Развитие территорий. 2023. № 1. С. 57—65. Territory Development. 2023;(1):57—65.
Государство и гражданское общество, идеология и политика
Научная статья УДК: 32.019.51
DOI: 10.32324/2412-8945-2023-1-57-65
ВОСПРИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ ИМИДЖА И ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИИ
Надежда Николаевна Богдан1, Екатерина Викторовна Михеева2
1 2 Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: Надежда Николаевна Богдан, bogdan-nn@ranepa.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению сформировавшихся в сознании государственных служащих представлений о престиже института государственной службы и своего идеального образа (имиджа). Исследованы происхождение и содержание понятий «престиж» и «имидж», приведены взгляды современных ученых на понятия «престиж государственной службы», «имидж государственного служащего» и исследована взаимосвязь между ними. Изложены результаты социологического опроса государственных служащих по проблеме престижа государственной службы и имиджа современных государственных служащих, результаты опроса сопоставлены с ранее проведенными аналогичными опросами. Дана характеристика сложившегося в настоящее время в сознании государственных служащих образа государственного служащего и проведено его сравнение с образом государственного служащего, сформированным в общественном сознании. Ключевые слова: престиж, имидж, компоненты имиджа, государственный служащий, общественное сознание Для цитирования: Богдан Н. Н., Михеева Е. В. Восприятие государственными служащими имиджа и престижа профессии // Развитие территорий. 2023. № 1. С. 57—65. DOI: 10.32324/2412-8945-2023-1-57-65.
State and civil society, ideology and politics
Original article
PERCEPTION OF THE IMAGE AND PRESTIGE OF THE PROFESSION BY CIVIL SERVANTS Nadezhda N. Bogdan1, Ekaterina V. Mikheeva2
1 2 Siberian Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russian Federation
Corresponding author: Nadezhda N. Bogdan, bogdan-nn@ranepa.ru
Abstract. The article considers the ideas formed in the minds of civil servants about the prestige of the institute
of public service and their ideal image (image). The origin and content of the concepts of "prestige" and "image" have been studied, the views of modern scientists on the concepts of "the prestige of public service", "the image of a public servant" have been presented and the interrelation between them has been studied. The results of a sociological survey of civil servants on the problem of the prestige of the civil service and the image of modern civil servants are presented, the results of the survey are compared with previously conducted similar surveys. The characteristic of the image of a civil servant currently formed in the minds of civil servants is given and its comparison with the image of a civil servant formed in the public consciousness is carried out. Keywords: image, state, civil servant, image components, public consciousness
For citation: Bogdan N.N., Mikheeva E.V. Perception of the image and prestige of the profession by civil servants. Territory Development. 2023;(1):57—65. (In Russ.). DOI: 10.32324/2412-8945-2023-1-57-65.
Устойчивое и поступательное развитие государства на современном этапе достигается не только за счет роста производительных сил, но и в немалой степени за счет эффективного функционирования государственного аппарата, осуществляющего управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Особые функции, возлагаемые на государственных служащих, призваны обеспечивать справедливое и эффективное распределение ресурсов государства. В связи с этим высокую значимость приобретает восприятие гражданами государственной власти и отношение к его представителям, иначе говоря,
© Богдан Н. Н., Михеева Е. В., 2023
имидж государственных служащих. Имидж является эффективным инструментом воздействия на массовое сознание. Совершенствование имиджа государственного служащего позволяет повысить доверие населения к государству и, кроме того, стимулировать результативность деятельности государственных служащих.
Большинство исследователей, затрагивавших в своих работах вопрос происхождения термина, полагают, что понятие «имидж» происходит от латинского «imagо» либо соответствующего ему английского слова «image», что в переводе означает «образ», «изображение», «отражение» [1]. Но, по нашему мнению, это утверждение спор-
ное. Дело в том, что термин «образ», как правило, используется, когда речь идет об изображении или отражении, т. е. максимально точном (зеркальном) отображении свойств и характеристик объекта. Тогда как в отечественных энциклопедических словарях понятие «имидж» вкладывается другой смысл: «Сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо», или «Целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо», или «Представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе» и др. [2—4]. Обобщение данных определений показывает, что «имидж» в русском языке трактуется как собирательный образ объекта, возникший в общественном сознании в результате восприятия людьми тех или иных его характеристик и их сопоставления с ранее сложившимися представлениями о критериях допустимого поведения. В этом контексте больше подходит английский термин «imagination», имеющий дополнительные значения «воображение», «фантазия», означающий «образ, воображаемый или придуманный».
