РЕПНЕВСКИЙ А. В.
Илья Константинович Тыко Вылка: исследователь Арктики, самобытный художник и «Президент Новой Земли» (1886-1960) 1
A. REPNEVSKY
Ilya Konstantinovich Tyko Vylka: Arctic explorer, original artist and "President of Novaya Zemlya" (1886-1960)
Сведения об авторе:
Репневский Андрей Викторович, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета (Архангельск)
[email protected]; [email protected] Author:
Andrey Viktorovich Repnevsky, Doctor of Historical Sciences, professor at the General History Department of the High School of Social Sciences and International Communication of the Northern (Arctic) Federal University (Arkhangelsk) [email protected]; [email protected]
Аннотация
Илье Константиновичу Вылке посвящено много статей и книг: о нём, в частности, писали в своих мемуарах художники А. Борисов, С. Писахов, путешественник, исследователь и его друг В. Русанов, учёные, писатели, поэты и журналисты Т. Синицын, Б. Кошечкин, Ю. Казаков, Е. Коковин, Е. Евтушенко и др. Цель автора данной статьи состоит в том, чтобы показать процесс становления Вылки-художника и выявить роль встретившихся на его жизненном пути других замечательных людей. Автор постарался обосновать неразрывную связь умений Ильи Константиновича как проводника, охотника, исследователя, человека
Статья подготовлена благодаря финансовой поддержке по проекту 04-2021лк «Научное изучение Арктики в наследии М.В. Ломоносова и Ф. Нансена».
искреннего и уважающего традиции ненецкого народа, знатока природы и географии Новой Земли с его успехом самобытного художника. В тексте подчёркнут тот факт, что сначала сформировался человеческий и творческий характер Ильи Константиновича и только потом он стал государственным человеком - «Президентом Новой Земли».
Представив в статье достижения И.К. Вылки, автор стремился подчеркнуть неординарность и масштаб этой личности. По мнению автора статьи, разница в манере отображения Арктики на холстах Борисова и Вылки не должна рассматриваться в парадигме «свой» и «чужой», как это пытаются делать некоторые современные журналисты. Это скорее отражение взглядов «со стороны» и «изнутри», что только дополняет и обогащает искусство. Такая всесторонность делает познание природы более глубоким и объективным. Подобные оценки сродни любому научному исследованию. У художников, рисовавших Арктику: Борисова, Вылки, Писахова - различия, конечно, есть, и они вполне естественны, ибо отражают индивидуальность каждого. В то же время у них гораздо больше сходств, нежели различий, а потому на стенах картинных галерей их эскизы и картины соседствуют вполне закономерно.
Abstract
Many articles and books are devoted to Ilya Konstantinovich Vylka: artists A. Borisov, S. Pisakhov, a traveler, researcher and his friend V. Rusanov, writers, poets and journalists T. Sinitsyn, B. Koshechkin, Yu. Kazakov, E. Kokovin, E. Yevtushenko and others wrote about him in their memoirs, in particular. The purpose of the author of this article is to show the process of becoming an artist and to reveal the role of other wonderful people who met on his life path. The author tried to substantiate the inseparable connection of Ilya Konstantinovich's skills as a guide, hunter, researcher, a sincere person who respects the traditions of the Nenets people, an expert in the nature and geography of Novaya Zemlya with his success as an original artist. The text emphasizes the fact that at first the human and creative character of Ilya Konstantinovich was formed and only then he became a statesman - "the president of Novaya Zemlya".
Presenting the achievements of I.K. Vylka in the article, the author sought to emphasize the originality and scale of this personality. According to the author of the article, the difference in the manner of displaying the Arctic on the canvases of Borisov and Vylka should not be considered in the paradigm of "friend" and "stranger", as some modern journalists try to do. It is rather a reflection of views "from the outside" and "from within", which only complements and enriches art. Such comprehensiveness makes the knowledge of nature deeper and more objective. Such assessments are akin to any scientific study. The artists who painted the Arctic, Borisov, Vylka, Pisakhov, of course, have differences, and they are quite natural, because they reflect the individuality of each. But at the same time, they have much more in common than differences, and therefore their sketches and paintings coexist quite naturally on the walls of art galleries.
