Научная статья на тему 'Дистанционное обучение: лабораторный практикум по физике. Дома и на природе'

Дистанционное обучение: лабораторный практикум по физике. Дома и на природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ФИЗИКА / PHYSICS / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / VIRTUAL LABS / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COMPUTER SIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова С.В., Штейн Б.М.

В работе рассматриваются особенности дистанционного обучения по дисциплине «Физика». Представлены несколько возможностей выполнения лабораторного практикума по физике при дистанционном обучении, а именно виртуальные лабораторные работы, моделирование физических процессов с помощью компьютерных программ и лабораторные работы в домашних условиях. Показаны важность и практическая значимость использования дистанционного обучения при обучении физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING: CASE STUDY IN PHYSICS LABORATORY. WORK IN HOME AND NATURE ENVIRONMENT

The paper discusses features of distance learning in the discipline of Physics. The authors present several ways of how to organize laboratory works on physics in distance learning education. A special emphasis is made on virtual labs, physics simulation with the help of computer programs and laboratory work at home. The paper shows the importance and practical significance of the use of distance learning for teaching physics.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение: лабораторный практикум по физике. Дома и на природе»

как предварительную ступень хореографии: на ступени импровизации танцовщица становится инструментом для воплощения внутреннего образа. Затем она отрабатывала найденные формы движения и составляла из них комбинацию. Таким образом, Виг-ман различала «танцевальное переживание», из которого возникает художественное содержание, и «танцевальное формообразование», которое отмечало работу над формой и компоновкой» [5, с. 99].

Далее, этот подход получил своё развитие в творчестве Грет Палукки, которая использовала импровизацию как метод постановки танца, именно она закрепила в своём творчестве процесс переноса импровизации из репетиционного зала на сцену, что стало основой для зарождения танцевального перфоманса и танцтеатра, как новой формы танцевального искусства.

Согласно классификации, которую предлагает В.Ю. Никитин, на данном этапе развития импровизация делится на традиционную, модернистскую и постмодернистскую (танцтеатр и танцперфоманс).

Где под традиционной импровизацией понимается «импровизация внутри определённой танцевальной стилистики, прямое либо формальное наследие фольклорных традиций» [9, с. 297]. В то время как модернистская импровизация подразумевает «романтическую школу импровизации в танце модерн, выросшую из творчества А. Дункан. Представители этого направления считают, что чувства и состояние могут быть напрямую выражены в движении» [9, с. 297]. В данном контексте большее внимание уделяется эмоциям и движениям, в которых они выражаются, нивелируя значение композиции. И, наконец, постмодернистская импровизация, которая представляет собой «искусство танцпер-

Библиографический список

фоманса», включающее в себя импровизационный танцтеатр и танцперфоманс. Так или иначе, все виды импровизации нацелены на поиск новых вариантов и возможностей воплощения индивидуальности танцора в движении.

Согласно определению В.Ю. Никитина, «танцевальная импровизация - это процесс согласования общения посредством физического движения, иногда, но не всегда включая звук, символы или объекты ... Импровизация - это осознанная спонтанность» [9, с. 298].

Таким образом, импровизация в танце изначально призвана решать творческие задачи, связанные с поиском новых лексических форм; с изучением выразительных возможностей человеческого тела в танце и обучением технике современного танца. А главное - формированием и развитием индивидуальной манеры танцора, раскрытием его внутреннего потенциала в естественном движении.

На данном этапе развития современный танец активно интегрирует в себя методологию импровизации театрального искусства. Это обусловлено самой природой contemporary dance, суть которой заключается в реализации внутреннего чувственного и эмоционального потенциала танцора, его самобытности. Именно поэтому техника импровизации в танце тесно переплетается с основными элементами «системы» К.С. Станиславского, «техники актёра» М.А. Чехова и т. п. Именно они помогают наиболее эффективно решать задачи по формированию пластической выразительности у танцора посредством импровизации. В методике автор активно применяет приёмы из тренингов по актёрскому мастерству и импровизации: «я в предлагаемых обстоятельствах», «если бы.», «а вдруг.», этюд на тему и т. п.

