Available at: http://mediadidaktika.ru

8. Лабораторный практикум кафедры физики. Available at: https://physics.spbstu.ru/labortornyi_praktikum_kafedry_eksperimentlanoy_fiziki/

9. Интернет-олимпиада школьников по физике. Available at: http://distolymp2.spbu.ru/olymp/

10. Виртуальные лаборатории. Available at: https://d-element.ru/solutions/teach_equipment/catalog/laboratorii/virtualnye-laboratorii/?type=virtual

11. НГТУ- ОФ - Виртуальные лабораторные работы. Available at: https://ciu.nstu.ru/kaf/of/virutalne_laboratorne_rabot

12. Виртуальная лаборатория. Available at: https://kf-info.urfu.ru/ru/virtualnaja-laboratorija/

13. Виртуальная лаборатория общей физики. Available at: https://www.sunspire.ru/products/physics2d/

14. Виртуальные лабораторные работы по изучении физики колебаний и волн. Available at: http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=543

15. Момент импульса в квантовой механике. Available at: https://physics.spbstu.ru/userfiles/files/Virt_Labs_Descr/lab3_05_v.pdf

16. Определение ускорения свободного падения тела. Available at: http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=4

17. Виртуальные лабораторные работы по всем разделам физики. Available at: http://mediadidaktika.ru/course/view.php?id=20

18. Документы, связанные с интернет-олимпиадой по физике. Available at: http://distolymp2.spbu.ru/olymp/index_doc.html

References

1. Ob obrazovanii v RossijskojFederacii». FZ ot 29.12.2012 №273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/66c0c83e63d34f08870033f56479 217971de7ae4/

2. Cepenko N.V. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii- odin iz sposobov realizacii sistemno-deyatel'nostnogo podhoda pri obuchenii fiziki. Kulunda, 2014. Available at: https:// nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/03/02/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-odin-iz-sposobov

3. Chefranova A.O. Distancionnoe obuchenie fizike v shkole i vuze na osnove predmetnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy. Dissertaciya na sosikanie stepeni doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Bespal'ko V.P. Pedagogika iprogressivnye tehnologiiobucheniya. Moskva, 1995.

5. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Kovnackij V.K. 'Ekspertnyj metod ocenivaniya urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya pri vypolnenii laboratornogo praktikuma po fizike Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2017; № 659: 179 - 183.

6. Altuhov A.I., Golovina V.V., Kalinin V.N. Formirovanie i kriterii ocenivaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v cikle matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2014; Vypusk 642: 210 - 215.

7. Virtual'nye laboratornyeraboty po fizike. Available at: http://mediadidaktika.ru

8. Laboratornyjpraktikum kafedry fiziki. Available at: https://physics.spbstu.ru/labortornyi_praktikum_kafedry_eksperimentlanoy_fiziki/

9. Internet-olimpiada shkol'nikov po fizike. Available at: http://distolymp2.spbu.ru/olymp/

10. Virtual'nye laboratorii. Available at: https://d-element.ru/solutions/teach_equipment/catalog/laboratorii/virtualnye-laboratorii/?type=virtual

11. NGTU - OF - Virtual'nye laboratornye raboty. Available at: https://ciu.nstu.ru/kaf/of/virutalne_laboratorne_rabot

12. Virtual'naya laboratoriya. Available at: https://kf-info.urfu.ru/ru/virtualnaja-laboratorija/

13. Virtual'naya laboratoriya obschej fiziki. Available at: https://www.sunspire.ru/products/physics2d/

14. Virtual'nye laboratornye raboty po izuchenii fiziki kolebanij i voln. Available at: http://mediadidaktika.ru/mod/page/view. php?id=543

15. Momentimpul'sa vkvantovojmehanike. Available at: https://physics.spbstu.ru/userfiles/files/Virt_Labs_Descr/lab3_05_v.pdf

16. Opredelenie uskoreniya svobodnogo padeniya tela. Available at: http://mediadidaktika.ru/mod/page/view.php?id=4

17. Virtual'nye laboratornye raboty po vsem razdelam fiziki. Available at: http://mediadidaktika.ru/course/view. php?id=20

18. Dokumenty, svyazannye s internet-olimpiadojpo fizike. Available at: http://distolymp2.spbu.ru/olymp/index_doc.html

Статья поступила в редакцию 29.12.21

УДК 379.8

Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Directing Theatrical Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: lenablack57@mail.ru

