Научная статья на тему 'ИМИДЖ УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

ИМИДЖ УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

управления в практике малых предприятий должен превысить издержки по его организации.

Использованные источники:

1. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003.— 528 с.

2. Лапыгин Ю. Н., Стратегический менеджмент.// «ИНФРА- М», 2007.-242с.

3. Максимцев М.М., Менеджмент малого бизнеса. //М: ЮНИТИ. - 2007г.

Козьяков Р.В., кандидат психологических наук

доцент, профессор зав. кафедрой общей и практической психологии Московский социально-гуманитарный институт

Россия, г. Москва ИМИДЖ УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Проблема изучения имиджа руководителя актуальна, так как является одним из факторов успешности функционирования и повышающий конкурентные преимущества организации. Имидж является важным инструментарием, т.к. деловые люди, которые добившиеся успехов в менеджменте, как правило, привлекательны, и не столько своей респектабельностью, сколько своим поведением, внешностью и хорошими манерами.

Имидж руководителя может формироваться как спонтанно, так и с помощью специалистов работающих в индустрии имиджирования, спектр деятельности, которых широк - начиная от разработки корпоративного имиджа компании и заканчивая персональным имиджем руководителя.

Выделяются субъективные и объективные критерии успеха.

Объективные задаются обществом, к которым относятся требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определённых свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств).

К субъективным относятся имеющиеся у данного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка, переживания.

Чаще всего понятие успеха оценивается в первую очередь по наличию целеустремленности, уверенности в своих силах и активному отношению к деятельности, финансовое благополучие и высокое профессиональное положение, считаются менее значимыми при оценке успешности деятельности.

Н.В. Самоукина[2] считает, что успешные люди, в своём стремлении вверх, не проявляют сверхзависимости от своего положения: они очень уверены в себе и своих возможностях. «Именно напористость и уверенность, даже при отсутствии яркого таланта являются основными причинами успеха

в случае, если конкурентом выступает талантливый, но стеснительный и неуверенный».

Б.М. Теплов[3] считает, что успешность профессиональной деятельности зависит от индивидуальных, при этом отмечая, что не отдельные способности как таковые определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

«Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» [3, с. 9-20].

Е.А Климов [1] считает, что на успешность или неуспешность влияет индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Под которым он понимает индивидуально-своеобразную систему психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности

Среди особенностей составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»), и особенности, противодействующие успеху («Б»).

При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т. е. одна и та же особенность деятельности может оказаться в одном случае в категории «А», в другом - в категории «Б» в зависимости от характера объективных требований.

Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности.

Таким образом, необходимой предпосылкой успеха и эффективной профессиональной деятельности человека может выступать баланс субъективных и объективных детерминант личности специалиста.

Выбор критериев успешности профессиональной деятельности, важен, так как позволяет проанализировать ход и результаты кадровой социальной, психологической работы в различных организациях.

В ходе исследования проводившего на базе компании «Муса моторс В» г. Москвы, под нашим руководством, по результатам анкетирования 20 менеджеров и 20 рядовых сотрудников мужского пола, средний возраст 2035, были получены следующие результаты.

На первое утверждение анкеты - Идеальный руководитель -первоклассный специалист в своем деле / Идеальный руководитель должен быть специалистом высокого уровня (учитывая, что работники компании и

ее руководители получили несколько видоизмененные варианты анкеты, содержащие сходные по смыслу высказывания, нами в анализе будут указываться оба варианта высказывания: первое, предложенное сотрудникам «Муса моторс», второе - руководителям «Муса моторс») - были получены следующие ответы:

Важность профессионализма руководителя в выбранной отрасли оценивается сотрудниками и руководителями по-разному: если для большинства руководителей (60%) важность данной составляющей в формировании имиджа неоспорима, то для сотрудников компетентность руководителя в отрасли не имеет большого значения (25%). Вероятно, подобная позиция сотрудников связана с распространенным мнением о том, что превалирующим в профессионализме руководителя являются его организаторские качества, а не узкоспециальные знания.

На второе утверждение анкеты - Идеальный руководитель всегда стремится повышать свой профессиональный уровень / Идеальный руководитель должен быть ориентирован на повышение своей профессиональной компетентности - были даны следующие ответы:

Стремление к повышению профессиональной компетенции как важный имиджевый маркер выделяется только в группе руководителей (65%). Сотрудники, в целом, не имеют выраженной позиции по этому вопросу (10%). Позиция сотрудников может быть объяснена мнением большинства работников о том, что руководитель организации не имеет времени на повышение своей квалификации в связи с интенсивной занятостью в рабочее время.

Третье утверждение анкеты - Идеальный руководитель лоялен по отношению к своей компании / Идеальный руководитель должен разделять цели и задачи своей компании - были получены следующие ответы:

Важность лояльности руководителя компании очевидная для группы руководителей (80%), в то время как сотрудники не считают этот показатель особенно важным (5%). Вероятно, это связано с неполноценным пониманием со стороны сотрудников понятия «лояльность компании» или с недооценкой важности данного компонента профессионализма руководителя.