Таким образом, понятие имиджа государственной службы можно охарактеризовать как сложившийся в общественном сознании собирательный образ ее представителя (государственного служащего), основанный на представлениях о должных нормах и моделях его поведения в соответствии со своим статусом. Имидж государственной службы формируется как стихийно, на основе оценочного восприятия гражданами действий государственных служащих, их внешнего вида, образа жизни и других проявлений, так и целенаправленно, с использованием средств массовой информации, пропаганды, рекламы и др.
Имидж государственных служащих также неразрывно связан с престижем государственной службы, и наоборот: формирование в общественном сознании идеального образа государственного служащего, обеспечение соответствия его деятельности, поведения, внешнего образа и стиля жизни сформированному имиджу оказывают непосредственное влияние на престиж государственной службы; уровень престижности государственной службы в общественном сознании прямо влияет на образ государственного служащего, меняя его в положительную или отрицательную сторону. По мнению исследователя А. Р. Алимгафаровой, гармонизация престижа и имиджа государственной службы в соответствии с современными условиями развития государства и общества является необходимым условием повышения эффективности государственного управления [5].
Престиж (от фр. «prestige» — «авторитет», «уважение», «обаяние», «очарование») применительно к институту государственной службы — это оценка привлекательности данного вида профессиональной служебной деятельности. По мнению Э. М. Андреева и Н. В. Гапоненко, престиж государственной службы является «прямым от-
ражением исторически сложившихся норм государственно-служебных отношений, правил морали, традиций, корпоративных интересов, ценностей, особенно таких, как профессиональная честь, неподкупность, добросовестность, нравственность, неангажированность, политическая нейтральность, положительная репутация и т. п.» [6]. Г. В. Ата-манчук считает, что престиж государственной службы обусловлен качеством государственного управления, ибо госслужба рассматривается как его часть, связанная с реализацией целей, задач и функций государства; как деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; как практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах» [7].
Похожей точки зрения, только в социокультурном аспекте, придерживается В. В. Комлева, говоря, что престиж государственной службы — ключевой показатель прочности государственной власти, ее соответствия ожиданиям членов общества. В разные периоды развития общества эти ожидания различались: в 90-х гг. XX в. связывались в основном с улучшением социально-экономических условий жизни, сегодня — в большей мере связываются с улучшением морально-нравственной атмосферы в обществе, укреплением его духовно-культурных, идеологических устоев [8].
Обобщив взгляды исследователей, можно определить, что престиж государственной службы представляет собой внутреннюю оценку института государственной службы с точки зрения ее привлекательности как профессионального вида деятельности обществом. Однако, по нашему мнению, данный подход основан на сложившихся в общественном сознании представлениях о ее значимости для общества и государства, а этого недостаточно, потому что большое значение в формировании престижа играет идеальный образ ее представителя — имидж государственных служащих. Негативное восприятие госслужащих как бюрократов и взяточников или неквалифицированных специалистов не способствует высокому престижу. И напротив, формирование устойчивого престижа государственной службы является условием повышения роли государственного управления. Кроме того, престиж является одним из важнейших индикаторов статуса профессии. От престижа государственной службы в значительной мере зависит наполняемость ее высококвалифицированными кадрами, а следовательно, эффективность.
О необходимости повышения престижа гражданской службы не раз указывалось в законодательных и нормативных правовых документах. Так, в «Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016—2018 годы» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11 августа
2016 г. № 403) поставлена задача повышения престижа государственной гражданской службы и определен один из механизмов ее реализации — совершенствование системы материального стимулирования государственных гражданских служащих и структуры их денежного содержания.
Ранее нами была рассмотрена важность задачи формирования в общественном сознании граждан положительного имиджа государственных служащих для обеспечения конструктивного взаимодействия государства и общества, и возникающие при этом проблемы [1]. Решение этой задачи невозможно без создания в коллективном сознании самих государственных служащих требуемого образа и стремления ему соответствовать.
