Научная статья на тему 'Имитационные игры в обучении деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления'

Имитационные игры в обучении деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
имитационные игры / обучение деловой коммуникации / будущие бакалавры государственного и муниципального управления / профессиональная подготовка / контекстный подход. / simulation games / business communication training / future bachelors of state and municipal administration / professional training / contextual approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуев М.Х.

Цель исследования – описание процесса обучения деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления средствами имитационных игр. Научная новизна состоит в характеристике активных методов обучения, предполагающих имитацию профессиональных ситуаций в управленской деятельности. Результатом исследования является комплекс имитационных игр, которые содержат различные профессиональные ситуации деловой коммуникации руководителей. Они могут использоваться в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по направлению "38.03.04 Государственное и муниципальное управление".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуев М.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Simulation games in teaching business communication to future bachelors of state and municipal management

The purpose of the study is to describe the process of teaching business communication to future bachelors of state and municipal management by means of simulation games. The scientific novelty lies in the characterization of active teaching methods that involve imitation of professional situations in managerial activities. The result of the study is a set of simulation games that contain various professional situations of business communication of managers. They can be used in the professional training of students studying in the direction of "38.03.04 State and municipal management".

Текст научной работы на тему «Имитационные игры в обучении деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления»

Simulation games in teaching business communication to future bachelors of state and municipal management

Abduev Magomed Khavazhievich, Senior Lecturer, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State Pedagogical University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Chechen Republic

The purpose of the study is to describe the process of teaching business communication to future bachelors of state and municipal management by means of simulation games. The scientific novelty lies in the characterization of active teaching methods that involve imitation of professional situations in managerial activities. The result of the study is a set of simulation games that contain various professional situations of business communication of managers. They can be used in the professional training of students studying in the direction of «38.03.04 State and municipal management».

Keywords: simulation games; business communication training; future bachelors of state and municipal administration; professional training; contextual approach.

Цитировать: Абдуев М.Х. Имитационные игры в обучении деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 256-260. EDN: MMWWUU. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.46

Абдуев Магомед Хаважиевич, старший преподаватель кафедры Теории и технологии социальной работы, Чеченский государственный педагогический университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Чеченская республика

Цель исследования – описание процесса обучения деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления средствами имитационных игр. Научная новизна состоит в характеристике активных методов обучения, предполагающих имитацию профессиональных ситуаций в управленской деятельности. Результатом исследования является комплекс имитационных игр, которые содержат различные профессиональные ситуации деловой коммуникации руководителей. Они могут использоваться в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по направлению «38.03.04 Государственное и муниципальное управление».

Ключевые слова: имитационные игры; обучение деловой коммуникации; будущие бакалавры государственного и муниципального управления; профессиональная подготовка; контекстный подход.

УДК 378

ВАК 5.8.7

Абдуев М.Х.

Имитационные игры в обучении деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления

Введение

Деловая коммуникация специалистов различных профессиональных сфер выступает важным условием налаживания продуктивных контактов, способом достижения профессиональных целей, условием предупреждения межличностных конфликтов. Работникам отрасли государственного и муниципального управления очень важно владеть умениями профессионального общения с коллегами, представителями различных организаций, гражданами. Именно данные специалисты должны подавать пример доброжелательного, гуманного, уважительного отношения к людям, стремления налаживать успешные взаимоотношения с различными категориями граждан и своими коллегами. Поэтому в процессе профессиональной подготовки необходимо создавать условия для развития умений делового общения у будущих бакалавров государственного и муниципального управления.

Для эффективного осуществления данного процесса необходимо продумать содержание и методы обучения, наиболее эффективно влияющие на развитие способности студентов взаимодействовать друг с другом в рамках моделируемых профессиональных ситуаций. Общепризнанным является заявление ученых и практиков о широких возможностях различных активных методов обучения, способствующих всестороннему развитию личности. Исследователями утверждается, что активные методы обучения выступают важным условием популяризации научных знаний, например психолого-педагогических [1]. Обосновывается, что такие методы подготовки будущих специалистов сферы государственного управления развивают профессиональную компетентность, личностную и социальную зрелость студентов [2]. Игровые технологии рассматриваются как наиболее эффективные средства обучения специалистов управленческого корпуса [3; 4; 5].

