Габдуллина Н. Н.
ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОМ РЕКЛАМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
20.2. ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В 2010 ГОДУ
Габдуллина Неля Наилевна, аспирантка. Факультет «иностранных языков и регионоведения»
Место учебы: Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова
Аннотация: Целью написания данного исследования является изучение генезиса, связанного с изменением направленности и качественных характеристик современной рекламы в Великобритании на материалах выборов 2010 года. Ставится задача определения степени применимости элементов политической рекламы Великобритании в избирательной системе Российской Федерации с учетом ее менталитета.
В работе использованы материалы отечественных и иностранных источников посвященных политической рекламе как средства достижения политических интересов кандидатов на выборные должности в Великобритании применительно к указанным выборам. При этом приводится сравнение с предыдущими парламентскими выборами, имевшими место в этой стране в 2005 году.
Соответственно использовалась в основном методология сравнения применительно к организации выборных кампаний и осуществления новых приемов политической рекламы с учетом совершенствования системы Интернет и электронных технологий. Также обращается внимание на особенности британской избирательной практики и менталитета электората.
В результате приводится авторский вывод о большей приемлемости эффективности совокупности рекламных приемов, используемых, примерно в равных по степени эффективности соотношениях в интернет-технологиях и телевидении.
В статье использовались помимо научных работ, также материалы интернет-ресурсов. Все это подверглось авторскому обсуждению и обобщению с приведением соответствующих выводов, которые, по мнению автора, могут иметь практическое значение по совершенствованию избирательной кампании в Российской Федерации
Ключевые слова: Интернет, имидж, коммуникация, парламентские выборы, персональный сайт, политическая реклама, политическая борьба, социальные сайты, рекламное сообщение, электорат
DYNAMICS OF MODERN POLITICAL ADVERTISING IN THE UK ON THE MATERIAL OF THE PARLIAMENTARY ELECTIONS IN 2010
Gabdullina Nelia Nailevna, Graduate student of Department of "Foreign Languages and Area"
Study place: Moscow State University named after M.V. Lomonosov
Annotation: The purpose of writing this study is the study of Genesis, associated with the change in the direction and quality characteristics of modern advertising in the UK on the materials of
the 2010 elections. The goal is to determine the degree of applicability of the elements of political advertising in the UK electoral system of the Russian Federation in view of its mentality.
In the article we used the materials of domestic and foreign sources devoted to political advertising as a means of achieving political interests of candidates for elective office in the UK for these elections. This compares with the previous parliamentary election that took place in that country in 2005.
Respectively, were used mainly methodology of comparison in relation to the organization of election campaigns and the implementation of new methods of political advertising based on the improvement of the Internet and electronic technology. Also draws attention to the peculiarities of the British electoral practices and mentality of the electorate.
The result is given, the author concluded greater acceptability of the effectiveness of the aggregate advertising techniques used in approximately equal efficiency ratios in Internet technologies, and television.
The article was used in addition to scientific works, the materials of the Internet-resources. All this has been the author's discussion and synthesis with bringing the relevant conclusions, which, according to the author, can be of practical significance for improvement of the election campaign in the Russian Federation
Keywords: Internet, image, communication, parliamentary elections, personal site, political advertising, political struggle, social sites, advertising message, the electorate
Под политической рекламой понимается форма политической коммуникации и адресное воздействие на электорат в условиях выбора, проводимые, как правило, в лаконичной оригинальной форме, в легко запоминающемся содержании политического рекламного сообщения.
Политическая реклама призвана отразить сущность политической платформы определенных политических сил, настраивая электорат на поддержку этих сил с формированием и внедрением в массовое сознание определенных представлений о характеризующихся данных политических партий или движений, стремящихся заручиться поддержкой избирателей, создавая при этом психологическую установку на голосование.
С точки зрения коммуникативных элементов сущность политической рекламы состоит в установлении контакта между обладателями власти или претендентами на их место и основной массой избирателей, образуя между ними адресную связь, посредством доступной для их восприятии языковой и знаковой системы.
Тем самым политическая реклама может быть своего рода медиатором образов, символов, мифов в отношении того или иного претендента на выборные должности и его группировки. При этом, одной из задач политической рекламы являются мероприятия по доведению рекламной политической информации в отношении своей партии, кандидата, его преимущества перед конкурентами, выделяя при этом собственный объект из других. Поэтому в отношении политической рекламы следует выделять ее идеологическую и социально - ориентирующую функцию.
