УДК 616.89:174
ИМИДЖ ВРАЧА ПСИХИАТРА С ПОЗИЦИИ ПАЦИЕНТОВ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА
Белгородский
государственный
университет
У.С. Москвитина В.А. Руженков
Социологическим методом (анкетирование) обследовано 200 пациентов психиатрического стационара на предмет их представлений о личном имидже врача-психиатра. Описываются конституциональная, интеллектуальная, характерологическая, социально-бытовая и профессионально-статусная составляющие имиджа.
Ключевые слова: имидж врача-психиатра, компоненты e-mail: [email protected] личного имиджа врача-психиатра, представление пациентов о
враче-психиатре.
Имидж - (от английского image - буквально образ) целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы [16]. Существуют различные виды имиджа и дифференцированные подходы к нему, которые возникают в зависимости от поставленных целей и задач. По субъекту [11] выделяет три формы имиджа: личный (имидж конкретного человека), товарный (имидж товара, услуги), групповой (организационный, корпоративный, национальный) имидж. Рассматривая индивидуальный имидж, выделяют следующую его типологию[8]. Внешний имидж - прежде всего это габариты человека (размеры, рост, телосложение), а также одежда, аксессуары, прическа и т.п., в целом - степень ухоженности, здоровый внешний вид. Вербальный имидж - информация об интеллекте человека, которая формируется на основе того, как и что он говорит. Сюда входят такие показатели как темп, интонация, громкость, ритм, тембр голоса, а так же смысловое содержание речи. Кинестетический имидж - мнение о человеке, возникающее на основе характера типичных его движений - позы, осанки, взгляда, мимики, жестов, движения отдельных частей тела во время взаимодействия. Средовой имидж - характеризует среду обитания человека: его дом, офис, автомобиль, места проведения досуга. Средовой имидж дает зрительное представление о социальной успешности человека. Личностный имидж - это представление или мнение о человеке и о его личностных качествах (когда о человеке говорят: «он добрый, здоровый, порядочный, милый...» - т.е. о характере). Профессиональный имидж - это мнение о человеке, как о профессионале.
Рассмотрение стиля врача, в основном, происходило в рамках культуры делового общения или медицинской деонтологии [9]. Именно медицинская деонтология занимается формированием и воспитанием морально-этических, эстетических и профессиональных качеств медицинского персонала [4].
Анализ отечественной литературы, посвященной изучению имиджа, показал, что достаточно подробно изучены имиджевые аспекты профессии руководителя государственной службы [1], политика [10], педагога [5], преподавателя вуза [14], воспитателя дошкольного учреждения [2], менеджера [3], специалиста социально-культурной сферы [15], студента вуза [6], офицера МЧС [7].. Имеются исследования, посвященные управлению имиджем медицинского учреждения [17] и изучению личного имиджа врача [18]. В доступной нам литературе мы встретили единичные работы (украинских исследователей), затрагивающих проблему имиджа врача-психиатра с позиции пациентов [12]. Автором установлено, что большинство (92%) пользователей психиатрической помощи считает, что для врача-психиатра главное — соединение профессиональных и душевных человеческих качеств. Они были положительно настроены к персоналу психиатрических учреждений, имели с ними доверительное отношение, оптимистически смотрели на возможность своего выздоровления. Важными чертами врача-психиатра большинство считало такие качества как чистосердечность, выдержка, корректность.
Несмотря на то, что к концу 2010 года в России проведено более 120 диссертационных исследований по имиджевой тематике, научных работ, посвященных имиджу медицинского работника, в том числе и врача-психиатра, в доступной нам литературе мы не обнаружили. В связи с этим целью исследования было изучение личного имиджа врача-психиатра для разработки рекомендаций по его совершенствованию и развитию для максимального приближения психиатрической помощи к населению и повышению уровня доверия.
Материал и методы исследования. Основным методом исследования был социологический (анонимное анкетирование). В исследовании приняли участие 200 пациентов стационарного отделения Белгородской областной психоневрологической больницы (137 пациентов с непсихотическими формами различных психических заболеваний и 63 пациента с психотическими формами, находящиеся в стадии стойкой клинической ремиссии). Средний возраст исследуемых составил 43,2 ± 1,0 года, а длительность психического расстройства 8,0 ± 1,0 лет. Пациенты с непсихотическими расстройствами были представлены в основном аффективной патологией (F30 - F39) и органическими, включая симптоматические, психические расстройства (F00 - F09), а с психотическими - диагнозом шизофрении (F20 - F29).