Четвертый тезис анкеты звучал следующим образом: Идеальный руководитель умеет работать в команде / Идеальный руководитель должен умело взаимодействовать в рамках совместной деятельности. На него были получены следующие ответы:

Важность умения группового взаимодействия как компонента имиджа руководителя высоко оценивается в группе руководителей (65%). При этом сотрудники вновь не оценивают данную черту высоко (5%), вероятно, полагая, что руководитель организации должен стоять «над» групповой деятельностью при ее организации, а не полноценно включаться в нее.

Пятое утверждения анкеты - Идеальный руководитель всегда

способен ясно и четко выразить свою мысль / Идеальный руководитель выражает свою мысль ясно, четко и доступно - получило следующие ответы:

Важность ясности излагаемого для группы руководителей более очевидна (70 %), чем для сотрудников, хотя многие сотрудники (35%) также отмечают важность этой черты как составляющей имиджа. Вероятно, большинство сотрудников не связывают коммуникативную успешность с эффективностью руководства напрямую, поэтому не выделяют данную черту как важную.

Шестое утверждения анкеты было сформулировано так: Идеальный руководитель всегда корректен и сдержан в выражениях / Идеальный руководитель должен быть корректным и сдержанным в выражениях. На него были получены следующие ответы:

Корректность и тактичность в общении с сотрудниками как важную составляющую имиджа руководителя признают в группе руководителей (100%). В группе сотрудников (45%) склонны признать, что данные умения важны для руководителя, остальные опрошенные сотрудники не считают указанную черту важной. Вероятно, это связано с субъективным опытом сотрудников, имевших дело с руководителями, обладающими разным речевым манерами.

Седьмое утверждение анкеты - Идеальный руководитель -ответственный и порядочный человек / Идеальный руководитель должен быть порядочным и ответственным - получило следующие варианты ответов:

Порядочность руководителя как составляющая его имиджа оценена более высоко в группе сотрудников (90%), чем в группе руководителей, которые в большинстве своем не смогли сформулировать определенную точку зрения по данному высказыванию (10%). Возможно, респонденты-сотрудники и респонденты-руководители вкладывают различные значения в понятие «порядочность». Так, сотрудники под порядочностью понимают верность обещаниям, в то время как руководители - прямолинейность.

Восьмое утверждение анкеты - Идеальный руководитель всегда позитивно настроен и готов к диалогу / Идеальный руководитель должен всегда иметь положительный настрой - получило следующие варианты ответов:

Положительный настрой как обязательный атрибут имиджа руководителя выделяют практически 90% респондентов-сотрудников. В группе руководителей разброс мнений значительно большой: только 20% опрошенных руководителей склонны согласиться с этим утверждением, большинство же руководителей (50%) не имеет сформированной точки зрения, а 30% вовсе склонные не относить положительный настрой к необходимым качествам. В данном вопросе, по нашему мнению, вновь имеет место различное понимание термина «положительный настрой»:

опрашиваемые сотрудники под положительным настроем понимают благодушное расположение руководителя, что является с их точки зрения безусловным плюсом. Испытуемые руководители в положительном настрое видят некоторую «бесхребетность» руководителя, которая им чужда.

Девятое утверждение анкеты - Идеальный руководитель внимателен к нуждам сотрудников организации / Идеальный руководитель должен с вниманием относится к нуждам своих подчиненных - получило следующее распределение ответов:

Внимательность к подчиненным чрезвычайно важная для респондентов-сотрудников (90%), в то время как респонденты-руководители скорее негативно оценивают данное качество (20%). Вероятно, опрошенные руководители считают, что главной целью руководителя должна быть выгода компании, а не удовлетворение нужд сотрудников.

Десятое утверждение анкеты было сформулировано следующим образом: Идеальный руководитель - высокообразованный человек / Идеальный руководитель должен иметь высокий образовательный уровень.

Высокий образовательный уровень руководителя для респондентов-сотрудников более важен (85%), чем для респондентов-руководителей (5%). Это может быть объяснено тем фактом, что сотрудники предполагают, что высокий образовательный уровень руководителя позволит ему быть более успешным в своей профессиональной деятельности, в то время как респонденты-руководители больше ориентируются на опыт практической деятельности, чем на длительность теоретического образования.

Одиннадцатое утверждение анкеты было представлено так: Идеальный руководитель имеет активную социальную и гражданскую позицию / Идеальный руководитель должен иметь активную социальную и гражданскую позицию. На него получены следующие варианты ответов:

Роль высокой гражданской позиции в формировании имиджа руководителя оценена более высоко в группе респондентов-сотрудников (85%). Респонденты-руководители (15%) не склонны связывать профессионализм и имидж руководителя с его гражданской и социальной позицией.

