А.Н. Комаров
КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ КАНАДЫ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩИХ ВЫБОРОВ 2008 г.
Цель статьи - проанализировать подготовку Консервативной партии Канады к всеобщим выборам 2008 г. В статье уделяется внимание предвыборной платформе консерваторов, их участию в теледебатах, особенностям их избирательной кампании, выступлениям накануне всеобщих выборов, партийному финансированию. Объектом анализа автора является также общественно-политическая ситуация, сложившаяся в Канаде к моменту проведения всеобщих выборов 2008 г.
Ключевые слова: С. Харпер, С. Дион, «правительство меньшинства», Д. Лейтон, Ж. Дюсепп, парламентские выборы.
Проведение досрочных парламентских выборов в октябре 2008 г. в Канаде было связано с рядом обстоятельств, принципиально важных для консерваторов. Во-первых, на всеобщих выборах в январе 2006 г. Консервативная партия Канады не получила абсолютного большинства мест в Палате общин, что закономерно поставило перед ней задачу достижения желаемой цели в случае формирования для этого благоприятных условий.
Во-вторых, впервые в истории Канады правительство меньшинства во главе со С. Харпером находилось у власти уже более двух лет, что само по себе давало лидеру консерваторов соответствующий повод для оптимизма относительно будущего его партии. До этого ни одно из консервативных или либеральных «правительств меньшинства» не сумело продержаться у власти в течение такого периода времени.
© Комаров А.Н., 2012
А.Н. Комаров
В-третьих, продолжались расследования комиссии Дж. Гомери, которая выявила злоупотребления в расходовании государственных средств, выделенных на пропаганду идеи канадского единства и федерализма в провинции Квебек в период нахождения у власти либеральных кабинетов Ж. Кретьена и П. Мартина. Это, в свою очередь, накладывало негативный отпечаток на политический имидж либералов, что особенно остро воспринималось канадскими избирателями.
В-четвертых, нахождение у власти консервативного кабинета С. Харпера в 2006-2008 гг. ознаменовалось довольно прочной экономической конъюнктурой, так как последствия глобального экономического кризиса на тот момент еще явно не ощущались в стране. Кроме того, правительство С. Харпера приняло решение об увеличении федеральных трансфертов регионам на социальные нужды, уделяя также особое внимание мерам по поддержке высшего образования, научно-инновационной деятельности и государственной страховой медицины.
В-пятых, немаловажную роль сыграли харизма и лидерские качества премьер-министра С. Харпера, которые давали ему преимущество перед С. Дионом, Ж. Дюсеппом, Д. Лейтоном и Э. Мэй. Как отмечали канадские ученые Дж. Памметт и К. Дорнан, «С. Харпер воспринял свою новую политическую роль премьер-министра с такой уверенностью и спокойствием, что казалось удивительным, что перед нами тот же самый политик, который еще недавно являлся агрессивным молодым лидером оппозиции. Появившаяся в нем уверенность была заметна во время его появления в парламенте, где выдвигаемая им политическая стратегия была заранее определена продуманной им тактикой. Отмечая произошедшие в нем перемены, сочетаемые с его стремлением провести через парламент необходимые ему решения, даже критики характеризовали С. Хар-пера как тактически мудрого лидера. Представляя правительство и свою собственную партию как на международной арене, так и внутри страны, С. Харпер отчетливо продемонстрировал, что ему значительно больше пришелся по душе пост премьер-министра, нежели лидера оппозиции»1.
Учитывая все вышеупомянутое и надеясь таким образом воспользоваться рядом позитивных для консерваторов факторов, С. Харпер обратился к генерал-губернатору Канады с предложением о роспуске нижней палаты парламента, которое и было, соответственно, удовлетворено. Дата парламентских выборов была определена 14 октября 2008 г. вместо планировавшегося ранее 19 октября 2009 г.
Консервативная партия Канады..
Вся избирательная кампания консерваторов была тщательным образом продумана и проводилась поэтапно. Понимая, что вопрос завоевания абсолютного большинства мест в Палате общин является злободневным, консерваторы уже, по сути дела, начали подготовку к будущим всеобщим выборам фактически с их победы на предыдущих в 2006 г.