Изучались социально-демографическая информация; осведомленность о понятии «имидж»; представления о личном имидже врача-психиатра и товарном имидже терапевтических услуг. Всего анализировалось 97 параметров.
Анализ литературных источников позволил нам классифицировать личный имидж врача-психиатра и в дальнейшем изучить его компоненты. С нашей точки зрения, личный имидж, включает следующие компоненты:
□ Конституциональный (раса, национальность, пол, возраст, антропометрические характеристики);
□ Интеллектуальный (речь, общая осведомленность);
□ Характерологический (манеры, привычки, одежда, украшения, парфюмерия);
□ Социально-бытовой (жилище, автомобиль, семейное положение, дети, круг общения, хобби);
□ Профессионально-статусный (категория, дипломы, сертификаты, ученая степень, ученое звание, положение в иерархической лестнице). В профессиональном имидже существенную роль играет мнение о профессиональных качествах врача со стороны пациентов. Это мнение особо значимо для других пациентов, оказывает косвенное влияние на эффективность терапии.
Результаты исследования и обсуждение. Большинство - 57% респондентов являлись жителями города, 43% - жители деревни. Более половины респондентов - 57% имели среднее образование, 34,5% - высшее, 6,5% незаконченное высшее и 2% начальное.
Изучение осведомленности о понятии имидж показало, что почти все респонденты -92%, знакомы с понятием «имидж». Для 53% из них - имидж это «целенаправленно сформированный образ», 18,5% считают, что имидж, это «показатель популярности», 12% - «выражение общественного мнения», 8,5% - «оценочная характеристика», а 5% полагают, что имидж это - «рейтинг», около 3% - воспринимают имидж, как «продукт политических и рекламных технологий». Большинство - 81% опрошенных пациентов, считают, что врача должен интересовать его имидж и лишь 19% исследуемых пациентов считают этот фактор малозначимым.
Конституциональная составляющая личного имиджа. Национальность врача-психиатра не имеет значения для 74,6% респондентов, а 25,4%, все же предпочитают врача своей национальности. Более предпочтителен для большинства пациентов (68,5%) врач-психиатр женского пола, для 24% респондентов - мужского, а для 7,5% пол врача не оказывает влияние на выбор его в качестве специалиста для обращения.
Большинство опрошенных - 48,5%, предпочитают специалистов в возрасте от 35 до 45 лет, а 36% от 50 лет и старше. К молодым врачам (25-30 лет) обратились бы лишь 15,5% респондентов.
Такая характеристика внешности врача-психиатра как его вес - для 64,3% респондентов не имеет значения для выбора его в качестве специалиста, а 34,2% пред-
почли бы психиатра с нормальным весом, 1 % - с «пониженным» и 0,5% - с «избыточным».
Для большинства респондентов (80,4%) рост врача не влияет на его выбор. А остальные хотят обращаться к специалистам либо среднего (16,6%), либо высокого роста (3,0%).
Большинство респондентов 75,4% полагают, что прическа врача не так уж важна. Хотя 14,1% отдадут предпочтение врачу-психиатру с длинными волосами, аккуратно убранными в прическу; 10,6% респондентов считают, что врач-психиатр должен носить коротко стриженые волосы.
Осанка врача-психиатра для 54,5% опрошенных не оказывает влияния на его выбор, а 44,5% предпочтут врача-психиатра с ровной осанкой и только 1% - сутулого.
Большинство (57%) пациентов предпочитают врача-психиатра с уверенной, свободной и легкой походкой, носящий очки (61,5%). Предпочтителен опрятный и аккуратный внешний вид (70%), а для 30% пациентов опрятной не играет роли для выбора врача.
Что касается сексуальной ориентации врача-психиатра, то 54,5% опрошенных предпочитают врачей с традиционной, а для 44,5% она не имеет значения; всего лишь 1% пациентов предпочли бы врача-психиатра с нетрадиционной ориентацией.
Интеллектуальная составляющая личного имиджа. Врача-психиатра, речь которого проста и понятна, предпочитают 90% респондентов. Для 5% респондентов речь врача вообще не играет роли, а 5% предпочли бы врача-психиатра, который в своем разговоре использует много медицинской терминологии. Следует отметить, что 55% опрошенных пациентов обратилась бы к психиатру голос, которого располагает к общению. Что касается интонации, то 39,5% акцентируют внимание на низком и спокойном голосе, а для 5,5% голос врача-психиатра не влияет на его выбор.
Для большинства опрошенных пациентов (85,5%) безразлично владеет ли врач иностранным языком, лишь для 14,5% этот показатель оказался важным.
