Научная статья на тему 'ИМИДЖ ЖЕНСКОЙ ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКИ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА'

ИМИДЖ ЖЕНСКОЙ ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКИ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА / ИМИДЖ / ДЕВУШКИ-ПОДРОСТКИ / ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ИМИДЖА ЖЕНСКОЙ ТЯЖЁЛОЙАТЛЕТИКИ / WOMEN’S WEIGHTLIFTING / IMAGE / TEENAGE GIRLS / FACTOR MODEL OF THE WOM- EN’S WEIGHTLIFTING IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Ольга Николаевна, Степанова Дарья Павловна

Цель исследования. Цель исследования - разработка статистической модели имиджа женской тяжёлой атлетики. Методы и организация исследования. На первом этапе исследования было опрошено 77 московских школьниц в возрасте 12-14 лет. Девушкам было предложено высказать свои ассоциации, мысли или оценочные суждения, связанные с женской тяжёлой атлетикой. Полученные данные были обработаны методом качественно-количественного контент-анализа. На втором этапе исследования осуществлялся подбор антонимичных (противоположных по значению) пар высказываний опрошенных, характеризующих женскую тяжёлую атлетику. Таким образом был получен набор из 31 биполярной шкалы семантического дифференциала. На третьем этапе исследования тем же 77 школьницам в возрасте 12-14 лет было предложено оценить своё отношение к женской тяжёлой атлетике по разработанным шкалам семантического дифференциала. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу с ротацией референтных осей по Varimax-критерию. Результатом факторизации стала статистическая модель имиджа женской тяжёлой атлетики. Результаты исследования. Статистическая (факторная) модель имиджа женской тяжёлой атлетики состоит из семи компонентов с присущими каждому из них группами характеристик: 1) эстетические качества, популярность («раскрученность») вида спорта, его положительное влияние на телесную и личностную сферу женщины; 2) гендерная сообразность вида спорта, его позитивное влияние на здоровье и социальный статус женщины; 3) доступность (физическая, финансовая) и безопасность вида спорта; 4) качество инфраструктуры вида спорта, его востребованность у современной молодёжи; 5) влияние на социальный статус женщины; позитивное влияние на морально-волевые качества занимающихся; мода на занятия мужскими видами спорта; 7) общественное признание спортивных успехов и достижений отечественных спортсменок. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программы коррекции имиджа женской тяжёлой атлетики, а также для формулировки аргументов в целях выигрышного позиционирования тяжёлой атлетики в глазах потенциальных занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF WOMEN’S WEIGHTLIFTING: MAIN COMPONENTS AND THEIR CHARACTERISTICS

Purpose of research. The study aimed to develop a statistical model of an image of women’s weightlifting. Methods and organization of research. The first stage of the study involved interviewing 77 Moscow schoolgirls aged 12-14. The girls were asked to express their associations, thoughts, or value judgments related to women’s weightlifting. The obtained data were processed using qualitative and quantitative content analysis. The second stage of the study focused on selecting antonymic (opposite in meaning) pairs of statements characterizing women’s weightlifting. Thus, a set of 31 bipolar scales of the semantic differential was obtained. In the third stage of the study, the same 77 schoolgirls aged 12-14 were asked to evaluate their attitude to women’s weightlifting using the developed semantic differential scales. The obtained data underwent factor analysis with the rotation of reference axes according to the Varimax criterion. The result of factorization was a statistical model of the image of women’s weightlifting. Research result. The statistical (factor) model of the image of women’s weightlifting consists of seven components with groups of characteristics inherent in each of them: 1) aesthetic qualities, the popularity of the sport, its positive impact on the corporal and personal dimension of women; 2) gender appropriateness of the sport and its positive effect on health and social status of women; 3) accessibility (physical, financial) and safety of the sport; 4) the quality of the sports infrastructure, demand for this kind of sport among the youth; 5) influence on women’s social status; 6) positive impact on the moral and volitional powers of women going in for weightlifting; fashion for men’s sports; 7) public recognition of sporting success and achievements of national athletes. Conclusion. The results of the research can be used to develop a program for correcting the women’s weightlifting image and to formulate arguments for the successful positioning of women’s weightlifting among teenagers and young people.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ ЖЕНСКОЙ ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКИ: ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 796.88+159.9.072

Имидж женской тяжёлой атлетики: основные компоненты и их характеристика

О. Н. Степанова, Д. П. Степанова

Московский педагогический государственный университет,

г. Москва

Аннотация. Цель исследования. Цель исследования - разработка статистической модели имиджа женской тяжёлой атлетики.