Доказательством этому послужила серия телевизионных роликов, направленных против основного конкурента консерваторов -лидера Либеральной партии С. Диона, избранного на этот пост в декабре 2006 г. Смысл телевизионной рекламы состоял в показе С. Диона слабым, некомпетентным лидером, неспособным принимать ответственные решения. По мнению Дж. Паметта и К. Дор-нана, консерваторы отдавали себе отчет в том, насколько грамотно спланированная телевизионная агрессивная рекламная кампания, направленная личностно против того или иного кандидата в премьер-министры, может изменить мнение избирателя о нем в негативную сторону. Консерваторы учли опыт самих либералов, успешно проводивших в свое время подобную кампанию против лидера Партии Реформ П. Мэннинга, руководителя Канадского альянса С. Дэя и самого С. Харпера во время избирательной кампании 2004 г.2
Уже 28 января 2007 г. консерваторы выпустили первую серию из трех телевизионных роликов, направленных против С. Диона. Ролики показывали партийный конвент Либеральной партии, на котором происходила процедура избрания лидера, и двух потенциальных кандидатов на этот пост, беседующих между собой - М. Игнатьева и С. Диона. На справедливый упрек М. Игнатьева в том, что либералам не удалось ограничить эмиссию углекислого газа в соответствии с подписанным Канадой Киотским протоколом, С. Дион отвечал: «Вы не знаете, о чем Вы говорите. Вы думаете, что это так просто - расставить приоритеты?» Помимо обвинения С. Диона в непрофессионализме, ролики демонстрировали разногласия внутри самой Либеральной партии, а также языковые трудности лидера либералов в плане его английского произношения3.
29 мая 2007 г. очередные рекламные ролики консерваторов вышли под лозунгом: «С. Дион не является лидером», также характеризуя негативно лидера либералов с точки зрения его будущего в качестве премьер-министра4.
В начале лета 2008 г. новая волна рекламных роликов консерваторов высмеивала план «зеленого поворота» С. Диона, подразумевающий введение налога для компаний, производящих продукцию
А.Н. Комаров
с большими выбросами углекислого газа. Политическая реклама консерваторов обыгрывала негативный для либералов заголовок: «Налоговый трюк С. Диона». Периодически появляясь в телевизионном эфире в течение всего лета, ролики способствовали росту негативного отношения избирателей к предвыборной инициативе лидера либералов5.
По мере того как популярность С. Диона среди электората стала падать, а также в связи с приближением даты всеобщих выборов консерваторы в телевизионной рекламе сделали упор на профессионализм, надежность, компетентность С. Харпера как будущего премьер-министра. Семь рекламных роликов консерваторов появились в эфире под названием: «Дома с С. Харпером», показывая его беседующим с избирателем в спокойной манере о семейных ценностях, патриотизме и своих обязанностях премьер-министра. В рекламе было подчеркнуто, что, голосуя за С. Харпера, электорат выбирает свое безопасное будущее, в то время как, выбирая С. Ди-она, избиратели идут на риск6.
Помимо политической рекламы, направленной против либералов, консерваторы выпустили рекламный телевизионный ролик, направленный против Квебекского блока и его лидера Ж. Дюссепа. Выходя в эфире в Квебеке, данная реклама стремилась убедить квебекского избирателя в том, что голосование за Квебекский блок в течение последних пятнадцати лет начиная с 1993 г. является не более чем потерей времени и ошибкой. По мнению консерваторов, только их партия реально отвечает интересам квебекских избирателей. Во многом, с их точки зрения, это подтверждает и парламентская резолюция, инициированная правительством С. Харпера, принятая в 2006 г. и признающая Квебек нацией в составе единой федерации7.
Ряд телевизионных роликов был направлен и на привлечение женской целевой аудитории представителей среднего класса, традиционно отдающих свои голоса НДП и либералам.
В результате, по опросам общественного мнения, консерваторы уже к середине сентября 2008 г. опережали либералов более чем на 12,8 %, а реклама консерваторов была более заметна, чем телевизионные и радиоролики их политических оппонентов.