Восприятие обществом государственных служащих обусловливается совокупностью профессиональных и личностных качеств, которые требуются от работников бюрократического аппарата государства и призваны формировать в общественном сознании идеальный образ государственного служащего. В настоящее время в качестве основы для формирования такого образа может выступать модель профессиональных качеств и стандартов поведения, отраженная в специально разработанном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации «Методическом инструментарии по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку)» [9]. В соответствии с предлагаемой методикой оценки перечень профессиональных качеств, которыми должен обладать государственный служащий, включает в себя такие качества, как целеустремленность, инициативность, творческий подход, исполнительность, умение работать в команде, ориентированность на результат, стремление к саморазвитию и др. Данные качества являются важной составляющей идеального образа государственного служащего.
В работах Е. А. Лазуковой [10], А. Н. Перен-джиева [11], Д. В. Поликанова [12] и некоторых других исследователей, опубликованных в разные годы, приведены данные социологических опросов государственных служащих с целью изучения их мнения о степени престижности государственной службы и представлений об имидже государственного служащего. Таким образом, представляется целесообразным провести изучение представлений государственных служащих относительно престижности института государственной службы и имиджа государственного служащего, сложившихся в их коллективном сознании к настоящему времени, и, сопоставив результаты своего опроса с результатами опросов 10—15-летней давности, на основании проведенного анализа произвести оценку внутреннего восприятия государственными служащими института государственной службы, образа государственного служащего в разные периоды развития государства и наглядно продемонстрировать динамику произошедших за этот период изменений под влиянием различных процессов.
Целью нашего исследования является изучение сформировавшихся в настоящее время в коллективном сознании государственных гражданских служащих представлений о престижности института государственной службы и имидже государственного служащего, а также определение динамики изменений данных представлений путем сравнения полученных в ходе его результатов с результатами аналогичных опросов, проведенных ранее другими исследователями.
Метод исследования — анкетирование государственных гражданских служащих. Поскольку для нашего пилотажного исследования задача обеспечения строгой репрезентативности не являлась важной, выборка респондентов формировалась простым в реализации детерминированным методом «концентрации»: опрос проводился на представителях отдельных, сопоставимых сегментов генеральной совокупности — служащих территориального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирского федерального округа. Для обеспечения уровня достоверности около 0,95 при допустимой ошибке (доверительном интервале) не более 4 процентных пунктов было опрошено 126 служащих, занимающих различные должности, в возрасте 30—45 лет, преимущественно женщин (69 %).
Опрос проходил на условиях анонимности с сентября по ноябрь 2022 г. Для проведения опроса нами разработана анкета, содержащая вопросы открытого и закрытого типа (приложение). Кроме того, как было указано выше, с целью изучения динамики изменений восприятия государственной службы и образа государственного служащего в коллективном сознании государственных служащих, произошедших под влиянием различных процессов за последние 15—20 лет, в рамках исследования было проведено сравнение полученных нами данных с результатами аналогичного исследования, проведенного 15—20 лет назад [12].
Результаты опроса позволили сделать следующие выводы.
Опрошенные государственные гражданские служащие достаточно высоко оценивают престиж государственной службы в обществе: положительное отношение к институту государственной службы проявляют более 90 % опрошенных (рис. 1). Примерно такое же количество респондентов оценили престижность государственной службы на 4 и 5 баллов, т. е. как «очень престижную» и «престижную» (рис. 2). Средний балл оценки престижности государственной службы по результатам анкетирования составил 4,4 по пятибалльной шкале, что является довольно высоким показателем. Для сравнения: в опросе 2010 г. около четверти опрошенных государственных гражданских служащих считали государственную службу непрестижной, а средний балл оценки престижности государственной службы, выставленный самими государственными служащими, составлял 3,6 [12].
Рис. 1. Отношение респондентов к институту государственной службы Attitude of respondents to the institution ofpublic service
Рис. 2. Оценка респондентами престижности государственной службы Respondents' assessment of the prestige ofpublic service
Почти половина опрошенных государственных служащих в качестве миссии государственной службы видит «служение государству», еще около четверти — «служение народу», что можно объ-
единить в общую цель «работа на благо страны» (рис. 3). Из остальных предложенных вариантов ни один ответ не набрал более 10 %.