Методы и организация исследования. На первом этапе исследования было опрошено 77 московских школьниц в возрасте 12-14 лет. Девушкам было предложено высказать свои ассоциации, мысли или оценочные суждения, связанные с женской тяжёлой атлетикой. Полученные данные были обработаны методом качественно-количественного контент-анализа. На втором этапе исследования осуществлялся подбор антонимичных (противоположных по значению) пар высказываний опрошенных, характеризующих женскую тяжёлую атлетику. Таким образом был получен набор из 31 биполярной шкалы семантического дифференциала. На третьем этапе исследования тем же 77 школьницам в возрасте 12-14 лет было предложено оценить своё отношение к женской тяжёлой атлетике по разработанным шкалам семантического дифференциала. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу с ротацией референтных осей по Уалтах-критерию. Результатом факторизации стала статистическая модель имиджа женской тяжёлой атлетики.

Результаты исследования. Статистическая (факторная) модель имиджа женской тяжёлой атлетики состоит из семи компонентов с присущими каждому из них группами характеристик: 1) эстетические качества, популярность («раскрученность») вида спорта, его положительное влияние на телесную и личностную сферу женщины; 2) гендерная сообразность вида спорта, его позитивное влияние на здоровье и социальный статус женщины; 3) доступность (физическая, финансовая) и безопасность вида спорта; 4) качество инфраструктуры вида спорта, его востребованность у современной молодёжи; 5) влияние на социальный статус женщины;

6) позитивное влияние на морально-волевые качества занимающихся; мода на занятия мужскими видами спорта; 7) общественное признание спортивных успехов и достижений отечественных спортсменок. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программы коррекции имиджа женской тяжёлой атлетики, а также для формулировки аргументов в целях выигрышного позиционирования тяжёлой атлетики в глазах потенциальных занимающихся.

Ключевые слова:

Для

цитирования:

женская тяжёлая атлетика, имидж, девушки-подростки, факторная модель имиджа женской тяжёлой атлетики.

Степанова О. Н., Степанова Д. П. Имидж женской тяжёлой атлетики: основные компоненты и их характеристика // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 411-422. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-411-422

Дата поступления статьи в редакцию: 1 декабря 2019 г.

Введение

Одной из ключевых тенденций развития современного Олимпийского движения является взятие Международным олимпийским комитетом (МОК) курса на гендерное равноправие в спорте [4; 10]. В этой связи в программу игр Олимпиад вводятся дисциплины в формате микст (смешанные команды), расширяется круг видов спорта и отдельных спортивных дисциплин с участием женщин [2].

Данная тенденция не обошла и тяжёлую атлетику. Так, на Олимпийских играх - 2020 в Токио мужчины и женщины - тяжелоатлеты будут впервые соревноваться в равном количестве весовых категорий (ранее женщины выступали в 7 весовых категориях, теперь их будет 10) [2]. Данное обстоятельство делает женскую тяжёлую атлетику ещё более медалеёмким и стратегически важным для общекомандного медального зачёта видом спорта.

Всё перечисленное требует активизации работы по подготовке спортивного резерва для женской тяжелоатлетической сборной команды России [1; 9]. Успешное решение данной задачи возможно лишь путём формирования полноценной «скамейки запасных», длина которой во многом обусловлена массовостью женской тяжёлой атлетики. В то же время очевидно, что массовость вида спорта напрямую зависит от его имиджа, в первую

очередь среди детей, подростков и учащейся молодёжи [3; 5; 8]. Однако, как показывает практика, женская тяжёлая атлетика отнюдь не относится к числу популярных в нашей стране видов спорта, что создаёт серьёзные препятствия для подготовки спортивного резерва. Н. Н. Пархоменко, подтверждая существующую проблему, говорит о том, что «общее количество женщин, занимающихся тяжёлой атлетикой, и число регионов, где она развивается, оставляет желать лучшего» [7].