Составной частью избирательной кампании консерваторов, помимо вышеупомянутой политической рекламы, явились предвыборные поездки С. Харпера по стране, где происходило его живое и непосредственное общение с канадскими избирателями. Лидер консерваторов проделал путь в 48 840 километров вместе со своими
Консервативная партия Канады..
помощниками и консультантами - М. Лебретоном, Б. Карсоном, Д. Судасом, К. Стюарт-Олсон, К. Тенеком. Для передвижения по стране консерваторами были арендованы аэробус 319, принадлежащий авиакампании Air Canada, а также два комфортабельных автобуса, использованных ими для поездок исключительно в провинции Онтарио и Квебек8.
Первая неделя избирательной кампании консерваторов была посвящена посещениям С. Харпера провинций Квебек, Британская Колумбия, Онтарио и Саскачеван. Целью поездки лидера консерваторов в Квебек явилось расширение популярности его партии среди квебекских избирателей. В то же время выступления С. Харпера в Квебеке явились не совсем удачными. Критикуя Квебекский блок за его политическую неэффективность и вообще в целом характеризуя роль Квебека в составе канадской федерации, С. Хар-пер затронул сложный вопрос, связанный с самобытностью этой провинции. Это было сразу же воспринято лидером Квебекского блока Ж. Дюссепом как непонимание со стороны консерваторов исторических традиций и ценностей провинции9.
В Саскачеване С. Харпер выступил против плана «зеленого поворота» С. Диона, который, по его мнению, приведет к нарушениям в экономике провинции. В Британской Колумбии и Онтарио С. Харпер встречался с китайскими иммигрантами, убеждая их, что политика консерваторов будет способствовать их скорейшей адаптации к нормам и установкам канадского общества. Беседуя с избирателями, С. Харпер зачастую достигал успеха, рассказывая им просто и непринужденно о своей семье, домашних заботах, своих служебных обязанностях.
По мере того как росла уверенность С. Харпера в завоевании его партией абсолютного большинства мест в Палате общин, он открыто призвал электорат отдать голоса за консерваторов10.
Предвыборная программа Консервативной партии была основана на двух важных составляющих: лидерских качествах С. Харпе-ра и демонстрации профессионального опыта консерваторов, более двух лет находящихся у власти, и, соответственно, управляющих страной, и не допустивших каких-либо серьезных стратегических просчетов. Поэтому документ был представлен как единственно возможный среди программ других партий вариант, предлагающий реалистическую и прагматическую программу действий на ближайшее будущее. Предвыборный манифест консерваторов состоял из 41 страницы и 22 фотографий лидера партии - девяти в одиночку, трех - вместе с собственной семьей, шести - с посторонними
А.Н. Комаров
семьями и детьми и тремя остальными, на которых С. Харпер беседовал с рабочими, иммигрантами, домовладельцами. Смысл заключался в лояльности лидера консерваторов к различным категориям населения. Показательным в манифесте явилось отсутствие в нем фотографий и информации о других деятелях Консервативной партии, помимо ее лидера11.
Платформа консерваторов включала в себя пять основных положений. Первое из них было посвящено стоимости и качеству жизни. Было объявлено, что на эти цели консерваторы выделяют 1,7 млрд канадских долларов. В категории населения, которым оказывалась федеральная помощь, были включены пенсионеры, домовладельцы, нуждающиеся семьи12.
Второе положение платформы консерваторов касалось поддержки ими деятельности малого и среднего бизнеса (выделялось 60 млн канад. долл.), фермерства (100 млн канад. долл.), регионального развития страны (185 млн канад. долл.), туризма (200 млн канад. долл.) и т. д.13
Третий раздел предвыборной программы консерваторов касался финансирования культуры. На эти цели предполагалось выделить около 155 млн канад. долл.14 Данная проблема явилась довольно значимой для избирательной кампании консерваторов и всего канадского общества, так как накануне всеобщих выборов 2008 г. неоднократно звучали заявления С. Харпера о том, что государственные ассигнования на культурную сферу будут существенно сокращены. С точки зрения правящей Консервативной партии, сокращение бюджетных ассигнований на цели культуры на 45 млн канад. долл. является правильным в соответствии с проводимой политикой эффективного расходования государственных средств15.