Ключевые слова:
Тыко (Илья Константинович) Вылка, А.А. Борисов, С.Г. Писахов, В.А. Русанов, Арктика, Новая Земля, Белушья Губа, Архангельск, самобытный художник, картины. Keywords:
Tyko (Ilya Konstantinovich) Vylka, A.A. Borisov, S.G. Pisakhov, V.A. Rusanov, the Arctic, Novaya Zemlya, Belushya Guba, Arkhangelsk, an original artist, paintings.
Подтолкнул автора статьи к изучению творчества Тыко Вылки давний электронный запрос одного из товарищей по службе на Новой Земле. Он написал: «Народ, подскажите, какие места на Новой Земле связаны с художником Тыко Вылка? Где он жил и создавал свои картины?» Многие сослуживцы полагают, что Тыко Вылка не столько художник, сколько фигура политическая - «Президент Новой Земли». Автор этой статьи с подобной постановкой вопроса не согласен. Художественный взгляд на окружающее был присущ Вылке всю его сознательную жизнь и проявлялся во всём, даже в его хозяйственных и политических решениях. Исследователь Арктики, самобытный художник, а потом уже «Президент Новой Земли» -именно так, на взгляд автора, следовало бы расставить приоритеты в оценке жизненных деяний Ильи Константиновича Вылки. Творческое познание родного Заполярья сделало его сначала отличным охотником и рыболовом, потом проводником, географом, геологом, поэтом, песенником, сказителем, одним из зачинателей ненецкой литературы и топонимики, учителем, государственным деятелем, а более всего живописцем - человеком Арктики с глубоко художественным взглядом на окружающий мир.
Хасово (мужчина) из рода Вылка родился 15 (28) февраля 1886 г. на Новой Земле, в становище Белушья Губа, и рос среди охотников и промысловиков. Его отец был лучшим из них и передал сыну свой жизненный опыт, научил понимать и чувствовать природу Новой Земли. Сына он назвал ненецким именем Тыко, что означает «оленёнок», «олешек». Позднее, при крещении, Тыко получил православное имя Илья.
Кто же открыл Вылку как художника Арктики? Таков главный вопрос, который поставил автор этой статьи. «Кандидатов» на это звание несколько, и оценки их роли в литературе о Тыко Вылке расходятся.
Первый по времени достойный «кандидат» в учителя - знаменитый северный художник Александр Алексеевич Борисов. Весной 1896 г. он первым из российских художников побывал на Новой Земле. Когда Александр Алексеевич уже рисовал там свои этюды, Тыко Вылке исполнилось только 10 лет, талант художника в этом ребёнке ещё не проснулся.
В 1899 г. Борисов снова с целью длительной зимовки на судне «Мечта» прибыл с собственной художественно-научной экспедицией на полюбившуюся ему Новую Землю. Осенью 1900 г. у пролива Маточкин Шар «Мечта» была затёрта и раздавлена льдами, члены экспедиции чуть не погибли, но 3 октября чудесным образом были спасены ненецкими промысловиками1. В 1909 г. в своей книге «В стране холода и смерти»2 знаменитый художник подробно описал эти события.
По мнению Ирины Ханзеровой, автора нескольких интересных статей в газете «Наръяна вындер», посвящённых жизни и творчеству художника, существовала принципиальная разница в художественном видении Арктики Борисова и Вылки. Пути Александра Алексеевича и 15-летнего Ильи пересеклись в ненецком становище: в начале 1901 г. Борисов взял юношу проводником в своё путешествие по Новой Земле. Они вместе проделали на собачьих упряжках путь в сотни километров3. Ханзерова пишет, что в процессе путешествия Борисов делал зарисовки, а Вылка наблюдал и тоже, без кистей, карандашей и бумаги, делал свои зарисовки -«палочкой на песке или угольком на камне»4. Художник эти старания заметил и, по словам автора статьи, «учил его всю зиму и весну»5. Таким образом, именно Борисов стал первым учителем Ильи.