Всё перечисленное указывает на актуальность проблемы коррекции существующего имиджа женской тяжёлой атлетики.

Целью исследования была определена разработка статистической модели имиджа женской тяжёлой атлетики.

Задачи исследования ставились следующие: во-первых, выявление и, во-вторых, типизация представлений о женской тяжёлой атлетике девочек и девушек, чей возраст, согласно федеральному стандарту спортивной подготовки, соответствует возрасту набора в группы и секции по данному виду спорта; в-третьих, разработка практических рекомендаций по коррекции имиджа женской тяжёлой атлетики в восприятии подростков и молодёжи.

Методы исследования

Исследование было выполнено с опорой на гендерный, системно-структурный и программно-целевой методологические подходы к анализу педагогических явлений и процессов. В нём применялись следующие методы научного поиска: анкетирование в форме эссе, качественно-количественный контент-анализ высказываний, анкетирование в формате семантического дифференциала, метод средних величин, факторный анализ с ротацией референтных осей по Уайтах-критерию, педагогическое моделирование.

Исследование было проведено на базе ГБОУ «Школа № 1507», ГБОУ «Школа № 1368» и ГБОУ «Школа № 1492» г. Москвы. В опросе участвовали 77 девушек-подростков 12-14 лет, чей возраст, согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «тяжёлая атлетика» [6], соответствовал возрасту набора в группы начальной подготовки.

Ход и результаты исследования

На первом этапе для выявления и дифференцированной оценки эмоционального отношения школьниц к женской тяжёлой атлетике нами было проведено анкетирование, в рамках которого опрашиваемым было предложено написать тезисно, не более чем в 30 словах, словосочетаниях или предложениях, свои ассоциации, мысли или оценочные суждения, связанные с понятием «женская тяжёлая атлетика». Полученные данные были подвергнуты обработке методом качественно-количественного контент-анализа. Категориями контент-анализа стали высказывания опрошенных о женской тяжёлой атлетике, смысловыми единицами анализа - положительные и негативные отзывы о данном виде спорта, единицами счёта - частота встречаемости и удельный вес (в процентах) смысловых единиц контент-анализа в высказываниях респондентов.

В таблице 1 приведены положительные и отрицательные высказывания школьниц о женской тяжёлой атлетике.

Таблица 1

Типичные положительные и негативные высказывания девочек и девушек-подростков в возрасте 12-14 лет о женской тяжёлой атлетике (n=77)

Table 1

Typical positive and negative statements by 12-14 year old girls about women's weightlifting (n=77)

Направленность высказываний Суждения

Положительные Интересный вид спорта; укрепляет здоровье; развивает мускулатуру; полезный (нужный) вид спорта; закаляет характер (силу духа); формирует красивую фигуру; женщина может показать свою сильную сторону; развивает силу, выносливость; хороший вид спорта; ломает гендерные стереотипы; не осуждаю девушек, занимающихся тяжёлой атлетикой; классно заниматься спортом; не считаю извращением; полезна для женщин; повышает самооценку; грациозность; женственность; формирует уверенность в себе; формирует целеустремлённость; зрелищный вид спорта; нужно чаще освещать в СМИ; хорошая физическая подготовка; развивающий вид спорта; красивый вид спорта; отлично подходит женщинам; развивает личность девушки; я бы хотела заниматься; для меня женщины, занимающиеся тяжёлой атлетикой, - героини; олимпийский вид спорта; массовый вид спорта; опровергает неравенство полов; помогает женщине реализовать себя; удивительный вид спорта; ставит женщину наравне с мужчиной; доказывает, что женщины могут делать то же самое, что и мужчины и др.

