ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
УДК 94(571.12).083:373.574-055.2
С.И. Черноморченко, С.Л. Смыслова
Имидж педагога Тюменской женской гимназии (конца Х1Х - начала ХХ в.)
На основе анализа документов Тюменской женской гимназии восстанавливается образ учителя конца Х1Х - начала ХХ в., определяются его профессиональные эталонные качества и другие признаки, входящие в структуру имиджа педагога.
The image of Tyumen grammar school for girls' teacher of the period from the end of XIX to the beginning of XX century is reconstructed on the basis of the analysis of the documents from Tyumen grammar school for girls of that period. The sample professional qualities and other characteristics comprising the structure of the teacher image are determined.
Ключевые слова: женская гимназия, имидж педагога, структура имиджа, эталонные профессиональные качества.
Key words: grammar school for girls, teacher image, image structure, sample professional qualities.
В конце XIX - начале XX столетий в России были достигнуты значительные успехи в развитии женского образования. Основу этого образования составляло нравственное и религиозное воспитание, наиболее последовательно осуществляемое в женских гимназиях, которые стали появляться в России с 1862 г. В городе Тюмени женская гимназия была организована в 1904 г. на базе существовавшей до этого Тюменской женской прогимназии, которая обучала девушек всех сословий.
Главным документом, регламентирующим деятельность гимназий, внутренний распорядок, должностной состав, а также имидж педагога, был «Устав гимназий и прогимназий ведомства министерства народного просвещения», утвержденный 19 ноября 1864 г. Устав определял цель этих учебных заведений: «... доставлять общее образование и вместе с тем служить приготовительными заведениями для поступления в институт и другие специальные училища» [6, с. 6].
Образовательные и воспитательные задачи гимназии решались, прежде всего, учителями и классными надзирателями (надзирательницами). Сфера деятельности преподавателей отдельных предметов и надзирателей (наставниц) была различной. «Препода-
ватели наук» определялись «попечителем учебного округа, по собственному его избранию, или по представлению начальников сих заведений». По Уставу, учителями отдельных предметов могли быть лица, имеющие одобрительные аттестаты об окончании полного университетского курса и выдержавшие установленное на звание учителя гимназии испытание [6, с. 16]. В Тюменской женской гимназии учителя-предметники были выпускницами различных женских гимназий: Екатеринбургской, Казанской, Пермской Мариинской, Омской, Сарапульской, Тобольской Мариинской, Варшавской и др. [4. Д. 2. Л. 34-35]. Кроме того, они получали дополнительное образование на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге, сдавали специальные экзамены, требуемые циркуляром министра народного просвещения [4. Д. 192. Л. 2]. В Уставе гимназий обязанности учителей четко не определены. Вероятно, это вызвано различиями требований, которые предъявлялись к преподаваемым предметам.
Формирование имиджа педагога происходило под влиянием специфики организации образовательного процесса. Учебный курс Тюменской женской гимназии включал в себя общеобразовательные дисциплины и практикумы развивающего характера: русский язык и словесность, историю, географию, естествоведение, арифметику, геометрию, немецкий и французский языки, начала педагогики, чистописание, рисование. В гимназии был создан специальный педагогический класс, выпускницы которого вместе с аттестатом зрелости получали свидетельства на звание домашних учительниц.
На педагога возлагалась обязанность донести материал до учеников, дать им как можно больше качественных и основательных знаний. Из этой цели следовала основная задача учителя - правильно подготовить и провести урок.
Классные наставницы, как правило, назначались начальницей гимназии из числа преподавателей, имеющих в классе наибольшее число уроков, и утверждались в этом звании попечителем учебного округа [4. Д. 192. Л. 16-17]. Так, в Тюменской женской гимназии в 1909 г. «обязанности классных наставниц в первых 4-х классах исполнялись преподавательницами безвозмездно. Каждая классная наставница в своем классе преподавала чистописание» [4. Д. 313. Л. 16 об.]. В старших классах классные дамы не выполняли обязанности учителей-предметников, их деятельность была четко определена в Уставе гимназий и прогимназий: «Классные наставники, будучи вообще ближайшими помощниками директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников вверенных каждому из них классов, принимают надлежащие меры для пре-успения оных, вступая, между прочим, с этой целью в сношения с родителями и родственниками ученика, а равно и с прочими препо-
давателями своего класса, в тех видах, чтобы уроки и письменные задачи были равномерно распределяемы по дням недели и чтобы вообще преподавание одного предмета не стесняло преподавания других предметов» [6, с. 17].