1. Гиршон А. Импровизация и хореография. Жить [,] танцуя: центр интегрального танца. Available at: http://girshon.ru/article/ improvizatsiya-i-horeografiya/

2. Новак С. Размышления о танцевальной импровизации. Сайт А. Гиршона. Available at: http://old.girshon.ru/www.dancetrio/Articles/ cintia.htm

3. Дункан А. Моя жизнь. Моя любовь. Lib.ru. Available at: http://az.lib.rU/d/dunkan_a/text_1930_my_life.shtml

4. Матушкина М. В. Танцевальная импровизация: истоки и история развития вначале XX в. Теория и практика общественного развития. 2014; 9: 98 - 101; Ibib. Available at: http://teoria-practica.rU/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/9/kulturologiya/ matushkina.pdf

5. Laban R. von. Der Moderne Ausdruckstanz in der Erziehung. Eine Einführung in die kreativetänzerische Bewegungals Mittelzur Entfaltung der Persönlichkeit. Wilhelmshaven, 2001.

6. Здор С. Точка навигации. Техника импровизации в современном танце. Красноярск, 2010.

7. Станиславский К.С. Работа актёра над собой; Чехов М.А. О технике актёра. Москва: Актёр. Режиссёр. Театр, 2008.

8. Гиршон А. Кинесфера: пространство движения. Сайт А. Гиршона. Available at: http://old.girshon.ru/txt/spheare.htm

9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Москва: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2011.

References

1. Girshon A. Improvizaciya i horeografiya. Zhit' [,] tancuya: centr integral'nogo tanca. Available at: http://girshon.ru/article/improvizatsiya-i-horeografiya/

2. Novak S. Razmyshleniya o tanceval'noj improvizacii. Saß A. Girshona. Available at: http://old.girshon.ru/www.dancetrio/Articles/cintia.htm

3. Dunkan A. Moya zhizn'. Moya lyubov'. Lib.ru. Available at: http://az.lib.ru/d/dunkan_a/text_1930_my_life.shtml

4. Matushkina M. V. Tanceval'naya improvizaciya: istoki i istoriya razvitiya vnachale XX v. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 9: 98 - 101; Ibib. Available at: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/9/kulturologiya/ matushkina.pdf

5. Laban R. von. Der Moderne Ausdruckstanz in der Erziehung. Eine Einführung in die kreativetänzerische Bewegungals Mittelzur Entfaltung der Persönlichkeit. Wilhelmshaven, 2001.

6. Zdor S. Tochka navigacii. Tehnika improvizacii v sovremennom tance. Krasnoyarsk, 2010.

7. Stanislavskij K.S. Rabota aktera nad soboj; Chehov M.A. O tehnike aktera. Moskva: Akter. Rezhisser. Teatr, 2008.

8. Girshon A. Kinesfera: prostranstvo dvizheniya. SajtA. Girshona. Available at: http://old.girshon.ru/txt/spheare.htm

9. Nikitin V.Yu. Masterstvo horeografa vsovremennom tance. Moskva: Rossijskij universitet teatral'nogo iskusstva - GITIS, 2011.

Статья поступила в редакцию 21.01.17

УДК 378.126

Veselova S.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Mathematics and Physics, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: zavkmm@yandex.ru

Shtein B.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Physics, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television (St. Petersburg, Russia), E-mail: zavkmm@yandex.ru

DISTANCE LEARNING: CASE STUDY IN PHYSICS LABORATORY. WORK IN HOME AND NATURE ENVIRONMENT. The

paper discusses features of distance learning in the discipline of Physics. The authors present several ways of how to organize laboratory works on physics in distance learning education. A special emphasis is made on virtual labs, physics simulation with the help of computer programs and laboratory work at home. The paper shows the importance and practical significance of the use of distance learning for teaching physics.