В двух следующих положениях программы консерваторы выделяли 50 млн канад. долл. на поддержку здравоохранения и 15 млн канад. долл. на сохранение окружающей среды16. Программа консерваторов была озвучена ими поступательно в течение всего периода их избирательной кампании таким образом, чтобы электорат составил о ней свое благоприятное мнение.
Кульминационным моментом предвыборной кампании консерваторов стало участие их лидера С. Харпера в теледебатах, которые имели место на французском языке 1 октября 2008 г., а на английском на следующий день - 2 октября 2008 г.17 Регулярное проведение телевизионных предвыборных дебатов в Канаде в новейшее время свидетельствует о высоком уровне политической культуры в этой стране, ее приверженности принципам демократии, гражданского
Консервативная партия Канады..
общества и правового государства. В теледебатах участвовало пять лидеров основных политических партий в стране - лидер Консервативной партии С. Харпер, лидер Либеральной партии С. Дион, лидер Квебекского блока Ж. Дюсепп, лидер НДП Д. Лейтон и лидер партии «зеленых» Э. Мэй. Проведению теледебатов предшествовала острая дискуссия о том, возможно ли участие в них Э. Мэй, которая, по мнению С. Харпера, Д. Лейтона и Ж. Дюссепа, стала бы поддерживать либералов. Однако после продолжительных обсуждений лидеры НДП, Квебекского блока и Консервативной партии согласились на участие Э. Мэй в телевизионных дебатах18.
Главной темой теледебатов на французском и английском языках, в связи с развитием мирового глобального экономического кризиса, стало обсуждение социально-экономического развития Канады на ближайшую перспективу19. Сразу же после начала теледебатов на французском языке лидеры Либеральной партии, НДП, Квебекского блока и партии зеленых обрушились на С. Харпера с критикой за отсутствие у него детального плана по борьбе с глобальным экономическим кризисом20. В спокойной манере С. Хар-пер отвечал, что канадская экономика, несмотря на взаимозависимость с экономикой США, не является ее прототипом, и поэтому ее основы представляются довольно стабильными. В частности, лидер консерваторов подчеркнул: «У нашей экономики нет бюджетного дефицита; у нас есть экономика, которая создает рабочие места, мы не находимся в финансовом кризисе. Единственное, о чем я волнуюсь, так это о том, чтобы снижать налоги и тратить государственные средства действительно на нужды канадцев»21. Выслушав лидера С. Харпера, лидер НДП Д. Лейтон и лидер Квебекского блока Ж. Дюсепп обвинили его в проведении политики, подобной той, которую проводит Д. Буш в США, т. е. непродуманной и не отвечающей реально чаяниям своих избирателей. В частности, Ж. Дюсепп подчеркнул, что, по его мнению, в стране присутствуют два типа экономики: нефтяная, защищаемая и поощряемая правительством С. Харпера за счет других промышленных отраслей, имеющая огромные налоговые льготы, и лесная, расположенная непосредственно в провинциях Онтарио и Квебек22. Лидер либералов открыто заявил, что находящееся у власти правительство С. Харпера за два с половиной года ослабило канадскую экономику. Помимо этого, С. Дион обвинил С. Харпера в том, что лидер консерваторов не верит в лидирующую роль государства в экономике, которая связана именно с необходимостью помощи рядовым гражданам страны23.
А.Н. Комаров
С одной стороны, резкие нападки лидеров либералов, НДП, Квебекского блока и «зеленых» на премьер-министра С. Харпера, безусловно, способствовали снижению его рейтинга среди избирателей во время теледебатов на французском языке, но, с другой стороны, два обстоятельства свидетельствовали в пользу последнего. Во-первых, реальное состояние канадской экономики, которое не было кризисным. В частности, уровень безработицы составил 6,1 %, что было ниже общепринятого уровня. Кроме того, в период с августа 2007 г. по август 2008 г. консерваторы обеспечили создание 224 тыс. новых рабочих мест, что явилось принципиально важным в период глобального экономического кризиса. Во-вторых, лидер либералов С. Дион неожиданно в разгар проведения теледебатов на французском языке заявил о том, что у него имеется план из пяти пунктов по развитию канадской экономики на ближайшую перспективу. Это не выглядело профессионально и дало возможность консерваторам возможность впоследствии переломить ситуацию.