Отрицательные Тяжёлый (сложный) вид спорта; мало слышала о таком виде спорта; не стала бы ей заниматься; не подходит для женщин (не женский); спорт не для каждой девушки; требует серьёзной физической подготовки; требует крепкого здоровья; травмоопасно; неинтересный вид спорта; непопулярный вид спорта; требует много времени; странный вид спорта; требует соблюдения специальной диеты; сугубо мужской вид спорта; абсолютно ничего не знаю о женской тяжёлой атлетике; грубый вид спорта; не люблю спорт; не очень правильный вид спорта; неприемлемый вид спорта; девушки должны быть слабее мужчин; мне не нравится женская тяжёлая атлетика; бессмысленный вид спорта; боюсь получить травму; поддерживать форму можно и другими способами; некрасивый вид спорта; не полезна для здоровья; скучный вид спорта; я не фанат женской тяжёлой атлетики и др.

Второй этап исследования был посвящён разработке шкалы семантического дифференциала. Для этого нами были подобраны антонимичные (противоположные по значению) пары высказываний опрошенных, характеризующих женскую тяжёлую атлетику. Таким образом был получен набор из 31 биполярной шкалы семантического дифференциала.

На третьем этапе нами было проведено повторное анкетирование 77 московских школьниц 12-14 лет. Респондентам было предложено оценить женскую тяжёлую атлетику при помощи 31 пары антонимичных характеристик по 7-балльной шкале, где: 7 баллов - наибольшая степень выраженности положительного признака; 6 баллов - средняя степень выраженности положительного признака; 5 баллов - незначительная степень выраженности положительного признака; 4 балла - равная степень выраженности как положительного, так и отрицательного признака; 3 балла - незначительная степень выраженности негативного признака; 2 балла - средняя степень выраженности негативного признака; 1 балл - наибольшая степень выраженности негативного признака. Материалы анкетирования были подвергнуты факторному анализу с ротацией референтных осей по Varimax-критерию.

Результатом факторизации стала статистическая модель имиджа женской тяжёлой атлетики в восприятии девушек-подростков 12-14 лет, описывающая основные компоненты имиджа данного вида спорта (табл. 2).

Таблица 2

Статистическая (факторная) модель имиджа женской тяжёлой атлетики: результаты опроса девушек-подростков в возрасте 12-14 лет

Table 2

Statistical (factor) model of the image of women's weightlifting: results of a survey of 12-14 year old girls

№ п/п Удельный вес фактора, % Наполнение фактора с указанием величины нагрузки Идентификация фактора

1 16,5 % Зрелищный вид спорта (0,72). Красивый вид спорта (0,70). Высокоинтеллектуальный вид спорта (0,70). Популярный, массовый вид спорта (0,60). Формирует красивую фигуру (0,56). Хорошо освещается в средствах массовой информации (0,55). Гармонично развивает все группы мышц (0,54). Подходящий для женщин вид спорта (0,52). Помогает женщине реализоваться как личности (0,50) Эстетические качества, популярность («раскручен- ность») вида спорта, его положительное влияние на телесную и личностную сферу женщины

2 15,8 % Здоровьеформирующий вид спорта (0,78). Весьма полезный вид спорта (0,76). Отличный вид спорта (0,65). Положительно отношусь к этому виду спорта (0,64). Норма (0,60). Престижный вид спорта (0,55). Укрепляет позицию женщины в обществе (0,53) Гендерная сообразность вида спорта, позитивное влияние на здоровье и социальный статус женщины

№ п/п Удельный вес фактора, % Наполнение фактора с указанием величины нагрузки Идентификация фактора

3 8,8 % Доступный вид спорта (не требует особых данных) (0,75). Физически не сложный, доступный вид спорта (0,67). Не критично опасный вид спорта (0,66). Финансово доступный вид спорта, не требующий больших денежных затрат (0,66) Доступность (физическая, финансовая) и безопасность вида спорта

4 8,4 % Хорошо развитая инфраструктура (много залов, клубов, есть где заниматься) (0,82). Пользуется успехом, интересом у молодёжи (0,67). Отдала бы свою дочь заниматься тяжёлой атлетикой (0,53) Развитость инфраструктуры вида спорта, его востребованность у современной молодёжи