Key words: distance learning, physics, virtual labs, computer simulation.

C.B. Веселова, канд. техн. наук, доц. каф. математики и физики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, г. Санкт-Петербург, E-mail: zavkmm@yandex.ru

Б.М. Штейн, канд. пед. наук, доц. каф. математики и физики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, г. Санкт-Петербург, E-mail: zavkmm@yandex.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ФИЗИКЕ. ДОМА И НА ПРИРОДЕ

В работе рассматриваются особенности дистанционного обучения по дисциплине «Физика». Представлены несколько возможностей выполнения лабораторного практикума по физике при дистанционном обучении, а именно виртуальные лабораторные работы, моделирование физических процессов с помощью компьютерных программ и лабораторные работы в домашних условиях. Показаны важность и практическая значимость использования дистанционного обучения при обучении физике.

Ключевые слова: дистанционное обучение, физика, виртуальные лабораторные работы, компьютерное моделирование.

Дистанционное обучение играет очень важную роль в современной системе образования. Такое обучение в настоящее время проводится по всем предметам основного и дополнительного образования, как в средних школах, так и в вузах.

Дистанционные занятия имеют ряд отличий от обычных занятий в аудитории с преподавателем. Основное отличие - это в разы более широкий охват аудитории. Это позволяет изучать дисциплины людям с ограниченными возможностями и людям, проживающим на отдаленных территориях. Причем и те, и другие не будут вынуждены тратить больше денежных средств на свое обучение. Поэтому именно дистанционное обучение делает образование доступным для любых категорий учащихся.

О доступности образования и важности дистанционного обучения говорил в ежегодном Послании Федеральному собранию 2016 года Президент России В.В. Путин [1]: «Следует ускорить принятие правовых актов, которые позволят российским вузам активно развивать массовое дистанционное образование, также ориентированное, прежде всего, на наших соотечественников и граждан СНГ».

Важность дистанционного обучения, особенно для сельской местности подчеркнула и новый Министр образования О.Ю. Васильева [2].

В большинстве предметов нет никаких препятствий для дистанционного обучения. Нужен только компьютер и скоростной интернет. Все учебные материалы можно передавать по электронной почте, читать лекции и опрашивать студентов в режиме видеоконференций.

Однако естественнонаучные дисциплины, прежде всего физика, коренным образом отличаются от остальных предметов тем, что при обучении необходима постановка экспериментов, причём руками самих студентов - это является неотъемлемой частью обучения физике. А лаборатории с соответствующим оборудованием есть только в вузах, что сводит на нет всю идею дистанционного обучения. В данной статье мы рассмотрим основные пути решения данной проблемы. И тут есть три возможных подхода. Виртуальные лабораторные работы Такие лабораторные работы существуют в большом количестве, как профессиональные, так и доморощенные, разработанные преподавателями и даже учащимися. Для создания лабораторных работ часто используют не только языки программирования, но и такие среды, как специальная система разработки виртуальных инструментов LabVIEW от компании NATIONAL INSTRUMENTS [3], которая содержит мощные многофункциональные инструменты для проведения любых типов измерений и разработки любых приложений, а также использует визуальное программирование с интуитивно понятным интерфейсом.

Ярким примером является разработанная в Санкт-Петербургском государственном университете среда BARSIC [4]. Помимо языка программирования высокого уровня содержит бесплатный проигрыватель и несколько десятков виртуальных лабораторных работ, имитирующих стандартные лабораторные работы по различным разделам физики. Примеры на рисунках 1 и 2 [4].

Рис.1.Лабораторнаяр абота«Математическиймаятник» в среде BARSIC СПбГУ [4].

Рис.2.Лабораторная работа «Изучение электрическойсхемы» в среде BARSIC СПбГУ [4].

