Научная статья на тему 'ФOРМИРОВАНИЕ ИМИДЖA ГOСУДAРСТВЕННЫХ СЛУЖAЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФOРМИРОВАНИЕ ИМИДЖA ГOСУДAРСТВЕННЫХ СЛУЖAЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Подвальная М. М.

Формирование имиджа государственного служащего является одним из важных условий, позволяющим определить уровень доверия населения к государственной службе. Он предстает перед обществом, как критерий эффективности деятельности управленческих структур. Формирование и укрепление позитивного имиджа государственного служащего является одним из приоритетных направлений в развитии государственной системы. Реализация задач создании высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего. Чтобы эффективно управлять страной государственный служащий должен обладать определёнными качествами. В статье рассмотрены сущность и содержание имиджа государственных служащих. Имидж государственных служащих детерминирует не только специфику восприятия и оценок населения отдельных чиновников, но и государственной власти в целом. В статье представлены результаты опроса населения и экспертов, характеризующие основные аспекты имиджа современных государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IMAGE OF THE STATE EMPLOYEES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Formation of image of the public servant is one of important conditions allowing defi ning a level of credibility of the population to public service. It appears at society as criterion of effi ciency of activity of administrative structures. Formation and strengthening of positive image of the public servant is one of the priority directions in development of the state system. Realization of tasks creation of highly professional public service and eff ective structure of management is in many respects caused by professionalism of the public servant. Eff ectively to operate the country the public servant has to possess certain qualities. In article the essence and the maintenance of image of public servants are considered. Image of public servants determines not only specifi cs of perception and estimates of the population of certain offi cials, but also the government in general. The results of poll of the population and experts characterizing the main aspects of image of modern public servants are presented in article.

Текст научной работы на тему «ФOРМИРОВАНИЕ ИМИДЖA ГOСУДAРСТВЕННЫХ СЛУЖAЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ф0рмир0вание имиджд rocyqapctbehhblx служдщих

в российской федерации

FORMATION OF IMAGE OF THE STATE EMPLOYEES IN THE RUSSIAN FEDERATION

ПОЛУЧЕНО 27.04.16 ОДОБРЕНО 15.05.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.10.16 УДК 35.08 DOI 10.12737/22528

подвальная м.м.

Бакалавр 3-го курса, направление подготовки — государственное и муниципальное управление, кафедра менеджмента и административного управления РГСУ

PODVALNAYA M.M.

3rd year Bachelor, Training Direction — State and Municipal Administration, Management and Administration Department, Russian State Social University

e-mail: [email protected]

Аннотация

Формирование имиджа государственного служащего является одним из важных условий, позволяющим определить уровень доверия населения к государственной службе. Он предстает перед обществом, как критерий эффективности деятельности управленческих структур. Формирование и укрепление позитивного имиджа государственного служащего является одним из приоритетных направлений в развитии государственной системы. Реализация задач создании высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего. Чтобы эффективно управлять страной государственный служащий должен обладать определёнными качествами. В статье рассмотрены сущность и содержание имиджа государственных служащих. Имидж государственных служащих детерминирует не только специфику восприятия и оценок населения отдельных чиновников, но и государственной власти в целом. В статье представлены результаты опроса населения и экспертов, характеризующие основные аспекты имиджа современных государственных служащих.

Ключевые слова: государственная служба, имидж государственного служащего, развитие государственной службы, государственное управление. Abstract

Formation of image of the public servant is one of important conditions allowing defining a level of credibility of the population to public service. It appears at society as criterion of efficiency of activity of administrative structures. Formation and strengthening of positive image of the public servant is one of the priority directions in development of the state system. Realization of tasks creation of highly professional public service and effective structure of management is in many respects caused by professionalism of the public servant. Effectively to operate the country the public servant has to possess certain qualities. In article the essence and the maintenance of image of public servants are considered. Image of public servants determines not only specifics of perception and estimates of the population of certain officials, but also the government in general. The results of poll of the population and experts characterizing the main aspects of image of modern public servants are presented in article.

Keywords: public service, image of the public servant, development of public service, public administration.

формирование положительного имиджа государственных служащих КАК ФАКТОР развития И УКРЕПЛЕНИЛ государственной службы, улучшения

ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Формирование положительного имиджа государственных служащих является одним из важнейших условий развития и укрепления государственной службы, улучшения ее функционирования и повышения эффективности. В свою очередь, эффективность государственной службы определяет устойчивость социально-экономического развития страны, успешность решения стратегических задач, стоящих перед государством.