5 7,0 % Ставит женщину наравне с мужчиной (0,81) Влияние на социальный статус женщины

6 6,9 % Закаляет характер, развивает волевые качества, целеустремлённость (0,74). Сейчас модно заниматься мужскими видами спорта (0,66) Позитивное влияние на морально-волевые качества занимающихся. Мода на занятия мужскими видами спорта

7 4,2 % В России есть спортсменки, которыми можно гордиться (0,68) Общественное признание спортивных успехов и достижений отечественных спортсменок

Итого: 67,8 %

Четвёртый этап был посвящён разработке практических рекомендаций по коррекции имиджа женской тяжёлой атлетики в восприятии девочек и девушек, чей возраст соответствует возрасту набора в группы и секции по данному виду спорта.

Описание результатов исследования

Как видно из таблицы 2, полученная статистическая модель достаточно сложна и представлена семью группами характеристик (факторов).

Первый фактор с удельным весом 16,5 % представлен признаками «зрелищный», «красивый», «высокоинтеллектуальный», «популярный, массовый» вид

спорта, «формирует красивую фигуру», «хорошо освещается в средствах массовой информации», «гармонично развивает все группы мышц», «подходящий для женщин вид спорта», «помогает женщине реализоваться как личности. Такое наполнение фактора позволяет идентифицировать его как «эстетические качества, популярность («раскрученность») вида спорта, его положительное влияние на телесную и личностную сферу женщины».

Второй компонент, обладающий удельным весом 15,8 %, имеет в своём составе следующие характеристики: «здоровьеформирующий», «весьма полезный», «отличный», «престижный» вид спорта, «положительно отношусь к женской тяжёлой атлетике», «норма», «укрепляет позицию женщины в обществе», что позволяет обозначить его как «гендерная сообразность вида спорта, его позитивное влияние на здоровье и социальный статус женщины».

Фактор № 3 вносит в общую дисперсию вклад, равный 8,8 %. В его состав вошли такие признаки, как «доступный вид спорта (не требует особых данных)», «физически несложный, доступный вид спорта», «некритично опасный вид спорта», «финансово доступный вид спорта, не требующий больших денежных затрат». Исходя из смысловой направленности входящих в него признаков, фактор интерпретирован как «доступность (физическая, финансовая) и безопасность вида спорта».

Четвёртый компонент имеет факторную нагрузку 8,4 % и включает в себя такие характеристики, как «хорошо развитая инфраструктура вида спорта (много залов, клубов, есть где заниматься)», «пользуется успехом, интересом у молодёжи», «отдала бы свою дочь заниматься тяжёлой атлетикой». Смысловое содержание переменных, образующих фактор № 4, позволяет интерпретировать его как «развитость инфраструктуры вида спорта, его востребованность у современной молодёжи».

Пятый компонент, состоящий всего из одного признака («ставит женщину наравне с мужчиной») и вносящий в общую дисперсию вклад в 7,0 %, может быть охарактеризован как «влияние на социальный статус женщины».

Шестой компонент обладает нагрузкой в 6,9 % и имеет в своём составе две характеристики: «закаляет характер, развивает волевые качества, целеустремлённость», «сейчас модно заниматься мужскими видами спорта». Данный компонент идентифицирован как «позитивное влияние на морально-волевые качества занимающихся. Мода на занятия мужскими видами спорта».

Седьмой фактор с удельным весом в 4,2 % («в России есть спортсменки, которыми можно гордиться») отражает «общественное признание спортивных успехов и достижений отечественных тяжелоатлеток».

