Научная статья на тему 'Имитационные игры как метод экологического образования в средней школе'

Имитационные игры как метод экологического образования в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рысьева Татьяна Георгиевна, Русских Наталья Александровна, Жукова Галина Юрьевна

Дана развернутая характеристика имитационной игры, приведена разработка имитационных игр по биологии для среднего звена школы; показана педагогическая эффективность включения имитационной игры в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рысьева Татьяна Георгиевна, Русских Наталья Александровна, Жукова Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imitation games as methodology of ecological education in secondary school

The article gives a complete characteristic of the imitation game together with a system of imitation games on biology aimed at secondary school students. The pedagogical efficiency of integrating imitation games into the academic process is also demonstrated.

Текст научной работы на тему «Имитационные игры как метод экологического образования в средней школе»

урока в повышении уровня знаний и умений учащихся всех параллелей, а также в развитии интереса к предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособ.: В 2 ч. М.: Рос. пед. агентство, 1996. 270 с.

2. Ефимов В. М., Пельман Г. Л., Чахоян В. А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 78 с.

3. Аникеева Н. П. Анализ имитационных педагогических игр // Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1989. С. 28-37.

4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Флинта, 1998. 192 с.

5. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: ИПО Профиздат, 1991. 192 с.

6. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.

7. Леманн Ю., Шильке К. Игры и моделирование в преподавании биологии // Новые тенденции в преподавании биологии. М.: Юнеско, 1989. Т. 5. С. 80-108.

8. Кавтарадзе Д. Н., Букварева Е. Н. Настольная имитационная игра «Остров» // Биология в школе. 1990. № 6. С.46-50.

9. Кавтарадзе Д. Н. Имитационные игры как средство экологического образования // Биология в школе. 1990. № 3. С. 32-34.

10. Букин А. П., Ласуков Р. Ю. Экологический конструктор. М.: Изд-во Комитета по экологии Моск. обл., 1995. 28 с.

11. Корниенко Н. Е. Моделирование в процессе обучения // Биология в школе. 1990. № 1. С.40-43.

12. Экологические игры в школьном курсе «Биология»: Метод. рек. для учителей / Сост. В.И. Лиликина, Л.Я. Осипова. Самара, 1994. 48 с.

13. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993. Т. 2. 330 с.

14. Рысьева Т. Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001. 160 с.

Поступила в редакцию 21.09.05

T. G. Rysyeva, N. A. Russkich, G. Yu. Zhukova

Imitation games as methodology of ecological education in secondary school

The article gives a complete characteristic of the imitation game together with a system of imitation games on biology aimed at secondary school students. The pedagogical efficiency of integrating imitation games into the academic process is also demonstrated.

Рысьева Татьяна Георгиевна

Русских Наталья Александровна

Жукова Галина Юрьевна

Удмуртский государственный университет

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 1.

E-mail: kaetzchen@udm. ru

При включении в урок имитационных игр повышается интерес к предмету. Наши исследования показали, что рейтинг предмета «Биология» повышается на 1-2 позиции. Так, среди шестиклассников контрольной группы биологию ставят на 1-2-е место 36 % учеников, экспериментальной - 24 % (констатирующий эксперимент). В конце учебного года (после формирующего эксперимента) детей, отводящих биологии 1-2-е место среди всех школьных предметов, в экспериментальной группе становится 60 %, в контрольной

- 40 %. В 11-х классах называют биологию любимым предметом в начале года 68 % учащихся контрольной и 62 % учащихся экспериментальной группы; к концу года - 64 и 83 % соответственно. Анкетирование учащихся выявило, что главная причина повышения рейтинга предмета - дидактические игры. Количество учащихся 11-х классов, которым интересно на уроках биологии, повышается в экспериментальной группе с 37 % в начале учебного года до 79 % в конце, тогда как в контрольной - с 40 до 48 %.

