2. Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2018), "Physical fitness of preschool children according to the results of fulfilling the standards of the first stage of the TRP complex", Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, No. 4 (55), pp. 66-70.
3. Semenov, L.A. (2019), "The principles of corrective development of conditioned physical qualities in preschool children", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 5 (171), pp. 285-291.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2020
УДК 796.88
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КАК ФАКТОР, СДЕРЖИВАЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОЙ ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКИ)
Дарья Павловна Степанова, ассистент, Московский педагогический государственный университет
Аннотация
Введение. Одной из ключевых тенденций развития современного олимпийского движения является курс на гендерное равенство. Так, на Олимпиаде-2020 мужчины и женщины-тяжелоатлеты будут впервые соревноваться в равном количестве весовых категорий, что усиливает роль женщин в отечественном и международном спортивном движении. Однако несмотря на возрастающую роль женской тяжёлой атлетики, отношение к ней значительной части современного общества далеко от позитивного. Мы полагаем, что негативное отношение девушек-подростков -потенциальных представительниц тяжелоатлетического спорта во многом обусловлено гендерными стереотипами. Такие стереотипы приводят к тому, что спортивные школы испытывают большие сложности при наборе начинающих и удержании перспективных спортсменок, что сдерживает развитие женской тяжёлой атлетики. Цель исследования - выявить гендерные стереотипы в восприятии тяжёлой атлетики девушками-подростками 12-14 и 15-16 лет как потенциальными занимающимися данным видом спорта. В исследовании приняли участие 77 московских школьниц 12-14 лет и 66 школьниц 15-16 лет. Методы исследования: опрос в форме эссе, качественно-количественный контент-анализ эссе, методы математической статистики. Выводы. Роль гендерных стереотипов в восприятии девушками-подростками 12-14 и 15-16 лет женской тяжёлой атлетики чрезвычайно велика, поскольку 20% позитивных и 16 % негативных высказываний 12-14-летних девушек, 25% положительных и 32% отрицательных отзывов 15-16-летних школьниц о данном виде спорта носят гендерный характер.
Полученные данные подтверждают, что гендерные стереотипы являются фактором, препятствующим эффективному набору занимающихся, сдерживающим развитие женского спорта в нашей стране и создающим препятствия на пути достижения гендерного равенства в олимпийском движении.
Ключевые слова: женская тяжёлая атлетика, гендерные стереотипы, подростки. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p269-273
GENDER STEREOTYPES AS A FACTOR, CONSTRAINING THE DEVELOPMENT OF WOMEN'S SPORTS (ON THE EXAMPLE OF WOMEN'S WEIGHTLIFTING)
Darya Pavlovna Stepanova, the assistant, Moscow State Pedagogical University
Abstract
Introduction. One of the key trends in the development of the modern Olympic movement is the policy of gender equality. Thus, at the 2020 Olympics, men and women weightlifters will compete for the first time in an equal number of weight categories, which strengthens the role of women in the domestic and international sports movement. However, despite the increasing role of women's weightlifting, the attitude of a large part of modern society is far from positive. We believe that the negative attitude of teenage girlspotential representatives of weightlifting is largely due to gender stereotypes. Such stereotypes lead to the fact that sports schools are experiencing great difficulties in recruiting beginners and retaining promising
athletes, which hinders the development of women's weightlifting. The purpose of the study is to identify gender stereotypes in the perception of weightlifting by teenage girls 12-14 and 15-16 years as potential participants in this sport. The study involved 77 Moscow Schoolgirls 12-14 years old and 66 Schoolgirls 15-16 years old. Research methods: survey in the form of essays, qualitative and quantitative content analysis of essays, methods of mathematical statistics.
Summary. The role of gender stereotypes in the perception of adolescent girls 12-14 and 15-16 years of women's weightlifting is extremely large, since 20% of positive and 16% of negative statements of 1214-year-old girls, 25% of positive and 32% of negative reviews of 15-16-year-old Schoolgirls about this sport are gender-specific. The data obtained confirm that gender stereotypes are a factor hindering the effective recruitment of athletes, hindering the development of women's sports in our country and creating obstacles to achieving gender equality in the Olympic movement.
Keywords: women's weightlifting, gender stereotypes, teenagers.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ключевых тенденций развития современного олимпийского движения является взятие Международным олимпийским комитетом (МОК) курса на тендерное равенство в спорте [3]. В 2014 г. Международным олимпийским комитетом была принята рекомендация о достижении 50-процентного участия женщин в Олимпийских играх за счёт увеличения числа женских дисциплин и соревнований в миксте [2]. Эта рекомендация нашла своё отражение в проекте «Женщины в спорте», принятом исполкомом МОК в марте 2017 г. [4].
