Научная статья на тему 'Экспедиции художника А. А. Борисова: важность подготовительного этапа'

Экспедиции художника А. А. Борисова: важность подготовительного этапа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

186
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Александр Алексеевич Борисов / Арктика / Новая Земля / подготовка к экспедиции / An artist Alexander Borisov / the Arctic / the Novaya Zemlya / expedition’s preparatory phase

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Титова Марина Владимировна

В статье рассматриваются арктические экспедиции художника А. А. Борисова: проработка маршрута, решение финансовых задач (поиск средств, составление сметы и пр.), подбор команды, строительство судна и дома-базы на Новой Земле, а также изучение быта жителей Севера (ненцев, поморов), использование их одежды, пищи, средств передвижения (собачьи и оленьи упряжки) во время путешествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic expeditions of A. A. Borisov: importance of the preparatory phase

This article considers A. A. Borisov’s artistic expeditions to the Arctic: working out the route, solving financial problems (fundraising, budgeting, etc.), team selection, building of a ship and a home base on the Novaya Zemlya, as well study of the life of the inhabitants of the North (Nenets and Pomor people), using their food, clothing and vehicles (dog and reindeer teams) during expeditions.

Текст научной работы на тему «Экспедиции художника А. А. Борисова: важность подготовительного этапа»

титова м. в.

Экспедиции художника А. А. Борисова: важность подготовительного этапа

TITOVA M. V.

Artistic expeditions of A. A. Borisov: importance of the preparatory phase

Сведения об авторе:

Титова Марина Владимировна, научный сотрудник «Музея художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова» - отдела ГБУК АО «Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"» (Архангельск) titovamt16@yandex.ru Author:

Titova Marina Vladimirovna, scientific researcher of Museum of the artistic exploration of the Arctic named after A. A. Borisov - a branch of the State museum association "Art Culture of the Russian North" (Arkhangelsk) titovamt16@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются арктические экспедиции художника А. А. Борисова: проработка маршрута, решение финансовых задач (поиск средств, составление сметы и пр.), подбор команды, строительство судна и дома-базы на Новой Земле, а также изучение быта жителей Севера (ненцев, поморов), использование их одежды, пищи, средств передвижения (собачьи и оленьи упряжки) во время путешествий. Abstract

This article considers A. A. Borisov's artistic expeditions to the Arctic: working out the route, solving financial problems (fundraising, budgeting, etc.), team selection, building of a ship and a home base on the Novaya Zemlya, as well study of the life of the inhabitants of the North (Nenets and Pomor people), using their food, clothing and vehicles (dog and reindeer teams) during expeditions.

Ключевые слова:

Александр Алексеевич Борисов, Арктика, Новая Земля, подготовка к экспедиции. Keywords:

An artist Alexander Borisov, the Arctic, the Novaya Zemlya, expeditions preparatory phase.

лександр Алексеевич Борисов (1866-1934) - художник с миро-

вым именем, один из родоначальников арктической темы в изо-

бразительном искусстве. Он был учеником известнейших пейзажистов И. И. Шишкина и А. И. Куинджи. Его называли «певцом природы Русского Севера», «певцом края полуночного солнца», «художником вечных льдов». А. А. Борисов писал: «Крайний Север, с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его вечными льдами и долгой полярной ночью, всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии»1. Этот замысел удался: Борисов оставил потомкам сотни картин и этюдов с изображениями арктической природы.

Конец XIX - начало XX в. - это время активного освоения Арктики. Душа А. А. Борисова, уроженца Русского Севера, стремилась в эти неизведанные земли. Чтобы осуществить свою мечту - «похитить молчаливую тайну Севера и показать всему свету необычайные красоты загадочного полярного мира»2 - он участвовал в экспедициях, а также решился на организацию своих собственных путешествий.

Экспедиции А. А. Борисова

1894 г.: А. А. Борисов в качестве фотографа и рисовальщика принял участие в поездке министра финансов С. Ю. Витте (северное побережье Кольского полуострова).