оказание государственных услуг населению 2 %
служение народу 22 %
служение государству 50 %
другое 0 %
повышение качества жизни населения 5 %
обеспечение прав и свобод человека 10 %
реализация государственной политики 7 %
реализация административных функций 4 %
Рис. 3. Представления опрошенных о миссии государственной службы
Perceptions of the respondents about the mission of the civil service
Можно предположить, что при ответе на данный вопрос респонденты демонстрировали социально одобряемое поведение и в большей степени формальное отношение. Вместе с тем в опросе 2010 г. мнение о том, что миссией государственной службы является «работа на благо страны», разделяли всего треть опрошенных государственных служащих [12]. То есть десятилетие назад существенно меньше служащих осознавали публичность государственной службы и, скорее всего, опирались на ее восприятие как государственный аппарат. Произошедший переход к модели государственного управления, ориентированного на потребности граждан и оказание им государственных услуг, нашел свое отражение в данном мнении.
Характеризуя современного государственного служащего, подавляющее число респондентов
(79 %) выбрали варианты ответа со словом «слуга» («слуга государства», «слуга народа»), что говорит о том, что они воспринимают государственную служба как особый вид профессиональной деятельности — служение стране, что отражает ее сущность и соответствует требуемому восприятию. Остальные респонденты (21 %), выбравшие варианты ответов «офисный работник», «чиновник», «бюрократ», «администратор государственных функций», рассматривают государственного служащего как работника, трудовая функция которого состоит в выполнении государственных функций и полномочий (рис. 4). Для сравнения: в опросе 2010 г. аналогичный по смыслу вариант характеристики государственного служащего выбрали всего 46 % опрошенных [12].
58 %
Рис. 4. Представления опрошенных о современном государственном служащем
Perceptions of the respondents about the modern civil servant
Собирательному образу государственного служащего, по мнению респондентов, соответствуют такие качества, как «принципиальность» (9,5), «образованность» (9,3), «ответственность» (9,3), «вежливость и корректность» (9,2), «профессионализм» (9,1). Эти качества вошли в первую пятерку с минимальным разрывом в оценках. В опросе 2010 г. эти же качества у государственных служащих получили гораздо более скромные оценки: «образованность» (7,3), «ответственность» (7,1), «вежливость и корректность» (6,7), «профессионализм» (7,0) [12].
В нашем опросе более низкие баллы получили качества «бескорыстность» (6,9), «консерватизм» (6,9) и «ориентированность на результат» (7,4). С одной стороны, меры, направленные на формирование положительного имиджа государственного служащего, привели к позитивным измене-
ниям, с другой — не может не обращать на себя внимание относительно низкие баллы по качествам «бескорыстность» и «ориентированность на результат», что вступает в противоречие с современными требованиями, предъявляемыми к деятельности госслужащих (рис. 5).
В соответствии с нашим опросом государственный служащий должен быть прежде всего принципиальным, образованным, вежливым и корректным, проявлять профессионализм, ответственность, инициативность, ориентированность на результат. Следует отметить обобщенность большинства характеристик, отсутствие конкретности, наличие в образе преимущественно типичных деловых и морально-нравственных характеристик. Данный имидж отражает образ «функционального» человека, лишенного «человеческих» характеристик.
Рис. 5. Оценка респондентами качеств современного государственного служащего
Respondents' assessment of the qualities of a modern civil servant
Вместе с тем сопоставление образа государственного служащего, сложившегося у самих государственных служащих, и качеств, характеристик, стандартов поведения, которыми образ государственного служащего наделяет общественное сознание, показывает, что между ними имеют место некоторые расхождения. Так, изучение результатов подобных опросов других авторов показало, что образ государственного служащего, соответствия которому общество ожидает от государственных служащих, в большей степени включает личностные качества и их конкретные проявления. Например, по данным Н. Н. Розановой, граждане считают, что государственный служащий должен быть честным, справедливым, тактичным, целеустремленным, проявлять хорошее отношение к людям [13 ; 14]. По результатам исследования В. Н. Орловой, основными качествами идеального государственного служащего являются чувство ответственности перед населением за результаты своей работы, честное и бескорыстное исполнение должностных обязанностей, стремление к общему благу и желание при-
носить пользу обществу [15]. По данным В. В. Огневой и Ю. В. Дороховой, к качествам идеального государственного служащего граждане относят справедливость, внимательность к проблемам граждан, эмпатичность [16]. А результаты опросов граждан страны Е. Ю. Акимовой показывают, что государственному служащему должны быть присущи такие качества, как преданность своей стране и народу, желание приносить пользу обществу и государству, уважение к законам, доброжелательность к людям [17].