Развитие мыслительных умений учащихся в ходе педагогического эксперимента (в % от общего числа учащихся)

Умение объяснять Умение устанавливать причинно-следственные связи

Класс Группа развито полностью развито частично не развито развито полностью развито частич- но не развито

контр. 44.0 44.0 36.0 40.0 20,0 16,0

6-й

эксп. 56.0 68.0 28,0 32,0 16,0

контр. 8,0 48,0 44,0 80 64,0 28,0

48,0 40,0 12,0 40,0 40,0 20,0

9-й

эксп. 16,0 48,0 36,0 16,0 28,0 56,0

80,0 20,0 - 68,0 20,0 12,0

контр. 10,5 26,3 63,2 12,7 36,3 51,0

42,4 39,4 18,2 51,5 30,3 18,2

11-й

эксп. 61 51,5 42,4 3,0 30,3 66,7

78,8 18,2 3,0 81,8 15,2 3,0

Примечание. Числитель - констатирующий эксперимент, знаменатель - контрольный эксперимент.

Таким образом, педагогический эксперимент выявил эффективность имитационных игр по сравнению с традиционной методикой проведения

В целях изучения эффективности применения имитационных игр в старшем и среднем звене школы нами был проведен педагогический эксперимент. В контрольных группах (ученики 6-х, 9-х и 11-х классов, N = 92) уроки проводились традиционными методами (комбинированные уроки), в экспериментальных (ученики этих же параллелей, N = 96) в уроки включались имитационные игры как метод изучения нового материала.

Констатирующий эксперимент выявил примерно одинаковый уровень знаний и умений (отслеживалось развитие умений объяснять, устанавливать причинно-следственные связи) учащихся контрольной и экспериментальной групп. Так, первоначальный уровень знаний учащихся 6-го класса контрольной группы составил 1,2 балла, экспериментальной - 1,1 балла; 9-го класса - 0,8 и 1,0 балл; 11-го класса - 1,1 и 1,3 балла соответственно. После проведения формирующего эксперимента знания учащихся контрольных групп остались почти на прежнем уровне, тогда как у учащихся экспериментальных групп 9-х и 11-х классов средний балл составил

1,8 (в контрольной - 1,4 и 1,2 балла соответственно). Что же касается шестиклассников, то там были получены интересные данные: по знаниям в пределах школьного учебника контрольная и экспериментальная группы после формирующего эксперимента практически не отличались друг от друга (средний балл был 1,4), но по ряду биологических знаний, выходящих за пределы школьного базового учебника, полученных в ходе имитационных игр (условия, влияющие на опыление растений, экологические факторы), средний балл оказался значительно выше в экспериментальной группе (1,4 балла), чем в контрольной (0,6 балла). Мы объясняем это тем, что шестиклассники дома работают с учебником, готовят домашнее задание.

Проверка остаточных знаний, проведенная через 3 месяца после окончания формирующего эксперимента, показала более прочное сохранение знаний в экспериментальных группах по всем параллелям. Таким образом, знания, приобретенные учеником в ходе активной познавательной деятельности во время имитационной игры, усваиваются прочнее и полнее, чем сообщенные учителем. Активное участие в игре и обсуждение полученных данных после игры стимулируют мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Аналогичную картину мы отследили по развитию умений учащихся (см. табл.).

Мы видим, что в констатирующем эксперименте обе группы учащихся примерно равны по уровню развития умений объяснять и устанавливать причинно-следственные связи. После формирующего эксперимента в экспериментальных группах всех параллелей происходит более существенный сдвиг в развитии умений, чем у учащихся контрольных групп. Так, количество учащихся с полностью сформированным умением объяснять увеличивается в экспериментальной группе с 56,0 до 68,0 % в 6-м классе, с 16,0 до 80,0 % - в 9-м классе и с 6,1 до 78,8 % - в 11-м классе, тогда как в контрольных группах это увеличение менее значительно.