В чём же состояла разница в восприятии Арктики Борисова и Вылки? Журналист полагает, что Александр Алексеевич был «человек чужой для Новой Земли», и считает, что таково было и мнение Ильи Константиновича. Относительную мрачность и недостаточно глубокое понимание Борисовым Арктики Ханзерова основывает на его картине, названной «Страна смерти», и на содержании упомянутой выше книги «В стране холода и смерти». Позволю себе не согласиться с подобной оценкой журналистки. «Мрачность» тонов Борисова мнима. Названия с упоминанием смерти и холода - дань художника глубоким чувствам от пережитого на грани гибели, а вовсе не суть понимания арктической природы.
Александр Алексеевич был влюблён в Русский Север и его арктические просторы от Мурмана, Архангельских земель до Новой Земли и о. Вайгач. Художник Борисов тоже коренной северянин. Большая часть его этюдов, созданных на Новой Земле, красочна и жизнеутверждающа, а некоторые
Мацегора К. Александр Борисов. Художник, похитивший тайны полярного мира
[Электронный ресурс] URL: https://www.tg-m.ru/articles/3-2018-60/aleksandr-borisov-
khudozhnik-pokhitivshii-tainy-polyarnogo-mira (дата обращения: 21.06.2021).
Борисов А.А. В стране холода и смерти. СПб., 1909. С. 22, 50-51.
Ханзерова И. Слово о президенте // Наръяна вындер. 2016. 1 марта [Электронный
ресурс] URL: http://nvinder.ru/article/vypusk-no-20-20365-ot-1-marta-2016-g/12593-
slovo-o-prezidente (дата обращения: 21.06.2021).
Там же.
Там же.
2
из них не лишены юмора. Его живопись совпадает по духу с творчеством самого Тыко Вылки. Назовём, к примеру, такие замечательные, светлые творения Борисова, как «Птичий базар на Новой Земле», «У берегов Новой Земли», «Становище. Малые Кармакулы. Маточкин шар», «Долина реки Маточки на Новой Земле», «Чум ненцев в Малых Кармакулах на Новой Земле» и многие другие. Возможно, что юный Илья Константинович Вылка был свидетелем того, как рождались некоторые из этих творений. Об этих картинах Борисова очень красочно и убедительно писал кандидат биологических наук и известный историк-исследователь Николай Владимирович Вехов1. Вряд ли Борисова, человека, отдавшего всю недюжинную силу своего творчества Заполярью, можно назвать «чужим» для Арктики. Конечно, он понимал полярную природу немного со стороны и гораздо шире географически, ибо его родительский дом находился на материке и несколько южнее, но просторы Крайнего Севера для него - уроженца Архангельской губернии, конечно, тоже были родными. Александр Алексеевич и на Новой Земле построил себе один из первых на острове бревенчатых домов и подолгу жил в нём. Тыко Вылка видел Новую Землю изнутри, как видят люди свою малую родину. Разница взглядов и художественных манер Борисова и Вылки как раз и обеспечила богатство их творчества. Совмещение взглядов «со стороны» и «изнутри» исключительно важно в художественном и научном познании мира.
Свой вклад в становление Вылки-художника внёс и Степан Григорьевич Писахов. В 1905 г. он жил на Новой Земле, в становище Малые Кар-макулы. Много рисовал. На этой общей почве и познакомился с Ильёй Константиновичем Вылкой. Писахов пишет о Вылке так: «Показал мне Вылка свои работы. Уже тогда это был большой мастер. Работы Выл-ки поражали своей неровностью: то детски неумелые, то сильные, полнозвучные, как работы культурнейшего европейца, в тонком рисунке, лёгких и прозрачных тонах»2. Степан Григорьевич оставил ему свои краски, но учить отказался принципиально, чтобы не испортить его природный художественный взгляд. Писахов пишет об этом эпизоде так: «А на просьбу "научить" - как мог, убеждал не учиться. Слишком самобытен он, и верным природным чутьём сам находил свою дорогу. Говорил я Вылке, что мы, приезжие, не знаем Новой Земли так, как он знает, и без наших указаний он лучше сделает. Но захотелось нашим меценатам вывезти в Москву Вылку, показать, как чудо...»3
Вехов Н.В. А.А. Борисов - певец природы Русского Севера // Московский журнал. 1999. № 9 [Электронный ресурс] URL: https://kola.gallery/a-a-borisov-pevets-prirodyi-russkogo-severa (дата обращения: 21.06.2021).