Последний вопрос анкеты касался оценки респондентами собственного соответствия их идеальному образу государственного служащего. Анализ показал, что только 5 % опрошенных считают себя полностью соответствующими, а 70 % опрошенных оценили соответствие на 8 и 9 баллов (средний балл самооценки соответствия составил 8,1 балл). Четверть опрошенных оценили уровень своего соответствие как средний, в 5— 7 баллов, что можно интерпретировать как стремление к объективности самооценки (рис. 6).
Рис. 6. Оценка респондентами соответствия идеальному образу государственного служащего
Respondents' assessment of compliance with the ideal image of a civil servant
Таким образом, результаты нашего опроса и сравнение их с данными опросов, проведенных другими исследователями, наглядно иллюстрируют существенное изменение в лучшую сторону образа государственного служащего в восприятии государственных служащих и рост престижности государственной гражданской службы. На наш взгляд, это связано с принимаемыми в последние 10 лет мерами по повышению престижа государственной службы. Так, существенные изменения претерпела нормативно-законодательная база, значительно увеличилось денежное содержание государственных служащих, возросла их социальная защищенность, улучшилось материально-техническое обеспечение рабочих мест и др. Это позитивно отразилось на самоощущении государственных служащих относительно собственного статуса и роли в жизни общества.
Итак, результаты настоящего исследования показывают положительную динамику трансформации в сознании государственных гражданских служащих имиджа государственного служащего и восприятии ими престижности государственной службы. К настоящему времени в сознании государственных служащих сформировано устойчи-
вое представление о государственной службе как о престижной профессии, миссией которой является работа на благо государства и общества, представители которой пользуются уважением в обществе. В сознании государственных служащих укрепился образ государственного служащего как принципиального, образованного и ответственного человека, наделенного такими качествами, как образованность и профессионализм, исполнительность и ответственность. В свою очередь граждане ожидают, что, помимо данных качеств, служащие будут демонстрировать стремление служить конкретным людям, заботясь об их благополучии, проявлять эмпатию, заинтересованность, бескорыстность и др. Данные качества требуют развития у служащих эмоционального интеллекта, личностных характеристик и высокой социально-психологической компетентности.
Решение этой задачи возможно путем включения соответствующих тем в программы дополнительного профессионального образования, учета личностной составляющей при отборе кадров на государственную службу и продвижении служащих по карьерной лестнице.
Приложение Appendix
Анкета
социологического опроса по теме: «Как Вы представляете престиж государственной службы и образ (имидж) современных государственных служащих».
Уважаемый коллега!
Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе с целью выявить мнение о государственной службе и государственных служащих. Опрос анонимный, проводится исключительно в научных целях и его результаты будут использоваться только для понимания общественных процессов. Выберите ответ из предложенных или напишите свой. Вопрос № 1. Ваш возраст:
— до 25 лет;
— 25—40 лет;
— 40—55 лет;
— более 55 лет. Вопрос № 2. Ваш пол:
— мужской;
— женский.
Вопрос № 3. Ваш стаж государственной службы составляет:
— менее года;
— от 1 до 5 лет;
— 5—10 лет;
— 10—15 лет;
— более 15 лет.
Вопрос № 4. К какой категории должностей государственной гражданской службы Вы относитесь:
— обеспечивающие специалисты;
— специалисты;
— помощники;
— руководители;
— я не являюсь государственным служащим.
Вопрос № 5. Ваше отношение к государственной службе можно охарактеризовать как:
— положительное;
— скорее положительное;
— нейтральное;
— скорее отрицательное;
— отрицательное;
— другое (указать самостоятельно)_.
Вопрос № 6. Как Вы оцениваете степень престижности государственной службы в обществе (оценка по пятибалльной шкале от 1 до 5, где 1 — совсем непрестижная, 2 — непрестижная, 3 — нейтральная, 4 — престижная, 5 — очень престижная):_.
Вопрос № 7. В чем, по вашему мнению, состоит главная миссия государственной службы:
— служение народу;
— служение государству;
— реализация государственной политики;
— реализация административных функций;
— оказание государственных услуг населению;
— обеспечение прав и свобод человека;
— повышение качества жизни населения.