Политическая реклама имеет своей целью побуждение избирателей на участие в политических процессах, преимущественно, посредством выборов.
Предметом политической рекламы является партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т.д.
Политическая организация или определенный политический деятель является субъектом политической
251
Бизнес в законе
3’2014
рекламы. Объектами политического рекламного воздействия являются избиратели, определяющие для себя выбор, который предстоит им сделать, подтвердив свою политическую ориентацию.
В силу различия психологических характеристик электората политическая реклама имеет в своем арсенале как рациональные, так и эмоциональные способы воздействия на аудиторию. Эти способы ориентируют ее на не всегда осознаваемые реакции, используя при этом, помимо средств вербальных, наглядно-изобразительные и акустические средства.
Одним из центральных понятий политической рекламы является образ, или имидж кандидата. При этом образ кандидата является предельно опрощенным и идеализированным в сравнении с оригиналом. Порой подчеркивается его специфичность и оригинальность1.
К основным понятиям политической рекламы относятся качественные характеристики кандидата, предвыборный маркетинг с ограниченным рынком конкурентов, то есть, политическая реклама является своеобразным коммуникативным процессом политического маркетинга на базе всех его дополнительных компонентов.
Политическая реклама в Великобритании имеет особенности, которые связываются с ее длительным периодом истории парламентаризма, что сформировало свои правила и стиль. Согласно общему мнению, практически все, что предпринимают британские политики, представляет собой политическую рекламу.
Так, премьер Д. Камерон после выступления в ООН принимал участие в программе The Late Show with David Letterman телеканала CBS. При этом политик, не зная ответов на все вопросы, импонировал аудиторию своим юмором, о чем появились репортажи в британских средствах массовой информации2.
Среди особенностей британской политической рекламы следует отметить запрет платной политической рекламы. Во время избирательных кампаний ведущие партии наделены правом на короткое бесплатное эфирное время, которое, как правило, презентуется в форме прямого обращения политиков или в виде запоминающихся политических рекламных роликов. В отличие от рекламы в телевидении, политическая реклама в газетах или на улицах не ограничивается ни по времени, ни по месту, ни по финансовым вложениям.
Типовая парламентская избирательная кампания предполагает затраты кандидата на избирательную кампанию в размере до 25 тысяч фунтов плюс 7 пенсов на каждого потенциального избирателя в округе. При этом, в обязанности кандидата входит доведение до сведения информации об источниках финансирования своей избирательной кампании. Пожертвования на сумму более 50 фунтов обязательно документируется в форме чеков квитанций и пр. Все партийные финансовые поступления и затраты должны быть проконтролированы и проверены. Участвующие в выборах партии декларируют свои финансовые вложения в Избирательную комиссию с обязательной периодической публикацией отчетов о расходах и поступлениях. Превышение пожертвований на сумму 7500 фунтов должно быть зарегистрировано и документировано с указанием имени жертвующего субъекта.
1 Лисовский С.Ф. Политическая реклама // http://advesti.ru/pubNsh/osn/200405_poNt/
2 Особенности политической рекламы в Британии //http://www.advertology.ru/article109481 .htm
Политическая реклама в Великобритании характеризуется некоторым отвлеченным ироническим стилем, что характерно для северной сдержанности нации. Так, в отличие от кричащей самопрезентации американских кандидатов и наивно эмоциональных избирателей британский электорат не отличается прямолинейностью, и в некоторой степени невозмутим, что отражается на содержании политической рекламы, которая не столь откровенная и в большей степени ироничная, в силу менталитета нации, на который пытаются воздействовать рекламодатели. Исторические и культурологические условия оказывают существенное влияние на формирование рекламных коммуникаций, и этот процесс имеет относительную зависимость, как от культурных, так и технологических факторов в Великобритании.
Современная ситуация политических рекламных кампаний связывается с процессом перехода к новому этапу, характеризующимся широким проникновением электронных СМИ от радио и телевидения к повсеместному распространению системы Интернет и связанных с ним интерактивных СМИ. Происходит перемещение политической борьбы в виртуальное пространство, создаваемое всевозможными символами, знаками симулякрами, что порой лишает избирателей определить содержательную сторону и смысл стратегических целей рекламируемых политических лидеров.