Такие лабораторные позволяют виртуально изучить многие законы, но можно ли считать компетентным специалистом того, кто, ни разу не держал в руках настоящие приборы, не подключал их, не влмоеет тотоыологыей постаноыкиыктперименоа,еро-ведения измерений и обработки их результатов? На наш взгляд, будущийопецимлист днелиние только нидоть ло-боас неэкране, но и уметь ими пользоваться. Поэтому полностью заменить лабораторный практикум без снижения качества подготовки специалтсаов виреальные лабтрайортые ое в соинояннт. Моделирование физических процессов

фсзинескихп р^ь^атс^отнакмоьк^тесе ку-ляется самостоятельным и чрезвычайно важным разделом под-готовкистндента, ocoЫтянoтеннилнcкяx ^^г^о^^асош. ЕР совмо-менной технике практически все разработки реализуются после на томлиютере. Ce-тдн2Реыиния доля ыткрм-тий делается уже не в лабораториях или «на кончике пера», а «на курсоре мышки». Моделирование физических процессов на комкыютeоeтвлиетан неп°еуто пяикоaл нoтди2ципыннoо,нeис-ходимой будущему специалисту, но и позволяет намного глубже понять и усвоить самифизические ззконы и их математическое описание.

Обычнoлляоeшeнтнзaлaчлк,оeлнуoвоеия испдлькуютня либо языки программирования, либо математические пакеты [5].

однаковрабитах [Р;7] поксзaнт,лтннасбoыаeyдoбыымзa-кетом является Microsoft Excel, входящий в пакет Microsoft Office или его бесплатные аналоги. Электронные таблицы изначально были пpаынaссaнины длясyxraлceнcкиxиекойoмичоcl<иу настк-тов. Выбор этого пакета для обучения компьютерному моделиро-ванил oMаcлывлрнcл2лyющнмылиичитями:

- Excel достаточно мощная программа, имеющая в своём распарялонин боыно Р00 ф-нкций н е мулькоокнносоческио, но и математических, инженерных, логических, статистических и пр.

-ИыТ^Р6НО^^о няыl-ый«дпyжиcнвеыныыуинтеыфeйc,тo-нятная справочная информация на множестве языков, включая русский, и широкая интеграция и унификация с другими пакетами ^^^ о^о ниакыыoлпеoвaнтынxcк. п росуым и удобным. Поэтому в этой программе можно заниматься физикой на зoмпсютенс,тнe инДпаматикойна лонмерах физики. В отличие от сложных профессиональных математических и физических пакетов Ехсе1 нк нуждается в длительном изучении, осва-

ивается за одно занятие и позволяет в дальнейшем заниматься исключительно изучением физики, а не программы.

- В мощных математических пакетах, чтобы что-либо сделать, необходимо знать, какую команду ввести, или какую кнопку нажать, но нет необходимости понимать, как именно моделируется данный процесс. В Excel не заданы физические модели - их требуется задать самостоятельно, поэтому для моделирования физических процессов требуется более глубокое понимание физического и математического смысла формул и используемых моделей. Справедливо и обратное: освоение компьютерного моделирования физических процессов в Excel ведет к более глубокому пониманию этих процессов, а так же физического и математического смысла используемых формул и моделей.

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения ведётся работа в данном направлении, для студентов выпущены методические указания по моделированию в Excel разделов «Механика» [8] и «Колебания» [9], работа над другими разделами продолжается. Примером служит рисунок 3, выполненной в Excel работы «Колебания связанных маятников».

Мы уже рассматривали особенности изучения дисциплины «Физика», в том числе и раздела «Механика» с помощью компьютерного моделирования в своих работах [10; 11], где показали возможность использования при обучении различных пакетов прикладных программ Adobe Photoshop, Adobe Flash, 3DMax, 3DMaya и обосновали междисциплинарные связи дисциплин «Физика»и«Информатика».