Степан Писахов. Сказки, очерки, письма. Архангельск, 1985. С. 214. Там же.
Отрицательная позиция Степана Григорьевича по отношению к обучению Тыко Вылки в Москве становится понятна всем знакомым с его творчеством северянам. Писахов - патриарх, великолепный оригинальный художник и сказитель, хранитель культуры народов Русского Севера. Он отлично понимал, что учить Вылку академической художественности надо с осторожностью, чтобы не испортить его естественного видения Севера. Писахов и позже считал, что его в Москве портили: «...стали учить по общему рецепту. Для Вылки этот рецепт оказался убийственным. С одной стороны - выставка рисунков и "картин", и успех, и шум в печати, с другой - его же учат как совсем не умеющего»1.
Тесное знакомство этих трёх самобытных художников, художников в самом широком смысле этого слова, продолжается и сегодня в пространствах многих музеев живописи и на специальных выставках, по-свящённых Русской Арктике, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, Ненецкий окружной музей. Есть маленький музей и на родине Тыко Вылки в Белушьей Губе, за которым присматривают военные моряки. Но самое тесное соседство картин этой троицы - Борисов, Писа-хов и Вылка - отмечено в галерее им. А.А. Борисова, что расположена в Архангельске, на исторической улице с вполне подходящим названием «Поморская». Картины этих художников различны по манере, краскам, изображаемым объектам, взглядам на окружающую природу, но они замечательно дополняют друг друга.
Кстати, именно в 1905 г., когда Вылка увидел первую карту Новой Земли, он сразу понял, что «карта неправильная». И задумал начертить (фактически нарисовать) правильную, со всеми заливами, ледниками. И он, выменяв на одну из своих картин компас, это сделал, проехав вдоль берегов Новой Земли добрую тысячу километров. Его карта заливов долгое время считалась самой точной. Картограф - сродни художнику. Неслучайно известный архангельский биолог и исследователь Ксения Петровна Гемп говорила о Вылке, что он каждый камень на суше и в море знает2.
Но, возможно, человеком, который оказал наиболее глубокое влияние на Илью Константиновича, стал путешественник, полярный исследователь Владимир Александрович Русанов. Именно он открыл Тыко Вылку -геолога и географа, картографа, с которым крепко сдружился и о котором первый сказал как о возможном геологе: «Учить тебя надо»3.
1 Степан Писахов. Указ. соч. С. 215.
2 Гемп К.П. Илья Константинович Вылка // Природа и хозяйство Севера. 1982. Вып. 10. С. 94-101.
3 Кошечкин Б.И. Сын Новой Земли. М., 1980. С. 25-27.
О Русанове Илья Константинович написал следующее стихотворение-песню:
Долгое-долгое лето, Вместе с Русановым Я веду десять русских Среди плавучих льдов. Долгое-долгое лето, На двухмачтовом судне Только мотор стучит. С русским Русановым Дружба была хорошая. Было у нас две головы, А сердце одно.
(Перевод А. Щербаковой)1
Новую Землю Русанов посещал пятикратно, а впервые прибыл в 1907 г. Летом 1910 г. он уже взял Вылку проводником в морской поход на судне «Дмитрий Солунский» вокруг Новой Земли. Лучшего проводника было не найти. За деятельное и полезное участие в этой экспедиции Вылка был награждён золотой медалью «За усердие». Но не только за работу проводником отмечен был Илья Константинович Вылка. Он много совершенствовался в живописи, а кроме того, в походе с его слов были записаны несколько сказок. В 1910 г. в Санкт-Петербурге в материалах по исследованию Новой Земли под редакцией И.В. Сосновского были опубликованы «Сказки новоземельских самоедов (Со слов самоеда Ильи Вылки)» в записи К.А. Лоренца2.