Проект МОК «Женщины в спорте» затронул и тяжёлую атлетику. Так, на Олим-пиаде-2020 в Токио мужчины и женщины-тяжелоатлеты будут впервые соревноваться в равном количестве весовых категорий [5]. Данное обстоятельство делает женскую тяжёлую атлетику не только медалеемким и стратегически важным для общекомандного медального зачёта видом спорта, но и усиливает роль женщин в российском спорте и международном олимпийском движении.
Реализация инициативы МОК, принятая к исполнению Олимпийским комитетом России, требует активизации работы по подготовке спортивного резерва для женской тяжелоатлетической сборной команды страны. Однако, как показывает практика, тренеры испытывают значительные трудности при наборе начинающих, обусловленные нежеланием девочек и девушек заниматься данным видом спорта, поскольку в отношении женской тяжёлой атлетики в общественном сознании сформировался целый ряд негативных гендерных стереотипов - устойчивых представлений о личностных качествах и моделях поведения мужчин и женщин [1, 5].
Цель - выявить гендерные стереотипы в восприятии тяжёлой атлетики девушками-подростками 12-14 и 15-16 лет как потенциальными занимающимися данным видом спорта.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленной цели были использованы следующие методы исследования:
1) опрос в форме эссе. Девушкам было предложено тезисно, не более чем в 30-ти словах, словосочетаниях или предложениях высказать свои ассоциации, мысли, оценочные суждения, связанные с женской тяжёлой атлетикой. В опросе приняли участие 77 московских школьниц 12-14 лет и 66 школьниц 15-16 лет;
2) качественно-количественный контент-анализ эссе. Категориями контент-анализа стали высказывания опрошенных о женской тяжёлой атлетике, смысловыми единицами анализа - положительные и негативные отзывы о данном виде спорта, имеющие гендер-ный характер, единицами счёта - частота встречаемости и удельный вес (в процентах) смысловых единиц контент-анализа в высказываниях респондентов. Полученные данные были подвергнуты математической обработке.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 приведены типичные (наиболее часто встречающиеся) положительные и отрицательные высказывания 12-14-летних школьниц о женской тяжёлой атлетике, а в табл. 2 - 15-16-летних девушек.
Таблица 1 - Типичные положительные и негативные высказывания девочек и девушек-подростков 12-14-летних школьниц о женской тяжёлой атлетике (п=77)_
Направленность высказываний Суждения
Положительные (п=99) Интересный вид спорта; хороший вид спорта; укрепляет здоровье; закаляет характер (силу духа силу воли); развивает мускулатуру; полезный (нужный) вид спорта; формирует красивую фигуру; женщина может показать свою сильную сторону; развивает силу; развивает выносливость; ломает гендерные стереотипы; помогает доказать «слабому» полу, что он не слабый; развивающий вид спорта; полезна для женщин; повышает самооценку, формирует уверенность в себе; красивый вид спорта; отлично подходит женщинам; для меня женщины занимающиеся тяжёлой атлетикой - героини; олимпийский вид спорта; опровергает неравенство полов; помогает женщине реализовать себя; ставит женщину наравне с мужчиной; доказывает, что женщины могут делать то же самое, что и мужчины; зрелищный вид спорта; мне нравится, что есть именно женская тяжёлая атлетика и др.
Отрицательные (п=110) Тяжёлый (сложный) вид спорта; не подходит для женщин (не женский); не стала бы заниматься тяжёлой атлетикой; травмоопасный вид спорта; неинтересный вид спорта; непопулярный вид спорта; странный вид спорта; сугубо мужской вид спорта; грубый вид спорта; неправильный, неприемлемый вид спорта; бессмысленный вид спорта; редко освещается в СМИ; поддерживать форму можно и другими способами; некрасивый вид спорта; не полезно для здоровья; скучный вид спорта и др.
Таблица 2 - Типичные положительные и негативные высказывания девочек и девушек-подростков 15-16-летних школьниц о женской тяжёлой атлетике (п=66)
Направленность высказываний Суждения
Положительные (п=68) Не осуждаю девушек, занимающихся тяжёлой атлетикой; интересный вид спорта; олимпийский вид спорта; сильные женщины развивает силу воли; развивает мускулатуру; развивает потенциал женщины; закаляет характер; массовый вид спорта; помогает женщинам реализовать себя; всю жизнь мечтала заниматься тяжёлой атлетикой; неплохой вид спорта; развивает физические качества; чудесный вид спорта; способствует здоровому образу жизни; зрелищный вид спорта; красивый вид спорта; полезный вид спорта; крутой вид спорта; женственность; грациозность; выносливость; лучше, чем сидеть дома и др.