9 - обитатели почв поглощают растительные останки и обогащают почву нужными веществами (ваше сообщество увеличивается на 40 растений);

10 - света недостаточно для протекания фотосинтеза (ваше сообщество уменьшается на 30 растений);

11 - температура неблагоприятна для роста растений (ваше сообщество уменьшается на 20 растений);

12 - обитателей почв мало и почва не обогащается нужными веществами (ваше сообщество уменьшается на 40 растений);

13 - почва содержит в достаточном количестве все необходимые микроэлементы (ваше сообщество увеличивается на 30 растений);

14 - человек уничтожает растения (ваше сообщество уменьшается на 20 растений);

15 - животные интенсивно опыляют растения, способствуют распространению семян (ваше сообщество увеличивается на 50 растений);

16 - света достаточно для протекания процесса фотосинтеза (ваше сообщество увеличивается на 30 растений);

17 - животные интенсивно поедают растения (ваше сообщество уменьшается на 50 растений);

18 - света не достаточно для протекания процесса фотосинтеза (ваше сообщество уменьшается на 30 растений);

19 - воды достаточно для передвижения веществ по растению и протекания процесса фотосинтеза (ваше сообщество увеличивается на 70 растений);

20 - в почве недостаточно необходимых растению микроэлементов (ваше сообщество уменьшается на 30 растений).

Карточки для игры «Экологи» аналогичны карточкам в игре «Факторы динамики численности популяции». Игра проводится в группах по 4-5 человек. Один ученик - банкир, он выдает карточки. У каждого игрока первоначальное сообщество включает 200 особей. Каждый ученик по очереди выбрасывает кубик, продвигается на необходимую позицию и в соответствии с путеводителем получает или отдает в банк карточку с определенным числом особей. Выигрывают те, кто дойдет до конца игры и наберет больше всего особей в сообщество. Затем идет обсуждение игры по вопросам:

- Как и почему изменилась численность вашего сообщества?

- Какие факторы неживой природы и как повлияли на ваше сообщество?

- Какие факторы живой природы и как повлияли на ваше сообщество?

- Какие факторы природы еще могут влиять на растения?

При организации имитационной игры необходимо разбить класс на команды и в зависимости от правил игры организовать индивидуальную или групповую деятельность учащихся. Обязательным завершающим этапом игры является обсуждение ее результатов сначала в команде (группе), а затем -всем классом.

20 - солнышко зашло, пчелка «уснула» (выбываете из игры).

Путеводитель для команды «Ветерок»

2 - подул сильный ветер, пыльца поднялась в воздух одновременно со всех цветов («собираете» признаки с соседних позиций 1 и 3);

4 - штиль, опыление не идет (пропускаете 1 ход);

6 - ветер изменил направление (перейдите на 3 позиции назад);

8 - ветер затих, опыления нет (пропустите 1 ход);

10 - ветер усиливается (перейдите вперед на 1 позицию);

12 - ураган, пыльца поднялась в воздух и унесена далеко (вернитесь на Старт);

14 - начался дождь, растения не опыляются (пропустите 1 ход);

16 - подул ветер, опыление идет («собираете» признаки с соседних позиций 15 и 17);

18 - подул сильный ветер, пыльца падает на землю (пропускаете 1 ход);

20 - начался дождь, растения не опыляются (пропустите 1 ход).

Задача игроков - дойти до финиша и собрать как можно больше карточек. Один из учащихся команды выполняет роль Природы, выдавая необходимые карточки. Обсуждение в группе, а потом в классе идет по следующим вопросам:

- Какие признаки характерны для насекомо- и ветроопыляемых растений?

- Какие условия могут повлиять на опыление этих растений?

Имитационная игра «Экологи»

Проводится при изучении темы «Растение и окружающая среда». Цель игры: определить влияние факторов живой и неживой природы на растения. Игра состоит из игрового поля, включающего 20 позиций; путеводителя; кубика; фишек; набора карточек.