Так или иначе, но уже в 1909 г. о талантливом молодом ненце узнал Архангельск. В книге учёного и писателя Бориса Ивановича Кошечкина находим такую документированную фразу об этом времени: «В газете "Архангельск", где была опубликована далеко не благожелательная информация о докладе официального руководителя экспедиции Ю.В. Крамера на собрании членов Общества изучения Русского Севера, говорилось, что "поведал нам г. начальник экспедиции, что он открыл среди самоедов исследователя, картографа и художника, да какого! Способного заменить
1 Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. О Русанове / Сост. А.А. Бурыкин, Е.Р. Акбальян. М., 2002. С. 62-63.
2 Илья Константинович Вылка // Литературная карта Архангельской области [Электронный ресурс] URL: https://writers.aonb.ru/vyilka-i.k.html (дата обращения: 25.06.2021).
европейски известного г. Борисова."»1. Речь в газете шла о начале работы экспедиции Главного управления земледелия, фактическим руководителем которой стал В.А. Русанов, а Ю.В. Крамер себя ничем себя не проявил и напрасно в отчёте присвоил себе «открытие» Тыко Вылки, художника и картографа. Сравнение же в газете «Архангельск» Ильи Константиновича Вылки с самим «европейски известным» А.А. Борисовым многое значило. Борисова уже тогда законно называли «художником вечных льдов», «русским Нансеном», «поэтом Севера», «Баяном льдов и полуночного солнца», человеком, открывшим в картинах Арктику для России и европейского мира2.
С умением и душой выполняя обязанности проводника, Тыко Вылка рисовал при каждой высадке всё, что привлекало его внимание. Зимой 1910-1911 гг. Владимир Александрович Русанов вывез Илью в Москву. Там он жил на квартире художника Василия Васильевича Переплёт-чикова и учился живописи в его мастерской. Кстати, Василий Переплётчиков позже тоже побывал на Новой Земле и останавливался там в доме, выстроенном А.А. Борисовым. В.В. Переплётчиков показал Выл-ке, как работать карандашом и акварелью. Художник Абрам Ефимович Архипов обучал его рисовать масляными красками и углём. Илья с удовольствием изучал также и многие школьные предметы: литературу, русский язык, математику, географию, зоологию, биологию и даже геодезию. Но всё это довольно бессистемно и в рамках самых основ, так как Вылка пробыл в Первопрестольной совсем недолго - всего одну зиму. Уже весной 1911 г. он вернулся в Архангельск, так как очень скучал по родным заполярным местам. Ожидая транспорта на Новую Землю, Илья окончил курсы мотористов. Это умение ему пригодилось, когда в советское время в становище появилась первая моторная лодка. Вернувшись на родину, Илья Константинович женился на вдове своего погибшего двоюродного брата. Таковы были традиции рода, не позволявшие оставить без средств к существованию вдову с семейством. А семейство было большое - у покойного брата было шестеро детей. Так Илья Вылка в одночасье превратился в многодетного отца. Ему пришлось зарабатывать ради прокорма семьи, и он стал много рисовать на продажу, что давало неплохой прибыток3.
В 1910 г. в Архангельске была организована выставка картин «Русский Север». Тыко Вылка впервые представил на ней свои лучшие работы.
Кошечкин Б.И. Указ. соч. С. 25-27. Мацегора К. Указ. соч.
Илья Константинович Вылка. Литературная карта Архангельской области [Электронный ресурс] URL: https://writers.aonb.ru/vyilka-i.k.html (дата обращения: 25.06.2021).
В 1911 г. в Москве состоялась вторая подобная выставка с участием Ильи Константиновича. Его картины произвели впечатление - ненец-художник! Это считалось экзотикой. Несколько рисунков были отправлены в подарок императору Николаю II. За альбом рисунков император Николай II прислал Вылке в подарок пятизарядный винчестер и тысячу патронов к нему. Подарок императора был богат и тоже содействовал уверенности в себе Вылки как художника. Архангельский губернатор Иван Васильевич Сосновский прибавил от себя 600 руб., что по тем временам было значительной суммой.
