Научная статья на тему 'ИМИДЖ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИМИДЖ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИМИДЖ / ОРГАНИЗАЦИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕТНОСПОСОБНОСТЬ / CORPORATE CULTURE / IMAGE / ORGANIZATION / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Касперович К.В.

В статье рассматриваются история развития понятия «корпоративная культура» в России. Сущность и структура корпоративной культуры учебного заведения, а также ее влияние на конкуретноспособность. Так же рассматривается имидж университета, как одна из частей корпоративной культуры, отвечающих за успешность на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE UNIVERSITY AS A COMPONENT OF CORPORATE CULTURE

The article deals with the history of the development of the concept of "corporate culture" in Russia. The essence and structure of the corporate culture of the educational institution, as well as its impact on competitiveness. The image of the university is also considered as one of the parts of the corporate culture responsible for the success in the market of educational services.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Касперович К.В. студент магистрант 1 курса факультет «Управления и экономико-технологического образования»

ФГБОУ ВО «ВГСПУ» научный руководитель: Сидунова Г.И., доктор экономических наук

профессор Россия, г. Волгоград ИМИДЖ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: В статье рассматриваются история развития понятия «корпоративная культура» в России. Сущность и структура корпоративной культуры учебного заведения, а также ее влияние на конкуретноспособность. Так же рассматривается имидж университета, как одна из частей корпоративной культуры, отвечающих за успешность на рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: корпоративная культура, имидж, организация, рынок образовательных услуг, конкуретноспособность.

Kasperovich K. V. magister

faculty of "Management and economic-technological education"

FGBOU IN VGSPU Russia, Volgograd Scientific adviser: Sidunova G.I. Doctor of Economics, Professor IMAGE OF THE UNIVERSITY AS A COMPONENT OF CORPORATE CULTURE

Annotation: The article deals with the history of the development of the concept of "corporate culture" in Russia. The essence and structure of the corporate culture of the educational institution, as well as its impact on competitiveness. The image of the university is also considered as one of the parts of the corporate culture responsible for the success in the market of educational services.

Keywords: corporate culture, image, organization, market of educational services, competitiveness.

Как известно корпоративная культура существовала всегда, но в начале 21-го века данное понятие оставалось малоизвестным в нашей стране. В Советском Союзе были свои аналоги тех традиций, которые сформировались в западных компаниях: доски почёта, грамоты, значки и т.д. - всё это и есть элементы корпоративной культуры.

Создание культуры организации, как правило, происходит через

формальных лидеров или, что случается реже, неформальных. В связи с этим важно знать, что управленец, который хочет заняться формированием организационной культуры, в первую очередь для себя самого сформулировал главные ценности своей организации и своего структурного подразделения, следовательно, и имидж, как организации, так и учебного заведения формируется, основываясь на организационной культуре.

В современных условиях рыночной экономики, вуз рассматривается как самостоятельная конкурентоспособная организация, обеспечивающая современный уровень и качество подготовки специалистов93. Кроме того, университеты, наряду с образовательной и научной деятельностью, вынуждены вести предпринимательскую деятельность, конкурировать за привлечение средств из различных источников (фондов, спонсорской помощи и т.д.). ВУЗ все более отчетливо приобретает черты предприятия, ориентированного на получение прибыли. Вместе с этим происходят изменения в структуре ценностей университета, формируется его корпоративная культура. Употребление понятия «корпоративная культура» применительно к университету в полной мере отвечает внешним условиям. Происходящие изменения в сфере высшего образования являются причиной возникновения приращения к уже традиционной академической культуре университета, в результате чего и рождается новая - более сложная -корпоративная культура университета.

В середине 1990-х гг., в России обострилась конкуренция на рынке образовательных услуг, так как наряду с государственными учреждениями, образование, как услугу стали предоставлять и коммерческие вузы. Что являлось предпосылкой к такому понятию, как «имидж университета (ВУЗа)».

Благоприятный имидж является, пожалуй, основным источником конкурентной привлекательности и популярности региональных вузов в глазах потенциальных абитуриентов. Так, согласно ресурсному подходу, разработанному учеными Гарвардского университета, имидж организации является ее неосязаемым активом и наряду с остальными компонентами выступает реальным источником конкурентоспособности и ключевым фактором адаптации любой организации к внешним условиям. 94

Понятие «имидж» не получает единого понимания и среди специалистов, представляющих различные отрасли знания. Психологи акцентируют внимание на том, что: 1) имидж - целостная непротиворечивая структура, система, и для его построения необходимо умело работать со стереотипами массового сознания; 2) имидж - манипулятивный, привлекательный психологический образ, который: - всегда ориентирован на восприятие, в основе которого лежат коммуникативные установки,

93 Тюнников, Ю. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 69-77.

94 Дагаева, Е. А. Управление имиджем вуза / Е. А. Дагаева // Управление персоналом. - 2015. - № 3. - С. 26-28.

ожидания и требования, присущие коллективному сознанию; - предполагает сильный эмоциональный отклик; - включает в себя одновременно элементы иллюзорности и реалистичности; - прагматичен, т.е. ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям ситуации для ее развития; - активен по своей природе и оказывает воздействие на сознание и поведение людей; - не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе; - имеет характер стереотипа. 95

Реально существующий имидж университета во многом зависит от отношений с различными группами целевой аудитории: с обществом в целом, со студентами, которые выступают в роли клиентов (потребителей образовательных услуг), с бизнесом (промышленностью), ожидающей от него актуального с коммерческой точки зрения знания, и государством (правительством), которое требует от университета большей экономической самостоятельности.

Основополагающей имиджа университета выступает его корпоративная культура как совокупность ценностей, разделяемых сотрудниками, принципов, философии развития университета. Работа по формированию конкурентоспособного имиджа университета должна начинаться прежде всего с создания сильной корпоративной культуры, а затем касаться внешних аспектов имиджа.

Использованные источники:

1. Вебер, М. Критические исследования в области логики наук о культуре. Избранные произведения Текст. пер. с нем./ М. Вебер.- М.: Прогресс, 2013. 808 с.

2. Веснин, В.Р. Менеджмент Текст./ В.Р. Веснин. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 504 с.

3. Дагаева, Е. А. Управление имиджем вуза / Е. А. Дагаева // Управление персоналом. - 2015. - № 3. - С. 26-28.

4. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. - М. : Омега-Л, 2008.

5. Тюнников, Ю. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза / Ю. Тюнников, М. Мазниченко // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 69-77.

95 Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. -М. : Омега-Л, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.