В соответствии с целью задачами исследования являются: 1) обзор научных источников, раскрывающих перспективные возможности активных методов обучения в развитии различных качеств специалистов; 2) изучение коммуникативных и организаторских склонностей у будущих бакалавров государственного и муниципального управления; 3) представление краткой характеристики имитационных игр, используемых в обучении деловой коммуникации студентов.

Анализ теоретических оснований исследования. Учеными достаточно обстоятельно обосновано влияние игровых технологий, имитирующих профессиональные ситуации, на становление и совершенствование различных деловых качеств действующих и будущих специалистов.

В.В. Кольга, Е.О. Кипель пишут, что игровые методы обучения способствуют формированию экономической компетентности бакалавров технических направлений подготовки [6]. Подчеркивается, что данные методы развивают у студентов умения работать в команде, совершенствуют такие моральные качества, как ответственность и целеполагание. На наш взгляд, данные способности и личностные характеристики повышают уровень делового общения будущих руководителей.

По словам М.М. Османова, деловая игра выступает средством развития лидерских качеств сотрудников ОВД. Им констатируется, что такая «игра достаточно успешно используется в процессе повышения квалификации специалистов различного профиля» [7, с. 99]. Как утверждает Н.В. Мельченкова, применение преподавателем в вузе имитационно-деятельностных игр способствует формированию готовности будущих менеджеров к деловому общению. Данные игры «предоставляют возможность свободного общения, предполагают различные речевые средства в зависимости от цели коммуникации» [8, с. 59]. И.В. Кузина пишет, что имитационная игра представляет собой «завуалированное в игровой форме практическое задание, требующее детального анализа причинно-следственных связей, мотивов поведения субъектов» [9, c. 114]. Это указывает на то, что в профессиональных коммуникациях важны не только речевые, но и интеллектуальные способности, которые также развиваются в имитационных играх.

В.С. Антонюк, Г.В. Эрлих, М.В. Козина рассматривали игровые технологии для подготовки кадров государственной и муниципальной службы, описывая дидактические игры, кейс-технологии, компьютерные игры, баскет-метод и деловые игры. Утверждается, что они обеспечивают формирование целого ряда профессиональных компетенций студентов данного направления обучения, подготавливают к решению социально-экономических проблем [3]. Учитывая широкий спектр решаемых задач в процессе применения имитационных игр, вполне уверенно можно утверждать о том, что они могут использоваться в обучении деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления.

Методологическая основа научной работы. В исследовании применялись теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (тестирование, имитационное моделирование) методы. Методологической основой исследования выступал контекстный подход, разработанный А.А. Вербицким. В рамках данного подхода выделяются три модели обучения: семиотическая, имитационная, социальная. Утверждается, что «имитационная обучающая модель – это моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации» [10, с. 43]. В таком обучении студент, по утверждению ученого, приобретает личностный смысл учения, осваивает сущность профессиональных процессов.

Результаты научного исследования

В основе делового общения специалистов базируются коммуникативные и организаторские склонности личности. С целью их изучения студентам был предложен тест-опросник КОС – 1 [11]. В эксперименте приняли участие 58 студентов второго и третьего курсов обучения по направлению профессиональной подготовки «38.03.04 Государственное и муниципальное управление». Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровень коммуникативных и организаторских склонностей будущих бакалавров (начало года)

Низкий Ниже среднего Средний Высокий Очень высокий

13,79 % 17,24 % 39,66 % 18,97 % 10,34 %

Таким образом, обнаруживается, что большинство студентов характеризуются средним уровнем коммуникативных и организаторских склонностей. Для содействия им в освоении необходимых для делового общения способностей были разработаны и реализованы имитационные игры. Представим в качестве примеров описание нескольких таких игр. Они включают легенду (общую характеристику ситуации, которую необходимо смоделировать) и условия игры, представленные в таблицах.