Несмотря на всю важность данного раздела и необходимость его включения в программу подготовки специалистов, следует отметить, что не решает задачу обучения навыкам поста-новкиэкспериментов ипроведенияфизическихизмерений.

Лабораторный практикум в домашних условиях

Итак, мы пришли к выводу о том, что выполнять натурные лабораторные работы необходимо для подготовки студента. Но для этого вовсе необязательно ехать в другой город в вузовскую лабораторию. Большое количество лабораторных работ можно провести в домашних условиях с помощью вполне доступного для студента оборудования.

На кафедре математики и физики Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения разработан

Рис.3.Лабораторнаяработа«Моделированиеколебаниясвязанныхмаятников»всредеЕхсе1СПбГУКиТ[9].

курс лабораторных работ по разделу «Механика», которые легко выполняются в домашних условиях. В предложенных лабораторных работах используются такие доступные приборы как рулетка, линейка, транспортир с отвесом, секундомер, безмен. При этом используется широкий спектр способов измерений и методов обработкиихрезультатов.

Поскольку при дистанционном обучении эксперименты проводятся учащимися самостоятельно без контроля опытного лаборанта, особое внимание в таких работах уделено технике безопасности.

Рассмотрим в качестве примера лабораторную работу «Исследование баллистической кривой» по разделу «Кинематика поступательного движения».

В ней используются следующие приборы: рулетка, часы с секундомером,транспортирсотвесом,игрушечныйпистолет.

Измерения проводятся двумя способами: при стрельбе с уровня земли под разными углами и при стрельбе горизонтально с различной начальной высоты. Учащиеся измеряют время и дальность полёта в зависимости от угла стрельбы в первом случае и от начальной высоты во втором. В результате учащиеся находят ускорение свободного падения и начальную скорость пули.

Библиографический список

Правильность постановки эксперимента и проведения расчётов обеспечены тем, что ускорение свободного падения известно, а измерения проводятся двумя независимыми методами.

При обработке результатов используются следующие методы: решение систем уравнений, построение графиков и их анализ с помощью метода линеаризации и углового коэффициента или с помощью метода наименьших квадратов, расчёт погреш-ностипрямымикосвенным методом.

Для других разделов, работа над которыми продолжается, потребуется другое, но тоже весьма доступное оборудование. Например, для работ по электричеству нужен универсальный мультиметр, паяльник и радиодетали. В оптике вместо дорогой дифракционной решётки можно использовать CD-диск, а вместо источника - лазерную указку, поляроид можно добыть из копеечных часов с ЖК-экраном...

Таким образом, очевидно, что можно проводить полноценное дистанционное обучение, не уменьшая объем лабораторного практикума. Более того, студенты при таком подходе получат неоценимый опыт самостоятельной постановки экспериментов, изготовления простейшего оборудования, пайки электрических схем и других полезных навыков.

1. Available at. https://www.1tv.ru/news/2013/12/12/55750-vystuplenie_prezidenta_rf_v_putina_s_poslaniem_federalnomu_sobraniyu_pol-naya_versiya

2. Available at: http://dop-obrazovanie.com/novosti-oglavlenie/2434-brifing-ministra-obrazovaniya-olgi-vasilevoj

3. Available at: http://russia.ni.com/labview

4. Availableat: http://barsic.spbu.ru/www/

5. Бурсиан Э.В. Физика. 100 задач для решения на компьютере: учебное пособие. Санкт-ПетербургИД «МиМ», 1997.

6. Штейн Б.М. Компьютерное моделирование физических процессов в Microsoft Excel. Физика в школе и вузе: Международный сборник научных статей. Выпуск 8. Санкт-Петербург: Издательство библиотеки РАН, 2008.

7. Штейн Б.М. Моделирование колебательных процессов средствами Microsoft Excel. VII Международная научно-техническая конфе-ренция«Фундаментальныеи прикладныепроблемыфизики».Саранск. 28-30 мая2012г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.