Научная статья на тему 'Имидж политиков в медиастратегиях политических кампаний'

Имидж политиков в медиастратегиях политических кампаний Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
595
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж политиков в медиастратегиях политических кампаний»

мостью охранять их от внутренних и внешних врагов; никакая другая цель не должна нарушать свободы граждан»105.

Высшие принципы поведения людей, выработанные в соответствии с религиозно-нравственными нормами, либералы неразрывно связывали с политическими, которые, по их мнению, складывались на основе новых правовых отношений личности и государства, определивших формы и пределы деятельности последнего. В области философии и религии либерализм «представил человеческому уму полную свободу, требуя в связи с этим свободы совести и свободы слова». В сфере экономической либерализм выдвинул требование как можно более полной свободы промышленной деятельности от вмешательства государства, свободы торговли и невмешательства государства в отношение предприниматель - рабочий.

Либеральная идеология, ставшая господствующей на Западе, способствовала тому, чтобы государственная власть считалась с личностью и общественным мнением и стала функционировать в границах законных оснований, определив этим либеральный характер и содержание отношения «личность-собственность-государство».

Таким образом, с середины XIX в. западноевропейский либерализм значительно эволюционировал от своих первоначальных идей, ничем не ограниченных индивидуалистических форм к идеям социализации, демократизации и этатизации. Оформившись в более зрелую, постклассиче-скую форму, благодаря социализации, он мог существовать в виде социального, экономического, демократического, политического, христианского и пр. либерализма. Он в основном соответствовал формуле идеала свободы Б. Констана - «свобода во всем» (в религии, философии, литературе, промышленности, политике). Под свободой понималось торжество личности как над авторитетом власти, так и над массами, «которые бы могли присвоить себе право подчинить меньшинство большинству».

Д. О. Селентьева

Имидж политиков в медиастратегиях политических кампаний

Одну из определяющих ролей в восприятии лидера публикой играет его имидж. Известные политические исследователи К. Ролот и Ф. Рамье, провели в 1981 г. анализ телевизионных имиджей претендентов на президент-

105 Гумбольдт В. О границах деятельности государства // Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт: описание его жизни и характеристика. М., 1898. С. 40.

ское кресло во Франции. По их мнению, «визуальное обращение кандидата (тип лица, дородность, манера держать себя, осанка, костюм) предвещает его первые слова». Основу визуального имиджа политика составляют его природные данные. Однако создание образа представляет собой не столько описание, сколько «приведение реальных физических черт в соответствие с существующей системой социальной кодификации, определение возможно более позитивных или негативных элементов, на которых преимущественно будет строиться имидж»106 Первый контакт с собеседником (таковыми можно считать и телезрителей, ведь так или иначе они являются «соучастниками» общения) устанавливается с помощью взгляда. Взгляд расчленяется на несколько характерных элементов. Составляющим взгляда являются, например, скорость и частота мигания. От них зависит, в частности, интенсивность или пассивность взгляда (слишком высокая частота моргания век, с одной стороны, например, создает впечатление человека прячущего глаза, а с другой - позволяет обладателю подобной черты скрыть в определенные моменты колебания воли, смятение, растерянность; редкие моргания, напротив, говорят о рассеянности, заторможенности, что переносится на качества характера).

Другой фактор - направленность взгляда. При телекоммуникации Рамье и Ролот, например, различают так называемый взгляд на камеру, визирующий установление контакта с реципиентом и позволяющий подчеркнуть значение той или иной фразы. Он наиболее выгоден с точки зрения благоприятности впечатления. Взгляд на находящихся в студии устанавливает связь с внешней аудиторией через внутреннюю. Взгляд, перемещающийся с бумаг, находящихся перед выступающим, на камеру, с одной стороны, создает эффект «искусственности» коммуникации, с другой - говорит о том, что выступающий готовился к встрече. В идеале, кандидат должен производить впечатление человека, хорошо владеющего «артикуляцией направлений».