1896 г.: путешествие на Кольский полуостров, а также первая поездка на Новую Землю, где художник в течение лета жил в становище Малые Кармакулы.

1897-1898 гг.: «тренировочная» экспедиция по Большеземельской тундре и на о. Вайгач.

1899 г.: поездка на Новую Землю с целью подготовки своей собственной экспедиции на этот архипелаг в следующем году.

1900-1901 гг.: новоземельская экспедиция.

1903 г.: художник в течение одного летнего месяца писал этюды на Новой Земле, живя в своём доме-мастерской.

Будучи живописцем и человеком искусства, А. А. Борисов тем не менее отчётливо понимал все трудности и опасности предстоящих путешествий и поэтому очень тщательно и ответственно подходил к их организации.

1 Борисов А. А. У самоедов (СПб., 1907). В стране холода и смерти (СПб., 1909): Репринтное издание под общей редакцией П. В. Боярского. М., 2013. С. 1.

2 Там же. С. 5.

технические особенности организации исследовательских экспедиций

Во время большеземельской экспедиции художник учился у коренных жителей Севера - ненцев - секретам выживания в суровых условиях Арктики (ночёвки в «куропачьем чуме»; профилактика цинги, благодаря употреблению в пищу сырых оленьих крови и мяса, богатых витаминами; управление оленьими и собачьими упряжками и пр.). У ненецкого народа он перенимает традиционную меховую одежду, за многие столетия идеально приспособленную к суровым климатическим условиям Севера. В смету этой экспедиции А. А. Борисов включил следующие предметы: «шапка (2 р.), оленья шкура (3 р.), малица с верхней рубашкой (27 р.), пимы с липтами (8 р.), два совика (34 р.), вторая оленья шкура (3 р.)». Кроме этого, он внёс в список двух собак: «собака "Валетка" (7 р.), вторая собака поменьше (6 р.)». «Всего на эту экспедицию (включая расходы на питание: сахар, хлеб и проч. (такие мелкие расходы я обыкновенно не пишу, но здесь, чтобы узнать, сколько израсходовано на дорогу от Красноборска до Усть-Цыльмы) 3 р. 64 к.)» художник потратил 93 р. 64 к.1

Успешно завершив экспедицию по тундре, А. А. Борисов приступил к подготовке масштабного путешествия на Новую Землю.

Химик А. М. Филиппов, участник новоземельской экспедиции художника, об этом путешествии сообщал следующее: А. А. Борисов «предполагал поставить у восточного устья Маточкина Шара (пролива, разделяющего Новую Землю на две части), близ Карского моря дом, достаточно просторный для помещения нескольких человек, входящих в состав экспедиции, а именно (кроме самого Борисова) шкипера его судна, нескольких матросов, повара и самоедов-проводников и погонщиков. Дом этот должен был послужить операционным базисом для дальнейших действий экспедиции. Отсюда на небольшом (в 40 т) парусном судне, специально приспособленном для плавания, в случае надобности среди льдов Борисов рассчитывал вскоре после своего прибытия в Маточкин Шар развезти по восточному берегу Новой Земли часть своего провианта и таким образом ко времени начатия главных своих операций иметь на пути следования своего на север несколько отдельных складов провизий. Затем он рассчитывал перезимовать в своём доме, а ранней весной двинуться вдоль восточного берега Новой Земли на север по «припайкам» (береговому льду) с самоедами и целым караваном нарт (саней), запряжённых собаками и отчасти оленями, с провиантом и всем необходимым снаряжением. Достигнув, если б это не оказалось сопряжённым

1 Смета на экспедицию в Большеземельскую тундру: ИРЛИ РАН. Ф. 676. Оп. 1. Д. 36.