— другое (указать самостоятельно)_.
Вопрос № 8. Как Вы можете охарактеризовать современного государственного служащего (выберите один ответ):
— «государев человек»;
— слуга народа;
— администратор государственных функций;
— бюрократ;
— чиновник;
— офисный работник;
— другое (указать самостоятельно)_.
Вопрос № 9. В какой степени, на Ваш взгляд, приведенные ниже качества характеризуют современного государственного служащего (оцените каждый из предложенных вариантов по шкале от 1 до 10, где 1 — минимальная степень, 10 — максимальная степень):
— образованность;
— принципиальность;
— вежливость и корректность;
— профессионализм;
— ответственность;
— инициативность;
— ориентированность на результат;
— консерватизм;
— бескорыстность.
Вопрос № 10. Оцените степень своего соответствия сформированному у Вас образу государственного служащего по 10-бальной шкале, где 1 — абсолютно не соответствую, 10 — полностью соответствую:
Список источников
1. Богдан Н. Н., Михеева Е. В. Позитивный имидж государственного гражданского служащего и способы его формирования в общественном сознании // Бизнес и Общество. 2022. № 3 (35).
2. Шагалова Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. М. : АСТ-Астрель, 2011. 415 с.
3. Политическая наука : словарь-справочник / авт. и сост. И. И. Санжаревский. М., 2010. 988 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азъ, 1992. 3423 с.
5. Алимгафарова А. Р. Повышение престижа и социальной привлекательности государственной гражданской службы в российском обществе // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 784—786.
6. Андреев Э. М., Гапоненко Н. В. Современная Россия: проблемы трансформации системы управления. Красноярск, 2003. 221 с.
7. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. 2-е изд., доп. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2008. 311 с.
8. Комлева В. В. Механизм формирования оценок престижа государственной службы // Социология власти. 2003. № 5. C. 113—127.
9. Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку). М., 2013.
10. Лазукова Е. А. Оценка государственной службы чиновниками и населением // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2014. № 1 (22). C. 77—84.
11. Перенджиев А. Н. Специфика привлекательности государственной гражданской службы в России // ГосРег : электрон. науч. журн. 2012. № 1.
12. Поликанов Д. В. «Кадровый голод» на государственной и муниципальной службе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5. C. 66—87.
13. Розанова Н. Н. Идеальный государственный гражданский служащий: изменение ожиданий населения в динамике 2014—2016 гг. // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 3. С. 7—11.
14. Розанова Н. Н. Образ государственного гражданского служащего: как меняется «реальный» чиновник в восприятии населения (динамика 2014—2016 гг.) // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 6. С. 84—93.
15. Орлова В. Н., Комлева В. В. Позитивный имидж государственных гражданских служащих как основа развития управленческой культуры // Управленческое консультирование. 2016. № 7. С. 14—18.
16. Огнева В. В., Дорохова Ю. В. Имидж государственного гражданского служащего региона как предмет социально-политического анализа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 1. C. 71—82.
17. Акимова Е. Ю. Проблема имиджа государственных служащих в современном обществе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. С. 235—240.
References
1. Bogdan N.N., Mikheeva E.V. Pozitivnyi imidzh gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego i sposoby ego formi-rovaniya v obshchestvennom soznanii [Positive image of a state civil servant and ways of its formation in the public consciousness], Biznes i Obshchestvo [Business and Society]. 2022. № 3 (35).
2. Shagalova E.N. Samyi noveishii tolkovyi slovar' russkogo yazyka XXI veka [The newest explanatory dictionary of the Russian language of the XXI century]. Moscow, AST-Astrel', 2011, 415 p.
3. Sanzharevskii I.I. (ed.) Politicheskaya nauka [Political science], slovar'-spravochnik. Moscow, 2010, 988 p.
4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka [Definition Dictionary of the Russian Language]. Moscow, Az", 1992, 3423 p.
5. Alimgafarova A.R. Povyshenie prestizha i sotsial'noi privlekatel'nosti gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby v rossiis-kom obshchestve [Increasing the Prestige and Social Attractiveness of Public Civil Service in Russian Society], Molodoi uchenyi [The Young Scientist], 2016, no. 1 (105), pp. 784—786.