Как убеждаемся, «претендентов» на открытие Вылки-художника много, и все они могли бы этим гордиться. Все названные люди ему помогли, поддержали, поощрили, но открыл Тыко Вылку сам Тыко Вылка. Он считал, что произошло это в 1904 г., когда у него в живописи стало кое-что получаться1. В основе Илья Вылка - художник-самоучка. Об этом есть его собственноручное свидетельство, хранящееся в фондах Государственного архива Архангельской области (ГААО)2.
«Президентом Новой Земли», «начальником», политическим человеком он сделался много позже того, как стал художником и освоил иные профессии, требовавшие творческого подхода. Возможно, поэтому Выл-ку высокие должности и не испортили, ибо как человек он уже сформировался основательно. В 1924 г., даже став председателем Новоземель-ского Островного Совета Депутатов трудящихся, Тыко Вылка первым делом создал школу в Белушьей Губе и стал сам преподавать там рисование. Это было его любимое занятие. Он учил детей переносить душу Арктики на бумагу.
В 1927 г. в становище Белушья Губа была создана промысловая артель. У неё появилась и первая техника - промысловый бот, а Вылка стал его мотористом. Руководящая деятельность не помешала ему продолжить создавать картины. В ноябре 1927 г. 10 пейзажей Вылки уже экспонировались на выставке искусств народов СССР. Его талант узнала широкая советская общественность.
В 1929 г. Тыко Вылка был вызван в Москву для выступления в Комитете содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК СССР (Комитете Севера). В эти дни он встретился и с «всесоюзным старостой» Михаилом Ивановичем Калининым. С лёгкой руки Калинина к Тыко Вылке и пришло неофициальное звание «Президент Новой Земли». Так его назвал сам «всесоюзный староста». На совещании в столице
Воронова А. Президент Новой Земли Тыко Вылка. М., 1977. С. 21.
Гемп К.П. Илья Константинович Вылка: к 100-летию со дня рождения // Памятные
даты Архангельской области, 1986 г. Архангельск, 1985. С. 26-30.
Вылка рассказал о том, в чём крайне нуждались ненцы. Председатель этого совещания - Пётр Гермогенович Смидович, заместитель председателя ВЦИК, - обещал, что помощь населению Севера будет оказана. Он в то время был и председателем созданного в 1924 г. Комитета Севера. В том же году аналогичный орган появился при президиуме Архангельского губисполкома. Он назывался «Архангельский комитет Севера». Эти структуры ставили своей целью развитие материковых и островных территорий, населённых ненцами. В 1929 г. Пётр Смидович, например, принял активное участие в создании Ненецкого округа. Он выполнил и обещание помочь Новой Земле. В становищах при его содействии появилось электричество, заработало радио, был выстроен «красный чум» (клуб), появились десятки новых промысловых изб, открылись магазины, развивалась школа, была налажена редкая, но регулярная пароходная связь с Архангельском. К 1930-м гг. в самом большом поселении Белушья Губа было уже около 100 домов.
31 июля 1954 г. жизнь ненцев Новой Земли круто изменилась. Вышло закрытое постановление Совета министров СССР об оборудовании на Новой Земле «0бъекта-700». А 17 сентября 1954 г. на архипелаге Новая Земля официально появился советский ядерный полигон. Место было выбрано исходя из соображений транспортной доступности (незамерзающие порты в Баренцевом море) и минимального вреда для людей. К 1954 г. население архипелага выросло до 400 человек, но всем жителям пришлось переехать в Архангельск, Нарьян-Мар, Амдерму или Варнек. На Новой Земле стали обустраиваться военные: солдаты, моряки, лётчики, инженеры - развернулось оборонное строительство. Пришлось переехать из родных мест и Илье Константиновичу. Он всю оставшуюся жизнь с болью в раненой душе вспоминал свой большой остров, но туда ему уже не суждено было вернуться.
В Архангельске Тыко Вылка занялся научной деятельностью. Ещё до переезда Вылки в Архангельск в городе было создано отделение Географического общества СССР. Илья Константинович заслуженно стал одним из его первых членов. В 1949 г. он опубликовал в «Правде Севера» статью «Ненцы - исследователи Арктики». В этнографической секции общества он прочёл доклад, посвящённый топонимике Арктики. Он много выступал с лекциями и докладами - занимался просветительской работой - и. продолжал рисовать.