Имидж государственного служащего иллюстрирует, насколько общество поддерживает государственную власть. Поэтому крайне важно, чтобы имидж имел позитивные характеристики. Имидж является, в своем роде, критерием, который позволяет оценить эффективность взаимодействия населения и власти.

У различных социальных групп населения складываются определенные требования и ожидания, относящиеся к го-

сударственным органам власти. Имидж государственных служащих детерминирует не только специфику восприятия и оценок населения отдельных чиновников, но и государственной власти в целом. Более того, опосредованно имидж может влиять и на отношение к программам, реализуемыми государством, определяя уровень доверия и поддержки общества той деятельности, которая осуществляется органами государственной власти. Развитие государственной службы, ее эффективное функционирование связано с ее позитивным имиджем, позволяющим выстраивать партнерские взаимоотношения с гражданами.

Применительно к государственному служащему имидж как категория отражает особенности и человека, и профессии. Поэтому в данном случае, когда мы говорим о социокультурной функции персонального имиджа, речь идет о необходимости интеграции социальных, профессиональных, психологических и относящихся к внешнему облику характеристик человека, находящегося на государственной службе, занятого в государственном управлении. Имидж государственных служащих напрямую зависит от имиджа государственного управления как системы в целом. Традиционно в России существует негативное отношение к чиновнику. Эта традиция не просто сохраняется, но и, как показывают социологические исследования последних лет, только усугубляется [1].

В массовом сознании сложился стереотип восприятия государственного служащего, связанный с образом махрового бюрократа и гоголевского чиновника. Необходима коррекция этого негативного образа (в том числе через модернизацию и продвижение нового имиджа России), формирование в сознании населения положительного имиджа человека, призванного служить интересам государства и народа [2].

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА

Государственная служба РФ — это «...профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституцией, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ» [3].

Первоначально понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал основным элементом теории и практики «Паблик рилейшнз», прочно вошел в политическую и общественную жизнь. Известный американский экономист К. Болдинг предлагал учредить новое направление, исследующее имидж — имиджеведе-ние. В отечественной науке такое направление формируется как новая ее отрасль — имиджелогия [2]. В первых работах (70-е гг.) рассматривали имидж на примере США как средство манипулирования массовым сознанием. В 90-е гг. появились работы, которые с позиций российской действительности внесли значительный вклад в имиджелогию, положили начало преодолению стереотипных представлений об имидже в социальном знании, обратили внимание теоретиков и практиков управления на эту проблему. В современных работах определяются требования, которыми должен обладать современный государственный служащий, критерии оценки деятельности, компетентности, моральные принципы, лежащие в основе этики государственного служащего [5].

Государственная служба является не только правовой, но и этической системой: ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение моральных норм. Интерес к этике государственной службы в современных условиях усиливается в связи с проблемой формирования позитивного имиджа государственного служащего.

Имидж (с англ. image — образ, изображение) в широком смысле означает образ микро- или макросообщества, его «коллективный облик», «групповой портрет» в общественном сознании. Имидж — это устойчивый образ, который будучи созданным, способен существовать и в отсутствие субъекта, являющегося его прообразом. Это «визитная карточка», создаваемая личностью для других, это образ, ориентированный и предполагающий возможную реакцию, впечатление, которые мы рассчитываем вызвать у окружающих [4].

В узком смысле слова имидж означает реальный или мыслимый образ личности. Имидж — это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объ-

екта, содержит в себе значительный объем эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определенному социальному поведению.

Морально-психологический аспект формирования позитивного имиджа государственной службы связан с формированием ценностных ориентаций государственных служащих, гармонизацией служебных отношений, развитием управленческой культуры государственных руководителей [6].

Негативный подход к оценке работы государственной службы заключается, может быть, и в том, что у нас применяется практика «громкой критики» отдельных недостатков, и на фоне негативного критического материала позитивные результаты отступают на задний план, повседневный профессиональный труд, его результаты, достижения остаются без внимания. Возможности средств массовой информации (СМИ) огромны. Значит, государственная служба и СМИ должны сотрудничать. Без понимания этого никакие положительные перемены в оценках населения к государственной службе невозможны. Необходимо поставить перед СМИ задачу — сформировать положительный имидж государственной службы, создать новый общественный стереотип «добросовестный чиновник», сформировать единые и четкие этические принципы деятельности госслужащего. Естественно, это невозможно без изменения самого государственного служащего, каждый человек, находящийся на государственной службе, должен осознать значимость своей работы и просто быть патриотом своей страны.

