4. Pavlov Ju.N., Malysheva G.V. Sistema Tejlora. Vzgljad cherez 100 let [Taylor's system. A look in 100 years], Rossijskoepredprinimatel'stvo [Russian business], 2000, no. 11 (11), pp. 76.
5. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social'no-politicheskoj istorii (dalee RGASPI) [Russian State Archive of Sociopolitical History], F. 17, Op. 102, Ed. hr. 189, L. 36.
6. RGASPI. F. 17, Op. 102, Ed. hr. 189, L. 94.
7. Centr dokumentacii novejshej istorii Volgogradskoj oblasti (dalee CDNIVO) [Center of Documentation of the Contemporary History of the Volgograd Region], F. 1, Op. 1, Ed. hr. 428, L. 131— 133.
8. CDNIVO. F. 71, Op. 41, Ed. hr. 24, L. 25.
ИМИДЖ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО (на примере Астраханской области)
Щербакова Татьяна Валентиновна, аспирант
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а
E-mail: scherbakova_taty@mail.ru
В данной статье анализируется имидж государственного служащего в сознании общества и определение роли имиджа в решении управленческих проблем, а также выявление и изучение проблем, связанных с формированием имиджа государственного служащего и его специфика. На основе результатов опросов общественного мнения, проведенных автором, анализируется портрет государственных служащих в Астраханской области, а также в данном исследовании изучается степень значимости деловых качеств астраханских государственных служащих. Предпринята попытка в данном исследовании провести анализ типичного возраста государственного служащего в институтах власти Астраханской области.
Ключевые слова: государственный служащий, государственная служба, имидж, чиновник, государственное управление, чиновничество, управление.
THE IMAGE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF CIVIL SERVANT (by the example of the Astrakhan region)
Scherbakova Tatyana V., post-graduate student
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: scherbakova_taty@mail.ru
In this paper the civil servant's image in the consciousness of the society and definition of the role of image in solving managerial problems, as well as identification and study of problems, connected with formation of the image of the civil servant and its specificity are analysed. On the basis of the results of public opinion polls, carried out by the author, the portrait of civil servants in the Astrakhan region is analysed, and also the degree of the importance of business qualities of the Astrakhan civil servants is examined. An attempt to carry out the analysis of the typical age of civil servant in the government institutions of the Astrakhan region is undertaken.
Keywords: Civil servant, Civil service, image, Officer, State administration, Officialdom, Administration.
Государственная служба является одним из ключевых институтов всех современных обществ независимо от их политического строя и типа государственного устройства. В соответствии с российским законодательством государственная служба -вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [1].
Государственный служащий в общении с гражданами должен постоянно ощущать себя представителем власти, иметь свой имидж, который базируется на таких качествах, как профессионализм, государственная позиция, интересы. Личные качества (темперамент, ответственность, дисциплинированность), биография, круг общения, ораторское искусство, внешний вид, мимика, стиль мышления - все это в совокупности составляет понятие имиджа.
Проблема имиджа государственного служащего - это проблема восприятия государственного служащего, как со стороны общества, так и со стороны его коллег и вышестоящих лиц. Властные структуры в России сталкиваются не только с проблемами, стоящими перед государственной службой, но и с оставшимся наследием негативного имиджа, созданного с незапамятных времен и во времена социализма. В этом отношении и на сегодняшний день ситуацию так и не удалось кардинально изменить.
Очевидно, что важнейшим условием нормального функционирования института государственной службы является наличие в распоряжении государства достаточного количества лиц, обладающих профессиональными, гражданскими и моральными качествами, необходимыми для выполнения всего комплекса функций, возлагаемых обществом на государственный аппарат.
Современный чиновник должен ощущать себя частью механизма государственного управления и видеть в служении гражданам свое предназначение. Все чаще мы сталкиваемся с противоречием, когда образ чиновника, создаваемый в массовом сознании средствами массовой информации, не совпадает с его реальными характеристиками и способностью эффективно решать поставленные перед ним задачи. Налицо явные манипуляции массовым сознанием, снижение порога рационального осмысления политических процессов.
В настоящее время в сфере государственного управления работают люди, обеспечивающие исполнение государственных полномочий, занятые в основном сложным, специфическими видом умственного труда - управленческим трудом. Из особенностей этой деятельности вытекают не только специфическое место данной социально-профессиональной группы в структуре общества (управленцев), но и особые требования к ним (профессионализм, компетентность, деловитость, самостоятельность в решении поставленных задач, инициативность, аналитичность и системность мышления, сочетание научного и административного подходов, организованность, работоспособность высокая порядочность и ответственность).