Отрицательные (п=88) Не для женщин (не женский вид спорта); тяжёлый, сложный вид спорта; не стала бы заниматься; травмоопасный вид спорта; уродует женскую фигуру; грубый вид спорта; вид спорта только для мужчин; мало кому нравится этот вид спорта; не понимаю почему девушки этим занимаются; мне не нравится данный вид спорта; девушки как парни; ухудшает здоровье (опасен для здоровья); не вижу себя в этом виде спорта; отвратительно выглядит; не считаю девушками тех, кто занимается тяжёлой атлетикой; ненормально; отрицательно отношусь; неинтересный вид спорта; незрелищный вид спорта; самый ужасный вид спорта; женская тяжёлая атлетика снижает социальный статус женщины; делает женщину неженственной (мужеподобной); некрасивый вид спорта; непопулярный вид спорта и др.
Из результатов математической обработки материалов опросов усматривается, что общее количество отрицательных высказываний (с учётом частоты их появления в ответах респондентов) о женской тяжёлой атлетике превышает количество положительных в 1,1 раза среди 12-14-летних и в 1,3 раза у 15-16-летних школьниц, что указывает: а) на выраженное негативное отношение современных девушек-подростков к данному виду спорта; б) на более «мягкое» (толерантное) отношение 12-14-летних девушек к женской тяжёлой атлетике по сравнению с 15-16-летними.
Примечательно, что значительное число высказываний участниц опроса являются гендерно окрашенными. Так, у 12-14-летних школьниц тендерный характер носят:
- 16% отрицательных высказываний, среди которых наиболее часто встречаются такие суждения, как «не подходящий для женщин», «не женский», «сугубо мужской вид спорта»;
- 20% положительных суждений, в их числе: «ломает тендерные стереотипы», «помогает доказать "слабому" полу, что он не слабый», «отлично подходит женщинам», «опровергает неравенство полов», «ставит женщину наравне с мужчиной», «доказывает, что женщины могут делать то же самое, что и мужчины», «мне нравится, что есть именно женская тяжёлая атлетика».
12-14-летние школьницы также характеризуют женскую тяжёлую атлетику как «тяжёлый и сложный» (около 20% высказываний), «плохо освещаемый в средствах массовой информации и коммуникации» (10%), «требующий серьёзной физической подготовки» (7%) и «наличия крепкого здоровья» (5%), «травмоопасный» (около 4%), «неинтересный» (2%), «непопулярный» (2%), «странный» (2%), «грубый» (1%), «неприемлемый» (1%), «неполезный» (1%), «бессмысленный» (1%), «скучный» (1%), «некрасивый» (1%) и «не очень правильный» (1%) вид спорта.
Около 8% 12-14-летних школьниц указали в своих эссе, что не стали бы заниматься тяжёлой атлетикой.
Описывая положительные стороны женской тяжёлой атлетики, школьницы 12-14 лет отметили, что это «интересный» (10%), «укрепляющий здоровье» (6%), «развивающий мускулатуру» (4%) и «различные физические качества» (4%), «закаляющий характер» (3%), «формирующий красивую фигуру» (3%), «полезный (нужный)» (4%), «хороший» (2%), «развивающий» (2%), «красивый» (2%), «удивительный» (1%), «зрелищный» (1%), «популярный» (1%), «массовый» (1%), «формирующий целеустремленность» (1%), «повышающий самооценку» (1%), «формирующий уверенность в себе» (1%) вид спорта, для которого нужна «хорошая физическая подготовка» (1%) и который «помогает держать себя в форме» (1%). 5% 12-14-летних школьниц «не осуждают девушек, занимающихся тяжёлой атлетикой», по 1% считают, что «нужно чаще транслировать данный вид спорта в СМИ» и что у женской тяжёлой атлетики «большое количество фанатов и поклонников».
У 15-16-летних школьниц имеют гендерный оттенок:
- 32% негативных высказываний, в их числе: «неженский вид спорта», «вид спорта для мужчин», «не понимаю, почему девушки этим занимаются», «уродует женскую фигуру», «делает женщину неженственной (мужеподобной)», «девушки как парни», «не считаю девушками тех, кто занимается тяжёлой атлетикой», «это позорит всех девушек», «женская тяжёлая атлетика снижает социальный статус женщины»;
- 25% положительных суждений, например: «не осуждаю девушек, занимающихся тяжёлой атлетикой», «сильные женщины», «развивает потенциал женщины», «помогает женщинам реализовать себя».
Старшие девушки-подростки считают, что женская тяжёлая атлетика - это «тяжёлый (сложный)» (13%), «плохо освещаемый в средствах массовой информации и коммуникации» (10%), «травмоопасный» (около 6%), «грубый» (4%), «отвратительный» (1%), «ненормальный» (1%), «неинтересный» (1%), «незрелищный» (1%), «самый ужасный» (1%), «некрасивый» (1%) и «непопулярный» (1%) вид спорта. 10% 15-16-летних школьниц указали в эссе, что не пошли бы заниматься тяжёлой атлетикой.