В Отчете о деятельности Тюменской женской гимназии указывается, что наставницы много внимания уделяли индивидуальной работе с гимназистками: они проводили дополнительные занятия с «малоуспешными, но подающими надежду на исправление» ученицами; посещали ученические квартиры, в беседах с родителями старались выяснить причины, «по которым не достигается иногда отличных результатов в преподавании», и «изыскать меры для устранения препятствий». Воспитательное воздействие на учениц осуществлялось и во время чтения «осмотрительно выбранных детских рассказов» с последующим их обсуждением, которое способствовало установлению контакта с детьми и раскрытию их внутреннего мира [4. Д. 2. Л. 29].
Профессиональные характеристики являются основными в структуре имиджа педагога, однако в зависимости от требований общества к содержанию деятельности учителя выделяют также качества личности, внешний компонент. По мнению педагогов и общественных деятелей конца Х1Х - начала ХХ в., «одно фактическое усвоение знаний не в силах оказать достаточно влияния на нравственный кругозор человека и потому не в силах повлиять благотворно на характер его душевной деятельности» [5, с. 8]. Учитель гимназии должен был быть ответственным в исполнении обязанностей воспитателя, духовного наставника детей, а значит, честным, справедливым, милосердным, совестливым: «Перед своими учениками педагогу мало быть учителем, преподавателем, а надо быть прежде всего человеком, который сумел бы согреть и осветить теплыми и яркими солнечными лучами их утро жизни» [5, с. 14].
Гуманность педагогов Тюменской женской гимназии подтверждается многочисленными фактами, обнаруженными в протоколах заседаний педагогического совета, в переписке председателя педагогического совета и начальницы гимназии с попечителем ЗападноСибирского учебного округа. Так, М. Р. Клерикова, находясь «почти 25 лет во главе управления Тюменской женской прогимназии», заложила основы будущей атмосферы всесторонней помощи испытывающим материальные затруднения ученицам. По её инициативе было учреждено общество вспомоществования нуждающимся ученицам [4. Д. 2. Л. 7]. Попечительный совет Тюменской женской гимназии ежегодно утверждал списки учениц, освобождавшихся от платы за обучение, в особых случаях оказывал материальную помощь [4. Д. 1]. Забота о детях и любовь к ним не подлежат измере-
нию и контролю во время ревизий, поэтому почти не находят отражения в официальных документах. Однако фрагменты реплик отдельных членов педагогического совета при рассмотрении вопросов о поведении, прилежании и успеваемости гимназисток показывают не только общую атмосферу строгости, дисциплины, послушания, но и человеческие качества учителей, наставниц, начальницы гимназии. К нарушительницам правил поведения применялись суровые меры: выговор от начальницы, снижение балла по поведению, лишение права посещать публичные мероприятия, исключение из гимназии с правом восстановления при успешном прохождении испытаний и, наконец, исключение без права восстановления. Серьезными проступками считались ложь, порча имущества учебного заведения, дерзость учителям, непосещение уроков без уважительной причины, воровство, посещение театра без разрешения, общение с офицерами [4. Д. 72. Л. 41-42]. Вместе с тем степень строгости наказания, как видно из протоколов заседаний педагогического совета, зависела от начальницы, председателя педагогического совета, а также от отдельных учителей, их способности быть добрыми и заботливыми в случае беды или неудачи. Педагогический совет неоднократно обсуждал проступки учениц, принимая справедливые решения с учётом возраста, а также характера и серьёзности нарушения.