Портрет государственных служащих приобретает более глубокий смысл при анализе качественных характеристик этой категории работников. В связи с этим был проведен опрос астраханцев о степени значимости деловых качеств, среди астраханских государственных служащих, представлен в таблице.
Таблица
Ранг степени значимости деловых качеств астраханских госслужащих среди астраханцев_
Мужчины Деловое качество Женщины
1 место Профессионализм 1 место
3 место Умение общаться с людьми 3 место
4 место Организационный талант 2 место
10 место Дисциплинированность 4 место
2 место Исполнительность 5 место
13 место Аккуратность 12 место
12 место Точность в работе 6 место
6 место Высокий уровень личной культуры 13 место
11 место Воспитанность 7 место
5 место Вежливость 10 место
9 место Объективность 11 место
7 место Чувство долга 8 место
8 место Непредвзятость 9 место
14 место Высокий интеллект 14 место
15 место Эрудиция 15 место
Прежде всего, отношение к власти для рядовых граждан основано на двух параметрах: это личный опыт общения с чиновниками низшего уровня и наблюдение за деятельностью чиновников высшего уровня через призму СМИ, в т.ч. и телевидения.
Сегодня в нашем государстве вновь происходят изменения, и в государственном аппарате в том числе, как на федеральном, так и региональном уровнях, на основе ряда законодательных актов, определяющих отношения между служащими, государством и обществом, а также права и обязанности лиц, занимающих государственные должности. Особое значение приобрел закон «Об основах государственной службы РФ», где было определено правовое положение и статус государственных служащих в России, однако не все вопросы были урегулированы [2].
По данным опроса ВЦИОМа, за прошедшие 10 лет кардинально переменилось мнение россиян о том, кто честнее - местные или федеральные власти. В 2002 г. большее доверие вызывали первые, а в 2012 г. люди больше доверяют последним [3].
В настоящее время идет активный процесс передачи функций и полномочий от федеральных органов власти и управления к региональным. Эти, и ряд других данных наводят на мысль о том, что в связи с тенденцией переноса тяжести ответственности государства за решение таких жизненно важных вопросов, как поддержка производственной и предпринимательской деятельности, социальная защита населения, сохранение и развитие интеллектуальных ресурсов и общественного развития и т.д., с федеральных органов государственной власти на региональные было бы логичным ожидать уменьшения штатов первых в пользу вторых [4]. Действительность же не подтверждает этого. На должностях муниципальной службы занято 338,9 тысяч человек, или 66,8 % от общей численности занятых в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований. Однако главная цифра совсем другая: примерно 40 % граждан страны, как 10 лет назад, так и сейчас, не доверяют никому.
Для государственной службы имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он является показателем уровня доверия к ней населения и критерием оценки обществом, как эффективности управленческой деятельности, так и проводимых государством преобразований. Имидж в значительной степени предопределяет поведение граждан по отношению к органам государственной власти, определяет степень общественной поддержки деятельности государственной службы и программы ее реформирования. Имидж российского чиновничества в глазах соотечественников «просто ужасен», «безобразен», «отвратителен», особенно в сравнении с тем, как они представляют образ чиновника в Западной Европе. Если ведущие качества западноевропейского чиновника с точки зрения российской общественности - компетентность, деловитость, культура и образованность, ответственность и надежность, творческий потенциал и неподкупность (среди восьми доминирующих качеств нет ни одного отрицательного), то портрет его российского коллеги прямо противоположен: безразличие к людям, продажность, равнодушие к интересам страны, безответственность и некомпетентность.
Формирование позитивного имиджа государственной службы и государственных служащих является необходимым условием эффективного функционирования и развития данного социального института, а также условием для повышения эффективности деятельности государственных органов и системы государственной службы. Так, С. Аязбекова считает, что «акцентуированными имиджирующими характеристиками могут быть следующие: верность закону и государству, патриотизм, национальная гордость, авторитетность, властность, иерархичность, могущество, значимость, деловитость, репутация, честность, неподкупность, солидность, уверенность, стабильность, доверие, человечность» [5]. Помимо профессиональных знаний и умений, государственный служащий должен обладать набором общечеловеческих достоинств, немаловажны моральные качества претендента на государственную службу.
Государственный служащий. Кто он? Почему в последнее время именно этому должностному лицу уделяется много внимания? Причина в том, что государственный служащий - это именно тот человек, который олицетворяет собой власть в государстве, и абсолютно не имеет значения в каком из видов государственной службы он служит: в правоохранительной, военной или гражданской.