Путеводитель для игры «Экологи»

1 - воды достаточно для передвижения веществ по растению и протекания процесса фотосинтеза (ваше сообщество увеличивается на 70 растений);

2 - температура неблагоприятна для роста растений (ваше сообщество уменьшается на 20 растений);

3 - человек охраняет растения, создавая микрозаказники (ваше сообщество увеличивается на 30 растений);

4 - животные интенсивно поедают растения (ваше сообщество уменьшается на 70 растений);

5 - воды недостаточно для передвижения веществ по растению и протекания процесса фотосинтеза (ваше сообщество уменьшается на 50 растений);

6 - почва содержит в достаточном количестве все необходимые микроэлементы (ваше сообщество увеличивается на 70 растений);

7 - температура благоприятна для роста растений (ваше сообщество увеличивается на 40 растений);

8 - человек охраняет растения, создавая микрозаказники (ваше сообщество увеличивается на 40 растений);

Имитационная игра «Пчелка и ветерок»

Применяется при изучении темы «Перекрестное опыление». Задача: в ходе игры изучить признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений и условия, влияющие на процесс опыления. Игра состоит из игрового поля, включающего 20 позиций; карточек с признаками насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений; кубика; фишек. Позиции игрового поля с нечетными номерами окрашены в разные цвета, соответствующие цвету карточек с признаками растений.

Карточки с признаками насекомоопыляемых растений

1. Пыльца крупная.

2. Лепестки венчика ярко окрашены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ярко окрашенные листочки простого околоцветника.

4. Мелкие цветки собраны в хорошо заметные соцветия.

5. Растения имеют крупный цветок.

6. Ночные цветы имеют белый цвет и сильный запах.

7. Цветы имеют сильный запах.

8. Цветы имеют особые железы - нектарники, в которых образуется сладкая жидкость - нектар.

Карточки с признаками ветроопыляемых растений

9. Цветы имеют большое количество пыльцы.

10. Пыльники на длинных свисающих нитях.

11. В цветах нет нектара.

12. Цветы без запаха.

13. Растения растут большими скоплениями.

14. Цветы невзрачные.

15. Цветки мелкие, собраны в соцветия.

16. Растения цветут рано, до распускания листьев.

Игра проводится в четырех командах: 2 команды «Пчелка», изучающие признаки насекомоопыляемых растений; 2 команды «Ветерок», изучающие признаки ветроопыляемых растений. Каждый ученик в команде, выкидывая кубик, передвигает фишку и «собирает» признаки соответствующей группы растений. Если фишка попала на позицию с четным номером, ученик действует, исходя из путеводителя.

Путеводитель для команды «Пчелка»

2 - начался сильный ветер, пчелка пролетает на 2 позиции вперед;

4 - начался дождь, пчелка возвращается в улей (вернитесь на старт);

6 - солнышко зашло, пчелка стала малоактивной (пропустите 1 ход);

8 - начался дождь, пчелка возвращается в улей (вернитесь на старт);

10 - на пчелку напали шершни, она улетает вперед на 3 позиции, не посещая цветы;

12 - пчелка вернулась в улей из-за дождя (вернитесь на старт);

14 - подул сильный ветер, пчелку унесло на 2 позиции назад;

16 - пчелку съела птица (выбываете из игры);

18 - пчелка отдыхает (пропустите 1 ход);

- использование установленной формы (плакат, карта и т. д.) и элементов (фишки, карты, карточки, монеты, модели животных и т. д.), правил (которые динамичны), определителя жребия (кубик, карточки, рулеточное колесо и т.д.);

- все события в игре должны походить на реальные.

Имитационная игра - процесс взаимодействия между игроками и окружающей средой, и задача учителя - создание в процессе обучения определенной атмосферы, которая будет содействовать взаимодействию учащихся с окружающей средой. Обсуждение игры так же важно, как и сама игра.