Определенные требования предъявлялись не только к профессиональным качествам, но и к внешнему виду учителей, так как «часто в продолжение всей жизни человека все течение его мыслей и чувств находится в тесной связи и зависимости от привычек, сложившихся под влиянием личности воспитателя» [5, с. 9]. Педагоги должны быть примером для своих учеников, поэтому во всем облике соблюдалась опрятность и аккуратность. Преподаватели, имеющие церковные чины (законоучители), выглядели «соответственно чину». Мужчинам-педагогам полагался китель из сукна либо строгий костюм, который застёгивался на выпуклые металлические пуговицы, расположенные в два ряда. Визитной карточкой преподавательницы гимназии был плотный серый костюм. Волосы укладывались в аккуратную причёску. Помимо костюмов, распространены были строгие платья с высоким воротом, в основном коричневого или чёрного цветов. Светлые платья носились летом, украшения использовались как можно меньше.
Кроме одежды, педагога выделяли безупречная осанка и походка. Умение держать себя - одно из основных качеств, без которого трудно представить преподавателя гимназии. Во время урока педагог использовал умеренную жестикуляцию для добавления экспрессии в изложение материала. Важным элементом образа педагога являлась
речь. Из-за «неудовлетворительной речи» лишались права преподавать. К речи учителя предъявлялись следующие требования: хорошая дикция, четкое изложение материала, выразительность, экспрессивность, достаточная громкость [3]. Соблюдение этих требований обусловливало большую успешность педагога в его деятельности.
Личности учителя, его образу уделяли большое внимание деятели народного образования всех уровней, что отражается как в протоколах заседаний педагогического и попечительного советов Тюменской прогимназии и гимназии, так и в ежегодных отчетах о состоянии и деятельности учебного заведения, в переписке руководства с департаментом народного просвещения и попечителем Западно-Сибирского учебного округа. На основе документов, хранящихся в фондах Государственного архива Тюменской области нами был проведен анализ характеристик учителя, представленных прежде всего признаковой лексикой.
Интересующие нас лексемы и конструкции свойственны регламентирующим документам, которые фиксируют требования к качествам субъекта учебно-воспитательного процесса. Так, в положении о педагогических курсах указывается: «Требуется, чтобы поступающие были безукоризненной нравственности и одобрительного образа жизни»; «лицо, получившие сие свидетельство, признается способным для педагогической деятельности» [7, с. 68]. В объявлении о вакансиях названы качества начальницы: «одна из лиц всякого сословия, принадлежащих к православной церкви, известных педагогической опытностью и безукоризненным поведением» [9, с. 27].
В циркуляре министра народного просвещения среди мер борьбы с «упадком дисциплины» встречаем мысль о том, что педагог «и сам обязан являть пример кротости в перенесении всего того тягостного, с чем сопряжена человеческая деятельность в области служения на пользу людей» [4. Д. 314. Л. 156]. В свидетельстве о политической благонадежности, выданном Тобольским губернатором в октябре 1912 г., указано: «Тихомирова поведения хорошего и ни в чем предосудительном в политическом отношении замечена не была» [4. Д. 192. Л. 22].
Определения, которые называют качества учителя, могут быть общеоценочными («оценка дается по совокупности разнородных свойств» [1, с. 71]), указывающими на степень соответствия функциональным требованиям: «Для преподавания специальных предметов в педагогическом классе было приглашено опытное лицо со специальным образованием» [4. Д. 7. Л. 116]. В изученных документах учитель воспринимается исключительно как имеющий качества, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей.
Приоритетными среди них являются признаки, объединенные классификатором «психолого-педагогическое и методическое мастерство»: опытный, способный и пр. Кроме того, в характеристике учи-учителя как должностного лица важны наличие знаний по предмету, его отношение к ученикам, к профессиональным обязанностям и нравственные качества: благонадежность, благонамеренность доброжелательность, заботливость о вверенных его попечению детях, высокие нравственные качества, осмотрительность, педагогическая инициатива, педагогические способности, самообладание, широкий кругозор и т. п.
Анализ характеристик учителя в документах Тюменской женской гимназии и, в целом, в документах учебных заведений конца XIX - начала XX в. показывает преимущественно положительную оценку его профессиональных качеств, что позволяет сформулировать эталонные признаки.