В частности, в ходе теледебатов на английском языке С. Хар-пер, несмотря на видимое внешнее спокойствие, подверг критике С. Диона за его странное предложение озвучить план по оздоровлению экономики в самый разгар теледебатов на французском языке. В частности, он обвинил лидера либералов С. Диона в панических настроениях: «Чем должны обладать лидеры политических партий - так это продуманной стратегией, а не паниковать. Прошлым вечером Вы, Стефан, паниковали. Вы явились сюда и пытались озвучить Ваш новый план по оздоровлению экономики прямо в ходе теледебатов»24. В этой связи С. Харпер пытался успешно противопоставить свой имидж спокойного и уверенного в себе политического лидера в противовес паникующему С. Диону.
Важной частью подготовки Консервативной партии к предстоящим всеобщим выборам 2008 г. явились мероприятия по расширению ее финансирования среди потенциальных канадских избирателей. В этой связи консерваторы во главе со С. Харпером унаследовали в этой области успешную методологию своих политических предшественников - Партии Реформ, Канадского альянса и Прогрессивно-консервативной партии Канады, которая была заимствована последней у Республиканской партии США еще в середине 70-х годов прошлого века ответственным за финансы партии Дж. Лашингером25. В частности, в период избирательной кампании 2007-2008 гг. канадские консерваторы по-прежнему опирались на несколько проверенных методов, первый из которых заключался в прямой рассылке по почте программы партии и портрета ее лидера
Консервативная партия Канады..
вместе с его непосредственной просьбой к избирателю направить в обратном послании определенную сумму денег в качестве пожертвования. Средством привлечения внимания адресата, безусловно, должно было стать внутреннее содержимое конверта. Это была, как правило, заключенная в него цветная фотография лидера партии и его семьи либо пластиковая карточка, оформленная наподобие членского удостоверения. Необходимые консерваторам адреса избирателей были получены с помощью существующей компьютерной базы. На тех, кто отвечал на это обращение хотя бы один раз, можно было смело полагаться и в дальнейшем26. Второй метод представлял собой телефонную беседу с потенциальным избирателем, в ходе которой его убеждали перевести определенную сумму в фонд партии. Определенные средства канадские консерваторы сумели собрать, используя Интернет и привлекая тем самым электорат к просмотру сайтов своей партии, в которых содержались просьбы о посильном пожертвовании денег на предстоящие предвыборные нужды. Последняя практика была, в свою очередь, заимствована консерваторами у Демократической партии США, использовавшей ее в ходе избирательной кампании Б. Обамы27. В то же время консерваторами все же был сделан основной акцент на методах прямой почтовой рассылки и телефонных бесед с избирателями, поскольку многие из них были людьми в возрасте и не являлись столь хорошими пользователями Интернета, в отличие от значительной части молодежи, голосовавшей в США за Б. Обаму на президентских выборах 2008 г. В ходе подготовки к выборам консерваторы также оставили существующую ранее при Б. Малруни практику проведения центральными органами партии и ее непосредственным руководством торжественного обеда с лидером консерваторов и его близкими, в ходе которого собирались значительные средства для партии28. Теперь эта обязанность была возложена на региональные органы партии, которые начали осуществлять подобные мероприятия.
Консерваторами также были найдены соответствующие средства на мероприятия по финансированию их партии накануне всеобщих выборов 2008 г. В частности, они потратили порядка 8 млн канад. долл. на эти нужды, в то время как их главные конкуренты -либералы только 2 млн29.
Продуманные действия по расширению финансирования своей партии принесли консерваторам существенное увеличение пожертвований со стороны избирателей. Если в 2004 г. они получили 10 млн 910 тыс. канад. долл. от 68 тыс. избирателей; в 2005 г. -
А.Н. Комаров
17 млн 847 тыс. канад. долл. от 106 тыс. избирателей; в 2006 г. -
18 млн 641 тыс. канад. долл. от 108 тыс. избирателей; в 2007 г. -16 млн 983 тыс. канад. долл. от 107 тыс. избирателей; то в 2008 г. их планомерная работа принесла им уже 21 млн 190 тыс. канад. долл. от 174 тыс. избирателей30. Суммы, вырученные консерваторами от индивидуальных пожертвователей, превышали аналогичные, полученные Либеральной партией (3,6 млн канад. долл. от 35 тыс. избирателей) и НДП (3,7 млн канад. долл. от 44 тыс. человек)31.