Игры такого типа нашли широкое применение в практике игрового моделирования: «Остров» [8], «Экологические кубики» [9], «Экологический конструктор» [10], «Селекция» [11], «Популяция пауков» [12], «Цикл углерода», «Естественный отбор» [13] и др. Эти игры методически хорошо разработаны, легко вписываются в урок, так как время их проведения может быть довольно точно регламентировано, хотя они в равной мере могут использоваться на занятиях кружков, факультативов.

При проведении игры необходимо соблюдать некоторые правила, вытекающие из особенностей имитационной игры:

- преподаватель не имеет авторитарной роли, он лишь организатор игры; в игре взаимодействием участников создается обучающая ситуация;

- обстановка игры создает наибольшие возможности для активности обучаемого;

- игровая обстановка поощряет обучаемого сначала найти вопрос, а затем ответ;

- происходит персонализация игрового обучения.

Как показывает наш опыт применения имитационных игр, они могут быть использованы эффективно при изучении нового материала, а не только при закреплении его. Ученики с интересом и активно включаются в игру, совместными усилиями находят пути решения проблемы. В целях большей эффективности первый раз сыграйте с детьми, обучая их правилам (учатся, как играть), а затем игра идет самостоятельно (думают, как лучше сыграть), причем по мере освоения материала учащиеся могут дополнять и изменять правила перед новым этапом игры.

При организации имитационной игры необходимо разбить класс на команды и, в зависимости от правил игры, организовать индивидуальную или групповую деятельность учащихся. Обязательным завершающим этапом игры является обсуждение ее результатов сначала в команде (группе), а затем -всем классом.

Нами были разработаны имитационные игры по изучению динамики численности популяций, факторам, определяющим здоровье человека (9- 11-е классы), игры по изучению опыления и экологии растений (6-й класс). Разработки игр для 9-11-х классов представлены в литературе [14], тогда как разработки имитационных игр для 6-го класса публикуются впервые.

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Методика преподавания

УДК 371.3 : 57

Т.Г.Рысьева, Н.А.Русских, Г.Ю.Жукова

ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Дана развернутая характеристика имитационной игры, приведена разработка имитационных игр по биологии для среднего звена школы; показана педагогическая эффективность включения имитационной игры в учебный процесс.

Ключевые слова: учебный процесс, дидактическая игра, имитационная игра.

В мировое образовательное пространство имитационная игра как метод обучения вошла в 1960-е гг., и в силу относительной новизны этого метода он недостаточно полно разработан. В частности, противоречивым моментом является, на наш взгляд, определение статуса этого вида дидактических игр. Содержание понятия имитационной игры очень расплывчато в современной литературе по теории игры. Так, П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров [1] ставят знак равенства между имитационной и деловой игрой, определяя первую как «конкретную имитацию конкретной действительности в конкретных условиях ... активную самостоятельную деятельность по имитационному моделированию конкретных систем и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих системах»; В. М. Ефимов и др. [2] считают, что имитационные игры принадлежат к классу ролевых игр, тогда как Н. П. Аникеева [3] определяет имитационные игры как наиболее общее понятие, включающее в себя деловые и ролевые игры. «Однозначно объяснить, что такое имитационная игра, очень трудно», - считает Д. И. Кавтарадзе [4], выделяя главную ее черту - имитацию реальных ситуаций. Мы понимаем под имитационной игрой дидактическую игру, в ходе которой воспроизводится реальная природная ситуация или закономерность.

Наиболее развернутую характеристику имитационной игре дали В. Я. Платов [5], М. В. Кларин [6], Ю. Леманн и К. Шильке [7], выделяя следующие характерные черты:

- наличие модели среды (не имитирует труд / деятельность конкретных специалистов), но могут быть игры с моделированием социальноисторических условий;

- в игре может быть одна роль, которая тиражирована, могут быть игры с усиленным ролевым компонентом;

- отображение динамического изображения реальности (в игре рассматривается развитие во времени процессов, которые происходят либо очень быстро, либо очень медленно);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.