В отличие от других средств массовой информации телевидение способно передать физическое движение. В большинстве случаев выступающие находятся в сидячем положении, поэтому наиболее работающими элементами невербальной коммуникации становятся мимика и жестикуляция. Руки, представляющие практически единственную возможность физической мобильности, внезапно приобретают большую, чем лицо, значимость. По направленности жесты дифференцируются на обращенные к аудитории и направленные на себя. Жесты, направленные на аудиторию, воспринимаются негативно как агрессивные. К таковым относится, например, жест наведения указательного пальца. Жесты, направленные на себя, напротив, привлекают зрителя, приглашая к общению, не противопоставляя инициатора коммуникации аудитории. Подобного рода жесты представляют их обладателя человеком, ищущим сближения со зрителем, открытым для контакта.

106 Гринберг Т. Э. Политические технологии РЯ и реклама. М., 2005. С. 243

Язык жестов, так же, как и вербальная речь, разделяется на критические и конструктивные элементы. Говоря об общественных проблемах, лучше использовать позитивную жестикуляцию, поскольку она способствует восприятию образа кандидата как человека, «внушающего надежду».

Многие популярные политики сознавали значимость этого аспекта невербальной коммуникации. Например, манера и жестикуляция Дж. Кеннеди захватывала аудиторию вне зависимости от того, что он говорил. Р. Кеннеди умело компенсировал невысокий рост осанкой. Л. Джонсон, стремясь улучшить свой образ, брал уроки у специалистов по бодилэнгвиджу (умению владеть своим телом). Аналогичные усилия прилагал и Р. Никсон.

Телевидение обладает уникальной возможностью моделировать облик кандидатов посредством конструктивной или корректирующей съемки. Политик в процессе телекоммуникации вынужден доверять другим заботу о создании своего экранного образа.

С помощью определенных приемов съемки можно выразить отношение кандидата к зрителям и присутствующим в студии, задать необходимый тон восприятию поведения политического лидера лицом к лицу с другими. Как правило, чем ближе день выборов, тем чаще кандидаты появляются на экране крупными планами. Выделяя кандидата как центральную фигуру, режиссер тем не менее должен подчеркнуть, что эта фигура не изолирована, что кандидат поддерживает хорошие отношения со своим окружением, которое в контексте передачи олицетворяет публику у экранов. Это достигается чередованием крупных планов кандидата с панорамными, включающими всю группу; преимущественного положения политика в кадре с выделением конкретных лиц в студии. Динамизм диалога создается посредством быстрых смен камер, готовность кандидата выслушать своих гостей - показом его в разных ракурсах обращенным к присутствующим, перемежающихся общей панорамой, и периодическими приближениями участников передачи.

В рамках избирательной кампании используются и формы непосредственной телевизионной РЯ-коммуникации политических лидеров: выступления и теледебаты.

Выступление кандидата. Это, как правило, непосредственное, достаточно строгое по форме его представления обращение претендента к избирателям, построенное по законам публичной речи и содержащее основные предложения кандидата.

Первые политические телевизионные выступления в Великобритании, например, проводились в 1950-х годах. Поначалу они выглядели непрофессионально, политики с трудом справлялись с большими объемами сценариев, да и само привлечение телевидения в качестве агитационного средства было малоэффективно. Однако уже тогда проявились качества, необходимые политику для установления контакта со зрителями, в частности, было выяснено, что аудиторию привлекают не столько

красивые, сколько интересные лица, людям импонирует доброжелательность, уверенность, искренность и образованность.

Во Франции официальные политические выступления и дебаты -преимущественные телевизионные способы общения кандидата с избирателями (частная реклама по радио и телевидению запрещена).

Содержательность политического выступления состоит в том, чтобы привнести значимость в то, что происходит. Не слишком содержательные выступления быстро забываются и не оставляют никакого следа в сознании людей.

Для российской аудитории, чутко реагирующей на поведение политика в эфире, важны гармоничность его выступления, владение собой и контроль над эмоциями, уважение и терпимость к собеседнику, компетентность в обсуждении проблем.

В выступлении кандидатов, помимо содержательного аспекта, отражающего их идеи и воззрения, воспринимаемые рационально, не малое, если не первостепенное значение имеет форма и эмоциональная окрашенность речи.

Влияние произнесенного слова в большей степени зависит от силы убеждения, чем от силы развернутых идей. А оно, в свою очередь, зависит от многих факторов. Телевидение, наряду с радио, способно передать вокальные характеристики речи: тембр голоса, его мелодику, силу и полноту звука. Не меньшее значение имеет культура речи: произношение, манера говорить, дикция, грамотность (с которой, к сожалению, проблемы едва ли не у каждого второго нашего политика), наличие слов и междометий-паразитов и т. д.