Chernyak M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: chernyakm4x@gmail.com

Belov V.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Special Disciplines, Kuzbass State Technical University (Belovo, Russia), E-mail: belovvf@bk.ru

IMMERSIVE SHOWS AS AN ACTUAL DIRECTION OF THE LEISURE INDUSTRY. In the article, the authors consider a format of immersive shows as a currently popular form of festive culture. Immersive theater technologies are aimed at mixing different types of real and virtual reality, which is perceived by all our senses. The article emphasizes the idea that a picture is now becoming an important way of transmitting information, changing the logic of the perception of the world, and the transition from the culture of the word to the culture of the image is being carried out. The main emphasis in the context of the problem under consideration is made on the technological factors of modeling consciousness through visualization of an artificial environment. Considering the signs of immersiveness, the authors pay attention to the peculiarities of the space where the action unfolds, and the involvement of the audience in the process of the game action. In it, space, its interior, light, music and the movement of actors and spectators in this space becomes an important part of the drama of the performance. The article provides examples of methods and technologies for creating immersive shows on the example of modern productions.

Key words: immersiveness, immersive theater, directing, virtual reality, dramatic performance.

Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, E-mail: lenablack57@mail.ru М.В. Черняк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово, E-mail: chernyakm4x@gmail.com В.Ф. Белов, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» в г. Белово, г. Белово, E-mail: belovvf@bk.ru

ИММЕРСИВНЫЕ ШОУ КАК АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИНДУСТРИИ ДОСУГА

В статье авторы рассматривают формат иммерсивного шоу как популярной в настоящее время формы праздничной культуры. Технологии иммерсивного театра направлены на смешение различных видов реальной и виртуальной реальности, которая воспринимается нами всеми органами чувств. В статье подчеркивается мысль о том, что важным способом передачи информации сейчас становится картинка, меняющая логику восприятия мира, и осуществляется переход от культуры слова к культуре образа. Основной акцент в контексте рассматриваемой проблемы сделан на технологические факторы моделирования сознания посредством визуализации искусственного окружения. Рассматривая признаки иммерсивности, авторы обращают внимание на особенности пространства, где развертывается действие, и вовлеченность зрителей в процесс игрового действия. В нем пространство, его интерьер, свет, музыка и перемещение в этом пространстве актеров и зрителей становится важной частью драматургии представления. В статье приводятся образцы методики и технологии создания иммерсивных шоу на примере современных постановок.

Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивный театр, режиссура, виртуальная реальность, драматургия представления.

В настоящее время в праздничную культуру успешно интегрируются инновационные формы, методы, приемы и инструменты из иных профессиональных форм искусства. Актуальной на данный момент в индустрии досуга является технология иммерсивности, представляющая собой смешение различных видов реальной и виртуальной реальности и воспринимаемая нами всеми органами чувств. Примером могут служить технологии иммерсивного театра.

Цель нашей статьи - на примере постановки ряда иммерсивных шоу рассмотреть технологические особенности их создания, основные формы и роль в индустрии досуга.

Нами были сформулированы следующие задачи исследования: изучить теоретические аспекты и концептуальные основы иммерсивного театра; определить особенности иммерсивности как способа восприятия, влияющего на изменение сознания; выявить технологические особенности иммерсивных постановок.

Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности использования технологий иммерсивности при создании творческих проектов в индустрии досуга.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в дополнение к имеющимся средствам и методам социально-культурной деятельности прибавляются технологии иммерсивного шоу, позволяющие расширить границы деятельности режиссеров праздничных программ.

Ключевым приемом передачи информации на современном этапе становится картинка, изменяющая логику постижения мира. Интерактив и виртуальная реальность вышли за пределы Интернета и стали активно завоевывать реальные пространства. Так, например, иммерсивность стала востребована в музеях, выставочных залах, театрах и концертных площадках, тем самым привлекая нового зрителя.

Перспективность использования иммерсивных технологий связана со сменой потребностей различных социальных групп в развитии новых индустрий досуга.

В процессе создания и организации иммерсивных шоу появляется возможность сформировать инновационные подходы к организации и проведению досуга, познакомить его участников с социокультурными пространствами городских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.