Граждане выбирают представителей властных структур (президентов, мэров) на определенный срок для решение определенных стоящих перед гражданским обществом задач. Политический лидер подбирает себе команду, которая поможет ему реализовать его идеи (те идеи, которые получили поддержку избирателей, те идеи, с которыми он победил на выборах). Фактически избранный государственный деятель, не несет ответственность, пусть и не прямую, за деятельность всех государственных служащих находящихся в его подчинении, ибо госслужащие, как профессиональный слой выполняют задачи государственного менеджмента. Государственный служащий -это менеджер (управленец) «нанятый» государством. Таким образом, имидж государственной службы оказывается связанным с имиджем лидера и с имиджем государственных структур в целом. Как свидетельствуют опросы общественного мнения проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) идеальный президент должен быть, прежде всего, мудрым политиком, настоящим «отцом нации», - полагают 48 % россиян. Немногим меньше тех, кто считает, что это должен быть в первую очередь современный, эффективный управленец - 42 %. Респонденты, относящие себя к хорошо материально обеспеченным, хотели бы видеть во главе государства скорее эффективного управленца (53 % против 39 %); финансово неблагополучные опрошенные - скорее «отца нации» (55 % против 38 %) [6].
Внимание ученых и практиков к проблеме имиджа государственных служащих в последние годы значительно выросло. Создано огромное количество агентств, открыта подготовка специалистов в ряде вузов. Иногда встречаются утверждения, что с помощью имиджа создается авторитет государственного служащего. Заметим, что имидж это только продолжение авторитета, в лучшем случае усиление его преимуществ, а в худшем, проявление недостатков. Особенность имиджа как квазивласти заключается в том, что оценка эффективности такого авторитета производится не по «реальным делам», не по реальным успехам или неудачам, а по их образам (идолам сознания) в общественном мнении. И если оценка «эффективности» прямого авторитета строится на практическом удовлетворении реальных ожиданий конкретных индивидов (конкретных групп людей), то имидж с помощью создания образов дает им «виртуальное» удовлетворение. Задача имиджа - создать ожидаемый образ и тем самым удовлетворить ожидания общественного мнения как социального субъекта.
Государственный служащий сегодня является представителем государственной власти. Поэтому его имидж, умение регулировать, контролировать и моделировать собственную жизнедеятельность и профессиональное поведение оказывают большое влияние на формирование доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к государственным структурам в целом.
Немаловажное значение для формирования имиджа имеет, например, внешний вид и облик сотрудников (от часов до галстука), интерьер офиса, вплоть до шрифта табличек на дверях кабинетов, но и плохо отремонтированный подвал и грязная лестница вряд ли послужит укреплению доверия к государственной службе. Большое значение имеет стиль общения, принятый в государственном учреждении
Государственная служба является подсистемой общей системы управления политическими, социально-экономическими процессами. Поэтому в содержание государственной службы входит реализация программы социального и экономического развития страны в целом и регионов в отдельности, законов государственного бюджета и т.д. Через государственную службу осуществляется политика государства в рыночной экономике. Государственная служба является также реальным проводником идей государственности. Она должна быть: 1) правовой; 2) четко организованной; 3) социально-ориентированной; 4) эффективной.
Для раскрытия социально-профессионального своеобразия государственных служащих, в первую очередь, необходимо обратить внимание на тендерные характеристики. Из всего количества государственных служащих в Астраханской области доля мужчин составляет 26 %, женщин - 74 % [7]. Важным направлением по управлению персоналом государственной службы является выдвижение женщин на должности руководителей исполнительных органов. Так, в связи с новыми в отчетном
периоде назначениями это соотношение изменилось в сторону увеличения доли женщин с 18 % в 2010 г. до 29 % в 2011 г. Такая же тенденция отмечается среди лиц, замещающих должности заместителей руководителей исполнительных органов: увеличилась доля женщин с 39 до 42 %. При опросе респондентов, было выявлено, что средний возраст государственных служащих мужчин - 45 лет с данным вариантом ответа были согласны 60 % мужчин и 46 % женщин, а средний возраст государственных служащих женщин - 35 лет. В целом же очевидна молодость кадров государственной службы.
Феминизация государственного управления стала серьезным социально-управленческим феноменом. Одновременно с этим статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что чем выше уровень управленческой иерархии, тем меньше в нем занято женщин. Причины этого обычно связывают с господством патриархальных стереотипов, с нежеланием мужчин допускать женщин в сферу публичного управления.
Государственный служащий сегодня является представителем государственной власти. Поэтому его имидж, умение регулировать, контролировать и моделировать собственную жизнедеятельность и профессиональное поведение оказывают большое влияние на формирование доверия не только к нему как субъекту деятельности, но и к государственным структурам в целом.