Основываясь на результатах проведённого исследования, сформулируем практические рекомендации по коррекции имиджа женской тяжёлой атлетики в восприятии подростков и молодёжи:

1) при подготовке информационных и агитационных материалов использовать такие рекламные аргументы, как доступность тяжёлой атлетики для начинающих - занятия этим видом спорта не требуют особых данных; высокие престиж и массовость женской тяжёлой атлетики за рубежом; большое количество занимающихся такими разновидностями тяжёлой атлетики, как силовой атлетизм, пауэрлифтинг, русский жим и др., а также их поклонников, фанатов в нашей стране; тот факт, что при серьёзном отношении и грамотном подходе

тяжёлая атлетика не более травмоопасна, чем любой другой вид спорта; множество позитивных эффектов от силовых упражнений, в том числе из арсенала тяжёлой атлетики и т. п.;

2) в работе по коррекции имиджа женской тяжёлой атлетики задействовать весь спектр хорошо зарекомендовавших себя методов и приёмов формирования имиджа, в их числе:

а) метод дистинктивных отличий - создание индивидуального набора отличительных характеристик тяжёлой атлетики, выгодно отличающих её от других видов спорта;

б) «вписывание» создаваемого имиджа в «идеальный» образ, соответствующий идеализированному представлению реальных и потенциальных занимающихся о тяжёлой атлетике;

в) «привязывание» формируемого имиджа тяжёлой атлетики к успешно реализованным образам других силовых видов спорта;

г) встраивание имиджа тяжёлой атлетики как знакомого и близкого (исконно русского) в противовес понятию о «чужом»;

д) метод парадокса, когда с помощью короткой (при этом - меткой) фразы или яркого (как правило, провокационного) визуального образа бросается вызов традиционным ценностям и устоям общества; парадоксальная идея (связанная, например, с «неженским» характером тяжёлой атлетики) подхватывается и начинает массово воспроизводится в обществе;

е) конструирование мифов - красочная «подача» ситуаций (фактов из биографии известных спортсменов и тренеров, случаев на тренировках, соревнованиях и т. п.), связанных с тяжёлой атлетикой, наделение личностей (выдающихся тяжелоатлетов, спортивных деятелей) мифологическими чертами;

3) организовать и поддерживать сотрудничество с образовательными организациями (общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного) образования с целью привлечения подростков и молодёжи к занятиям женской тяжёлой атлетикой: распространение информации среди потенциальных занимающихся и их родителей о виде спорта и наборе подростков в спортивные школы и секции, организация в образовательных организациях спортивных секций по тяжёлой атлетике и силовому атлетизму, проведение на базе образовательных организаций соревнований, спортивных праздников, открытых тренировочных занятий, фестивалей, мастер-классов с возможностью попробовать себя в этом виде спорта вместе с профессионалами, согласованность расписания учебных и дополнительных (как в образовательной организации, так и вне её) занятий и спортивных тренировок;

4) вводить элементы тяжёлой атлетики и силового атлетизма в программу занятий по физической культуре в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования.

Заключение

Как видно из данных таблицы 2, суммарный вклад факторов в общую дисперсию равен 67,8 %. Очевидно, что эта цифра далека от 100 %. Разность в 32,2 % говорит о том, что список и наполнение выявленных компонентов имиджа женской тяжёлой атлетики нельзя считать исчерпывающими, то есть можно с уверенностью утверждать, что существует один или несколько латентных компонентов имиджа с присущими им характеристиками, установление

которых потребует проведения дополнительных исследований.

В заключение отметим, что результаты проведённого исследования могут быть использованы для разработки программы коррекции имиджа женской тяжёлой атлетики, а также для формулировки аргументов в целях выигрышного позиционирования женской тяжёлой атлетики в глазах потенциальных представительниц тяжелоатлетического спорта.

Степанова О. Н.: разработка программы исследования, интерпретация результатов математико-статистической обработки данных: подготовка текста рукописи.

Степанова Д. П.: обзор публикаций по теме статьи, сбор, обработка и анализ эмпирических данных, оформление иллюстративных материалов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Волкова А. Н., Степанова Д. П. Внутренний имидж женской тяжёлой атлетики и пути его совершенствования // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 4. С. 111-119.

2. Зайвый В. Больше женщин и молодёжи: МОК представил программу летней Олимпиады 2020 года // RT. 10 июня 2017 г. URL: https://russian.rt.com/sport/ article/398592-olimpiada-tokio-programma (дата обращения: 30.11.2019).

3. Кухтерина А. Н. Популярность вида спорта: понятие, атрибуты, способы повышения // Преподаватель XXI век. 2011. Ч. 1. № 3. С. 100-108.