Среди положительных эпитетов, данных девушками 15-16-летнего возраста женской тяжёлой атлетике, были названы: «интересный» (7%), «олимпийский» (4%), «популярный» (4%), «развивающий силу воли» (4%), «важный» (3%), «закаляющий характер» (3%), «массовый» (около 2%), «неплохой» (1%), «чудесный» (1%), «зрелищный» (1%), «способствующий здоровому образу жизни» (1%), «красивый» (1%), «полезный» (1%) вид спорта.
ВЫВОДЫ
В суждениях опрошенных школьниц-подростков о женской тяжёлой атлетике проявляется выраженная гендерная стереотипизированность сознания.
Так, у 12-14-летних школьниц гендерный оттенок носят 36% высказываний, из них 16% отрицательных и 20% положительных. У 15-16-летних девушек более половины (57%) отзывов о тяжёлой атлетике носят гендерный характер, из них 32% негативных и 25% положительных суждений. Полученные данные говорят о том, что роль гендерных стереотипов в восприятии девушками-подростками тяжелоатлетического спорта чрезвычайно велика. При этом 15-16-летние школьницы демонстрируют более высокий уровень стереотипности сознания по сравнению с 12-14-летними.
Таким образом, становится очевидным, что гендерные стереотипы являются фактором, сдерживающим развитие женского спорта в нашей стране и создающим препятствия на пути достижения гендерного равенства в олимпийском движении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бегинина, И.А. Гендерные стереотипы современной провинциальной молодёжи: опыт социологического измерения / И.А. Бегинина, С.Г. Ивченков, Н.В. Шахматова // Женщина в российском обществе. - 2018. - № 1 (86). - С. 19-29.
2. Галькевич, С. Ради гендерного равенства: программу ОИ-2020 изменили в 15 видах спорта // Политический мир. 2017. 10 сентября. - URL : http://polit-mir.ru/radi-gendernogo-ravenstva-programmu-oi-2020-izmenili-v-15-vidakh-sporta-9686.html (дата обращения: 05.12.2019).
3. Доценко, Е.Л. Спортсменки на распутье гендерной идентификации / Е. Л. Доценко, А.А. Усольцева // Спортивный психолог. - 2017. - № 1 (44). - С. 37-42.
4. Мельников, В. МОК одобрил проект по обеспечению гендерного равенства в олимпийском движении // Спорт-экспресс. 2017. 17 марта. - URL : https://sport.rambler.ru/summer/36356178-mok-odobril-proekt-po-obespecheniyu-gendernogo-ravenstva-v-olimpiyskom-dvizhenii/ (дата обращения: 05.12.2019).
5. Ситдиков, Р. Международный олимпийский комитет (МОК) скорректировал программу в соревнованиях по тяжёлой атлетике на Олимпиаде-2020 в Токио ради гендерного равенства // РИА-спорт. 2017. 9 июня. - URL: ttps://rsport.ria.ru/20170609/1121545880.html (дата обращения: 05.12.2019).
6. Судакова, Ю.Е. Гендерные стереотипы в спорте / Ю.Е. Судакова // Грани познания. -2009. - № 3 (4). - С. 64-66.
REFERENCES
1. Beginina, I.A., Ivchenkov, S.G. and Shakhmatova, N.V. (2018), "Gender stereotypes of modern provincial youth: experience of sociological measurement", Woman in Russian society, No. 1 (86), pp. 1929.
2. Galkevich, S. (2017), "For the sake of gender equality: the 0I-2020 program was changed in 15 sports", Politicheskiy Mir. September 10, available at: http://polit-mir.ru/radi-gendernogo-ravenstva-pro-grammu-oi-2020-izmenili-v-15-vidakh-sporta-9686.html (date accessed 05.12.2019).
3. Dotsenko, E.L. and Usoltseva, A.A. (2017), "Sportswomen at the crossroads of gender identification", Sports psychologist, No. 1 (44), pp. 37-42.
4. Melnikov, V. (2017), "IOC approved the project to ensure gender equality in the Olympic movement", Sport-Express. March 17, available at: https://sport.rambler.ru/summer/36356178-mok-odobril-proekt-po-obespecheniyu-gendernogo-ravenstva-v-olimpiyskom-dvizhenii/ (date accessed: 05.12.2019).
5. Sitdikov, R. (2017), "the International Olympic Committee (IOC) adjusted the program in weightlifting competitions at the 2020 Olympics in Tokyo for the sake of gender equality", RIA-sport. June 9, available at: ttps://rsport.ria.ru/20170609/1121545880.html (date accessed: 05.12.2019).
6. Sudakova, Yu.E. (2009), "Gender stereotypes in sport", Facets of cognition, No. 3 (4), pp. 6466.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2019