Первая игра способствует развитию навыков общения руководителя с гражданами, формированию знаний в области современного российского законодательства в отношении семей детей с инвалидностью (табл. 2).

Таблица 2 – Характеристика имитационной игры «Требования о помощи»

Легенда Условия игры

На прием к главе муниципального района пришла женщина. У нее 11-летний сын инвалид-колясочник. Женщина требует помочь ей с приобретением двух колясок: одну для передвижения в квартире, а вторую – на улице. Она утверждает, что сын очень быстро растет и прежние средства передвижения ему уже не подходят. Каждый год ей оказывается подобная помощь, но она часто не удовлетворена сроками оказаниям социальной и материальной поддержки. Роли: глава и жительница поселка.

Место: кабинет главы района.

Личностно-социальные характеристики женщины:

многодетная неработающая мать, конфликтная, с иждивенческими установками

Проведение данной игры предполагает предварительное ознакомление студентов с обязанностями родителей, правами инвалидов, особенностями принятия управленческих решений при поддержке социально уязвимых семей.

В процессе профессиональной подготовки студентам необходимо предлагать различные ситуации профессиональных коммуникаций, в которых они осваивают модели общения как с гражданами, так и с коллегами. Успешная деловая коммуникация с коллегами, грамотное управление подчиненными обеспечивают качество решаемых руководителем задач. Умения психологически поддержать, грамотно высказать критическое замечание, морально и материально стимулировать важные для повышения интеллектуальной и материальной прибыли организации, роста ее социального рейтинга.

Следующая ситуация направлена на освоение будущими бакалаврами государственного и муниципального управления способов осуществления конструктивной критики в деловой коммуникации (табл. 3).

Таблица 3 – Характеристика имитационной игры «Критика подчиненного»

Легенда Условия игры

Ваш подчиненный несвоевременно размещает информацию на сайте о принимаемых мерах администрации района в соответствии с обращениями граждан. Отчет размещается по завершению каждого квартала и является обязательным, он свидетельствует о характере принятых мер (просьбы граждан, газификация, коммунальное хозяйство и пр.). Вы каждый раз делаете ему замечание, но подчиненный находит отговорки, и проблемная ситуация сохраняется Роли: руководитель и подчинённый

Место: кабинет подчиненного.

Личностно-социальные характеристики подчиненного: молодой, неопытный, медлительный, неорганизованный, инфантильный

Перед проведением данной игры студенты знакомятся с особенностями делового общения, видами критики в деловой коммуникации, мерами стимулирования и «наказания» в профессиональной деятельности членов коллектива с учетом их трудовых мотивов, возрастных и индивидуальных особенностей.

Также будущим бакалаврам важно осваивать способы выстраивания деловых контактов с руководителями других организаций с целью более эффективного решения управленческих задач. Выстраивание социального партнёрства обеспечивает расширение профессиональных контактов, появление новых единомышленников, развитие организации (табл. 4).

Таблица 4 – Характеристика имитационной игры «Новые контакты»

Легенда Условия игры

Вы руководитель частного швейного предприятия, которому требуется капитальный ремонт. Средств на данный момент недостаточно. Однако заказчиком вашей продукции является один из руководителей магазина строительных материалов. Вам необходимо наладить с ним деловую коммуникацию, выяснить увлечения и найти зону совместных интересов для начала сотрудничества Роли: руководитель и руководитель

Место: строительный магазин.

Личностно-социальные характеристики директора магазина: пожилой, увлекается футболом, очень любит свою трехлетнюю внучку.

Проведение данных игр осуществляется в рамках учебных дисциплин «Деловые коммуникации», «Принятие и исполнение государственных решений», «Основы управления персоналом» и пр. Каждая игра предполагает глубокую теоретическую подготовку студентов по юридическим, психологическим, управленским вопросам. Особое внимание уделяется расширению знаний будущих бакалавров по вопросам деловых коммуникаций с различными субъектами взаимодействия: коллегами, подчиненными, социальными партнёрами, гражданами. Внимание обращается на учет возраста субъекта взаимодействия, его характерологических особенностей, жизненной ситуации, увлечений и пр.