4. Лысенко Р. Гендерные аспекты современного спорта в деятельности МОК [Электронный ресурс] // Международные гуманитарные связи: материалы XII студенческой научной конференции. Великий Новгород, 2016. Т. XII. URL: https://mgs.org.ru/wp-content/sbornik_mgs_12.html#pf8 (дата обращения: 30.11.2019).

5. Мяконьков В. Б., Копылова Т. В. Формирование имиджа спорта на современном этапе развития общества (на примере популяризации городошного спорта) // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 3. С. 46-51.

6. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тяжёлая атлетика»: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 20 августа 2019 г. № 672. URL: https://rg.ru/2019/09/24/minsport-prikaz-672-site-dok.html (дата обращения: 30.11.2019).

7. Пархоменко Н. Н. Женская тяжёлая атлетика: успехи и проблемы // Развитие тяжёлой атлетики в России [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/files/SPORT/ soderganie/2/Parhomenko.pdf (дата обращения: 30.11.2019).

8. Пономарев И. Е., Стриева Л. Ю., Самыгин С. И. Популяризация в российском обществе физической культуры и спорта как фактора формирования ценностных ори-ентаций молодёжи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 3. С. 61-64.

9. Степанова Д. П. Технология формирования позитивного имиджа вида спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 6. С. 41-42.

Заявленный вклад авторов

Список литературы

10. Тяжёлая атлетика на Олимпиаде в Токио 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://olympteka.ru/olymp/tokyo2020/sport/58.html (дата обращения: 30.11.2019).

References

1. Volkova A.N., Stepanova D.P. Vnutrennij imidzh zhenskoj tjazholoj atletiki i puti ego sovershenstvovanija [Internal image of women's weightlifting and ways to improve it]. Iz-vestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaja kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Education. Sport], 2016, no. 4, pp. 111-119. (In Russian).

2. Zajvyj V. Bol'she zhenshhin i molodjozhi: MOK predstavil programmu letnej Olim-piady 2020 goda [More women and youth: the IOC presented the program of the summer Olympic games in 2020]. Russia Today, 2017, 10th of June. (In Russian). Available at: https:// russian.rt.com/sport/article/398592-olimpiada-tokio-programma (accessed 30.11.2019).

3. Kukhterina A.N. Populyarnost' vida sporta: ponyatie, atributy, sposoby povyshenija [The popularity of the sport: concept, attributes, ways to increase]. Prepodavatel' XXI veka [Teacher of the XXI Century], 2011, vol. 1, no. 3, pp. 100-108. (In Russian).

4. Lysenko R. Gendernye aspekty sovremennogo sporta v dejatel'nosti MOK [Gender aspects of modern sports in the activities of the IOC]. Materialy XII studencheskoj nauch-noj konferentsii "Mezhdunarodnye gumanitarnye svjazi" [Proceedings of the 12th Student Scientific Conference "International Humanitarian Relations"]. Veliky Novgorod, 2016, vol. XII. (In Russian). Available at: https://mgs.org.ru/wp-content/sbornik_mgs_12.htm-l#pf8 (accessed 30.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Mjakon'kov V.B., Kopylova T.V. Formirovanie imidzha sporta na sovremennom etape razvitija obshchestva (na primere populjarizatsii gorodoshnogo sporta) [Formation of the image of sports in the present stage of the society development (by the example of popularizing gorodki sports)]. Fizicheskaja kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naja rekreatsija [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2019, vol. 4, no. 3, pp. 46-51. (In Russian).

6. Parkhomenko N.N. Zhenskaja tjazhjolaja atletika: uspekhi i problemy [Women's weightlifting: success and problems]. Razvitie tjazhjoloj atletiki v Rossii [Development of Weightlifting in Russia]. (In Russian). Available at: http://federalbook.ru/files/SPORT/soder-ganie/2/Parhomenko.pdf (accessed 30.11.2019).