Как правило, мероприятия по созданию имиджа властных структур не бывают единичными, а представляют собой систему взаимосогласованных акций. Эти акции направлены на граждан, партнеров, оппозиционных политиков, поднятие престижа самой власти, как таковой. Естественно, что имидж властных структур формируется, прежде всего, адекватным освящением и отражением в СМИ через другие каналы реальной деятельности этих структур.
Главная проблема формирования позитивного имиджа современного государственного служащего заключается в том, чтобы в нормативно-ценностную шкалу была включена в качестве основной ценности - ценность «служения общественному благу», которая стала бы ядром карьеры каждого российского государственного служащего.
Имидж государственного служащего - прежде всего, образ, портрет, сжатая характеристика должностного лица, работающего в органах государственной власти. Образ государственного служащего складывается в результате слияния представлений субъектов о себе, его личных проявлений, в том числе зафиксированных в средствах массовых информации, а также мнений окружающих о нем.
А. К. Садвокасова в своей работе «Публичный имидж государственной службы» пишет, что «Имидж - публичный феномен, один из каналов связи власти и общества, это по сути дела то, чем власть кажется, видится и воспринимается всеми слоями населения, всеми социальными группами» [8].
В многочисленных публикациях по имиджу, как правило, рассматривается положительный имидж. Как показывает исследование, проводимые в г. Астрахани, наиболее популярная характеристика идеального государственного служащего как среди женщин (78 %), так и среди мужчин (82 %) - порядочность. Далее на втором месте среди астраханцев (74 %) и астраханок (64 %) - честность, на третьем у мужчин активность (32 %), у женщин - отзывчивость (30 %). Таков идеальный образ госслужащего. Именно чиновникам местного уровня жители Астраханского региона доверяют в большей степени, об этом говорят данные: 74 % мужчин и 60 % женщин.
Однако в жизни имеется немало примеров, когда личность имеет отрицательный имидж как прямого, так и косвенного характера. Подобный имидж может быть обусловлен недооценкой личностью некоторых своих характеристик, в других случаях он является преднамеренным действием.
Имидж является отражением требований массового сознания. Он как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации в состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для распространения. Имидж, по этой причине, должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него аудитории.
Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу.
Таким образом, имидж государственного служащего - это инструмент взаимодействия его носителей с массовым сознанием. Одним из важных моментов формирования имиджа государственной службы является проблема выделения и оценки профессиональных качеств государственных служащих. Кроме объективных факторов, определяющих социальный, экономический, политический статус этой социальной группы, существуют субъективные факторы, связанные с особенностями личности, характера, поведения людей, работающих в системе государственной службы. Именно эти характеристики в цепочке различных стадий формирования имиджа составляют заключительное звено, приводящее к выработке отношения населения, как к конкретным чиновникам, так и к государственной власти в целом.
Список литературы
1. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ ред. от 28.12.2010 г., с изм. от 06.12.2011 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 2 июня. - № 22. - Ст. 2063.
2. Закон РФ «Об основах государственной службы РФ» // Собрание законодательства РФ. -1995.-№31.-С. 5665-5681.
3. Банных Г. А. Социально-профессиональный портрет государственного служащего исполнительных органов государственной власти Свердловской области / Г. А. Банных // Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования : мат-лы Всерос. науч,-метод. конф. (Туапсе, 15-17 сентября 2004 г.). - Тюмень, 2008.
4. Портрет российского чиновника. - Режим доступа: http://www.30ru.ru/doc/5448.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
5. Аязбекова С. Ш. Имидж и этика государственного служащего / С. Ш. Аязбекова ; под общ. ред. А. С. Серикбаева. - Астана, 2004. - С. 3-5.
6. Идеальный президент: «отец нации» или современный менеджер? - Режим доступа: http://wciom.ru/ratings-state-institutions, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
7. Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2011 г. - Астрахань, 2011. -Вып. 18.
8. Садвокасова А. К. Публичный имидж государственной службы. Мониторинг общественного мнения / А. К. Садвокасова. - 2008. - № 1 (85).
References
1. Federal'nyj zakon ot 27.05.2003 № 58-FZ red. ot 28.12.2010, s izm. ot 06.12.2011 «О sis-teme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii» [The federal law from 27.05.2003 of No. 58-FZ of an edition from 28.12.2010, with amendment from 06.12.2011. «On the system of public service of the Russian Federation»]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2003, 2 June, no. 22, St. 2063.
2. Zakon RF «Ob osnovah gosudarstvennoj sluzhby RF» [The law of the Russian Federation «On the bases of public service of the Russian Federation»]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of the legislation of the Russian Federation], 1995, no. 31, pp. 5665-5681.