Указанная трансформация привела к существенным изменениям в виртуальном пространстве СМИ, а именно в форме направленности на точечную работу в политической сфере. На национальном уровне происходит расширение воздействия Сети при сохранении существенного влияния телевидения. Тем самым на периферии оказываются печатные средства массовой информации. На образно-вербальном уровне идет широкое создание симуляктров, создающих иные искусственные потребности3. Следствием этого является медиация политический действительности Великобритании, при которой политическая социология становится механическим инструментом политической деятельности. Публикация рейтингов и опросов конструирует необходимую социальную сферу, что становится значимым манипуляционным элементом избирательной политики в виртуальном пространстве.
Тем не менее, телевидение продолжает оставаться наиболее влиятельным СМИ, которое в состоянии оказывать значительное воздействие на политическую жизнь. Постоянный интерес вызывает такая форма политической рекламы на телевидении как теледебаты.
В последние несколько десятилетий в Великобритании активно идет процесс медиатизации политики посредством распространения медийного поля на поле политическое4. Тем самым политическое пространство перемещается в пространство СМИ.
Бесспорно, телевидение в свое время существенно расширило следящее за политикой публичное сообщество, что способствовало формированию определенных рекламных политических символов. Само содержание слова «политика» подверглось переопределению, поскольку политика традиционного типа в
3 Бодрийяр. Ж. Симулякры и симуляция. - Тула. - 2013.
4 Бабкина О.Е. Политические лидеры и СМИ в современной Великобритании: социальные проблемы политической коммуникации : Дис. ... канд. социол. наук : 23.00.02 : М., 2005 // http://www.dslib.net/poNt-instituty/poNticheskie-Ndery-i-smi-v-sovremennoj-velikobritanii-socialnye-problemy.html
252
Габдуллина Н. Н.
ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОМ РЕКЛАМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
форме партийных ячеек, которые вызывали интерес лишь у политических активистов, заменило иное представление о политике, слагающееся из силы знаков и символов, служащих объектами для заинтересованности наиболее широкого круга избирателей. Существенное изменение политики представилось в виде наглядной конкуренции политиков, осуществляемой по спортивным шаблонам. Постоянное изменение и обновление форм и режиссерской постановки в большей степени был направлено на зрелищные предпочтения электората, и в силу этого политики стали известными не меньше, чем звезды спорта или кино.
Телевидение поставило рекламирование политических лидеров и их программ в новую ситуацию, поскольку логика СМИ и поиск максимального количества зрителей побуждает рекламировать свои политические предпочтения перед самой разнородной публикой, где основная часть не имеет особых интересов, руководствуясь преставлениями неполитического характера. Подобная ситуация свойственна практически всем государствам, где СМИ играют важную роль. Так, на Украине одна из провинциальных избирательниц заявила, что проголосовала за Ю. Тимошенко, потому, что «она красивая».
Таким образом, знакомые символы порой формируют фальшивый авторитет лидеров, при которых реальная профессиональность отходит на второй план.
Существенным аспектом является воздействие телевизионных дуэлей между политиками. Таковые представляются политическими комментаторами, как потенциальные ресурсы, которые позволят изменить их рейтинг5.
Современные коммуникационные средства преобразовали как функции, так и содержание политической деятельности, изменив социальные качества, необходимые для ее успеха, такие как: авторитет политика, мнение о нем населения - все это заменилось производством публичного имиджа, который разрабатывают специалисты по современным методам политической рекламы. Поэтому завоевание публики (помимо представления действительных деловых и политических качеств) следует проводить посредством использования знаков и символов.
Применительно к политической рекламе Великобритании следует обратить внимание на персональные политические сайты в интернет- пространстве страны как одной из новых форм политической рекламы.
Появление современной медиа-коммуникации Великобритании определяет формирование новой электронно-компьютерной разновидности политического дискурса в сфере политико-властных отношений6.
В информационном пространстве Великобритании персональный политический сайт является одной из эффективных форм политической рекламы и публичной коммуникации, где основанными характерными признаками являются четкое тематическое структурирование, особое лексико-семантическое и стилистическое оформление, обязательная положительная субъ-
5 См.: Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М. - 2004
6 Морозова О.Н. Политический рекламный дискурс в интернет-
пространстве Великобритании (на материале персональных сайтов членов парламента). Автореферат дисс. канд. филологический наук. - СПб. - 2012 // http://dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsii1/a309.php
ективная оценка в рамках актуализации коммуникативно-прагматической установки7.
Содержание персонального политического сайта обусловлено общей рекламной идеей, реализуемой в качестве концептуальной доминанты, представляемого на сайте политика, задающая формирование общественного мнения посредством воспроизведения процессов жизни общества.