с особыми трудностями или потерей времени, северной оконечности Новой Земли, Баренцева мыса Желания (hoeck van Begheerte), он обогнул бы его и, дойдя по западному берегу до гавани Мака, вернулся бы к Карскому морю поперёк Новой Земли, пересёкши её в самом узком месте. Разумеется, стремиться к выполнению всего этого маршрута предполагалось лишь настолько, насколько это не мешало бы главной цели экспедиции - собиранию художественного материала. Так как выбор места и времени остановок, их продолжительности и т. п. - всё должно было быть подчинено этой основной цели, то легко могло случиться, что, засидевшись два-три раза в каких-нибудь интересных в художественном отношении местах, Борисов упустил бы благоприятное для перехода время года и был бы вынужден вернуться, не достигнув даже мыса Желания. Это, однако, его нисколько бы не огорчило, потому что зато он достиг бы другой цели своих желаний: написать большее количество этюдов. Значит, исследование восточного берега Новой Земли, переход по внутренней области этой страны, быть может, покрытой материковым льдом, переход, до сих пор никем не совершённый, являлись только вероятным результатом экспедиции; но, принимая во внимание, что сам автор проекта страстно желал выполнить маршрут весь целиком, надо было надеяться, что он найдёт способ согласить обе цели: географическую и художественную»1.

Чтобы в полной мере осуществить задуманное, надо было построить дом-мастерскую на берегу пролива Маточкин Шар. В 1899 г. живописец завёз на Новую Землю материалы, а ровно через год начал строительство. От первоначальных планов - построить дом у восточного устья Маточкина Шара - пришлось отказаться. Вот как это описывал А. М. Филиппов: «Пароход Архангельско-Мурманского товарищества, ежегодно два раза в лето посещающий Новую Землю, не заходит на её восточную сторону. Но Борисов имел все основания думать, что это препятствие устранимо: он был уверен, что товарищество пошлёт свой пароход для перевозки его дома сквозь Маточкин Шар, т. к. опыт многочисленных экспедиций, научных и промышленных, доказал, что плавание по этому проливу не представляет ни малейшей опасности и совершается легко и быстро. Однако, когда нужно было отправляться, директор товарищества, г-н П. И. Витт, отказал наотрез послать пароход сквозь Маточкин Шар, мотивируя свой отказ тем, что для такого необычного рейса пришлось бы перестраховать

1 Филиппов А. М. Полярное путешествие художника Борисова. I. План экспедиции // Новое время. 1900. 4 (17) марта. № 8627.

технические особенности организации исследовательских экспедиций

пароход и заплатить слишком высокую страховую премию. Частные же судовладельцы за один только фрахт парохода надлежащей величины просили с Борисова 5000-6000 руб. Убеждённый, что Архан-гельско-Мурманское товарищество бесплатно перевезёт все предметы снаряжения экспедиции до места предполагаемой зимовки, Борисов при составлении сметы не включил в неё совсем никакой суммы на перевозку, а потому теперь должен был отказаться от частных услуг и волей-неволей удовольствоваться попутным рейсом Архангельско-Мурманского парохода и выгрузить дом с припасами в месте обычной остановки этого парохода, т. е. у западного входа в Маточкин Шар. Перевозить отсюда дом на карскую сторону своими средствами Борисову нет физической возможности, и, стало быть, зимовье придётся поставить на месте выгрузки»1.

Однако появление дома на восточной стороне Маточкина Шара, «полярного Босфора», как его называли, по мнению художника, поспособствовало бы развитию новоземельских колоний и, в частности, промыслам зверя: «Карская сторона, - где ошкуи (белые медведи) ходят стадами, как олени, где реки кишат гольцом (нежнейшая из пород форели), а бухты моржами, тюленями и белугами, - до сих пор не имеет ни одной избушки, которая могла бы явиться базисом, убежищем на случай нужды в зимовье для охотников-самоедов и русских промышленников... Теперь же, будучи построен в упомянутой Поморской губе, рядом с тремя пустующими казёнными домиками, он явится лишь бесполезной и ненужной роскошью для этого места»2.

Тем не менее этот дом - самая северная художественная мастерская (на 73-й параллели) - построенный на Новой Земле на берегу пролива Маточкин Шар (Поморская губа, подножие горы Пила), стал не только местом обитания экспедиции А. А. Борисова в 1900-1901 гг. (а также в 1903 г.), но и в течение последующих десятилетий принимал многих путешественников, а также ненецкие семьи. Так, например, здесь в 1902-1903 гг. останавливалась норвежская экспедиция Кристиана Биркеланда, занимавшегося изучением северных сияний. Одна из геомагнитных обсерваторий учёного расположилась рядом с домом А. А. Борисова на берегу пролива Маточкин Шар.