Избирательная кампания консерваторов получила также свое подробное освещение в основных периодических изданиях32. В частности, на страницах газеты «Глоб энд Мейл» в 2008 г. порядка 60,5 % всего издания было посвящено предвыборной деятельности консерваторов; «Торонто Стар» в 2008 г. посвятила 52,6 % всех своих публикаций С. Харперу и его партии; другие крупные издания также выделили порядка 54,3 % своего объема материалам, посвященным подготовке к всеобщим выборам Консервативной партии Канады33. В свою очередь, анализу предвыборной деятельности Либеральной партии в 2008 г. «Глоб энд Мейл» посвятила 25,7 % своего объема, а НДП - 6,8 %34. Аналогично в 2008 г. «Торонто Стар» уделила 26,3 % объема всех своих публикаций либералам и 11 % - НДП35.
В результате Консервативная партия во главе с С. Харпером повторила свой успех на всеобщих выборах 14 октября 2008 г. и сформировала в очередной раз правительство парламентского меньшинства. В соответствии с их результатами консерваторы получили 37,6 % голосов и 143 места из 308 в Палате общин, улучшив таким образом свой предыдущий результат на 19 мест36. Либеральная партия обеспечила себе 26,2 % голосов и 76 мест в Палате общин; на третьем месте оказался Квебекский блок с 10 % голосов избирателей и 50 местами в Палате общин; на четвертом - НДП с 18,2 % голосов избирателей и 37 мандатами в Палате общин. Партия «зеленых» получила на общенациональном уровне 6,8 % голосов избирателей, однако не получила ни одного мандата в Палате общин37.
Несмотря на то что главная цель - получение абсолютного большинства мест в Палате общин достигнута консерваторами не была, стало очевидным, что приход Консервативной партии к власти в 2008 г., как и ранее - в 2006 г., не был случайным явлением. Канадским консерваторам удалось сформировать о себе мнение как о политическом течении, которое бы отвечало запросам электората в сложную и противоречивую эпоху глобального экономичес-
Консервативная партия Канады..
кого кризиса, и тем самым подтвердить свою высокую репутацию ведущей партии, совместно с либералами управляющей страной с момента образования канадской федерации во второй половине XIX в. Это, в свою очередь, в очередной раз доказало способность адаптации консерватизма к новым социально-экономическим и политическим реалиям, характерным в XXI в. как для самой федерации, так и для мирового сообщества в целом. Таким образом, Консервативная партия Канады во главе со своим лидером С. Хар-пером в период подготовки и проведения всеобщих выборов 2008 г. продемонстрировала продуманные и грамотные подходы к избирателям, политический профессионализм, умение конкурировать на общенациональном уровне с Либеральной партией и НДП. Стало очевидным, что вопрос получения консерваторами абсолютного большинства мест в Палате общин становится делом времени.
Примечания
3
1 Dornan C, Pammett J.H. The Canadian Federal Election of 2008. Toronto: Dundurn Press, 2009. P. 19.
2 Ibid. P. 44.
Ibid. P. 44-45, 210; Anti-Dion Ads Producing Laughs, Not Votes // Daily Mercury. 2007. Feb. 8.
Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 47.
Ibid.; Bryden J. Tory Ads A Success, Poll Shows: Barrage of Sweater - Clad Harper Ads Help Tories Win Air War // Canadian Press. 2008. Sept. 13. Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 45.
Ibid. P. 46. О парламентской резолюции консерваторов см.: Комкова Е.Г. Кве-бекцы признаны нацией, квебекская проблема остается нерешенной // США и Канада. Экономика, политика, культура, 2007. № 11. С. 108-109; Коленеко В.А. «Путь к конфедерации»: о природе канадского федерализма // Канадский ежегодник. Вып. 13. М.: РОИК, 2009. С. 259; Комаров А.Н. Канадский консерватизм в эпоху Б. Малруни в 1984-1993 годах. М.: РУДН, 2010. С. 223-224; Segal H. The Long Road Back. The Conservative Journey in Canada 1993-2006. Toronto: HarperCollinsPublishersLtd, 2006; Flanagan T. Harper's Team: Behind the Scenes in the Conservative Rise to Power. Montreal: McGill-Queen's University Press, 2007.
Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 39. 9 Ibid. P. 46.
8
А.Н. Комаров
10 Ibid. P. 47-48; Neill J. Green Shift Support Declining, Poll Shows Liberals Carbon Tax Proposal Not Enough to Beat Tories // Ottawa Citizen. 2008. Oct. 2.
11 Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 41-44. О предвыборной программе С. Харпера см. подробнее.: Соколов В.И., Демчук АЛ. Всеобщие выборы в Канаде: прежнее «правительство меньшинства» // США и Канада. Экономика, политика, культура. 2009. № 1. C. 10-11; The True North Strong and Free: Stephen Harper's Plan for Canadians // Conservative Party of Canada. URL: http://www.conservative.ca/ media/2008-Platform-e.pdf.
12 Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 42.
13 Ibid. P. 43.
14 Ibid.
15 См.: Дискуссия: канадские выборы - 2008 // США и Канада. Экономика, политика, культура. 2009. № 1. С. 85.
16 См.: The True North Strong and Free... P. 31, 35.
17 См. по поводу проведения теледебатов.: Соколов В.И., Демчук АЛ. Указ. соч. C. 10-11; New Release - 2008 Leader's Debates // Canada Newswire. URL: http:// www.newswire.ca/en/story/302539/news-release-2008-leaders-debates; Its Duelling debates for Canadian Viewers // Toronto Star. URL: http://www. thestar.com/ FederalElection/article/507472.
18 См.: Broadcast Consortium to invite Elizabeth May to participate in 2008 Leaders Debates // Canada Newswire. URL: http://www.newswire.ca/en/story/376693/ broadcast-consortium-to-invite-elizabeth-may-to-participate-in-2008-leaders-debates.
19 См.: Campion-Smith B. Economy Engulfs TV debates // Toronto Star. URL: http:// www.thestar.com/FederalElection/article/509367.
20 См.: Lyle G, Reid S, Caplan G. French-Language Debate Breakdown // Innovative Research Group. URL: http://www.innovativeresearch.ca/sites/default/ files/pdf%2C%20doc%2C%20docx%2C%20jpg%2C%20png%2C%20xls%2C%20 xlsx/081002_GlobeAndMail_French-language%20debate%20breakdown.pdf; Rivals Target Harper on Economic Troubles as French-Language Debate Kicks Off // Global National. URL: http://election.globaltv.com/topstorydetail.aspx?sectionid =223&postid=48850.
21 Campion-Smith B. Op. cit.
22 Rivals Target Harper on Economic Troubles.
23 Ibid.
24 Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 52-53; Neill J. Op. cit.
25 См.: Wearing J. Strained Relations: Parties and Voters. Toronto: McClleland and Stewart, 1988. P. 106.
26 См.: Cameron S. On the Take. Crime, Corruption and Greed in the Mulroney Years. Toronto.: Macfarlane Walter & Ross, 1994. P. 70.
27 Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 203.
Консервативная партия Канады..
28 См.: Cameron S. Op. cit. P. 36.
29 Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 204.
30 Ibid. P. 22. См.: Conservative Party Revenue 2004-2008 // Elections Canada. URL: http://www.elections.ca.
31 См.: Дискуссия: канадские выборы - 2008... С. 85.
32 См. ведущие периодические издания в период избирательной кампании консерваторов: The Globe and Mail, Sept. 7 - Oct. 14, 2008; National Post, Sept. 7 -Oct. 14, 2008; Toronto Star, Sept. 7 - Oct. 14, 2008.
33 См.: Dornan C, Pammett J.H. Op. cit. P. 228.
34 Ibid.
35 Ibid.
36 См. подробнее об итогах всеобщих выборов 14 октября 2008 г.: 40 th General Election, October 14, 2008 // Elections Canada. URL: http://www.elections.ca/ content.aspx?section=ele&document=index&dir=pas/40ge&lang=e.
37 Ibid.