Характерологическая составляющая личного имиджа. (В данном разделе мы описываем внешний вид и манеру одеваться, как косвенные характерологические показатели). Большинство респондентов - 65% обратились бы к врачу, который заботиться о своем внешнем виде, а для 35% этот показатель не влияет на выбор врача. Предпочтение врачу с классическим стилем одежды отдают 37% пациентов, для 57,5% это не имеет значения, а 4% и 1,5% высказались за спортивный и авангардный стили соответственно. Цвет одежды врача-психиатра безразличен для большинства респондентов - 63%, нейтральные тона предпочитают 25,5%, яркие - 7% и темную одежду 4,5% респондентов.
Предпочтителен прием врачом в белом халате (91%), а для 9% - в повседневной одежде. Для большинства - 71% не имеет значения, носит ли врач-психиатр украшения, хотя для 11% важно, чтобы врач имел семью (носил обручальное кольцо).
Большинство пациентов (61%) отдают предпочтение врачу-психиатру стиль общения, которого с ними носит эмоциональный характер, 35% - поддерживающий, 3% - рефлексивный и 1% - руководящий. Большинство респондентов - 90% обратились бы к врачу-психиатру, у которого открытая улыбка, а 10% предпочитают серьезно и внимательно слушающего.
Большинство - 79% пациентов предпочитают консультироваться у врача-психиатра с ухоженными руками, лишь 21% оставил свой выбор на враче-психиатре с «руками рабочего». Пользуется ли врач-психиатр женского пола декоративной косметикой не принципиально для 57,5%, остальные 42,5% отдают предпочтение умеренному ее использованию.
Более чем для 2/3 респондентов (68%) респондентов безразлично занимается ли врач-психиатр спортом. И имеются ли у него вредные привычки, а третья часть все же предпочли бы спортивного врача без вредных привычек.
При изучении социально-бытовой составляющей личного имиджа установлено, что для большинства (74%) пациентов зависимость между материальным достатком и имиджем профессии не вызывает сомнений, остальные 26% полагают об отсутствии такой связи.
Что касается вопроса, чем определяется имидж врача-психиатра, мнения респондентов разделились: 27% считают, что он зависит от компетентности; от качества работы
-25,5%; от личных качеств - 19,5% и коммуникативных способностей - 17%, а 11% - от специализации врача психиатра.
Для 57% респондентов «не важно» с кем дружит врач-психиатр, остальные мнения респондентов распределились следующим образом: 21,5% - врачи, 10,5% -люди среднего достатка, 5,5% - интеллигенция, 3% - бизнесмены, 1,5% - банкиры, 1% - рабочие.
Большая часть исследуемых пациентов (58%) при выборе психиатра не ориентируются на то, кто является его наиболее частыми клиентами, однако предпочтение отдается тем, за помощью к которым, обращаются люди среднего достатка (18%) или их коллеги врачи других специальностей (14,5%), банкиры и бизнесмены (7%), интеллигенция (3%) и 2,5% - рабочие.
Наличие хобби у врача-психиатра для большинства (77%) пациентов не влияет на его выбор, в то же время 10% предпочитают врача, который занимается спортом, 5,5% -коллекционированием, 4% - охотой или рыбалкой, 3,5% - путешествиями.
Более половины респондентов - 55,5% обратились бы к врачу психиатру, родители которого известные и уважаемые врачи, а для остальных - 45,5% не важно, что психиатр является представителем знаменитой врачебной династии.
Профессионально-статусная составляющая личного имиджа. Большая часть респондентов из 85,5% обратились бы к врачу-психиатру, который имеет хорошие отзывы. А вот престижное образование и наличие у врача дополнительных дипломов, наград, грамот привлекло бы только 12,5%. Специалиста, который имеет научное звание, ученую степень предпочли бы 50% опрошенных пациентов, а 46,5% - врача, не занимающегося научной работой, более того - 3,5% пациентов категорически против научной работы врача-психиатра. Наряду с этим, большинство - 66% респондентов отдают предпочтение тому врачу-психиатру, который имеет несколько высших образований (психолог, юрист), остальные 34,0% безразличны к уровню образования врача-психиатра.
Способ, которым врач-психиатр фиксирует полученную от пациента информацию, безразлично для 50,3% опрошенных пациентов, за историю болезни или любой иной бумажный носитель, высказались 34,7% испытуемых, хотят, чтобы данные о них хранились в компьютере 14,6% и только 0,5% были бы согласны на видеосъемку.