Бурный всплеск сетевых технологий в Великобритании пришелся на 90-е годы, что повлекло существенное расширение аудитории Интернета. Это, в свою очередь, привлекло внимание британских политических деятелей к новому способу связи с избирателями. Причем, особую значимость Интернет определил в своей способности создания своего рода общественного маркера, позволившего политикам продвинуться в своей политической карьере. Поэтому в настоящее время представительство партий в Сети Великобритании является составной частью их общения с избирателями.
Политическая реклама посредством сетевых технологий характеризуется выраженными схематичными и шаблонными построениями, стереотипными вербальными моделями, определяясь социальнополитическими эталонами и политической стратегией.
Для политической рекламы в Интернете необходимо учитывать направленность типа аудитории. Для проведения рекламной кампании в Великобритании посредством интернет-технологий следует учитывать различие в мотивационной деятельности электората. Это следует учитывать, поскольку Интернет является новой специфической формой, мотивационно широкой сферой деятельности аудитории.
В пространстве Интернета Великобритании политическая реклама завоевывает все большую популярность, становясь эффективным инструментом управления аудиторией, при котором информирование составляет функциональное единство с воздействием и побуждением к планируемой активности избирателя. Основными признаками современной политической рекламы Великобритании становится интерактивность с ориентацией на диалоговую модель коммуникативного воздействия, надлежащее использование виртуального общения.
В настоящее время Интернет является основным инструментом политической рекламы в британском обществе, так как большинство граждан страны, для которых Интернет представляет собой неограниченный по времени и месту доступ информации, предпочитают его другим источникам получения о кандидатах дополнительной информации.
Обзор исследований в этой области позволяет сделать вывод о формировании набора нетипичных жанров виртуальной коммуникации, обладающих собственными особенностями, таких, как дискуссионные группы, чаты, форумы, конференции, блоги, где идет общение одновременно многих пользователей. К этому добавляются письма электронной почты, рассылки, электронные библиотеки, образовательные программы, развлекательные жанры, корпоративные сайты, персональные страницы.
Основное преимущество британских сайтов состоит в том, что те могут концентрировать различного харак-
7 Там же.
253
Бизнес в законе
3’2014
тера интернет-технологии, превращаясь, таким образом, в объединенный информационный ресурс.
В итоге, в информационном пространстве Великобритании рождается новый тип политического дискурса, позволяющий сформировать определенные социально-политические образы при помощи различных современных технологий.
Политическая реклама получает свою актуализацию в рамках также персонального сайта, как совокупность определенных рекламных сообщений, широко используемых в области публичной коммуникации. Все это рекламирует партию, политических деятелей, политические организации и их программы. Главной задачей здесь является выполнение цели самопрезентации и идентификации, как личности, так и партии в целях привлечения симпатий электората.
Касательно досрочных выборов 2010 года, не было до конца ясно, кто станет победителем, поскольку в политическую борьбу возвратилась Либеральнодемократическая партия во главе с Н. Клеггом, оказавшимся яркой фигурой британской политической жизни8
И здесь выборы наглядно продемонстрировали элементы столкновения реальной и виртуальной политики, особенно явно выявив процесс обширного плюрализма политической реальности. Политические лидеры с помощью СМИ могут формировать доминирующие потребности, обеспечивая приоритет одной реальности над другими проблемами.
Парламентские выборы в Великобритании 2010 г. были проведены 6 мая. 306 депутатских мандатов получила Консервативная партия, 258 — Лейбористская партия, 57 — Либеральные демократы. 28 мест получили остальные партии. По итогам выборов ни одна из партий не стала обладать большинством в Палате общин и потому не имела возможности сформировать однопартийное правительство, что требовало проведения сложных переговоров в целях создания коалиции. Значительно вырос рейтинг либеральных демократов9. Это объясняется удачным выступлением Клегга на теледебатах состоявшихся 15 апреля где 70% участников опроса определили его как наиболее впечатляющее. Клегг показался избирателям наиболее честным, сильным и харизматичным.
В то же время на первом месте оказалась Консервативная партия.
В отношении рассматриваемых выборов следует обратить внимание на то, что несмотря на современные интернет-технологии, роль телевидения все еще остается едва ли не решающей. В основном, это касается теледебатов, которые проходили в три этапа.
Первый раунд состоялся 15 апреля и был посвящен вопросам внутренней политики. 22 апреля обсуждались проблемы международной политики. Заключительные теледебаты состоялись 30 апреля и были
10
посвящены вопросам экономики .