Одним из самых серьезных факторов, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти, является отсутствие в работе властных структур подлинного внимания к человеку, уважения его личного достоинства, чуткости, тактичности, профессиональной этики. Как подчеркивает А.И. Турчинов, «...деформация общественной морали, ставшие нормами отношения в виде коррупционных связей, протекционизма, цинизма, власть денег и откровенное пренебрежение нормами права» [9, с. 21] стали достаточно характерными явлениями российской действительности.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относиться к достоинству человека независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек — главная ценность социальной жизни, — первое условие всякой деятельности. Административная иерархия соподчинения по вертикали не исключает возможности в каждом человеке, на какой бы ступеньке иерархической лестницы он ни стоял, видеть, прежде всего, человека.

Одно из противоречий, образующихся вследствие нахождения государственных служащих между управленческой элитой и населением, заключается в специфике духовного мира государственного служащего — постоянном преодолении желания сохранить некоторую степень самостоятельности относительно ведомства и общегосударственной линии. Способность сделать правильный моральный выбор — показатель целостности его духовной культуры, основанной на стремлении к общему благу, сознательном выборе направления деятельности, чувстве ответственности перед своей совестью и перед общественным мнением за последствия и результаты своей деятельности.

Таким образом, духовная культура государственного служащего проявляется через отношение к людям, которым он служит. Здесь можно выявить различные уровни служе-

ния, начиная от такого социального образования, как государство.

Абстрактно служить государству никто не может, поскольку государство выражает интересы своих граждан и за его политическими партиями и государственными учреждениями стоят реальные люди, с их нуждами, интересами и потребностями. Значит, и на этом уровне государственный служащий за все, что он делает, ответствен перед людьми [7].

Что касается формирования имиджа, то важны несколько факторов, которые влияют на выстраивание имиджа организации. Во-первых, имидж услуги или товара, который предлагает организация. В случае государственных организаций — это качество оказываемых государственных услуг. Во-вторых, финансовый и управленческий имидж. Здесь важно, как организация распределяется финансовыми средствами и эффективно ли устроена система управления персоналом в организации. Третий фактор — имидж организации как работодателя, который показывает отношение организации к сотрудникам, уровень заработной платы, возможность продвигаться по карьерной лестнице, форма общения членов организации между собой. Наконец, важным фактором формирования имиджа является социальная вовлеченность организации в общественную жизнь, насколько активно она представляет себя и свою деятельность обществу [8].

профессиональный имидж государственных служащих: оценки населения и экспертов

Чтобы выяснить, как население представляет себе государственных служащих, их черты и имидж в целом, в 2011 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологическое исследование. Опрос был проведен среди жителей Мордовии. Возраст опрашиваемых респондентов — 18—65 лет.

Ни один из опрошенных не отметил эффективную работу государственных органов. Более половины (65%) респондентов ответили, что органы власти работают с недостаточной эффективностью, более одной трети (35%) — «совершенно неэффективно». Оценивая личностные характеристики государственных служащих, 37% опрошенных сообщили, что считают современного чиновника вежливым, порядочным и честным. Противоположное мнение высказали 63% респондентов — они считают государственных служащих меркантильными. Есть и более оптимистичные мнения. Так, 37% респондентов высказались о государственных служащих как о порядочных, исполнительных и компетентных людях. Предваряя результаты социологического исследования, эксперты разработали прогноз, в рамках которого ожидалось, что положительные оценки личностных характеристик государственных служащих будут существенно ниже.

Удовлетворены качеством работы государственных служащих только 6% опрошенных (прогнозные ожидания по данному вопросу были выше в 7 раз). Отметим, что при этом население достаточно оптимистично оценивает перспективы развития государственной службы. Никто из опрошенных не считает, что изменения, которые могут произойти через 10 лет, негативным образом скажутся на взаимодействии граждан с органами государственной власти. По мнению 63% респондентов, данные изменения будут благоприятными. Нейтральную оценку дали 37% респондентов, посчитав, что не будет ни отрицательных, ни положительных последствий в результате реформ [11].