7. Ponomarev I.E., Strieva L.Ju., Samygin S.I. Populjarizatsija v rossijskom obshchestve fizicheskoj kul'tury i sporta kak faktora formirovanija tsennostnykh orientatsij molodjozhi [Popularization of physical culture and sports in the Russian society as a factor of the formation of value orientations of youth]. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchest-vennye nauki [Humanities, Socio-Economic and Social Sciences], 2018, no. 3, pp. 61-64. (In Russian).

8. Stepanova D.P. Tekhnologija formirovanija pozitivnogo imidzha vida sporta [Technology of forming a positive image of a sport]. Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2018, no. 6, pp. 41-42. (In Russian).

9. Tjazhjolaja atletika na Olimpiade v Tokio 2020 [Weightlifting at the Tokyo 2020 Olympic games]. (In Russian). Available at: http://olympteka.ru/olymp/tokyo2020/sport/58. html (accessed 30.11.2019).

10. Russian Federation. The Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation no. 672 of August 20, 2019, Ob utverzhdenii Federal'nogo standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta «tjazhjolaja atletika» [About the approval of the Federal standard for sports training in the sport "weightlifting"]. (In Russian). Available at: https://rg.ru/2019/09/24/ minsport-prikaz-672-site-dok.html (accessed 30.11.2019).

Image of Women's Weightlifting: Main Components and Their Characteristics

Olga N. Stepanova, Daria P. Stepanova

Moscow state pedagogical University, Moscow

Abstract. Purpose of research. The study aimed to develop a statistical model of an image of women's weightlifting.

Methods and organization of research. The first stage of the study involved interviewing 77 Moscow schoolgirls aged 12-14. The girls were asked to express their associations, thoughts, or value judgments related to women's weightlifting. The obtained data were processed using qualitative and quantitative content analysis. The second stage of the study focused on selecting antonymic (opposite in meaning) pairs of statements characterizing women's weightlifting. Thus, a set of 31 bipolar scales of the semantic differential was obtained. In the third stage of the study, the same 77 schoolgirls aged 12-14 were asked to evaluate their attitude to women's weightlifting using the developed semantic differential scales. The obtained data underwent factor analysis with the rotation of reference axes according to the Varimax criterion. The result offactorization was a statistical model of the image of women's weightlifting.

Research result. The statistical (factor) model of the image of women's weightlift-ing consists of seven components with groups of characteristics inherent in each of them: 1) aesthetic qualities, the popularity of the sport, its positive impact on the corporal and personal dimension of women; 2) gender appropriateness of the sport and its positive effect on health and social status of women; 3) accessibility (physical, financial) and safety of the sport; 4) the quality of the sports infrastructure, demand for this kind of sport among the youth; 5) influence on women's social status; 6) positive impact on the moral and volitional powers of women going in for weightlifting; fashion for men's sports; 7) public recognition of sporting success and achievements of national athletes.

Conclusion. The results of the research can be used to develop a program for correcting the women's weightlifting image and to formulate arguments for the successful positioning of women's weightlifting among teenagers and young people.

Keywords: women's weightlifting, image, teenage girls, factor model of the women's weightlifting image.

Степанова Ольга Николаевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин и методики их преподавания

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-4114-2801

Институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1

тел.: +7(495)4380781

e-mail: stepanova.olga.75@gmail.

com

Olga N. Stepanova

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Sports Disciplines and Methods of Their Teaching

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-4114-2801

Institute of Physical Culture, Sport and Health, Moscow State Pedagogical University

1, bld. 1, Malaya Pirogovskaya St, Moscow, Russia, 119991

tel.: +7(495)4380781

e-mail: stepanova.olga.75@gmail.

com

Степанова Дарья Павловна

ассистент кафедры физического воспитания и спорта

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-4676-3583

Институт физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет

119991, Россия, г. Москва,

ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1.

тел.: +7(495)4380781

e-mail: dp.stepanova.mpgu@gmail.

com

Daria P. Stepanova

Assistant at the Department of Physical Education and Sports

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-4676-3583

Institute of Physical Culture, Sport and Health,

Moscow State Pedagogical University

1, bld. 1, Malaya Pirogovskaya St, Moscow, Russia, 119991

tel.: +7(495)4380781

e-mail: dp.stepanova.mpgu@gmail.

com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.