В книге The Norwegian Aurora Polaris expedition 1902-1903 («Норвежская экспедиция по исследованиям полярного сияния 1902-1903») Биркеланд писал: «Станция находилась на берегу Маточкина Шара, на

1 Там же.

2 Там же.

западной стороне острова, в одной из бухт пролива. В точке с координатами 73016'38'' N и 53057' Е <...> Были воздвигнуты два дома для наблюдений, которые мы привезли с собой, а именно: магнитная обсерватория и обсерватория для абсолютных измерений <...> Остальные здания, показанные на схеме, уже были здесь и перешли в полное наше распоряжение с великодушного согласия российского правительства. Жилой дом, построенный русским художником Борисовым, был хорошим и прочным, он был полностью меблирован и находился в отличном состоянии. Российские власти любезно предложили помощь нашей экспедиции. Губернатор Римский-Корсаков также проявил свою доброжелательность к нам. Нас со всем нашим оборудованием даже бесплатно доставили из Архангельска до Маточкина Шара и обратно; а команде парохода "Владимир" были даны указания выгрузить все наши вещи в доме Борисова. Кроме того, мы получили разрешение в случае необходимости воспользоваться складом, предназначенным для потерпевших кораблекрушение моряков. Также там была метеорологическая будка и флюгер; нам оставалось лишь установить термометры и привести всю нашу метеостанцию в действие»1 (рис. 1).

Интересно, что самому Кристиану Биркеланду так и не удалось побывать на Новой Земле: в Архангельске его укусила собака, и учёный был вынужден пройти экстренное лечение в Институте Пастера в Москве. Однако трое его коллег: Ханс Риддервольд, руководитель группы, Ханс Томас Сконнинг и Юхан Корен - смогли пожить в доме художника. В отчётах этой экспедиции можно найти фотографию интерьера одной из комнат новоземельского дома2 (рис. 2).

Позже здесь останавливались исследователь Арктики В. А. Русанов (1908), художник В. В. Переплётчиков, жили ненецкие семьи. В 1960-х гг. дом был разобран и перевезён в посёлок испытателей Северный, где, к сожалению, так и не был собран, и брёвна сгнили от долгого нахождения на земле3.

Дом в плане представлял собой квадрат 10,6 х 10,6 м; срублен он был из толстых сосновых брёвен (30-35 см в диаметре); хорошо проконопачен; нижние венцы были просмолены. Состоял он из трёх комнат (высота потолков - ок. 3 м, а в мастерской - ок. 3,6 м), встроенной бани, кладовой и хлева для коров. Все его окна были обращены

1 Birkeland K. The Norwegian Aurora Polaris Expedition 1902-1903. Christiania, 1908. P. 31-32.

2 Egeland А., Burke W. Kristian Birkeland: The First Space Scientist. Netherlands, 2005. P. 66.

3 Зуева Е. В. Дом на Новой Земле // Борисов и Арктика / Из серии «Северные самородки». Красноборск, 2012. С. 38.

рис. 2. Интерьер жилого дома (дом-мастерская художника А. А. Борисова) новоземель-ской станции экспедиции Кристиана Биркеланда

на север: именно в этом направлении открывался прекрасный вид на заснеженные горы.

Конструкция дома, его внутренние интерьеры (рис. 3), забота о пропитании (содержимое складских помещений; пристроенный к дому хлев для коров), комфорте (встроенная баня) и многие другие аспекты свидетельствуют о серьёзной работе на этапе подготовки экспедиции.