97% респондентов отметили, что сегодня главное качество чиновника — компетентность, 80% назвали таким качеством порядочность, 68% — коммуникабельность и ответственность, 55% выбрали сочувствие. Подавляющее большинство респондентов (98%) обозначили существование такой проблемы, как чрезмерная бюрократизация, присутствующая в отношениях государства и гражданина. Все респонденты подчеркнули, что наиболее актуальными проблемами в современной России являются некомпетентность и коррупция среди государственных служащих. Преобладание частных интересов над общественными в деятельности чиновников — это еще одна характеристика, которая иллюстрирует современных государственных служащих, по мнению респондентов. Несмотря на указанные негативные мнения, 100% респондентов сообщили о своем согласии работать на государственной службе, если бы такое предложение поступило. Опрашиваемые объяснили такое желание наличием в государственных органах привлекательных стимулов в работе государственных служащих: высокий доход, престиж, льготы и т.д. [11].

Насколько справедливы данные стереотипы? Проанализировав данные Росстата, можно увидеть, что государственные служащие Российской Федерации в 2015 г. зарабатывали в месяц в среднем 111,3 тыс. руб., что свидетельствует об увеличении на 2,3% по сравнению с 2014 г. Полученные данные являются основанием для формирования стереотипов о высоком уровне жизни госслужащих. Однако средняя заработная плата современных государственных служащих достаточно дифференцирована и определяется ведомственной принадлежностью, региональной локацией. Наибольшая заработная плата региональных государственных служащих за первое полугодие 2015 г. была отмечена в Ямало-Ненецком автономном округе (155 тыс. руб., спад на 8,1% к январю-июню 2014 г.). Минимальная оплата зафиксирована в Республике Ингушетия — 25 тыс. руб. (снижение на 0,3%). Наивысшая заработная плата среди федеральных государственных служащих у работников аппарата правительства: она составляет 232 тыс. руб. в месяц в среднем. Напротив, наименьший среднемесячный заработок среди государственных служащих у работников Федерального агентства морского и речного транспорта, Следственного комитета и Федерального агентства по государственным резервам (55, 47 и 56 тыс. руб. соответственно) [12].

выводы

В современном российском обществе преобладают, скорее, отрицательные оценки личностных качеств государственных служащих, что инициирует такие проблемы, как низкий уровень доверия населения к власти, недостаточность общественной поддержки государственных преобразований. Можно предположить, что этические ценности современных государственных служащих РФ находятся в стадии формирования, а общие тенденции их развития являются следствием определенной социальной аномии, неустойчивости и противоречивости ценностно-нормативных предписаний и ориентаций. Формирование позитивного имиджа государственных служащих — одна из важнейших задач преодоления данных кризисных тенденций. Позитивный имидж инициирует не только положительные оценки деятельности чиновников со стороны населения, но и оказывает воздействие на саму личность государственного служащего, формируя его представление о нормах поведения, мотивируя и регулируя его деятельность.

К основным направлениям формирования позитивного имиджа государственного служащего отнесем следующее.

1. Обеспечить эффективную систему профессионального отбора в системе государственной службы. Как подчеркивает А.В. Кириллов, «...эффективный отбор обусловливает создание позитивного имиджа организации, потому к осуществлению процесса селекции необходимо относиться ответственно, выверяя все его процедуры с правовой и этической стороны, учитывать статус вакантного места» [10].

2. Включить в основную профессиональную образовательную программу студентов по направлению подготовки «государственное и муниципальное управление» такие факультативные курсы, как «Имидж государственного служащего», «Профессиональная этика».

3. В программах переподготовки и повышения квалификации современных государственных служащих уделять внимание вопросам формирования имиджа.

4. Формирование системы оценки труда государственных служащих, в основе которой должны быть заложены такие компетенции, как «служение обществу», «готовность помочь», «ориентация на потребителя».

литература

1. Егоров. В.К. Энциклопедия государственного управления в России [Текст] / В.К. Егоров. — Т. 1. — М., 2008.

2. Прохоров А.П. Имидж государственной службы [Текст] / А.П. Прохоров // Сб. научных трудов, 1996; Прохоров А.П. Русская модель управления [Текст] / А.П. Прохоров, 2002; ШепелевЛ.Е. Чиновный мир России: XIII — начало XX в. [Текст] / Л.Е. Шепелев. — СПб., 1999.