Теледебаты остаются наиболее популярным способом политической рекламы. По данным телевизион-
ных рейтингов Guardian, популярность теледебатов
избирательной кампании сравнимы с популярностью
11
сериалов и реалити-шоу .
К этому следует добавить некоторые «хитрости» со стороны телевидения, которые следует учитывать британским политикам и требуют от них осторожности. Так, премьер-министр Г.Браун во время предвыборной кампании неосторожно высказался негативно в адрес пожилой избирательницы после беседы с ней, и его реплики были высказаны в момент, когда микрофон передающего телеканала, умышленно или случайно, оставался включенным, что стало достоянием избира-телей11 12
Кампания 2010 года отличалась активным использованием социальных сайтов.
На выборах 2005 года социальные сайты еще не были широко популярными. Еще мало кто знал о Facebook и не был изобретен Twitter. YouTube существовал пока несколько месяцев. В зачаточном состоянии были блоги. Блогерам предстояло еще наращивать свой опыт. Электронная почта широко использовалась, но Интернет еще не стал инструментом политической рекламы.
Выборы 2010 года показали насколько изменился мир, поскольку результаты выборов стали уязвимы перед непредсказуемыми публикациями в Интернете. Политические лидеры стали использовать современные технологии с целью доведения своих рекламных политических сообщений к максимально широкой аудитории. Все партии Великобритании стали уделять существенное внимание Интернету как значимому инструменту влияния на реальную политику и проводнику политической рекламы. Современные технологии резко осложнили информационные потоки, а армии политических блогеров были в состоянии сорвать самые разработанные планы кандидатов.
Д. Камерон, начав свою избирательную кампанию, предупредил тысячи своих последователей с помощью обновлений на Facebook и Twitter, в которых появилась Интернет-ссылка на фильм, подготовленный для YouTube и ссылка на полный текст речи, который можно скачать на свой ноутбук, или мобильный телефон. Так политические блоггеры были проинформированы перед публикацией своего оперативного анализа в Интернете13.
Электронные технологии уже являются объектом политических обещаний кандидатов. Так, Г. Браун в качестве одного из предвыборных обещаний заявил о предстоящем подключении каждого жителя страны к сверхбыстрому широкополосному Интернету, а также создании единого портала государственных услуг, который бы позволил жителям страны управлять пенсионными сбережениями, оплачивать налоги, подавать заявления на работу. По мнению партии лейбористов, распространение широкополосного Интернета будет способствовать развитию торговли, удешевлению и повышению качества государственных услуг.
Также лейбористы выступили с инициативой проведения двухметабитного интернет канала, а Консерва-
8 Ханбеков Р. Парламентские выборы Великобритании в 2010 году // http://politobzor.net/584-parlamentskie-vybory-velikobritanii-v-2010-godu.html
9 Лидер либерал-демократов стал самым популярным британским политиком со времен Черчилля. Лента.ру // http://lenta.ru/news/2010/04/18/clegg/
10 Пахомова Е. Первые британские предвыборные дебаты: правящая партия упустила шанс // РИА Новости http://ria.ru/world/20100430/228443767.html#ixzz2ygCHeWJD
11 Пахомова Е. Предвыборные теледебаты в Великобритании стали популярнее сериалов // РИА Новости http://ria.ru/world/20100416/223111266.html#ixzz2ygDY9mqD
12 Смотров А. Браун "покаялся в грехе" за нелестные ремарки в адрес избирательницы // РИА Новости http://ria.ru/society/20100428/227892854.html#ixzz2ygD31XQb
13 Блоггеры Великобритании на выборах 2010 http://www.strogo.ru/glavnoe/2010/g0103-1 .html
254
Габдуллина Н. Н.
ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОМ РЕКЛАМЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
тивная партия к 2017 году пообещала 100-мегабитный интернет.
Таким образом, подводя итоги исследования, приходим к выводу о том, что, в силу развития новых электронных технологий, в динамике современной политической рекламы происходит перемещение политической борьбы из традиционных СМИ в виртуальное пространство, что порой лишает избирателей определить содержательную сторону и смысл стратегических целей рекламируемых политических лидеров.
Однако, телевидение продолжает оставаться наиболее влиятельным СМИ, которое в состоянии оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, поставив рекламирование политических лидеров и их программ в новую ситуацию, поскольку логика СМИ и поиск максимального количества зрителей побуждает рекламировать свои политические предпочтения перед самой разнородной публикой, где основная часть не имеет особых интересов, руководствуясь преставлениями неполитического характера.