Таким образом, в результате исследования установлено большинство пациентов психиатрического стационара предпочитают врачей среднего и зрелого возраста с уверенной, свободной и легкой походкой, носящего очки, опрятного, с аккуратным внешним видом, ухоженными руками. Важна понятная речь, открытая улыбка и располагающий стиль общения. Предпочтителен прием в белом халате. Важны для пациентов хорошие отзывы о враче-психиатре со стороны других пациентов, а также его социальное положение. Наряду с этим очевидно, что часть пациентов, описывая личный имидж врача-психиатра ориентировались на собственные проекции, проблемы и общественные стереотипы. Важно подчеркнуть, что врачу-психиатру своей работе целесообразно учитывать ожидания пациентов и адаптировать свой имидж в зависимости от контингента.
Литература
1. Ананьева, С. Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе [Текст] : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08 / С. Е. Ананьева. - М., 1996. - 171 с.
2. Апраксина, М. В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. В. Апраксина. - М., 2000. - 134 с.
3. Безниско, Л. А. Социально-психологическое содержание имиджа успешного менеджера [Текст] : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05. / Л.А. Безниско. - Ярославль, 2007. - 26 с.
4. Белорусов, О. С. Деонтология в медицине : В 2 т. [Текст] : Под общ. ред. [и с предисл.] Б. В. Петровского; АМН СССР. Т. 1.Общая деонтология / О. С. Белорусов, И. В. Богорад, Н. П. Бочков и др. - М.: Медицина, 1988 - 347 с.
5. Варданян, М. Р. Имидж педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в основной школе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Р. Варданян ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2007. - 24 с.
6. Жеребненко, О. А. Социально-психологические особенности развития имиджа студента вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / О. А. Жеребненко ; Курск. гос. ун-т. -Курск, 2008. - 21 с.
7. Киткин, К. И. Имидж офицера МЧС в общественном мнении [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 / К. И. Киткин ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2008. - 22 с.
8. Коханенко, А. И. Имидж рекламных персонажей [Текст] / А. И. Коханенко. - М. ; Ростов н /Д : МарТ, 2004. - 143 с.
Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. - М: Ось-89, 2002.- 512 с.:ил.
9. Отц, Е. В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората [Текст] : автореф. дис ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Е. В. Отц ; Гос. ун-т упр. - М., 2005. - 23 с.
10. Панфилова, А. П. Имидж делового человека [Текст] : учеб. пособие / А. П. Панфилова ; СПб. ин-т внешнеэкон. связей, экон. и права, О-во «Знание» СПб. и Ленингр. обл. - СПб. : СПбИ-ВЭСЭП, 2007. - 489 с.
11. Подкорытов В. С., Кузьминов В. Н., Шепель А. Г. Больные с непсихотическими психическими расстройствами в современном обществе (данные социологического анкетирования) // Медицинские исследования. - 2001. - Т. 1, вып. 1. - С. 31.
12. Підкоритов В. С., Кузьмінов В. Н., Шепель О. Г. Сприйняття психічних порушень хворими на розлади особистості органічного походження // Архів психіатрії. - 2001. - № 4. - С. 88-91.
13. Попова, Л. Г. Формирование имиджа специалиста социально-культурной сферы в системе повышения квалификации [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. Г. Попова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2003. - 24 с.
14. Попова, О. И. Имидж преподавателя вуза: пробл. трансформации в соврем. России [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / О. И. Попова ; Урал. акад. гос. службы. -Екатеринбург, 2007. - 22 с.
15. Современный словарь иностранных слов [Текст] : ок. 20 000 слов / Н. М. Ланда [и др.] ; вед. ред. Л. Н. Комарова. - СПб. : Дуэт : Комета, 1994. - 740 с.
16. Тхориков, Б. А. Управление имиджем медицинского учреждения [Текст] : автореферат дис. кандидата социологических наук : 22.00.08 / Б.А. Тхориков. - Белгород, 2008. - 21 с.
17. Шулешкина Н.А. Работаем над имиджем [Электронный ресурс] : Архив газеты «Медицинский вестник». - 2008, №31 (458) http://medvestnik.ru/archive/2008/31/1574.html
IMAGE OF THE PSYCHIATRIST FROM THE POSITION OF PATIENTS PSYCHIATRIC HOSPITAL
Belgorod
State
University
U.S. Moskvitina V.A. Ruzhenkov
Two hundred (200) patients of mental hospital were interviewed about their representations about personal image of the doctor-psychiatrist by sociologic method (anonymous). Constitutional, intellectual, characterologic, social and professional-status components of image are described.
e-mail: [email protected]
Key words: image of the doctor-psychiatrist, components of personal image the doctor-psychiatrist, patient’s view of doctor-psychiatrist.