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Принят Государственной Думой Российской Федерации 07.07.2004 г., утвержден Советом Федерации 15.07.2004 г. // Российская газета. — 2004. — № 162.

4. Ушакова Н.В. Имиджелогия [Текст] / Н.В. Ушакова,

A.Ф. Стрижова. — М., 2010. — С. 276, 277.

5. Соколов В.М. Нравственные основы государственной службы России [Текст]: учебное пособие / В.М. Соколов. — М., 2003.

6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений [Текст] / А.Я. Ки-банов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. — М., 2002.

7. УваровВ.Н. Государственная служба и управления [Текст] /

B.Н. Уваров. — М., 2004.

8. Лысикова О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере [Текст]: учебное пособие / О.В. Лысикова. — М., 2006. — 168 с.

9. ТурчиновА.И. Человеческий капитал как фактор кадровой безопасности государства и общества [Текст] / А.И. Тур-чинов. — М., 2012. — С. 21-23.

10. Кирилов А.В. Пути повышения эффективности отбора управленческого персонала [Текст] / А.В. Кирилов // Материалы Афанасьевских чтений. — 2013. — С. 126—131.

11. Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2011.

12. Федеральная служба государственной статистики, 2014— 2015.

references

1. Egorov. V.K. Entsiklopediya gosudarstvennogo upravleniya v Rossii [Entsiklopediya governance in Russia]. Moscow, 2008; V. 5.

2. Prokhorov A.P. Imidzh gosudarstvennoy sluzhby: Sb. nauchnykh trudov, 1996; Russkaya model' upravleniya, 2002; Shepelev L.E. Chinovnyy mir Rossii: XIII — nachalo XX vv. St. Peterburg, 1999;

3. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2004g. № 79-FZ«O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii». Prinyat Gosudarstvennoy Dumoy Rosiyskoy Federatsii 07.07.2004 g., utverzhden Sovetom Federatsii 15.07.2004g. [Federalnyy zakon ot July 27, 2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii». Adopted by the State Duma Rosiyskoy Federation of 07.07.2004, approved by the Federation Council 15.07.2004 Mr]. Rossiyskaya gazeta Publ.,2004, I. 162;

4. Ushakova N.V., Strizhova A.F. Imidzhelogiya [Imageology]. 2010, pp. 276-277.

5. Sokolov V.M. Nravstvennye osnovy gosudarstvennoy sluzhby Rossii [The moral foundations of Russian civil service]. 2003.

6. Kibanov A.Ya., Zakharov D.K., Konovalova V.G. Etika delovykh otnosheniy [Ethics of business relations]. 2002, pp. 8-10.

7. Uvarov V.N. Gosudarstvennaya sluzhba i upravleniya [Public Service and Administration]. 2004.

8. Lysikova O.V. Imidzhelogiya ipablik rileyshnz v sotsiokul'turnoy sfere: uchebnoeposobie [Imageology and public relations in the socio-cultural sphere: Tutorial]. 2006. 168 p.

9. Turchinov A.I. Chelovecheskiy kapital kak faktor kadrovoy bezopasnostigosudarstva i obshchestva [Human capital as a factor in the personnel security of the state and society]. 2012, pp. 21-23.

10. Kirilov A.V. Puti povysheniya effektivnosti otbora uprav-lencheskogo personala [Ways to improve the efficiency of selection of managerial personnel]. Materialy Afanas'evskikh chteniy [Materials Athanasian readings]. 2013, pp. 126-131.

11. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya [The Russian Public Opinion Research Center]. 2011.

12. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [The Federal State Statistics Service]. 2014-2015.

Огнева А.Ю., Меленчук М.В.

управление персоналом организации

Учебно-методический комплекс. — М.: Проспект, 2017. — 66 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление персоналом» включает в себя рабочую учебную программу, методические указания к курсовому проектированию, контрольные тесты. Изложены цели и задачи курса; требования к уровню освоения дисциплины; содержание лекционного курса и практических занятий; требования к структуре, тематике и содержанию курсового проекта, а также порядок его оформления и защиты.

Предназначен для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080104 «Экономика труда».

А. Ю. Огнева, М. В. Меленчук

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.