Современная политическая реклама в Великобритании завоевывает все большую популярность в пространстве Интернета, становясь эффективным инструментом управления аудиторией, при котором информирование составляет функциональное единство с воздействием и побуждением к планируемой активности избирателя. Основными ее признаками становятся:
- интерактивность, с ориентацией на диалоговую модель коммуникативного воздействия;
- надлежащее использование виртуального общения (в том числе посредством персонального сайта) как совокупности определенных рекламных сообщений, широко используемых в области публичной коммуникации, где главной задачей является выполнение цели самопрезентации и идентификации как личности, так и партии, в целях привлечения симпатий электората.
Кампания парламентских выборов в Великобритании 2010 года в сравнении с выборами 2005 года отличалась активным использованием социальных сайтов, поскольку в предыдущий период социальные сайты не были совершенными, а Интернет еще не стал инструментом политической рекламы.
Выборы 2010 года показали насколько изменился мир, поскольку результаты выборов стали уязвимы перед непредсказуемыми публикациями в Интернете. Политические лидеры стали использовать современные технологии с целью доведения своих рекламных политических сообщений к максимально широкой аудитории. Все партии Великобритании стали уделять существенное внимание Интернету как значимому инструменту влияния на реальную политику и проводнику политической рекламы. Современные технологии резко осложнили информационные потоки, а огромное количество политических блогеров были в состоянии сорвать самые разработанные планы кандидатов.
Тем не менее, несмотря на современные интернеттехнологии, роль телевидения все еще значима в силу широкой популярности политических теледебатов, как одного из эффективных средств политической рекламы и политической конкуренции, нередко имеющих решающее значение для презентации преимуществ политических лидеров.
Таким образом можно сделать вывод, что характерным признаком современной политической рекламы в Великобритании является совокупность рекламных
приемов, используемых, примерно в равных по степени эффективности соотношениях в интернеттехнологиях и телевидении.
Список литературы:
1. Бабкина О.Е. Политические лидеры и СМИ в современной Великобритании: социальные проблемы политической коммуникации : Дисс. ... канд. социол. наук : 23.00.02 : М., 2005 // http://www.dslib.net/polit-instituty/politicheskie-lidery-i-smi-v-sovremennoj-velikobritanii-socialnye-problemy.html
2. Блоггеры Великобритании на выборах 2010 http://www.strogo.ru/glavnoe/2010/g0103-1 .html
3. Бодрийяр. Ж. Симулякры и симуляция. - Тула. - 2013.
4. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М. - 2004
5. Лидер либерал-демократов стал самым популярным британским политиком со времен Черчилля. Лента.ру // http://lenta.ru/news/2010/04/18/clegg/
6. Лисовский С.Ф. Политическая реклама //
http://advesti. ru/pu bl ish/osn/200405_polit/
7. Морозова О.Н. Политический рекламный дискурс в ин-
тернет-пространстве Великобритании (на материале персональных сайтов членов парламента). Автореферат дисс. канд. филологический наук. - СПб. - 2012 //
http://dissers.ru/avtoreferati-doktorskih-dissertatsii1/a309.php
8. Особенности политической рекламы в Британии //htt p://www. advertology.ru/article109481.htm
9. Пахомова Е. Первые британские предвыборные дебаты:
правящая партия упустила шанс // РИА Новости
http://ria.ru/world/20100430/228443767.html#ixzz2ygCHeWJD
10. Пахомова Е. Предвыборные теледебаты в Великобритании стали популярнее сериалов // РИА Новости http://ria.ru/world/20100416/223111266.html#ixzz2ygDY9mqD
11. Смотров А. Браун "покаялся в грехе" за нелестные ремарки в адрес избирательницы // РИА Новости
http://ria. ru/society/20100428/227892854. html#ixzz2yg D31XQb
12. Ханбеков Р. Парламентские выборы Великобритании в 2010 году // http://politobzor.net/584-parlamentskie-vybory-velikobritanii-v-2010-godu.html
13. Саитова Н.Н. Динамика современной политической рекламы в России на материале президентских выборов в 2012 году // Журн. Пробелы в Российском законодательст-ве.2013.№2. С.266
14. Великоклад М.Ю. Реклама, прямо запрещенная законом, как вид ненадлежащей рекламы // Журн. Бизнес в законе. 2012.№2,2012. C 110.
Статья прошла проверку на уникальность с помощью программы http://www.etxt.ru/. Результат 88%
255