Двенадцатое утверждение анкеты - Идеальный руководитель придерживается традиционных семейных ценностей / Идеальный руководитель должен придерживаться традиционных семейных ценностей -получило следующее распределение ответов:

Респонденты-сотрудники (80%) склонны считать, что человек, имеющий крепкую семью, скорее окажется эффективным управленцем. В группе респондентов-руководителей мало кто разделяет подобное убеждение. Респонденты-руководители (15%) не проводят связи между эффективностью управленческой деятельности и семейным положением.

На тринадцатое утверждение анкеты - Идеальный руководитель должен обладать безукоризненным внешним видом / Идеальный

руководитель должен обладать безукоризненным внешним видом - были получены следующие варианты ответов:

Респонденты-сотрудники (35%) уделяют внешнему виду руководителя меньше внимания, нежели респонденты-руководители (70%), в большинстве своем предполагающие наличие влияние внешнего вида руководителя на его имидж и эффективность профессиональной деятельности.

На четырнадцатое утверждение анкеты - Идеальный руководитель подтянут, и находится в хорошей физической форме / Идеальный руководитель должен находиться в хорошей физической форме - получило следующие ответы:

Влияние хорошей спортивной формы на имидж и эффективность руководителя отмечают чаще в группе респондентов-руководителей (40%), чем респондентов сотрудников (15%). Можно отметить, что на мнение опрошенных руководителей влияет современная пропаганда занятий спортом или фитнессом как элемента успешности.

На пятнадцатое утверждение анкеты - Идеальный руководитель ведет здоровый образ жизни / Идеальный руководитель должен вести здоровый образ жизни - были получены следующие ответы:

Здоровый образ жизни как элемент имиджа успешного руководителя не выделяется ни в группе сотрудников (10%), ни в группе руководителей (20%), что, вероятно, связано с низким престижем здорового образа жизни в выборке испытуемых.

Но, кроме анализа отдельного высказывания, можно провести также анализ значимости комплексных компонентов имиджа успешного руководителя.

Вопросы анкеты можно разделить на следующие блоки: 1 -профессиональные качества (вопросы 1,2.3); 2-деловые качества (4,5,6); 3-личные качества (7,8,9); 4 -социальные качества (10,11, 12); 5- внешний вид (13,14,15).

Респонденты-руководители оценивают важность профессиональных качеств руководителя значительно выше, чем респонденты-сотрудники. Полученные результаты можно трактовать следующим образом: респонденты-руководители видят в успешном руководителе специалиста, а респонденты-сотрудники - личность.

Деловые качества как компонент имиджа успешного руководителя более высоко оценен респондентами-руководителями, чем респондентами-сотрудниками. Полученные данные подтверждают выделенную ранее тенденцию стремления видеть в руководителе высококлассного специалиста со стороны респондентов-руководителей.

Респонденты-сотрудники оценивают личные качества руководителя как более важные в формировании имиджа успешного руководителя. Респонденты-руководители при этом не выделяют личные качества обязательным составным блоком для формирования имиджа руководителя.

Респонденты-сотрудники оценили социальные качества руководителя как важные в формировании имиджа. Тогда как руководители не отмечают значительного влияния социальной компетентности руководителя на формирование его профессионализма, отдавая предпочтение его профессиональной компетентности над социальным развитием.

Роль внешних данных в формировании успешности руководителя оценена в группе респондентов-сотрудников и респондентов-руководителей сходным образом.

По критерию ранговой корреляции Спирмена, выявлено наличие статистически значимой корреляционной связи только по трем параметрам: Вопрос 4 (умение работать в команде); Вопрос 6 (корректность и сдержанность); Вопрос 15 (здоровый образ жизни).

В итоге можно констатировать, что представления о профессиональных, личностных и имиджевых качествах успешного руководителя в группе рядовых сотрудников и группе руководителей имеют значимые отличия.

Использованные источники:

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М: Академия, 2004. - 304с.

2. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах.- М.: Вершина, 2006. - 224 с.

3. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. -М: МОДЭК, 2009. - 640 с.

Коновалов И.Н. студент 3 курса институт социально-гуманитарных наук Томский политехнический университет

Россия, г. Томск

БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА НАЧАЛА БИЗНЕСА

Аннотация: в данной статье рассматривается бизнес планирование, как основа успешного бизнеса, на основе личного примера. Пошаговое рассмотрение бизнес плана.

Ключевые слова: бизнес план, заказчики, основные фонды, управление, стратегия маркетинга.

Все предприниматели, начиная свою деятельность, сталкивались с финансовыми трудовыми и интеллектуальными потребностями. Нужно правильно рассчитать эффективность использования своих ресурсов. Зачастую в рыночной экономике предприниматели не могут правильно и эффективно спланировать свою деятельность. Получить достоверную информацию о конкурентах и собственной перспективе на рынке.

Бизнес план - это описание деятельности вашего бизнеса, так же его условия и пути достижения предполагаемых целей. Это некий документ, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.