Насколько непросто было всё продумать, просчитать и учесть, видно из сметы экспедиции. Художник перечислял необходимые приготовления к путешествию: «дом со службами - 1800 р.; на деле оказалось - не достанет; надо помещения для собак и оленей и два амбара на расстоянии от дома на случай пожара; запасные доски 200 шт. и брёвна 70-75 шт.; 2 чума по 200 р.; 2 палатки; . олени 10 шт. с доставкой с Мурмана на пароходе с Архангельска по 20 р. - 200 р.; олени не с Мурмана, а из-за Печоры и особенные, так называемые "авки", воспитавшиеся непосредственно в чуму самоеда, - едят суп, мясо, сено, хлеб и разные отбросы, смогут жить без моху, которого зимой на Новой Земле не достать». Крайне трудно было решить, сколько брать с собой собак: А. А. Борисов в смете сначала указывал 20 собак по 15 р.; затем приписал, что не по 15 р., а по 25 р. и не 20 шт., а 30; затем всё это перечёркнуто синим карандашом и исправлено на 40 собак, и, следовательно, расходы на их покупку значительно увеличились по сравнению с первым вариантом сметы. Общие финансовые затраты на экспедицию составили 32 671 руб. (из них 25 671 руб. было получено от Министерства финансов, а 7000 руб. - личные средства художника)1.

Не менее важным слагаемым успешного прохождения морского этапа экспедиции является корабль. Решение этой задачи А. А. Борисов доверял профессионалам: чертежи экспедиционного судна были разработаны инженером яхтенного строительства В. П. Фан-дер-Флитом, а после его смерти были завершены его братом А. П. Фан-дер-Флитом. Создавалась одномачтовая яхта, которую художник назвал «Мечта», в одном из центров поморского кораблестроения - в селе Колежма - под руководством опытного мореплавателя, капитана парохода «Ломоносов» С. В. Постникова. Чугунный киль на яхту поставили в сухом доке на Соловках.

«К неоценённым качествам судна принадлежат:

1) малая парусность, которая позволяет чрезвычайно легко маневрировать им, - что столь необходимо, особенно при плавании в узком

1 Смета на экспедицию на Новую Землю: ИРЛИ РАН. Ф. 676. Оп. 1. Д. 36.

2

Рис. 4. Яхта «Мечта» художника А. А. Борисова . На фото (слева направо): в первом ряду - Алексей Павлович Соболев, личность не установлена, Александр Алексеевич Борисов, Тимофей Ефимович Тимофеев, Трофим В. Окулов (сидит), личность не установлена, кто-то за такелажем; во втором ряду - личность не установлена, самоедка (возможно, жена Устина), самоед (возможно, Устин)

1 Борисов А. А. На Новую Землю. Очерк полярного путешествия А. А. Борисова (с 13 рис. и портретами) // Нива. 1902. № 21. С. 417.

2 Архив ГБУК АО «Государственное музейное объединение "Художественная культура Русского Севера"». Ф. 6. Оп. 1. Д. 56.

Маточкином Шаре, где часто совершенно неожиданно налетает сильный и резкий ветер, так называемый "бора";

2) форма судна, несколько напоминающая "Фрам", которая делает его неуязвимым для льдов и в то же время не позволяет (чего не было на "Фраме") волнам даже во время сильных штормов заливать палубу и

3) его удивительная остойчивость, которую ему придаёт тяжёлый (в 180 пуд. весом) чугунный киль: благодаря этому килю судно даже во время шторма (напр., при ветре в 8 баллов) может нести полную парусность.

Морские инструменты, необходимые для судна, были даны Борисову от гидрографического управления Морского министерства: компас (шлюпочный), пелькомпас, барометр-анероид, термометр для определения температуры воды на поверхности, прибор для определения скорости течений и цепь для измерения берегов. Для управления судном необходимо четыре матроса под командой шкипера. Кроме того, Борисов имел с собой на судне повара»1.