Студенты самостоятельно распределяют роли, определяют главных и второстепенных персонажей имитационных игр. Осуществляется вовлечение каждого обучающегося, чтобы моделирование профессиональных ситуаций осуществляли студенты, имеющие разный уровень знаний, коммуникативных компетенций, отличающихся индивидуальными особенностями. Это важно для того, чтобы продемонстрировать различные модели коммуникации, как конструктивные, так и деструктивные, научиться общаться с людьми с учетом их возраста, социального статуса, жизненной ситуации.

Данные и некоторые другие имитационные игры применялись со студентами второго и третьего курсов обучения. Проведенная в конце года повторная диагностика коммуникативных и организаторских склонностей, показала положительную динамику студентов (табл. 5).

Таблица 5 – Уровень коммуникативных и организаторских склонностей будущих бакалавров (конец года)

Низкий Ниже среднего Средний Высокий Очень высокий

10,34 % 18,97 % 31,03% 22,42 % 17,24 %

Как можно заметить, возросло число студентов с высоким и очень высоким уровнями коммуникативных и организаторских склонностей и снизилось число будущих бакалавров с низким уровнем данных проявлений делового общения.

Заключение

Качественная профессиональная подготовка будущих бакалавров государственного и муниципального управления не может осуществляться без развития их деловых способностей, умений коммуникации в различных трудовых ситуациях. Реальное погружение студентов в профессиональный контекст обеспечивает им глубоко теоретическую и практическую подготовку к дальнейшей деятельности в области управления. Применение имитационных игр является творческим, мотивирующим процессом, обеспечивает формирование необходимых профессиональных компетенций и актуализирует приобретение личностного смысла учения. В данной статье представлены примерные сценарии имитационных игр для студентов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки «38.03.04 Государственное и муниципальное управление». Положительная динамика уровня коммуникативных и организаторских склонностей будущих бакалавров по завершению учебного года, в котором применялись имитационные игры, показывает их эффективность. Этот факт свидетельствует о возможности их применения в обучении деловой коммуникации будущих бакалавров государственного и муниципального управления.

Литература:

1. Ильясов Д.Ф. Активные методы популяризации научных психолого-педагогических знаний среди учителей общеобразовательных организаций / Д.Ф. Ильясов, Е.А. Селиванова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – № 2(51). – С. 5-18.

2. Провоторова Н.В. Методы подготовки будущих специалистов сферы государственного управления / Н.В. Провоторова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2021 – №202. – С. 144-150.

3. Антонюк В.С. Игровые технологии как форма активизации подготовки кадров государственной и муниципальной службы / В.С. Антонюк, Г.В. Эрлих, М.В. Козина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 201. – № 3. – С. 123-152.

4. Бычкова Л.В. Организационное поведение государственных и муниципальных служащих (учебник) / Л.В. Бычкова и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №. 5. – С. 111-112.

5. Грищук В.А. Деловые игры / В.А. Грищук, В.П. Максимов // Теория и опыт применения интерактивных методов обучения в вузе. – 2015. – С. 24-42.

6. Кольга В.В. Формирование экономической компетентности бакалавров технических направлений подготовки на основе игровых методов обучения / В.В. Кольга, Е.О. Кипель // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2020. – № 2 (52). – С. 58-66.

7. Османов М.М. Деловая игра как средство развития лидерских качеств сотрудников ОВД в процессе повышения квалификации / М.М. Османов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – №1(50). – С. 93-102.

8. Мельченкова Н.В. Система имитационно-деятельностных игр по формированию готовности студентов-будущих менеджеров к деловому общению на иностранном языке / Н.В. Мельченкова // Вестник СамГУ. – 2006. №10-3. – С. 55-61.

9. Кузина И.В. Имитационная игра как одна из форм работы со студентами младших курсов при изучении дисциплин педагогического цикла/ И.В. Кузина, Е.В. Лёвкина, В.Ф. Миронычева, Н.В. Федосеева // Гуманитарные науки. – 2017. – № 3 (39). – С. 112-118.

10. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. – 2006. – №11. – С. 39-46.

11. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2005. – 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.