Политические дебаты. Это диалогическая форма телевизионной публицистики, цель которой выявить позиции, программы, ценности претендентов на выборные должности в ходе дискуссии. Дебаты включают представление позиций двух или более участников, их полемику и ответы на наиболее важные для избирателей вопросы. Тем самым кандидаты получают возможность максимально проявить себя, а зрители-избиратели - наиболее полную и объективную информацию, на основе которой они могут сделать свой сознательный выбор.

Форма проведения теледебатов зависит от их формата и количества принципов отбора кандидатов, количества участников, степени участия журналистов и общественности, условий проведения и собственно содержания дискуссии107. Теледебаты могут проводиться в формате «круглого стола», пресс-конференции или в виде телепрограммы, в которых кандидаты выступают один за другим в произвольном нерегламентированном порядке. Часто проводятся дебаты «один на один» (возможно проведение дебатов «один на

107 Андреев А. А. Принципы организации теледебатов в современных демократических обществах // Тезисы конференции «Журналистика в 2001». М., 2002.

один» в разных студиях, как это было в 1981 во Франции); в том числе в присутствии ведущего и журналистов; возможно также ограниченное (на дебатах присутствуют приглашенные избиратели, но они не задают вопросов) или активное (приглашенные имеют право задавать вопросы) участие общественности, а также интерактивное участие граждан. В последние годы активно используется формат «ток-шоу» с участием кандидатов, модератора, журналистов, зрителей в студии.

В настоящее время существуют две основополагающие концепции в проведении политических дебатов. Американская модель ориентирована на развлекательный характер освещения предвыборной борьбы, отражающей тенденцию «слияния» в избирательных процессах политики и шоу-бизнеса. Выборы в Великобритании и Г ермании демонстрируют переход к американской модели в освещении предвыборных баталий. Традиционная европейская модель тяготеет к спокойным, нейтральным, предельно корректным дискуссиям между претендентами. Конфликтность, нетерпимость считаются качествами, недостойными политического лидера. Подобного подхода к освещению избирательной кампании придерживаются Франция и Италия.

В России, несмотря на существенные сдвиги в демократизации выборов, в частности, выработку в последнее десятилетие норм, обеспечивающих равные условия кандидатам в использовании телевидения, и наличие многообразных возможностей обращения к избирателям, политические дебаты еще не стали востребованной и зрителями, и кандидатами формой освещения избирательной кампании. Российские политики либо отказываются от участия в дискуссиях и дебатах, либо, не обладая ни навыками политической риторики, ни культурой цивилизованного политического спора, не в состоянии должным образом воспользоваться новыми телевизионными возможностями.

Проведение дебатов сопряжено с рядом проблем. Одна из наиболее острых - отказ кандидатов от телевизионных встреч с противником «лицом к лицу» (причины - нежелание полемизировать с противниками перед миллионной аудиторией, большое количество партий, участвующих в выборах, что затрудняет выработку критериев отбора участников теледебатов). В некоторых странах эта проблема регулируется законодательно (например, в Украине существует закон, обязывающий кандидатов участвовать в предвыборных дебатах). Неявка на дебаты всегда вызывает неодобрение избирателей и, как правило, резкую критику средств массовой информации. Кроме того, существуют прецеденты негласных санкций по отношению к «дезертирам». Так, в США, где все кандидаты располагают равным временем в телевизионном эфире, кандидат, отказавшийся от участия в дебатах, не может претендовать на дополнительное эфирное время. Общественность также может потребовать от него объяснений причин отказа.

В России отказ от дебатов не наказуем. Однако, согласно избирательному законодательству, не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени кандидаты должны использовать исключительно для проведе-

ния дискуссий, «круглых столов», иных совместных агитационных мероприятий. Но, как свидетельствует опыт избирательных кампаний, кандидаты уклоняются от участия в теледебатах, наблюдаются явные временные перекосы в сторону того или иного участника дебатов.