В экспедиции на Новую Землю участвовали (часть людей не осталась на зимовку, например, А. М. Филиппов):

1) Тимофей Ефимович Тимофеев - зоолог Харьковского университета;

2) Александр Михайлович Филиппов - гидролог/химик;

пятеро рабочих:

3) Михаил Алексеевич Борисов (брат художника) - рабочий;

4) Александр Кузнецов (двоюродный брат художника; д. Кома-рица) - рабочий;

5) Алексей Павлович Соболев - рабочий;

6) Василий Максимович Теплых (д. Вотежицы) - печник;

7) Пётр Иванович Тропин (д. Вотежицы) - плотник;

команда яхты «Мечта»:

8) Евгений Хохлин (д. Кушерека) - штурман;

9) Дмитрий Попов (д. Кушерека) - матрос;

10) Фёдор Ерёмин - матрос;

11) Трофим В. Окулов (д. Кушерека) - матрос (на момент экспедиции ему шёл шестой десяток);

проводник:

12) Устин Канюков - ненец, охотник и меткий стрелок, в молодости был шаманом на острове Колгуев (рис. 4).

1 Филиппов А. М. Полярное путешествие художника Борисова. II. На карбасе к Карскому морю // Новое время. 1900. 18 (31) марта. № 8641.

Рис. 5. Встреча Нового года (31 декабря 1900 г. - 1 января 1901 г.) на Новой Земле . Слева направо: Дмитрий Попов, Александр Алексеевич Борисов (сидит спиной к фотокамере), Тимофей Ефимович Тимофеев, Евгений Хохлин, Устин Канюков (возможно), Алексей Павлович Соболев, Трофим В. Окулов, Александр Кузнецов. Фотографировал, возможно, Фёдор Ерёмин.

На стене можно разглядеть серию графических работ А. А. Борисова, созданных во время новоземельской экспедиции: «Самоед Сила, около 50 лет», «Самоед Максим Пырерка. 85 лет. Праотец новоземельский», «Самоед Константин (Ханец) Вылка, убивший на своём веку более 100 белых медведей» и (возможно) «Иеромонах Дорофей, священнослужитель на Новой земле»

1 Борисов А. А. На Новую Землю. Очерк полярного путешествия А. А. Борисова (с 13 рис. и портретами) // Нива. 1902. № 21. С. 413.

В этом путешествии не было «случайных» людей, А. А. Борисов тщательно выбирал спутников в свою команду. Поморы стали незаменимыми помощниками в управлении судном; ненец Устин во время санных переходов на собачьих упряжках не раз спасал людей от голодной смерти; зоолог Т. Е. Тимофеев отвечал за научную часть экспедиции.

Одним из главных показателей успешности этой новоземельской поездки, помимо выполнения основной научной и художественной программы, является тот факт, что никто из команды не заболел цингой. А. А. Борисов считал, что в борьбе с этим страшным недугом помогает не только особое питание (свежее мясо, квашеная капуста, ягоды и т. д.), но и, как он говорил, «интерес к жизни». Размышляя об экспедиции Фритьофа Нансена и сравнивая её с жизнью в Никольском ските (был приписан к Артемиево-Веркольскому монастырю), организованном в 1890 г. на побережье Югорского Шара, художник писал: «Прожить год в полярной стране при удовлетворительном питании ничего не стоит, а попробуйте остаться на другой год при тех же условиях, и вы увидите совершенно другой результат. Первый год человек полон запаса, полон жизни; а попробуйте прожить, когда организм истощён плохим питанием. К тому же Нансен, надо полагать, интересовался своей поездкой, своей жизнью там, а это - главное лекарство против заболевания цингой»1.

Судя по фотографии, сделанной в новоземельском доме-мастерской художника во время встречи Нового года (31 декабря 1900 г. - 1 января 1901 г.), все люди здоровы, веселы и готовы продолжать свою работу в рамках этого путешествия (рис. 5).

В истории русского искусства ещё не было примера столь масштабных экспедиций с художественной целью. Благополучное завершение поездок А. А. Борисова, собранные им научные сведения, а также огромное количество картин и этюдов, изображающих арктические пейзажи, свидетельствуют об ответственном подходе руководителя на всех этапах экспедиции (от подготовки до подведения итогов).

1 Филиппов А. М. Полярное путешествие художника Борисова. IV. В Югорском Шару и на Вайгаче // Новое Время. 1899. 17 (27) апреля. № 8311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.