6. Andreev E.M., Gaponenko N.V. Sovremennaya Rossiya: problemy transformatsii sistemy upravleniya [Modern Russia: problems of transformation of the management system]. Krasnoyarsk, 2003, 221 p.
7. Atamanchuk G.V. Sushchnost' gosudarstvennoi sluzhby: istoriya, teoriya, zakon, praktika [The essence of public service: history, theory, law, practice]. ed. 2. Moscow, 2008, 311 p.
8. Komleva V.V. Mekhanizm formirovaniya otsenok prestizha gosudarstvennoi sluzhby [The Mechanism of Formation of Estimates of the Public Service Prestige], Sotsiologiya vlasti [Sociology of Power], 2003, no. 5, pp. 113—127.
9. Metodicheskii instrumentarii po vnedreniyu sistemy kompleksnoi otsenki professional'noi sluzhebnoi deyatel'nosti gosudar-stvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh (vklyuchaya obshchestvennuyu otsenku) [Methodological tools for the implementation of a system of comprehensive evaluation of the professional performance of civil servants (including public evaluation)]. Moscow, 2013.
10. Lazukova E.A. Otsenka gosudarstvennoi sluzhby chinovnikami i naseleniem [Assessment of public service by officials and the public], VestnikPNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences], 2014, no. 1 (22), pp. 77—84.
11. Perendzhiev A.N. Spetsifika privlekatel'nosti gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby v Rossii [The specifics of the attractiveness of the state civil service in Russia], GosReg [State Reg], elektron. nauch. Zhurn, 2012, no. 1.
12. Polikanov D.V. "Kadrovyi golod" na gosudarstvennoi i munitsipal'noi sluzhbe ["Personnel hunger" in state and municipal service], Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Public Opinion Monitoring: Economic and Social Changes], 2010, no. 5, pp. 66—87.
13. Rozanova N.N. Ideal'nyi gosudarstvennyi grazhdanskii sluzhashchii: izmenenie ozhidanii naseleniya v dinamike 2014—2016 gg. [The Ideal Civil Servant: Changes in Public Expectations in 2014-2016 Dynamics], Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika [Proceedings of Higher Education Institutions. Sociology. Economics. Politics], 2017, no. 3, pp. 7—11.
14. Rozanova N.N. Obraz gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego: kak menyaetsya "real'nyi" chinovnik v vos-priyatii naseleniya (dinamika 2014—2016 gg.) [The image of the state civil servant: how the "real" official changes in the perception of the population (dynamics 2014-2016)], Sredne-russkii vestnik obshchestvennykh nauk [Srednerussky Vestnik of Social Sciences], 2017, no. 6, pp. 84—93.
15. Orlova V.N., Komleva V.V. Pozitivnyi imidzh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh kak osnova razvitiya upravlencheskoi kul'tury [Positive image of civil servants as a basis for the development of managerial culture], Upravlench-eskoe konsul'tirovanie [Management Consulting], 2016, no. 7, pp. 14—18.
16. Ogneva V.V., Dorokhova Yu.V. Imidzh gosudarstvennogo grazhdanskogo sluzhashchego regiona kak predmet sotsi-al'no-politicheskogo analiza [The image of the state civil servant of the region as a subject of socio-political analysis], Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Proceedings of Tula State University. Humanities], 2014, no. 1, pp. 71—82.
17. Akimova E.Yu. Problema imidzha gosudarstvennykh sluzhashchikh v sovremennom obshchestve [The problem of the image of civil servants in modern society], Yaroslavskiipedagogicheskii vestnik [Yaroslavskypedagogichesky vestnik], 2011, no. 1, pp. 235—240.
Информация об авторах
Богдан Надежда Николаевна — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация. E-mail: bogdan-nn@mail.ru
Михеева Екатерина Викторовна — студент, кафедра государственного и муниципального управления, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация. E-mail: mix_katrin@mail.ru
Information about the authors
Nadezhda N. Bogdan — Candidate of Sociology Sciences, associate professor, associate professor of Human Resources Management Department, Siberian Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: bogdan-nn@mail.ru
Ekaterina V. Mikheeva — Student, Department of State and Municipal Management, Siberian Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russian Federation, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: mix_katrin@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.01.2023; одобрена после рецензирования 31.01.2023; принята к публикации 02.02.2023.
The article was submitted 19.01.2023; approved after reviewing 31.01.2023; accepted for publication 02.02.2023.