Другой проблемой является выбор оптимального количества участников дебатов. В дебатах могут принимать участие все зарегистрированные кандидаты. Но очень большое число участников теледебатов может отрицательно повлиять на достижение их основной цели - информирование избирателей. Поэтому целесообразно использовать некоторые критерии отбора. Участников могут определять избиратели (для этого проводится опрос общественного мнения); или кандидатам, желающим участвовать в дебатах, предлагается собрать определенное количество подписей избирателей, можно также исходить из статуса партии или величины финансовых вложений спонсоров.

Еще один спорный вопрос - степень участия общественности. В большинстве случаев участие общественности ограничено номинально или осуществляется через «представителей». Самое главное, чтобы эта общественность действительно представляла интересы большинства избирателей и чтобы задаваемые вопросы (модератором, журналистами, аудиторией в студии, звонящими в студию по телефону) были интересны зрителям. Решить эту проблему можно, привлекая опросы общественного мнения.

Не менее важно определить время, которое будет отводиться для ответов. Практика показывает, что не обязательно давать каждому кандидату одинаковое количество времени для ответа на один и тот же вопрос, важно предоставить всем возможность высказать свои взгляды по основным затрагиваемым вопросам. Следует также определить оптимальное количество раундов дебатов. Проведение серии теледебатов предпочтительнее «одноразовых», так как несколько последовательных дебатов позволяют кандидатам обсудить больший круг вопросов и исправить допущенные ошибки. Однако нецелесообразно проводить более трех раундов, так как чересчур продолжительные дебаты могут снизить интерес к политическим дискуссиям. Сохранить интерес избирателей можно, изменяя форматы дебатов в рамках одной кампании.

В США, где обычно проводятся серии дебатов, их аудитория за месяц уменьшается в среднем на 10% к третьим дебатам. Поэтому телевидение демонстрирует, как правило, не более трех дебатов, даже если проводится больше. Дополнительную информацию зрители получают из политических программ и газет.

Во многих демократических странах теледебаты проводятся под конец предвыборной кампании, а до них неоднократно организуются и проводятся по менее жестким правилам «круглые столы», во время которых кандидаты обмениваются мнениями и отвечают на вопросы ведущего. Таким образом, кандидаты-новички, участвуя в телевизионных дебатах, получают дополнительный шанс.

Кандидаты, решаясь на участие в дебатах, должны быть ориентированы на победу, тщательно подготовиться к изложению своей программы. Важны стиль и манера выступления - предпочтительнее мягкая, интеллигентная, доброжелательная форма общения с избирателями и достаточно жесткое, но соответствующее нормам этики взаимодействие с оппонентами.

Особую значимость в телевизионных дебатах имеет фигура ведущего. Главная задача модератора - управление дискуссией. Ведущий дебатов должен выполнять функции арбитра, обладать умением «держать» большую аудиторию, формировать из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище. Модератор не должен становиться на сторону кого-либо из участников передачи, но имеет право выразить сомнение или ставить под вопрос чье-то мнение.

Избирательные кампании последних лет, лишний раз подтверждают важность работы имиджмейкеров и политтехнологов для создания наиболее благоприятного имиджа политика, отводя на задний план его политические идеи и ценности.

А. А. Кружевникова

Политико-правовые особенности становления малого бизнеса в России

Малый бизнес как историческая форма движения капитала в своем развитии прошел несколько этапов. На первом этапе в конце XVIII века -начале XIX в., возникнув на базе ремесленного производства, промыслов, торговых и посреднических операций, малый бизнес мало чем отличался от среднего и крупного бизнеса. Более того, он часто являлся историческим предшественников последних.

На втором этапе, начиная с конца XIX - начала XX в., в эволюции малого бизнеса наступает качественный перелом, связанный с развитием предметной, затем подетальной специализации на базе машинного производства. Для последнего характерна неравномерность процесса механизации, особенно в развитии основного и вспомогательного производства. Это в свою очередь вызвало необходимость выделения малых предприятий с завершенным циклом для выполнения вспомогательных функций (производство запчастей, оснастки, складских и транспортных работ и т. д.).

В советские годы, после завершения периода НЭПа, малый бизнес стал рассматриваться как элемент частного производства, противоречащий осуществляемому курсу на всеобщее обобществление, это нашло отражение в системе мер по ограничению развития и дальнейшему исключению данного сектора экономики. Лишь в Конституции СССР 1977 84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.