1. Учитель должен быть политически благонадежным, «преданным Престолу и Отечеству» [10, с. 80].
2. Учитель должен иметь специальное образование в соответствии с разрядом. Отметим, что именно это требование служит основой для толкования значений слов «учитель» и «учительница» в «Словаре общедоступных сведений по всем отраслям знания» (1905) [2, с. 86]. (Преподаватели и воспитатели средних мужских учебных заведений должны были иметь высшее образование; учителя начального звена - общее среднее образование, для всех категорий было желательно специальное педагогическое образование, которое давали учительские семинарии и учительские курсы. Женщины-учительницы получали педагогическую подготовку в специализированных классах гимназий и епархиальных училищ, на педагогических курсах разного уровня).
3. Эффективная деятельность учителя не мыслится без «обогащения познаний», «совершенствования преподавательских приемов» [4. Д. 314. Л. 154 об.].
4. Учитель должен быть настойчивым, требовательным, строгим и вместе с тем внимательным, доброжелательным, заботливым и участливым по отношению к ученикам.
5. Учитель должен быть добросовестным, усердным в выполнении своих профессиональных обязанностей.
Соответствие занимаемой должности определяется именами прилагательными «достойный», «надлежащий», «подходящий» и оценивается различными наградами. В изученных нами документах имеется информация о материальном поощрении («выдано 100 руб. за особые труды» [4. Д. 253. Л. 24 об.]), благодарности «за добросовестное исполнение своих обязанностей и непропущение ни одного урока» [4. Д. 253. Л. 4 об.], о представлении к «награждению орде-
ном Станислава 3-ей степени за усердную службу» [4. Д. 313. Л. 84]. В качестве «последних наград» в одной из граф именного списка служащих названы: «ордена Св. Анны 3-й ст. и Св. Станислава 2-й ст.», «серебряная медаль», «темно-бронзовая медаль» [4. Д. 2. Л. 34 а], «серебряная медаль на Александровской ленте за труды по народному образованию» [4. Д. 17. Л. 101].
Из проведенного анализа исторических материалов становится очевидным, что документам учебных заведений рубежа Х1Х-ХХ вв. свойственна идеализация образа учителя, отражавшая устремленность к совершенствованию педагогического процесса. Эталонные качества воплощали ценность, увиденную в высоком назначении совершенного педагога как человека, помогающего ученику освоить окружающий мир и обеспечить его вхождение в жизнь, обеспечивающего связь прошлого и будущего. Именно поэтому учитель провозглашался главным субъектом обучения и воспитания: «Главным школьным деятелем, так сказать, душою школы является учитель: от его умственного развития, нравственных качеств, его отношения к делу и опытности зависит та или иная постановка школы» [8, с. 33].
При всей жесткости дисциплины и прочих трудностях стоит отметить высокое качество образования, получаемого в гимназии. Это обусловлено тем, что педагоги дореволюционной России были самоотверженными людьми, посвятившим всю свою жизнь образованию подрастающего поколения. Их педагогические идеалы отражались во всем, в том числе и в их имидже.
Список литературы
1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.,
1988.
2. Большая энциклопедия: слов. общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С. Н. Южакова. Т. 19. Ундольский-Чахары. - СПб., 1905.
3. Вопросы воспитания и обучения: труды пед. о-ва, состоящего при Императорском Моск. ун-те. Т. 1. - М., 1904.
4. Государственный архив Тюменской области (ГБУ ТО ГАТО). - Ф. И-55. -Оп. 1.
5. Грунский Н. К. Лекции по педагогике. - 2-е изд. - М., 1914.
6. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения / сост. М. В. Богуславский. - М., 2000.
7. Лебедев П. А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. - М., 1990.
8. Палопеженцев Н. И. Народное образование в г. Ялуторовске и Ялуторовском округе Тобольской губернии. Ч. II. Современное состояние народного образования. - Тобольск, 1895.
9. Тобольские губернские ведомости. - 1895. - № 32.
10. Шамахов Ф. Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917 гг.). - Томск, 1966.