Постепенно возраст брал своё. Настало время последних стихов и последней песни Тыко Вылки. Незадолго до смерти он успел перевести на ненецкий язык стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»
и А.С. Пушкина «Памятник»1. А ещё он мечтал написать цикл из пяти картин, посвящённых совместным походам с В.А. Русановым, но этого осуществить не успел. Скончался Илья Константинович 29 сентября 1960 г. Похоронен на Кузнечевском кладбище Архангельска. За его могилой ухаживают. Ныне его картины находятся в Русском музее и в Российском государственном музее Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург), в Музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова (музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск), в Ненецком краеведческом музее (Музейное объединение Ненецкого автономного округа, Нарьян-Мар), в Орловском музее изобразительных искусств, Историко-мемориальном музее М.В. Ломоносова (Холмогоры). Вылке не чужда была ненецкая народная песня. Он пел о том, что видел, о том, как жили и как трудились окружавшие его люди. Записи ненецких песен в исполнении Вылки хранятся в фондах ненецкого окружного радио2. Тесная связь с разнообразными проявлениями культуры собственного народа сделала ещё более значимыми сюжеты его картин.
Чем же с самого начала характеризовалось его творчество, чем отличалось от изображений Арктики у других художников? Его ледяные миры никогда не выглядели безжизненной пустыней. Природа его Арктики жива и активна даже в самые суровые и долгие зимы. Тем более в его творчестве наполнено жизнью короткое полярное лето. На многих его этюдах и картинах важное место занимают не только льды и снега, но и животные, люди, чумы, лодки промышленников. На его картинах люди всегда деятельны. Он, видимо, был убеждён в том, что Арктика вообще не терпит лености.
Богатая впечатлениями жизнь и деятельность Вылки нашла отражение в литературе и кино. О нём как о человеке и художнике писал стихи Евгений Евтушенко. Тыко Вылке посвящены несколько книг. Наиболее известны очерки и повести Алексея Феликсовича Сухановского3, Бориса Ивановича Кошечкина4, Юрия Павловича Казакова5, Тимофея Петровича
Илья Константинович Вылка. Литературная карта Архангельской области [Электронный ресурс] URL: https://writers.aonb.ru/vyilka-i.k.html (дата обращения: 19.09.2021).
Песня Тыко Вылки // Наръяна вындер. 1965. 15 августа.
Сухановский А.Ф. Тыко Вылка. Сын Полярной звезды. Архангельск, 2009. 255 с. Кошечкин Б.И. Сын Новой Земли. М., 1980. 78 с.
Казаков Ю. Осень в дубовых лесах. М., 1983. 575 с. (книга Юрия Петровича включает в себя рассказы и небольшую повесть «И родился я на Новой Земле. Тыко Вылка»).
Синицына (Пэля Пунуха)1. Был снят и художественный фильм «Великий самоед», который вошёл в золотой фонд кино о знаменитых людях Запо-лярья2. Одна из последних по времени издания, статья Андрея Юрьевича Епатко, научного сотрудника Государственного Русского музея, опубликована в 2020 г.3
Именем Вылки названы улицы в Нарьян-Маре и Архангельске, бухта на Южном острове Новой Земли. Его художественный, научный и общественный вклад в познание и изображение Арктики достойно оценён потомками.
Пеля Пунух. Под вой пурги. М., 1929. 88 с. (есть и переиздание в кн.: Пеля Пунух. Из-под пяты веков. Архангельск, 1979). Пэля Пунух - литературный псевдоним Тимофея Петровича Синицына.
Великий самоед (реж. А. Кордон, 1981 г.) // Кинопоиск.ру [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/45708/ (дата обращения: 02.07.2021). Епатко А.Ю. «Великий самоед»: ненецкий художник Тыко Вылка [Электронный ресурс] URL: https://goarctic.ru/society/velikiy-samoed-nenetskiy-khudozhnik-tyko-vylka/ (дата обращения: 26.06.2021).