3. Bannyh G.A. Social'no-professionarnyj portret gosudarstvennogo sluzhawego ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Sverdlovskoj oblasti [Social and professional portrait of the civil servant of executive bodies of the government of the Sverdlovsk region]. Model' specialista XXI veka v kontekste modernizacii vysshego obrazovanija [Model of the expert of the XXI century in the context of modernization of the higher education], Tyumen, 2008.
4. Portret rossijskogo chinovnika. Available at: http://www.30ru.ru/doc/5448.html.
5. Ajazbekova S.Sh., Serikbaeva A.S. Imidzh i jetika gosudarstvennogo sluzhawego [Image and ethics of civil servant], Astana, 2004, pp. 3-5.
6. Ideal'nyj prezident: «otec nacii» ili sovremennyj menedzher? Available at: http://wciom.ru/ratings-state-institutions.
7. Social'no-jekonomicheskoe razvitie Astrahanskoj oblasti v 2011 godu [Social and economic development of the Astrakhan region in 2011]. Astrakhan, 2011, Iss. 18.
8. Sadvokasova A.K. Publichnyj imidzh gosudarstvennoj sluzhby. Monitoring obwestvennogo mnenija [Public image of public service. Monitoring of public opinion], 2008, no. 1 (85).
ЯЗЫК МОДЫ В СЕМИОТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОЛАНА БАРТА
Шевченко Юлия Александровна, аспирант, ассистент
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 20а
E-mail: 879yuli@mail.ru
В статье поднимается вопрос о моде как социокультурном явлении. Мода предстает отражением ценностного, идеологического и эстетического содержание современной культуры. На основе исследований французского ученого Ролана Барта мода рассматривается с позиций языка. Язык выбран ученым потому, как он видит в нем «интерпретанта» всех знаковых систем. Методы анализа заимствованы из общей науки о знаковых системах - «семиологии». Ролан Барт выбирает систему «письменной Моды» - описываемой в модных журналах. Моду семиотик сравнивает с эйфорической системой, доставляющей своим пользователям приятные переживания, нередко путем замалчивания и отвлечения от неприятных сторон реальности. Анализируя риторику Моды, исследователь показывает мифы и ритуалы современного общества, которые не только не утратили своего исторического значения, но и получили рациональную (словесную) форму оправданий. Через этот многогранный и неоднозначный феномен раскрывается проблема установления отношений между модой и теми, кто ее воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в ней сообщения.
Ключевые слова: система Моды, семиотика, риторика Моды, письмо Моды, идеология Моды, язык, идентичность, инаковость, миф, мифология, одежда.
THE LANGUAGE OF FASHION IN SEMIOTIC CONTEXT OF ROLAND BARTHES' WORKS
Shevchenko Julia A., post-graduate student, Assistant
Astrakhan State University
20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia
E-mail: 879yuli@mail.ru
The paper raises the problem of fashion as a sociocultural phenomenon. Fashion appears to be a reflection of value, ideological and aesthetic content of modern culture. Based on the studies of the French scholar Roland Barthes fashion is considered from the standpoint of the language. The scholar chose the language because he sees it as an "interpretant" of all sign systems. The methods of analysis are borrowed from the general science of sign systems - "semiology". Roland Barthes chooses the system of "written Fashion" - described in fashion magazines. Semiotician compares fashion with euphoric system, which delivers to its users a pleasant experience, often through silence and distraction from the unpleasant aspects of reality. Analysing the rhetoric of fashion, the researcher reveals the myths and rituals of modern society, which not only lost its historical significance, but got rational (verbal) form of justifications. Through this many-sided and complex phenomenon the problem of establishing the relationship between fashion and those who perceive it, interpret and use the messages contained in it is revealed.
Keywords: Fashion system, Semiotics, Fashion rhetoric, Fashion letter, Fashion ideology, Language, Identity, Otherness, Myth, Mythology, Clothes.
Научно-техническая, технологическая и информационная революции на рубеже XX-XXI вв. раздвинули границы человеческого мира: от микро- до макрокосмоса. В условиях интенсивного развития возникает по-настоящему мощная «индустрия мод». Освоение модного пространства было настолько стремительным и крупномасштабным, что не осталось незамеченным. Многие исследователи в самых разных областях наук (социология, культурология, психология, экономика и т.п.) изучали и изучают этот многогранный феномен современной культуры.
В западной литературе мода является важной частью культуры и истории, поскольку до настоящего времени остается одним из главных средств зрительного выражения представлений о мире и отдельной исторической эпохе. Однако, мода существует только в рамках современности - это ее главная ценность и достоинство. Ста-